Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Пиратство

Пиратство

Прежде всего, давайте определимся. Проблема широка и многогранна. Тут даже философией отдает. Дабы не запутаться в суждениях, сразу оговорюсь – я пытаюсь взглянуть на проблему с точки зрения потребителя, ведь, в конце концов, своя рубашка ближе к телу. Второй момент - я в статье решил применить кое-какой приём. Дело в том, что объектом статьи является игра или некое ПО, что не вполне удобно для понимания проблемы. Потому я решил для пущей понятности применить «способ Чапаева»; показывать буду на примере книги. Итак, начнем с небольшого, но важного вступления.

Буквально на секундочку представим себя по ту сторону баррикад, то есть писателем, чтобы потом уже как читатели основательно поразмыслить – что к чему.

Представьте, что вы писатель (разработчик) и написали очень интересный и большой роман про пришельцев. Писали его долго, много работали над стилем и сюжетом, некоторые главы выбрасывали, другие вставляли – в общем, целый год писали текст, а потом еще полгода его вылизывали до совершенства. И вот роман готов! Вы, естественно не альтруист, вы хотите славы и денег, потому идете в издательство (издатель) и подписываете с ним договор. Издательство решает выплатить вам гонорар – одну тысячу евриков плюс 1 евро с каждого проданного экземпляра книги. Вы, как известно, не только отличный писатель, но и прекрасный математик; если тираж в 10 000 экземпляров удастся продать, то вы к гонорару приплюсуете 10 000 евро, ну и известность, славу, возможность заключать договоры с издательством на более выгодных для вас условиях и прочая, прочая. В душе вы, конечно, не очень довольны тем, что книгу собираются продавать за 10 евро. Еще бы! Ведь 90% прибыли получает издательство. Но, в общем-то, вы понимаете – рынок, что ж поделаешь? В книжном магазине (дистрибьютор) книгу будут продавать за 15 евро – должен же и магазин прибыль получить? Логично!
И вот в одно прекрасное весеннее утро вы, покупая сигареты около метро, видите свой роман в газетном киоске. И стоит он 3 евро. Негодяи из другого издательства (пираты) перепечатали роман на более дешевой бумаге (картридже или болванке), еще и в мягком переплете...

...тут и начинается моё расследование. На этом прекратим насиловать свою фантазию и превратимся обратно в читателя. Вы слышали о том, что Некий писатель написал роман о пришельцах, и как любитель фантастики, конечно, решили его прочитать. Вот вы проходите мимо газетного лотка и покупаете книгу. За те пресловутые 3 евро.

Закон

На этом месте можно было бы статью и закончить. Пираты нарушают закон об авторском праве. Точка. Этот аргумент настолько весом, что он перевешивает все остальные доводы. В законе четко написано – вор должен сидеть в тюрьме. Пират – вор. Тут всё однозначно и не требует дополнительной трактовки и пояснений. И вроде всё просто. Опять-таки из закона ясно видно, что и скупка краденого - деяние преступного характера. Только вот необходимо доказать, что, купив контрафактный диск, вы знали, что покупаете краденое. А кто же признается? Но на самом деле – все очень и очень не просто.

Потери в прибыли

Все дело в том, что читателю, по большому счету, интересна не сама книга, как переплетенная бумага, а информация, которую она содержит. Посему купит он лицензию, пиратку, возьмет почитать книгу у друга или скачает из Интернета – разницы нет никакой! И лицензия и пиратка с точки зрения содержания – одинаковы. С точки зрения качества носителя, да, может быть разница – полиграфия, качество бумаги, переплет. Но содержание одинаково. Если разницы нет – зачем платить больше или даже круче, зачем платить, если можно не платить. Подобная философия касается всех, и богач и бедняк – не будут переплачивать. Это глупо и иррационально. В данном случае, читателю вполне обосновано плевать на проблемы издателя с недополученной прибылью. Тем более, что, если вы купили пиратку за 3 евро, это совершенно не означает, что вы тем самым сразу украли у издателя его кровные 10 евро. Возможно, будь у вас не 3, а 10 евро, вы бы эти деньги на что-нибудь другое потратили – правда ведь? Поэтому аргумент, что пираты крадут прибыль у издателей – совсем не так прост.

