Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Pac-Man
Деятельность человека отличается от деятельности других существ (ну... я не беру в расчет всевозможных сверхъестественных персонажей) тем, что постоянно усложняется – мы всегда ориентируемся на опыт других людей, постепенно делая плод своего труда все более совершенным. Хотя, стоит заметить, что совершенство, особенно когда вопрос касается не материальной сферы, относительно (иначе не существовало бы классики, да и увлечение старыми приставочными играми не имело бы смысла). Чем более развита какая-то отрасль деятельности, тем больше заимствований появляется в новых изделиях. Каждый поздний образец являет собой лишь удачное собрание старых идей, приправленных несколькими новыми. Нам с вами довелось жить во времена, когда эта самая деятельность развивается крайне стремительно, как бы пафосно это не звучало. Появляется множество новых сфер деятельности, которые развиваются с пугающей быстротой. А значит, мы можем обернуться назад и взглянуть – с чего же все начиналось: посмотреть первые черно-белые кинофильмы, первые фильмы в цвете, обратить свой взор на раннюю мультипликацию, рассмотреть устройство первого радиоприемника... да много чего. Но, оставив все эти интересные вещи на самостоятельное изучение, обратимся к одному из самых молодых видов творчества – к видеоиграм (кто бы сомневался). Причем не просто к видеоиграм, а к тем далеким временам, когда игрострой был еще молод и копировать что-то было просто не у кого. Окинем взглядом серию, без которой все могло бы стать совсем другим.
Итак, подходили к концу 70-е, интересующий нас мультимедийный жанр только зарождался, вся индустрия была представлена рядом стрелялок типа «Space Invaders», да несколькими аркадными играми (в основном, вариациями знаменитого Pong’а). В это время Namco начинает создание игры, которой, я не побоюсь этого слова, было суждено перевернуть мир. «Pac-man»появился на свет в 1979-ом году в Японии. Несмотря на великое предназначение, новые игровые автоматы были холодно встречены потомками самураев. Этим бы и могло все закончиться, если бы не тот факт, что в следующем году «Pac-man», при содействии компании «Midway», перебрался в США. С этого момента начинается настоящая лихорадка под названием «pac-man»: игры с участием желтого шарика выходят одна за другой (большинство которых портируется на всевозможные игровые системы), появляется множество товаров, так или иначе связанных с этим персонажем – одежда, игрушки, продукты питания... всего более 400 видов всевозможной продукции. Даже столь известные символы игровой индустрии, как Марио или Соник, и те не могут похвастаться такой популярностью. Но, я думаю, пора уже перейти к самой игре.
Создателем «pac-man» является Тору Иватани. Существует две версии создания образа пожирателя желтых шариков (а как вы думали? легендарная игра должна быть окружена легендами... ну, хотя бы, байками): согласно первой версии, образ был навеян пиццей, в которой не хватало одного куска; согласно второй – контуры главного героя являются округленным иероглифом «kuchi», символизирующим поедание. Я же предпочитаю верить в «колобковое» происхождение героя, потому как он нашенский, да и поздние объемные pac-man’ы поддерживают мою веру на должном уровне. Может там... коллективное сознание людей, выращенных на русско-народных сказках, так подействовало, а может и спецслужбы планировали таким образом поработить сознание миллионов и без того загнивающих капиталистов (мдя... видимо, все-таки, переиграл). Имя героя происходит от японской поэтической фразы «paku-paku taberu», где «paku-paku» - имитация звука, открытия-закрытия рта. Игровой процесс «pac-man» коренным образом отличался от всего, что успело появиться к этому моменту. Нам больше не надо отстреливать предсказуемых врагов, как в «Space Invaders». Теперь у нас появилась осмысленная цель, и эта цель – поесть. Герой находился в небольшом лабиринте, причем единственный способ выбраться оттуда – сжевать все разбросанные по уровню точки. Лабиринт был не сложен, да и показывался на экране целиком – заблудится тут не смог бы и ребенок. Жизнь игроку усложняли другим способом – на уровне присутствовало четыре разноцветных призрака, основной целью которых было поймать наше воплощение по ту сторону монитора. Враги были практически неуязвимы, но и против них существовало оружие – по углам уровня находились крупные