Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
О стилях (Учёный трактат)

О стилях (Учёный трактат)

Что означает само слово «стиль»? Это понятие можно встретить во всех словарях, от Даля до Ожегова, оно широко распространено в области литературы, живописи, музыки... И конечно же — в мире боевых искусств.
Впрочем, речь не об этом. Речь о массовом буме на восточные единоборства, произошедшем где-то во второй половине двадцатого столетия и в нынешнее время постепенно сходящем на нет. Давайте вспомним, как все начиналось. Слабый ручеек откровенно халтурных китайских боевиков «патриотической» направленности вперемешку с парой-тройкой действительно достойных картин явно не был способен пробудить зрительский интерес в странах, которые знали лишь три типа ударов: хук, джаб и аппер-кот. Но все когда-то меняется — и в Америке возникла своя легенда. Брюс Ли. Брюс возвел боевое искусство в кинематографическую степень, он подружил кино и поединок. Уйдя из жизни, человек-легенда оставил после себя огромное наследие, по сути он совершил то, чего до него не удавалось ни одному сэнсею, — рассказал о боевых искусствах всему миру. И миру это пришлось по вкусу. Так что именно Брюсу мы обязаны всевозможными фильмами, жанр которых пираты определяют как «боевик-каратэ», соревнованиями мирового уровня и, конечно, видеоиграми. Файтинг-симуляторы, игры-единоборства, beat'em up... Для большинства геймеров эти игры гораздо интереснее банального «бокса». Однако насколько достоверно все это? Давайте разберемся.

Первый взор прошу обратить на фильмы. Сколько, скажите мне, вы видели фильмов о боевых искусствах, которые бы бережно обращались с их историей и основными принципами? Лично я честно пытался вспомнить хотя бы несколько, и вот скудные плоды моих невероятных усилий: «Гений дзюдо» знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы, киноверсия жизни Масутацу Оямы («Мастер каратэ»), был даже псевдодокументальный фильм о легендарном Брюсе Ли. Но все это кинокартины, в фокусе которых находится человек, а не созданное им искусство.
Прочие же — американские — фильмы почему-то канонически не блистали сюжетом: похищенная девушка, амбал герой, умеющий слегка отбрыкиваться ногой, или доблестный американский вояка волею судеб тренировавшийся пару лет (!) у какого-нибудь вьетнамского китайца и все так же смешно лягающийся задней левой... Грустно, друзья, и невыносимо глупо. Герой низкого бюджета мсье Дудикофф, снявшийся в многосерийной киноэпопее «Американский ниндзя», едва не загубил все дело. Людям прискучили трафаретные поделки. Тут следует учитывать, что на Востоке, в той же Японии, Корее и особенно в Китае традиция искусства поединка составляет мощнейший культурный пласт: «внутренние» стили того же у-шу нацелены на здоровье души и тела, «внешние» — на нападение и оборону, здесь же и костюмированные праздники, и военно-спортивные игры, философия Дао и Дзен... Неудивительно, что на своей исторической родине кэмпо (в противовес кэн-дзюцу, кэмпо является совокупностью, единой системой всех восточных единоборств; не путайте с кэнпо и кэн-до!) в той или иной мере в обязательном порядке преподавалось во всех учебных заведениях — от военных до театральных. На Западе же, напротив, увлечение кэмпо было чем-то сродни коллекционированию экзотических рыбок — явлением редким и не совсем профессиональным. Где уж тут найти подходящих актеров на главные роли! А вот на роль второстепенных злодеев всегда можно было взять массовку китайцев-иммигрантов из какой-нибудь окраинной закусочной Чайна-тауна. Всего-то делов — нарядить бедолаг в костюмы ниндзя, дав «для солидности» им в руки автоматы. Доходило до абсурда: одного из главных героев фильма «Лучшие из лучших» сыграл Эрик Роберте (великолепный, но достаточно далекий от кэмпо актер), а вот роль его главного оппонента исполнил Хи Иль Чо — популярный мастер силового тхэквондо. Несмотря на это, фильм получился свеж и оригинален, хоть и блистал гигантским количеством «неправильностей». Со временем на Западе боевые искусства Востока «прижились», пусть и в гибридной, оспортивленной форме. Каратэ, дзюдо, айкидо и тхэквондо набирали обороты, даже Советский Союз в своем извечном стремлении доказать всему миру, что Россия — родина слонов, породил «новый» стиль каратэ «сэн-э» (дословно переводится как «дорога жизни»), впоследствии все равно запрещенный.

