Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Звезды и пыль
Золотые девяностые... У многих из нас с этим временем связана куча самых приятных воспоминаний. Тогда, как говорится, и игры были лучше, и фильмы интереснее. Картриджи и кассеты, игровые автоматы и видеоплееры – это был бесценный и дорогой сердцу мир, который сегодня мы вспоминаем с трепетом и ностальгией. Именно тогда, в середине этого памятного десятилетия, на экраны вышел фильм «Смертельная битва», который для многих стал олицетворением самой гармоничной связи между миром кино и игр, которая только может быть. В данной статье я постараюсь рассказать о причинах небывалого успеха этого фильма, но сначала...
История зарождение жанра
В далеком уже 1982 году для игровой и киноиндустрии произошло знаковое событие – известнейшая компания Hanna-Barbera Productions выпустила на экраны США анимационный сериал, главным героем которого стал крайне узнаваемый среди геймеров персонаж компьютерной игры – Pac-Man. Желтый шарик, просто собирающий кружочки и убегающий от злобных монстров неожиданно для всех обзавелся лицом, характером и даже семьей! Для рождения на экране веселого колобка со смешным голосом хватило простейшего игрового процесса.
Почему же игра, в которой напрочь отсутствовал сюжет, тем не менее, послужила толчком к созданию целого телешоу? Ответ очевиден – культовый статус и сверхпопулярность. Ведь главной задачей, которая стоит перед создателями любого телепроекта, является привлечение постоянной зрительской аудитории. Эту проблему можно решать двумя способами – созданием действительно качественного и интересного продукта или же эксплуатированием широкой известности использованных в нем имен, персонажей, оригинальных идей и т.д. По задумке авторов, мультсериал, выпущенный по столь известной игре, как минимум должен был привлечь пристальное внимание ее поклонников.
Телевоплощение Pac-Man-а не стало столь же успешным, как его оригинал, но оно положило начало зарождению нового культурного явления – «экранизации» игровых проектов в кино и на телевидении. Первый относительный успех этого направления связан с выходом в 1983 году мультсериала Saturday Supercade, героями которого снова стали известные персонажи игры – водопроводчик Марио и обезьяна Данки Конг. На этот раз уже экранизировалась игра, где присутствовал хоть какой-то сюжет, а главный герой имел вполне узнаваемый человеческий облик. Проект получился куда более проработанным и зрелым и уже пользовался популярностью.
Понятно, что тогда, в эпоху примитивных во многих отношениях игр, термин «экранизация» носил в себе совсем другой смысл – ведь экранизировать было особо нечего. Поэтому и оценить телепроект можно было лишь как самостоятельное творение, в отрыве от игры-первоисточника. Для появления более тесной взаимосвязи между ними требовалось значительное развитие игровой индустрии. И оно не заставило себя долго ждать! Уже в конце восьмидесятых мир виртуальной реальности стал наполняться по-настоящему яркими игровыми проектами, с хорошей графикой и звуком, нетривиальными геймплеем и сюжетом, с продуманными и запоминающимися персонажами. Важную роль также сыграло широкое распространение домашней игровой консоли от Nintendo, благодаря которой супергерои из игр получили возможность становиться всенародно любимыми.
Наблюдая за развитием жанра экранизации, прежде всего интересно было увидеть, какого калибра режиссеров привлечет это направление, и чего они смогут в нем добиться. Смогут ли правильно перенести на экран то, что дорого геймерам. А главное – станут ли эти будущие теле- и кинопроекты успешными с финансовой точки зрения, ведь от этого, как известно, напрямую зависит благополучия любого вида коммерческой деятельности.
Кино и игры в начале 90-х
Изначально тесная связь между игровым и киномиром зародилась в направлении, обратном экранизации. И это неудивительно, ведь создать игру на основе популярного фильма было гораздо легче и дешевле, нежели связываться с долгим и рискованным процессом перехода на «большой экран». Однако, слава Nintendo и компаний-игроделов, зарабатывавших миллионы долларов на своих проектах, заставила-таки кинопродюсеров обратить свой взор и на это поприще. И вот, наконец, в 93-м году выходит первый фильм, поставленный по одноименной игре – «Супербратья Марио», который повествует о приключениях двух братьев-сантехников в сказочном подземном мире, населенном коварными злодеями и фантастическими существами. На постановку были выделены немалые деньги, поэтому за дело взялись настоящие профессионалы. Каким же получился первый «блин»? Сложно дать на этот вопрос однозначный ответ. С одной стороны, как самостоятельный проект, фильм вышел вполне неплохим. Хороший актерский состав (одни только Хоппер, Хоскинс и Легуизамо чего стоят), необычная манера постановки, великолепные костюмы и декорации, а также качественные спецэффекты выгодно выделяли этот проект среди приключенческих фильмов того периода. С другой стороны, картина совершенно не оправдала зрительских ожиданий и провалилась в прокате, собрав только двадцать миллионов долларов в США при вдвое больших затратах (крах выглядит еще более серьезным, если вспомнить, что половина выручки от кинопроката уходит самим кинотеатрам). Публика не оценила смелости его создателей, проявивших недюжие фантазию и мастерство, создавших поистине смешной и остроумный фильм, но ушедших от «темы» слишком уж далеко.
Потом появился совершенно невнятный малобюджетный «Двойной дракон» с Марком Дакаскосом и Робертом Патриком. Это был именно тот случай, когда полное фиаско в прокате говорит о качестве картины. Одноименная игра в жанре beat-em-up, которая в свое время продавалась миллионными тиражами, в кино была сведена к детской постапокалиптической сказке с никакой игрой актеров и убогим примитивным сценарием. Удивительно, но фильм не спасло даже громкое название, и при микроскопическом бюджете в три миллиона долларов картина собрала жалкие два миллиона. Этот пример наглядно продемонстрировал, что желание подзаработать на известности игры, сэкономив при этом на затратах, ни к чему хорошему не приводит.
Явный финансовый крах «Супербратьев Марио» не смутил, однако, режиссера Стивена де Соузу, который в 1994-м году придумал и поставил фильм «Уличный боец» с тогдашней суперзвездой боевиков Ван Даммом и молоденькой Кайли Миноуг. Это был первый опыт экранизации культового файтинга – игры с тысячами фанатов по всему миру, с множеством ярких персонажей и своей особой атмосферой.
В отличие от Марио, здесь уже нельзя было давать волю фантазии в плане выбора художественных приемов, потому что поклонники игры ждали от фильма совершенно определенных вещей – легко узнаваемых и проработанных персонажей, большого количества хорошо поставленных боевых сцен и правильно переданного духа игры. И, надо признать, многое из этого картина вобрать в себя смогла. Бойцы были в своих традиционных костюмах, характерные приемы во время сцен рукопашного боя присутствовали, да и вообще фильм получился веселым и динамичным. Всё это помогло проекту окупиться в мировом прокате, но, опять же, низкие сборы в США и слабый сценарий не позволяют называть эту попытку экранизации удачной. Было очевидно, что потолок для подобных фильмов находится гораздо выше.
Чего же не хватило трем предыдущим картинам, чтобы они заняли достойное место на полке у большинства фанатов видеоигр? Во-первых, правильного сценария. Как оказалось, дело это совсем не простое. Человек, пишущий сценарий, должен четко представлять себе, как лучше воплотить на экране все особенности экранизируемой игры, не забывая при этом о специфичности жанра. И, во-вторых, грамотного и полностью увлеченного проектом режиссера, хорошо понимающего всю ответственность, которую на него возложили и относящегося очень бережно к ожиданиям многочисленных поклонников. Возможно ли было в условиях финансовой гонки и жестоких рамочных законов кинобизнеса создать по-настоящему классный фильм по игре, который полностью удовлетворил бы требования зрителей и принес, наконец, прибыль его создателям? Ответ на этот вопрос мог дать уже следующий проект, ведь наступила, наконец, очередь MK.
