Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Dune
Полное название: Dune: The Battle for Arrakis
Разработчик: Westwood
Жанр: RTS
Платформа: SMD
Год выхода: 1994
Тогда, летом 96-го, в самое обычное воскресное утро я сидел дома перед стареньким черно-белым телевизором "Чайка" и играл в купленную за три дня до этого "Зону комиксов". Надо сказать, такое времяпровождение мне доставляло массу удовольствий - дома никого, родители уперлись на дачу, у меня каникулы, никто не дергает и вообще вся жизнь прекрасна. Раздался телефонный звонок.
- Да! - нервно крякнул я в трубку. Я вообще не любил, когда меня отвлекали от игрового процесса.
- Привет! - в голосе чувствовалось какое-то веселье неизвестно по какому поводу. Через несколько мгновений я сообразил, что звонит мой приятель из соседнего подъезда, также заядлый геймер. - Есть чего новенькое?
- Ну…, - промычал я. Мне не хотелось говорить ему, что у меня есть новая игрушка, тот бы обязательно ее у меня выклянчил поиграть. - "Зону комиксов" купил…
- О! Поменяемся на пару дней на "Дюну"?
- Какую "Дюну"? - скептически пробормотал я. Мне это название ни о чем не говорило.
- Ну это стратегия такая.
Последняя его фраза окончательно меня убедила, что в результате телефонного разговора у меня не сложится никакого первоначального мнения об этой игре. До этого дня, воспитанный на дендевских "Марио", "Черном Плаще" и "Контре", сеговских "Jurassic Park" и "Desert Strike", я весьма смутно представлял себе, что такое "стратегия". Булькнув в трубку "Заходи", я пошел играть дальше.
Пришел друг и, сказав, что он проходить не будет, забрал мой картридж и оставил свой. Воткнув карт в приставку, я сел играть. То, что было в следующие полчаса я подробно описывать не буду, скажу одно - я ходил и плевался от того, что я видел на экране, матерился про себя, ругал своего кореша последними словами. В тот момент я себе и представить не мог, что эта игра в последствии станет моей самой любимой гамой на сеге...
- Ну что это за бредовая игра? Че в ней надо делать? - услышав по телефону мой недовольный голос, приятель снова прибежал и начал объяснять что к чему, и как надо играть. Постепенно въехав в суть игры, я отправил кореша домой играть дальше в "Comix Zone", а сам почти весь предстоящий день провел за игрой, получив громадное удовольствие. Уже на следующий день я обменял в обменнике на местном рынке свой старый замусоленный картридж с игрой "Desert Strike" на "Дюну", доплатив при этом какую-то нереальную по тем меркам сумму, выпрошенную у матери - желание того, чтобы карт "Дюна" стал лично моим, было крайне велико.
Но все же давайте о самой игре. Сеговская "Дюна" (полное название - Dune: The Battle for Arrakis) была портирована с ПК. Созданная по мотивам серии книг писателя-фантаста Френка Герберта, там она по сути явилась родоначальником жанра RTS (Real Time Strategy). Арракис - выжженная солнцем планета, получившая название "Дюна" за свой знойный климат и бескрайние пески, практически единственное место во вселенной, имеющее богатые месторождения энергетического минерала "спайс", который может использоваться для сокращения внутривселенских межпланетных полетов. Таким образом, тот, кто контролирует Арракис - контролирует полеты во Вселенной, а, следовательно, и всю Вселенную!
Три Великих Дома Империи - Дом Атрейдесов, Дом Ордосов и Дом Харконненов высадились на планете с одной целью - взять ее под свой полный контроль.
Дом Атрейдесов (родина - планета Каладан) из покон веков известен своими давними традициями разумного и справедливого управления. Мудрые и честные правители Дома правят верным, трудолюбивым и мирным народом. Армия этого Дома всегда находилась в прекрасной боевой готовности. Будучи таковыми по своей природе, Атрейдесы пытались дипломатическими путями достичь своей цели - однако такая стратегия на Дюне никогда не приносила положительного результата.
Дом Ордосов (родина - холодные ледяные миры) - представляет собой коалицию богатых кланов, объединенных одной целью - жаждой больших богатств. По своей природе торговцы и посредники, Ордосы не производят товар сами, а всегда полагаются на свое искусство торговли. Статус Ордосов как Великого Дома поддерживается их коллосальным богатством, рожденном на частом предательстве и обмане.
Дом Харконненов - самый свирепый и беспощадный дом во Вселенной. Вся история этого Дома построена на безграничной жестокости и насилии. В Доме Харконненов не награждают титулами - их только завоевывают. Если подчиненный убивает своего начальника - он получает его место и уважение. Из-за этого военная машина Дома постоянно меняется, и за всеми ее изменениями достаточно сложно уследить.
