Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Программа телепередач на вчера
Когда я время от времени слышу обидную фразу «молодым не понять», то недоумеваю. Конечно, хорошие игры видеоигры не стареют, и даже сейчас, спустя двадцать (именно двадцать - речь о России) лет можно наслаждаться какой-нибудь Duck Tales 2 или с упоением отвешивать врагам в Contra. Но очень часто забывают обо всём, что было вокруг самих игр – о культуре, о потреблении, об отечественной, наконец, игровой прессе. Которая была так же проста и так же невинна, как и многое другое в нашем детстве. И которую сейчас всем тем, кто не видел этой культуры своими глазами, возможно, действительно «не понять».
На мой скромный взгляд, игровые передачи 90-х – это особый феномен, о котором можно и нужно дискутировать. Зададимся вопросами. Первый вопрос, кажется, очевиден: для кого? Любой продукт масс-маркета, очевидно, видеоигры тогда им уже стали, рождает информационный голод. Выходит, для потребителей, то есть, геймеров. Откуда же тогда молодые игроки могли узнавать о новинках рынка, как не с экранов телевизиров?
Второй вопрос сложнее: зачем? Игровые журналисты высокого полета, пожалуй, могут смело проходить мимо - я глубоко убежден, что «Новая реальность», «Мир Dendy», «Вариант» и им подобные выполняли прежде всего роль мощных маркетинговых инструментов, а уже потом, во вторую, третью, и какую угодно еще очередь, были про журналистику. Да, вот так прозаически. Да, взрослые злые мужчины из Steepler закидывали сети, то есть, простите, многочисленные ТВ-программы с новыми играми и вылавливали солидные вознаграждения.
Кому-то может показаться, что от Сергея Евгеньевича Супонева, Дениса Панова и прочих авторов «Новой реальности» влияния не неокрепшие умы не больше, чем от трех поросят из знаменитой сказки, но я могу смело заявить, что это была лишь верхушка айсберга. И я попробую вам рассказать о той части ледяной глыбы, что скрыта под темными холодными водами.
by Сергей Крылов
Вариант
Телеканал: СГТРК
Вещание: Екатеринбург, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области.
Годы выпуска: 1994-1996
Платформы: Dendy (NES) и Sega Mega Drive 2, изредка Game Boy и Snes.
Авторы и ведущие: Алик Гуськов и Валерий Майоров.
Рубрики: конкурсы, хит-парады, обзоры новинок, фан-клуб.
По разным причинам мне сложно оценивать вклад «Варианта» в телевизионное наследие Steepler.
Возможно, это связано с тем, что я сам вырос на передачах «Варианта» и смотрел каждый выпуск «от корки до корки», а может быть, многое я попросту забыл – ведь, считайте, в последний раз я всё это видел двадцать лет назад, а до недавнего времени выпусков в сети не было.
Эрудицию Алика органично дополнял многолетний телевизионный опыт Валерия, ведущего новостей и погоды: несмотря на внешнюю серьёзность Майорова, без юмора эфиры не обходились. В одном из выпусков экспертам удалось поместить картридж от Mega Drive 2 в корпус многострадальной разобранной Dendy – эффекта, как вы
понимаете, конечно, не было, но ответ на вопрос читателя предоставили. По части юмора выручал Алик и демонстрировал на Всемирный день дурака полутора-, двух- и даже трехбитные консоли (в их роли выступали кубик Рубика и домино). В заключительном эфире авторы выдали хит-парад самых лучших игр – пьедестал возглавили Comix Zone, Mortal Kombat 3 и Toy Story.
Мегадром агента Z
Телеканал: 4 канал
Вещание: Екатеринбург и Свердловская область.
Годы выпуска: 1995-2012
Платформы: все актуальные платформы, включая даже такие экзотические как Nintendo 64 или Sega Saturn.
