Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Многоигровки

Многоигровки

«Поздравляем Вас с приобретением пиратского многоигрового картриджа 50-в-1! Прежде всего, спешим Вас обрадовать тем, что на этом картридже содержится не 50, а целых 58 игр! Но все же вынуждены сообщить, что на
самом деле на нем всего 5 игр». 50 in 1. Инструкция на русской языке.
(«Хроники Денди» № 9)


Продолжаем беседу о наболевшем.
В первом выпуске мы обсуждали картриджи-реликвии. В основном, одноигровки. Такие, которые Россия в 90-е годы не видела… либо такие, которые встречались у нас крайне редко. Их обладатели могли считать себя избранными. Ведь иные коллекционеры и сегодня заказывают такие вещи прямиком из-за границы через посредников, отчаявшись найти их у соотечественников.

Сегодня мы отойдем от темы диковинного и супер-редкого. Мы обратим внимание на другую сторону игрового бытия эпохи денди – на то, что было у всех и каждого; то, с чего абсолютное большинство олдскульщиков 90-х впервые познало Вселенную денди.
Многоигровки «100500 in 1».

Само понятие «многоигровка» свойственно только рынку фамиклонов. Праотцы–«фамики» изначально одноигровки. Это касается и NES. Нет, среди NES-картриджей также попадались сборники, но у них это было, скорее, исключением, чем нормой. У нас же сборники культивировались. Мало того, что они просто предлагались тоннами на прилавках – они обязательно подавались в комплекте с приставкой. Так называемые стартовые картриджи.

Сколько же их было… Хоть тележкой грузи.

Типичные подборки 35 в 1
МногоигровкиМногоигровки

мы могли заполучить в комплекте Джуниора
Многоигровки

Знаменитый 9999-в-1 (далее – «Чайки»)
Многоигровки

то и дело курсировали «на борту» Сюбора
Многоигровки

Большой черный ТВ-Гейм 1000-в-1
Многоигровки

мы вполне могли выудить в комплекте с «Победоносным»
Многоигровки

Такую симпатягу
Многоигровки

подавали с Пантерой YF-888, а эта
Многоигровки

была спутницей фамиклона Zhiliton 938-a. Эту прелесть
Многоигровки

мы бы выудили с Лифой или Сюбором. Ну а знаковый «Супер-хик» 23-в-1
Многоигровки

вообще с кем только не был замечен.
Да, собственно, все вышеназванное – условно. Обозначенные картриджи свободно попадались в комплектах других фамиклонов. Так же, как и в комплектах обозначенных фамиклонов свободно попадались и другие разные многоигровки формата «ххх... in 1».

К слову, многоигровки встречались в комплекте не только приставки, но и… в комплекте, скажем, отдельного пистолета / стрелкового гаджета.
МногоигровкиМногоигровки


И по первости они цепляли. Голубая мечта любого денди-боя – «идеальная многоигровка», в которую поместились бы все или абсолютное большинство полюбившихся игр. Чтобы можно было свободно переключаться между играми в рамках одного меню, и чтобы не забивать картриджами полки и выдвижные ящики. Сейчас с этим нет проблем: я то и дело встречаю в барахолках фамикомовский картридж современного производства «150/198/245/400 in 1» с абсолютно разными играми. Причем забитый не какими-то там «Утиными охотами», «Диким стрелком» и прочим в
этом роде, а именно серьезными, как говорят, «пацанскими» играми – полноценными платформерами, РПГ, квестами. Лучший вариант, если ты не обременен ностальгией 90-х.

Тогда мы хотели видеть нечто подобное на наших стартовых многоигровках. И видели… на обложке, в лучшем случае. О том, какие чудные обманки они из себя представляли, наверное, распространяться не стоит. Это уникальный опыт, который объединяет нас всех без исключения.



Вопрос: Как на одном картридже может уместиться такое огромное количество игр – «52000-in-1» ? (Николай Дедков, г. Москва)
Ответ: Игры, значит, такие.
Видео-Асс Dendy Новая Реальность № 16, рубрика
«Ваш вопрос – наш ответ»




Вероятно, Николай имел в виду этот картридж «52000-in-1»
Многоигровки

содержавший по факту 13 игр: Master Fighter II, Monster in My Pocket, Adventure Island, Chinese Chess, Tetris 2, Duck Hunt, Hogan’s Alley, Wild Gunman, Binary Land, Ice Climber, Tank 1990, Dig Dug и Lode Runner. И ведь, согласитесь, неплохой сборник. «Контру» и «Остров приключений», размноженные на отдельные позиции, допустим, мы привыкли видеть в таких вот «резиновых» многоигровках. Но чтобы Monster in My Pocket вдруг затесался сюда же, по-моему, нонсенс. В любом случае, заявленная цифра в юном возрасте и правда рвет все шаблоны.

