Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Многоигровки
«Поздравляем Вас с приобретением пиратского многоигрового картриджа 50-в-1! Прежде всего, спешим Вас обрадовать тем, что на этом картридже содержится не 50, а целых 58 игр! Но все же вынуждены сообщить, что на
самом деле на нем всего 5 игр». 50 in 1. Инструкция на русской языке.
(«Хроники Денди» № 9)
Продолжаем беседу о наболевшем.
В первом выпуске мы обсуждали картриджи-реликвии. В основном, одноигровки. Такие, которые Россия в 90-е годы не видела… либо такие, которые встречались у нас крайне редко. Их обладатели могли считать себя избранными. Ведь иные коллекционеры и сегодня заказывают такие вещи прямиком из-за границы через посредников, отчаявшись найти их у соотечественников.
Сегодня мы отойдем от темы диковинного и супер-редкого. Мы обратим внимание на другую сторону игрового бытия эпохи денди – на то, что было у всех и каждого; то, с чего абсолютное большинство олдскульщиков 90-х впервые познало Вселенную денди.
Многоигровки «100500 in 1».
Само понятие «многоигровка» свойственно только рынку фамиклонов. Праотцы–«фамики» изначально одноигровки. Это касается и NES. Нет, среди NES-картриджей также попадались сборники, но у них это было, скорее, исключением, чем нормой. У нас же сборники культивировались. Мало того, что они просто предлагались тоннами на прилавках – они обязательно подавались в комплекте с приставкой. Так называемые стартовые картриджи.
Сколько же их было… Хоть тележкой грузи.
Типичные подборки 35 в 1
мы могли заполучить в комплекте Джуниора
Знаменитый 9999-в-1 (далее – «Чайки»)
то и дело курсировали «на борту» Сюбора
Большой черный ТВ-Гейм 1000-в-1
мы вполне могли выудить в комплекте с «Победоносным»
Такую симпатягу
подавали с Пантерой YF-888, а эта
была спутницей фамиклона Zhiliton 938-a. Эту прелесть
мы бы выудили с Лифой или Сюбором. Ну а знаковый «Супер-хик» 23-в-1
вообще с кем только не был замечен.
Да, собственно, все вышеназванное – условно. Обозначенные картриджи свободно попадались в комплектах других фамиклонов. Так же, как и в комплектах обозначенных фамиклонов свободно попадались и другие разные многоигровки формата «ххх... in 1».
К слову, многоигровки встречались в комплекте не только приставки, но и… в комплекте, скажем, отдельного пистолета / стрелкового гаджета.
И по первости они цепляли. Голубая мечта любого денди-боя – «идеальная многоигровка», в которую поместились бы все или абсолютное большинство полюбившихся игр. Чтобы можно было свободно переключаться между играми в рамках одного меню, и чтобы не забивать картриджами полки и выдвижные ящики. Сейчас с этим нет проблем: я то и дело встречаю в барахолках фамикомовский картридж современного производства «150/198/245/400 in 1» с абсолютно разными играми. Причем забитый не какими-то там «Утиными охотами», «Диким стрелком» и прочим в
этом роде, а именно серьезными, как говорят, «пацанскими» играми – полноценными платформерами, РПГ, квестами. Лучший вариант, если ты не обременен ностальгией 90-х.
Тогда мы хотели видеть нечто подобное на наших стартовых многоигровках. И видели… на обложке, в лучшем случае. О том, какие чудные обманки они из себя представляли, наверное, распространяться не стоит. Это уникальный опыт, который объединяет нас всех без исключения.
Вопрос: Как на одном картридже может уместиться такое огромное количество игр – «52000-in-1» ? (Николай Дедков, г. Москва)
Ответ: Игры, значит, такие.
Видео-Асс Dendy Новая Реальность № 16, рубрика
«Ваш вопрос – наш ответ»
Ответ: Игры, значит, такие.
