Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Музыка на NES
Uchuu Keibitai SDF (1990, HAL Laboratory)
Приятно, когда встречаются исключения из не совсем приятных правил. Как я уже писал в муз.обзоре седьмого номера, настоящих жемчужин из кучи 8-битных скролл-шутеров во много раз меньше, чем на SMD и SNES. Одну из таких я и решил в этот раз выделить для нашей статьи. Представьте моё удивление, когда я, впервые узнав о совсем непопулярной Uchuu Keibitai SDF из "Базы Игр" сайта pscd.ru, обнаружил, что оная может на равных посоперничать с великолепной Crisis Force.
Как выяснилось при подробном прослушивании NSF-файла, означенная параллель с Конами не является единственной - некоторые саундтреки вполне можно перепутать с творчеством композиторов знаменитого японского разработчика. Достаточно включить первый же трек, как в уши сразу бросаются знакомый резковатый солирующий инструмент, миниатюрный ревер, характерный для ведущей партии конамских игр, и, разумеется, бой ударных. Всё это составляет тревожный, как будто готовящий к чему-то сложному куплет; далее, как водится, располагается более приветливый, но короткий, припев со сравнительно мягким по тембру соло. Ничего особенного, в общем-то.
Вторая композиция строится по противоложному принципу: первая часть куплета носит воодушевляющий характер, подчёркнутый едва заметным, но всё же двухголосьем; вторая с похожим принципом построения ведущей партии подготавливает к вполне оптимистичному припеву. Его-то мы в итоге и получаем, причём, в комплекте с красивым переходным аккордом. Ну что тут можно сказать - всё очевидно, господа HAL'овцы! Именно из-за этой нарочитой очевидности первые два трека представляются чистой воды игровыми - ну кто такое станет слушать отдельно от игропроцесса?!
По-настоящему интересных треков в Uchuu Keibitai SDF всего три - в NSF-файле они прячутся за номерами 6, 9 и 12. Шестая мелодия, пусть и встречает нас несколько странноватой завязкой, зато припев преподносит довольно-таки вкусный, хоть на золотом блюде подавай! И снова - конамский стиль прослеживается в каждом такте. Тут есть повод задуматься - не это ли гарант настолько стабильной слушабельности трека? Если бы не тусклый куплет и низкая продолжительность "съедобной" части, быть бы композиции в претендентах на звание лучшей.
Сей статус автор сначала заочно присудил двенадцатому саундтреку. Казалось бы, всё при нём: по-конамски (опять же!) красивое вступление, традиционно раскрывающееся как в плане соло, так и в отношении партии ударных, и донельзя приятные "ускользающие" септ-аккорды* основной части. Однако как только автор переместил ползунок NSF-файла на девятую позицию, у 12-го трека лавровый венок пришлось отобрать. Поначалу ничего оригинального композиция за номером 9 не сулила ("опускающихся" аккордов мы накушались, спасибо" - таковой была лично моя мотивация). Затем всё стало более интригующе: бой ударных сменился на более шустрый и сбитый, да и тембр соло стал не таким писклявым. Мыслишки о присуждении 9-му титула "THE BEST" стали роиться у вашего непокорного уже к переходу на припевную часть (как ни странно, но четыре цикла уже "поднимающихся" аккордов не вызвали такого скепсиса). Ну а потом просто песня - заключительный этап "круга", базируясь на тех же самых трёх аккордах переходного этапа, привнёс в трек приятного "железа"**. Жаль только, что этот самый этап всё же коротковат - наглядное доказательство досадного правила "хорошего - понемножку".
Отличный скролл-шутер с неплохим крепеньким муз.сопровождением. Правда, Зэп Родео (Zap Rodeo) и Дзюн Ишикава (Jun Ishikawa) - авторы саундтреков к Uchuu Keibitai SDF - немного меня удивили. При тех же самых ингриди... простите, инструментах конамские композиторы умудрялись обходиться без дополнительных библиотек (expansion'ов). А вот вышеозначенный дуэт - нет! Соответствующая графа показывает нам MMC5, тогда как в звуковом ряде особой экзотики среди инструментов и сэмплов не найдёшь. Впрочем, меломанам ретрогеймерского сообщетсва всё равно не помешало бы добавить себе в коллекцию NSF-файл от данной японской вещички.
