Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Как закалялась сталь или Made in China

Как закалялась сталь или Made in China
В то время, когда западные производители уже давно закончили выжимать соки из фрукта под названием «8 бит», потребители этого сока в БСССР тихо-мирно игрались у себя дома, никому не мешая. Или почти никому. Подозреваю, что многие помнят, как работающая у соседа Денди влияла на вещание Вашего телевизора. В лучшем случае по экрану ползли вертикальные или горизонтальные полосы, еще чаще при этом слышались звуки подбитого танка или разбитых головой кирпичей. Ну а если было желание, то можно было просто подстроить у телевизора тюнер и весело провести время, наблюдая за беспомощностью соседа, пытающегося в десятый раз пройти первый уровень Контры. Всё вышеописанное усиливалось в несколько раз, когда использовалось подобие антенны (в некоторых моделях антенна была даже встроена). Одна из них вставлялась в приставку, другая в ВЧ вход телевизора. Антенны были просто бичом многих соседей. Ведь даже подключенная обычным способом (шнуром) приставка давала наводку на несколько квартир, а при помощи антенны можно было вывести из себя пенсионеров соседнего подъезда. Меня, например, часто донимала бабулька, соседка по площадке: она постоянно требовала, чтобы я выключил приставку, даже когда я в нее не играл. Найти виновника её мучений было не просто, ведь это мог быть кто угодно, возможно даже в трех этажах от неё. Но смекалистые пацаны, такие как Ваш покорный слуга и мой сосед Димон, извлекали из чрезмерной мощности сигнала выгоду. Димон был уже достаточно взрослый (из-за этого его ко мне домой и не пускали) и разбирался в электронике, он спаял удлинитель для одного из моих джойстиков и перекинул его через балкон. Бедный Димон, ему часто приходилось сидеть и ждать, когда я ставил игру на паузу. Он вынужден был стучать мне в стену, ведь на втором джойстике кнопки «пауза» не было. При этом не факт, что я, услышав стук, продолжал игру — мог и не услышать или просто не хотел отвлекаться. Но всё же именно так впервые были пройдены Контра, Танчики и Черепахи.
Как закалялась сталь или Made in China
В начале девяностых на необъятных просторах нашей страны стали появляться столичные (Москва, Питер) печатные издания, посвященные компьютерным играм, в том числе и приставочным. Всю продукцию подобного рода можно было условно разделить на два вида: развлекательно-познавательные глянцевые журналы; книжки с кодами, прохождениями, секретами и т.д. Лидерами развлекательных приставочных изданий были Видео-Асс Dendy и Видео-Асс Великий Дракон. Эти два журнала были Библией приставочников. Даже сейчас повзрослевшие фанаты перечитывают статьи Eler Cant’а, Duck Wader’а и Агента Купера. А вот среди книжек с кодами стоит выделить серию Tricks (выпускала московская фирма «Трикс Лтд»), именно эта серия пользовалась у геймеров наибольшей популярностью. На периферии тоже не отставали от столиц. Спрос рождал предложение, и владельцы приставочных магазинчиков выпускали свой собственный самиздат. То были книжки с кодами или прохождениями наиболее популярных игр. Часто такие книжки покупали вместе с приставками, а так как приставки в то время продавались тысячами, то и свой «книжный бизнес» приносил хоть и небольшой, но стабильный доход. Бум продаж самиздата приходится на времена «царствования» Мортал Комбата. Порой книжечка приемов и добиваний для одной из частей МК уходила с прилавков за четверть цены самого картриджа.

Rumata
Dendy и Великий Дракон — это один журнал. Первые 18 номеров назывались Денди, а с 19 — Великий Дракон. Смена вывески произошла из-за прекращения финансирования журнала фирмой «Денди». Фирма Трикс ранее называлась Формак, а ещё ранее — Инфорком, и издавал он ZX-Ревью, если кто помнит. Самиздата действительно было много (да и сейчас не меньше), и все старательно перепечатывали одно и то же друг у друга и не мучались.


