Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Бэтмен» Долгая жизнь народного героя
1. Философское вступление
Я уже давно сделал одно интересное наблюдение, с которым вы, дорогие товарищи, наверняка согласитесь: все в мире делится на две категории — что-то новое и что-то, что было всегда. То есть чисто психологически — для кого-то та же вещь была новой, а вы никогда не задумывались, когда же она и как на самом деле появилась. Самый яркий для нас пример — компьютерные игры. Лично я и большинство интересующихся этой тематикой людей старше двадцати лет хорошо помнят раскрутку «Денди» в начале девяностых, как игры входили в нашу жизнь, а вот более младшие об этом, наверное, не задумываются — для них игры были всегда. Так же как нам сложно представить, что когда-то не было, скажем, «обыкновенного» унитаза. Та же фигня и с различными героями и персонажами. Когда и откуда, например, пришли покемоны (suxxx) и все с ними связанное, сейчас доподлинно известно, а фразами Остапа Бендера или афоризмами Козьмы Пруткова мы, не задумываясь, пользуемся чуть ли не каждый день, подчас даже не догадываясь о том. что их тоже когда-то кто-то придумал.
Зачем, собственно, такое длинное и размытое вступление, спросите вы? А вот как раз за тем, что товарищ Бэт-мен для многих тоже из категории «был всегда». Я честно пытался вспомнить, когда впервые познакомился с этим героем, — и, представьте себе, не смог. И вот, чтобы расставить все знаки препинания в истории этого персонажа и его мира, я решил максимально полно восстановить его биографию.
2. Хорошее начало
А началась она очень даже давно — с шестистраничного рассказа, опубликованного в американском издании "Detective comics» №27, вышедшего в мае 1939 года. Рассказ, разумеется, тоже был в виде комикса, первым дизайнером которого являлся художник Боб Кейн, а автором текста — Билл Фингер. Первые свои шаги герой продолжал совершать на страницах именно этого издания, соседствуя с прочими детективными рассказами. Но сразу же обратил на себя внимание своей индивидуальностью. «Он не умеет останавливать пули, как Супермен, но тоже сражается со злом по мере своих сил»,— примерно такими были первые впечатления читателей и критиков. Позже к работе присоединился еще один автор — Гарднер Фокс. Именно он помогал Фингеру придумывать самые ранние рассказы и персонажей — Флэша, Хокмена, Сандмена. Джокер и Кэтвумен родились в 40-м — в первом номере собственного комикса героя; в том же году, но в «Детективных комиксах», появился Робин, годом позже — Пингвин, еще через год — Двуликий. Фокс также помогал Фингеру придумывать всякие фирменные Бэт-штучки, многими из которых Воин-в-Черном пользуется до сих пор — в частности бэтаранг, без которого его представить вообще невозможно. Была придумана символика главного героя, и, наконец, авторы стали серьезно разрабатывать концепцию мира, в котором живет Бэтмен. Этот мир стал постепенно превращаться в полноценную вселенную, независимую от реальности, хотя во все времена в Готэме угадывались плохо скрываемые черты Нью-Йорка. Но все же совсем откреститься от реальности не удалось. И дело тут, как вы, должно быть, догадываетесь, во Второй мировой войне, которая в то время подчинила себе абсолютно все. Так как всеобъемлющего телевидения в современном понимании тогда еще не было, первые видеопохождения Бэтмена можно было посмотреть, в основном, в кинотеатрах. Отснятый на «Коламбии», по сути это был сериал, состоящий из пятнадцати 20-25-минутных серий, в которых Великий Воин гонялся за японским шпионом, превращавшим американцев в зомби. Судя по очеркам того времени, поставлен он был очень посредственно, с нескрываемой пропагандистской подоплекой и откровенно был рассчитан на детей. Но, тем не менее, с исторической точки зрения значение этих серий трудно переоценить. Характерно, что именно с этого момента Робин стал постоянным спутником Бэтмена, сопровождая его везде и в дальнейшем. Однако жизнь со временем вернулась в мирное русло, и надо было жить дальше. В 1947-м году Робин засветился в собственном комиксе, а через год в дружную компанию влился Ридлер. Начать снимать продолжение сериала студия решилась лишь в 1949-м году. Однако, лишившись своей пропагандистской основы, начинать надо было с нуля. Процесс грозил превратиться в обычную и даже местами немного пошловатую мыльную оперу, но все же, благодаря фантазии авторов, новый сериал не стал занудным. Через него прошли многие звезды тогдашнего американского телевидения. После этого в тележизни наступил значительный перерыв, зато бурлила и кипела жизнь комиксовая. Не прекращалось заочное соперничество с Суперменом, с которым Летучий Мыш впервые открыто пересекся на страницах «Superman» в 1952-м году. В 59-м впервые появился Мистер Зеро, в 60-м Бэтмена зачисляют в «Лигу справедливости Америки». Знаменательное событие случилось в 1964-м году, в год 25-летия героя. В команде появился новый художник — Джулиус Шварц. Именно с этого момента Бэтмен впервые и окончательно стал появляться в том виде, в котором мы его привыкли видеть до сих пор (до этого его внешний вид довольно часто менялся). Также в коллективе появились такие имена, как Джон Брум и Кармине Инфатино.
