Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Пиратские сокровища

Столько лет, столько зим, где же вас носило...

Пиратский промысел в области изготовления и распространения видеоигр для Денди (далее именно в этих рамках будет употребляться термин «пиратство»), который берет начало в 80-е и продолжается по сей день, это не наука. И потому об устойчивой статистике тут не может быть речи. Можно прослеживать какие-то обобщенные тенденции, выявлять их причины для каждого отдельно взятого временного отрезка... но все остается условно. Пиратство - это история, которая о многом умалчивает. В его бурном потоке проскальзывают удивительные вещи, которые потом еще долгое время остаются без внимания. Даже с высоты сегодняшнего дня, когда все это консольное «безумие» 90-х предстаёт перед нами, казалось бы, в полном свете, в этой истории видны белые пятна.
Очередное белое пятно, о котором пойдет речь, касается всего, что российский денди-геймер назвал бы архиредкостью. Для игрока времени нынешнего, с учетом возможностей интернета, - понятно - никакой редкости не может быть по определению, если только он не коллекционер олдового стаффа.) Мы поговорим о 8-битных пиратках и играх, которые Россия, как ни странно, не знала в эпоху 90-х, эпоху лозунгов «Денди-Денди, играют все», которые крепко застревали у нас в мозгах. Впрочем, некоторые из тех, что знала - упомянем тоже, поскольку они также не были распространены среди игрового населения и очень ценились.

Меня в равной степени интересовал вопрос диковинности как картриджей, - то есть, специфические корпуса, бокс-арты, необычные подборки на многоигровках - так и самих игр. Поэтому учитывать постараюсь и то, и другое, дабы сие повествование обрело органичность.
Давайте немного отвлечемся и предадимся ностальгии. Попробуйте мысленно воссоздать ту праздную игровую атмосферу и припомнить свои самые любимые картриджи. Вот они, разложены перед вами горкой: потертые и чистенькие, с целыми и помятыми обложками, все разных форм и цветов, но одинаково любимые. Это просто интерлюдия; хочется начать с того, что Вам известно, и известно не просто, как данность, а как что-то, что Вы не раз брали в руки и вставляли в приставку; что-то, с чем потом у Вас будет ассоциироваться слово «Денди». Итак, у каждого получится своя картина. Наиболее популярные ответы, несомненно, содержали бы такие наименования, как Battle City, Super Mario Bros., Contra, Darkwing Duck, Kung-Fu, Tetris и др. Чуть менее популярными были бы, пожалуй, Mickey Mouse, Gradius, Goal 3. Так или иначе, любой возможный список едва ли содержал бы названия игр, выходящих за рамки мейнстрима.
Перечислю в качестве примера 3 популярнейшие игры, картриджи с которыми наверняка могли бы лежать в горке среди ваших любимых. Будем двигаться от самой частотной и ниже. Первая - Battletoads. Не буду распространяться о том, какой вес имела эта игра в народе, это излишне. Вопрос: был ли у Вас картридж, на обложке которого сохранилось исконное наименование этой игры - просто Battletoads? Без всякой римской «III», со своеобразным бокс-артом... причем, не пиратский закос под фамикомовский бокс-арт:
Пиратские сокровища

а именно уже последующие «адаптации»:
Пиратские сокровища

Может быть, такой был у ваших друзей или знакомых? Если да, это везение.
Вот вам и первая диковинка. Как выясняется, обложка с нормальным названием у нас тоже была редкостью. Два других примера - это игры Flintstones:
Пиратские сокровища

и Power Blade:
Пиратские сокровища

китайцы эту цифру, безбожно любили, сколько раз она неуместно фигурировала на картриджах), ни левых образов на обложке. Что в коробке, то и на коробке: мультипликационные персонажи, в полном составе, как оно по логике и должно быть.

Но это так, мелочи для особо взыскательных) Мы терпели и закрывали глаза на вещи гораздо более вопиющие, и потому не будем заострять на этом внимание. Мы довольствовались тем, что они (игры) у нас были, и мы играли.