Как закалялась сталь или Made in ChinaОдновременно с появлением в стране специализированной литературы на экраны страны выходят первые телепередачи, посвященные приставочным видеоиграм. Так, например, «Новая реальность» была, по сути, рекламным проектом, но раз в неделю эта передача собирала у экранов тысячи приставочников. Кто-то желал увидеть новинки восьмибиток, кто-то с раскрытым ртом наблюдал за невообразимой графикой шестнадцатибитных консолей, кому-то очень хотелось обладать изумительным карманным Гейм Боем. Сейчас трудно представить программу, посвященную приставкам в эфире Первого российского канала. Но в девяностые, когда Сергей Супонев вел свою передачу, то казалось, что, слушая его, имеешь дело с чем-то очень серьезным и в высшей степени важным.

Был и еще один очень оригинальный проект (видимо, тоже рекламный), посвященный видеоиграм, а точнее приставке Sega MD, а еще точнее — игре Sonic 2. Мало кто сейчас вспомнит, но в эфире Второго российского канала выходила киберспортивная (хех) передача, где трое счастливчиков проходили на время уровни второго Соника. Лично у меня «Соник-Суперёжик» вызывал огромный интерес, но, видимо, таких как я набралось немного, и приставочного киберспортивного представительства на ТВ не стало. Немало было энтузиастов и на местном уровне. Передачи, посвященные видеоиграм, выходили в эфир во многих краях и областях нашей необъятной родины. Бывало, даже владельцы полуподпольных кабельных каналов при отсутствии видеоматериала пускали в эфир Контру, Танчики или Марио (попросту подключая приставку к транслирующему оборудованию).

Многие именно из телепередач узнавали, что существует не только Денди. Большинство геймеров мечтали иметь у себя дома Сегу. Именно Megadrive (в народе «Сега Мегадривэ») смог потеснить Денди с пьедестала популярности, потому как имел приемлемую цену (не сразу, конечно) и большую библиотеку недорогих пиратских игр (чего SNES так не хватало).
Как закалялась сталь или Made in China
За себя могу сказать, что, покупая Сегу, я как раз руководствовался совсем иными мотивами. Купил я Мегадрайв еще тогда, когда в нашем городе этих приставок почти не было, стоили они в 8 раз дороже Dendy Junior, да и выбор картриджей (по цене в 6 раз дороже дендивских) был небольшой (точнее, 4 пошарпанных картриджа без коробок). Меня, прежде всего, привлекла графика. О таком совершенстве, как Jurassic Park, я и мечтать не мог. Я был просто в шоке от того, как выглядел на экране Доктор Грант, и буквально за неделю нашел сумму (растряс родителей, конечно, где б я еще нашел-то), необходимую для покупки пиратской Мегадрайв 1 с трехкнопочными джойстиками и четырьмя картриджами к ней.

Хочу особо отметить, что, покупая Сегу, я рассчитывал раз и навсегда забыть проблемы с приставкой, которые преследовали меня постоянно во время обладания китайским клоном NES. И, в общем, в течение двух-трех месяцев приставка с гордо красующейся на задней панели надписью «Made in Japan» служила мне верой и правдой. Джойстики, блок питания, разъемы и картриджи — всё работало как часы. И вот в один прекрасный момент сама консоль просто взяла и не включилась! С тяжелым грузом на душе побрел я в магазин, где покупал Сегу, ведь при покупке продавец с сияющей улыбкой дал мне подписать гарантийный талон, где в графе «срок гарантии» значилось «шесть месяцев». Всегда такой улыбчивый продавец по мере моего (с коробкой) приближения к прилавку менял выражение лица, и после моих слов о гарантии уже хмуро и сердито смотрел на меня.
Как закалялась сталь или Made in China
После пятиминутного обследования консоли продавец вынес вердикт. Как оказалось, это я сам сжег приставку, втыкая и вынимая при включенном питании картриджи и джойстики, потому как дословно: «…вещь то японская, сама бы не сгорела… Да у нас вообще такого никогда не было! Это же Сега!» Понятно, что не было, я то ведь один из первых лопухнулся. В сердцах я побрел в другой магазин, где мне открыли глаза на то, что «Япония — это город в Китае», и на то, как «фирменные японские» приставки собирают на коленках при свете лучины квалифицированные китайские «специалисты». О, ужас, я как будто очнулся ото сна. Моя слепая вера в Небесную Приставку прямо из Японии рухнула за десять минут разговора с хозяином конкурирующего магазинчика.

