Навигация по сайту
Follow Us
Funding Request

If you like what we are doing, please consider supporting us.

Support Via Patreon

Visit Our Patreon Profile

Visit our Patreon profile and become a patron.

Any amounts raised will directly support the development of our current and upcoming projects.

Thank you very much!

Принимаем пожертвования

Яндекс: 410012588249319
WMR: R371578751646 (рублики)
WMZ: Z803750001922 (доллары)

Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Интервью с коллекционером Dendy

Интервью с коллекционером Dendy
Сергей Никонец aka Oreanor
коллекционер Dendy

В гостях у нашей редакции Сергей Никонец – самый крупный коллекционер Dendy в России… или, во всяком случае, один из. Сергею 34 года. Он окончил Бауманский университет. Женат, двое детей. В настоящее время работает программистом в Рамблер Инфографике. В сети он известен как Oreanor. Музей «Стиплера». Картриджи-реквизиты, мелькавшие в «Проклятии серого слоненка», «Хрониках Денди». Вам наверняка довелось это видеть хотя бы единожды. И сегодня на страницах журнала он поделится с нами ностальгией и расскажет о различных аспектах своей коллекции и коллекционирования как хобби.

– Итак... Сергей, с чего началась коллекция, что было в ней самым первым? И есть ли у тебя в коллекции что-то, сохранившееся с детства?

– Коллекционирование во взрослом возрасте (ну, тот который после 27) началось, пожалуй, году в 2008 с желания найти «Денди Классик», которая мне очень нравилась в юности, но у самого в то время была «Джуниор 2». И, кажется, я довольно быстро нашел ее где-то на irr ru или «Молотке». Рублей за 500, в повидавшей виды, но все же коробке. Дешевизна и изобилие вообще были характерны для рынка подержанных восьмибитных консолей в те годы. Тогда приставки и картриджи еще свободно встречались в дикой природе большими стаями и стоили, как им и полагалось, копейки, а дороже 100 р. за картридж для денди было стыдновато просить даже на gbx.

Первые находки были, конечно же, во многом спонтанны – мне просто хотелось отобрать пару-тройку десятков игр, которые запомнились в детстве, плюс, конечно же, хотелось, чтобы внешне это были именно те картриджи, которые я мог держать в руках в 94–96 годах, пору моего самого активного гейминга на Dendy. И достаточно быстро такое количество набралось, и стало понятно, что игр, которые я помню и которые хорошо бы найти, гораздо больше.

Вскоре к ним присоединилась пара десятков картриджей, которые мне привез мой школьный друг из Питера и которые я был просто счастлив увидеть вновь– ведь это были те самые картриджи, в которые мы играли в детстве! Мои и его. Там были Battletoads, Batman: Return of the Joker, TMNT Tournament Fighters, Duck Tales 2, Aladdin, Dracula, Jurassic Park и еще много чего. Он сохранил даже картонные коробочки, которые я делал для избранных игр. Это и стало костяком моей коллекции. Правда, теперь эти игры из детства стоят немного особняком от основной коллекции – лежат в отдельной коробке, не подвергаясь классификации и разделению – просто как артефакт.

Приставка, к сожалению, не дожила, могу сказать только, что это был «Джуниор 2» с несъемными джойстиками. Вопреки расхожему мнению о надежности этих приставок, должен отметить, что очень скоро у меня полетела микрушка на втором джойстике, и мне так и не смогли починить его до конца – кнопки турбо не работали. Это весьма огорчало.

В коллекции у Сергея наиболее обширно раскрыта тема, конечно же, «Денди». Число картриджей для нее уже давно перевалило за тысячу. По части консолей – присутствует практически весь ассортимент продукции, которой торговал «Стиплер». Порядка десятка восьмибитных приставок Dendy. Все они, по сути, различаются только формой и дизайном упаковки. Что касается пираток, Сергею интересно иметь в коллекции несколько разных вариантов картриджей, потому что пираты, когда выпускали эти игры, придумывали самые невообразимые сюжеты для обложек. Кроме того, в коллекции содержится и некоторое количество рекламных материалов фирмы Steepler: журналы, каталоги, буклеты, значки. Но есть в его коллекции и другие платформы, на которые его интересовали отдельные игры.
Интервью с коллекционером Dendy
Интервью с коллекционером Dendy


– Так получилось, что по большей части у меня всё же нинтендовские приставки. Но есть, к примеру, и Megadrive, и Sony PS2, и 3DO. Нельзя сказать, что я активно пополняю их библиотеки, скорее, ограничиваюсь десятком-другим безусловных хитов. Неоднократно посматривал и в сторону последнего каррентгена (Х360/PS3), но как-то так получалось, что не мог найти достаточно весомых причин для покупки. А нинтендовские игры почему-то напротив, почти всегда вызывали энтузиазм при рассмотрении. Наверное, я их аудитория.