Видео-Асс Dendy Новая Реальность № 16, рубрика
«Ваш вопрос – наш ответ»
Вероятно, Николай имел в виду этот картридж «52000-in-1»
содержавший по факту 13 игр: Master Fighter II, Monster in My Pocket, Adventure Island, Chinese Chess, Tetris 2, Duck Hunt, Hogan’s Alley, Wild Gunman, Binary Land, Ice Climber, Tank 1990, Dig Dug и Lode Runner. И ведь, согласитесь, неплохой сборник. «Контру» и «Остров приключений», размноженные на отдельные позиции, допустим, мы привыкли видеть в таких вот «резиновых» многоигровках. Но чтобы Monster in My Pocket вдруг затесался сюда же, по-моему, нонсенс. В любом случае, заявленная цифра в юном возрасте и правда рвет все шаблоны.
Сколько может поместиться игр на картридже для денди? Примерно 90, плюс–минус десятка, при условии, что это игры в 16–32 килобайта. То есть мелкие игрульки либо для самых маленьких, либо для офисного планктона во время перерыва. Если говорить о серьезных, полноценных играх – то многие скажут 8–10. В принципе, так и есть, большая часть крутых подборок не выходят за эти рамки. Впрочем, мне на глаза недавно попалась вот такая, на мой взгляд, умопомрачительная подборка
14 «пацанских» игр! ОК, 13, если не брать в счет Donkey Kong 3.
Ума не приложу, как такие вещи просачивались на наш рынок. Предприимчивые ребята старались такого не допускать, ведь это было коммерчески невыгодно. Поэтому едва ли кто-нибудь у нас мог увидеть, скажем, полный сборник «Мегаменов», «Робокопов», и я уж не говорю о супер-практичных многоигровках, под завязочку забитых одними хитами, без всякой шушеры. Нет, на наш рынок куда выгоднее было поставлять их – симпатичные, цветастые обманки, всегда подававшие большие надежды на витрине… и почти всегда разочаровывавшие на деле.
Итак, стартовая многоигровка, вопреки заявленным на обложке цифрам, это по факту 4 – 12 игр, разбитые на космическое количество отдельных позиций, едва отличающихся от оригинала.
И опять же, вопреки заявленным картинкам этой обложки – где наверняка будут красоваться парни из «Контры» или бойцы из вселенной «Стрит файтер» – их содержимым будут мелкоформатные, чаще всего одноэкранные игрушки. А также пистолетные стрелялки – это самый типичный наполнитель таких сборников.
По типикону содержащихся игр, многоигровки можно разделить на следующие виды:
1. С самыми примитивными играми: Duck Hunt, Hogan’s Alley, Wild Gunman, Pacman, Popeye, Bomberman, Battle City, Dr. Mario, Tetris, Clay Shoot. При этом каждая из них свободно кочует из сборника в сборник, независимо от типа;
2. Здесь уже попадаются игры чуть посерьезнее: Mappy, F1 Race, Ice Climber;
3. Здесь – еще более серьезный контент: Contra, Bomberman, пореже – Adventure Island;
4. Спортивные многоигровки (11 в 1 «Ball series», 22 в 1 с Track’n’Field и др.);
5. Пистолетные стрелялки («Shoot range»). Единственный род игр, которые вы найдете только на многоигровках–«обманках» XX / XXX… in 1. Хотя выходили с ними и одноигровки, но они были редчайшим (и бессмысленным) исключением.
Такая градация много лет назад была предложена на форуме Emu-Land. Не официально, конечно, в порядке «имхо». Поэтому все довольно условно и обобщенно. Но мне нравится, хотя полностью принять ее (в рамках статьи) я не могу, поскольку нас интересует формат «XXX in 1». Под такой формат попадают сборники из пунктов 1–3, а те, что под п. 4 и 5, обычно не вмещают больше 20-30 игр.
Еще условно их можно поделить на две категории по характеру повторяемости: у одних в начале меню перечислены все содержащиеся игры, и лишь ОДНА из них потом повторяется до самого конца: А,В,СССССС….
у других все же присутствует какая-то последовательность повторений: А,В,С,А,В,С….; А,В,С,D,ААА,ВВВ,СС-
С,DDD…; АAA,ВВ,СССC, АА… и т.п.
Не буду, опять же, брать в счет сборники, где ОДНА игра повторяет саму себя, как это было с Super Contra или Cross Fire – по-моему, в таких картриджах никогда не было больше 30 позиций.
Существует отдельная категория многоигровок, которую я не стал включать ни в одну классификацию. Это универсальные сборники «игровой мишуры», где перемешиваются мелко– и среднеформатные игрушки из всех перечисленных выше категорий, плюс они обязательно разбавлены 1–3-мя серьезными играми. Их уникальность в том, что там содержится от 50-ти и больше действительно разных игр. В некоторых случаях это 90% содержимого. В народе их еще называют No–repeat–картриджи.