Автор и ведущий: Станислав Пучковский
Рекордсмен (17 лет в эфире!) и, пожалуй, самый толковый анализ видеоигр на российском телевидении за всю историю. Выверенная подача, конструктивная критика, оперативные обзоры – зрители следили и не могли оторвать взгляд от экрана, боясь лишний раз моргнуть. Сейчас даже трудно поверить, что делал передачу и писал кучу текстов всего лишь один человек. А ведь и интернет тогда, считайте, делал первые осторожные шаги! Главной особенностью «Мегадрома» являлся нарисованный ведущий – Агент Z; его, кажется, позаимствовали из комиксов и озвучили электронным голосом. Какое-то время существовала и газета «Мегадром», что, без сомнения, говорит о высокой популярности передачи.
К своему закату «Мегадром агента Z» полностью утратил актуальность и бессменного автора, который покинул проект – уж слишком сложно в современную действительность ТВ-программе конкурировать с интернетом. Увы, не помогли смены канала и формата, а нам сейчас остаётся лишь только ностальгировать, в очередной раз пересматривая эту настоящую, не побоюсь этого слова, энциклопедию видеоигр.
Станислав Пучковский любезно согласился ответить на наши вопросы.
Кому пришла в голову идея передачи?
Мне. Я увлекался играми и в то же время работал на 10 канале, был там главным по рекламе. Вот и решил совместить приятное с полезным.
Как появился образ Агента Z (виртуальный ведущий программы)?
Вместе с коллегой мы придумали этого героя для комиксов. Мне тогда казалось прикольной идея использования Агента Z в передаче. И это, конечно, упрощает процесс, когда нет живого ведущего в кадре и не нужно его снимать, монтировать.
Что было самое сложное и самое приятное в работе над “Мегадромом агента Z”?
Надо было самому играть во все игры. Я честно писал все обзоры и рассказывал о том, что думаю сам. Но при этом было крутым совмещать работу и хобби. Я любил игры и мне доставляло удовольствие работать над программой.
32-битные сказки
Телеканал: АТН, ТВЦ
Вещание: Екатеринбург и Свердловская область
Платформы: все актуальные платформы
Про «32-битные сказки» нужно знать ровно две вещи: это экспресс-обзоры под заунывный электронный голос. Отсутствие фирменного стиля и личного отношения авторов передачи к играм закономерно привели к невысокой популярности среди зрителей. Впрочем, наверняка, во время информационного голода многие молодые зрители выбирали “32-битные сказки”.
Джойстик
Телеканал: «Волга»
Вещание: Нижний Новгород и область
Годы выпуска: вторая половина 90-х
Платформы: Sega Mega Drive 2
Во второй половине 90-х в дневном выходном эфире телеканала «Волга» развернулось невиданное доселе действо. Обладатели телефона с тоновым набором, который в те времена встречался далеко не в каждой квартире, могли дозвониться в прямой эфир и поиграть в различные игры на Sega Mega Drive. Впервые этот формат внедрили в массы шведские телевизионщики канала ITE аж в 1990 г., а российским зрителям больше всего известен
отечественный вариант телешоу. В нем скандинавского тролля Hugo обозвали Кузей. Участникам эфиров «Джойстика» предлагалось несколько игр, но наибольшей популярностью пользовался симулятор бильярда Side Pocket. Количество попыток ограничивали, борьба была упорной. Но это стоило того! Везунчики могли рассчитывать не только на любовь зрителей, но и на солидное вознаграждение.
От Марио до Соника
Телеканал: «Волгоград-ТРВ»
Вещание: Волгоград и Волгоградская область
Годы выпуска: 1995-1996
Платформы: SNES, SMD2, 3DO.
Автор и ведущий: Александр Бергер
Мне удалось связаться с автором передачи и взять у него небольшое интервью. Надеюсь, оно поможет узнать о внутренней кухне «От Марио до Соника».
Александр, как появилось название «От Марио до Соника», кто его придумал?
