Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Интервью с коллекционером Dendy
Сергей Никонец aka Oreanor
коллекционер Dendy
В гостях у нашей редакции Сергей Никонец – самый крупный коллекционер Dendy в России… или, во всяком случае, один из. Сергею 34 года. Он окончил Бауманский университет. Женат, двое детей. В настоящее время работает программистом в Рамблер Инфографике. В сети он известен как Oreanor. Музей «Стиплера». Картриджи-реквизиты, мелькавшие в «Проклятии серого слоненка», «Хрониках Денди». Вам наверняка довелось это видеть хотя бы единожды. И сегодня на страницах журнала он поделится с нами ностальгией и расскажет о различных аспектах своей коллекции и коллекционирования как хобби.
– Итак... Сергей, с чего началась коллекция, что было в ней самым первым? И есть ли у тебя в коллекции что-то, сохранившееся с детства?
– Коллекционирование во взрослом возрасте (ну, тот который после 27) началось, пожалуй, году в 2008 с желания найти «Денди Классик», которая мне очень нравилась в юности, но у самого в то время была «Джуниор 2». И, кажется, я довольно быстро нашел ее где-то на irr ru или «Молотке». Рублей за 500, в повидавшей виды, но все же коробке. Дешевизна и изобилие вообще были характерны для рынка подержанных восьмибитных консолей в те годы. Тогда приставки и картриджи еще свободно встречались в дикой природе большими стаями и стоили, как им и полагалось, копейки, а дороже 100 р. за картридж для денди было стыдновато просить даже на gbx.
Первые находки были, конечно же, во многом спонтанны – мне просто хотелось отобрать пару-тройку десятков игр, которые запомнились в детстве, плюс, конечно же, хотелось, чтобы внешне это были именно те картриджи, которые я мог держать в руках в 94–96 годах, пору моего самого активного гейминга на Dendy. И достаточно быстро такое количество набралось, и стало понятно, что игр, которые я помню и которые хорошо бы найти, гораздо больше.
Вскоре к ним присоединилась пара десятков картриджей, которые мне привез мой школьный друг из Питера и которые я был просто счастлив увидеть вновь– ведь это были те самые картриджи, в которые мы играли в детстве! Мои и его. Там были Battletoads, Batman: Return of the Joker, TMNT Tournament Fighters, Duck Tales 2, Aladdin, Dracula, Jurassic Park и еще много чего. Он сохранил даже картонные коробочки, которые я делал для избранных игр. Это и стало костяком моей коллекции. Правда, теперь эти игры из детства стоят немного особняком от основной коллекции – лежат в отдельной коробке, не подвергаясь классификации и разделению – просто как артефакт.
Приставка, к сожалению, не дожила, могу сказать только, что это был «Джуниор 2» с несъемными джойстиками. Вопреки расхожему мнению о надежности этих приставок, должен отметить, что очень скоро у меня полетела микрушка на втором джойстике, и мне так и не смогли починить его до конца – кнопки турбо не работали. Это весьма огорчало.
В коллекции у Сергея наиболее обширно раскрыта тема, конечно же, «Денди». Число картриджей для нее уже давно перевалило за тысячу. По части консолей – присутствует практически весь ассортимент продукции, которой торговал «Стиплер». Порядка десятка восьмибитных приставок Dendy. Все они, по сути, различаются только формой и дизайном упаковки. Что касается пираток, Сергею интересно иметь в коллекции несколько разных вариантов картриджей, потому что пираты, когда выпускали эти игры, придумывали самые невообразимые сюжеты для обложек. Кроме того, в коллекции содержится и некоторое количество рекламных материалов фирмы Steepler: журналы, каталоги, буклеты, значки. Но есть в его коллекции и другие платформы, на которые его интересовали отдельные игры.
– Так получилось, что по большей части у меня всё же нинтендовские приставки. Но есть, к примеру, и Megadrive, и Sony PS2, и 3DO. Нельзя сказать, что я активно пополняю их библиотеки, скорее, ограничиваюсь десятком-другим безусловных хитов. Неоднократно посматривал и в сторону последнего каррентгена (Х360/PS3), но как-то так получалось, что не мог найти достаточно весомых причин для покупки. А нинтендовские игры почему-то напротив, почти всегда вызывали энтузиазм при рассмотрении. Наверное, я их аудитория.
