Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Mortal Kombat
Игра: Mortal Kombat
Жанр: файтинг
Разработчики: Midway, Sculptured Software, Probe Software / Entertainment Limited, Williams
Платформы: Arcade, SNES, Genesis / Mega Drive, PC, Game Gear, Master System, Game Boy, Sega CD, Amiga.
Количество игроков: 1-2
Годы выхода: 1992-1994
Сегодня Mortal Kombat - это целая индустрия. Помимо собственно игр из серии MK, количество которых уже более десяти, на свет появились несколько фильмов, и даже телесериал, который был замечен и в российском телеэфире. Также существуют несколько мультфильмов, выпускаются саундтреки, книги и многое другое. А ведь 20 лет назад ничего этого не было…
Немного предыстории
Как известно, создателями феномена МК были два человека. Программист Эд Бун и художник Джон Тобайэс. По крайней мере, подавляющему большинству рядовых игроков именно эти два человека известны как творцы МК. Стоит также отметить композитора Дэниэла Фордена, того самого, который в последующих частях игры будет вылезать в правом нижнем углу, громко крича "Toasty!", ведь именно ему мы будем вечно благодарны за такие музыкальные хиты, как, например, начальная мелодия из МК1.
Именно этих людей судьба свела вместе в 1992 году. Тобайэс тогда закончил работу над аркадой - стрелялкой Smash TV (мне в свое время эта игра сильно нравилась своим бешеным драйвом), а Бун отрабатывал оцифровку персонажей игр на серии High Impact (американский футбол, где игроки были оцифрованы так же, как затем в МК).
Сама идея создать файтинг с "живыми" людьми принадлежала Буну, он также писал программный код игры, придумывал персонажей, а техническая сторона при переносе видеоизображения с аналоговой камеры (Sony Hi8) в цифровой вид ложилась на плечи Тобайэса и его команды. Надо отметить, что при такой технически тяжелой работе (камера обеспечивала всего 250-300 горизонтальных линий, поэтому многое пришлось дорисовывать от руки, не говоря уже о цветах и тенях) художники свою работу сделали отлично. Тобайэс одновременно лично занимался анимацией Горо, двухметровая латексная кукла которого была выполнена на заказ другом Джона Куртом Чиарелли.
В это время вовсю шла съемка персонажей, причем в последний момент седьмого мужского персонажа (позже в МКII это будет Джекс) меняют на женщину (Соню Блэйд).
Когда игра была почти готова, Тобайэс написал "легенду" МК. Конечно, общие концепции предыстории были обрисованы Эдом Буном еще до начала работы, а вот конкретные истории каждого персонажа в отдельности, а также взаимосвязи бойцов, рождены мозгом Джона Тобайэса. Позже Бун неоднократно заявлял, что важна не история, а сам игровой процесс, но Тобайэса напротив настораживала чрезмерная раздутость штата бойцов МК, так как приходилось всё время "подтягивать" сюжет.
Никто, вероятно, не будет спорить о такой ключевой составляющей МК как секреты. Этот сегмент всегда был вотчиной Эда Буна. Однако первого секретного бойца Риптайла в оригинальной аркадной версии МК не было. Идея секретного бойца посетила Буна позже, и в более поздних версиях автоматов Рептилия сначала появился в качестве зеленого Скорпиона, а затем уже и под собственным именем. Более того, его ближайший соратник Тобайэс о Риптайле и не подозревал. По другому вопросу - касательно названия игры (ведь правильно писать Combat) - Эд Бун дал более чем обескураживающий ответ: "Просто потому, что это выглядит странно…"
Как бы там ни было, но 1 октября 1992 года, после девяти месяцев работы, фирма Midway представляет свой новый аркадный суперхит – игру Mortal Kombat. Игра сразу привлекает к себе внимание, ведь помимо прекрасной графики и потрясающего геймплея в ней содержатся сцены насилия. Чего только стоят Fatality с вырыванием позвоночника или обезглавливанием противника. Под давлением общественности возрастной ценз поднимают до 17 лет, а изданные в сентябре 1993 года фирмой Acclaim версии для SNES и Game Boy полностью лишаются крови. Стоит отметить, что и версия для Genesis без введения специального кода также абсолютно бескровная, а Fatality некоторых персонажей в бескровном варианте совсем не так страшны. Но процесс внедрения МК в души людей уже не остановить, и игра расходится по миру более чем пятимиллионным тиражом (и это не считая пиратства!).
