Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Стили боевых искусств
Часть 2.
(Первую часть смотрите в BD №59 в статье «Страна Комбатия: Mortal Kombat Deadly Alliance». Также читайте «О стиляхъ (учёный трактатъ)» в №61)
— А вот за «пьяную обезьяну» в приличном обществе можно и схлопотать... (Один из членов редакции)
— А много ли у вас там людей ходит по улицам и говорит: «Твое кунг-фу устарело! Ты оскорбляешь меня»?
(Из к/ф «Драйв»)
— А много ли у вас там людей ходит по улицам и говорит: «Твое кунг-фу устарело! Ты оскорбляешь меня»?
(Из к/ф «Драйв»)
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с оружием и видами единоборств, вошедшими в боевую систему игры Mortal Kombat Deadly Alliance. В прошлый раз мы рассказывали о Тае Kwon Do, Tang Soo Do, Tai Chi, а также было дано общее представление о стилях Журавля (Crane) и Змеи (Snake). Казалось бы, почва для дальнейшего повествования подготовлена, но мне все же хотелось бы немного рассказать вам об у-шу — китайской разновидности кемпо. Мое намерение обусловлено тем, что в дальнейшем рассказе вам встретятся понятия и термины, которых вы, возможно, не знаете. Да и должна же моя статья иметь хоть какое-то вступление! Итак, приступим. На Востоке, в отличие от Запада, самооборона возведена в ранг искусства, имеющего свои традиции, обряды и ставшего неотъемлемой частью культуры Юго-Восточной Азии. Довольно долго и неинтересно было бы пересказывать всю историю возникновения самого феномена самообороны, поэтому ограничусь лишь наиболее яркими моментами. Например, достоверно известно, что формирование боевого у-шу (известного как кунг-фу) датируется вторым веком до н.э., а вот методики физического и психического самосовершенствования в Китае практиковались философами-даосами еще в эпоху династии Чжоу (1027-256 до н.э.) Новоиспеченное искусство, нареченное у-шу (wushu) практически сразу разделилось на две основные ветви, называемые «внешними» и «внутренними» стилями. Для внешних стилей была характерна жесткая агрессивная манера ведения боя, основанная на развитии главным образом мышечной силы Lee. Эта ветвь получила название «цюань-шу», на Западе более известное как «кунг-фу». Приверженцы же внутренних школ в своих тренировках больше внимания уделяли развитию энергии Chi — жизненной биоэнергии, ее гармоничному распределению в организме, что позволяло полностью контролировать свой разум и волю, наносить значительно более мощные удары, чем при тренировке только мышечной силы, а также реализовать такие способности, как хождение по битому стеклу или горящим углям босиком, разбивание ладонью массивных каменных плит без малейшего вреда для здоровья и т.д. Большую роль в становлении и развитии у-шу сыграл построенный в 495г. буддийский монастырь Шаолинь. Согласно легенде, в начале VI в. из Индии в монастырь пришел монах Бод-хидхарма, более известный в Китае под именем Дамо, а в Японии — Дарумо Тайши. Он укоренил в Китае секту Чань (Дзэн в Японии), разработал и внедрил комплекс боевых упражнений, известный как «Восемнадцать приемов буддийских монахов». Особенно широкую известность монастырь получил в начале VII в., когда, согласно легенде, тринадцать монахов разбили целое войско. Эта битва имела далеко идущие последствия, став причиной смены правящих династий. После этого происшествия разросшаяся слава полумистического Шаолиня послужила отличной рекламой: со всех концов страны мастера всевозможных направлений у-шу приходили в монастырь для знакомства с новыми приемами. Таким образом, Шаолинь стал мощнейшим центром боевых искусств, он впитывал все лучшее, перерабатывая и обогащая у-шу, веками шлифуя боевое искусство и разрабатывая все новые и новые стили. По сути, он превратился в своеобразную Академию Боевых Искусств: монах, овладевший у-шу в Шаолине, получал свой диплом только после испытаний, связанных с реальной угрозой для жизни — его запирали в специально созданном для этих целей лабиринте. Пробираясь к выходу, он преодолевал многочисленные ловушки и западни, уворачивался от стрел и вооруженных манекенов... Только настоящий мастер допускался туда, и только настоящий мастер был способен выйти оттуда. Последнее испытание представляло собой преграждающую выход огромную раскаленную урну с тлеющими углями — её нужно было отодвинуть, запечатлев на запястьях ожоги в виде двух драконов — своеобразный символ мастерства. Ну а после гибели монастыря боевые искусства уже стали настолько разнообразны, проникли так далеко, что их полная классификация попросту невозможна. Однако в рамках одной игры я постараюсь рассказать вам о наиболее популярных системах самообороны всего мира в следующих нескольких выпусках «Страны Комбатии», а помогать мне будет наш постоянный читатель, большой знаток восточных единоборств Black Warrior.