Настоящей Редкостью с большой буквы для России в 90-е годы были как собственно игры (или подборки игр) определенного круга, так и определенные пластиковые корпуса. Серия картриджей, что попадает под эту категорию, либо никогда не ходила по нашим рукам, либо ходила в очень ограниченном количестве. Настолько ограниченном, что многие в глаза такие не видели и не знали о существовании этих игр. Такого рода «редкости» в абсолютном большинстве имеют тайваньское происхождение (в сопредельных странах они также производились, но центром всему был Тайвань). Понятно, что редкостью эти картриджи были только для дремучей, многострадальной России. На Тайване и у соседей их было в достатке. Иные из них и сегодня разыскиваются живыми или полумертвыми.) Так что ежели у Вас сохранилось что-то из того, о чем пойдет речь ниже, будьте осторожны)) Коллекцонеры готовы продать душу и органы за них))

На первой волне популярности 8-битных приставок в России полки магазинов заполняли брендовые и легкие в освоении игры. Это игры, которые с первых кадров захватывали воображение и превращались в хиты, любимые и почитаемые. Contra, Chip'n Dale R.R., Duck Tales, Darkwing Duck... все то, что по сей день считается золотой классикой 8-бит.
Игры, не отличавшиеся такой раскрученностью и более сложные, закупались очень мало, с осторожностью. Их очередь настаёт значительно позже - примерно в 1995-м, когда наступает пресыщение рынка. Вот тогда к нам и поступают «новинки», доселе России не известные. Среди них:
Cliffhanger:

Пиратские сокровища

Last Action Hero:

Пиратские сокровища

Xexyz, Clash at Demonhead, Athena, Captain Silver, Conan:

Пиратские сокровища

Godzilla 1-2:

Пиратские сокровища

Karnov:

Пиратские сокровища


Список можно продолжать долго. Выделено только самое типичное для того времени.
И сразу хотелось бы сделать оговорку: в том качестве, в котором эти игры предоставлены здесь на фото, российские геймеры их по большей части не знали и не могли знать. Если только родственники не привозили такие в подарок из-за границы. И в этом тоже их диковинность.

Под качеством подразумевается:

а) сольное исполнение - одноигровки сами по себе ценны, а одноигровки с такими редкими играми, это эксклюзив; так, например, игре Silver Surfer в России было характерно фигурировать не сольно, а на сборнике 3 в 1:
Пиратские сокровища

б) бокс-арт. Ну, вспомните наши типичные пиратки с Moon Crystal или Castlevania 2. Разница очевидна, не так ли ? Беда левых обложек касалась не только брендовых игр, но и таких вот... «редкостей». Естественно. Поэтому мы понятия не имели, как по-настоящему должны бы выглядеть картриджи с этими играми.

Впрочем, мне не хотелось бы позиционировать это, как «беду». Для нас это - диковинность) То, чего мы в свое время не видели и не знали. Или знали... избранное, подавляющее меньшинство) Теперь главный вопрос: почему?

Почему наш рынок не пестрел диковинными одноигровками - здесь все просто. К сожалению, достижения в индустрии видеоигр Денди до России доходили, как до жирафа. Тайвань производил все это одноигровое разнообразия еще в 8о-е, когда Денди у нас и в проекте завоза не было. А когда появилась, Тайвань уже сменил игровой ассортимент, который потом и отправляла нам. В итоге мы имеем то, что имеем. А старые картриджи «осели» там. Кого интересует, на тайваньском Yahoo-аукционе можно просмотреть всю старую номенклатуру, которой у нас не было. Это, скажем, и серия игр о Зельде:
Пиратские сокровища

Пиратские сокровища

И Метроид:

Пиратские сокровища

Сюда же я отнес бы и Рекку:
Пиратские сокровища

и одноигровки со всеми частями Рокмена (Мегамэна). Картриджи-одноигровки с 1-й и 4-й частями точно выходили под знаменем «серого слоненка». По поводу остальных определенного сказать нельзя.

В более широком плане - почему Россия, как всегда, оказалась обделенной стольким игровым добром?