Лицензионная поддержка

Тут на книге показать пример сложнее. Все-таки, есть специфика. Обладатель лизензионки по замыслу получает возможность получить техподдержку, установить официальный патч. Вопрос же с пираткой не столь однозначен. Поддержки, конечно, нет, а вот патч может «встать», а может и нет. Как ни странно, основная реалия, как минимум для России, в том, что техподдержка почти никому не нужна. Звонить из Красноярска на московский номер? Писать на e-mail? Очень сомневаюсь. Вопрос о патчах вообще скользкий. Дело в том, что, купив лицензионку, чтобы реализовать свое право обладателя, вы должны быть не любым человеком, а человеком уникальным – что, кстати, в общем-то, незаконно, гражданское право равно действует на всех. Поясняю. Вы живете в деревне, купили лицензионную версию игры. И всё. У вас нет телефона, нет Интернета, нет точек продажи игровых журналов. Свое право на получение, например, патча вы никогда не реализуете. Ну не по почте же вам диск с патчем вышлют? Да и откуда вы узнаете, что патч вышел? А если игра требует активации по телефону или Интернету? Боюсь, издатель скажет – это проблемы покупателя.

Право потребителя на информацию

Покупатель имеет право на информацию о товаре, так же он имеет право убедиться в его работоспособности в присутствии продавца. Очень тут всё грустно. На обложке книги нарисован гоблин; читаешь, а там вообще про инопланетян. Купил книгу, пришел домой, открыл, а там мало того, что 10 листов нет, так еще и в конце книги они отсутствуют. И не вернешь, прошло уже 2 недели! По поводу несоответствия рисунка, текста аннотации, системных требований в магазине нас пошлют к тому, кто это рисовал, писал и т.д. То есть, к издателю. И будут правы. То, что 10 листов не хватает (диск не читается именно перед последним боссом), разведут руками - не повезло. Но это всё лирика. Что игру, что книгу – пока сам не прочитаешь-поиграешь, не ясно, хорошая или нет. Ясно, что в случае с Лукьяненко, наверное, книга интересная, а если это Василь Пупкин? Кота в мешке покупать? Мало ли что «Мир книги» поставил книге Васи 9/10.... Впервой, что ли, они ставят 9/10?! А купил, читаешь – 2/10. Обидно. Ведь наобещают, ждешь. Купил – облом! Для этого богатенькие и умненькие издатели придумали такую штуку – демоверсию. Умно! Прежде чем покупать книгу, пошел, взял бесплатно брошюру с первой главой, прочитал – понравилось если, то и купить не грех. Сами понимаете, что судить о книге по одной главе – глупо. Но всё же...

Обмен

Если говорить о пиратах, как о негодяях, которые наживают себе горы золота на плодах чужого труда – то они, безусловно, заслуживают порицания и вообще анафемы. Но скажите, ну зачем платить пирату, если можно получить сие бесплатно. Есть Интернет, а в нем чудо под названием пиринговые сети. Чудесны они тем, что в них происходит обмен, а даже не дарение. Ты мне первый том «Войны и мира», а я тебе второй. Еще скажите, что так нельзя!? Вот зашел я к другу, а у него чудо какая библиотека. А я как раз «Ночной дозор» давно почитать хотел. Ну, я, как заведено, другу пивка купил, а он мне заветную книжку дал почитать. Только выхожу из подъезда – ОМОН меня хвать! Лицом в землю – откуда книга? Где чек? Ага, взял почитать! Докажи что взял почитать? Документики у вас есть? В общем-то, сами видите – не просто всё, ох, как не просто.

На самом деле, за всеми моими ерничаньями скрывается простой тезис: информация как товар весьма специфична. А именно, ее можно легко воспроизводить при минимуме затрат. То есть, копировать. Пираты, значит, копируют, а лицензионщики изобретают всякие хитроумные способы копирование ограничить. И как тут быть, как поступить цивилизованно – не ясно. Пока что способ один – запрет. Запрещать делать с товаром-информацией то, что можно делать с другими товарами. Грань дозволенности так и не определена. Почему можно дать поиграть другу диск, а дать поиграть тысяче друзей – нельзя? Почему нельзя поменяться дисками через Интернет? Ведь в обычной жизни это обычное дело. Почему некоторые издатели запрещают свободно пользоваться легально купленной информацией (например, запрет на снятие образа или использование программ для отучения игры от диска)? Почему, если я добропорядочный пользователь и пользуюсь только легальным ПО, я должен помогать издателю бороться с пиратством (активация ПО через Интернет или по телефону, установка драйверов для Starforce, ограничение на количество установок, привязка к hardware); это ведь не мои проблемы? Вопросов масса. И ответов пока нет. Есть только строгие запреты.

В этой статье я не осветил довольно много аспектов. Как быть, если ты поклонник игры, которая вышла только в Японии, как быть, если пиратская локализация лучше халтурной лицензии, почему цены на одну и ту же игру на ПК и консоли отличаются в 5 и более раз, как быть с монополистами на лицензионном рынке, является ли ромхакинг пиратством? Эти и другие вопросы обязательно будут освещены на страницах нашего журнала, а пока добро пожаловать на наш форум.

В продолжение темы "Борьба с компьютерным пиратством продолжается".

Автор: BAZER
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 1956

Комментарии:

Оставить комментарий