Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Музыка на ZX Spectrum

Музыка на ZX Spectrum

Доброго времени суток, дорогие меломаны и поклонники популярного компьютера ZX Spectrum! Будем сегодня разговаривать о музыкальных возможностях нашего восьмибитного друга.

Начнем с главного. Кто-нибудь знает о том, как рождается звук? Нет? Ну тогда слушайте.

1. Как и чем зазвучать.

Я, конечно же, не стану вдаваться во всякие технические подробности, пересказывать вам теорию звука, вспоминать физику, а в частности ее раздел, касающийся волн, а всего лишь поясню при помощи чего можно заставить зазвучать казалось бы немой компьютер.

Звук на Спектруме может воспроизводиться через встроенный динамик (beeper), музыкальный сопроцессор AY или даже через звуковые платы, такие как General Sound, Covox, Sound Drive. Все зависит от того, какие возможности имеет ваш ZX. Вы, конечно же, понимаете, что при помощи эмулятора мы можем воспроизвести любой формат спектрумовского звука, но для того, чтобы понять саму суть процесса, я возьму за основу реальный Спектрум. Для того, чтобы воспроизвести простую последовательность нот через биппер или AY, можно воспользоваться простыми командами встроенного Бейсика, просто набрав Play или Beep (для версии с 48 kb) с указанием последовательности и длительности нот. Но вот для написания полноценной композиции требуются полноценные музыкальные редакторы. При помощи различных редакторов можно заставить ваш спек играть многоканальные композиции. Музыкальный процессор AY позволит воспроизводить три канала звука А, В, С. При этом один дает звук на левый канал, второй – на правый, а третий дает звук и на правый и на левый канал одновременно. Covox может проигрывать одновременно четыре канала, причем в отличие от AY, который сам звук и генерирует, сovox использует сэмплы, предварительно оцифрованные из wav-файлов. Конечно же AY тоже может воспроизводить «оцифровки», но с более низким качеством звучания. Теперь, вероятно, вы задаетесь вопросом: а каким же образом создавать музыкальную композицию? Ответ прост – при помощи музыкальных редакторов.

2. Музыкальные редакторы для AY.

Wham! The Music Box. Это редактор для создания музыки посредством биппера, но не случайно я начал именно с него (скоро поймете почему). Итак, мы имеем всего 2 канала, да еще возможность вставить редактируемые шумовые эффекты (их правда всего три). Интерфейс представляет собой нотный стан. В общем-то есть еще и возможность компиляции написанного трека, для использования его в своих программах. Я сам начинал с этой программы, пока не узнал про AY. Для начинающего музмейкера, Wham! более чем пригодится. Кроме того, есть версия этой программы под AY. Называется Wham! The Music Box 128. Здесь мы можем уже оперировать тремя каналами, но смысл остался тот же – мелодия, бас и шумовые эффекты… Все тот же нотный стан. И немаловажный плюс – возможность редактировать звук. Я конечно сомневаюсь, что кто-нибудь сейчас будет по настоящему использовать эту программу, но в восьмидесятые, это было верхом совершенства. А мы с вами отправимся дальше.

Sound Tracker. Первый полноценный редактор для написания музыки посредством AY. Есть возможность сохранять свои произведения на дискеты, кассеты, микродрайв. Самое важное – интерфейс стал уже привычным для любого пользователя трекера: три окошка, на каждый канал – свое (ABC), самому нужно создавать инструменты и орнаменты (так сказать «украшения» звучания) к ним. Появляется известное нам понятие «паттерн» и т.п.

Пишем тоже нотками, но обозначения уже буквенные, указывается октава, номер инструмента, орнамента, громкость. К самому трекеру прилагался компилятор в виде отдельной программы. Написал трек, откомпилировал его – и смело используй где хочешь! За ним появился Sound Tracker Pro, с более широкими возможностями.

Существует еще один редактор Advanced Sound Master (ASM). По мнению многих любителей Спектрумовской музыки, его звучание является самым «вкусным». А секрет в том, что инструменты создаются несколько иначе, чем в других трекерах. ASM также имел отдельную программу-компилятор. Особо не буду заострять внимание на этом редакторе, а перейду сразу к самым известным и любимым.