Люто возненавидев китайцев, я поклялся больше ничего китайского не покупать (эх, знал бы я, что будет через 10 лет).

Rumata
Да уж… Отечественные предприниматели нередко поражают своей некомпетентностью в сочетании со злостной хитростью. Что самое интересное, большАя часть коммерсантов, подвизающихся в консольном бизнесе, до сих пор осталась на том же уровне. Хотя Закон о защите прав потребителя был уже тогда. Думаю, продавец из конкурирующего магазина торговал тем же и так же, но не упустил случая опустить конкурента. И почему-то это сочетается с великодержавным пренебрежением к китайцам. Хотя в те годы была идея организовать производство Денди в России. Так вот, на нашем передовом производстве в Зеленограде сделать процессор для Денди не смогли, а китайцы «на коленях с лучиной» — могут. Для справки: Оригинальные Euro PAL, официально поставлявшиеся в Европу, имели надпись Made in China.


Как закалялась сталь или Made in China
Но время шло, а однажды вкусивший плод под названием «16 бит» уже был не в состоянии уступить соблазну и не поиграть еще. Вот и я, хоть не имел приставки, но находил возможность удовлетворить свой «голод». По всему нашему городу (как и по всей стране) стали открываться игровые салоны, предлагавшие час игры на Сеге по цене пачки сигарет. Названия у этих мест были разные. Игровые салоны, клубы, залы, центры и т.д. и т.п. В моем кругу было принято называть эти заведения «точками». Бывало, что зал для игр приобретал название места, в котором он находился. Так, наше с друзьями излюбленное место называлось «у голубого» (по названию находившегося рядом магазина «Голубой Огонек»), и часто на вопрос о том, куда идет приятель, он отвечал: «На ночь, к голубому». Бизнес этот рос и развивался очень быстро.
Как закалялась сталь или Made in China
Только в центре города открывался один салон, где для того, чтобы поиграть на Сеге, нужно было выждать многочасовую очередь, как уже через месяц такие небольшие клубы были во всех микрорайонах города. Оно и понятно, деятельность эта лицензированию не подлежала, каких-либо вразумительных санитарных правил не существовало, а всё, что нужно было сделать, так это снять в аренду вестибюль какого-нибудь кинотеатра или ДК, администрация которого еле-еле сводила концы с концами, нанять бабульку или студента за небольшую зарплату, купить пять-шесть приставок и столько же старых советских телевизоров. Народ валил толпами, порой нужно было занимать очередь с утра! Сейчас я знаю около десятка человек, добившихся очень серьезных высот в бизнесе нашего города, которые начинали именно с игровых клубов. Замечу, что салоны открывались исключительно с Мегадрайвами (позже кое-где появился SNES), видимо, ставить Денди было невыгодно, при небольшой цене китайского клона NES многие могли себе позволить (а чаще уже имели) Денди дома, и смысла тратить деньги на игру не было.

Постепенно салоны обрастали своими завсегдатаями, игровой бомонд потихоньку перекочевывал из магазинчиков по продаже приставок в игровые салоны, и вот незаметно они стали местом встречи и времяпрепровождения приставочников. Так, например, бакланы (об этих неординарных людях я писал в первой части статьи, GameBit 04) повысили свою квалификацию и могли на память рассказать прохождение любой игры, которая была в салоне. Бывало, сидишь, играешь, а кто-то тебе на ухо — этого убей, туда иди. Признаться, такие личности обычно сильно раздражали, но иногда и здорово выручали, ибо знали теорию на «отлично».

