Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Лунный бильярд

Название: Lunar Ball (U-1985)
Жанр: симулятор бильярда
Разработчик: Pony Canyon/Compile
Платформа: NES
Кол-во игроков: 1-2
Похожие игры: Championship pool

Лунный бильярдЛунный бильярд

Ах, Луна! Верный спутник Земли, извечное светило романтики и мистицизма! Как только не рисовала тебя человеческая фантазия в стремлении быть ближе к твоей холодной улыбке, кого только не поселяла в тебе и на тебе!
Издревле Луну в мифологиях сажали в колесницу и с песнями катали по небу – наравне с Солнцем. В других мифологиях, что понахальнее, сей вожделенный плод небес систематически крали – то черти, то, пардон, бегемоты, то – двойной пардон – ослы… В периоды нехватки продовольствия (а через это прошли все) сознание живо представляло Луну сделанной из превосходнейшего сыра.
Пирс Энтони размещал там, как на курорте, темных лошадок, разносящих людям кошмары.
Герберт Уэллс поселил в лунных пещерах разумных гигантских муравьев.
Николай Носов – страну лилипутов, умещающую в себе загнивающий капитализм и зарождающийся пролетариат.
Жаль только, что с появлением на Луне Нила Армстронга вся эта братия пряталась по углам. Ну, их тоже можно понять – кто знает, чего ждать от инопланетянина в скафандре, да еще взращенного на гремучей смеси Американской Мечты и Голливудских Фильмов!
Люди повздыхали над неоправдавшимися надеждами найти на Луне братьев (или хотя бы племянников) по разуму. Но Луна-то от этого никуда не делась, а наоборот, казалась теперь невыразимо близкой. Как горох, посыпались проекты освоения спутника – от сельскохозяйственных до спортивных! Последние, надо полагать, родились под впечатлением от скачущего по Луне Армстронга, которому вездесущее человеческое воображение быстро дорисовало невидимую скакалку. И, хотя рейсовых автобусов до Луны до сих пор не наблюдается даже в самой Америке (правительство не нашло больше денег и времени: Корея, Вьетнам, Ирак… до Луны ли тут!), проекты эти живут и множатся по сей день. Но сельхоз как-то отступает на задний план – яблоням таки лучше цвести на Марсе, - и людские умы примеряют на соседний холодный, но безоблачный мир то, что у нас постулируется как синоним мира.

