Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Царь гор(ы)

Полное название: Cliffhanger
Жанр: Platformer
Разработчик: Sony Imagesoft
Платформа: NES, GB, GG
Год выпуска: 1993
Количество игроков: 1

Царь гор(ы) На рубеже восьмибитной и шестнадцатибитной эпох в среде видеоигр на базе известных медиафранчайзов можно было наблюдать любопытную тенденцию. Для более мощных консолей создавались игры наиболее «эффектных» жанров – шутеры, файтинги, бит-эм-апы… Правильно, больше графических возможностей – больше реализма в изображении и анимации персонажей, а это грех не пустить на очередной крутой боевик, куда можно залить столько спецприемов, переломов, фаталити и бруталити, сколько позволит цензура. Но если заходила речь о десанте главных действующих лиц франчайза на NES или GameBoy, идея прямого портирования уже готового продукта энтузиазма не внушала – слишком предсказуемы были потенциальные графические жертвы. Однако файтинг или бит-эм-ап на 8 битах выглядел куда как менее эффектно, а отсутствие графической крутизны пришлось бы компенсировать геймплеем. Что в случае с консолью, для которой творили сами Technos Japan, представляется весьма трудоемкой затеей.

Именно поэтому можно наблюдать случаи, когда для NES выходили не упрощенные порты более продвинутых в техническом плане «игранизаций», а скромные, сделанные по старым лекалам платформеры. Решение, в конечном счете, мудрое, ибо порой эти платформеры умудрялись перещеголять своих старших братьев по всем параметрам. Ну, по всем, кроме графики, - но сдается мне, если бы нас с вами смущали подобные мелочи, то вы бы сейчас это не читали, да и я бы это не писал. Вот уж где ретрогеймерские дифирамбы ушедшей эпохе становятся осязаемы. А все потому, что по рецепту «раскрученный первоисточник + качественная графика» нередко верстаются очень уж «дежурные» вещи. Те же бит-эм-апы – независимо от качества графики, не всем дано творить хиты типа Double Dragon и Nekketsu. В результате по тому же комикс-франчайзу про «Мстителей» был выпущен дольно средний бит-эм-ап на SNES и гораздо более известный у нас платформенный боевик на NES.

И с фильмом 1993 года «Скалолаз», который сам по себе франчайзом не был, но снимался при непосредственном участии человека и франчайза Сильвестра Сталлоне, приключилась похожая история.

В центре сюжета – неудавшаяся попытка террористов ограбить правительственный самолет с деньгами. Прямо в воздухе – с помощью своего самолета и своих людей среди сопровождавших $ 100 000 000 агентов. Хотя вернее сказать, что попытка удалась наполовину – ограбить самолет удалось, однако затея с перетягиванием чемоданов по тросу привела к крушению самолета бандитов в районе Скалистых гор и потере денег… где-то в районе тех же самых гор. Тут бы и сказке конец, да террористы выжили. И послали сигнал S.O.S., перехваченный на ближайшей спасательной станции. И вот скалолазы Гейб и Хэл отправляются на выручку, не ведая, что из спасателей их под дулом автомата перепрофилируют в кладоискатели. Благо на чемоданах маяки стояли.

Царь гор(ы) За Гейба и предстоит играть – ведь он мало того, что главный герой, так еще и в исполнении Сильвестра Сталлоне. На Сеге и SNES предлагается бит-эм-ап – оружие, враги, пропасти, все дела. Вроде не хуже других, но журнал Electronic Games Monthly все же влепил игре награду в номинации «Худшая игра по мотивам художественного фильма». Даже версию для Sega CD не спас 3D-этап, где Гейб спасается от лавины.

Версию для NES никто не ругал, не хвалил и вообще никто особо не принимал в расчет. Этот платформер, главный герой которого визуально напоминал Сталлоне разве что на фотке в конце этапа, с самого начала не претендовал ни на что, кроме частичного «окучивания» тех поклонников фильма, которые еще не успели обзавестись консолями нового поколения. С тем же расчетом были сделаны два карманных порта – на GameBoy и Game Gear. Но странное дело – среди восьмибитных платформеров Cliffhanger пусть чуть-чуть, но выделялся – всяко больше, чем его старший брат среди мордобоев.