Что касается музея «стиплеровских» игр и приставок, идея создания пришла к Сергею не сразу.
– Вначале я попытался систематизировать выпущенные «Стиплером» картриджи – просто шутки ради. Я обратил внимание, что корпуса и оформление картинок на задней части там сильно разнились от картриджа к картриджу – мне стало любопытно, почему. Я отснял свои картриджи, стал прочесывать интернет в поисках фотографий других картриджей. Создал специальную тему на gbx, куда форумчане могли запостить свои находки. Постепенно из этого выросла довольно неплохая база. Параллельно у меня появлялись другие восьмибитные приставки, пистолеты и всякого рода аксессуары и атрибутика. Пришла идея как-то описать и каталогизировать и модельный ряд приставок с аксессуарами тоже, и я довольно активно и последовательно занялся поисками и расширил свою коллекцию недостающими экземплярами. Сейчас, правда, я считаю тему практически исчерпавшей себя.
– Почему же?
– Строгой систематизации картриджей никакой нет, либо она очень не очевидна, что вполне естественно объясняется их пиратским происхождением. А приставки и прочее железо почти всё найдено в том или ином виде.
Мы поинтересовались, какие экспонаты коллекции – самые любимые, безотносительно ностальгических соображений.
– Очень люблю бандаевский автомат Hyper Shot, он действительно круто сделан, и остается только пожалеть, что его возможности были задействованы только в одной игре. Нравятся «мегадрайвы2, для которых «Стиплер» делал оригинальные коробки с космическим кораблем, как в рекламе «Новой реальности». Очень ценю каждую «репру», особенно те картриджи, которые были сделаны, что называется, с нуля, без участия плат-доноров. Нравятся беспроводные джойстики от Micro Genius, а в девяностые, наверное, они вообще показались бы каким-то чудом.
Oreanor рассказывает, что когда «Денди» становилась популярной среди его друзей, сам он довольствовался «Спектрумом 48К» отечественного производства. По сравнению со «спектрумовскими» играми игры для Dendy казались ему космически продвинутыми – мгновенная загрузка, полноцветная графика, плавный скроллинг, динамика (не говоря уже о музыке во время игры, а не только в меню). Поэтому стоит ли говорить, что, как и для многих из нас, его наиболее яркие воспоминания геймнга на Денди связаны с первыми впечатлениями от таких нетленок как «Контра», «Черный Плащ», «Чип и Дейл» и других?
Чуть позже у некоторых друзей появились «Сеги», и «Денди» стала восприниматься чем-то обыденным, хотя и вполне играбельным.
– Есть ли у тебя какая-либо самая желанная и искомая вещь для коллекции?
– Наверное, буду банален, но хотелось бы заполучить оригинальное издание «Gimmick!» на Famicom. Хотя теперь у меня кроме порезанной пиратки есть очень достойная репродукция. Еще безумно хотелось бы собрать хотя бы часть оригинальных коробочных изданий игр от Hummer Team и Super Game. Что-то в них есть такое гордое и наивное – вот, мол, посмотрите, мы не хуже 16-биток. Их тоже сейчас найти крайне тяжело и дорого.
– Сергей, есть ли у тебя самого чувство завершенности и удовлетворения от проделанной работы? Или все-таки коллекционирование – процесс бесконечный?
– Да, я могу сказать, что испытываю некоторое удовлетворение от того, что, пролистывая аукционы, вижу, что нужного мне становится все меньше и меньше. Но собирательство входит в привычку, поэтому постепенно начинаешь расширять сферу своих интересов – к примеру, недавно я приобрел Famicom Disk System и несколько дисков к ней. Раньше она как-то выпадала из моего круга внимания, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что там есть хорошие игры, которых не было на картриджах. Огорчает, правда, что диски не так долговечны, как картриджи, капризны и требуют более бережного обращения. Поэтому стараюсь брать полные комплекты – если диск испортится, хотя бы будет на что посмотреть :)
От многих других коллекционеров Сергея отличает не только масштаб коллекции, но и тот факт, что он уже семьянин.
– Как соотносится семейная жизнь и коллекционирование? Удается ли без особого «кровопролития» сочетать семью, работу и оставаться почетным слоноводом?