Особенности лунного спорта
Однако же, не все виды спорта, приемлемые на Земле, обрастали завидными перспективами на Луне. Футбол, хоккей и теннис, при всей своей популярности, имели один важный нюанс – кто-то должен бегать за мячом. Или стройте купол (что дорого), или нанимайте человека, который будет в азарте гоняться за выбывшим из игры мячиком (что, с учетом оплаты возможного полета к Сатурну и дальше, еще дороже). В невесомости тоже не поиграешь, расчеты показывают: футбол на корабле может закончиться для оборудования тем, что брать корабль на буксир придется опять-таки в районе Сатурна. Печально, но деньги по-прежнему решают все.
В случае с баскетболом добавился еще и протест со стороны поклонников Майкла Джордана – они быстро сообразили, что подвластное лишь их кумиру на Земле сможет провернуть любой карапуз, попади он на Луну. Правда, искать потом этого карапуза надо будет… да, там же, на Сатурне. Или дальше.
Лунная пыль наводила на мысль о ралли типа «Париж – море Слез - Дакар». Мысль эта живо растворялась в глубине лунных кратеров. Да и ставить на луноход движок от «КамАЗа» НАСА почему-то отказалось.
Легкая атлетика? Звучит заманчиво, но без атмосферы и в скафандрах… благодарим покорно. А строить крытый и герметичный стадион – дорого, дорого, ДОРОГО!..
Про гольф, я думаю, даже говорить не стоит. В силу вышесказанного.
Про стрельбу из лука и биатлон – тоже. Если б автору не надоело вворачивать через каждые полтора предложения слово «Сатурн», он бы вам поведал, где надо будет ловить стрелу в первом случае и стрелка – во втором…
Остается только чертить грунт на крестики-нолики…
Время шло, а к конкретным результатам никто не приходил. Похоже, рациональный двадцатый век, подарив пищу для фантазий, одновременно мешал предаваться им по полной программе. Особенно волновались по данному поводу разработчики игр. Еще бы – где еще первоначально моделировать ситуацию, как не на компьютере? Где еще можно удобоваримо (и выгодно!) представить ее на суд широкой публики, как не в компьютерных играх? Это ничего, что стопроцентных симуляторов еще не придумали – все огрехи можно в данном случае свалить на Луну! Из того же футбола сделать лунобол!
Лунобол, лунобол…
«Эврика!» - донеслось из офиса, где обретались умельцы под вывеской Compile. Если на стандартах можно чуток сэкономить, тогда игру можно сделать сразу – и она будет неординарной! Сели Compil’овцы за работу – и придумали лунный бильярд.
Ну да, бильярд. Это и будет лунобол – с малость примагниченными к столу шарами. Для футбола нужно было бы неограниченное пространство, чем пока могли похвастаться лишь некоторые стрелялки. А бильярд – в самый раз! И никаких проблем с мячами, скафандрами, стадионами… Шик!
В том, что такая игра появилась на компьютере, не было ничего удивительного. По всем мониторам Lunar ball прошествовал с надписью на весь лоб: «Хит сезона!» Между тем, как вы уже догадываетесь, родилась Famicom – и Compile получила предложение портировать игру на сие чудо. Не от кого-нибудь предложение, а от самой Pony Canyon. Значит, игра стоила того. Чем же оказался столь привлекателен лунный бильярд?

Пикассо, шары и лузы
Дабы меня не обвинили в излишней субъективности, начну сразу с минусов. Минусов управления, в частности.
Наводка белого шара на другие шары… Я не зря написал это без кавычек. Наводка осуществляется в буквальном смысле, через прицел. Он же крестик в нолике или вроде того. И все бы ничего, но «прицел 9, трубка 8…» и бильярдный кий – не самые смежные понятия. С учетом имитации последнего прицел двигается по столу не как попало – он вращается вокруг вашего шара. Причем скорость оборота обратно пропорциональна радиусу. Выбор: или передвигать прицел медленно, но ближе к цели, или «сматывать» его к белому шару, прокручивать там и выдвигать обратно. В этом недостаток игры как имитатора бильярда – как ни крути этот крестик в нолике, ассоциации с бильярдным кием возникают минимальные. Недоумение порой вызывает и шкала прилагаемой силы – она возрастает и убывает без всякого стороннего вмешательства, поэтому необходимо не только рассчитать силу, но и время удара! А удар производится одним нажатием кнопки, без подтверждения – неосторожно зацепив кнопку, легко запороть шар как минимум «на треть» (см. ниже).
Впрочем, это же лунный бильярд. Тут все, по идее, должно быть лунно-лунатичным. Так ведь?
Ну, на первых двух уровнях лунные только кратеры по бокам стола. Сам стол оформлен по всем правилам, даже на кратероподобные лузы разработчики не разработались. И шары на первом уровне сложены аккуратной пирамидкой. На втором, правда, уже растасованы по краям. А на третьем…
Мама… Что это?.. Как тут играть?.. И кто за это в ответе?!!
Смотрим титры – благо они вынесены на титульный экран. “Program – Jemini, Art D. – Teramoto, Game D. – Yunoki…”
Версия следствия: Дземини настрочил редактор бортов и луз, затем Терамото и Юноки долго с ним [редактором бортов и луз] извращались. Долго и со вкусом.
Если кратко, то в игре 60 этапов. От 58 захватывает дух и возникает опасность прочесать плешь на затылке. Очертания стола приобретают все более странные очертания, а кроме внешних бортов, появляются еще и внутренние. Ага, в земном бильярде обычно присутствовали рюмки. Считайте это данью уважения – хотя по такого рода «рюмкам» пинбол плачет. Некоторые склонны относить это к минусам. И было за что! Дело в том, что на некоторых картриджах вследствие какого-то глюка дойти удавалось только до 21 уровня. Там у(фури?)куренные разработчики нарисовали внутреннее «кольцо», и игра упорно вкладывала туда один из шаров. От осознания того, что свято место пусто не бывает, легче игроку не становилось.
Вторая строчка в этой песне – лузы. Их постепенно становится все больше. Потом – все меньше. В игре есть небольшой журнальный столик с собранной в кучу дюжиной луз. Есть имеющий псевдотреугольные очертания стол, во главе угла которого расположилась одна-единственная луза… Если с последней придется воевать битых полчаса, с дюжиной первых все проще: хорошенько прицельтесь, нажмите кнопка удара, откиньтесь на спинку стула и полюбуйтесь, как в лузах одним махом окажутся две трети шаров. Включая белый. И это тоже многие относят к минусам игры.