Наверное, единственным, обобщающим ответом здесь будет исключительно коммерческие интересы. Предприниматели ориентировались на прибыль. Закупка игр, о которых шла речь несколькими абзацами выше, была сопряжена с финансовым риском. Даже в позднее время, когда была пресыщенность рынка хитами. Такие картриджи рисковали собирать пыль на складах. Другое дело, сливать в магазины игровую попсу. Хорошо отрекламированную. После просмотра диснеевского мульта о Черном Плаще детишки бежали за игрой,)

По этой же причине в России отсутствовали некоторые замечательные тайваньские сборники. Например, картридж, содержащий полностью игровой сериал «Рокмен»:
Пиратские сокровища

А вот совсем, на мой взгляд, невероятный сборник игр о Марио. Невероятный как по форме своей, так и по содержанию:
Пиратские сокровища

Нет, на наших прилавках такие не красовались, ибо было это коммерчески невыгодно.

Некоторые картриджи и игры - даже не игры, а версии игр - не попали в Россию вообще, поскольку были снабжены дополнительными микроустройствами: графическими мапперами и/или звуковыми чипами. Опять же, закупка картриджей с такими устройствами требовала денег. Поэтому нам доставались кастрированные версии, с вырезанными спрайтами или дополнительными звуковыми эффектами. И это при том, что существовали тайваньские пиратки, успешно сохранившие в себе качества первоисточника, т.е. японского, фамикомовского картриджа.

Прославленная контра будет тому ярким примером. Среди многих людей до сих пор бытует мнение, что только на фамикомовском картридже есть возможность узреть полную версию этой игры. Я и сам придерживался такого мнения, пока не приобрел такую на пиратке:
Пиратские сокровища

Каким же образом маппер был вывезен за пределы Японии? Точного ответа нет. Как вариант, маппер мог быть просто переделан под другой. Пожалуй, это один из тех случаев в пиратском ремесле, который может считаться редким исключением из правил. Проскользнула же где-то такая пиратка, а мы, как всегда, ни сном ни духом...

Другой пример - игра Gimmick!. Как и изначальная японская «Контра», игра существует в полноценном варианте (но здесь уже точно только на фамикомовских картриджах) и обрезанном (она же Mr. Gimmick). Пример этот более печален, поскольку Россия не увидела даже кастрированной версии. Впрочем, это одна из самых дорогих и раритетных игр, во всем мире ее тираж очень мал. Важно знать, что пиратка с нею также существовала - с вырезанным звуковым чипом, естественно. Имела она следующий вид:
Пиратские сокровища

Мы о таком не знали [2.0]
В России все знают игру Super Mario Bros. Многие именно с нее начали свое открытие Денди. Однако немногие в курсе, что у игры есть сиквел -настоящий сиквел, выпущенный в Японии на FDS (Super Mario Bros. 2, он же SMB The Lost Levels). И вышел он гораздо раньше, чем псевдо сиквел американцев (Super Mario Bros. 2 USA).

Часто сама пометка FDS говорит человеку о том, что на картридже поиграть в это ему уже не доведется, Это заблуждение. Существовало несколько пиратских контор, которые специализировались на переносе FDS-only игр с дискет на картриджи. Как правило, для каждой игры был свой дизайн картриджа и ручной хакинг. Самое примечательное, что FDS-версий SMB 2 среди таких было больше всего. И в разных версиях разные куски вообще похерены и может даже и сглючены еще в оригинале. Но важно, что картриджи с этой игрой... были и есть:
Последний картридж Super Bros. 4 не путать с еще одной большой редкостью, хаком Armadillo, который имеет то же наименование и Марио в качестве главного героя:
Пиратские сокровища

Были... Но не у нас! Вообще, я не склонен к категорическим заявлениям. Считаю, что всегда нужно оставлять хотя бы 5% вероятности для
Пиратские сокровища

любого явления (не забывайте про родственников из-за границы). До меня доходили слухи о том, что играли люди в некоего Марио, подозрительно схожего с сиквелом. Но пока это только слухи. Тот факт, что... мы о таком не знали [3.0], тоже о чем-то, да говорит.

Еще один пример: FDS версия Castlevania 2 (Dracula II) на пиратке: Комментарии излишни. Если обычная Castlevania 2 к нам пришла так поздно и в таком ограниченном количестве, то про ее японскую версию мы и подавно ничего не знали [4.0].
Пиратские сокровища

На вопрос, «где же вас всех, черт побери, носило», ответ один: все дороги ведут на Тайвань. По крайней мере, оттуда и понесло.) Все стиплеровские пиратки - фиолетовые, голубые, розовые - однозначно берут начало там. Правда, часть наименований к нам почему-то не попадала. Кто и как выбирал, что будет импортироваться, остается загадкой.