Кто-то скажет, мол, в «Стрит Файтере» тоже можно опознать каратэ (Рю, Кен) или айкидо (Хокуто), но, согласитесь, этого все-таки мало; особенно, если принять во внимание тот факт, что и тот, и другой стили там, в первую очередь, определяются все-таки внешним видом бойца. Есть и исключения. Например, Макото из SFIII — вот где настоящее 2Р-каратэ! Но, к сожалению, она одна не в силах изменить всю серию. Мне вспомнился такой случай. Застал как-то раз нас с другом за игрой в Street Fighter мой тренер по ке-кусинкай-каратэ. Стал разглядывать игрушку (тогда приставка была весьма редким и экзотическим зрелищем, не то, что сейчас) и, разумеется, попросил показать «что-нибудь наше, родное». Хм, стоит ли говорить, что Рю, оказывается, более или менее пристойно выполняет лишь два удара — йоко-гири-дзедан и гъяко-цки, а все остальное — чистой воды выдумка разработчиков?


Появление нового поколения «актеров жанра» принесло на большой экран красивые зрелищные поединки с Чаком Норрисом, Ван Даммом, Дольфом Лундгреном, Стивеном Сигалом, Синтией Ротрок в главных ролях. Злодеев же традиционно играли азиаты — Кэри Хироюки Тагава, Боло Енг... Со временем пришла мода и на положительных героев-азиатов (большую роль тут сыграли такие актеры как Дон «Дракон» Уилсон и Джеки Чан) —Джет Ли, Марк Дакаскос, Робин Шу. Нет-нет, да и мелькнут фильмы, упоминающие различные стили (вплоть до экзотиз-мов, вроде капоэры), азы философии. Постепенно поднимает голову кинематограф Гонконга, Китая и даже Кореи, более того, даже на наших, российских, экранах появлялись достойные фильмы (например, «Фанат» с Алексеем Серебряковым). Но зрительский интерес к единоборствам как к искусству увядает, все чаще в центре внимания оказывается само умение драться, еще не устоявшиеся в кинематографе границы между различными школами и стилями оказываются окончательно размыты. Так что истинные ценители боевого искусства вынуждены обращаться к раритетным видеокассетам, время от времени посещая кинотеатры лишь затем, чтобы вместе со всеми поохать над трюковым кино («Ромео должен умереть», «Ангелы Чарли», «Матрица»), ничего общего не имеющим с реальностью или историей. Сегодняшние фильмы-поединки — не более чем легенды современности.
Однако обратимся к более близкому нам предмету — видеоиграм. Впервые стиль был обозначен в игре Kung-fu, вышедшей на каких-то древних аппаратах и добравшейся, в конце концов, до «родных» ZX-Spectrum и, наконец, NES. Стоит ли говорить, что название древнейшего боевого искусства в заголовке еще ничего не значит? В игре-то было всего два удара — стоя и «в прыжке». А потом увидела свет целая куча адвенчур, платформеров и вовсе аркад, героем которых являлся какой-нибудь «ниндзя», только и умеющий кидать сюрикены или неказисто размахивать мечом. А как вам «каратист», укладывающий всяких гусениц и бабочек одним левым кулаком? Тут о самом понятии «стиль» даже и говорить не приходится, так как единственным критерием выделения стиля является... одежда персонажа.