БОЕВЫЕ СТИЛИ
• Ninjutsu
Искусство ниндзя в обращении с холодным оружием давно уже стало легендой, но настоящий ниндзя был не менее опасен, даже когда в его руках не оказывалось меча или сюрикенов. Классическое дзю-дзюцу (комплекс боевых единоборств без оружия и с оружием в древней Японии), которое все ниндзя начинали изучать в детском возрасте, обогащалось арсеналом различных акробатических трюков и мощной психологической подготовкой, что давало воинам-теням значительное преимущество в рукопашном бою. Каждый удар, каждое движение в ниндзюцу преследовало одну цель — как можно более быстро вывести противника из строя. Благодаря великолепной физической подготовке, ниндзя могли творить настоящие чудеса. Для опытного шпиона не составляло никакого труда без разбега совершить прыжок в три-четыре метра высотой и нанести смертельный удар из любого, даже самого невыгодного положения. Умение «вынимать» руку или ногу из суставной сумки (это достигалось путем весьма болезненных процедур, которым ниндзя подвергались в юношеском возрасте) позволяло ниндзя легко вывернуться из любого захвата, выскользнуть из пут любой сложности, а во время удара увеличивало длину выпада на несколько сантиметров.
Само слово «ниндзя» появилось только в XX веке. До этого существовал термин «синоби-но-моно». Считается, что родоначальниками ниндзюцу были горные отшельники Ямабуси («спящие в горах»), основавшие строго иерархическую общину, во главе которой находилась элита («дзенин»), связующим звеном были «тюрин», а рядовыми исполнителями-диверсантами являлись «гэнин» — «воины, которых не видно».
• Drunken Fist
Расскажем немного о «Стиле пьяного мастера» так же известного, как школа Пьяницы. Философской основой этой школы было единение. Пьяный человек находится в покое, он в мире со своей душой и телом, над ним не довлеют страх и удивление, его ничто не тревожит, то есть он спокоен и умиротворен. Простой пример: пьяный человек, упав с большой высоты, часто получает меньшие повреждения, чем трезвый в тех же условиях. Так как он не осознает возможных последствий падения и заранее не готовится сломать себе руку или ногу, он изначально не расположен к получению травмы. (Впрочем, трезвый вообще бы не упал — прим. ред.). Движения пьяного четко направлены для него самого и в то же время неожиданны для его противника. Стиль пьяного мастера предполагал пластичность, хаотичность движений, обманчивую неустойчивость (тренировки стиля пьяницы специально предусматривали развитие вестибулярного аппарата, зрелые мастера с легкостью могли сохранять равновесие, стоя на пальцах одной ноги) и неожиданность положений тела и атак. Стиль пьяного мастера зачастую являлся сюрпризом для противника — не знающий его таинств никогда не мог предугадать, когда и из какого положения будет нанесен удар. В школе Пьяницы существовало восемь подвидов стилей, расположенных по нарастанию сложности. Начиналось все с «пьяницы с чашечкой» (во время всего поединка боец как будто бы пытается удержать пальцами миниатюрную чашку для вина), а заканчивалось «пьяницей с бочонком» (боец передвигается с вытянутыми вперед руками, будто бы пытается удержать в них огромную бочку).