Rumata
Где-то в районе 91–93 годов я сотрудничал с одной фирмочкой, имевшей небольшую сеть самодельных игровых автоматов. Это был шкаф из фанеры по типу фирменных, кинескоп и узлы от обычного телевизора, монетоприемник из метро, самодельный джойстик (опять же, как на фирменных автоматах) и плата, сначала Спектрум, потом Сега.

Хотя большинство игровых салонов состояли из ряда столов и человека с большими часами…


Как закалялась сталь или Made in China
Клубы посещали не только те, у кого не было приставки, но и счастливые обладатели оной. Последние были в центре тусовки, так как постоянно всё знали (и даже делились опытом), приходили со своими картриджами и джойстиками, ну и самое главное — давали «мастер классы» игры. Такой расклад держался вплоть до появления легендарного Mortal Kombat и его многочисленных продолжений. Теперь уже владельцам приставок преподносили урок натренированные в бесконечных поединках с людьми старожилы клубов, ведь опыт избиения компьютерного интеллекта был мало похож на реальный поединок двух опытных соперников. Вот и приходилось, имея приставку дома, ездить по клубам и тренироваться с «чемпионами» других микрорайонов, дабы не растерять мастерство.

Приставочный киберспорт в то время находился на пике популярности. Даже самые захудалые клубы организовывали чемпионаты по МК (обычно по МК3),а дело с титулами обычно обстояло как в кикбоксинге или боксе. Толпы людей именовали себя чемпионом какого-либо клуба, микрорайона, района или города. Конечно, были и легендарные личности, так в моей памяти навсегда останется некий Макс, который в МК3 добивал всех исключительно френдшипом или бабалити(знатоки поймут!!!), и при этом он ни разу за всю свою «карьеру» не проиграл серьезных соревнований.

Мало-помалу бесконечные чемпионаты ушли в небытие, а я, не упустив свой шанс и победив на одном из них, выиграл приставку, ставшую моим спутником на долгие 6 лет.

В этот раз мне повезло, приставка была что надо. Мой клон MD звался Magic2 (фактически полная копия SuperBitman).

Rumata
Имен было много, в том числе и Dendy Pro 16 bit, это тот самый ОЕМ, на который можно было налепить любой шильдик. Хотя народ предпочитал, чтоб было написано «Сега». В итоге лейблы типа Денди и Битман не прижились, хотя приставки были весьма качественные, а верх взяли чуть более дешевые, но «настоящие» Сеги. Иногда и сами продавцы осложняли себе жизнь. Например, одна питерская фирма запустила по местному радиорекламу, что «настоящая Сега — в черной коробке». А потом Евро ПАЛ кончился, и пошел Азия ПАЛ, не менее фирменный, но в зеленой коробке.


Как закалялась сталь или Made in China
Но везло, как вы понимаете, не всем, с клонами MegaDrive проблем было не меньше, чем с клонами NES. Как известно, всего Sega выпустила две версии Megadrive и две версии Genesis (не считая карманных версий, лицензионных продуктов и дополнительных расширений). В нашей стране первое время продавались подделки под японскую версию MD1 (отличительные особенности: надпись большими золотыми буквами на передней панели — “16-BIT”, красная подложка под надписью, а также синяя кнопка RESET). Коробки подделок тоже имели оригинальный дизайн японской версии (белая упаковка «в клеточку», фирменный логотип “Sega”, оригинальный, геометрически стилизованный красно-зеленый знак MD). В столице редко появлялись подделки на базе Genesis 1 (надпись “16-BIT” была мельче, чем у японской консоли, а рядом со слотом под картриджи красовался логотип “Genesis”). Продукция, имитирующая европейскую версию Megadrive (надпись такая же, как и на Genesis, подложка и кнопка RESET серые), мне лично вообще не встречалась, хотя наша страна безгранична; возможно, где-то и продавались. Интересно, что подавляющее большинство приставок имели видеовыход в системе PAL, а значит, подделки, внешне напоминавшие японский MD, внутренне были скорее европейскими. Комплектовались подделки разными геймпадами, при этом особой связи с оригинальными версиями не наблюдалось. Так, в коробке от «японской» версии приставки попадались трехкнопочные джойстики как с японской раскраской (кнопки “A”, “В” и “С” красные или черные, синий START), так и с американской (кнопка START серая). При этом некоторые контроллеры имели резьбу в середине крестовины для вкручивания небольшого стика.