Появление игры
Игра Mortal Kombat, увидевшая свет в 1992-м году на игровых автоматах благодаря стараниям Midway, моментально сразила всех своей невероятно реалистичной графикой и невиданной доселе жестокостью. Это был первый файтинг, персонажи которого выглядели и двигались, как настоящие. Сложно передать на словах то ощущение, которое испытывали люди, имевшие возможность лицезреть эту ураганную смесь из реализма и кровожадности. Эффектнейшие комбы и добивания, крайне удачная боевая система и портирование на домашние консоли вмиг сделали проект бешено (и скандально) популярным.
Еще одной отличительной особенностью MK было присутствие оригинального и интересного сюжета. Бойцы не просто дрались, все они – участники турнира под названием «Смертельная битва», и у каждого для этого были свои мотивы. Легенда, придуманная Джоном Тобайэсом, получилась крайне удачной. В ней было всё – доблесть и отвага, коварство и месть, желание прославиться и жажда господства над миром. Главная цель – спасение Земного царства в решающей, десятой по счету битве – заставляла игроков проникнуться важностью этой миссии.
Что примечательно – эта вселенная, рожденная в результате изучения мифологии разных культур, содержала в себе множество элементов чисто жанрового кино. Например, боец Джонни Кейдж был списан с персонажей, сыгранных в своих фильмах Ван Даммом, Соня Блэйд очень смахивала на героинь Синтии Ротрок, Кэно со своим светящимся глазом-имплантантом напоминал Терминатора, а идея проведения состязания по боевым искусствам на острове – явная отсылка к культовому боевику с Брюсом Ли. Получилось как бы идеальное смешение близких для американских зрителей тем и восточного колорита, со всеми его таинствами и легендами. Этот материал идеально подходил для экранизации. Последней каплей в чаше терпения кинопродюсеров стали небывалые цифры продаж копий игры и успех второй части, вышедшей годом позже и получившейся еще более реалистичной и кровавой. Стало очевидным – переход на большой экран не за горами.
Оригинальное название: Mortal Kombat
Русское название: Смертельная битва
Год выхода: 1995
Страна: США
Режиссер: Пол У. С. Андерсон
Сценарий: Кевин Друни, Эд Бун, Джон Тобайэс
Жанр: экранизация игры, боевик, триллер, фэнтези, приключения
Голливудские продюсеры решились взяться за этот проект в 1993-м году. Сумма в двадцать миллионов долларов, которая была выделена на его реализацию, сегодня кажется смешной. Но тогда этого было достаточно для того, чтобы снять зрелищный фильм со спецэффектами, нужно было лишь подойти к этому процессу с умом. К тому же, сложно было рассчитывать на более крупный бюджет, учитывая горький опыт «Супербратьев Марио» («Уличный боец» тогда еще тоже находился в стадии разработки). Что особенно важно, экранизацией заинтересовались не просто голодные до прибыли киноделы, а люди, по-настоящему проникшиеся красотой вселенной МК.
Пожалуй, первой победой команды, начавшей работу над созданием фильма, была идея обратиться за помощью к авторам игры – Буну и Тобайэсу. Ведь кто как не они могли наиболее точно и правильно раскрыть мир Mortal Kombat для зрителей? Для полной гармонии, компанию им составил профессиональный сценарист-телевизионщик Кевин Друни, который проделал всю основную работу.
Завязка сюжета основывается на концепции первой части МК, согласно которой помимо нашего мира (называемого Земным царством) существует еще множество других миров. По легенде, раз в поколение между воинами Земного царства и силами зла из Внешнего мира устраивается турнир в рамках состязания под названием «Смертельная битва». Оно было придумано для того, чтобы миролюбивые царства могли защитить свои земли от варварского вторжения темных сил.
Правила состязания (главное из которых – сражаться должны лучшие из лучших) строги и должны соблюдаться обеими сторонами. Поэтому оно является единственной преградой, которая не позволяет императору Внешнего мира Шао Кану вторгнуться на Землю и начать ее порабощение. Чтобы привести свой зловещий план в исполнение, воины императора должны победить в состязании, а для этого нужно одолеть воинов Земного царства в десяти турнирах подряд. Прислужник Шао Кана, колдун Шанг Цунг, с помощью своего ученика по имени Горо добился победы в девяти из них, поэтому у жителей Земли остался всего один шанс для того, чтобы спасти свою планету от «вечного мрака». И вот, наконец, время последнего, решающего сражения настало. Как назло, его проведение было доверено силам зла в лице Шанг Цунга – и тот не преминул этим воспользоваться. Используя магические способности и хитрость, он заманивает на свой корабль лучших бойцов Земли, заставляя их проникнуться личными мотивами участия в турнире и забыть о своей священной миссии. Коварный замысел Шанг Цунга заключался в том, что избранные воины, среди которых – актер Джонни Кейдж, спецназовец Соня Блэйд и бывший монах Шаолиня Лю Кэн, должны были оказаться неготовыми к тяжелейшим испытаниям и потерпеть поражение. Лю Кэн жаждал отомстить Шанг Цунгу за смерть своего брата, Джонни Кейдж хотел доказать свою состоятельность как мастера боевых искусств, а Соню больше всего волновала взаимная вражда с преступником Кэно, за которым она и последовала на корабль. Для соблюдения равенства в воздействии на сознание бойцов, на решающую битву состязания отправился защитник и заступник Земного царства, бог грома Рейден, призванный довести до воинов мысль о всей важности и трудности предстоящей миссии. Корабль Шанг Цунга отправился на его остров, который был выбран местом проведения турнира.
В сценарии просто не могло не найтись места трем знаменитым ниндзя из первых двух частей – Скорпиону, Саб-Зиро и Риптайлу. Все они участвовали в турнире на стороне сил зла, но, в отличие от игры, без объяснения мотивов и какой-либо предыстории. Это были просто бездушные воины, которые беспрекословно подчинялись Шанг Цунгу. Также в сценарий был введен персонаж из второй части игры – принцесса Китана, которая, благодаря своим знаниям и опыту (ведь ей было 10 000 лет!), должна была активно поспособствовать становлению у воинов Земли духа победителей. По сюжету игры, Китана была дочерью правителя Эдении Джеррада – еще одного могущественного мира, который был атакован и поглощен Шао Каном. Император Внешнего мира убил Джеррада и Китана стала его приемной дочерью. Повзрослев, бывшая принцесса Эдении была абсолютно уверена в том, что Шао Кан является ее настоящим отцом, и потому сражалась на стороне сил зла. В киноадаптации же Китана, как видно, персонаж изначально положительный.
Не обошелся сценарий и без введения своеобразных любовных линий (а как же без них-то?). Интерес, который проявляет Джонни Кейдж к Соне, был позаимствован из комиксов по МК, выпущенных годом ранее. Также была придумана взаимная симпатия между Лю Кэном и Китаной (впоследствии использованная в новых видеоиграх серии).
Когда работа над сценарием была завершена, настало время найти для фильма подходящего режиссера. Как мы теперь знаем, дело это отнюдь не простое (к счастью, продюсеры это тоже четко понимали). Нужно было подобрать человека, который не только мог живо и профессионально поставить кино по столь необычному сюжету, но который еще и не понаслышке был знаком с миром Мortal Kombat. И такой режиссер был найден.
