Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Долгая дорога в Дюну

Полное название: Dune 2000
Жанр: RTS
Разработчик: Westwood Studios
Платформа: PSX
Год выпуска: 1998
Количество игроков: 1-2 (мультиплеер)
Долгая дорога в Дюну

...признаться, я ожидал, что эта игра когда-нибудь, но выйдет. Помнится, спустя некоторое время после выхода Dune 2, но перед Command & Conquer, люди стали писать письма в Westwood Studios вроде "ах, вы негодяи такие - где Dune 3, етить вашу..." или и того похлеще. И, помнится, ответ Вествуд был весьма лаконичен – "Dune 3 не будет, а вместо неё - Command & Conquer". Дальнейшая история гневной переписки между фанатами Дюны и Западным Лесом мне, к сожалению, неизвестна - до меня докатились обрывки сего дела... но Вествуд своё слово нарушила. Dune 3 всё-таки вышла. Правда, немного с другим названием - Dune 2000: Long Live the Fighters! И она оказалась не сиквелом, а ремейком той самой второй Дюны, которую мы так хорошо запомнили и в которую до сих пор играем на Сеге с упоением.
Выходит, народ получил свою "Дюну 3", пусть и не такую, какую он ожидал, но всё же получил. А Вествуд - свою порцию как славы, так и грязи. Впрочем, на взгляд автора, этой игре полагается больше славы, чем грязи. Потому как второй хватает вполне, но первой вышло побольше, тем более, на PSX. Пусть и спустя некоторое время после своего PC релиза, но всё же…

THE PLANET ARRAKIS... OR ARRAHIS?

Dune 2. "Битва за Арахис". Извините мой каламбур, но иногда это проскакивает само собой. Уж больно глубоко запали в душу сражения между Атрейдесами и Харконеннами, а также перестрелки с непонятно откуда взявшимися Ордосами. Последних, кстати говоря, в Дюне 2 вообще не должно было быть, потому как в книгах Херберта не было никакого упоминания об этом Доме. Вествуд тоже не были дураки - прекрасно понимали, что игре нужен баланс, как бы смешно это ни звучало в наши дни, когда умом народа владеют WarCraft 3, Red Alert 3 или скоро выходящий StarCraft 2. Но это сейчас, а тогда такие вещи воспринимались очень серьёзно. И даже управление ТОЛЬКО ОДНИМ ЮНИТОМ считалось чем-то из разрада вон выходящих, не говоря уже о 4 возможностях выбранного юнита. Оранжевые пятна спайса, неуклюжие харвестеры, ползающие по песку как маленькие детки на коленках в песочнице, камни с повторяющейся текстурой, горы, похожие на сплющенные блины, квадратные юниты, пехота с 3 кадрами анимации...
Стыдно признаться, но я пропустил Дюну 2 (мне тогда было 6 лет и компьютера у меня не было). Своё знакомство с этой игрой я начал уже на Сеге. Тогда я многого чего в ней не понимал, пока одним вечерком не решил запустить обучение и посмотреть, что да как. После этого я на неё «подсел» вполне конкретно. Что было дальше - наверное, нет смысла говорить. Кампании, тактики, разные постройки баз, чит-коды (каюсь, и без них не обошлось), ментаты, музыка, звуки - тут всего не перечислишь.