Весьма популярный в постсоветской России фильм «Мальчик каратэ». Таинственный мастер окинавского каратэ учит малолетнего мальчонку древнему боевому искусству. Тот с благоговением внимает сэнсею, становится сильным, решает все свои проблемы и, наконец, выигрывает свой первый турнир. Вот такая вот типичная для тех лет сказочка «про каратэ». После просмотра возникает только три вопроса: почему фильм был снят студией Columbia Pictures, а не «Диснеем», о чем еще можно рассказать в двух сиквелах и почему в финальном поединке герой побеждает при помощи совершенно не свойственной для каратэ техники Журавля? Успех трех частей кинокартины поспособствовал появлению одноименной игры для восьмибитной Famicom (NES). Ничего особенного — обычный платформенный боевик с несколькими весьма удачными находками. Среди ревностно охраняемых каратистских сакральных таинств замечена лишь ловля мух палочками для еды (бонус-уровни да секретный прием — швыряние поднятого с земли булыжника в основание черепа противника.


Уж если идет каратист по улице — всем сразу понятно, что он каратист: он ведь в кимоно идет, причем, обязательно с черным поясом! Хм, что-то отличало Штирлица от жителей Берлина... Что ж, обратим свои взоры к «дракам на прохождение», то есть Beat'em up. Вспомним, к примеру, Final Fight. Отличная игра — разные герои, у каждого по несколько ударов, даже «биография» есть, где стиль и написан. Один реслер, один ниндзя и один... ммм... «уличный боец». Да, разница существенная, только слепой ошибется. Однако это все еще не то. В более поздних играх этого жанра уже можно проследить что-то более определенное, да и то не всегда. Например, Crisis Beat (PSone). Четыре стиля, два из которых узнаются легко — все тот же реслинг (Julia) и тхэквондо (Keneth). Реслинг мы выделяем благодаря обилию сложных силовых бросков, а тхэквондо — «потому что только ногами дерется». Н-да, тоже мне критерий. Но это уже кое-что! Забегая вперед, скажу, что таким способом можно выделить несколько наиболее полярных стилей: тхэквондо (герой дерется преимущественно ногами, зачастую пряча руки в карманы, подчеркивая их неактуальность), реслинг (обилие бросков и соответствующий внешний вид), кунг-фу (в качестве отличительной черты разработчики обычно выбирают «животные» стили этого искусства — дракон, тигр, змея, журавль), бокс или «уличный стиль» (в противоположность тхэквондо персонаж дерется только кулаками, часто в перчатках). Шаг влево, шаг вправо считается побегом, товарищи.

