Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
N-Gage но тропе войны
На конец 2002 года выпала череда знаменательных игровых событий: компания Ericsson в очередной раз сначала напомнила о своих планах относительно портативной игровой системы Red Jade (первая информация появилась на год раньше, но тогда не было никаких подробностей), а затем (как и год назад) чуть ли не опровергла их, сославшись на финансовые проблемы, а еще один монстр мобильного рынка Nokia анонсировал свой собственный хэндхелд (hand-held, общепринятое название портативных игровых консолей) под названием N-Gage. И если Red Jade мог похвастаться разве что заявленными характеристиками (планируется поддержка 3D-графики на уровне PSone или Nintendo 64) и очень туманным будущим, то Nokia сумела заручиться поддержкой именитых разработчиков и продемонстрировать проект дизайна системы и первые игры для нее. Начало продаж намечено на рождественские праздники 2003/2004 года. Начнем с исторического экскурса. Напомню, что с конца 80-х и по сегодняшний день рынок hand-held-систем полностью контролируется компанией Nintendo. Линейка Game Boy / Game Boy Color / Game Boy Advance продалась суммарным тиражом в 100-150 миллионов экземпляров, библиотека игр насчитывает сотни (если считать только GBA) и тысячи наименований. Соперничать с Nintendo в разное время пытались такие монстры, как Sega, Atari, SNK и Bandai, находясь в тот момент на самом удачном отрезке своего развития. Результатом в лучшем случае (Sega Game Gear) было завоевание определенной доли игрового рынка, в худшем — огромные финансовые потери или даже банкротство компании (Atari Lynx, SNK NeoGeo Pocket Color). Особым путем пошла Bandai, обеспечив своей линейке WonderSwan / WonderSwan Color / SwanCrystal маленькую, но очень сильную подборку игр, ориентированную исключительно на японский рынок, что и позволило ей занять на этом самом рынке долю примерно в 10%. Но во многом это обеспечивалось поддержкой компании Squaresoft, к руководству которой ушедший ныне на пенсию президент Nintendo испытывал личную неприязнь аж с середины 90-х годов. Сейчас же все римейки игр от Square для SNES готовятся исключительно для GBA, там же вышел сиквел Final Fantasy Tactics. Неудивительно, что на днях промелькнула новость о том, что производство SwanCrystal свернуто, a Bandai переключится на разработку игр для GBA.
Рассматривать же полулюбительские игровые системы, вроде корейской GamePark 32, мы не будем — они рассчитаны, прежде всего, на эмуляторщиков и программистов-любителей. Ну и на любителей корейских RPG, разумеется.
Самым интересным фактом является то, что игровые системы Nintendo всегда были значительно слабее конкурентов по техническим характеристикам, иногда отставая от них на целое поколение. Даже последняя разработка — Game Boy Advance по некоторым параметрам слабее игровых систем, бывших доступными уже десять лет назад.
Все конкуренты Nintendo (впрочем, как и сама «большая N») имели собственные команды разработчиков, популярные бренды, хорошие контакты с независимыми издателями. Тем не менее, правильный маркетинг и ясное понимание того, что именно потребитель ждет от мобильных игровых систем (типичный пример — оптимизация энергозатрат даже за счет снижения качества изображения и производительности), привели Nintendo к победе.