Графика
В 1992 году разработчики действительно выпустили игру с потрясающим графическим оформлением. Технологии оцифровки персонажей, а после и декораций, надолго закрепились в компьютерных играх. Тогда то, что создал Джон Тобайэс с помощью видеокамеры за $400, казалось просто верхом совершенства. Но проходят годы, и блеск МК постепенно меркнет. Конечно, справедливо заметить, что МКII имел лучшую графику, чем предшественник, анимация была плавнее, да и реализация МК1 на некоторых платформах оставляла желать лучшего (так было, например, с продуктом для SNES; МК1 на этой платформе, прямо скажем, не блещет, зато версия МКII, на мой взгляд, одна из самых лучших в графическом плане). Но ведь МКII - это не совсем другая игра, и если бы его не было, то сравнивать было бы практически не с чем. Такие игры как Street Fighter, Dragon Bruce Lee, Double Dragon V и еще многие десятки аркадных хитов от SNK не могут поспорить с МК в реализме, из-за своей анимационной родословной. А такой хит как Killer Instinct хоть и использовал оцифровку, но в качестве бойцов в игре выступали пластилиновые куклы, что также придавало игре некоторую мультяшность.
Что касается оцифровки реальных актеров, то по такому пути пошли немногие создатели файтингов. Пожалуй, самый реальный конкурент МК - это WWF The Arcade Game, что не удивительно: ведь разрабатывала игру та же Midway. Еще вспоминается попытка сотворить нечто схожее в игре под названием Pit Fighter (слыхали о таком?), надо отметить, что попытка не очень удачная. Дальше был легендарный Way of the Warrior (это уже на 3DO), в иностранных изданиях преподносящийся как "убийца МК". Графически мощный, он не смог повторить успеха МК из-за своего слабого геймплея и малой популярности 3DO. Так что, пожалуй, до появления качественных трехмерных файтингов (таких как Tekken или Tobal) в графическом плане МК был эталоном.
Звук
Звуки в МК подобраны очень умело, у каждого бойца есть свой неповторимый стиль (но только не на Genesis - там у всех мужчин один голос). Вспомните, сколько эмоций вызывал Лю Кэн со своим писклявым голоском. Но чтобы получить максимальное удовольствие, нужно играть в аркадную версию, там все звуковые эффекты остались в своем первоначальном состоянии. Ведь в плане звука версия для Genesis намного проще, а на SNES звуковые эффекты производят двоякое впечатление: некоторые звуки хороши, а некоторые просто ужасны!
Музыкальное сопровождение разных версий МК также отличается. Так, на Mega Drive и аркаде музыка просто великолепна, пожалуй, лучше музыка только в МКII. А вот SNES версия отличается от вышеописанных как небо от земли. Нет, музыка на SNES неплохая, она просто совсем другая.
Заканчивая тему звука в игре, замечу, что меня всегда огорчали немые бойцы, лишь Кейдж иногда кричал "Yeah!", да Скорпион голосом Эда Буна призывал пойманного на гарпун бедолагу.
Геймплей
Наряду с графическим оформлением игры геймплей занимает ведущее место в любом файтинге. Надо отметить, что в Midway в этом направлении пошли своим путем, причем очень удачно! Основное отличие МК от других популярных файтингов тех лет - это простая система управления; все удары и суперудары выполняются очень просто, соответственно, большее количество игроков могут применять разнообразные удары в игре. Эд Бун вспоминал, что не хотел использовать под суперудары сложные сочетания клавиш, как это делалось в Street Fighter (в то время популярнейший файтинг). Он решил использовать более простую систему, и позаимствовал её из игры Karate Champ, в которую он сам играл, когда был подростком. Так появились подсечка и вертушка, выполняемые в комбинации с нажатием крестовины и кнопки одновременно. Суперудары выполняются тоже достаточно просто. Мы все это давно оценили и уже привыкли к такого типа комбинациям, а ведь тогда это было в диковинку, миром правили полуобороты ручки джойстика. Но то, что просто сделать на джойстике автомата, чрезвычайно тяжело сотворить на геймпаде приставки. Представляете, сколько фанатов добавилось у МК только из-за простоты системы управления?