Обратимся к играм-поединкам. Тут можно выделить две категории файтингов: аркадные файтинги и файтинги-си-муляторы. Начнем с аркадных.
Аркадные или «магические» файтинги пришли в наше время из эпохи двух измерений: Mortal Kombat, Street Fighter, Fatal Fury — все это игры с колоритнейшими персонажами, выдуманными стилями и обилием магии и невероятных суперударов. Ни о каком «симуляторе» здесь и речи идти не может. Да, бокс, тхэквондо и реслинг опознать по-прежнему можно, но реализация этих стилей до сих пор остается на уровне «одежда + синтез нескольких характерных для означенного стиля атак». Если, глядя на заломы и броски в том же «Теккене», можно даже попробовать научиться выполнять их самому, то уж сделать Shinkuu Tatsumakisenpukyaku у вас вряд ли получится. Помните такие игры на «еще не компьютере, но уже не приставке» ZX-Spectrum, как IK+ или The Way of the Exploding Fist? А АТ-шный Budokan? С них, я считаю, все и началось. А все потому, что в них игровой процесс развивался в пределах одного стиля. Пусть он трудно определяем (предположительно, каратэ), зато о нем уже можно судить по набору движений и приемов, а не только по внешнему виду. А все потому, что этих самых приемов уже насчитывалось порядочное количество, да и выполнены они были на высоком техническом уровне. Как сейчас помню, целыми днями сидел перед экраном, бормоча про себя: «Так, назад плюс кнопка — это ушира маваси гэри, вверх-вперед плюс кнопка — это тоби маэ гэри, а вверх плюс кнопка — это... это... А! Гъяко цки дзедан!» Раньше такого не было. В дальнейшем файтингов-симуляторов выходило крайне мало, все, что могу вспомнить, это Best of the Best да TaeKwonDo на SNES. Обе эти игры воссоздавали турнир, вместе со всеми его правилами, тонкостями и зрелищностью. Причем, зрелищными были только поединки профессионалов, дилетанты же, просто тыкающие кнопки, во-первых, быстро проигрывали, во-вторых, никак не могли обеспечить красоту поединка. Но с появлением 32-битных приставок жанр вновь разветвился. Симуляторы кик-боксинга и бокса окончательно свернули в сторону соревновательности, по сути дела перестав быть файтингами в силу своей спортивности. В них изменилась боевая система, в них все более усложнялись правила и так далее. На ту же тропу свернули и всевозможные реслинги. Другая участь постигла непосредственно файтинги. Вероятно, они умерли бы окончательно, не приди на подмогу трехмерность и motion capture, обеспечившие наиболее точное взаимодействие между фигурками персонажей: теперь все сложные захваты, броски, удары и контратаки стало возможно программно обсчитать (в 2D это можно сделать лишь приблизительно, причем, приходится отрисовывать все вручную). Несколько лет ушло на то, чтобы научиться все это делать правильно, и вот — вуаля, перед нами несколько игр, претендующих называться современными файтингами-симуляторами: Virtua Fighter 1-2, Dead or Alive, Tekken 1-2. Для начала давайте разберемся в семантике слова «симулятор». Очевидно, что он должен что-то симулировать, то есть еще правильнее по-русски — имитировать. Что? Конечно же, стили единоборств! Вот тут-то мы и сталкиваемся с элементами аркадности и надуманности. Например, Tobal (как первый, так и второй) имеет отличную систему перехватов, которой позавидовали бы многие и многие игры-поединки, но набор персонажей и их базовых техник просто не позволяет нам даже и заикаться о правдоподобности. То же можно сказать и о таких файтингах, как Ehrgeiz, Destrega, Toshinden. Первый Tekken чересчур медленный и неразнообразный, но в нем уже просматривается мощный потенциал. Который почти на максимум реализует игра-продолжение — Tekken 2. Что ж, это уже симулятор, равно как и Dead or Alive. Разнообразие бойцов, весьма и весьма различающиеся техники, подробные системы ведения поединка, внимание к мелочам — вот те критерии, которые позволяют нам утвердить эти игры в качестве «стилевых». Но годы по-прежнему летят аки птицы, появляется Tekken 3, наконец-то приобретает достаточный вес Virtua Fighter. Это пик 32-битных машин. Взять хоть тот же Tekken 3: специалист без труда опознает капоэру, реслинг, джэткун-до, каратэ, кулачный бой, тхэквондо... Сложнее узнать дзюдо и прочие стили, многие прописаны недостаточно четко, но это все пока можно простить. Подробное игровое переложение оружейных техник впервые продемонстрировали нам Soul Edge (Soul Blade) и Bushido Blade (сиквелы этих игр, к сожалению, не пошли дальше уже достигнутого), причем, если первая отличалась зрелищностью (относительно техники нареканий практически нет, за исключением уж чересчур вольного обращения с захватами и суперударами), то вторая привлекала правдоподобностью происходящего на экране.

Volcano High Whasango
Очень интересный с точки зрения популяризации отдельного вида боевого искусства фильм «Школа Вулкан» (под таким названием лента появилась в российском прокате) — это весьма замороченный боевик о Тай-Цзы (Tai Chi). Множество воплотившихся в кадре легенд о неимоверной силе так называемых «внутренних стилей» кунг-фу переплетаются с огромным количеством откровенных выдумок и небылиц. Учитывая отличную операторскую работу и весьма качественные спецэффекты, мы имеем практически безупречный с технической стороны фильм. Другое дело — получите ли вы удовольствие от его просмотра? Ценители азиатского кино, аниме и боевых искусств дружно скажут «да», «обыкновенный» же зритель банально не поймет. Вы были в восторге от «Убойного футбола»? Ваш любимый ТВ-сериал — RanMa? А лучшим файтингом вы считаете Rival Schools? Тогда это кино для вас.