шарики, дающие герою временную способность поедать надоедливых призраков. Все бы хорошо, да вот только призраки страдают тяжким недугом бессмертия – через некоторое время они снова появляются на уровне, и продолжают охоту. Кроме этого, время от времени, на уровне материализуются бонусы – фрукты, которые, будучи совершенно бесполезными для игрока, приносят ему призовые очки. Как видите, правила достаточно просты – разобраться в них сможет любой, но при этом, не существует единственной выигрышной тактики и игра достаточно сложна. Более того, в печати появлялись даже сборники стратегий прохождения. Это делало игру одинаково интересной для всех возрастов. Сюжет, естественно, отсутствовал. Подобно другим играм того времени, количество уровней в «pac-man» было не ограниченно, но, как показал опыт, на 256-ом этапе игра благополучно висла. Для кого-то может показаться, что и 255 одинаковых уровней – слишком много, но, поверьте мне, находились, да и сейчас находятся, люди, способные пройти их все. Последний рекорд прохождения классического pac-man’а был поставлен не так уж давно: в 1999-ом году Билли Митчел, пройдя все уровни, набрал 3 333 360 очков. Побить этот рекорд не представляется возможным, так как все уровни были пройдены идеально – ни один пэкмэн не пострадал, все бонусы были собраны, а каждый «волшебный» шарик становился причиной поедания всех четырех призраков. На все действо ушло около 6 часов. Что же касается графики и звукового оформления, то тут особого продвижения вперед заметно не было – автомат обладал вполне стандартной начинкой и совершенно не пытался обогнать время. Позднее игра была портирована на Atari 2600, Atari 5200, Commodore 64, Game Boy, GBA, MSX, NEC PC-8801, NGPC, NES, Sega Game Gear, SNES и ZX Spectrum. Кроме этого, игра, при содействии пиратов, просочилось и на все остальные восприимчивые к играм железяки.
Пока Namco ваяла продолжение, в «Midway», также обладающей правами на персонажа, занялись вопросами размножения пэкмэнов в неволе.
В 1982-ом году, эта компания выпускает «Pac-Man Plus» (несколько усложненный клон оригинала). Игра не прижилась, что и не удивительно – усложнения были не из тех, что делают игру интереснее. Так или иначе, про данную версию благополучно забыли (что не помешало ей быть портированной на Atari 2600 и Atari 5200). Далее все та же «Midway» породила «Ms. Pac-Man» (все тот же 82-ой год). Снова клон, но теперь к пэкмэну приделали бантик, указывающий на его половую принадлежность. Данная поделка была несколько более популярна, привлекая в ряды фанатов представительниц слабого пола. Посему и вышла она на большем числе платформ - Atari 2600, Apple II, Commodore 64, ZX Spectrum, Atari 7800, Atari Lynx и Sega Master System обзавелись своими пэкмэншами. Пожалуй это был единственный клон, благодушно принятый Namco – девушка-пэкмен здравствует и по сей день, появляясь на современных консолях.
Все в том же 1982-ом, Namco также выпустила продолжение «pac-man». На этот раз это был не клон с минимумом нововведений, а полноправное продолжение. Игру, недолго думая, окрестили «Super Pac-Man». В отличие от предыдущих частей, «Super Pac-Man» был выпущен на новом автомате Namco Super Pac-Man, построенном на более быстром процессоре Motorola 6809. Благодаря чему графика несколько улучшилась, хотя, в целом, мало отличалась от графического оформления предшественника. Главной целью осталось все тоже поедание, но теперь абстрактные шарики были заменены на вполне конкретные фрукты. Также лабиринт стал несколько сложнее – теперь игроку приходилось искать ключи от запертых дверей. Кроме того, разработчики добавили еще один усиливающий бонус – «Супер» шарик, способный на время превратить героя в Super Pac-Man, способного двигаться вдвое быстрее, поедать призраков, проходить сквозь препятствия, да и неплохо прибавлять в размерах. Также претерпел изменения AI призраков – они стали заметно смышленее. Но новая игровая механика пришлась не по вкусу потребителю – «Super Pac-Man» стала самой неудачной игрой во всем сериале. По причине низкой популярности, она так и не была портированна на другие платформы (появившись лишь на Game Boy Color, в качестве бонуса для Ms. Pac-Man). Впрочем, это не помешало созданию нескольких пиратских клонов – стоит признать, что игровая система была достаточно интересной, похоже – главным её недостатком, была непохожесть на оригинал, что и настроило фанатов против этой части.