Rumata
Это одна из особенностей клона. Дизайн может быть любой, в любых комбинациях. Причем окончательная комплектация могла происходить уже по эту сторону границы. То есть везутся отдельно джойстики, БП, консоли, картон в разобранном виде. А потом всё складывается вместе. Так доставка получается дешевле.


Эти, казалось бы, незначительные отличия приставок в результате попортили нервы многим геймерам. Так, например, «американские» Сеги имели собственные (иные, нежели «японские») слоты под картриджи. Это позже такой корпус картриджа (квадратный верх, серпоподобный боковой стык, если смотреть снизу) станет в нашей стране стандартом, а в то время большинство картриджей на прилавках имели «японский» корпус, его приходилось вскрывать и вставлять плату без корпуса. Проблему усугубляло присутствие на рынке фирменных картриджей, болты которых вскрыть не представлялось возможным из-за хитрого рисунка шляпки болта. Не стоит забывать, что картриджи также имели зонную принадлежность, но об этом позже.

Rumata
Такими были не только американские, но и европейски картриджи. Именно поэтому они и стали стандартом. Зонная принадлежность осталась и сейчас. Просто далеко не все игры в оригинале имели фиксированный регион, многие были “All”. И сейчас нередко встречаются игры, для запуска которых нужно пощелкать переключателями.


Как закалялась сталь или Made in China

Забавно, но эта особенность «американской» версии — ничто по сравнению с некоторыми полными пиратскими копиями Genesis 1. Так, будучи с отцом в столице и являясь тогда еще обладателем китайского Мегадрайва, я увидел в магазине приставку под названием Sega Genesis (судя по цене, это явно была подделка), тогда я думал, что это нечто более современное. Продавец же успокоил, сказав, что картриджи от старой Сеги подойдут и к моей, причем графика будет намного лучше. Я, наивный, раскрутил батю на покупку приставки и картриджа к ней, и после проверки мы отправились в гостиницу. Не вытерпев, я попытался включить приставку, но не тут то было: блок питания оказался странным и к советской розетке не подходил. После долгих разбирательств с магазином деньги удалось вернуть. И только сейчас я понимаю, чем это могло мне грозить. Если та пиратская подделка была полной копией Genesis, то блок питания был рассчитан на 120V(хитрюга-продавец видимо использовал при проверке БП от другой Сеги), а видеосигнал на выходе имел стандарт NTSC (подробнее о стандартах видеосигнала читай в GameBit 03). Фактически сыграть на ней я бы смог только тогда, когда в продаже появились первые блоки питания для приставок Мегадрайв (для справки: это года через два после описанного мною случая). Причем и тогда я смог бы сыграть в черно-белой палитре, так как NTSC декодера у меня в ТВ не было. Остается только посочувствовать тем, кто такие приставки покупал.

Как закалялась сталь или Made in China

Из всего выше сказанного получается, что у нас в стране продавались три вида клонов, внешне и внутренне основанных на Megadrive1(Genesis1). Это копии «японской» версии Megadrive и копии «американской» Genesis1, только внешне похожие на оригинал, а внутри полностью или частично имеющие структуру «европейской» Megadrive1 (так как имели видеовыход в системе PAL и комплектовались БП на 220V); и полные копии Genesis1, имевшие видеовыход в системе NTSC и комплектовавшиеся БП на 120V.