• Hapkido
Хапкидо — это корейское боевое искусство, создателем которого является мастер Чой Ен Соль (1904 — 1987). С детства он изучал «тхэккен», старинное боевое искусство корейцев, суть которого в молниеносных ударах ступнями по среднему и верхнему уровням тела противника, позднее учился у знаменитого мастера айки-дзюцу Дайто-рю по имени Такэда Сокаку (1858 — 1943). «Нога выигрывает у руки в силе впятеро, а в длине и в скорости — вдвое; рука же имеет преимущество перед ногой в маневренности, к тому может хватать», — так говорили корейские мастера. И Чой объединил обе эти техники — японскую и корейскую. Свою систему он называл «Юквонсуль», «Хосинсуль» или «Бисуль», пока не остановился в 1948 году на окончательном варианте «Хапкидо». Нар — значит соединять, объединять; Ki (Chi) — энергия или сила; Do — путь (иероглифы, обозначающие эти три слова — те же самые, что и составляют название всемирно известного японского «айкидо»). Обучение начинается с резких движений — техники ног и рук, а заканчивается ударами пальцами по болевым точкам и управлением энергией Чи. Такая последовательность обусловлена тем, что хапкидо служит для подготовки персонала спецподразделений корейской армии и полиции, где курсанты должны с самых первых занятий получать конкретные боевые навыки. Год ежедневных тренировок по 3-4 часа в день позволяет аттестоваться на первый дан, что, по мнению мастеров этого боевого искусства, позволяет одерживать быстрые победы в поединках с каратистами уровня третьего-четвёртого дана. Весьма субъективное заявление, которое, тем не менее, не так уж далеко от истины. В хапкидо считается, что бой, длящийся дольше нескольких секунд, превращается в беспорядочный обмен ударами и теряет всякий смысл. С противником не надо обмениваться ударами, его необходимо сразу выводить из строя!
• Eskrima
На Филиппинах получил широкое развитие такой вид боевого искусства, как эскрима (в переводе с испанского слово «эскрима» означает «схватка», «стычка»). В состав его базовых техник включаются: арнис (работа с палками разных типов), кали (работа с ножами и кинжалами), паге (работа с гибким оружием) и другие. В свое время искусство было упрощено и «поставлено на поток» для борьбы с испанскими захватчиками, как это произошло с тхэквондо в Корее (см. BD 59). То есть, изначально эскрима — боевое искусство, а во времена сражений с Испанией — «ремесло солдатское». Тут весьма зыбкая граница — относить ли современную эскриму к первому типу или ко второму. Впрочем, хотя основой современной эскримы и является техника боя с одной или двумя палками в руках (это, по сути, тот же арнис), школы, сохраняющие традиции, используют необычайно широкий спектр оружия, от ножа-бабочки «балисонг» до... высушенного рыбьего хвоста, увенчанного отравленным шипом. К примеру, в одном только арнисе существуют 4 основных варианта ведения поединка, среди которых наиболее примечательным является «Эспада-и-дага» — работа двумя палками разной длины, одна из которых имитирует шпагу, а другая — кинжал-дагу. Можно долго и интересно рассказывать о «классической» эскриме — методах тренировок и особенностях вооруженного поединка (включая «мягкое» оружие, такое, как йо-йо, плеть и т.д.), но разработчики MKDA, с чьей-то легкой руки записали эскриму в сугубо рукопашные стили, оставив в качестве оружия только kali sticks. Конечно, эскриму можно использовать и для боя голыми руками — техника допускает применение конечностей в качестве оружия. Здесь и умение правильного передвижения, и выбор наиболее выгодной позиции, и удушение, броски и техника «живой» руки, с помощью которой проводят удержание атаковавшей ноги противника или его руки с оружием. Кроме того, зафиксированной рукой противника можно «связать» (обездвижить) и его вторую руку. Похоже, в MKDA сделали акцент именно на том, что рука и нога суть простой заменитель ножа и палки.