Что касается музея «стиплеровских» игр и приставок, идея создания пришла к Сергею не сразу.

– Вначале я попытался систематизировать выпущенные «Стиплером» картриджи – просто шутки ради. Я обратил внимание, что корпуса и оформление картинок на задней части там сильно разнились от картриджа к картриджу – мне стало любопытно, почему. Я отснял свои картриджи, стал прочесывать интернет в поисках фотографий других картриджей. Создал специальную тему на gbx, куда форумчане могли запостить свои находки. Постепенно из этого выросла довольно неплохая база. Параллельно у меня появлялись другие восьмибитные приставки, пистолеты и всякого рода аксессуары и атрибутика. Пришла идея как-то описать и каталогизировать и модельный ряд приставок с аксессуарами тоже, и я довольно активно и последовательно занялся поисками и расширил свою коллекцию недостающими экземплярами. Сейчас, правда, я считаю тему практически исчерпавшей себя.

– Почему же?

– Строгой систематизации картриджей никакой нет, либо она очень не очевидна, что вполне естественно объясняется их пиратским происхождением. А приставки и прочее железо почти всё найдено в том или ином виде.

Мы поинтересовались, какие экспонаты коллекции – самые любимые, безотносительно ностальгических соображений.

– Очень люблю бандаевский автомат Hyper Shot, он действительно круто сделан, и остается только пожалеть, что его возможности были задействованы только в одной игре. Нравятся «мегадрайвы2, для которых «Стиплер» делал оригинальные коробки с космическим кораблем, как в рекламе «Новой реальности». Очень ценю каждую «репру», особенно те картриджи, которые были сделаны, что называется, с нуля, без участия плат-доноров. Нравятся беспроводные джойстики от Micro Genius, а в девяностые, наверное, они вообще показались бы каким-то чудом.

Oreanor рассказывает, что когда «Денди» становилась популярной среди его друзей, сам он довольствовался «Спектрумом 48К» отечественного производства. По сравнению со «спектрумовскими» играми игры для Dendy казались ему космически продвинутыми – мгновенная загрузка, полноцветная графика, плавный скроллинг, динамика (не говоря уже о музыке во время игры, а не только в меню). Поэтому стоит ли говорить, что, как и для многих из нас, его наиболее яркие воспоминания геймнга на Денди связаны с первыми впечатлениями от таких нетленок как «Контра», «Черный Плащ», «Чип и Дейл» и других?
Чуть позже у некоторых друзей появились «Сеги», и «Денди» стала восприниматься чем-то обыденным, хотя и вполне играбельным.

– Есть ли у тебя какая-либо самая желанная и искомая вещь для коллекции?

– Наверное, буду банален, но хотелось бы заполучить оригинальное издание «Gimmick!» на Famicom. Хотя теперь у меня кроме порезанной пиратки есть очень достойная репродукция. Еще безумно хотелось бы собрать хотя бы часть оригинальных коробочных изданий игр от Hummer Team и Super Game. Что-то в них есть такое гордое и наивное – вот, мол, посмотрите, мы не хуже 16-биток. Их тоже сейчас найти крайне тяжело и дорого.
Интервью с коллекционером Dendy


– Сергей, есть ли у тебя самого чувство завершенности и удовлетворения от проделанной работы? Или все-таки коллекционирование – процесс бесконечный?

– Да, я могу сказать, что испытываю некоторое удовлетворение от того, что, пролистывая аукционы, вижу, что нужного мне становится все меньше и меньше. Но собирательство входит в привычку, поэтому постепенно начинаешь расширять сферу своих интересов – к примеру, недавно я приобрел Famicom Disk System и несколько дисков к ней. Раньше она как-то выпадала из моего круга внимания, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что там есть хорошие игры, которых не было на картриджах. Огорчает, правда, что диски не так долговечны, как картриджи, капризны и требуют более бережного обращения. Поэтому стараюсь брать полные комплекты – если диск испортится, хотя бы будет на что посмотреть :)

От многих других коллекционеров Сергея отличает не только масштаб коллекции, но и тот факт, что он уже семьянин.

– Как соотносится семейная жизнь и коллекционирование? Удается ли без особого «кровопролития» сочетать семью, работу и оставаться почетным слоноводом?