За что мы любим МК?
Вопрос и легкий и сложный одновременно. Самое главное - это реализм. Для меня более реальным файтингом чем МК до сих пор является только Tekken. А вспомните, как в то время геймеры реагировали на появление на экране "живых" бойцов. Помню, пришел покупать новый картридж для "Сеги", а там продавцы бьются в МК! Я просто был в шоке от такой графики, пришлось срочно копить на возможность увидеть эту прелесть у себя дома.
Еще один фактор - это необычайная жестокость и насилие в игре. Это было необычно. Да, мы все смотрели фильмы с Ван Даммом, но никогда не могли подумать о том, что бойцы в игре могут повторить кадры из "Кровавого спорта" с добиванием противника. Fatality… Что за дивное слово! Как мы гонялись за ними, людей, знавших хотя бы одно из них, считали "Атцами Атцов". Ну кому после МК захочется играть в Street Fighter: "…там ведь даже добиваний нет!". Это уже потом добивания стали неким приколом или надоедливой обязанностью победившего игрока, а тогда, в МК1, это были леденящие кровь зверства. Не забуду, как мурашки бежали по коже, когда я в первый раз сжег Скорпионом моего корефана Серёгу. А уж какие чувства испытывал он!!!
Mortal Kombat был новатором во многом. Это не могло не привлечь внимания геймеров. Так, именно в МК впервые появился комментатор, громко объявлявший победителя и приговаривая побежденного словами "Finish Him/Her". В игре появилась предыстория, а каждый боец имел свою собственную начальную и финальную заставку, объясняющую его судьбу. Бойцы были не просто сборищем каких-то бугаев, а имели четкое деление на "своих" и "чужих", у них даже были персональные враги. Удачно вписывался в промежутки между поединками режим "Test your might", где нужно было разбить разные строительные материалы руками (снова идея Буна, а точнее реинкарнация разбивания досок из International Karate).
Создатели очень умело сотворили вокруг МК ореол секретности, а что еще может привлечь фанатов лучше, чем неизвестность и возможность найти в сотни раз пройденной игре новые сюрпризы. В МК всё началось с Риптайла, когда он выпрыгивал перед началом боя, подсказывая, как его найти. Опять же Fatality, все они были засекречены. А фейк про Эрмака вообще до сих пор многие считают правдой.
МК можно и нужно любить за то, что он не остался единственным, а открыл дорогу новым частям игры. Но есть и простой ответ на вопрос "За что мы любим МК?" Хочется ответить, что я люблю МК за то, что он есть!
Сравниваем шесть версий Mortal Kombat
Sega Genesis (Mega Drive)
При включении сразу начинает играть классная мелодия. Так как я в 90-х годах играл именно на Mega Drive, то мне мелодия эта до боли знакома. На экране "Codes" привычно ввожу ABACABB, включается кровь. Перехожу к выбору бойцов, тут замечаю, что стойки у Саб-Зиро и Скорпиона идентичны, в оригинальной версии Саб-Зиро стоит, слегка опустив руку. Начинаю первый бой. Опять приятно радует музыкальное сопровождение (причем почти на всех уровнях). Бой идет живенько, практически без тормозов, аркадной версии почти не уступает. Вот только звуковое сопровождение слегка отличается в худшую сторону, некоторые звуки вообще отсутствуют, бойцы временами стонут не так реалистично как на аркаде. Большим минусом является то, что бойцы выглядят меньше, и слегка сдвинуты вниз экрана. Привычным нажатием кнопок вырываю голову вместе с позвоночником и опять замечаю недоработку: на аркаде голова побежденного со скорченным в предсмертной агонии лицом смотрит прямо на меня, как бы говоря: "Что же ты, подлюка, натворил!". А тут она висит бочком, причем без особого энтузиазма на лице. Ну да ладно, это мелочи. А вот когда после такой яркой победы не объявляют "Sub-Zero Wins", то это уже никуда не годится, на аркаде шикарный зловещий голос мне об этом не раз сообщал. Поиграл я еще немного и дошел до экрана "Test Your Might". Комментатора нанимать опять, конечно, не стали, так что под музыкальное сопровождение деревяшку я благополучно разнес вдребезги.