• «Пять зверей Шаолиня»
В №59 нашего журнала упоминались стили Snake и Crane. Так вот, теперь я уже могу уверить вас в том, что это действительно два из пяти «звериных» стилей шаолиньского у-шу. Почему у-шу, а не кунг-фу? Да потому что все в том же Шаолине существовала как «внутренняя» разновидность («Игры пяти зверей»), разработанная медиком Хуа То, так и «внешняя» («Пять звериных стилей Шаолиня» или «Пять звериных подражаний»). В игре представлены все пять животных (техники «леопарда» и «тигра» использует вампирица Нитара), поэтому возьму на себя смелость перечислить их все. «Тигр учит нас силе». Атаки яростные, мощные, резкие. Постоянная смена ударов и уходов, атак и блоков, рывков и остановок. Используются подкаты и перекаты, движения обладают кошачьей мягкостью и грацией. «Леопард учит нас мощи». Упругость, гладкость движений и огромная сила — вот краеугольные камни этого стиля. Леопард считается в Китае самым опасным хищником, предполагается, что его передние лапы сильнее, чем лапы тигра, а фантастическая реакция и умопомрачительная скорость делают его еще более страшным противником.
«Змея учит нас гибкости и верткости». Низкие стойки, плавное перетекание из одного положения тела в другое, видимая мягкость и податливость, молниеносно переходящая в твердость и силу. Мягкие блоки руками и корпусом, точечные удары руками; техника работы ног практически не используется (за исключением круговых ударов по ногам и подсечек). Змея считается средоточием энергии Chi, китайцы полагали, что это пресмыкающееся может быстро передвигаться и обладает огромной силой именно за счет правильного распределения внутренней энергии. «Журавль учит нас грации и гармонии». Сочетает рубящие удары руками (имитация журавлиных движений крыльями) и тычки пальцами (удары «клювом») с разнообразными атаками ногами: прямые, мощные удары в грудину, точку «тандэн», пах, бедра, колени и круговые удары в голову, в плечевой пояс, поясницу, таз, бедра, колени. Техника ног временами сильно напоминает муай-тай. Каждое движение направлено на одну цель — сбить противника с ног. «Дракон учит нас осваивать ветер». Сила здесь не имела решающего значения. Движения напоминают то взмахи крыльев, то удары лап дракона, атакующего в воздухе или обороняющегося на земле. Главной целью в постижении этого стиля было умение направлять жизненную энергию Chi. Помимо этих стилей, существует большое количество второстепенных методик. Тот же стиль змеи имеет несколько десятков различных ответвлений (стиль кобры, стиль питона и т.д.) У стиля журавля тоже несколько подвидов (летящий журавль, плачущий журавль и т.д.). Встречались мне и школы белого тигра... Помимо этого, китайские мастера часто практиковали совмещение нескольких звериных стилей в один и накладывание их на базовые методики цюань-шу, что давало поистине огромное разнообразие техник и методик ведения боя. Например, только в MKDA представлены Богомол (Praying Mantis) и Орлиный Коготь (Eagle Claw), а ведь на момент написания материала не было известно и половины всех стилей!
ОРУЖИЕ
• Ninja Sword (Ninja-to)
Как и все орудия воинов-теней, меч ниндзя-то был многофункционален. Меч вмещал в себя множество хитроумных приспособлений, которые могли доставить неприятелю немало проблем. Ножны были длиннее клинка и имели отверстие на конце, что позволяло использовать их в качестве дыхательной трубки под водой или как трубку для метания отравленных стрелок. Также иногда меч без гарды маскировали под посох. Очень часто в рукояти ниндзя-то скрывалась тонкая отравленная игла — когда не было возможности выхватить меч из ножен, ниндзя мог ударить противника рукоятью, а яд быстро довершал начатое дело. Для воинов-теней не существовало слова «оружие», его вытесняло «орудие», в этом и состоит главное отличие ниндзя-то от остальных японских мечей: у ниндзя-то нет «души», это простой кусок металла, предназначенный для убийства. Если меч становился обузой, от него избавлялись без сожаления. Разумеется, никаких украшений рукояти и ножен и никаких традиций, связанных с этим клинком, также не было.