Хотя, в отличие от Денди, подавляющее большинство первых клонов Сеги выглядели как оригинал, всё же добиться такого же безупречного качества изготовления первым версиям клонов не удавалось. Подделки Мегадрайв 1 были, как бы это поделикатнее выразиться — откровенно плохими. В то время брак достигал 50%.

Rumata
Говоря о проценте брака, не нужно брать в расчет все аксессуары. Браком я считаю именно неисправную консоль. Приставки по гарантии просто обменивались, неисправные части (геймпады, блоки питания и т.д.) просто собирались в одну упаковку и отправлялись обратно (в зависимости от региона, в Москву или в Китай). В сервисах по гарантии именно меняли, кто ж полезет под заводскую пломбу, да и чинить было нечем. Должен сказать, что по началу, когда Steepler только начал поставки, приставки были без пломб, особенно фирменные. Вот тут действительно пошел «брак». Москвичи рассказывали страшные истории, как в брак приходил джойстики без плат, приставки с платой, от которой ножовкой отпилен кусок… В общем, наши «кулибины» в тот момент оторвались. Пришлось быстро «закручивать гайки», ставить пломбы на всё подряд. Некоторые проблемы были году в 93–95, когда появились приставки с чипом китайской разработки (ранее все чипы были копиями оригинальных), но это были уже подделки под MD2. Конечно, ситуацию могли сильно портить челноки, которые везли с китайских рынков что попало, лишь бы дешевле.


Продолжение следует.

Примечания
В статье сознательно используется сравнительный порядок цен. Цена, исчисляемая в рублях (или иной валюте), могла отличаться в зависимости от региона бывшего СССР.

В статье сознательно не прослеживается четкого временного указания описываемых событий. События, описываемые в статье, могли происходить в разных регионах бывшего СССР в различное время.

Статья составлена на основе воспоминаний автора и его друзей (в то время владельцев и работников магазинов по продаже приставок; руководителей и работников сервисных центров по обслуживанию видеоаппаратуры; владельцев игровых клубов и частных кабельных телеканалов; частных челноков, занимавшихся доставкой товара из Китая.)

Огромное спасибо Rumata, выступившего в качестве приглашенного эксперта, за помощь в корректировке материала, а так же за его бесценные дополнения, с которыми статья обрела законченный вид.

Взгляд геймера: Vik Chaos вспоминает…

Как закалялась сталь или Made in China
Как я уже говорил, моя приставка отличалась завидной прочностью, чего не скажешь о консоли моего друга. Уже через 2 дня крышка, прикрывающая слот для картриджа в его приставке, отвалилась. На чем она там держалась, неизвестно, но приделать ее на место уже было невозможно. Этот самый друг одним из первых моих знакомых купил себе Сегу. Крышечки, закрывающей слот, уже не было, а были эдакие створки, разъезжавшиеся при впихивании картриджа. Не знаю, куда он смотрел при покупке, но только эти самые створки, разок разошедшись, при извлечении картриджа смыкаться сами уже не хотели, игнорируя пружину. В дело шел палец, которым приходилось их выковыривать. Четко помню, как это бесило моего друга после нескольких десятков таких процедур. Оставить же всё, как есть, он принципиально не желал.