Итак, игра представляет из себя классическую военную стратегию в реальном времени. Это значит, что Вам придется строить свои базы, добывать ресурсы, захватывать и уничтожать базы противника и т.д. и т.п. Игра состоит из девяти этапов, цель первых двух - собрать определенное количество спайса (на первом этапе - 1000 единиц, на втором - 2700), а начиная с третьего этапа Ваша цель одна - уничтожить базу противника.
Юниты в игре в подавляющем большинстве одинаковы у всех Домов (что на мой взгляд является одним из немногих минусов). Рассмотрим их поподробней:
- Харвестер (вооружение - отсутствует, скорость - 32 км/ч, броня - средняя) - машина для сбора спайса. Работает автономно, хотя может управляться и вручную.
- Пехота (вооружение - карабин, скорость 5 км/ч, броня - легкая, количество частей - от 1 до 3) - пешие солдаты с очень легкой броней. Вооружение и скорость передвижения этих юнитов оставляет желать лучшего.
- Тяжелая пехота (вооружение - шестиствольный пулемет, гранатомет; скорость - 12 км/ч, броня - легкая, количество частей - от 1 до 3) - обладает шестиствольными пулеметами с бронебойно-зажигательными патронами и противотанковыми гранатами. Эти пехотинцы носят мощные автономные скафандры, повышающие скорость передвижения и защищенность.
- Броневик (Trike; вооружение - спаренный 20мм пулемет, скорость - 72 км/ч, броня - легкая) - это легкая трехколесная броневая машина. Имеет малый радиус поражения, однако неплохо подходит для разведывательных действий. На первых этапах вам придется воевать именно такой техникой.
- Бронетранспортер (Quad; вооружение - спаренный 30мм пулемет, скорость - 59 км/ч, броня - легкая) - легкая четырехколесная машина, обладающая повышенными по сравнению с броневиком броней и вооружением.
- Средний танк (Tank; вооружение - 155мм орудие, скорость - 40 км/ч, броня - средняя) - имеет среднюю броню и ведет стрельбу мощными бронебойными снарядами.
- Ракетница (Launcher; вооружение - ракеты класса "земля-земля", скорость - 48 км/ч, броня средняя) - самый дальнобойный юнит, ракеты которого при попадании наносят большой урон противнику. Очевидные минусы - невысокая точность стрельбы, а также тот факт, что выпущенные ракеты летят по параболе, и поэтому ракетница бессильна против вражеских юнитов, находящихся вблизи нее.
- Тяжелый танк (Siege Tank; вооружение - спаренное 155мм орудие, скорость - 32 км/ч, броня - тяжелая) - бронебойно-зажигательные снаряды тяжелого танка более чем вдвое превосходят аналогичные снаряды среднего танка по поражающей способности. Имеет сильную броню, однако как следствие - пониженную скорость передвижения.
- Передвижной завод конструкций (MCV; вооружение - отсутствует, скорость - 36 км/ч, броня - средняя) - используется для возведения нового Завода конструкций на прочной каменной поверхности.
- Карриал (Carryal; вооружение - отсутствует, скорость - 160 км/ч, броня - легкая) - воздушный транспорт на Арракисе. Служит для перевозки юнитов - как харвестеров, так и поврежденной техники.
- Орнитоптер (Ornitopter; вооружение - бомбы, скорость - 340 км/ч, броня - легкая) -бомбардировщик, использующий при передвижении по воздуху уникальную технологию, заключающуюся в "махательном" движении крыльев.
- Соник-танк (Sonic Tank; вооружение - волновой модулятор, скорость - 44 км/ч, броня - средняя) - доступен только Дому Атрейдесов. Этот боевой танк использует передовую технологию поражающих звуковых волн - высокая колебательная энергия выстрела разрушает молекулярную структуру цели. Изобретен Атрейдесами.
- Девиатор (Deviator; вооружение - ракеты с нервно-паралитическим газом, скорость - 48 км/ч, броня средняя) - доступен только Дому Ордосов. Начинка ракет не причиняет противнику физического урона, однако способна временно перевести юниты противника на свою сторону.
- Девастатор (Devastator; вооружение - спаренное 190мм орудие, скорость - 20км/ч, броня - сверхтяжелая) - доступен только Дому Харконненов. Этот танк поражает цели разрядами плазмы на сравнительно большом расстоянии. Имеет большую разрушительную способность и очень крепкую броню, однако крайне низкую скорость. Кроме этого, девастатор имеет ядерный реактор, который при желании можно поставить на самоуничтожение. Изобретен Харконненами.