Выпускник кинофакультета Уорвика Пол Уильям Скотт Андерсон всегда был фанатом жанрового кино и видеоигр. В детстве он мог сутками проводить время в кинотеатре за просмотром очередного фильма о восточных единоборствах, а в начале девяностых – запросто просидеть несколько часов за игровым автоматом, рубясь в Mortal Kombat. Эта любовь к простому, доступному искусству, вкупе с большим природным талантом и трудолюбием, позволила ему в зрелости выработать уникальный стиль, про который любой серьезный кинокритик скажет: «Не наигрался еще парень, а потенциал-то налицо!», но который близок по духу любому геймеру, любому поклоннику хорошего и недорогого жанрового кино. Но самое главное, он четко определил для себя очень важный для любого режиссера принцип – уважение к зрителю и к собственному труду.
Первый же фильм Андерсона – «Шопинг», с неизвестным тогда Джудом Лоу, собрал очень неплохую (в целом) прессу и даже номинировался на «Лучший фильм» на международном кинофестивале Fantasporto. Это и привлекло внимание продюсеров, работавших над Mortal Kombat – Полу было предложено сесть в режиссерское кресло. Мог ли он тогда отказаться? Разумеется, нет! Ведь это был тот самый файтинг, вселенная которого ему была хорошо знакома. И прекрасный сценарий, и 20 миллионов долларов, и давший уже к тому моменту свое согласие исполнить роль Рейдена Кристофер Ламберт – все это походило на сказку.
Подбор актеров
Трудно переоценить важность кастинга для фильма по игре. Персонажи, которые становятся культово популярными, могут уже в игре обрести свой уникальный и вполне самодостаточный облик. В случае с файтингом, это достигается благодаря легенде, внешнему виду, манере ведения боя или даже просто имени. Первые две части МК включали в себя множество оригинальных и интересных бойцов, что требовало от создателей фильма повышенной ответственности при поиске достойных кандидатов на роли этих персонажей.
Центральное место в фильме сценарий отводил монаху Лю Кэну, который, оказавшись избранным, должен был сразиться с Шанг Цунгом в решающем смертельном бою и спасти Землю от завоевания. Ясно, что эту роль должен был исполнить азиатский актер с харизматичной внешностью и хорошо владеющий восточными единоборствами. К счастью, судьба свела Пола Андерсона с Робином Шу.
Семья Робина (настоящее имя Shou Wan Por) эмигрировала в США в 1971-м году, когда ему было всего 11 лет. Вплоть до конца восьмидесятых его совершенно не интересовали боевые искусства, пока он, наконец, не начал посещать секцию «Каратэ» при калифорнийском учебном заведении. Переломным моментом в судьбе будущего Лю Кэна стало наблюдение за выступлением пекинских мастеров у-шу, возможности которого настолько поразили Робина, что он, осознав для себя бесполезность каратэ, продал машину и отправился в Китай – осваивать премудрости нового боевого стиля. Помимо этого, яркая внешность и артистичность привели Робина в кино. Его актерский дебют датируется 1987-м годом, ролью в гонконгской картине «The Big Heat». В Америке как актер он впервые засветился в телепроекте «Forbidden Nights» (1990), благодаря чему и попал в поле зрения людей, отвечающих за кастинг. Следующие четыре года в его жизни прошли в томительном ожидании достойных предложений, которых все не было. Вконец отчаявшись продолжить карьеру актера, Робин решил было уже податься в бизнес, но тут неожиданно раздался звонок от его агента: «Тебе предлагают отличную роль в фильме Mortal Kombat!». Подумав, что ему придется играть злодея, которого убьют в конце, Робин сначала отказался, но настойчивый агент уговорил его пойти на кастинг. И роль оказалась действительно отличная! Это был уникальный шанс, который ни в коем случае нельзя было упускать. Робин Шу явился на прослушивание и, выдержав конкуренцию еще трех претендентов, был утвержден на роль Лю Кэна.
Отдельного упоминания заслуживает также история с кастингом на роль Джонни Кейджа. Как уже отмечалось, этот боец является прототипом персонажей Жана-Клода Ван Дамма, да и роль в сценарии придумывалась именно под него, поэтому совершенно логично, что ему сразу же было предложено сыграть Джонни Кейджа в фильме. Но Ван Дамм, который рассматривал тогда и другое предложение – «Уличного бойца», отказался в пользу последнего. В качестве Кейджа пробовался также Брэндон Ли (вполне логично, ведь в игре Джонни Кейдж был похож на азиата), но он погиб незадолго до начала съемок. Мало того, в этой таинственной истории фигурируют еще и Том Круз с Джонни Деппом! Но в итоге роль досталась абсолютно неизвестному актеру Линдену Эшби. Вероятно, решающим фактором оказались наличие голливудской внешности и некоторый опыт изучения боевых искусств.
По поводу того, кто мог бы лучше всех сыграть Шанг Цунга, ни у кого не было сомнений. Конечно же, Кэри-Хироюки Тагава! Невозможно было найти более подходящего актера на роль главного отрицательного персонажа с азиатской внешностью. После съемок он сыронизирует: «Наконец-то мой персонаж получил возможность использовать сверхъестественную силу». Роль Сони Блэйд первоначально должна была исполнить Кэмерон Диаз, но она неожиданно сломала запястье, и персонаж снова достался малоизвестной актрисе – Бриджит Уилсон, засветившейся ранее разве что только в «Санта-Барбаре» и в детском конкурсе красоты. Эпизодическую роль напарника Сони, майора Джекса, отдали настоящему военному Грегори Маккинни, а роль Скорпиона – планировавшемуся сначала для массовки Крису Касамассе. Наконец, красавицу Талису Сото утвердили в качестве принцессы Китаны, а Трэвор Годдард, австралийский актер, примерил маску Кэно.
Съемки
Согласно сюжету, основные события в «Смертельной битве» разворачиваются сначала на острове Шанг Цунга, а потом и во Внешнем мире, поэтому первоочередной задачей было найти подходящие для этого места. «Внешний мир» был найден довольно быстро – им стал заброшенный сталелитейный завод в Калифорнии. А вот с островом возникли проблемы. Съемочная группа, как вспоминал продюсер фильма Ларри Касанофф, облетела весь мир, прежде чем нашла такое место в одном из старинных и полуразрушенных городов Тайланда. Была проведена сложная и кропотливая работа по возведению декораций и воссозданию необходимого антуража. Главная трудность заключалась в том, что съемочную группу и оборудование приходилось, по иронии судьбы, доставлять на «остров Шанг Цунга» морским путем – на длинных каноэ. Связано это было с тем, что город находился в крайне отдаленном и труднодоступном месте, поэтому в одном из близлежащих районов даже было построено специальное здание, в котором команда могла полноценно жить и питаться.
Поединки. Драки, в большом количестве содержавшиеся в сценарии, должны были при просмотре вызывать восторг у зрителей, сравнимый с восторгом от наблюдения за игровым процессом. Поэтому постановке боевых сцен было уделено особое внимание. Из основных актеров, так или иначе задействованных в драках, пожалуй, только у Бриджит Уилсон не было опыта на этом поприще. Крис Касамасса являлся мастером каратэ, Кейт Кук (исполнитель роли Риптайла) – у-шу и кикбоксинга, Франсуа Пети (Саб-Зиро) – различных боевых стилей, Стивен Хо, сыгравший брата Лю Кэна – был мастером кунг-фу. Наконец, Кэри-Хироюки Тагава придумал свой собственный стиль самозащиты, а Трэвор Годдард вообще в прошлом был боксером. Кроме этого, в проекте было задействовано несколько каскадеров и специалистов по боевым искусствам, которые дублировали основных актеров в особо сложных эпизодах.