С Дюной 2 (DOS) я уже познакомился только ПОСЛЕ встречи с D2000. Поэтому многое мне открылось только после Д2000. И раз о ней зашла речь, то давайте обсудим игру.
На первый взгляд - да, ничего нового. Здесь очень хорошо подходят слова про "тех-же-щей, но погущЕй". Что нового добавлено в игру, кроме новой графики, звуков/музыки, управления? В общем, большинство было сделано по-новому, за исключением игрового процесса. Он остался неизменным, как сам жанр RTS в виде таких его детей как WarCraft/StarCraft, Command & Conquer... за что порой, честно говоря, и получает шишки до сих пор. Но мы, фанаты Дюны (как книг, так и игр), его любим таким, какой он есть.
Впрочем, Westwood сделала игру в одном пункте отличающейся от Дюны 2. Чем именно? Баланс. В оригинальной Dune 2 баланса, как такового, не было - всё зависело от того, насколько игрок владеет искусством ведения войны и умеет принимать решения за считанные доли секунды. А здесь же иначе, тут нужно принимать тактические решения, исходя из возможностей выбранной игроком стороны, притом отчасти это зависит и от того, насколько игрок разбирается/не разбирается в военном ремесле на Арракисе. Впрочем, это вполне простительно – не все играли в Дюну 2 (молодёжь нынешняя, к примеру) и не все понимают, что есть и как. Специально для них разъясню.
Концепт (основа) прост. Имеется база, строительная площадка (Construction Yard) - 1 шт. Несколько юнитов, пехота + лёгкая техника, к примеру, трайки-квады (на более поздних уровнях – тяжёлая техника, танки, осадные танки, ракетные танки). Нужно развить базу, добывая спайс, за который начисляются деньги в местном «коровнике» (так раньше я называл перерабатывающий завод, refinery), куда отправляются сборщики – харвестеры, дабы сбыть имеющийся спайс, обменять его на трудовую валюту и снова – собирать спайс (действительно, как коровы на лугу). На имеющуюся валюту надо продолжать развивать базу, и при этом – отстраивать оборону, дабы не замочили подлые враги, а также строить войска для разгрома врагов. Всё довольно таки просто. На словах. Но на деле это куда увлекательнее! Нужно быть одновременно везде, уж простите меня за такой пафос. Водить харвестер ручками подальше от обстрела, вести танковую бригаду имени Васи Пупкина лоб-в-лоб атаковать мягких Атрейдесов… /жёстких Харконеннов/…ммм… мокрых Ордосов (нужное выбрать), открывать месторождения спайса, нацеливаться «Рукой Смерти» на тот самый вражеский 1-штучный Construction Yard, который, литературно выражаясь, уже достал настолько, что без содрогания на него смотреть просто невозможно…

Разумеется, это всё мы видели и в DOS версии Dune 2, и в PC версии Dune 2000. А как у нас обстоит с этим в PSX версии игры?

СТАРАЯ МАННАЯ КАША СО СПАЙСОМ…

Долгая дорога в Дюну

Честно говоря, ничего из описанного выше Westwood не затронули. Вообще. Концепция осталась такой же, как и на PC. Есть строительная площадка – надо развивать базу. Есть спайс – надо его собирать. Есть враг – его надо уничтожить. Есть еда – её надо есть… тьфу, ёлки, не туда понесло, извините. Всё на своих полочках, как и было раньше. Самоштампование, если можно так сказать – Westwood редко когда делала новые виды стратегий, предпочитая одну и ту же концепцию. Впрочем, справедливости ради замечу, что в каждый играх от Западного Леса этот концепт вполне удачно вписывался в игру, будь то Command&Conquer / Red Alert / серия Dune…
…а ведь других серий у Вествуд не было. Все игры, которые они делали, были очень и очень прибыльными, даже если не считать, что новых идей от игры к игре было не слишком много. И, тем не менее, сейчас, когда есть всякие Total Annihilation, Age of Empires, Cossacks, WarCraft-ы, данный концепт продолжает пользоваться популярностью. Большооооой, причём, популярностью. К примеру, взять хотя бы старую, но ещё известную до сих пор KKnD (Krush, Kill `n` Destroy). Ну, или также популярный StarCraft. Чем они отличаются от остальных стратегий? Развился как можно быстрее – собрал армию – вынес врага. При этом занимаясь экономикой-контролем. Конечно, если смотреть с нынешней колокольни на игры того времени, то кто-нибудь может сказать «А зачем нам это барахло? Есть игры и получше!». На что я отвечу «Нет, дорогой друг, классику надо уважать. Тем более, если она на PC вышла – там такого добра хоть завались. А как быть с приставками? Тамошние геймеры тоже люди, им ведь тоже надо во что-то играть!» И надо сказать, что всё вышеописанное про концепт игры как раз подходит под описание так называемой «манной каши», когда она уже приедается и ей уже сыт по самое горло. Но в этой каше есть примесь спайса, которая делает манную кашу всё же разнообразнее, чем клубничное варенье. Как именно? Выпуск игры с обтрёхмеренной графикой. Эксклюзивно для PlayStation, хочу заметить. PC-шные игроки могут расслабиться – раз уж игру выругали, то их эта трёхмерность не касается.