Кроме этого, на Арракисе живут гигантские песчаные черви - огромные существа (помните фильм "Дрожь земли"?), обитающие в песчаных толщах в нескольких десятках метрах от поверхности. Эти черви крайне прожорливы - могут поглощать любую технику, оказавшуюся на песчаной поверхности. Эти существа имеют очень сильную броню, и уничтожить их весьма непросто. Однако и на эту старуху есть своя проруха - можно "накормить" червя, отдав ему ненужные или сильно поврежденные юниты - после того, как он проглотит три единицы, он уйдет вглубь, и больше не появится. Однако насоящим "искусством" будет то, если Вам удастся скормить червю технику противника!
Для успешного выполнения поставленной цели по уничтожению противника Вам необходимо грамотно отстраивать свою базу. Кроме этого, необходимо уделять максимум внимания по ее обороне, не забывайте это! Все строения Вы можете строить только на прочной каменистой поверхности. Основные конструкции и сооружения в игре выглядят следующим образом:
- Завод конструкций (или Конструкторский Двор) - это Ваш своеобразный "штаб", основная конструкция, которой вы располагаете в начале каждой миссии. С помощью нее можно производить все другие постройки.
- Плиты фундамента (Concrete) - строятся по четыре штуки за раз. Плиты служат фундаментом для других конструкций (кроме стен). Конечно, строения можно строить и без фундамента, однако в этом случае после постройки они просядут под собственным весом, и их придется восстанавливать. Никогда не пренебрегайте постройкой фундамента.
- Стены (Wall) - являются защитным элементом для всех остальных строений. Стены как и плиты фундамента нельзя отремонтировать.
- Ветряк (Windtrap) - представляет собой электростанцию с двойной турбиной. Обеспечивает объекты энергией, вырабатывая ее в размере 100 единиц. Если на Вашей базе ощущается нехватка энергии, то все здания начнут постепенно разрушаться.
- Отчистной завод (Refinery) - промышленное предприятие, являющееся основой добычи спайса на Дюне. Доставленный харвестером минерал на предприятии переводится в солярисы (денежные единицы Империи). Переработанный спайс автоматически распределяется по хранилищам. С момента постройки каждый отчистной завод снабжается харвестером.
- Склад (Spice Silo) - служит для хранения переработанного минерала. Имеет очень низкую броню, поэтому обращайте на это внимание. В каждом складе можно разместить до 1000 единиц спайса. Если количество собранного минерала превышает общую вместимость всех складов (хранилищ), то излишки пропадают.
- Радар (Outpost) - используется для более эффективного командования войсками.
- Бараки (Barracks) - необходимы для производства и тренировки частей легкой и тяжелой пехоты.
- Танковый завод (Vehicle) - одно из основных стратегических строений на Вашей базе. Служит для производства всей наземной техники, в том числе и дополнительных харвестеров.
- Завод высоких технологий (Hi-Tech) - производит летательные аппараты.
- Ремонтный завод (Repair) - необходим для ремонта поврежденной техники. Стоимость ремонта зависит от тяжести повреждений и типа машин. Я советую ограждать ремонтный завод со всех сторон любыми другими конструкциями (кроме плит) - в этом случае отремонтированная техника будет доставляться карриалом на то же место, откуда она была увезена.
- Турель (Turret) - 105мм гаубица. Служит для обороны Вашей базы. Турель самостоятельно открывает стрельбу по всем вражеским соединениям, когда они находятся в ее зоне досягаемости.
- Ракетная турель (R-Turret) - ракетная установка, основа обороны Вашей базы. По сравнению с обычной турелью, у нее увеличен радиус поражения и поражающая способность, а также броня.
- Космопорт (Starport) - позволяет начать межгалактическую торговлю с Гильдией Коммерсантов, поставляющих технику по рыночным ценам. Цена техники может быть как выше стандартной, так и ниже. Почаще заглядывайте сюда - здесь можно неплохо сэкономить.
- Дворец (Palace) - возможностью его постройки награждаются только выдающиеся стратеги. Дворец предоставляет секретное оружие, которое у каждого из Домов свое. У Атрейдесов это отряды фрименов - местных жителей, которые состоят в альянсе с Атрейдесами. Пехота Фрименов очень хорошо оснащена и подготовлена, поэтому представляет собой серьезную угрозу для противника. Секретным оружием Ордосов является диверсант - являясь полностью самостоятельной единицей, он был задуман для уничтожения конкретных целей на базах противника. У Харконненов секретным оружием является баллистическая ракета Рука Смерти (Death Hand), обладающая большой поражающей способностью. Минус этого оружия состоит в том, что точность попадания в цель этого оружия составляет около 20%.