– Коллекционирование и семья – тема довольно многогранная и сложная. Жена относится к моему увлечению если не с пониманием, то, по крайней мере, терпимо, и я никогда не слышал от нее, что я, мол, какими-то детскими глупостями занимаюсь. Хобби и хобби. Оно её не волнует до тех пор, пока оно не наносит заметного ущерба бюджету и пространству в квартире. И я, конечно, стараюсь, чтобы не наносило, хотя вопрос с пространством уже где-то на грани.
С другой стороны, общению с детьми, судя по всему, это очень даже способствует:
– Сын (ему три года) то и дело натыкается на разные консольки и просит ему что-то включить и показать, даже пытается сам играть. Хотя я считаю, что пока ему еще рано этим увлекаться – вредно для глаз, да и познанию окружающего мира не сильно способствует. Разве что мелкую моторику и реакцию развивает. Стараюсь смещать акценты на реальные игрушки и реальное взаимодействие. Дочурка пока еще слишком мала, не знаю, будут ли ее интересовать видеоигры в принципе, с девочками это как-то значительно реже случается.
На вопрос, контролировать ли игровые пристрастия своих чад (и в каком русле), Сергей признает:
ему будет приятно, если те проявят интерес к ретро-играм в сознательном возрасте.
– Хотя я не собираюсь как-то особенно ревностно проводить среди своих детей «просветительскую» работу.
Я прекрасно понимаю, что это всё дорого лишь мне и только потому, что это кусочек моего детства. Захотят – расскажу. Не захотят – и ладно. Дети должны играть в то, во что играют их сверстники, это способствует их социализации. Но, разумеется, я буду следить, чтобы они не заигрывались в игры, эксплуатирующие только самые примитивные эмоции от насилия, убийств и тому подобного. Это, на мой взгляд, нездорово в юном возрасте.
– Что ты сказал бы о нынешнем игрострое? И как ты считаешь, долго ли еще будет сохраняться ажиотаж на денди-стафф?
– Про современный игрострой я могу высказать только собственное субъективное впечатление, хотя и довольно банальное – он вырождается. Развитие жанров, похоже, достигло своего пика, и что-то реально новое изобрести уже сложно. Кроме того, бюджеты игр выросли в десятки и сотни раз, и теперь уже непозволительно идти на какие-то эксперименты – ставки слишком высоки. Не продастся игра – прогоришь. Хотя я не питаю иллюзий относительно того, что раньше, дескать, игры были ярче и зеленее – в девяностые проходных и даже откровенно плохих, неиграбельных игр было очень много. А отличные игры выпускаются и сейчас.
Насчет ажиотажа вокруг ретро – я думаю, он уйдет с нашим же поколением. С какой стати новым поколениям так же трепетно относиться к этим играм – только потому, что папа или дед в них играли? Интерес, возможно, и сохранится, но он будет значительно меньшим, чем сейчас.
– Извечный вопрос: эмулятор или оригинал?
– Я не вижу особой причины выбирать, можно смотреть на вопрос шире – они прекрасно дополняют друг друга. Когда хочется пройти игру – я выберу эмулятор с сейвами или еще лучше отмоткой назад, ради экономии времени. А когда хочется просто отдохнуть и получить «те самые» ощущения – я, конечно же, выберу приставку и телик.
– Ну, и напоследок, Сергей… Какие советы ты можешь дать начинающим коллекционерам?
– Наверное, я бы посоветовал не терять голову и не хватать всё подряд за бешеные деньги, как будто это последний
картридж в мире. Как правило, что встречается однажды, встретится и дважды, надо только уметь подождать. Сейчас
нередко совершенно проходные картриджи уходят за сумасшедшие деньги, по причинам настолько субъективным,
что они с трудом поддаются пониманию.
От себя добавлю, что наверняка это отражает взгляды всех добросовестных пользователей, не утративших здравые представления о ценах на 8-битное добро. Где-то на соседних страницах висит мой злобный очерк на эту тему. Однако все словоблудие там, по сути, сводится именной к этому простому, выраженному в маленьком абзаце мнению.
Выражаю благодарность Сергею Никонцу и нашим читателям.
Из досье DF Mag
Oreanor: Ore («душа» – эльфийский язык Квенья) + Anor («солнце» – Синдарин).
Журнал: DF Mag #4
Автор статьи: Bucky o’Hare