Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Veni - vidi - kill’em all
Название: Super Metroid (Metroid 3)
Платформа: SNES
Разработчик: Nintendo
Жанр: Run’n’gun/RPG/survival horror
Дата выхода: 1993
Количество игроков: 1
Сначала я хотел начать эту статью как-нибудь пафосно, вроде «Этот эпический шедевр был создан…» или «Легендарная игра…», но потом понял, что гораздо лучше меня скажут факты. В 2001-м году журнал Electronic Gaming Monthly назвал Super Metroid лучшей игрой всех времён и народов. А уже моё скромное мнение заключается в том, что это совершенно заслуженное звание.
Вообще, серия Metroid по популярности и, что важное, влиянию, вполне сравнима с другими шедеврами Nintendo, уступая пальму первенства только братьям Марио. Тогда, в 88-м, приключения Самус Аран взволновали не одну сотню фэнов как в США, так и в родной (в смысле, для разработчиков) Японии. И понеслась… Этой серии открыто подражали (см. Castlevania: Symphony Of The Night), с ней творчески спорили (см. The Guardian Legend), и всё это – заслуга, которой удостаиваются действительно культовые игры. Кстати, возникла она тоже не на пустом месте – все ведь играли в Saboteur 2 на ZX Spectrum?
Год 20ХХ. Галактика живёт в мире и согласии, однако благосостояние невинных граждан настойчиво беспокоят т.н. Космические Пираты – объединённые представители самых разных рас, поставившие своей целью теракты и всяческие злодейства. Регулярная армия уже не в силах справляться с ними, однако независимо от неё действует и третья сила – Космические Охотники, или по-простому, наёмники. За вознаграждение они занимаются отловом и истреблением Пиратов, и благодаря этому битва идёт с переменным успехом, а не проиграна.
Самого лучшего Охотника в Галактике зовут Самус Аран. Она и является нашей героиней.
Игра начинается с её рассказа о событиях первых двух частей (внимание, дальше могут быть спойлеры!). Итак, галактическое правительство приняло решение об окончательной дезорганизации Пиратов путём скрытного проникновения сами-знаете-кого на базу противника – планету Зебис (Zebes). Задача Самус была предельно проста: найти и уничтожить лидера Пиратов, Mother Brain (не знаю, как адекватно перевести на русский). Расправившись с Крайдом и Ридли, двумя её телохранителями, наша Охотница попадает в самое логово врага, но всё меняется, когда приходят они…
Метроиды – похожие на медуз существа, живущие на планете SR388, которые обладают двумя примечательными особенностями: во-первых, размножаются в результате радиационного облучения либо поглощения биоэнергии других существ, а во-вторых, минуя пять стадий развития, мутируют в ужасных монстров. К тому моменту, как Самус зашла к Пиратам в гости, последние уже вовсю занимались клонированием метроидов, собираясь использовать их как оружие. Ну, наша героиня перебила их всех, а потом разнесла в пух и прах Mother Brain. Аминь.
(Кстати, в римейке первой части под названием Metroid: Zero Mission аминь наступает не после этого, далеко не после этого)
Покончив с первой серией, Самус рассказывает нам и о событиях второй. В Metroid II она отправилась на саму SR388, чтобы истребить всех своих новых знакомых и отвести тем самым эту внезапную опасность, от Земли и иже с ней. Вроде бы даже у Охотницы всё получилось, но в конце за ней увязался последний кроха-метроид, над которым она сжалилась и повезла в лабораторию для исследований. Знаю, дурацкое получилось предложение, но лучше быть подопытным кроликом, чем вечно молодым, согласны? (спойлеры закончились)
Самус привозит своего подопечного на космическую станцию, передаёт в руки учёным и с чувством выполненного долга летит на новое задание, как вдруг её корабль получает сигнал бедствия… из того самого места, которое она десять минут назад покинула. Охотница разворачивается и летит обратно, чтобы застать весь персонал мёртвым, а метроида - …
Вот тут-то мы берём геймпад, и начинается ОНО САМОЕ.
