Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Биты и байты
аппаратное обеспечение
аппаратное обеспечение
В предыдущем номере Оливер рассказывал про память. На этот раз речь пойдет о плоских дисплеях, и Оливер даст пару советов по поводу того, на что смотреть, если вы собираетесь купить себе подобное устройство.
“Вы – то, на что смотрите...”
Естественно, самый значимый посредник меду пользователем и компьютером – монитор. С недавних пор, ЖК-дисплеи (ЖК = жидкокристаллический) стали дешевле, больше, лучше и быстрее. Так что не удивительно, что
когда люди задумываются над приобретением нового монитора, их выбор падает на ЖК-дисплеи, потому как 17’ и 19’ мониторы стали дешевле, и даже модели побольше быстро падают в цене. 2005 год наверняка станет годом плоских экранов; на самом деле, достать хороший традиционный ЭЛТ-монитор (ЭЛТ = электронно-лучевая трубка) уже бывает нелегко.
Перед тем как продолжить, давайте сделаем небольшое сравнение между ЖК и “старомодными” ЭЛТ. ЖК-монитор требует меньше энергии и места.
Дешевый ЖК-дисплей – это выход, когда на столе мало места, и делается в основном офисная работа. Для игр их время отклика слишком велико.
Картинка выглядит четче. С другой стороны, ЭЛТ-монитор до сих пор дешевле, имеет нулевое время отклика и способен отображать больше цветов и более живых – ни один журнал не верстается на ЖК-мониторах, только на традиционно откалиброванных ЭЛТшках. Но ЖК нагоняют все быстрее и быстрее. К примеру, уменьшение времени
отклика с 12 до 8 миллисекунд заняло у разработчиков меньше года, конечно, эти результаты очень преувеличены, на самом деле большинство 12-миллисекундных дисплеев не достигают и 20 миллисекунд, но 20-миллисекундные экраны еще медленнее, так что эти цифры годятся для сравнения, хотя они и не вполне соответствуют истине.
Перед тем как вдаваться в технические детали, вкратце рассмотрим историю плоских экранов. В конце 19 века австралийский ботаник Фридрих Рейницер открыл жидкие кристаллы, которые состоят из почти прозрачного вещества и в равной мере содержат жидкий и твердый материал. Около сорока лет назад ученые обнаружили, что электрические заряды могут менять молекулярную структуру и таким образом изменять способ прохождения света через кристалл, что, в конечном счете, привело к выпуску первого ЖК-дисплея в 1971.
На сегодняшний день существует два типа ЖК-дисплеев, нашедших широкое распространение: DSTN (Dual Scan Twisted Nematic) и TFT (Thin Film Transistor). Я не буду особо вникать в технологические подробности первого типа, потому как DSTN-экраны почти не используются в роли компьютерных мониторов и сегодня находят применение только в дешевых ноутбуках. TFT-панели сами по себе делятся на два типа: использующие IPS (In Plane Switching) и использующие (M)-VA ((Multi-) Vertical Alignment). Оба имеют свои достоинства и недостатки. В IPS-панелях кристаллы расположены горизонтально, что делает шире угол обзора, но в этом варианте для каждого пикселя необходимо два транзистора, что приводит к необходимости установки более яркой подсветки, что опять-таки приводит к повышению энергопотребления, так что в ноутбуках использовать эти панели нельзя. А вот VA нужен только один транзистор на один пиксель.
Жидкокристаллические молекулы расположены под углом 90 градусов, когда питание отключено, в результате – идеально черный экран, когда же на молекулы подается питание, они выстраиваются горизонтально и создают белую картинку. Эта технология поддерживает угол обзора порядка 140 градусов во всех направлениях. Еще один
плюс – соотношение контраста 300:1 без дополнительных затрат энергии.
Цифровой ЖК-телевизор – это хорошая альтернатива компьютерному экрану и идеальный вариант для любителей
посмотреть телевизор.
Особо старые видеокарты имеют только аналоговый выходной сигнал, так что многие ЖК-дисплеи поддерживают аналоговый, цифровой или оба типа входного сигнала. Недостатком аналогового сигнала является то, что сначала графической карте приходится переводить цифровой сигнал в аналоговый, а потом экрану приходится переводить
его снова в цифровой, что, естественно, приводит к большим потерям. Аналоговые дисплеи дешевле, хотя вдобавок им требуется A/D конвертор. При покупке дисплея очень рекомендуется выбирать цифровой. Видеокарты, имеющие в наличии необходимый DVI (Draft Visual Interface) порт стоят от 50 долларов/евро. В отличие от ЭЛТ, TFTшки работают на частоте 60 Гц, ввиду технических особенностей этого более чем достаточно, в то время как ЭЛТ для
эргономичности необходимо, по крайней мере, 85 Гц.
Один очень важный нюанс, о котором стоит упомянуть заключается в том, что TFT-дисплеи поддерживают только родное разрешение. Обычная 15’ панель отображает 1024х768, хорошая 17’ отображает 1280х1024, а качественная 19’ 1600х1200 пикселей. Многие более дешевые модели предоставляют меньшее разрешение с 86 dpi (точек на дюйм), что не рекомендуется по причине существования высокого разрешения в 100 и более dpi с очень четкой и чис-
той картинкой и, ясное дело, большим количеством места на рабочем столе. Единственный недостаток – то, что даже самые последние версии Windows были написаны много лет назад и устанавливают размер шрифта так, чтобы он не выглядел слишком мелким; по этой причине в диалоговых окнах обрезается текст, особенно в коряво
написанном софте третьих лиц.
Современные дисплеи помимо родного работают и на других разрешениях, устанавливая по кругу черную рамку (очень небольшая обрезка картинки), или растягивая изображение до заполнения экрана. Последняя операция обычно приводит к плохому качеству изображения, потому что один пиксель должен отображаться или более
чем тремя ячейками (ниже, чем родное) или, еще хуже, несколько пикселей делят между собой три ячейки (выше родного). Три ячейки = один пиксель, по ячейке для красного, зеленого и голубого цветов (RGB). К счастью, сейчас производители разрабатывают все более качественные методы растягивания изображения.
Другая проблема – соотношение сторон. Обычные экраны имеют соотношение 4:3. Экранам с 16:9 и 16:10 приходится просчитывать изображение так, чтобы оно не выглядело вытянутым или выпирающим. Также, многие дисплеи слишком ярко светят при стандартных установках. Это неплохо в том случае, если работаешь за компьютером летом на крыльце, но приведет к тому, что глаза будут уставать, если находишься в темной комнате.
Тому, кто собирается покупать современный монитор с плоским экраном, наверное, стоит поработать за ним несколько часов у друга, у которого он уже есть. Кстати, лучшие TFT дисплеи, которые я на сегодня видел, были сделаны “Eizo”, цены на них это подтверждают. В сравнении с другими брэндами, они зачастую на треть дороже.
Несколько общих советов касательно покупки: потенциальный покупатель должен обязательно осмотреть именно тот монитор, который покупает, потому что в ЖК-панелях часто встречаются нерабочие пиксели, и раз уж это частый производственный огрех, компании-производители установили правило, что несколько вечно белых или черных пикселей – это не повод обменивать монитор, хотя это и сильно раздражает. Также не стоит экономить, покупая мониторы где попало - пара очков в наше время стоит немало, а ваши глаза вас отблагодарят!
Хороший хай-эндовый TFT-дисплей - это украшение любого стола. Хотел бы я обладать такой красоткой ;-)
Журнал: The Inventory