Сколько может поместиться игр на картридже для денди? Примерно 90, плюс–минус десятка, при условии, что это игры в 16–32 килобайта. То есть мелкие игрульки либо для самых маленьких, либо для офисного планктона во время перерыва. Если говорить о серьезных, полноценных играх – то многие скажут 8–10. В принципе, так и есть, большая часть крутых подборок не выходят за эти рамки. Впрочем, мне на глаза недавно попалась вот такая, на мой взгляд, умопомрачительная подборка
Многоигровки

14 «пацанских» игр! ОК, 13, если не брать в счет Donkey Kong 3.
Многоигровки

Ума не приложу, как такие вещи просачивались на наш рынок. Предприимчивые ребята старались такого не допускать, ведь это было коммерчески невыгодно. Поэтому едва ли кто-нибудь у нас мог увидеть, скажем, полный сборник «Мегаменов», «Робокопов», и я уж не говорю о супер-практичных многоигровках, под завязочку забитых одними хитами, без всякой шушеры. Нет, на наш рынок куда выгоднее было поставлять их – симпатичные, цветастые обманки, всегда подававшие большие надежды на витрине… и почти всегда разочаровывавшие на деле.

Итак, стартовая многоигровка, вопреки заявленным на обложке цифрам, это по факту 4 – 12 игр, разбитые на космическое количество отдельных позиций, едва отличающихся от оригинала.
И опять же, вопреки заявленным картинкам этой обложки – где наверняка будут красоваться парни из «Контры» или бойцы из вселенной «Стрит файтер» – их содержимым будут мелкоформатные, чаще всего одноэкранные игрушки. А также пистолетные стрелялки – это самый типичный наполнитель таких сборников.

По типикону содержащихся игр, многоигровки можно разделить на следующие виды:

1. С самыми примитивными играми: Duck Hunt, Hogan’s Alley, Wild Gunman, Pacman, Popeye, Bomberman, Battle City, Dr. Mario, Tetris, Clay Shoot. При этом каждая из них свободно кочует из сборника в сборник, независимо от типа;
2. Здесь уже попадаются игры чуть посерьезнее: Mappy, F1 Race, Ice Climber;
3. Здесь – еще более серьезный контент: Contra, Bomberman, пореже – Adventure Island;
4. Спортивные многоигровки (11 в 1 «Ball series», 22 в 1 с Track’n’Field и др.);
5. Пистолетные стрелялки («Shoot range»). Единственный род игр, которые вы найдете только на многоигровках–«обманках» XX / XXX… in 1. Хотя выходили с ними и одноигровки, но они были редчайшим (и бессмысленным) исключением.

Такая градация много лет назад была предложена на форуме Emu-Land. Не официально, конечно, в порядке «имхо». Поэтому все довольно условно и обобщенно. Но мне нравится, хотя полностью принять ее (в рамках статьи) я не могу, поскольку нас интересует формат «XXX in 1». Под такой формат попадают сборники из пунктов 1–3, а те, что под п. 4 и 5, обычно не вмещают больше 20-30 игр.

Еще условно их можно поделить на две категории по характеру повторяемости: у одних в начале меню перечислены все содержащиеся игры, и лишь ОДНА из них потом повторяется до самого конца: А,В,СССССС….
Многоигровки

у других все же присутствует какая-то последовательность повторений: А,В,С,А,В,С….; А,В,С,D,ААА,ВВВ,СС-
С,DDD…; АAA,ВВ,СССC, АА… и т.п.
Не буду, опять же, брать в счет сборники, где ОДНА игра повторяет саму себя, как это было с Super Contra или Cross Fire – по-моему, в таких картриджах никогда не было больше 30 позиций.

Существует отдельная категория многоигровок, которую я не стал включать ни в одну классификацию. Это универсальные сборники «игровой мишуры», где перемешиваются мелко– и среднеформатные игрушки из всех перечисленных выше категорий, плюс они обязательно разбавлены 1–3-мя серьезными играми. Их уникальность в том, что там содержится от 50-ти и больше действительно разных игр. В некоторых случаях это 90% содержимого. В народе их еще называют No–repeat–картриджи.