Теперь касательно картриджей. Мухляж с наклейками меня вообще доводил до экстаза. Наличие на картридже наклейки с картинками из игр, которых и в помине не было в чипе, считалось делом обыденным. Иногда продавцы с невозмутимым видом сообщали, что, мол, игры тут другие, не обращайте внимание на наклейку. Игры они показывали на телевизоре и, не скинув ни рубля на левизну соответствия видимости и действительности, впихивали картридж покупателю.
Как закалялась сталь или Made in China
Тот, бурча себе что-то под нос, шел играть, уже через несколько минут забыв о какой-то там наклейке. А сожалеть приходилось только тогда, когда этот картридж хотелось уже обменять. Придя с этой целью на рынок, человек понимал, что не так то и легко сплавить такой картридж. Его либо вообще не хотели брать, либо доплата за обмен составляла чуть ли не 50% от цены самого картриджа. А однажды мне попался картридж на Сегу, иронию наклейки которого я оценил по достоинству. На черной бумажке простыми белыми буквами было написано: «Много игр». Помню, тогда я просто ошалел от такой бесцеремонности. У продавца отсутствовал телевизор для проверки, но я, будучи заинтригованным, всё же его обменял. «Многоигровка» на деле оказалась картриджем с 4 или 5 играми, не помню точно. Ну и ладно, так хотя бы игры были классными! Что там точно было, сейчас уже не вспомнить, на класс игр был примерно равен играм типа “Paper Boy”, “Columns”, “BlockOut”. Одним словом, игры, которые не представляли для меня к тому времени уже никакой ценности.

Как закалялась сталь или Made in China

Отдельную проблему любителям сеговских ролёвок составляли картриджи, начинка которых абсолютно не располагала к повторному возвращению в игру. Представьте себе, что вам хочется пройти Phantasy Star 3. Представили? А теперь представьте, что пройти ее вам нужно будет за раз, за один присест. Муторно, не правда ли? Платы для большинства ролевых игр были в буквальном смысле «голыми», хотя в идеале должны были содержать слот под батарейку, транзистор, несколько резисторов и один либо два конденсатора. Мучались игроки неимоверно, проходя за раз чуть ли не половину игры. Полностью же осилить ее за раз было практически нереально. Иногда встречались картриджи, комплект элементов в которых был, но был неполным. Попадались платы без одного либо двух резисторов, а про конденсаторы вообще забывали сплошь и рядом. Отлично помню наш с другом личный опыт с игрой Shining Force 2. В плате не было ни одного конденсатора, хотя отверстия под их ножки в наличии имелись. Остальные элементы вроде бы все были на месте. К тому же через несколько минут рассматривания платы нами была замечена вообще супер халтура. Дорожки, ведущие через себя плюс и минус от батарейки, сходились в одну точку! Мы были в шоке.
Как закалялась сталь или Made in China
Дорожки были нами сразу разделены и после внимательного прослеживания всех путей мы их перепаяли с помощью проводков правильно. И всё равно игра упорно не хотела запоминать процесс прохождения, даже при использовании дорогой таблеточной батарейки. Делать было нечего, играть ведь хотелось, и начались эксперименты с конденсаторами. Были проверены несколько емкостей и все комбинации с использованием двух конденсаторов. В конечном итоге подошел какой-то мелкий плоский конденсатор, извлеченный из блока цветности старого лампового телевизора Tauras. Ячейки для второго элемента остались пустыми. Радости не было предела, пока через 3 дня игры весь запомненный процесс куда-то не исчез из памяти. Мы начали проверять элементы и удивились, обнаружив, что батарейка полностью разряжена. Поставили другую батарейку, схожую — результат тот же. Было решено использовать другой тип батареи. Была куплена дорогая батарейка, эдакий большой бочонок наподобие советского «Элемент 555». К батарейке припаиваются проводки, вторые концы которых припаиваются к плате. Какова же была наша радость, когда через несколько недель игры мы спокойно прошли ее до конца, без малейших глюков со стороны памяти. Таким образом, игра поддалась, не выдержав напора двух фанатов Shining Force, использовавших хирургическое вмешательство и запихнувших в картридж с ней «чужие» конденсатор и батарейку.

The END.

P.S
Выражаю огромную благодарность своему другу Сергею aka Dragoon, который помог мне вспомнить события тех времен.
Как закалялась сталь или Made in China

Автор: p_star, Vik Chaos
комментарии очевидца: Rumata
Журнал: Game Bit


<< Назад



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2985

Комментарии:

Оставить комментарий