Россия была не единственной страной, где играли на фамиклонах и куда импортировали картриджи. Так же дело обстояло и в Польше, Перу - у них есть ряд тайтлов, которых в нашей стране не было никогда, хотя сами картриджи до боли знакомые - желтые, голубые «Remarks» и др.

Вот Вам в пример еще одна редкость для России 90-х, Wai Wai World 2 (Konami World 2), типичный "стиплеровский" корпус:
Пиратские сокровища

Но пиратка, которую Вы увидите, уже современная, Сделано на Тайване.

То ли дело - картриджи в корпусах TV Game, они наверняка имеют «древнее» происхождение. Kid Ikarus на этом снимке:
Пиратские сокровища

- редкость законная, картриджу больше 20 лет.

Заключение
В общем и целом, пиратство, конечно, наследило. И хотя информация, изложенная в статье, не раз проверялась и уточнялась у людей просвещенных в этой области - все же, не стоит придерживаться ее, как монолита истины. Все это условно. Я заканчиваю тем же, чем и начал: утверждением, что особенности распространения картриджей-пираток денди в России в 90-е годы, это не наука и не статистика, и категорических заявлений о том, что чего-то у нас тогда 100% не было, я бы избегал. Всегда следует допускать вероятность того, что игра (картридж) мог проскользнуть в Россию, если не посредством подпольных пиратских контор, так волею слепого случая. Споры и обсуждения по этому поводу относительно отдельно взятых игр продолжаются по сей день. Так, вопрос о существовании Castlevania III: Dracula's Curse на пиратке, тем более ее наличие в России в свое время, остается до сих пор открытым. До поры до времени меня убеждали в том, что японской Super Mario Bros. 2 (Lost Levels) на пиратке - такой же миф, как и третья Кастлевания. Пока волею случая я не наткнулся на фото-коллекцию картриджей одного 8-битника, где присутствовала одноигровка с этой игрой. Уже потом до меня дошла информация о том, что, собственно, из всех игр, которые переносили с FDS на пиратку, она была наиболее распространена. Надо было только копать.)

Заметку приходилось не раз редактировать. По иронии судьбы, едва я окончил ее первый вариант, как в поле моего зрения - и в том числе в мои руки - стали попадать игры и картриджи, которые я только что тут осветил. К примеру, мне стало известно, что в России в 90-е точно были все части "Рокмена" ("Мегамена") - как минимум, разбросанные по различным сборникам. Также был и первый Wai Wai World (Konami World), одноигровка. Вопреки всем утверждениям об обратном, которые мне доводилось читать ранее.

Причем попадались эти игры и картриджи мне настолько «назойливо», что я в какой-то момент я даже усомнился в их исключительности. Воля случая... бывает. Факт остается фактом: подавляющее большинство Российских 8-битников такие в глаза не видели, ни в 90-е, ни сейчас.

Это интересно - просто проследить с высоты сегодняшнего дня этот маленький виток истории, посравнить да посмотреть, что у нас было в изобилии, а чем мы были обделены., и почему. Интересно - потому что Денди стояла во главе всего самого крутого тогда... и потому, появляется возможность увидеть не только картину в целом, но и свое место на ней.
90-е годы были для нас временем блаженного неведения. Мы о многом не знали [5.0], но разве это имело значение? Мы продолжали играть; мы были рады тому, что у нас было. Мы радовались и хвастались личными достижениями. Мы никому не завидовали. Мы и не могли, как в силу непросвещенности, так и того, что наверняка имели в мире Денди проблемы посущественней.) Мы всегда были в поисках нового, и именно это задавало нам жизненный импульс и азарт. Будущему игровому поколению именно этого и хотелось бы пожелать. Именно добиваться победы, как в свое время это делали мы, а не играть в то, во что не можешь проиграть. И, конечно, всегда быть в поисках нового и пребывать в азарте. У нас в детстве не было и половины того, что есть у поколения нынешнего, но, как говорится в одном цитатнике, это было наше самое счастливое детство. Выражаю надежду, что детство следующих поколений будет таким насыщенным и ярким.

Журнал: DF Mag
Автор: Bucky o'Hare



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 4297

Комментарии:

Оставить комментарий