«64 в 1» – вероятно, наиболее известный представитель такого рода
Многоигровки

52 разные (!) игры, 12 повторок. Продемонстрирую также еще один «64 в 1»:
Многоигровки

48 разных игр, 14 повторок.
В обоих картриджах присутствуют общие игры, но также следует отметить, что каждый из них много чем выгодно отличается от своего «собрата». Так, «64-в-1 [2.0]» имеет ряд малоизвестных «маленьких» игр (Millipede, Space 2050, Clu Clu Land, Javelin Throw и др.), тогда как «64-в-1 [1.0]», напротив, содержит
весьма маститые вещи, которых нет у второго (Super Mario Bros., Goonies, Donkey Kong / Jr / 3). Не путать эти сборники с таким 64-в-1
Многоигровки

который не имеет никакого отношения к универсальным сборникам (содержит по факту 7 игр) !

Другие примеры сборников «No repeat»:

76-в-1,
Многоигровки

Возможно, самый уникальный из «No repeat»: все 76 игр разные! Правда, картинку подобрал немного не корректную, в плане чисто внешнего его вида… Все-таки считается, что TV Game-картриджи, отлитые в необычные цвета, особенно голубой или фиолетовый, попадали на западный сегмент рынка. Например, в Бразилию, Аргентину. Исключением в этом плане можно считать только «продукцию» компании Steepler у нас в стране, плюс картриджи, попадавшие к нам из Польши – но эти отливались только в маленьких корпусах. Надеюсь, не принципиально: достоверно известно, что сборник ходил по рукам наших игроков в 90-е в России под тем или иным цветом и формой
корпуса.

400-в-1,
Многоигровки

Вполне достоин присутствовать, 31 разная игра.

212-в-1,
Многоигровки

86 разных игр.

110-в-1,
Многоигровки

96 разных игр.

Вот такие вещи у нас в детстве были действительно незаменимы. И пусть по большей части они собирали «мишуру» – даже ее иметь всю в одном флаконе было хорошо и практично. Один такой картридж заменял 10-20 обычных «резиновых» сборников «XXX in 1». Лучший вариант как стартовый картридж, с которого начинается знакомство с Dendy.

Очередной, на мой взгляд, интересный пример – сборник 5000-в-1
Многоигровки

Это, конечно, не категория «No repeat» – здесь всего 11 игр. Зато каких игр: Contra, Life Force, Rush’n Attack, 1943, Legendary Wings, Zanac, 1944, Nuts and Milk, Ninja-kun - Majou no Bouken, Balloon Fight, Binary Land. Представление о «резиновых» многоигровках как о сборниках самоповторяющейся игровой шелухи никак не вяжется с этим картриджем. Ладно, там, «Бинари Лэнд», леталки 1943/44, «Ниндзя»… но «Контра», «Береты», «Лайф Форс», «Занак» – это, знаете ли, подборка, скорее, для солидной марки Super Hik. С таким содержимым картридж где-то на промежуточной позиции между «No repeat» и остальными сборниками-обманками (со сдвигом к последним).

В качестве лирического отступления от темы вброшу еще вот такой образец
Многоигровки

Человек купил его на одной из наших барахолок в 96-97-м году. Классика. Синий корпус, слоник. Старый добрый «Арканоид», скажете вы. Пока не запустите картридж. А там…
Многоигровки

Неплохо? И что характерно – Arcanoid там присутствует, в числе прочих игр. Это, наверное, единственный пример обманки – наоборот, когда вместо ожидаемой одной игры тебе на блюдечке их преподносят аж «восемьсот», и в кои-то веки это радует. Жаль только, что это частный случай. Мы говорили с владельцем картриджа и пришли к выводу, что подмена платки, вероятнее всего, на совести одного конкретно взятого продавца. Зачем ставить туда другую платку, непонятно… Хотя, кто его знает, о чем они тогда думали?

Если б меня попросили составить хит-парад самых «народных» комплектовых многоигровок, то пьедестал бы заняли:

1. «Чайки»;
2. Аналог «Чаек», 999999-в-1
Многоигровки

3. Супер Хик 23-в-1.

Ну, честно, сколько тем ни шерстил, больше всего упоминается о них.

Что выгодно отличает «Чаек» от других стартовых?
Помимо заявленного космического числа игр, якобы содержащихся в нем? Правильно – мелодия. Не знаю, как вам, но по мне это был беспроигрышный вариант: запустить столь романтическую тему Unchained Melody (The Righteous Brothers) под сменяющий дневные/вечерние цвета пляжный пейзаж с чайками… В юных, неокрепших мозгах застревает, знаете ли.