Only Strong
«Только сильнейшие» — пример одного из немногих фильмов о боевых искусствах, сюжет которых далек от шаблонов жанра. Герой Дакаскоса занимается с «трудными» подростками после школьных занятий. В районе, где процветает бандитизм, где в каждой сигарете — марихуана, а в каждом кармане — нож, он дает ребятам уроки древнего бразильского боевого танца — капоэйры, учит их быть терпимыми друг к другу и смелыми по отношению к врагам, учит благородству и чести. Банальное махание ногами здесь не цель, а лишь средство ее достижения. Этот фильм можно поставить в один ряд с такими подростковыми драмами, как «Хардбол» и «Замена». Ну а поединки... поединки отличные!


Judo Saga
Фильм классика мирового кинематографа Акиры Куросавы, стяжавший заслуженную славу и популярность как среди ценителей исторической драмы, так и в кругах поклонников боевого экшн-кино. «Гений дзюдо» — история зарождения в Японии этого вида борьбы, полный эмоций рассказ о противостоянии школ дзюдо и джиу-джитсу в борьбе за место инспектора школ боевых искусств при городской полиции. В самый эпицентр страстей попадает молодой деревенский парень, приехавший в столицу обучиться искусству борьбы. Великолепно передана атмосфера Токио конца прошлого века и замечательно поставлены борцовские поединки. Несмотря на то, что этот фильм был снят в далеком 1965-м, он и поныне остается и актуальным, и популярным.


Фанат
Российский фильм времен перестройки. В отличие от современного российского «кино», в советское время максимум внимания уделяли собственно сценарию, а не обилию крови, исчисляемой литрами, и любовным интригам, воплотившихся в определенном количестве постельных сцен. В фокусе киноленты — история так и не окончившего школу молодого парня по прозвищу Малыш (Алексей Серебряков). В жизни семнадцатилетнего Малыша есть только одна страсть — каратэ. Но секцию закрывают власти, а улица диктует свои законы, навязывает свои правила... Ссора с матерью, «плохая» компания, армия— вот шаги Малыша к покорению новой жизни; из чуть наивного паренька с романтическим взглядом на мир и светлыми помыслами он постепенно превращается в жестокого и циничного подпольного бойца, рэкетира. А каратэ... Каратэ так и прошло сквозь всю его жизнь, меняясь и извиваясь вместе с ним самим, каратэ — тот стержень, который не дает сломаться, прогнуться под тяжестью жестокой жизни девяностых. Но даже каратэ не в силах оградить от всех бед, защитить от грохота выстрелов. Драма-боевик — весьма типичный для тех лет жанр, однако даже на фоне более именитых кинокартин «Фанат» остается лучшим и наиболее правдоподобным — почти историчным — российским фильмом о боевых искусствах. К сожалению, вторая часть картины с Олегом Фоминым в главной роли гораздо слабее как сюжетно, так и визуально.


В дальнейшем игры этого поджанра практически не развивались, никаких качественных, концептуальных прорывов не было — только непрестанная шлифовка графики да обсасывание мелочей: ни Virtua Fighter 4, ни Dead or Alive 3, ни Soul Calibur 2, ни даже Tekken 4 не принесли, по сути дела, ничего нового.
Именно поэтому я возлагал такие большие надежды на Mortal Kombat Deadly Alliance, которая предлагала революционные нововведения, способные вновь поставить на ноги оступившийся жанр: смену стилей непосредственно во время сражения и качественное смешение оружейного и рукопашного поединка, по два стиля и по одному оружию на каждого из более чем двадцати персонажей (сложим цифры столбиком и получим около шестидесяти (!) узнаваемых, реально существующих техник). Плюс суперудары. Плюс фаталити... Словом, заявки были сделаны многообещающие, а вот насколько они оправдались — мы постараемся вам рассказать в одном из следующих номеров.

Журнал: Великий Дракон №61



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 1728

Комментарии:

Оставить комментарий