Развивая идеи «Super Pac-Man», в 1983 г. Namco выпускает игру «Pac and Pal». Лабиринт сохранил черты предшественника – те же двери, те же фрукты, те же призраки. Нововведением же являлось появление доброго призрака-помощника и новый бонус, дающий пэкмэну возможность стрелять. Так же, как и предшественник, эта игра не имела успеха .
В том же 1983-ем году «Midway» щедро добавило в семейство «pac-man» еще две игры: «Professor Pac-Man» и «Junior Pac-Man». Первая являет собой викторину с участием все того же колобка, и, естественно, не получила большой популярности (продано было всего около сотни автоматов), что не удивительно – от оригинального пэкмэна не осталось и следа. А вот вторая игра продолжает нашествие клонов под руководством «Midway»: все тот же пэкмэн, только теперь он в шапке. Лабиринт стал больше, на экране видна только треть всего пространства. Фрукты заменены на игрушки (велосипед, воздушный змей и т.п.) Вот, в общем то, и все отличия от оригинального «Pac-man». Стоит заметить, что эксперименты над родом пэкмэнов порядком надоели Namco, и «Junior Pac-Man» стала последней игрой, выпущенной «Midway» по этой серии. Страшно представить, что бы еще пришлось нацепить на себя бедному pac-man, если бы не судьбоносное решение Namco. Из всех клонов оставили только «Ms. Pac-man», как наиболее удачную, и наиболее полюбившуюся игрокам.
Так как главный конвейер «pac-man»-строительного завода перестал работать, следующего пэкмэна пришлось ждать до 1987-го года. Namco, решив больше не экспериментировать с серией, создает игру под названием «Pac-maina», практически полностью копирующую оригинал. В игре появился выбор сложности, которая определяет первый уровень, так что, выбрав сложность повыше, мы пропустим первый этап и перейдем сразу ко второму. Так же в глаза бросается заметно похорошевшая графика – улучшать тут просто нечего, и это без скидок на устаревшее железо автомата и платформ, но которые «Pac-mania» была портирована. Ну конечно, можно было бы добавить цветов, разрешение увеличить, а потом и перевести игру в настоящее 3D, нагрузив, раз уж процесс идет, множеством спецэффектов и хитрыми алгоритмами освещения – а куда деваться, не пропадать же новейшим разработкам компьютеростроения и игроклепания даром. Да вот только толку от этого… все, что нужно эстету стратегического поедания уже создано. Фигурки Lego, являющиеся строительным материалом для первого уровня выглядят более чем натурально, радуя зрителя простотой и четкостью линий. Всего заготовлено четыре типа уровней, построенных по разной технологии из различных материалов, ну и имеется еще несколько цветовых вариаций каждого уровня. Сам pac-man, обретя третье измерение, стал окончательно похож на нашенского колобка. Спрайты достаточно крупные и радуют глаз, достигается это, правда, за счет того, что уровень виден не целиком, на экране отображается, примерно, четверть игровой площади. Погнавшись за красотами, у игрока отобрали возможность видеть все «поле боя» и быть полностью осведомленным о передвижениях противника. Такое ощущение, что pac-man за эти несколько лет успел достаточно постареть, и стал подслеповат – противники исчезают из поля зрения, чтобы появиться в самый неподходящий момент. Но потеряв одно свойство, колобок обрел новое – игру не зря перевели в третье измерение, герой научился перемещаться и в нем, а именно – теперь мы умеем прыгать. Враги тоже умеют, но далеко не все. Вообще противники теперь различаются не только цветом, каждый призрак обрел индивидуальность. Некоторые вообще не спешат охотиться на героя, лениво прогуливаясь по лабиринту, другие же, наоборот, сразу же бросаются на поиски героя. Одни передвигаются медленнее, другие – немного быстрее, и лишь редкие призраки умеют прыгать. Ассортимент противников увеличивается от уровня к уровню – в то время как на первом у вас не будет достойных врагов, на поздних этапах вас поджидают настоящие монстры, от которых не будет спасения ни на земле, ни в воздухе. Вообще игра стала заметно легче, особенно это касается первых уровней, они выглядят, скорее, как месть pac-man’а за все свои потерянные жизни в предыдущих частях. На поздних этапах игра бросает серьезный вызов даже опытному игроку. Полностью сохранив дух оригинала, но и внеся существенные изменения, Namco сделала, без сомнения, удачную игру, тепло встреченную фанатами. Что и послужила причиной портирования её на большинство игровых систем того времени. В том числе и на русско-народные Nes, Sega Mega Drive и ZX Spectrum. Также домом для «Pac-mania» стали: Amiga, Atari ST, Commodore 64, Sega Master System, Sharp X68000 и Game Boy Advance.