• Butterfly
Меч-бабочка это разновидность китайского тесака с широким клинком с выраженным острием и гардой. Длина клинка составляет 50 см., ширина — 7 см. С одной или с обеих сторон рукоятки имелись широкие короткие дополнительные клинки которые помогали захватить и вырвать из рук противника меч, а при удачной атаке наносили дополнительные повреждения, расширяя рану. Обычно использовались сразу два клинка. Поскольку «Бабочка» является чем-то средним между мечом и ножом, техника владения ею выгодно сочетает в себе сильные стороны искусства фехтования и искусства вооруженного ближнего боя.
• Katana
Японская катана (также известна, как утигатана) вошла в обиход в XVI веке и представляет собой длинный меч с круглой гардой, однолезвийным клинком малой кривизны и двуручной рукояткой. Длина катаны составляет около одного метра, обычно этот меч носился заткнутым за пояс в паре с малым мечом. Длина рукояти катаны позволяла держать меч как одной, так и двумя руками. Некоторые мастера фехтовали одновременно катаной в одной руке и малым мечом или ножом в другой. В средневековой Японии, во времена развития самурайства и расцвета кодекса Бусидо большое распространение получило суждение о том, что каждый клинок обладает собственной «душой». Вообще, самурайский меч воспринимался как оружие мира и справедливости, считалось, что наделенный мистическими силами клинок «привязывается» к хозяину, переплетая свою и его судьбы. По легенде, меч был подарен верховной богиней Аматэрасу своему внуку, который защищал с его помощью добро и справедливость. Потому меч (чаще всего катана) и фигурирует во множестве сказок и легенд как основное — а часто и единственное! — орудие для борьбы со Злом.
• Broad sword (Dao)
К недоумению отдельных членов редакции разработчики игры зачем-то классические азиатские мечи окрестили именами их европейских «братьев». Вот так свет увидел и так называемый broad sword, являющийся, по сути, китайским мечом dao. «Dao» действительно переводится как «широкий», но следует отдавать себе отчет в том, что это два принципиально разных клинка. Меч дао (как и его дальний родственник) получил такое название, потому что у него было очень широкое лезвие (в ладонь взрослого человека). Обычно это длинный, изогнутый клинок односторонней заточки с круглой гардой. Однако встречаются и другие разновидности — прямые или с утончением клинка у рукояти, можно встретить и посаженный на древко меч-палаш. Еще верхнюю грань клинка иногда усаживали кольцами, которые цеплялись за оружие противника при парировании, тем самым предоставляя хозяину меча некоторое преимущество. Длина классического меча дао составляла около метра, ширина клинка — приблизительно двенадцать сантиметров. Также существовали и парные мечи дао, которые были несколько короче обычных.
• Straight sword (Jian)
Еще один «переименованный» меч, на этот раз «прямой». Название straight sword пришло из Европы, а настоящим названием описываемого здесь клинка является «цзянь». Китайский прямой меч цзянь появился в период относительного мира, его ношение было обязательным для военачальников и чиновников, а также привилегией аристократии. Вследствие этого, прямой меч стал оружием привилегированного класса, то есть знати. Прямой меч — легкое, гибкое и прочное оружие. Именно гибкость отличает цзянь от мечей для тай-цзы или каких-либо других, внешне выглядящих практически точно также. Еще одна характеристика прямого меча — исключительная острота. Эта особенность накладывала ограничения на фехтование этим оружием: чтобы не повредить режущую кромку, его нельзя было использовать против латников, а для блокировки меч старались подставить плоской частью.
• Kali sticks
Когда в Японии возникло дзе-дзюцу (начало XVII века), в Китае и на Филиппинских островах сформировались собственные школы владения коротким тупым оружием. Kali sticks — термин, пришедший из эскримы. Это крепкие бамбуковые палки средней длины, использующиеся для сражения, как правило, в паре. Техника ведения поединка этим оружием требует максимальной сосредоточенности, внимания и реакции. Постоянное перемещение, вольты и увороты вкупе с постоянно движущимися палками создает уникальное зрелище, грациозное, словно балет, и в то же время довольно жестокое. Чтобы наглядно представить себе быстрый эффективный бой на kali sticks, вам просто необходимо посмотреть фильм «Миссия правосудия», эпизод, где главному герою предстоит с голыми руками пройти сквозь коридор вооруженных опытных мастеров.
Артем Шорохов
Журнал: Великий Дракон №64