Кто придумал название передачи я даже и не помню. Просто Марио и Соник на тот момент были самыми популярными героями игр. Вот мы их и увековечили.
Как родилась на свет передача и как Вы на нее попали?
В 1995 году я работал на Волгоградском телевидении, был главным редактором молодежной редакции. Мы делали самые разные передачи для тинейджеров – от проблемной публицистики до развлекухи. В какой-то момент ре-
жиссер редакции Наташа Иссакова привела своего знакомого (увы, я забыл его имя), который открыл в Волгограде магазин по продаже игровых приставок. Кажется, он так и назывался – Dendy, но могу ошибаться. Этот парень предложил запустить серию программ про компьютерные игрушки, а нам эта идея показалась интересной. В то время никто из нас не понимал, сколько стоит рекламное время на ТВ, мы получали свои маленькие зарплаты и были вполне довольны тем, что нам каждую неделю давали красочные видеоролики про игры и какие-то мелкие призы для зрителей. Зрители тоже были довольны - по итогам каждой программы получал мешок писем (тогда еще
бумажных, поскольку интернета мы в глаза не видели). Поскольку сам я ни в какие электронные игры отродясь не играл и даже не знал, как пользоваться этими приставками, то для каждой программы просто творчески перерабатывал пресс-релизы Dendy, придумывая интересную форму подачи информации. И частушки про компьютерные игры пел, и вредные советы по образцу Остера сочинял, и что только не делал. Видимо, у меня получалось быть убедительным - за все время существования передачи ни один из зрителей не заподозрил меня в некомпетентности.
Спустя 20 лет после выхода программы мы не можем не спросить: кто все-таки был круче в 90-е – Марио или Соник?
Стойте, стойте, они что, чем-то отличаются (смех)? На мой взгляд, Марио уже прочно вошел в историю поп-культуры и давно шагнул за рамки видеоигр, а Соник, кажется, так в этих рамках и остался. Так что, наверное, Марио круче.
От Винта
Телеканал: НТВ и РТР
Вещание: Россия
Годы выпуска: 1995-1998
Платформы: PC
Авторы и ведущие: Борис Репетур и Антон Зайцев
Вспоминая передачи 90-х годов, трудно обойти вниманием «От винта». Формально, конечно, ведущие рассказывали зрителям только о PC-играх, но «От винта» и стар, и млад любили за удивительный и яркий формат: нарочитая ирония, яркие актерские образы и глубокомысленные размышления ведущих, зачастую совсем не относящиеся к обозреваемой игре. Между тем, уютные философские притчи Бонуса и Гамовера не утратили актуальности и по сей день, все еще способны надолго увлечь неискушенного зрителя и заслуженно претендуют на почетное место в пантеоне лучших.
Мир Dendy
Телеканал: МТК
Вещание: Россия
Годы выпуска: 1996
Платформы: Dendy, SMD2, SNES, PS, 3DO.
Авторы и ведущие: Семен Фурман и Андрей Гвоздёв
В первую очередь важно отметить, что под названием «Мир Dendy» (а также «В мире Dendy2) выходило несколько различных передач и в разных регионах России.
Московскому каналу МТК выпала честь продолжить супоневскую разноцветную «Новую реальность», но без Сергея Супонева в роли ведущего – ему, говорят, не разрешили совмещать. Задача,
безусловно, нетривиальная. Семена Фурмана и Андрея Гвоздёва отрядили на звездную передовую «Мира Dendy» и они, надо сказать, сильно старались. Основной акцент сместили на более детальные, подробные обзоры; но там, где у Репетура и Супонева получалась запоминающаяся история, Гвоздёва и Фурмана хватало лишь на
плохо скроенные обзоры формата «что вижу - то пою».
«Новая реальность» минус личное обаяние и харизма Супонева и плюс меньший размах – это, пожалуй, и есть «Мир Dendy» от канала МТК. Сейчас, наверное, можно говорить о том, что фирменный «стиплеровский» ТВ-стиль к 96-97-
му уже исчерпал себя, да и сама компания Steepler прочно ступила обеими ногами в пропасть, но так или иначе, «Мир Dendy» недолго радовал зрителей своими эфирами и исчез в никуда, забрав с собой целую эпоху.