В 1993 году вышла еще одна «вариация на тему...» – игра «Pac-Attack» для SNES, Genesis и карманных Game Gear и Game Boy. «Pac-Attack» представляет собой тетрисоподобный пазл с несколько измененными правилами. В стакан падают фигуры, состоящие из блоков, призраков и пэкмэнов. С блоками дело обстоит вполне стандартно – собрали непрерывную горизонтальную линию, соединяющую две стороны стакана – она мгновенно исчезает, принося игроку некоторую порцию призовых очков. А вот призраки просто так исчезать не хотят, зато их с радостью проглотит вовремя упавший pac-man. Соприкоснувшись с поверхностью, колобок начинает бегать по ней, поедая своих давних врагов, но сам исчезает через некоторое время.
Наконец, в 1995 году увидел свет последний ремейк «Pac-man» - «Pac-Man VR», для платформ Virtuality Solo, Duo и Quattro Series 2000 SU Systems. Классический pac-man в полном 3D, причем с видом от первого лица - редкая возможность взглянуть на мир глазами пэкмэна. Игра выпущена компанией Virtuality Virtual Reality, и создана с единственной целью – продемонстрировать новейшие, на тот момент, игростроительные технологии.
Вот, собственно, и подходит к концу рассказ о персонаже, который на несколько лет стал практически символом видеоигр. Рассказ, конечно же, не полный – сюда не вошло перечисление всех наименований товаров, эксплуатирующих образ пэкмэна, не рассказано о сюжете одноименного мультсериала, ровно как и об игре «Pac-Land» , основанной на нем. Так же без должного внимания оставлен ряд платформеров с желтым супергероем. И не удивительно – сложно написать полную биографию персонажа, который почти на десятилетие старше тебя самого, да читателя стоит пожалеть – не просто неподготовленному человеку выдержать это нашествие жующих желтых шариков. А посему – ставлю жирную точку, не забыв пожелать почтенному пенсионеру игростроя долгожительства и всяческих успехов.
Интересные факты от CorvaX`a:
-когда пэкман пришел в США, он назывался puck-man, то есть "человек-шайба". Но любой желающий мог переделать такое название в fuck-man. Так герой был перименован в pac-man.
- Мисс Пэкмен это в оригинале хак оригинальной игры. Но автор хака решился показать свое творение дядькам из Midway, которые распостарняли игру в США. Им понравилось. Несколько кометичесикх изменений, и у пэкмана есть его баба
- Есть такой бизнес-термин - "Защита Пэкмана". Это когда маленькая компния под давлением конкурентов поглощает одного из них
- это конечно, не заметно, но каждый из четверки призраков имеет собственную тактику. Розовый выбирате самый коротики маршрут к Пэкману. Голубой любит поджидать у выхода из туннеля. Красный - самый быстрый, поэтому любит преследовать Пэкмана. Ну а оранжевый движеться хатотично, чем довольно сильно досождает игроку
Автор: WarLord
Журнал: Romomania