От актеров, призванных «играть» в кадре, не требовалось начальных умений красиво махать кулаками (впрочем, наличия каких-то особых актерских талантов от них также не ожидали), но все они перед началом съемок брали уроки каратэ. Однако это не относилось к Робину Шу. «Это невероятный актер. Он может пробежать по стене, чтобы нанести удар, и он может сделать это без каких-либо спецэффектов! При этом Робин может передать эмоции так, что ему охотно начинаешь верить» - таков был восторг Пола Андерсона.
Постановщиком боев и ответственным за трюки выступил всемирно известный специалист по «боевой хореографии» Пэт Джонсон, работавший ранее также над «Черепашками ниндзя». Он придумал множество оригинальных движений, необычных бросков и эффектных комбинаций. Но, самое главное, он сделал каждый поединок уникальным и неповторимым. Надо заметить, что несмотря на большое количество трюков (а, к примеру, Бриджит Уилсон выполняла их сама, за что была прозвана на съемочной площадке «робоженщиной»), съемки обошлись без получения серьезных травм.
Спецэффекты. На фильм, как уже отмечалось, было выделено всего 20 миллионов, но экономия на актерах и не очень затратная первая стадия съемок позволили хорошенько потратиться на визуальные эффекты. Нужно было реализовать множество интереснейших задумок, связанных со сверхъестественными способностями разных бойцов. Рейден должен был сверкать молниями, Саб-Зиро замораживать, Скорпион выпускать змееподобного монстра из ладони, а Риптайл наводить страх своим мерзким видом. Пол Андерсон лично контролировал этот процесс, подолгу проводя время с аниматорами. В отличие от большинства режиссеров, которым просто приносят готовый результат, он хотел сам участвовать в разработке спецэффектов, видеть, как происходит совмещение отснятого материала и компьютерной графики.
Так как окружающий мир Mortal Kombat причудлив и часто фантастичен, некоторые сцены были сняты с использованием технологии «цветовой рипроекции», при которой актеры играют на фоне зеленого задника, вместо которого потом появляется созданное на компьютере изображение. Хотя от спецэффектов и не требовалось особой реалистичности, они все равно были очень сложными, поэтому в их разработке было задействовано сразу несколько студий. За данную часть кинопроизводства отвечала Элисон Сэвитч, известная по работе в таких фильмах как «Бездна» и «Терминатор 2».
Пожалуй, самым эффектным персонажем в фильме (да и в игре) является принц Горо. Победитель девяти предыдущих турниров, он не только был огромен, но еще и имел четыре руки. «Оживлением» этого монстра занимался специалист по таким делам – Том Вудраф мл. (отмечу среди его работ монстра по имени Тыквоголовый из одноименного фильма). Верхняя часть Горо, включая две руки и голову, была полностью роботизирована, а Том управлял нижней парой рук и ногами. Это было настоящим испытанием – костюм содержал 120 фунтов (почти 60 килограмм) различной электроники плюс совсем немаленький вес самой куклы. Потребовалась напряженная работа еще шести кукловодов и четырех техников для того, чтобы Горо предстал перед публикой во всей своей «красе» и выглядел устрашающе в бою. Все эпизоды с его участием были отсняты в Лос-Анжелесе. Кстати говоря, в сценарий была включена сцена, в которой происходит битва между ним и Джонни Кейджем. Этот эпизод противоречит сюжету игры, в котором с Горо сражался Лю Кэн.
Выход на экраны
Несмотря на напряженный график, в 1995-м году последние работы над фильмом были завершены. Его премьеру предвосхитил выпуск видеокассет, содержащих небольшой документальный фильм о создании "Смертельной битвы", а также крайне удачный получасовой анимационный фильм Mortal Kombat: The Journey Begins по сценарию того же Кевина Друни, в котором события, предшествовавшие началу турнира, были описаны намного более подробно, нежели в киносценарии. Только здесь, например, можно узнать об истинных мотивах участия в состязании Саб-Зиро и Скорпиона и о зарождении вражды между ними, увидеть поражение Кун Лао от рук Горо, историю восхождения последнего на трон, и многое другое. Нельзя не отметить, что поединки один на один, в приличном количестве присутствующие в мультфильме, полностью смоделированы на компьютере и выглядят для 95-го года очень и очень хорошо. Это неудивительно, ведь ответственной за компьютерную графику в "начинающемся путешествии" выступила уже знакомая нам Элисон Сэвитч. Спустя много лет засветился этот мультфильм и на отечественном телевидении.
И вот, наконец, 18 августа 1995 года первый полнометражный художественный фильм по вселенной МК был представлен широкой публике. Это был настоящий успех! «Смертельная битва» собрала 70 миллионов долларов только в США, что, понятное дело, на тот момент стало рекордом для экранизаций игровых проектов (эта планка была преодолена лишь в 2001 году). Что особенно важно, фильм был очень тепло встречен фанатами вселенной МК по всему миру. Став кассовым хитом, он заметно повлиял на популярность всей серии – даже сегодня первая экранизация игры Mortal Kombat считается лучшей среди всех фильмов подобного жанра. Для большинства актеров участие в этой картине так и осталось самым значительным событием в их жизни, а для Пола Андерсона оно открыло дверь в мир большого кино.
Рассмотрим основные моменты, которые позволили этому фильму стать культовым. Главное – это, конечно же, сценарий. Над ним работали люди, которые прекрасно понимали, чего хочет зритель и, прежде всего, поклонник игры. Перед Друни, Буном и Тобайэсом стояла нелегкая задача, ведь идея проведения турниров для получения права порабощать другие миры разве что только в файтинге может пройти на ура. В киноадаптации нужно было как-то оправдать всю фантастичность описываемых событий, и сценаристам это удалось на сто процентов.
Фильм прекрасно воспринимается и как самостоятельное творение. Развитие сюжета выстроено очень грамотно. Никаких «провисаний», на протяжении всего экранного времени диалоги и боевые сцены гармонично сменяют друг друга. Начало фильма сразу же создает сильное эмоциональное напряжение, которое не спадает до самого финала. Все основные персонажи хорошо проработаны и узнаваемы. Джонни Кейдж, Лю Кэн, Соня Блэйд – все они подверглись тяжелому испытанию на прочность, всех их разрывают внутренние противоречия, но это абсолютно не выглядит надуманным и притянутым за уши. Крайне интересно наблюдать за тем, как Шанг Цунг поочередно заманивает бойцов на свой остров, вселяя в них страхи и наделяя их заведомо ложными ориентирами, неминуемо ведущими к поражению. Сколько в этом коварства и хитрости! Кто-то, возможно, выразит недовольство тем, что характеры трех ниндзя были полностью сведены к нулю. Но, я думаю, этот ход себя полностью оправдал. Скорпион, Саб-Зиро и Риптайл выглядят на экране гораздо более эффектно и устрашающе именно потому, что являются просто бездушными убийцами. Чего только стоит одна единственная за весь фильм фраза Скорпиона!