Тактика. Не стоит сразу же после начала игры бросаться имеющимися силами на противника - в отличие от Вашей, его база уже отстроена, и поэтому такая авантюра заранее обречена на провал. Ваша цель - целенаправленно и грамотно отстроить свою базу. Мной было отмечено два основных принципа построения баз: первый - все строения располагаются плотно друг к другу без "пустот" в середине самой базы, второй - между зданиями оставляется расстояние для маневра техники.
Каждый принцип имеет свои плюсы и минусы, а каким принципом отстраивать Вам свою базу - дело лично каждого, лично я предпочитаю первый, в то время как компьютер - второй. Запомните, что наиболее важными для противника являются Ваши танковые и ремонтные заводы - именно их он пытается уничтожить в первую очередь, поэтому размещайте эти конструкции в тылу своих строений. Направленность атак противника имеет ярко выраженный характер, поэтому с той стороны, откуда приходят вражеские силы, ставьте сильные оборонительные линии, основой которых могут служить ракетные турели. Обязательно поставьте хотя бы один танк - он будет открывать огонь по прибывающим силам противника, те в свою очередь будут останавливаться и открывать ответный огонь, а в это время врага должен накрывать шквал огня Ваших турелей. Это достаточно стандартный способ обороны, хотя очень эффективный. Также не забывайте про свои тылы - частенько карриалы противника забрасывают туда свой десант, и если Вы проморгаете это безобразие, то серьезных проблем не избежать. Начиная с третьего этапа советую строить как минимум два отчистных завода для увеличения скорости сбора спайса. Отстроив свою базу и позаботившись об ее обороне, можно начинать думать о наступательных действиях. Создавайте свои войска, которые должны быть основаны на самой передовой доступной технике, а не на одной пехоте, которая по большому счету годится только для захвата зданий противника. Самое, на мой взгляд, эффективное оружие - это ракетницы (которые, кстати, недоступны для Ордосов - в этом случае Вам поможет захват вражеского танкового завода), однако ни в коем случае не отправляйте ракетницы в атаку без подкрепления в виде танков - как было описано выше, ракетницы бессильны против техники противника, которая находится в непосредственной близости от них. Изучайте подходы к базе противника - нащупав слабые места, можно смело пробивать брешь в оборонительных редутах, и далее просто сравнять с землей все то, что стоит у Вас на пути. Все это Вам поможет в достижении главной цели - установлении полного контроля над планетой!
Вердикт - Westwood Studio при участии Virgin Games создал действительно Шедевр с большой буквы. Я даже не знаю, к чему можно придраться в этой игре - хорошая графика вкупе с потрясающей играбельностью в свое время на многие месяцы удерживали эту игру на вершинах различных хит-парадов игр консоли Sega Genesis. Кто-нибудь крикнет: "В рамку юнитов нельзя обводить!". Ну и что? Представьте, если можно было. На мой взгляд, игра бы тогда многое потеряла - собрав всех юнитов в рамку, можно было бы пойти нахрапом и все сравнять с землей (минус, пожалуй, большинства RTS - великий и могучий "Starcraft" не в счет). В "Дюне" же благодаря этому нюансу намного больше приходится уделять внимания изучению подходов к базе противника, выявлению ее слабых мест, подтягиванию основных сил и т.д. и т.п. Пожалуй, небольшой минус, который еще можно отметить - неизменяемый уровень сложности, который и так невысок. Однако повторюсь, что подобных Шедевров не так уж и много на 16-битных приставках, и "Дюна" - очень достойное исключение.
Оценки:
Сюжет - 9
Геймплей - 10
Графика - 9
Музыка и звук - 9
Общая оценка - 10
Послесловие.
Дописав последние строки этой статьи, я полез в дальний угол своего шкафа и достал оттуда тот самый картридж с игрой "Дюна". Я его специально оставил себе на память. Посидев и повертев задумчиво в руках картридж, в голове мелькнуло: "Боже, как давно это было... Ну почему нельзя повернуть время вспять?". Многие часы, проведенные за этой игрой, этапы, которые я проходил десятки раз и знал их наизусть, пароли на все уровни, которые я знал как Отче Наш… "Дюна" явилась одной из тех редких игр, которые меня по-настоящему "зацепили". Выйдет ли еще когда-нибудь подобный Шедевр?....
Автор: Алекс
Журнал: Romomania