«64 в 1» – вероятно, наиболее известный представитель такого рода
52 разные (!) игры, 12 повторок. Продемонстрирую также еще один «64 в 1»:
48 разных игр, 14 повторок.
В обоих картриджах присутствуют общие игры, но также следует отметить, что каждый из них много чем выгодно отличается от своего «собрата». Так, «64-в-1 [2.0]» имеет ряд малоизвестных «маленьких» игр (Millipede, Space 2050, Clu Clu Land, Javelin Throw и др.), тогда как «64-в-1 [1.0]», напротив, содержит
весьма маститые вещи, которых нет у второго (Super Mario Bros., Goonies, Donkey Kong / Jr / 3). Не путать эти сборники с таким 64-в-1
который не имеет никакого отношения к универсальным сборникам (содержит по факту 7 игр) !
Другие примеры сборников «No repeat»:
76-в-1,
Возможно, самый уникальный из «No repeat»: все 76 игр разные! Правда, картинку подобрал немного не корректную, в плане чисто внешнего его вида… Все-таки считается, что TV Game-картриджи, отлитые в необычные цвета, особенно голубой или фиолетовый, попадали на западный сегмент рынка. Например, в Бразилию, Аргентину. Исключением в этом плане можно считать только «продукцию» компании Steepler у нас в стране, плюс картриджи, попадавшие к нам из Польши – но эти отливались только в маленьких корпусах. Надеюсь, не принципиально: достоверно известно, что сборник ходил по рукам наших игроков в 90-е в России под тем или иным цветом и формой
корпуса.
400-в-1,
Вполне достоин присутствовать, 31 разная игра.
212-в-1,
86 разных игр.
110-в-1,
96 разных игр.
Вот такие вещи у нас в детстве были действительно незаменимы. И пусть по большей части они собирали «мишуру» – даже ее иметь всю в одном флаконе было хорошо и практично. Один такой картридж заменял 10-20 обычных «резиновых» сборников «XXX in 1». Лучший вариант как стартовый картридж, с которого начинается знакомство с Dendy.
Очередной, на мой взгляд, интересный пример – сборник 5000-в-1
Это, конечно, не категория «No repeat» – здесь всего 11 игр. Зато каких игр: Contra, Life Force, Rush’n Attack, 1943, Legendary Wings, Zanac, 1944, Nuts and Milk, Ninja-kun - Majou no Bouken, Balloon Fight, Binary Land. Представление о «резиновых» многоигровках как о сборниках самоповторяющейся игровой шелухи никак не вяжется с этим картриджем. Ладно, там, «Бинари Лэнд», леталки 1943/44, «Ниндзя»… но «Контра», «Береты», «Лайф Форс», «Занак» – это, знаете ли, подборка, скорее, для солидной марки Super Hik. С таким содержимым картридж где-то на промежуточной позиции между «No repeat» и остальными сборниками-обманками (со сдвигом к последним).
В качестве лирического отступления от темы вброшу еще вот такой образец
Человек купил его на одной из наших барахолок в 96-97-м году. Классика. Синий корпус, слоник. Старый добрый «Арканоид», скажете вы. Пока не запустите картридж. А там…
Неплохо? И что характерно – Arcanoid там присутствует, в числе прочих игр. Это, наверное, единственный пример обманки – наоборот, когда вместо ожидаемой одной игры тебе на блюдечке их преподносят аж «восемьсот», и в кои-то веки это радует. Жаль только, что это частный случай. Мы говорили с владельцем картриджа и пришли к выводу, что подмена платки, вероятнее всего, на совести одного конкретно взятого продавца. Зачем ставить туда другую платку, непонятно… Хотя, кто его знает, о чем они тогда думали?
Если б меня попросили составить хит-парад самых «народных» комплектовых многоигровок, то пьедестал бы заняли:
1. «Чайки»;
2. Аналог «Чаек», 999999-в-1
3. Супер Хик 23-в-1.
Ну, честно, сколько тем ни шерстил, больше всего упоминается о них.
Что выгодно отличает «Чаек» от других стартовых?