Лучший трек: NSF-файл - 9
Инструментальная насыщенность: 8,5
Средняя продолжительность круга: 7
Общая красота композиций: 8
Итоговая оценка: 7,8
Micro Machines (1992, Codemasters/Camerica)
Codemasters на такой платформе как NES имеет особое значение для ретрогейм-меломанов - инструментальный состав, как и некоторое количество мотивов и аккордных ходов, в каждой игре поражает исполнительским мастерством. И, что самое интересное, без использования каких-либо expansion-библиотек! Micromachines, давшая основу для продолжения серии на поздних платформах, несомненно, представляется всем нам одним из подтверждений этого правила. Итак, NSF-файл загружен в ваши любимые проигрыватели.
По сложившейся традиции, в большинстве композиций Codemasters соло-мотив несколько скрадывается за звучными фоновыми партиями. Какие-то треки это украшает, другие от подобного подхода приедаются на первых же секундах. Титульный трек NSF-файла я безо всяких сомнений отношу ко второй категории: ведущие партии первого и второго куплетов различаются, но осознать это могут только очень внимательные, приноровившиеся к творчеству кудесников восьмибитного звука уши. Получше дела обстоят со второй композицией. Мотив проглядывается чуть более отчётливо, однако на фоне аналогичных первому треку аккордов увлечь не в состоянии.
Вот и все основные полновесные мелодии! Всё остальное - переходные треки. А вы что хотели? Если бегло проанализировать хронологию творчества Codemasters, то такая картина в итоге и вырисовывается. Впрочем, не будем за это особо пенять на композиторов "Мастеров Кода" - переходные треки всё равно вполне колоритны. Восьмой, например, являет нам очередную аранжировку легендарного соло песни Smoke on the Water группы Deep Purple. Финальные несколько нот, правда, несколько отличаются от оригинала ;). На фоне звучит поднимающейся частоты звук в духе гоночной игры. А вот переходную композицию за номером 4 логичнее было бы продолжить до основной мелодии игры. Ещё больше это касается следующего после неё трека: хоть аккордный базис и аналогичен его "коллеге" с четвёртой позиции NSF-файла, ситуацию спасают симпатичные "опускающиеся" трезвучия, обращающие на себя основное внимание.
Резюме в данном случае следующее: однозначно не лучшее творение Codemaster'ских композиторов. Мэтт Грей (Matt Grey), безусловно, продолжил славные музыкальные традиции своей компании, но само продолжение славным назвать язык не повернётся. Главный недостаток - малое количество полновесных композиций - драйв игры нисколько не приуменьшает, а вот для любителей послушать является несмываемым клеймом.
Лучший трек: NSF-файл - 5
Инструментальная насыщенность: 9
Средняя продолжительность круга: 4
Общая красота композиций: 6,5
Итоговая оценка: 6,5
Toxic Crusaders (1991, Bandai)
Рок'н'Ролл жив! Да, дорогие друзья, он таки поселился и в недрах восьмибитных богатств. Вы, конечно, можете вступить со мной в спор, утверждая, что он есть только в одном-единственном треке Toxic Crusaders. Но я вам скажу, что этот самый трек является классическим воплощением рок'н'ролла с тремя аккордами в семи позициях, многим уже кажущийся скучным. Именно поэтому японскими товарищами из Бандай были написаны несколько отличных композиций этого жанра, но уже не являющихся чистой классикой середины XX века. За что им пламенное спасибо. Игрушка сия, кстати говоря, была у автора в детстве на одном картридже с превосходной Mighty Final Fight. Отличный подарок одновременно и любителям beat'em up'ов, и ретрогейм-меломанам.
Начальный трек... Ну что тут можно сказать - основной кандидат на звание лучшего. Партия ударных, как и в остальных музыкальных творениях игры, имеет приятную рассыпчатую консистенцию с абсолютным отсутствием классического "железа". Наиприятнейшее соло, то раскладывающееся на два параллельных голоса, то делящееся на две автономные партии. Вполне приемлемая продолжительность (хотя в таких случаях её всегда мало). А аккорды... Какие тут аккорды, товарищи! Не трек, а сказка, ей Богу!
Вторая композиция - блюзоподобный медляк с позитивным тандемом ведущей партии и аккордов. Следующая за ней мелодия звёзд с неба не хватает - слащаво-сентиментальное её настроение и маленькая длительность могут доставить удовольствие немногим.