Следующий момент – это музыка. Она в фильме просто невероятна. Это один из немногих для подобных фильмов случаев, когда музыка становится неразрывной частью картинки, дополняя и украшая ее. Если классика кино славится работами Эннио Морриконе и Нино Роты, то «Смертельная битва» запомнилась произведениями композитора Джорджа С. Клинтона. Сегодня невозможно представить появления в фильме Скорпиона без леденящего душу техно, заправленного игрой на электрогитаре виртуоза из Buckethead (можете убедиться в этом сами, запустив отрывок композиции под скриншотом справа). Помимо неповторимой оригинальной музыки, картина также может похвастаться и отлично подобранным саундтреком. Techno Syndrome группы The Immortals до сих пор является одной из самых популярных композиций, когда-либо звучавших в кино. В OST также вошли работы таких зубров электроники и техно, как KMFDM, Gravity Kills, Psykosonik и многих других. Саундтрек к фильму и сам по себе стал бешено популярным, что говорит об очень высокой ответственности, с которой создатели фильма подошли к его формированию.
Еще один немаловажный аргумент в пользу фильма – это боевые сцены. Так как картина должна была охватить широкую аудиторию (включая маленьких детей), нужно было свести жестокость в драках к минимуму, поэтому основной акцент был сделан на их эффектность. Что и говорить, Пэт Джонсон потрудился на славу. Попробуйте вспомнить еще хоть один фильм, в котором было бы столько же ярких и запоминающих поединков. Представления американцев о том, как нужно ставить бои в кино отличаются от представлений восточных мастеров этого киноискусства, и очень часто не в лучшую сторону. Но в данном случае всё получилось именно так, как и должно быть. Поединки смотрятся на одном дыхании, в них много изобретательности и динамизма. Пэт, можно сказать, выжал максимум из не слишком искушенных в этом деле Линдена Эшби, Бриджит Уилсон и Талисы Сото, заставив их трудиться на полную катушку. Как потом вспоминала Бриджит, они настолько скрупулезно разбирали все поединки, что могли с легкостью повторить их и всерьез. И пусть им не хватило опыта для того, чтобы выглядеть в боях более естественно, все равно они справились со своей задачей на твердую четверку.
Нельзя не упомянуть и об актерском составе. Пожалуй, трудно сегодня представить других Лю Кэна, Шанг Цунга, Джонни Кейджа, Рейдена и Кэно. Именно благодаря сыгравшим их актерам эти игровые персонажи обрели свое узнаваемое во всем мире лицо. Бун и Тобайэс были настолько восхищены игрой Трэвора Годдарда, что в последующих играх серии даже сделали Кэно австралийцем. Кристофер Ламберт в роли Рейдена удивительно гармоничен. Ироничная, но вместе с тем крайне убедительная манера разговора сыгранного им персонажа не позволила фильму выглядеть слишком уж наивно при таком количестве пафоса. Линден Эшби очень удачно изобразил комичность поведения Джонни Кейджа в первой половине фильма. Наконец, Робин Шу и Кэри-Хироюки Тагава весьма достоверно и очень эмоционально раскрыли образы соответственно главного героя и злодея. Конечно, никакой особенной актерской игры, от которой бывают в восторге кинокритики, в этом фильме нет и в помине. Но ведь от актеров этого и не требовалось! Главная их заслуга в том, что все они смогли создать колоритные и запоминающиеся характеры, которые и по сей день вспоминаются фанатами.
Помимо всего вышеназванного, у фильма есть еще целая куча разных достоинств. И декорации, и костюмы, и спецэффекты – все служит общей идее, раскрывая многочисленные особенности игры. Своими красивыми масками ниндзя обязаны второй части МК, оттуда же был взят и знаменитый портал, ведущий во Внешний мир. Остров и замок Шанг Цунга нагнетают необходимую устрашающую атмосферу, а логово Скорпиона и зловещие статуи окаменевших тварей могут запросто привидеться в ночном кошмаре – настолько они впечатляюще реализованы и сняты. Спецэффекты хоть и устарели, но все равно выглядят классно. В 1995-м году на них невозможно было смотреть, не раскрыв рот от изумления. Многие сцены надолго врезаются в память именно благодаря их удачному исполнению.
Я, будучи поклонником «Смертельной битвы», в настоящей статье высказался о ней исключительно в восторженных тонах. Но есть ли у этой картины недостатки? Скептики напомнят о крайне низком рейтинге МК на imdb. Некоторые меломаны, считающие себя экспертами, укажут на «старомодность» приемов, которые использовал Джордж С. Клинтон, сочиняя музыку для фильма. Киноведы вконец раскритикуют сценарий и актерскую игру. А избалованные дорогими спилберговскими и кэмероновскими постановками зрители посетуют на слабость спецэффектов.
Что можно на это ответить? Зрите в корень, уважаемые! Глупо выуживать мелкие недостатки у фильма, который своим появлением сделал многих людей чуточку счастливее. И нет смысла подвергать сомнению исключительность «Смертельной битвы» – всенародную любовь не заработать фальшью. Этот фильм является, прежде всего, шедевром недорогого жанрового кино, и оценивать его нужно именно с этой позиции. Он уже всем все доказал, став своеобразным символом той славной эпохи. Ведь его сняли фанаты для фанатов, и потому он получился именно таким – очень честным и очень правильным.
Однако, есть у этой медали и другая сторона. Законы рынка диктуют свои условия – фильм, ставший крайне успешным, превращается в золотую жилу для его хозяев. Поэтому проект был обречен на дальнейшее развитие.
За два года до «Истребления»
Если сравнивать экранизацию с историей первого файтинга МК, то в ней можно найти множество умалчиваний. Например, в фильме ничего не говорится (хотя изначально планировалось) о том, что первое подобное состязание между Земным и Внешним миром состоялось много веков назад и победу в нем одержал великий воин Земли Кун Лао, который одолел в решающем сражении все того же Шанг Цунга. Силы зла добились права начать новое состязание, в первом же турнире которого Кун Лао был убит принцем Горо. После этого Горо добился побед еще в восьми турнирах. О решающем, десятом и повествует фильм.
Кроме того, как уже отмечалось, между игрой и экранизацией есть ряд расхождений, главное из которых заключается в том, что в игре Шанг Цунг, несмотря на поражение, остался жив. Этот факт и является связующим звеном между первой и второй играми серии.
После неудачи в финальном турнире, Шанг Цунг вернулся во Внешний мир и придумал новый, еще более коварный план по захвату Земного царства. Суть его заключалась в том, чтобы организовать новое состязание, но на этот раз уже на территории Внешнего мира, что должно было помочь силам зла одержать в нем победу. Эта идея очень понравилась императору, и он даже решил сам участвовать в первом турнире, захватив своих верных помощников – генерала Кинтаро, Бараку, Джейд и Риптайла. Сражение состоялась, в нем снова приняли участие лучшие бойцы обоих миров, но на этот раз воины Земли не оставили силам зла никаких шансов – Лю Кэн победил в решающей схватке Шао Кана.
О том, что случилось дальше, фанаты МК узнали благодаря выходу трех новых частей игры – Mortal Kombat 3, Ultimate Mortal Kombat 3 и Mortal Kombat Trilogy, которые возвысили популярность всей серии файтингов МК до небес. Такого количества оригинальных бойцов невозможно было себе представить даже в самых смелых фантазиях. Появились королева Внешнего мира Синдел, ее четырехрукий телохранитель Шива, новый генерал армии Шао Кана кентавр Мотаро, а также киборги, ниндзя и многие другие. Кроме того, майор Джекс примерил механические руки, а иконка Скорпиона стала выглядеть более устрашающе.