Сериал возобновился в начале 1966-го года, окончательно обретя вид телешоу. По популярности оно превзошло все мыслимые ожидания, а свежие идеи для развития получало, разумеется, из своих литературных изданий.
Но не хватало
полнометражного кино. И недостаток этот первый раз попытались устранить в 1966-м. Согнали в одну кучу всех, кого только можно, — и Ридлера, и Пингвина, и Кошку, и Джокера. Народу вроде как понравилось, но это было больше похоже на театральный капустник, нежели на серьезный фильм.
3. Окончательный и бесповоротный успех
Второй попытки пришлось ждать очень долго — аж до 1989-го года. Права на фильму заимела к тому моменту Warner Bros., а непосредственно за дело взялся известный ныне режиссер Тим Бартон; на главные роли угодили Джек Никлсон и Майкл Китон. За основу сюжета была взята история об отношениях между Бэтменом и Джокером, Робина как бы еще нет. И фильм ожидания оправдал. И зрителей, и авторов. Зритель получил очень динамичный и хорошо поставленный боевик, а авторы — соответствующий гонорар. Правда, в плане актерского мастерства николсонский Джокер выглядел намного симпатичнее всех остальных (в том числе и Бэтмена), но на фоне общего успеха это лишь нюанс.
Можно что угодно плохое говорить про американцев (сам очень люблю этим заниматься), но чего у них не отнимешь, так это нюх на деньги. На этот раз люди быстро поняли, что дело с продолжением откладывать не стоит, и уже в 1992-м году вышла вторая часть — «Бэтмен извра...», сорри, «Бэтмен возвращается», Это действительно был гениальный фильм — и с точки зрения режиссерской работы, и, в первую очередь, по актерскому составу — сочетание Бэтмена — Китона, Пингвина — Дэнни Де Вито и Кэтвумен — Мишель Пфайфер я лично и многие другие, люди считают непревзойденным во всей серии. «Бэтмен навсегда», вышедший через три года с новым режиссером и новым Бэтменом, готовились встречать уже с настороженностью. К счастью, фильм ее полностью развеял. И Джоэл Шумахер со своей работой справился, и Вэл Килмер хорошо сыграл главного героя, а уж главные злодеи вообще вышли на загляденье — Томми Ли Джонс и Джим Керри сыграли одни из самых лучших своих ролей. Последний на данный момент фильм про Бэтмена получился самым неоднозначным. Он, скажем так, не смог ничем удивить, в отличие от всех предыдущих. Хотя и сюжетец вроде ничего, и актерский состав традиционно сильный (Клуни, Шварценеггер, Ума Турман, Алисия Сильверстоун), но не хватало какой-то искорки, которая в первых частях незаметно цепляла за живое. Впрочем, что симптоматично — кассовые сборы, как всегда, оставались на стабильно высоком уровне.
На этом, правда, киноэпопея еще не закончится — свежее продолжение обещают сделать довольно скоро. Но вот сомнения на этот раз действительно серьезные — что нового удастся придумать авторам, чтобы не разочаровать зрителей?
На телевидении Бэтмен отметился еще и мультсериалом, впервые появившимся в 1968-м году. Новые же серии вышли в 1992-м, проложив путь к вышедшему позже полнометражнику. Мультики были четко выдержаны в фирменном комиксовом стиле и заняли почетное место в дневной сетке вещания CBS. Кроме этого, по двум полнометражным фильмам — «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается» — были выпущены еще и книги, окончательно закрепившие положение своего героя во всех сферах мира шоу-бизнеса. Вот, собственно, вкратце весь путь великого воина. Правда, я все же не до конца отразил масштабность явления, а именно: практически с самого начала пути Бэтмен обзавелся большим количеством собственных фанатов, организовавших выпуск журнала про любимого героя; греет руки на этом имени и игрушечная индустрия — в огромных количествах производятся и по сей день различные тематические вещи для детей; музыка из фильмов и мультиков продается отдельными, внушительными по объему, тиражами; в желтой прессе вокруг авторов и персонажей всегда был какой-нибудь шум и куча смешных своей серьезностью домыслов (например, когда впервые появился Робин, Бэтмена даже обвинили в «голубизне»); наконец, производятся видеоигры, но это уже отдельная тема.
Рассказывать подробно более чем шестидесятилетнюю историю Бэтмена можно бесконечно, поэтому, пожалуй, лучше уже перейти к теме, волнующей геймеров, — к компьютерной жизни героя.