Что понравилось.
Отличное музыкальное сопровождение, практически как на аркаде; бодрое управление и высокий темп игры.
Что не понравилось.
Крови меньше, чем на аркаде, особенно на Fatality; упрощенный звук и отсутствие комментатора.
Интересные особенности.
У некоторых бойцов, если не включать код на кровь, Fatality отличаются от кровавых. Таким образом, у Джонни Кейджа И Саб-Зиро по два добивания.
SNES
При включении улыбку вызвал Горо, отметеливший Acclaim. Оригинально. Но потом в тоску вогнала какая-то никчемная музыка и простенький дизайн менюшек. Ладно, идем дальше. На экране выбора персонажей сразу выбрал Саб-Зиро, всё окей, стойка оригинальная, как и на аркаде. Правда, оформление на экране выбора бойца какое-то простенькое. ИМХО, на Mega Drive намного круче. Переходим к битве. В глаза сразу бросилась убогая декорация на заднем плане, тут не с аркадой сравнивать впору, а с Mega Drive. Зато бойцы крупные, такие же, как в аркадной версии, и стоят они как раз посередке. Звуковое сопровождение оставило неоднозначные чувства, кряхтят бойцы потешно, с чего бы это? Хотя в целом намного лучше, чем на Mega Drive. А вот некоторые удары производят такой гул или треск, что вспоминаешь индийское кино. Попробуйте удар в прыжке с ноги. Комментатор присутствует, но голос у него - мама дорогая! Как он Саб-Зиро озвучивает, это надо услышать! Мне еще показалось, что акцент у него наш – русский. Музыкальное сопровождение отличается от аркады и Mega Drive кардинально, видимо, оно задумано так, чтобы не мешать процессу битвы, потому как музыка относительно негромкая. На Mega Drive казалось, что бойцы приплясывают под музыку, а тут она вообще фоновая. Но больше всего возмутил игровой процесс. Скорость даже меньше, чем на Mega Drive, бойцы тупят, на нажатие кнопок реагируют не сразу, а слегка подумав. Так, например, Соня, стреляя, сначала показывает круги вокруг рук, и только через несколько мгновений вылетает заряд. Но уклониться от него я тоже не успеваю, так как мой боец садится не сразу, а поправляя перед этим штаны. В общем, смахивает на пошаговую стратегию, а не на МК. Добить Саб-Зиро не удалось, видимо, из-за тупящей системы управления. Но я особо не огорчился, так как крови то нет вообще, и Саб-Зиро вместо вырывания позвоночника разбил бы замороженную фигуру противника. Прискорбно! Даже вместо привычного Fatality вам предлагают копирайт от Nintendo – некий "Finishing Bonus". Нет уж, спасибо!
Что понравилось.
Бойцы крупные, как на аркаде, анимация бойцов на высоком уровне; есть комментатор, правда, он, видимо, выходец из Восточной Европы.
Что не понравилось.
Во-первых, отсутствие крови. Что за МК без крови?! Во-вторых, тормозное управление и геймплей, плюс упрощенная музыка.
Интересные особенности.
В options вы можете выбрать режим hand-to-hand. Этот странный режим выключает суперудары, но только в режиме двух игроков. В версии для SNES нет Fatality!!!. Здесь они называются Finishing. Зато тут есть несколько оригинальных добиваний, которых нет в других версиях, например, у Саб-Зиро. По каким-то причинам при переносе с аркады отказались от оригинальных "морталовских" биоскринов (табличка, где объясняют судьбу вашего героя, причины его появлении на турнире, а также повествуют о победе), заменив их на собственные, где бойцы отображаются анимацией из игры, причем финальных биоскринов вообще нет.
Arcade
При включении ухо ласкает вступительная тема, многими, и в том числе мною, любимая. То, что это лучшая версия, начинаешь понимать уже при выборе бойца, даже иконки намного чётче и качественнее нарисованы. Во время боя отмечаю много нюансов, говорящих о превосходстве аркады над консольными версиями. Например, неисчезающая тень (на Mega Drive при старте и после победы она пропадает), больше крови, крупные бойцы. Выше описанный случай с отрыванием головы тоже показывает, что играю я в лучшую версию МК. Ну и, конечно же, потрясающая графика. Персонажи выглядят как живые, анимация очень плавная.
