Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Смешной, но опасный
Полное название: Dangerous Dave
Жанр: Platformer
Разработчик: Джон Ромеро
Платформа: PC (DOS)
Год выпуска: 1988
Количество игроков: 1
В далёком 1988 году, когда процессоры только начинали развиваться, а жёсткие диски наращивали своё пространство, звуковые карты начали пользоваться спросом, а умами игроков овладевала консоль Nintendo Entertainment System (NES), с успехом прокатившаяся по США... нет, это уже не то. В общем, в то далёкое время жил да был неизвестный всем Джон Ромеро, который весьма прилично программировал. На тот момент мистер Ромеро, неплохо разбирающийся в языке программирования GraBASIC (являвшимся дополнением к Applesoft BASIC), решил написать одну статью для дискового журнала (говоря проще – дискмага) UpTime об этом самом GraBASIC. Сказано – сделано! Однако статья статьёй, но не все могут представить пример программирования на этом языке, пускай и самый простейший. Было бы неплохо сделать и живой образец для читателей, и Джон решил создать небольшую игру, наглядно показывающую, на что способен GraBASIC. В результате появилась игра, которая в будущем не только определила появление 2Д-платформеров на ПК того времени (да и вообще), но и в частности стала одним из главных моментов мистера Ромеро в его будущей карьере программиста. Ах да, тут ещё стоит добавить о мощном зубодробительном сиквеле, который не только превзошёл своего предка, но не о нём сейчас. Речь пойдёт о Dangerous Dave - одном из немногих платформеров того времени, которые помнят до сих пор ветераны игрового мира, в данном случае игроки. Ведь молодёжь мало что знает об этой, на первый взгляд, незамысловатой и простой, но, в то же время, увлекательной игре.
Meat (sic!) the Dave, the dangerous guy… well, sort of…
Честно говоря, даже сейчас, по прошествии 21 года после выхода игры, не могу точно сказать, почему для неё было выбрано именно это название. Может быть, главный герой по характеру был слегка неуравновешенным, иначе обьясните мне, пожалуйста, с какого лешего он вот так, ни с того ни с сего, отправился на поиски сокровищ безоружным, наверняка зная, что на таких условиях туда пойдёт только идиот? Или опасный он для тех, кто не опасен для него? Или, быть может, опасным он становится уже после появления в руках оружия, причём пистолета? Может быть и так, сюжетной линии в игре я толком не увидел. Единственное, что можно сказать точно, так это то, что Дэйв обычный паренёк в кепке (с ехидной улыбкой, которая похожа на ту, что в будущем будет у Макса Пэйна), белой майке и синих штанах. И вот такого вида главный герой отправляется за трофеями – золотыми чашами и прочего рода сокровищами. По пути он находит оружие, которое использует против различных монстров. И добирается в итоге до логова своего неприятеля Клайда, в убежище которого ради богатства и, наверное, славы Дэйв и полез...
...ух, тут немного рассказывать. И вовсе не потому, что игра идёт 10 уровней, от чего коротка. По сути, обзор можно было бы здесь и завершить. Однако, учитывая, что игра делалась одним человеком, который, пускай, и не дотягивает до шедеврального Another World авторства Эрика Шайи (фр. Eric Chahi), Джон Ромеро всё же заслуживает уважения хотя бы потому, что он не гонялся за желанием написать шедевр. Ну и что, что игра использует не звуковую карту, а простую пищалку PC Speaker? Ну и что с того, если игра покажется сложноватой для того, кто играет в первый раз? Ведь не стоит забывать, что на ПК, в то время, платформеров было не так уж и много и не все они выглядели красиво, игрались легко и при этом притягивали к себе внимание. Кто-то скажет: “А как же Prince of Persia?” А он появится только через год, когда Джордан Мехнер выпустит его на той же Apple II. Так что революции не случилось – она будет чуть позднее.
A gun… a jetpack… and a buncha` treasures…
Думаю, стоит обсудить игровой процесс поподробнее, потому как всё-таки игра для того времени выделялась.
Собственно, первое, что бросается в глаза – некая схожесть с Lode Runner: нужно собрать сокровище (одно, а не все – всё прочее собирается по желанию игрока) и потом выйти с уровня через дверь, о чём после подбора чаши нам любезно говорит надпись Go thru the door (Иди в дверь). И так 10 уровней. Конечно, если бы всё было так просто...