Столь значительное пополнение требовало и соответствующего расширения легенды игры. Несмотря на то, что это тяжелый и кропотливый труд, фантазии Джона Тобайэса хватило для создания большой и сложной вселенной МК, в которой каждому бойцу нашлось свое место. На сей раз это уже был не турнир, а сражение сил добра и зла. Шао Кан, выживший в бойне с Лю Кэном, нашел-таки способ обманным путем открыть портал в Земное царство.
Оригинальное название: Mortal Kombat: Annihilation
Русское название: Смертельная битва 2: Истребление
Год выхода: 1997
Страна: США
Режиссер: Джон Р. Леонетти
Сценарий: Брэнт Фридмен, Брайс Зейбел
Жанр: экранизация игры, боевик, триллер, фэнтези, приключения
Когда съемки первой «Смертельной битвы» еще продолжались, на свет успела появиться третья часть игры, поэтому в самый последний момент концовка картины претерпела принципиальные изменения. Изначально планировалось, что первая часть фильма вполне логично закончится словами Рейдена: «Вы отлично поработали, ребята!». Но потом было принято решение познакомить-таки зрителя с императором Внешнего мира – Шао Каном (кстати говоря, его имя за весь первый фильм так ни разу и не прозвучало). Знакомство это получилось насколько эффектным, настолько и неожиданным. Несмотря на поражение в турнире, которое, по идее, должно было надолго умерить жаркий пыл Шао Кана, тот все равно вторгся на территорию Земли и бесцеремонно заявил, что пришел за душами победителей. Такая провокационная концовка, во-первых, автоматически сводит на нет события второй части игры, а во-вторых, неизбежно ведет к мыслям о продолжении. Поэтому в понедельник утром, после первого же успешного уик-энда, Полу Андерсону было предложено продолжить работу над проектом, став режиссером и второй части. Но Пол отказался. «Понимаете, для режиссера работа над таким фильмом – это два года напряженного труда. Я вложил в него душу, но теперь хотел бы поработать над чем-нибудь другим», - ответил Андерсон.
Но не только Андерсону было суждено попрощаться со «Смертельной битвой». Кристофер Ламберт ушел сниматься в картине «Беовульф», а Крис Касамасса – в «Бэтмэн и Робин». Кроме того, по разным причинам в проекте не приняли участие Линден Эшби, Бриджит Уилсон и Кевин Друни. Потеря режиссера, сценариста и большей части актерского состава не сулила ничего хорошего, однако это не повлияло на намерения компании Threshold Entertainment выпустить сиквел. Для съемок продолжения было выделено 30 миллионов долларов. Сценарий сочиняли специалист по дешевым «поп-корн» фильмам Брэнт Фридмэн и еще один маститый телевизионщик Брайс Зейбел. Из-за проблем со сроками задача перед ними стояла примерно следующая: «Написать сценарий, по возможности тесно переплетающийся с третьей частью игры, и чтобы в конце была бойня». Вот что у них из этого получилось:
«Коварный Шао Кан, разозленный поражением его воинов в последнем турнире, решил нарушить священные правила, установленные старшими богами и вторгся на территорию Земли. Цель его визита – начать ее порабощение, которое должно завершиться за шесть дней. Портал между мирами был открыт с помощью воскрешенной королевы Внешнего мира Синдел – родной матери Китаны. Армия императора в огромных количествах стала проникать через портал и принялась сеять повсюду смерть. Воины Земного царства – Лю Кэн, Китана, Соня, Рейден и Джонни Кейдж встали на защиту своего мира. Позже к ним присоединился майор Джекс, который успел обзавестись новыми металлическими доспехами для рук. К сожалению, при первой же встрече с императором погибает Джонни Кейдж, поэтому вести войну против сил зла нашим защитникам придется без него. Рейден обратился к старшим богам с вопросом, почему Шао Кану было позволено «нелегально» открыть портал в Земное царство, но внятного ответа так и не получил. Они лишь сообщили ему, что единственная возможность остановить слияние миров – это уничтожить императора, и что ключом к разгадке является принцесса Китана. Император, воспользовавшись ценностью Китаны для земных сил, похищает ее, заманивая Лю Кэна и компанию во Внешний мир, где и состоится финальное сражение между Лю и Каном».
В сценарии не уточняется, каким образом Синдел оказалась причастной к открытию портала. В легенде игры есть четкое объяснение – Синдел была воскрешена не во Внешнем мире, а на Земле, поэтому врата между мирами ослабли, ведь должна же была королева как-то вернуться назад! Предысторию Синдел тоже можно узнать только из игры. В далеком прошлом она вместе с Джеррадом правила Эденией, но их мир подвергся атаке императора Внешнего мира, после чего Джеррад был убит, а Синдел стала женой императора и правительницей Внешнего мира. Не выдержав такой участи, Синдел вскоре покончила жизнь самоубийством. Через 10 000 лет Шао Кан вернул ее к жизни, при этом лишив памяти, поэтому воскрешенная королева встала на сторону сил зла. Это и позволило Шао Кану пройти через портал и начать порабощение.
Фридмен и Зейбел аргументировали такую смелость Шао Кана тем, что он заручился поддержкой своего отца по имени Шиннок, который является одним из старших богов, а именно богом ветра. Это родство было полностью выдумано, потому что в легенде игры ничего подобного нет. Также было придумано, что Рейден является родным братом императора и сыном Шиннока. И именно благодаря этому (а не благодаря воскрешению Синдел), как выяснится позже, император вторгся на Землю.
Так как во главу угла было поставлено желание задействовать в картине как можно больше персонажей, сценаристам пришлось сильно кромсать сюжет, оставляя только осколочные сведения о многих из бойцов. Так или иначе в сценарии появляются или упоминаются почти все персонажи из игр серии МК. Шива, Мотаро, Эрмак и Рэйн составили компанию приближенных соратников Шао Кана, а родной брат Саб-Зиро и Найтвулф выступили как помощники земных сил. В качестве верных воинов императора в сценарии также засветились злобный клон Китаны по имени Милена (созданная для защиты Шао Кана на случай возвращения к наследнице трона ее памяти), киборги Смоук и Сайрекс, "таркатанец" Барака, наемница Джейд и новый Скорпион.
Актеры, актеры, актеры...
Сценарий сценарием, но нужно было найти замену ушедшим членам команды. Времени было выделено не так много, поэтому весь процесс работы над созданием фильма проходил в ускоренном режиме, ведь нужно было привлечь массу актеров и каскадеров. Самое ответственное место – кресло режиссера – досталось, почему-то, оператору первой части Джону Леонетти, который до этого не имел никакого опыта на этом поприще. Вероятно, он оказался единственным, кто согласился поработать с таким материалом. Кристофера Ламберта заменил малоизвестный, но уже хорошо зарекомендовавший себя в картинах сильных режиссеров актер Джеймс Ремар, а вот персонаж Сони Блэйд достался совсем уж неизвестной бывшей модели Сандре Хесс (она даже в «Санта-Барбаре» не снималась). Для исполнения важнейшей роли главного злодея Шао Кана пригласили, как и в случае с Шанг Цунгом, крайне подходящего для этого дела Брайана Томпсона (вспомните «Терминатор» и «Кобру»).