Герою дали те же возможности, что и на SNES/SMD – удар кулаком, удар ногой, возможность использовать найденное оружие. Плотность врагов на единицу площади, однако, уменьшилась вдвое. Во-первых, действие игры начинается не со знакомства с бандитами, а с поисков самолета. На первых порах мешать будут только дикие животные и птицы. Затем – бандиты с кулаками, метательными ножами, пистолетами… Но если бесконечные драки с последними отнимали все время на 16 битах (а что, собственно, вы ждали от бит-эм-апа?), то здесь платформенная составляющая превозмогает. Здесь главным образом надо преодолевать пропасти (не бездонные, но производящие убедительное впечатление таковых), спасаться от горных обвалов, исследовать пещеры и, конечно же, карабкаться по отвесным стенам – иначе какой же вы скалолаз?

Наверное, в этом и кроется неуловимый шарм игры – она просто-напросто больше соответствует духу фильма. Конечно, 3D-этапов с лавинами тут нет, зато соблюдены некоторые условия жизни скалолазов: падение с большой высоты закономерно убивает героя, а не двигаясь с места в течение определенного времени, он начинает мерзнуть с закономерным убыванием шкалы здоровья.

Шкала восстанавливается в начале каждого этапа, иногда – на новом отрезке пути, в остальном же лечение стоит денег. Самых что ни на есть американских. По горам и ущельям тут обильно рассыпаны пакеты и мешочки с зелеными открытками «100 лет Бенджамину Франклину» и прочими шедеврами буржуйского казначейства. Клише платформеров? Отчасти. Тем не менее, вы будете смеяться, но это одна из редких игр, где подобная кучность финансов в пределах непересеченной местности всецело оправдана сюжетом – помните оброненные на высоте нескольких тысяч метров миллионы?

Царь гор(ы) Найденные суммы варьируются от нескольких сотен до трехсот тысяч, но денег в этой игре много не бывает. По крайней мере, если вы хотите отдохнуть у ближайшего костра и восполнить ту самую шкалу здоровья – деньги при этом исчезают с такой скоростью, словно именно они и идут на растопку. Хотя стоп, почему «словно»? В фильме есть сцена, где Гейб и его подруга Джесси в ледяной пещере пытаются согреться, разведя костер из банкнот!

Притом, что игра не столь продолжительна, по процентному содержанию отсылок к первоисточнику она заслуживает похвалы. Придется Гейбу и карабкаться по тросу, и расстреливать вражеский вертолет, и спасаться из заминированной бандитами пещеры (бомба, правда, сугубо сюжетная – поставить на этом этапе таймер или забыли, или не захотели). Да и в бою всегда есть возможность (а кое-где, пардон, и прямая обязанность) избавиться от противника, столкнув его с уступа.

Впрочем, повторюсь: любителям экшена и эффектных поединков лучше все-таки взять под свой контроль шестнадцатибитного Сталлоне. Битвы здесь необязательны, а благодаря «многоэтажной» структуре этапов большинство врагов можно оставить с носом – никакой награды за победу в этих стычках вы не получаете. Да, для поклонников методичной зачистки каждого этапа будут разбросаны и ножи, и пистолеты, и гранаты. Однако все это добро… нет, не сказать «неэффективно», даже наоборот – но скажем так: все это добро не так уж необходимо. Особо надоедливые птицы усмиряются с одного удара, волки – с двух, а люди мало что могут противопоставить непрерывной серии ударов руками и ногами, на которую наш скалолаз тоже горазд (Сталлоне, как-никак!). Стало быть, из действительно ценных находок в игре – сапоги для быстрого бега в начале игры да альпинистское снаряжение чуть позже.

А взять и пересмотреть фильм – да, были там бои не на жизнь, а на смерть, но ежеминутно ли? Вот и парадокс, так хорошо знакомый всем ретрогеймерам. «Прыгалка» со скромным визуальным оформлением и парой мелодий на всю игру своим существованием доказывает: для удачного переноса чего-либо на виртуально-интерактивную почву не обязательна фотореалистичность, motion capture, армейский арсенал и бруталити.

Все-таки, все гениальное просто… хоть и не все простое гениально.

По горам лазил
Ник Хантер

Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2187

Комментарии:

Оставить комментарий