Во-первых, уровни в игре, хоть и линейные, но представляют собой интересную головоломку. Ну вот, скажем, один из них представляет любопытную комбинацию: на втором экране виден монстр, вращающийся против часовой стрелки, и плюющийся в Дэйва какой-то мерзостью. Что самое забавное, пистолета на уровне нет вообще, а за чашей, которая находится в начале уровня этажом выше, не доберёшься. Нужно обойти этого монстра, просчитав его движения и плевки, после чего перепрыгнуть через его «владения», взять одно устройство и с его помощью добыть искомый обьект, после чего – вернуться к выходу, снова преодолев монстра. Интересно, так? На этом уровне можно и застрять, если идти, как танк, напролом, поэтому игра не требует только одного продвижения в сторону выхода.
Во-вторых, то самое устройство, о котором я говорил выше, но не назвал его – это джетпак, то есть реактивный ранец. То, что в будущем станет одним из атрибутов Дюка Нюкема, появилось именно здесь. Активируясь клавишей Alt, джетпак становится незаменимым в некоторых местах, поэтому им надо пользоваться аккуратно и с рассчётом. Иначе – game over, new game.
В-третьих, герой невооружён. Начиная уровни безоружным, Дэйв находит оружие, продвигаясь дальше. И то, сделано тут несколько хитро, скажем, на третьем уровне он находит пистолет, который стреляет только ОДИН раз (в смысле, пока пуля не улетит с экрана, во второй раз выстрелить не получится), после чего приходится ждать, пока не удастся сделать другой выстрел, благо хоть патроны бесконечные. Но это если Дэйв в безопасности. А если же монстр атакует главного героя, пока тот ждёт другого выстрела? Разумеется, это может капитально подпортить нервы игроку, но всё же, на мой взгляд, изюминка неплохая.
Ну и, в-четвёртых, здесь весьма абстрактные ловушки, грамотно, если можно так сказать, расставленные дизайнером. Любое столкновение с кустами, водой, огнём или вражеской атакой приводит к смерти Дэйва, и прохождением уровня с самого начала, хорошо хоть предметы, которые подобрал главный герой, остаются у него, как правило, это джетпак и оружие. Монстры же остаются в зависимости от того, разобрался ли Дэйв с ними или нет. Столкновение с монстром, кстати говоря, летально не только для игрока, но и для самого монстра, так что в каком-то мизерном плане это бывает даже с пользой. Хотя, чтобы получить жизнь, надо накопить 2000 очков, что не так уж и легко.
То есть, игра уже тогда показала, что жанр платформеров активно развивается, пускай даже эта игра является примером программирования для GraBASIC, но если учесть, что ПК разработчиками платформеров не так уж сильно был любим, Dangerous Dave получилась вполне себе приличная, да и идеи здесь хорошо реализованы, даже если не считать возраст игры.
Well, gun is good… but shotgun is better, hehehe…
Да, игра короткая, выглядит не очень и надо к ней привыкнуть – но, поиграв один раз, понимаешь, что здесь можно увидеть примерные корни Duke Nukem и Commander Keen. Тем более, что обе эти серии стали весьма известными в своё время, причём Commander Keen в чём-то повторял по-своему Dangerous Dave. Однако не стоит забывать, что спустя 3 года появился достойный сиквел – Dangerous Dave in the Haunted Mansion, показавший, какими должны быть полноценные 2Д-платформеры на ПК. Конечно, вторая часть уже не была похожа на первую, упор делался на action-части игры, да и арсенал монстров стал побогаче, но это уже другой рассказ.
P.S. Единственное, о чём остаётся сожалеть – отсутствие портов на нынешних системах. Всё-таки, игра не такая уж и плохая, чтобы списывать её со счетов. Если прибавить звуковые эффекты и чуть-чуть улучшить картинку, добавив отзывчивое управление и регулировку сложности и прикрутив ещё несколько десятков уровней с добавлением редактора, то да, игра бы обрела второе дыхание. А так, всё то, что мы имеем, так это DOSBox с постоянно запускаемой время от времени dave.exe, но в случае чего и под обычной XP игра загружается без всяких проблем, только надо будет привыкнуть в PC Speaker, постоянно дребезжащему по ходу игры...
Автор: Jake Crusher
Журнал: Re-player