Есть три варианта восприятия этой игры: если вы новичок, если вы знакомы с серией понаслышке или играли в старые части, или же если вы – метроидоманьяк, знающий назубок все серии кроме этой (самый неправдоподобный вариант). Начнём с конца.
Маньяки наверняка впечатлятся тем, в каком количестве в этой серии были заложены или доведены до совершенства все те элементы, на которых базируются две последние на данный момент части - трилогию Prime в расчёт не берём, это всё-таки 3D-сайд-проект. Некоторые гаджеты, используемые Самус, вообще только здесь и присутствуют – магнитный луч, например.
Ко второй категории относится ваш покорный слуга. Давным-давно я запустил на эмуляторе NES ту самую легендарную первую часть, и она мне категорически не понравилась. Всё это время я думал, что Метроид – это имя главного героя, и что этот самый герой – мужского пола. Но всё же чем-то таким меня зацепило, и я от нечего делать решил почитать статью из википедии по теме. Увидев там тонну хвалеб по отношению к описываемой игре, я скачал РОМ. Скачал, и выпал из реальности на полгода.
Ну, а новичкам – читать мою статью и тоже качать!
С чисто механической точки зрения Super Metroid, как и все остальные части, представляет собой нелинейное путешествие по ОГРОМНОМУ игровому пространству, буквально начинённому секретными проходами, комнатами и лазейками (но не тупиками!), причём бежать можно действительно куда вздумается. В то же время, в места, положенные по сюжету вы попадёте лишь тогда, когда положено по сюжету. Этот удивительный баланс и является визитной карточкой сериала. Помимо обычных врагов, в лабиринте есть и свои Минотавры, проскочить мимо битв с которыми нельзя. Победа над ними открывает новые зоны, по которым можно побродить в поисках приключений, оружия и гаджетов. Думаю, с платформерной частью всё просто и понятно. Переходим к РПГшному компоненту.
Генерации и прокачки здесь нету, апгрейд нашей героини происходит за счёт нахождения артефактов или периферийных устройств, которые она подключает к своему биоскафандру. Всего их имеется несколько типов:
* Апгрейды оружия. Ну, здесь всё ясно. Игра начинается с простеньким бластером, а под конец в руках (точней, вместо руки) у Самус крутая многофункциональная пушка. Кроме того, имеются ракеты двух типов и мины, о которых чуть ниже.
* Апгрейды скафандра. Всего скафандров три, считая дефолтный, и у двух приобретаемых есть свои фишки.
Новые способности самой героини. Самус умеет трансформироваться в шар и проникать в особо тесные проходы и трубы, отталкиваться от стен (трудная операция, но многие места без неё не пройти), летать, и ещё много чего интересного. Кроме того, на режим шара «навешивается» возможность ставить мины.
* Гаджеты, или по-простому, примочки. Во-первых, это всё те же мины, а также силовые бомбы (Power bombs). Во-вторых, магнитный луч. В-третьих, сканер – вещь нужная, как воздух.
* Увеличение максимального хелса, ёмкости ракет и силовых бомб. Интересно, что обычные мины бесконечны. Кстати, с их помощью можно делать некое подобие рокетджампа – просто и со вкусом!
Имеющиеся в наличии апгрейды можно отключать. Интересен также тот факт, что абсолютно все они нужны для прохождения; в один из моментов даже отключить кое-что придётся, чтобы попасть в необходимую зону! Это вам не Shadow Warrior, который можно запросто пройти, пользуясь из инвентарных предметов только аптечкой.
В странствиях по Зебису (да, не очень удачное место для орбиты выбрали обитатели той станции) героине помогает также карта, где отмечены все участки, в которых она побывала, лежит что-то ценное, или сидит босс. Также, в каждой из зон, на которые разбита планета, обязательно присутствуют специальные комнаты, до которых иногда не так-то просто добраться:
* Комната сохранения (S). Зашли, засейвились, побежали дальше. Кстати, они настолько удачно расположены, что пользоваться сейвами эмулятора даже как-то стыдно и неуважительно, что ли.
* Комната карты (М). Открывает всю карту текущей местности, чтобы было понятно, куда ещё надо заглянуть. Super Metroid не была бы гениальной игрой, если бы эта комната открывала ВСЮ карту. ;)
* Комната перезарядки ракет (иконка ракеты).