Положение же Nokia сравнимо с тем, что имела Sony (или скорее даже Microsoft) перед выходом на рынок видеоигр, но еще хуже. Собственных ресурсов для разработки игр, а также стабильной аудитории практически нет, поэтому ставку приходится делать на независимые компании. Первые шаги в этом направлении сделаны, желание работать с N-Gage изъявили Sega, Taito, Activision, THQ, Eidos, заинтересовались новинкой Capcom и Namco. Можно также надеяться на то, что Sega, имеющая в своем составе специальное подразделение по разработке игр для мобильных телефонов, также сможет подготовить к релизу сильную линейку игр. Наконец, Nokia может попробовать переманить на свою сторону компании, слабо поддерживающие GBA SP. К примеру, Electronic Arts или Rockstar, которым это не даст никаких преимуществ на японском рынке, но поможет закрепиться в Европе и США. К слову, N-Gage поступит в продажу во всех регионах, где есть операторы GSM, то есть формально и в России, но не в Японии. К сожалению, до сих пор непонятно, на какую аудиторию нацелен N-Gage и будет ли он напрямую конкурировать с Game Boy. Новая модификация Game Boy — GBA SP— появилась на рынке уже этой весной, она снабжена аккумулятором и встроенной подсветкой — именно этого и хотели потребители. Стоит GBA SP примерно 120-140 долларов при том, что оригинальный GBA продается за $80-$ 100. Конкурирующие игровые системы стоят примерно столько же: WonderSwan Color — $60, WonderSwan Crystal - $80, GamePark 32 -$100-$ 130. Что касается N-Gage, то эксперты называют следующие цифры: $250-$300, а руководство Nokia ограничилось лишь заявлением: «точно меньше 500 евро». Следует напомнить, что примерно столько же стоили при старте «большие» игровые системы, вроде PlayStation 2, GameCube и Xbox, и массовый геймер явно yflt не будет готов платить такие деньги за слабенькую портативную консоль. Хотя, конечно, есть много примеров, когда разница в цене ничуть не смущала покупателей консолей, а именно в этом году продажи GBA оказались на 21 % ниже запланированных... Так чего же, по мнению руководства Nokia, ждут геймеры, кроме пресловутой подсветки экрана? Как видно из пресс-релизов, Nokia планирует сделать ставку на дополнительные возможности (функционирование в качестве телефона, а также органайзера и еще черт знает чего, причем покупать для этого отдельные периферийные устройства не потребуется), а также
Заявленные технические характеристики:
• LCD-дисплей, 176x208, 4096 цветов
• Поддержка музыкальных форматов ААС и МРЗ
• Поддержка Java 2 ME
• Операционная система Symbian OS
• Технология Bluetooth
• Телефон, поддерживающий стандарты GSM (900/1800/1900), GPRS
• Возможность закачивать музыку с PC с помощью Nokia Audio Manager PC SW через USB-порт
• FM-радио
• Возможность работы с почтой и интернет-страницами
• Порт USB 1.1
• 4Mb встроенной памяти, возможность расширения ее картами на 32-128Мb
• ММС-карты для игр объемом в 64Mb
• Размер: 133,7x69.7x20,2 мм
• Вес: 137 граммов (включая аккумулятор)
• LCD-дисплей, 176x208, 4096 цветов
• Поддержка музыкальных форматов ААС и МРЗ
• Поддержка Java 2 ME
• Операционная система Symbian OS
• Технология Bluetooth
• Телефон, поддерживающий стандарты GSM (900/1800/1900), GPRS
• Возможность закачивать музыку с PC с помощью Nokia Audio Manager PC SW через USB-порт
• FM-радио
• Возможность работы с почтой и интернет-страницами
• Порт USB 1.1
• 4Mb встроенной памяти, возможность расширения ее картами на 32-128Мb
• ММС-карты для игр объемом в 64Mb
• Размер: 133,7x69.7x20,2 мм
• Вес: 137 граммов (включая аккумулятор)
на сетевые игры. Но если PlayStation 2 многие действительно покупали просто как дешевый DVD-плеер, а уже потом начинали интересоваться играми для него, то N-Gage вряд ли будет кем-то расцениваться как дешевый аналог обычных телефонов — ведь для телефонов важен еще и размер, и удобство в использовании, а этим система похвастаться точно не сможет. Что касается сетевых игр, то это действительно можно было назвать серьезным козырем, если бы не печальный опыт самой Nintendo. Дело в том, что изначально и GBA планировалось снабдить либо встроенным телефоном (как N-Gage), либо внешним, и активно использовать для сетевых игр. Возможность выхода в Интернет у GBA действительно была, но ни разработчики, ни покупатели этим так и не заинтересовались, а в прошлом году Nintendo окончательно свернула в Японии свою сетевую службу. Более серьезное достоинство