Мир Dendy
Телеканал: ТК Премьер
Вещание: Калининград
Годы выпуска: 1997
Платформы: Dendy, SMD2, SNES, PS, 3DO, N64
Авторы/ ведущие: калининградские школьники
Калининградская вариация была, конечно, куда скромнее, но при этом значительно ближе к народу: ведущие – школьники, вместо дорогой студии – живописные пейзажи улиц и парков города. Обзоры нередко выходили прямолинейными, однако, более честными и справедливыми – игроков ведь яркой обложкой не обманешь.
Нельзя не отметить по-хорошему зрелые репортажи с местных турниров и недурные обзоры железа.
Уверяю, рассказать о диковинной по тем временам Nintendo 64 без помощи знатоков и интернета – задача не из простых.
Соник – супер ёжик («Телевизионная викторина «Соник»)
Телеканал: РТР
Вещание: Россия
Годы выпуска: 1994-1995
Платформы: Mega Drive 2, Master System
Авторы/ ведущие: Евгений Стычкин
Интересное дело: в плотно оккупированном «Стиплером» ТВ-эфире нашлось скромное, но уютное место для конкурентов-партнеров в лице компании Sega. Впрочем, до сих пор непонятно, на каких условиях осуществлялось сотрудничество программы «Соник – супер ёжик» и известного японского производителя видеоигр; это большая загадка для меня и по нынешний день.
Одно известно наверняка: реклама экзотической Master System II и более популярной Mega Drive 2 была в диковинку для российского телевидения середины 90-х.
В бодрой, трёхмерной заставке зрителям без труда узнавался знаменитый талисман – синий реактивный еж, в остальные тридцать минут хронометража без устали трудился молодой и оттого в те времена еще не столь популярный актер Евгений Стычкин. Купаясь в зрительских овациях, ведущий выдавал яркие скетчи и образы (чего только стоит юбилейный выпуск про игру Aladdin!), подбадривал участников викторины и щедро одаривал победителей ценными призами. В конкурсах соперники норовили обогнать друг друга на крутых поворотах Chase H.Q 2., уничтожали злых террористов в Desert Strike и, кажется, знали наизусть все закоулки первого уровня Ecco the Dolphin – на остальные уровни, увы, не хватало экранного времени. Многим зрителям полюбились забеги по зелёным холмам Sonic the Hedgehog, благо встроенный в игру сплит-скрин был удобен для двоих игроков.
Возможно, вы заметили, что некоторые ТВ-программы в своём рассказе я обошёл стороной. Тому есть адекватное объяснение. Дело в том, что в глобальной сети преступно мало информации о ряде передач, но упомянуть их, пожалуй, стоит. «8-16-32» (Новосибирск) с остатками наивного по современным меркам интернет-сайта; еще один, кажется, на этот раз ростовский, «Мир Dendy»; «Новая реальность» же и так у всех на слуху, и про нее мне сложно рассказать что-то действительно новое. Безусловно, вклад их авторов в телевизионную историю «Стиплера»
по-своему важен. Любителям ретро я могу посоветовать найти выпуски «Бонуса» (Казань) и «Игрового мира» (Екатеринбург), однако они практически полностью посвящены платформе PC. Все остальные существовавшие
в 90-х программы остались лишь в сказаниях и небылицах и, увы, значимые сведения или записи до
наших дней не сохранились.
Выражаю отдельную благодарность моему доброму товарищу Inquisitor’у Alex’у , который собирает коллекцию ТВ-программ на своём YouTube-канале и каждый желающий может с ними при желании ознакомиться. Без его
трудов этот материал вряд ли когда-нибудь увидел свет.
Журнал: DF Mag #5