Физики шутят?
Но главный сюрприз преподносится нам на блюдечке еще до начала игры. Нам ясно пишут: «вверх-вниз – этап игры, влево-вправо - фрикция». В смысле – сила трения. Трения шаров о поверхность стола. Трения шаров о борта. Трения шаров друг о друга…
По умолчанию значение силы трения стоит на отметке 32. Ее можно увеличить максимум до 255 или снизить до нуля. Сплошной Фаренгейт, право слово. На максимуме будет цирк – забиваем шар по прямой линии в лузу, и он останавливается, «как громом пораженный», в МИЛЛИМЕТРЕ от нее. Играть можно, но обейте стены войлоком. На всякий случай. И каску наденьте.
Что до нулевой отметки, то я советую вам поостеречься и не ставить это значение. Хотя, с другой стороны, это любопытно: вечером в пятницу делаем первый удар, затем уезжаем на дачу или ложимся спать. Утречком приезжаем с дачи или просыпаемся – а шары уже остановились. Если в процессе броуновского движения под раздачу не попал «беляк» - можем смело делать очередной удар. И опять на боковую. И не забудьте выключить телевизор.
Если же вам просто хочется экстрима, советую работать в диапазоне 9-30. Масса ярких впечатлений обеспечена, игра обретает новое лицо и новый смысл. Впрочем, для этого в принципе сгодится любое из 255 значений. Мы же на Луне, а тут все не как на Земле!
Let’s party!

Почем high score для народа
Если все вышеперечисленные аспекты игры не записали вас в число ее противников, поздравляем – вы явный претендент в ее поклонники! Позвольте же посвятить вас в прочие аспекты геймплея.
De facto нам предлагают три режима игры – одиночный, парный и соревнование с местными лунянами (или Лунтиками?), которых представляет компьютер. Последние отличаются странным уровнем интеллекта (я политкорректно выразился?) и зачастую повторяют за вами все ваши ходы – даже если подобный ход только что лишил вас белого шара. Что? Луна необитаема? Ах да, точно. Тогда это будут ИИ-соперники с Земли. Или… да ладно вам, почему тогда на Rock’n’roll racing никто не наезжает?
В любом режиме игра будет идти от этапа к этапу, и углы будут, как в одиночной игре, да и шары на тех же местах. Игра, разумеется, поочередная (вы по-другому бильярд представляете?); первый игрок начинает без всякого жребия, но далее очередность идет железная – даже если вы забили все шары в раунде, кроме одного, сопернику достаточно забить последний, чтобы получить право первого удара на следующем столе. За ход каждый игрок может использовать не более одного шара. При этом шар считается потерянным, если закатится в лузу, или после трех безрезультатных ударов. Первый же успех вернет шкалу попыток на максимум. Нюанс: если вы «растратили» шар, противник будет бить из заданной обстоятельствами позиции (т.е. там, где остановился шар). А если закатили, куда не следовало – из той же позиции, откуда шар били вы. Возможности поставить его в любом месте по выбору не предоставляется никому, вследствие чего по игровому процессу соревнование скорее напоминает гольф, чем бильярд.
В общем, залог успеха: берегите белые шары!
Их поначалу очень немного, и они будут исчезать, как НЛО перед объективом. Станет ли их больше – зависит от вас. На самом деле, работает техника «пан или пропал»: вы или не можете продвинуться дальше – и теряете все шары, или движетесь вперед семимильными шагами – и ваш запас постепенно начинает вырастать в геометрической прогрессии. А «виной» всему такая штука, как рейтинг.
Обратите внимание на строку “RATE” верху экрана. Она увеличивается во время успешной игры, добавляя мультипликат призовых очков и количество запасных шаров в вашей авоське. Чем больше шаров вы забиваете за один удар, тем быстрее растет рейтинг. К слову, низкая сила трения может дать в этом отношении невероятные возможности! Если за первый шар вы получите 50 очков, то мастера, достигнувшие цифры 99, получают все 5000. Плюс 3-6 подарочных шаров на каждом ходу (также не более 99). Однако у медали есть обратная сторона – стоит вам всего один раз ударить «вхолостую», и ваш уровень мастерства будет безжалостно низвергнут к отметке 1! Что и сказать, чем выше лезешь, тем больнее падать…