Звуковое сопровождение выше всяких похвал. Особенно удивляют бойцы. Они стонут, кряхтят, и выкрикивают фразы непривычно четко и правдоподобно. Комментатор проговаривает каждое слово, которое попадается ему на глаза (например, только в этой версии вы услышите фразу "Test your might"). В общем, описывать долго не буду, сыграйте один раз, и всё поймете сами.
Что понравилось.
Графика, звук и геймплей; еще очень много мелких деталей, которые не доступны в консольных версиях.
Что не понравилось.
Только то, что версия реализована в деревянном ящике и с палкой вместо геймпада. Хорошо, что есть эмуляция!
Интересные особенности.
С аркадной версией уровня Pit Tomb приставочники столкнутся только в MK Trilogy.
Amiga
Необходимо отметить, что тестируемая версия МК для Amiga представлена на трех дискетах (дискеты для Amiga, не путать с PC дискетами), потому грузится всё это дело достаточно долго (даже если поставить эмуляцию дискетки на 800% от начальной). Не исключено, что существуют версии Amiga МК1 на других носителях или имеются способы ускорить процесс загрузки с дискет. Ваш покорный слуга подобных версий (способов) не отыскал.
При загрузке начинает играть вступительная тема а-ля Mega Drive, но в несколько другой аранжировке, и весь интерфейс игры (меню, дизайн уровней, шрифт, заставки) - точная копия версии для Mega Drive. Саб-Зиро также не имеет оригинальной стойки, а копирует Скорпиона. Подсчет очков и поведение соперников идентичны "мегадрайвовским".
И всё же версия для Amiga имеет множество отличий. Прежде всего, это графика. Если вы впервые включите МК на Amiga, то сразу отметите нехватку палитры цветов. Не имею представления, сколько цветов способна выдавать версия для Amiga, но, видимо, очень мало. Бойцы смотрятся не как оцифрованные, а как мультяшные. Анимация плавная, но до уровня SNES явно не дотягивает. Зато гемплей порадовал, движения очень быстрые, поединки выглядят на редкость красочно. Под стать геймплею и управление. Хотя оно и не привычно для приставочников (всего две кнопки: удар ногой и удар рукой), зато бойцы четко реагируют на команды геймпада, бодренько выполняя мои "приказы". Возможно, версия для Amiga самая быстрая из всех рассмотренных (по крайней мере, мне так показалось).
А вот звук очень даже ничего! Эффекты подобранны очень точно. Если ударяешь ногой, то слышно, что это удар ногой по телу, а не по фанере. Комментатор понравился, за его словарный запас ставлю твердую четверку. Сказать "Fatality" или "Flawless Victory" для него пара пустяков, чего не скажешь о многих его коллегах из других версий МК1 (или даже МКII, МК3).
Музыкальному сопровождению я бы отдал первое место, если сравнивать его со всеми существующими версиями МК1. Таких музыкальных тем нет ни в каком другом МК1. Их трудно описать словами, их нужно слушать! Я бы даже сказал, что стоит установить эмулятор, найти и скачать игру, и всё только для того, чтобы услышать эти мелодии!
Что понравилось.
Отличный геймплей и управление; потрясающее музыкальное сопровождение.
Что не понравилось.
Абсолютная неиграбельность по причине постоянных подгрузок с дискеты, убогая графика.
Интересные особенности.
Версия для Amiga имеет анимированные биоскины (такие же, как на Аркаде и Sega CD), хотя их графическое оформление оставляет желать лучшего. На экране выбора бойцов вы не ограниченны во времени, можете не торопиться и подумать, кто лучше справится с соперником.