А вот четвёртый трек - ещё один, пусть и более слабенький, претендент на титул "Я Вас Всех Тут Обскакал". Один из гарантов успеха - плотное по тембру подобие дисторшн-гитары во вступлении и в припеве. Почему "слабенький"? Дело в том, что мало кому может понравиться нудноватое, подолгу топчащееся на месте соло. Портит всю картину, хоть и вызывает у меня ностальгию по былым временам.
Интерес вызывает и композиция, притаившаяся за номером 6. Казалось, однообразная парочка аккордов будет преследовать нас всё время, но чуть позже подспевают осторожные трезвучия с еле заметным фоном. Не без недостатков оказался и перспективный восьмой трек: всё хорошо, да только длительность бы чуть повыше, и цены было бы не сложить!
Вот мы и подошли к той самой классической рок'н'ролльной мелодии. Отгадайте с трёх раз, под каким она номером? Да-да, под знаковым десятым. Несмотря на тотальную обсосанность идеи расположения аккордов, какое-то время послушать её можно. И побыстрее перейти к следующей, ибо недуг малопродолжительности не обошёл стороной и сей трек. Какой раз вспомнить Конами заставляют 11-я и 13-я композиции - очередные переносы металла на восьмибитку. Определённый интерес представляет и NSF 15; к тому же и с длительностью здесь чуть лучше.
Слегка видоизменённой версией титульного трека является NSF 16. Изменения кроются в ускорении ритма, упрощении солирующей партии и вырезании парочки позитивных кусков.
Бандай определённо сделала нам подарок. Что с точки зрения геймплея Toxic Crusaders не является слепой калькой, что с точки зрения музыки. Что ж, оказывается, не только братья Фоллины умеют искусно перекладывать рок и металл в формат восьмибиттного звукового чипа.
Лучший трек: NSF-файл - 1, игра - заставка
Инструментальная насыщенность: 8,5
Средняя продолжительность круга: 8
Общая красота композиций: 8,5
Итоговая оценка: 8,3
Mappy Kids (1989, Namco)
Милый позитивный платформер, в какой-то степени являющийся сиквелом оригинальной Mappy. Как и полагается, основная участь по установлению позитивной атмосферы ложится на плечи муз.сопровождения. И Mappy Kids, подобно своему коллеге на поприще добрых NES-игр - Donald Land, лицом в грязь не бьёт! Рассмотрим творение Namco в подробностях.
Вступительный трек может кому-то показаться коротким и невыразительным, но тусклым по инструментальному составу его уж точно не назовёшь - тембр по-мультяшному яркий и острый. Во многих отношениях хороша композиция первого уровня (NSF 3) - "хрустящие" ударные контрастируют с детскими писклявыми мотивчиками, что создаёт вполне благозвучную картину. Очень похожа на NSF 3 и следующая за ней мелодия, в которой акцент сделан на шустрое соло и выразительную басовую партию. Правда, чуть-чуть больше длительности ей бы не помешало.
Главное достоинство пятого саундтрека - приятный ритм, сопровождаемый грамотным и в меру красочным фоном. Приятные эмоции, несомненно, доставит и NSF 6: как всегда, ни тени негатива и уверенная поддержка "задним" инструментом, выписывающим симпатичные кренделя к концу "круга". Задумчивые и размеренные 7-я и 8-я композиции безупречно разбавляют позитивный настрой предыдущих саундтреков. Акцент снова сделан на глубокий бас.
Вот, пожалуй, и все достойные внимания позиции NSF-файла. Остальные - либо переходные треки, либо мало нас интересующие. Любопытно, что использована дополнительная библиотека - N106, хотя лично я заметил...хмм... инновацию лишь в необычном "металлическом" басе.
Лучший трек: NSF-файл - 5
Инструментальная насыщенность: 7
Средняя продолжительность круга: 6,5
Общая красота композиций: 7,5
Итоговая оценка: 7
КНОТС (Краткий, Но Очень Толковый Словарик):
* септ-аккорд от обыкновенного аккорда отличается тем, что последняя нота его трезвучия поднимается на полтора тона вверх. Получается такой приятный уху джазовый эффект :).
** "железо", (жарг.) - металлические составляющие ударной установки - тарелки, хэт и пр.
Автор: Полтергейст
Журнал: Romomania