Занятная история случилась с кастингом на роли Джекса и Мотаро. По сюжету, в конце фильма эти бойцы должны были схлестнуться друг с другом в бескомпромиссной схватке. И так получилось, что оба актера, которых утвердили на эти роли (соответственно Линн Уильямс и Дерон Макби), в прошлом являлись постоянными участниками популярного в свое время телешоу «Американские гладиаторы». У Линна было прозвище «Сабля», а у Дерона – «Малибу». Правда, этот дуэт мог и не состояться, если бы планировавшийся изначально на роль Джекса актер Майкл Джей Уайт не ушел сниматься в «Спаун».
Стоит упомянуть и об утвержденной на роль Джейд актрисе Ирине Пантаевой, нашей с вами соотечественнице, которая после распада СССР эмигрировала из родного Улан-Удэ в штаты, успев сняться к тому моменту лишь в картине «Возвращение Ходжи Насредина» (1989). Кто бы мог подумать, что через несколько лет судьба сведет ее со «Смертельной битвой».
Из прежнего актерского состава в «Истреблении» приняли участие только Робин Шу, Талиса Сото и Кейт Кук. Первые двое исполнили свои привычные роли Лю Кэна и Китаны, а вот Кейт, сыгравший в первой части Риптайла, на этот раз предстал в образе брата Саб-Зиро. Кроме того, дублер Талисы Сото в первом фильме Дана Хи исполнила роль Милены (забавный факт, учитывая историческую взаимосвязь персонажей), а дублер Линдена Эшби Джей Джей Перри сыграл сразу трех бойцов – Скорпиона, Нуб Сейбота и Сайрекса.
А ведь были еще Синдел, Найтвулф, Рэйн, Барака, Эрмак, Смоук, Шива, и всех их кто-то должен был играть! Дошло даже до того, что роли двух ниндзя – Эрмака и Рэйн исполнили постановщики трюков фильма, Джон Медлен и Тайрон Уиггинс.
С грехом пополам
Процесс съемок проходил в условиях тотальной спешки и сумбура. Некоторые сцены, заложенные в сценарии, так и не были отсняты. Например, по сюжету четырехрукая Шива должна была сразиться в длинном и интересном бою с Рейденом, но в итоге было решено просто придавить ее упавшей клеткой (замечательно придумано!), чтобы не тратить время и средства на сложные спецэффекты. Еще один показательный момент, достойный упоминания – это сцена смерти ниндзя по имени Рэйн в начале фильма. Разъяренный Шао Кан, узнав, что Рэйн не заставил молить своих жертв о пощаде перед их смертью, ударом кувалды отправил того в огненную яму (и снова отметим «блестящую» задумку). Особо не заморачиваясь, создатели фильма взяли да и использовали этот же эпизод для демонстрации смерти другого бойца – Бараки.
В таком ключе съемки и проходили – многие актеры играли как придется, спецэффекты накладывались простенькие, а поединки ставились на скорую руку. И, несмотря на то, что в проекте по-прежнему участвовали Элисон Сэвитч и Пэт Джонсон, все это было уже совсем не то, ведь на этот раз главной целью было поскорее выпустить фильм, оставив деньги на его рекламу.
Изначально предполагалось, что сразу после выхода картины начнутся съемки еще одного продолжения. Поэтому финальная сцена выглядела следующим образом:
«После полного уничтожения Шао Кана старший бог Шиннок отправляется в Ад, где его поджидает кудесник Куан Чи:
- Шиннок: Всё идёт по плану?
- Куан Чи: Да».
Такая концовка должна была предвосхитить появление третьей части фильма под названием Mortal Kombat: Devastation, в которой описывались бы события Mortal Kombat 4. Однако из-за возникшей вдруг финансовой неопределенности было решено вырезать эту сцену и, на всякий случай, закончить фильм полнейшим хэппи-эндом без каких-либо намеков на продолжение. В таком виде картина и вышла в прокат.
Компот из сухофруктов или цирк приехал
В итоге, «истребление» у этих горе-киношников получилось, а вот «Смертельной битвы» – нет. Фильм с треском провалился в прокате, показав его создателям большую фигу. Картина оказалась настолько плохой, что кроме слова «недоразумение» после ее просмотра на ум больше ничего не может прийти. Этот фарс, заправленный фальшивой игрой актеров, ужаснейшими спецэффектами, беспомощным и бестолковым сюжетом, детскими поединками, абсолютно никчемной постановкой и катастрофическим количеством ляпов и недоделок просто взял и опорочил всю серию МК. Самое обидное, что создатели фильма не смогли реализовать и одного процента от того потенциала, который у них был. Речь идет о 30 миллионах и наличии прав на экранизацию.
Если бы эта поделка хоть немного походила на нормальный фильм, то ее можно было бы как-то оценить. Но в данном случае получилась просто каша, непонятно зачем сваренная. Бой двух драконов в конце фильма (Animality Лю Кэна и Шао Кана) ничего кроме жалости вызвать не может – во многих старых играх драконы, созданные на движке, выглядят в разы лучше. Майор Джекс больше смахивает на рэпера, а Соня Блэйд раздражает своими абсолютно не «армейскими» внешностью и поведением. Томпсон и Ремар вроде и неплохи, но, опять же, им катастрофически не хватило харизмы, соответствующей «величию» Шао Кана и Рейдена. Картонная экипировка киборгов, напоминающая то ли амуницию хоккейного вратаря, то ли костюм Power Ranger-а, тоже добавляет свои пару гвоздей в крышку гроба для этой халтуры.
Некоторые сценарные ходы, идущие вразрез с легендой игры выглядят настолько глупо и необоснованно, что фанату вселенной МК остается только игнорировать их. Многие бойцы были введены в кино просто для галочки. Нелепые смерти Рэйна и Шивы, смехотворное появление Бараки (а ведь сыграть его звали Сталлоне) и нескольких «безымянных» бойцов только подтверждают это. Но при всем при этом в картине отличная музыка и местами очень даже неплохой грим! Спрашивается, зачем же нужно было стараться и гадить одновременно?
Именно с выходом «Истребления» принято связывать начало заката популярности игровых проектов Мortal Kombat в конце девяностых. Пожалуй, трудно найти более "удачный" пример для демонстрации полной беспомощности, бездарности и неуважения к первоисточнику со стороны киноделов. Желание заработать денег на успехе великолепной первой части ничего, кроме ненависти и разочарования со стороны публики в итоге не породило. И вот уже почти 14 лет "Истребление" остается последней киноэкранизацией игрового сериала МК, а третья часть до сих пор не может перейти даже к стадии "подготовка к съемкам". Но об этом поговорим чуть позже, а пока:
Conquest
Телесериал Mortal Kombat: Conquest (Смертельная битва: Завоевание), созданный всё той же Threshold Entertainment и выпущенный New Line Home Video в октябре 1995 года, явился предысторией к первому фильму. К сожалению, отсутствие возможности снять продолжение (сериал продержался только один сезон) в определенной степени наложило свой отпечаток на концовку, которая идет вразрез с легендой игры. Содержание первых 22-х серий было следующим:
«Кун Лао одержал победу в турнире «Смертельная битва», победив Шанг Цунга и сохранив Земное царство. Теперь он должен обучить новое поколение воинов для следующего турнира. Тем временем, Шанг Цунг, сосланный императором в кобальтовые копи, пытается помешать усилиям Кун Лао, всячески стараясь уничтожить его, дабы восстановить себя в глазах Шао Кана. Рейден, бог грома и защитник Земного царства, помогает Кун Лао и его друзьям – воровке Таже и бывшему телохранителю Сиро – избежать ловушек Шанг Цунга, императора и других врагов. В конце Тажа, Сиро и Кун Лао умирают (причем последний - не от рук Горо!), а Рейден проигрывает Шао Кану в битве. Побежденный и сломленный, он видит, кого настигла месть Шао Кана».