Большую популярность завоевали редакторы серии Pro Tracker. На мой взгляд, это очень удобные редакторы, кроме того, интуитивно понятные большинству пользователей. Во-первых: достаточно несложно создать для своей композиции инструменты и орнаменты, во-вторых: удобный интерфейс, в-третьих: встроенный компилятор, в-четвертых: постоянное развитие в плане поддержки новых возможностей. Например, Pro Tracker третьей версии «умеет» работать с мышкой, может сохранять откомпилированные треки по заданному адресу, не задает четкую длину паттерна (ее можно уменьшать для отдельно взятого паттерна), «понимает» модули других редакторов и их таблички. Это далеко не все, но мы с вами и не ставили целью полностью описывать каждый редактор, поэтому движемся дальше.

3. Музыкальные редакторы для «оцифровок»

Конечно, есть еще несколько трекеров: Pro Sound Creator, Fast Tracker и подобные. Давайте лучше поговорим о следующем шаге Спектрумовской музыки – цифровом (если так можно выразиться) звуке. Здесь появилось несколько редакторов. Один из них – Digital Music Maker (DMM). Лично мне этот редактор не симпатизирует, т.к. имеет очень неудобное управление, но зато он позволит вам писать оцифровки даже на машине с 48 kb памяти (хотя это совсем не актуально для эмулятора ? ). Хочется отметить, что для цифровых редакторов появилась поддержка загрузки настоящих сэмплов, отконвертированных из обыкновенных wav файлов. Благо на этот счет на Спектруме существуют разные конверторы (Excess Sample Editor например). DMM – не исключение. Он также оперирует именно такими сэмплами, а также умеет сам конвертировать сэмплы при помощи прилагаемой утилиты. Также есть возможность откомпилировать готовую мелодию.

Но самый излюбленный цифровой редактор - конечно же Digital Studio. Существуют версии и для AY, и для Covox, и для Sound Drive, и для General Sound. Единственный минус редактора – мелодия сделанная на нем (модуль) занимает практически всю доступную память, а она должна быть не меньше 128 kb. Но это не мешает истинным музмейкерам, ведь этот редактор очень удобен в управлении и имеет понятный интерфейс, кроме того, для эмулятора наличие достаточной памяти совсем не проблема. Те, кто является обладателями огромного количества дискеток с сэмплами, просто получают в свои руки мощный трекер для создания цифровой музыки.

Кроме того, существую программы, которые из модулей для AY делают «оцифровки». Достаточно просто указать, какими сэмплами проигрывать и подгрузить эти самые сэмплы. Примером такого редактора является Instrument.

4. Эмуляция

Ну вот, уважаемые меломаны, мы вплотную подошли к разговору о том, как все это дело реализовать, не имея реального Спектрума.

Самый простой и всем известный вариант – любой эмулятор и наличие набора программок к нему (особенно тех, о которых я вам рассказал). Тогда уже можно будет ощутить всю полноту Спектрумовской романтики. «А если самим эмулятором пользоваться не умеем?» – спросите вы, а я подскажу выход. Смело лезем на ближайший поисковик и отыскиваем там замечательную, удобную и простую в обращении программу Vortex Tracker. Раз уж «форточки» нам милее, будем пользоваться этим редактором, тем более что он поддерживает практически все форматы AY-музыки, но вот с «оцифровками» он нам никак не поможет.

Когда же вам захочется послушать творения других музыкально одаренных товарищей или ваши друзья захотят послушать ваши композиции, понадобится какой-нибудь плеер. Можно остановиться на программке AY-emul. Этот плеер очень похож на WinAmp, вот только проигрывает исключительно спектрумовские модули. Можно также найти в мировой паутине плагин к WinAmp’у. Я сам пользуюсь VTX-Plugin’ом. Но, по правде говоря, у AY-emul звучание лучше (если сравнивать по отношению к реальному AY). Vortex Tracker замечательно звучит. К нему у меня вообще никаких претензий нет. Да и по большому счету в любом эмуляторе есть соответствующие настройки звука, которые позволят вам добиться наилучшего звучания. Но ни один эмулятор не сравнится с настоящим компьютером ZX Spectrum.

На этом у меня все, спасибо за внимание.

Автор: Самарин Максим (tipa)
Журнал: Romomania



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 4383

Комментарии:

Оставить комментарий