* Комната восстановления здоровья (иконка солнца).
Ещё можно зайти в припаркованный на поверхности корабль Самус. Он выполняет сразу три функции – восстанавливает здоровье, восполняет боезапас и сейвит. Вот только в самые горячие моменты к нему некогда или нельзя убежать.
К слову о горячих моментах. Битвы с боссами выполнены на чрезвычайно зрелищном уровне, гораздо лучше, чем бестолковое прыгание по всей комнате а-ля Contra. И, что главное, боссы действительно внушают страх и впечатляют своей мощью. Я уж молчу о потрясающей, наэлектризованной, леденящей душу финальной битве!
Да, вот теперь поговорим о survival horror-компоненте. Вы никогда не встретите упоминания этого жанра в альтернативных статьях, не потому что этот компонент причудился одному мне. Нет, просто его доля сравнительно невелика по отношению к платформеру и РПГ, но тем не менее он есть, и если его выкинуть – игра потеряет почти всё.
Я никогда не забуду свою реакцию на то, когда я в первый раз в жизни увидел заставку. Я имею ввиду не интро, а именно вступительную картинку. Уже потом, то есть сейчас, она воспринимается просто как настраивающая на атмосферу, но тогда было просто страшно. И оттого – притягательно.
Помимо этого и ситуации «один в поле воин?» хоррор-атмосферу подкрепляет великолепный саундтрек. Композитор поступил чрезвычайно мудро, не став зацикливаться лишь на тревожных пассажах, а вставив также немного героических мелодий. Но всё же большую часть времени музыка звучит либо таинственная, либо откровенно фобическая – и несмотря на то, что все монстры вроде как на виду, не покидает ощущение того, что это ерунда, верхушка айсберга. Не помню ни одной игры, в которой эмбиентное по сути сопровождение так и хотелось бы назвать хитовым. А во время поединков с боссами музыка агрессивная, динамичная, иногда почти хэви-метал (в той степени, насколько позволяет звуковая система SNES, конечно).
То, что я сейчас сделаю, конечно, не очень обязательный поступок, но надо. Будем подводить итоги!
Сюжет: Он прост и прозрачен, на самом деле. Не примитивен, нет, но и не эпичен, не масштабен, не затрагивает проблемы бытия. Но такие сценарии редко когда (ИМХО!) были удачными.
Геймплей: Без комментариев. Вы или будете превозносить его до небес или люто ненавидеть. Здесь нет полутонов и ничего лишнего, как всегда у Nintendo.
Графика: Просто потрясающая! Тот случай, когда из SNES выжимаются 150% её мощности! Да, конечно, здесь есть спецэффекты, обязательный Mode7, но дело в другом. Это тот случай, когда дизайном занимается Художник с большой буквы, а не «отставной военный картограф» (с) или профессиональный чертёжник, как это обычно бывает.
Управление: Уф, к нему придётся приноровиться. За всё моё прохождение игры отталкивание от стен у меня так и получалось через раз. Но это можно списать на специфику игры на клавиатуре.
Звук: О музыке я уже говорил выше. Звуковое сопровождение тоже сделано на ура: выстрелы, вскрик Самус и её врагов при ранениях, взрывы… И всё это совершенно не приедается и не давит на мозг.
Знаете, очень трудно говорить Последние Слова по отношению к такой глобальной игре. Лучше один раз сыграть, чем перечитать заново сей труд. :) А если серьёзно, то Super Metroid заслуживает всех тех наград, и главную из них – народную геймерскую любовь. Лично для меня эта игра стала тем, чего, казалось бы, не найти – идеалом. Единицей измерения. Планкой, которую никому не преодолеть.
Желаю и вам получить такое же колоссальное удовольствие, как это было со мной. Успехов!
P.S. Здесь даже сцена геймовера потрясающе детализирована!!!
P.P.S. За пять минут до написания этих строк запустил ром, чтобы снять скриншоты – в демо-роликах было показано четыре апгрейда, которые я за своё прохождение не открыл. Это не повод для досады. Наоборот, это вызов.
Автор: Сергей Carnivore
Журнал: TOF