Как видно из сюжета, для "Завоевания" было придумано несколько персонажей, никогда ранее не существовавших в МК-играх (аж 10 штук). Также сериал "известен" тем, что в нем приняли участие несколько моделей Playboy и других подобных журналов. Вообще, из основных актеров лишь двое были знакомы с боевыми искусствами. Но это не относится к второстепенным персонажам, среди которых можно увидеть Криса Касамассу, который снова исполнил роль Скорпиона, и Джей Джея Перри, исполнителя ролей трех ниндзя во второй части, который здесь сыграл Саб-Зиро. Также одного из персонажей сыграла знакомая по двум первым фильмам Дана Хи.
Однако, несмотря на то, что на сериал было потрачено довольно мало денег (что отразилось на качестве спецэффектов и актерской игре) и снять продолжение так и не удалось, он всё же представляет определенную ценность для поклонников МК. Прежде всего потому, что в нем есть незаслуженно забытый в полнометражных экранизациях Кун Лао, а также колдун Куан Чи, генерал Рэйко, организация Чёрный Дракон и неплохо поставленные (для сериала) поединки. Вообще, атмосфера МК и события, предшествовавшие первой экранизации, переданы в "Завоевании" вполне неплохо, поэтому сегодня можно только сожалеть о том, что сериал потерпел поражение в битве за зрителя и не получил дальнейшего развития.
Остается добавить, что "Завоевание" завозилось и в Россию, так что многие могли видеть его по ТВ или на видеокассетах. Пираты, разумеется, не преминули возможностью навариться на этом сериале, выдав первые несколько серий за третью часть фильма.
Mortal Kombat 3?
Несмотря на то, что вторая часть фильма закончилась крайне благополучно, идея выпустить продолжение все равно не покидала предприимчивого основателя Threshold Entertainment Ларри Касаноффа. И только провальный box-office картины забросил эти планы в долгий ящик. Однако ж, начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением первых слухов о скором запуске третьей части - Mortal Kombat Devastation. В 2004 году сначала Крис Касамасса, а затем и Робин Шу заявили о своей готовности поучаствовать в съемках. Позднее Робин объявил о том, что работа над сценарием уже идет полным ходом.
Лишь в мае 2005-го года появилась информация о том, что съемки фильма, наконец, начались, и даже была объявлена дата выхода картины – 2006-ой год. На официальном сайте проекта даже была обнаружена страница, посвященная сюжету новой картины. Но ураган Катрина (съемки проходили в Луизиане), по словам участвовавшего в проекте Криса Касамассы, сорвал все планы, разрушив несколько важных сооружений. Поэтому работы над фильмом снова были остановлены.
В середине 2006 года Робин Шу выступил с очередным заявлением. По его словам, первоначальный сценарий был полностью переработан и теперь в нем нет места победителю Смертельной битвы, а центральное место на этот раз было отведено Саб-Зиро. Также стало известно, что актерский состав будет полностью обновлен. Пожалуй, с этого момента вера в благополучное завершение эпопеи под названием "Выход Мortal Kombat Devastation" стала постепенно угасать. И несмотря на то, что всё новые и новые слухи продолжали появляться с упорным постоянством, теперь уже их мало кто воспринимал серьезно.
Следующий важный этап в судьбе возможной картины связан с банкротством компании Midway в феврале 2009 года. Ее долги на тот момент составляли 240 миллионов долларов, поэтому половина офисов компании, оценивавшихся в 30 миллионов долларов, были выставлены на аукцион и 2 июля 2009 года перешли в собственность Warner Bros., наряду с правами на торговую марку Midway и весь игровой сериал Mortal Kombat.
В июне 2009 года в СМИ просочилась информация, что компания Threshold Entertainment возобновила работу над созданием фильма. Ларри Касанофф объявил, что Threshold получила готовый сценарий, определила места для съемок и завершает набор актерского состава. Как сообщалось, для участия в проекте были привлечены все тот же Крис Касамасса, Кристофер Ламберт и Линден Эшби. Также было объявлено, что картина станет «нормальным» сиквелом первой части, взамен «Истребления». Съемки должны были начаться в сентябре, но сложные взаимоотношения компании Касаноффа с Warner Bros. по поводу совместного участия в судьбе экранизации МК свели все эти усилия на нет. Позже был еще и комментарий Пола Андерсона о том, что он не прочь вновь вернуться к теме МК, и выражение Эдом Буном восторга по этому поводу, но всё это, опять таки, было лишь на уровне начинающей уже надоедать болтологии.
Следующая новость явилась миру довольно оригинально - в виде восьмиминутного видеоролика-трейлера под названием Mortal Kombat: Rebirth, в котором его создатель, бывший хореограф Мадонны и ярый фанат вселенной МК Кевин Танчароэн представил миру свое видение того, как должна выглядеть экранизация МК. По его мнению, фильм в плане жестокости и кровавости ни в чем не должен уступать игре. Ролик, в котором фанаты могли лицезреть ряд "дуэлей" классических персонажей игры (выглядящих, впрочем, весьма своеобразно), был выпущен с единственной целью - заинтересовать продюсеров "свежестью" подхода. И, нужно сказать, цель эта была достигнута. Короткометражка, снятая за 7 с половиной тысяч долларов в течение двух дней, пришлась по душе не только фанатам, но и боссам Warner Bros., поэтому было вновь объявлено о том, что перезагрузке киноэпопеи МК - быть. Была названа дата выхода фильма на экраны - 2013 год, а в числе актеров упоминался один из участников псевдотрейлера Майкл Джей Уайт, который, как отмечалось выше, мог сыграть Джекса еще во второй части экранизации.
Однако вновь дала о себе знать сложная ситуация с правообладателями и преемниками наследия Midway. Threshold Entertainment обратилась в суд с иском о нарушениях компанией Warner Bros. пунктов договора, устанавливающих ее права на экранизацию (договор о создании третьей части между Midway и Threshold был подписан еще в 1996 году) и над голубым небом еще не рожденного, третьего по счету пришествия МК на большие экраны вновь сгустились серые тучи.
Ну что ж, посмотрим, к чему это все приведет. Пока важно лишь то, что шумиха вокруг проекта не ослабевает, но это, к сожалению, пока совсем не означает, что продолжение киносериала МК когда-либо увидит свет. Слишком уж противоречива и неубедительна история жанра экранизаций видеоигр, а если сюда добавить еще и начинающую надоедать "вражду" между Threshold и Warner, за будущее картины становится действительно тревожно. В любом случае, фанатам остается только ждать и надеяться. Надеяться на то, что все разногласия будут наконец улажены, а режиссер Mortal Kombat: Rebirth (если ему будет суждено стать постановщиком нового фильма по вселенной МК) окажется достаточно талантлив для того, чтобы создать достойное продолжение первой картины, а, возможно, и совершить революцию в жанре. Посмотрим...
----------------------
PS:
Надо сказать, что Танчароэн не сидел без дела, а снял вэб-сериал по вселенной Mortal Kombat, состоящий из девяти эпизодов по 10 минут каждый. Проект приурочен к выходу новой игры и должен раскрыть некоторые стороны ее персонажей. Как вы думаете, кто в сериале исполнил роль Джекса? Правильно, Майкл Джей Уайт. Известно, что Эд Бун также принимал участие в создании этого проекта. Премьера состоится за несколько дней до выхода игры.
Автор: marsel84
Журнал: Game Bit