“У МЕНЯ СИНИЕ ГЛАЗА…”
“А ТЫ ЧТО ДУМАЛ? ФИНГАЛ ЭТО…”

Долгая дорога в Дюну

Удивительно, на что оказались способны ребята из Westwood – они смогли перенести знакомую нам по Дюне 2 картинку с точностью до мелочей на PSX, при этом обтрёхмерив её. Забавно, не правда ли? То, что нужно было бы, по идее, сделать на PC, получили игроки на PSX. Притом трёхмерность эта сделана не просто так: когда на карте одновременно встречаются орды спрайтовых воинов, консоль начинается вести себя не лучшим образом, выдавая медленный газ - то есть, тормозит. Примеры: KKnD, WarCraft. Можете поверить мне на слово – поступок Westwood можно объяснить хотя бы тем, что потенциал родного ЗЫЧа поняли уже тогда и решили его задействовать дабы, избавить игроков от всех проявлений тормозов.
А как выглядит эта самая трёхмерность, собственно говоря? Скажем так – вполне неплохо… и даже несколько смешно. Почему смешно? А потому как юниты стали настолько непохожи на своих PC`шных собратьев, что смотреть без удивления нельзя. Взять, к примеру, хотя бы харвестер. Разве пивной бочонок, ползающий на 6-ти колесах, можно назвать харвестером? С небольшой натяжкой, но можно. Потому что благодаря трёхмерности его мало кто узнает с первого раза, но если присмотреться, то увидеть знакомый спайсо-собирающий комбайн таки можно. Танки, квады, трайки… похоже на игрушки из спичечных коробков. Настолько неуклюже сделана техника, что порой смотришь на юнит с недоверием – а это что ещё за чудо такое? Помните, как во второй Дюне мы с нетерпением ожидали появления нового юнита, ещё только строящегося на заводе, чтобы посмотреть на него и мирно стоящего, и в бою? Так теперь немного начинаешь сомневаться, что такая пузатая/раздутая махина, которая здесь именуется «танком», способна что-то показать. Но это только с первого взгляда картинка непривычная для глаза. Если играть в игру раз за разом, то потом уже не придерёшься.
Остальное в игре проще описать так: небольшое количество земли (твёрдой), сочетающееся с пятнами ржавого цвета (спайс) и большим количеством песка. Иногда в игре встречаются ледники, но и то в качестве красот здешнего полярного региона (которого, кстати говоря, в Дюне 2 не было) - картинка, вполне знакомая любому игроку-стратегу, начинавшего свой боевой путь с Дюны 2, разве что только трёхмерная. То же самое и с зданиями, только по сравнению с PC–версией можно заметить отсутствие кое-каких деталей. Скажем, теперь завод по переработке спайса, Refinery, выглядит прямо как 2 башни, соединённые мостиком посередине и массивом внизу. Конечно, PC собрат мог похвастаться большей детализацией зданий, но ведь учитывая их спрайтовость…
Долгая дорога в Дюну

А теперь на затравку. Как же эта трёхмерность в игре выглядит с точки зрения «движка» игры? Да просто. Постройте электростанцию и покрутите камерой влево-вправо. Вы увидите, что у здания прорисовываются «бока» и его вроде как можно осмотреть со всех сторон. Тем не менее, мне не удалось покрутить камеру свободно под любым углом, отчего при игре в первый раз я подумал, что «это какая-то недотрёхмерность». Впрочем, теперь, по прошествии нескольких лет, я понимаю, что это игре не пошло во вред.
Вкратце: Дюна 2, только с трёхмерными моделями, и палитрой побогаче. Может быть, реализация немного похуже, чем PC, но всё же, надо признать, трёхмерность позволила посмотреть на игру по-новому. Плохо или нет – каждый для себя решает сам. (Кстати, не все юниты трёхмерные – некоторые остались спрайтовыми. А какие – не скажу.)

”КУЛ ВАХАД!”