PC (lomax)
PC-версия игры получилась самой многострадальной из всех домашних версий. Она удосужилась выйти аж трижды. Первая версия была похожа на недоделанную «бетку» - настолько много в ней было багов и проблем со звуком. Вторая получилась лучше, но некоторые проблемы в ней решены так и не были - например, когда объявляли победителя, на заднем плане аплодировали монахи, и все это смешивалось в жуткую какофонию. Midway даже пришлось выпустить патч для этой версии, но только для счастливых обладателей звуковой карты SoundBlaster16. В игре были доступны все режимы, что и в оригинальной аркадной версии, плюс экраны историй персонажей. Третья версия была выпущена на CD и шла бонусом к новоиспеченной Mortal Kombat II. Игровой процесс остался на прежнем уровне, а проблемы со звуком были решены.
Игровой процесс и графика всех трех версий практически полностью соответствуют аркадной ревизии 3.0 вместе со всеми ее недоделками. Есть и небольшие отличия. Обычный верхний удар ногой Рейдена забирает аж 20 процентов от общей жизни, а тень на уровне Pit появляется каждую третью игру, а не шестую, как было в оригинальной версии.
Что понравилось.
Графика - практически точная копия аркадного автомата.
Что не понравилось.
На клавиатуре играть не очень удобно (но никто не запрещает подключить геймпад).
Интересные особенности.
В этой версии есть свое меню, называемое DIP Switches, в котором можно включить кровь, продолжения, Fatality для компьютера и другие фишки.
Sega CD
Ну вот и последняя версия игры, которую мы решились описать. Сразу скажу, что версия на CD - это практически полная копия "мегадрайвовской", но с дополнительными бонусами. В качестве бонусов предлагается музыка в качестве CD-DA, помимо музыки арен боя включающая в себя и несколько аранжировок на тему МК (одна из мелодий хорошо знакома нам всем по фильму МК), а так же вступительный ролик с перемешанными фрагментами боев и ТВ рекламой Мортала.
Само собой, есть некоторые нюансы исполнения и у этой версии. Так, на диске, конечно, нашлось место для анимации оригинальной стойки Саб-Зиро, уровень Pit Tomb обзавелся кровавыми шипами и останками, висящими на них, появились анимированные биоскрины, по качеству сопоставимые с аркадными.
Что же до графики, то уровень её исполнения все тот же, что и на Mega Drive.
А вот звуковое сопровождение кардинально поменялось. Появился комментатор, теперь он озвучивает практически всё происходящее, а не только "Fight". Правда, он ждет окончательного раунда для того, чтобы объявить победителя. В промежуточных раундах комментатор победителя игнорирует. Звуки ударов, бросков, ахов и вздохов полностью переделаны, и, нужно заметить, что, за редким исключением, они стали менее натуральными. Снова появилась "фанерность", а уж как боец сальтом рассекает воздух – прямо реактивный истребитель.
Музыкальное сопровождение не могло остаться прежним. Всё же тут нам предлагается качество CD-DA. И действительно, музыка абсолютно другая. Фактически, неизменной осталась только вступительная тема, а остальные мелодии кардинально изменены. Качество звука мелодий не подлежит сомнению, оно однозначно лучшее из всех версий, но вот сами мелодии какие-то отстраненные. Создается впечатление, что, создавая их, игру как таковую вообще не брали в расчет. В результате с таким музыкальным сопровождением игра потеряла в динамике по отношению к младшему брату на Mega Drive.
Ну и самая большая ложка дегтя - это подгрузки. Перед каждым боем, а так же после него, приставка загружает информацию с "диска". Нужно отметить, что это очень раздражает, особенно на фоне Mega Drive-версии. Хотя если сравнивать с Amiga, то можно сказать, что загрузок вообще нет.
Что понравилось.
Сложно отметить что-либо действительно стоящее. Разве что бонусный саундтрек.
Что не понравилось.
Музыкальное сопровождение боя, постоянные загрузки.
Интересные особенности.
В начальном бонусном ролике в ужасном качестве показываются фрагменты боев. Забавно, но фрагменты взяты не из Sega CD версии, а из аркадной.
***
Геймплей: До боли знакомый
Графика: Новаторская
Звук/музыка: Прекрасные
Сложность: Различная
Управление: Логичное
Сюжет: Хороший
Реиграбельность: Высокая
Много: Воспоминаний
Не хватает: Динамики, которая появится в продолжениях
Автор: p_star
Журнал: Game Bit