Микролуны и мелодия вакуума
Как упоминалось выше, шары примагничены к столу в целях сохранения стабильности. Есть здравое мнение, что на силу трения опять-таки влияет регулируемая мощность магнита. Но как бы то ни было, издержки такой технологии проявляются в антураже: шары не катаются по столу, а словно плавают над его поверхностью. Но без тени. Перед игроком словно хаотичная и не желающая быть приведенной в порядок планетная система – белый, как Луна, шар да непослушные разноцветные Микролуны вокруг него. И ой как нелегко порой разогнать их по местам, утихомирить, заглушить их протестующий писк… Да, если звезды говорят (а об этом вам скажет любой поэт), значит, и в вакууме могут быть слышны голоса! И они слышны: строгое ворчание при столкновении микролун с бортами, тоненький писк при столкновении самих шаров… и все это – под единственную мелодию, сопровождающую вас на протяжении всей игры. Случайно ли то, что она так контрастирует с развязной и немного апатичной темой заставки? Случайно ли то, что она так похожа на колыбельную?

О лунном бильярде замолвите слово
Помнится, в самом первом номере «Ромомании» мой уважаемый коллега и ветеран журнала Полтергейст использовал Lunar Ball как «антитезис» для Side Pocket – одного из лучших симуляторов бильярда на Денди. Все его аргументы, безусловно, были верны. Возможно, в силу этих аргументов Lunar Ball не стал приставочным хитом ни у себя на родине, ни в Америке, куда он пробрался два года спустя под названием Lunar pool. Не помогли и хаки, перетасовывавшие уровни таким образом, что игрок с самого начал получал доступ к нестандартным формам. Увы, на Денди «лунобол» просто не выдержал конкуренции.
Но мне хотелось бы сказать одно: я рад, что Lunar ball так похож и так не похож на остальных представителей жанра. С одной стороны, это бильярд, и он должен был бы чаще ссылаться на правила игры (скажем, вы не встретите здесь разных вариантов типа “9-ball”, “8-ball” и пр.). С другой стороны, это же ЛУННЫЙ бильярд. Он по определению должен быть немного сумасшедшим, неправильным, странным – в общем, внеземным.
Мне так же не хотелось бы мусолить дискуссии о реальности факта пребывания американцев на Луне. Пускай этим занимаются историки. Мне актуальным видится другой вопрос: когда следующий рейс? Может, и нас с вами возьмут? Уж мы научим лунных жителей играть в бильярд!

Автор: Ник Хантер
Журнал: Romomania



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 3007

Комментарии:

Оставить комментарий