– Коллекционирование и семья – тема довольно многогранная и сложная. Жена относится к моему увлечению если не с пониманием, то, по крайней мере, терпимо, и я никогда не слышал от нее, что я, мол, какими-то детскими глупостями занимаюсь. Хобби и хобби. Оно её не волнует до тех пор, пока оно не наносит заметного ущерба бюджету и пространству в квартире. И я, конечно, стараюсь, чтобы не наносило, хотя вопрос с пространством уже где-то на грани.
Интервью с коллекционером Dendy
Интервью с коллекционером Dendy


С другой стороны, общению с детьми, судя по всему, это очень даже способствует:

– Сын (ему три года) то и дело натыкается на разные консольки и просит ему что-то включить и показать, даже пытается сам играть. Хотя я считаю, что пока ему еще рано этим увлекаться – вредно для глаз, да и познанию окружающего мира не сильно способствует. Разве что мелкую моторику и реакцию развивает. Стараюсь смещать акценты на реальные игрушки и реальное взаимодействие. Дочурка пока еще слишком мала, не знаю, будут ли ее интересовать видеоигры в принципе, с девочками это как-то значительно реже случается.

На вопрос, контролировать ли игровые пристрастия своих чад (и в каком русле), Сергей признает:
ему будет приятно, если те проявят интерес к ретро-играм в сознательном возрасте.

– Хотя я не собираюсь как-то особенно ревностно проводить среди своих детей «просветительскую» работу.
Я прекрасно понимаю, что это всё дорого лишь мне и только потому, что это кусочек моего детства. Захотят – расскажу. Не захотят – и ладно. Дети должны играть в то, во что играют их сверстники, это способствует их социализации. Но, разумеется, я буду следить, чтобы они не заигрывались в игры, эксплуатирующие только самые примитивные эмоции от насилия, убийств и тому подобного. Это, на мой взгляд, нездорово в юном возрасте.

– Что ты сказал бы о нынешнем игрострое? И как ты считаешь, долго ли еще будет сохраняться ажиотаж на денди-стафф?
Интервью с коллекционером Dendy


– Про современный игрострой я могу высказать только собственное субъективное впечатление, хотя и довольно банальное – он вырождается. Развитие жанров, похоже, достигло своего пика, и что-то реально новое изобрести уже сложно. Кроме того, бюджеты игр выросли в десятки и сотни раз, и теперь уже непозволительно идти на какие-то эксперименты – ставки слишком высоки. Не продастся игра – прогоришь. Хотя я не питаю иллюзий относительно того, что раньше, дескать, игры были ярче и зеленее – в девяностые проходных и даже откровенно плохих, неиграбельных игр было очень много. А отличные игры выпускаются и сейчас.

Насчет ажиотажа вокруг ретро – я думаю, он уйдет с нашим же поколением. С какой стати новым поколениям так же трепетно относиться к этим играм – только потому, что папа или дед в них играли? Интерес, возможно, и сохранится, но он будет значительно меньшим, чем сейчас.

– Извечный вопрос: эмулятор или оригинал?

– Я не вижу особой причины выбирать, можно смотреть на вопрос шире – они прекрасно дополняют друг друга. Когда хочется пройти игру – я выберу эмулятор с сейвами или еще лучше отмоткой назад, ради экономии времени. А когда хочется просто отдохнуть и получить «те самые» ощущения – я, конечно же, выберу приставку и телик.

– Ну, и напоследок, Сергей… Какие советы ты можешь дать начинающим коллекционерам?

– Наверное, я бы посоветовал не терять голову и не хватать всё подряд за бешеные деньги, как будто это последний
картридж в мире. Как правило, что встречается однажды, встретится и дважды, надо только уметь подождать. Сейчас
нередко совершенно проходные картриджи уходят за сумасшедшие деньги, по причинам настолько субъективным,
что они с трудом поддаются пониманию.

От себя добавлю, что наверняка это отражает взгляды всех добросовестных пользователей, не утративших здравые представления о ценах на 8-битное добро. Где-то на соседних страницах висит мой злобный очерк на эту тему. Однако все словоблудие там, по сути, сводится именной к этому простому, выраженному в маленьком абзаце мнению.

Выражаю благодарность Сергею Никонцу и нашим читателям.

Из досье DF Mag

Oreanor: Ore («душа» – эльфийский язык Квенья) + Anor («солнце» – Синдарин).


Журнал: DF Mag #4
Автор статьи: Bucky o’Hare



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2870

Комментарии:

Оставить комментарий