Вообще, интересный момент – музыкальная тема в меню. «Чайки» – единственная стартовая многоигровка из всех, какие мне доводилось запускать, где в меню присутствует музыкальное сопровождение.
Ребят, ежели знаете другие многоигровки «over 100 in 1» с музыкой в меню, прошу, дайте знать. Лично я больше нигде такого не встречал. «Чайкоподобные» подборки не в счет, естественно (999-в-1, 1997-в-1, 999999-в-1 и др.).

Хотя нет, вру. В 2002-м я приобрел многоигровку – 9 999 999-в-1. Ну, знаете, типичный новодел начала нулевых – неплохой такой, еще не «волнистой» формы и даже без этой поблескивающей голограммы на обложке. И там, на светлом фоне меню игр в 8-битной обработке играет тема старой забугорной
Многоигровки

колыбельной «Twinkle, twinkle, little star». Или новодел тоже не в счет? Так или иначе, во всех остальных многоигровках – «немой» список игр на черном (в лучшем случае – синем/сером) фоне.

Именно с многоигровками связано больше всего легенд. Самая простая из них – что через нажатие (возможно, упорное и неоднократное) Reset в меню открывается 1-2 новых игры. Не буду критичен – возможно, на чем-то такое у кого-то да выходило. Вдвойне легендой это становилось, когда придумывали совсем невообразимые варианты игр, которые якобы всплывали после этой операции. И все это обязательно дополнялось предупреждением: «Помни, если у тебя это удастся, то только один раз в жизни!». Я не говорю уже про бесконечные перелистывания страниц меню, когда просматриваешь повторяющиеся позиции одной игры в надежде, что вот «где-то здесь» должен быть запрятан ее секретный/тестовый этап. Как с поисками новых миров Марио в «Чайках». Помните этап E-1, когда Марио падает в черноту, не в силах что-либо изменить, а где-то справа издевательски поблескивает ящик с призом? Сколько я выслушал инструкций от знакомых ребят, как на этом этапе «включать свет»…
как «достать до призового ящика» во время падения.
И сколько придумывал собственных. Впрочем, это легенда конкретного хакнутого недоуровня. Возвращаясь к нашим баранам, упомяну еще одну – на экране меню зажимались select, start и сразу Reset, после чего появлялась надпись «test», а минуту спустя выдавалась текстура рома, где проглядывались командные строки… А вид текстуры заставлял благоговеть, правда? И наше юное воображение пыталось разглядеть в ней таинственные коды, которые ответили бы нам на такие вопросы, как, скажем, день рождения Рю Хаябуса, или дата конца света. Настоящего.

Заключение
В группе «Dendy Forever» проводился опрос, считаете ли вы добром или злом пиратки, которым посвящена статья.
К моей радости, победил вариант «добром». Хотя победил с небольшим отрывом:
Многоигровки

Это можно понять, уж слишком многих и слишком сильное постигло разочарование в свое время. И все же наводнен-
ность наших коллекций такими картриджами я считаю хорошим опытом. Было весело сидеть компанией перед тели-
ком и играть в «угадай игру по исковерканному названию» на щелбаны. Стоит упомянуть и чисто практический плюс: разбиение какой-либо длинной, серьезной игры на множество позиций по уровням/оружию, что позволяло без труда пройти ее. Экономило усилия, нервные клетки; удовлетворяло любопытство.
… Говорят, когда дело подходит к концу, невольно вспоминаешь, с чего все начиналось. Эпоха 8 бит давно отгремела, но память снова и снова возвращается к этим многоигровкам. Нужно любить и уважать то, с чего ты начинал. И не важно, что это могло быть подделкой поставщиков. Не важно, что частенько это было просто плодом халтурной работы. Ведь любовь и память отдается не изготовителям, и даже не микросхемке, одетой в пластмассу – но кусочку эпохи… и детству, со всем присущим ему волшебством и беззаботностью.

Журнал: DF Mag
Автор статьи: Bucky O’Hare



Вернуться
  • Комментарий: 1
  • Просмотров: 8934
  • 27 июля 2016 08:28
  • Регистрация: --
  • ICQ: {icq}
  • Комментариев: 0
  • Новостей: 0
Бабочка Джойстик это был наш самый лучший геймпад того времени, удобней его не было ни одного джойстика.

Комментарии:

Оставить комментарий