Хотелось бы ещё рассмотреть кое-какие аспекты игры. Во-первых, управление. Если у обладателей компьютеров есть мышь, то чем тогда обходиться приставочникам? Джойстиком? Можно. Но и от мыши разработчики не отказались. Поддержка удобная, всё просто и легко нажимается и водится по коврику. Впрочем, и джойстик реализован не хуже. Помните Dune 2 на Сеге? Всего лишь 3 кнопки, плюс крестовина. Но народ не жаловался, а играл и был благодарен. Техника джойстикового управления точь-в-точь как в Command & Conquer: Red Alert на PSX. Треугольник – переход в панель строительства, крестик – потверждение… забавно, не правда ли? Минимум, не богато, но и рассыпаться в комбинациях кнопок разработчики не стали тоже.
Правда, с точки зрения игрового процесса переход в меню сделан немного неудобно, потому как ваше нажатие на треугольник оставляет контроль на поле боя, и вы не можете управлять своей базой/техникой. Поэтому приходится на ранних порах привыкнуть к такому раскладу. Но со временем можно отточить свои навыки по управлению/строительству. Когда уже машинально, как машина, разбираешься в кнопках и не обращаешь внимания на творящийся беспредел на экране.
Во-вторых, музыка. Фрэнк Клепаки в очередной раз сделал хороший саундтрек, который, может быть, в глазах фанатов, стоит ниже таких творений мэтра как Command & Conquer (тот, который оригинальный) или Red Alert – но всё же музыка очень и очень в тему. Есть даже ремиксы из Дюны 2 - также легко узнаваемые. Конечно, стиль варьируется по-разному – где быстрее, где медленнее, но неприязни музыка не вызывает. Особенно когда слышишь иногда проскакивающие восточные нотки. Если только игрок не слишком придирчив.
Ну, а в-третьих, отмечу тенденцию Вествуд к видеороликам. Вообще, надо сказать, сюжет в игре по-своему пересказывает события книги. Скажем, герцог Лето очень жаждет вступить в альянс с фрименами, свободными воинами пустыни и коренными жителями Арракиса, в то время как барон Харконнен стремится покончить с ними. А Ордосы спокойно сидят и выжидают удобного момента, дабы нанести быстрый и разительный удар, при этом покупая себе втихаря у иксианцев (кстати, тоже продажные предатели!) всякие навороченные вещи, вроде парализующего газа (которого, как ни странно, в игре тю-тю; то бишь – нету). А ведь нужно заметить, что книга в игре мало выдержана – только события вкратце. Чего больше? Нет, не Дюны 2. Фильма «Дюна» Линча - вот чего. Ролики в игре сделаны с упором на фильм 1984 года. И актёров приглашали похожих на тех, которые снимались у Линча. К примеру, ментат Атрейдесов Нори Монео в исполнении Джона Рис-Дэвиса (Салах из «Индианы Джонса», Гимли из «Властелина Колец») очень похож на Суфира Хавата, которого играл Фредди Джонс. А Хэйт де Врис, слуга барона Харконнена, которого играет Роберт Карин, как 2 капли воды похож на Брэда Дурифа – Питера де Вриса из фильма. Разумеется, только ментат Ордосов Эдрик О не похож ни на кого. Причём, с его образом актёр, его играющий, справился на все 100. Даже Падишах Император Фредерик IV выглядит как Шаддам IV. Забавно, не правда ли? Фильм всё-таки оказался не так-то уж и плох, каким его раньше изображали. (Хочу отметить, что самым лучшим ментатом, на мой взгляд, является Хэйт; да - гад, да – сволочь, но зато как играет свою роль! Конечно, Рэднор из Дюны 2 смотрелся лучше, но чем анимированный gif – файл лучше живого видео?)

А, ну да. Мультиплеер. То, чего так жаждали игроки на PC, играя в Дюну 2. Имеется, при условии наличия 2-х игроков, 2-х теликов и 2-х приставок, а также 2-х дисков. Впрочем, если этого нельзя позволить по каким-то причинам, то можно поиграть в режим Practice, дабы попрактиковаться в выносе компьютера, особенно когда против вас 3 оппонента – а вы играете в одиночку - тоже фича, о которой наверняка задумывались в то время, когда Дюна 2 была перепройдена по нескольку раз. Так что с этим порядок. Правда, некоторые баталии могут длиться чуть ли не днями, и тут уместно привести цитату с одного американского сайта - it is hyper-mega-*uking sic hard!!!!

”ДА ШПАЙШ МАШТ ФЛОУ! ”

Надо бы закончить статью, а то и так несусь, сломя голову, вперёд. Итак, что перед нами? Вполне нормальный ремейк игры 1992 года, поданный под PSX–соусом с трёхмерностью на закуску. Мультиплеер – есть, ролики с PC – есть, режим Practice – есть. Причём, если на PC игру обругали, то на PSX приняли с распростёртыми объятиями. Ведь не так-то уж и много стратегий на PSX, а тем более – от Westwood, не правда ли?
Затягивает игра, скажу я вам. Иногда можно застать в очередной раз свою руку, вставляющую диск с игрой в серую коробочку. Конечно, есть WarCraft 2, Red Alert, Z, но чем Dune 2000 хуже?

(…голос издали – Фредерик, заррррраза, да я тебя сейчас… дальше голос прерывается, и слышится сплошная нецензурщина в адрес некоего Фредерика 4, который в который раз вынес чью-то базу…)

Автор: Jake Crusher
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 3451

Комментарии:

Оставить комментарий