N-Gage — возможность устанавливать беспроводное соединение между несколькими системами. У GBA для этого используется специальный кабель, что не всегда удобно, в N-Gage же применяется технология Bluetooth. Также стоит обратить внимание на то, что N-Gage в качества носителя данных использует flash-карты, что позволяет расценивать N-Gage еще и как МРЗ-пле-ер, а также как платформу для разработки практически любых приложений опять же без использования дополнительных аксессуаров (в отличие от GBA). В этом смысле он составит конкуренцию системе GamePark 32, получившей достаточно широкое распространение в Южной Корее (и только там). Но остается еще один вопрос: намеревается ли Nokia продавать свою систему ниже себестоимости в расчете на то, что прибыль от лицензионных отчислений, выплачиваемых разработчиками видеоигр, будет компенсировать убытки? Если это действительно так, то N-Gage действительно сможет стать, скажем так, консолью номер два на рынке хэндхелдов, но риск полного провала и больших финансовых потерь очень велик. В противном случае цена может и вправду составить, скажем, $499, но отсутствие лицензионных отчислений привлечет сторонних разработчиков игр, в особенности — мелких, имеющих дело только с PC-рынком. При этом консоль превратится в забавный дорогой гаджет для самых обеспеченных геймеров, причем не имеющий в своей библиотеке игр ни одного действительно культового проекта. На высокую вероятность осуществления второго сценария указывает хотя бы то, что SDK (комплект для разработки игр под систему) распространяется бесплатно, а системы контроля за качеством игру Nokia не будет.
Впрочем, любителям интересных технических новинок N-Gage может и понравиться. Внешне система похожа на GBA, но дизайн заметно лучше — сказался опыт работы на рынке, где визуальная привлекательность зачастую намного важнее технического превосходства.
Экран снабжен встроенной подсветкой и имеет очень странное разрешение — высота больше ширины. Это, конечно, удобно для некоторых игровых жанров, но заметно осложняет прямое портирование игр с GBA (разрешение — 240x160). Также очень неудобен угол обзора — приходится держать консоль строго перед глазами. Что касается интересных дополнительных фич, то можно отметить FM-приемник (опять же, встроенный), а также базовые возможности web-серфинга и получения/отправки е-мейлов.
Впрочем, взглянув на фотографии N-Gage, любой геймер со стажем поймет, что разрабатывалась система людьми, не имеющими никакого представления об играх. Возьмите хотя бы то, что кнопок слишком много и расположены они близко друг к другу — в динамичных играх вы будете вечно нажимать не то. А вот добавить шифты, привычные как по GBA, так и по джойстикам для всех современных консолей, никто не догадался. Носителями данных будут миниатюрные ММС-карты, которые вмещают информации столько же, сколько и картриджи для GBA, но стоят дороже и гораздо трепетнее относятся к внешним воздействиям. Их не получится кидать на стол, заваливать мусором, бумажками и поливать остывшим кофе. Кроме того, если у GBA картридж можно поменять мгновенно, то у N-Gage сначала нужно снять верхнюю крышку, вытащить аккумулятор, вставить новую карту в слот, собрать все заново, включить телефон, а потом побродить по менюшкам и добраться до новой игры. В переполненной электричке такие действия произвести будет достаточно сложно. Что касается игр, то среди первых представленных проектов наиболее интересны Sonic N (Sega), Tomb Raider (Eidos), Super Monkey Ball (Sega). Первый является очередным ремиксом на тему начальных частей серии Sonic, значительно уступающим Sonic Advance для GBA. Tomb Raider — прямой порт версии игры для Pocket PC, теоретически схожий в плане графики с оригинальной игрой для PlayStation, но страдающий пока от сильных тормозов и глюков, а также вертикального расположения экрана — очень часто просто не видно, что делается вокруг. Super Monkey Ball портирован с GBA, и ранняя версия серьезно уступает оригиналу. Как видите, Nokia уже успела сделать несколько ошибок, которые, оставшись неисправленными, могут серьезно повлиять на будущее игровой системы. Но в любом случае, если проект будет доведен до конца, мы получим пусть и слабенькую, но все же альтернативу GBA, которая одним фактом своего существования подстегнет несколько отстающий в своем развитии рынок, что нам всем должно быть выгодно.
Wren
Журнал: Великий Дракон №62