Помимо заявленного космического числа игр, якобы содержащихся в нем? Правильно – мелодия. Не знаю, как вам, но по мне это был беспроигрышный вариант: запустить столь романтическую тему Unchained Melody (The Righteous Brothers) под сменяющий дневные/вечерние цвета пляжный пейзаж с чайками… В юных, неокрепших мозгах застревает, знаете ли.
Вообще, интересный момент – музыкальная тема в меню. «Чайки» – единственная стартовая многоигровка из всех, какие мне доводилось запускать, где в меню присутствует музыкальное сопровождение.
Ребят, ежели знаете другие многоигровки «over 100 in 1» с музыкой в меню, прошу, дайте знать. Лично я больше нигде такого не встречал. «Чайкоподобные» подборки не в счет, естественно (999-в-1, 1997-в-1, 999999-в-1 и др.).
Хотя нет, вру. В 2002-м я приобрел многоигровку – 9 999 999-в-1. Ну, знаете, типичный новодел начала нулевых – неплохой такой, еще не «волнистой» формы и даже без этой поблескивающей голограммы на обложке. И там, на светлом фоне меню игр в 8-битной обработке играет тема старой забугорной
колыбельной «Twinkle, twinkle, little star». Или новодел тоже не в счет? Так или иначе, во всех остальных многоигровках – «немой» список игр на черном (в лучшем случае – синем/сером) фоне.
Именно с многоигровками связано больше всего легенд. Самая простая из них – что через нажатие (возможно, упорное и неоднократное) Reset в меню открывается 1-2 новых игры. Не буду критичен – возможно, на чем-то такое у кого-то да выходило. Вдвойне легендой это становилось, когда придумывали совсем невообразимые варианты игр, которые якобы всплывали после этой операции. И все это обязательно дополнялось предупреждением: «Помни, если у тебя это удастся, то только один раз в жизни!». Я не говорю уже про бесконечные перелистывания страниц меню, когда просматриваешь повторяющиеся позиции одной игры в надежде, что вот «где-то здесь» должен быть запрятан ее секретный/тестовый этап. Как с поисками новых миров Марио в «Чайках». Помните этап E-1, когда Марио падает в черноту, не в силах что-либо изменить, а где-то справа издевательски поблескивает ящик с призом? Сколько я выслушал инструкций от знакомых ребят, как на этом этапе «включать свет»…
как «достать до призового ящика» во время падения.
И сколько придумывал собственных. Впрочем, это легенда конкретного хакнутого недоуровня. Возвращаясь к нашим баранам, упомяну еще одну – на экране меню зажимались select, start и сразу Reset, после чего появлялась надпись «test», а минуту спустя выдавалась текстура рома, где проглядывались командные строки… А вид текстуры заставлял благоговеть, правда? И наше юное воображение пыталось разглядеть в ней таинственные коды, которые ответили бы нам на такие вопросы, как, скажем, день рождения Рю Хаябуса, или дата конца света. Настоящего.
Заключение
В группе «Dendy Forever» проводился опрос, считаете ли вы добром или злом пиратки, которым посвящена статья.
К моей радости, победил вариант «добром». Хотя победил с небольшим отрывом:
Это можно понять, уж слишком многих и слишком сильное постигло разочарование в свое время. И все же наводнен-
ность наших коллекций такими картриджами я считаю хорошим опытом. Было весело сидеть компанией перед тели-
ком и играть в «угадай игру по исковерканному названию» на щелбаны. Стоит упомянуть и чисто практический плюс: разбиение какой-либо длинной, серьезной игры на множество позиций по уровням/оружию, что позволяло без труда пройти ее. Экономило усилия, нервные клетки; удовлетворяло любопытство.
… Говорят, когда дело подходит к концу, невольно вспоминаешь, с чего все начиналось. Эпоха 8 бит давно отгремела, но память снова и снова возвращается к этим многоигровкам. Нужно любить и уважать то, с чего ты начинал. И не важно, что это могло быть подделкой поставщиков. Не важно, что частенько это было просто плодом халтурной работы. Ведь любовь и память отдается не изготовителям, и даже не микросхемке, одетой в пластмассу – но кусочку эпохи… и детству, со всем присущим ему волшебством и беззаботностью.
Журнал: DF Mag
Автор статьи: Bucky O’Hare