4. Шаг вперед, три шага назад
А вот она-то как раз сладкой и не получилась. Хотя и начиналась за здравие. Вообще, если честно, я затрудняюсь сказать, были ли версии игр на самых ранних платформах, ибо основная раскрутка пошла только после фильма 1989-го года. И первой известной мне и, как ни парадоксально, самой удачной из всех позже созданных, была «Batman» на Денди. Игрушка зачаровывала своей гениальной простотой. В Sunsoft не стали изобретать велосипед, а сбацали классный платформенный боевик с отличной (даже без поправки на давность) графикой, четким управлением, средним уровнем сложности, отличным геймплеем и множеством приятных мелочей, таких как, например, анимированные заставки, классные боссы, три вида дополнительного оружия и возможность прилипать к стенам в прыжке. Кроме этого, игра довольно строго придерживалась сюжета фильма и обладала, опять же даже без поправки на формат, очень качественной и интересной музыкой и звукорядом.
В 1990-м игра той же фирмы и с тем же названием появилась на Сеге. Игрушка внешне стала намного красивее и, в общем-то, из сеговских вариантов так и осталась лучшей. Кой-какие расхождения с фильмом, правда, уже наблюдались, но основным недочетом все же стало управление, а именно его неприспособленность к выполнению множества акробатических этюдов, задуманных авторами. Частенько, частенько приходилось падать в пропасти и попадать в огонь из-за этого. Но это были лишь цветочки. Ягодки созрели в 91-м, когда Сансофт выпустил последнюю свою игру бэтменовской тематики — "Batman. Return of the Joker".
Посетил сей шедевр опять же Денди и Сегу и стал первым полноценным провалом. Игруха была жутко нудной и одновременно жутко сложной (особенно боссы), что в сочетании с весьма слабой графикой и уже начинавшим превращаться в традицию недоработанным управлением шансов на выживание игре не оставляло. Единственное, что могло показаться привлекательным, это сюжет, основанный на одной из ранних серий комиксов.
Но вот в 92-м выходит фильм "Batman Returns", ставший, по мнению многих критиков, вершиной «мышовой» эпопеи. Соответственно и игра «по мотивам» себя долго ждать не заставила. Осчастливила она своим присутствием все три основные на тот момент платформы — Денди, Сегу и СНЕС. И что самое удивительное, что все три варианта были абсолютно разными. Но, вы таки будете смеяться, самой удачной вышла версия для 8-битки! Вообще все три игрухи сразу были описаны еще в 19 номере «Дракона» (автор — РБШ-17), но я все же дам свою характеристику каждой отдельно, ибо в той статье автор, видимо умышленно, избежал подробностей.
Первое разоблачение касается нахваленной в свое время СНЕС-версии. Мое личное мнение, что она была самой убогой из всех. В частности, это касается геймплея: товарищи, две атаки (бэтаранги и удар кулаком) для героя боевика, — по-моему, маловато, не правда ли? А графика? Глядя на картинки, вы думаете, она такая замечательная? В движении это подчас выглядит ужасно! Все персонажи двигаются рывками, бэкграунд на самом деле «мертвый», а не отличающиеся особым умом враги просто берут количеством. Тормозни избежать также не удалось. Все это довольно странно, если учесть, что игру делала Конами. Но она же сделала и замечательную дендевую версию! Самой первой сансофтовской она уступает чуть-чуть разве что в динамизме и игровой скорости, а так очень качественная и интересная вещь. Здесь у Бэтмена даже ударов больше!
Но все-таки совсем особняком стоит сеговская игрушка. Произвела ее сама Сега, но радости от этого немного. Главная беда — слишком уж завышенный уровень сложности — каждый рядовой враг может нанести непоправимый ущерб здоровью. Но есть и плюсы. Например, графика — она намного лучше нинтендовского варианта, хотя тона в основном мрачноватые. Набор приемов и дополнительного оружия наконец-то обрел человеческий вид — ежли приспособиться, можно и комбы научиться делать, и отстреливать врагов грамотно- Еще боссы порадовали — довольно злые дяди. Но вот управление опять подкачало — Притом, что и архитектура уровней довольно сложная, и клоуны (вообще именно во второй части это родовое проклятье получило невиданный размах) мерзопакостные отовсюду прут, так еще в самый ответственный момент по вине джойстика можно лажануться с прыжком, промахнуться гарпунчиком или не рассчитать момент для удара. Короче говоря, в общем и целом «Возвращение» на приставках провалилось.
Но блажен геймер, ибо он оптимист. Большие надежды, подогреваемые рекламой, были связаны у владельцев Сеги и СНЕСа с «Batman Forever». Что получилось? Берите 24-й номер «Дракона» и читайте, добавить к сказанному Купером мне нечего.
Неужели на такой вот грустной ноте суждено «Черному Ужасу проститься с 16-битками? К счастью, нет! Утешением для не терявших веру в своего героя поклонников стала «The Adventures of Batman and Robin», основанная на мультсериале и вышедшая в 95-м году. Игрушка действительно получилась классная — без явных недостатков и с увлекательным игровым процессом.
А следующей ступенью, разумеется, стала «Соня намбер ван». И опять же очерк о «Batman Forever the Arcade Game» для PSX можно прочитать в ВД, в номере 31. Как всегда в игре недоработали с управлением, а в остальном она получилась достаточно ровной, я бы даже сказал — серой. Немного зевая, мочим толпы врагов и, собственно, все. Нет, способов мочения много, и красиво смотрится, не спорю, но на тот момент уже не оригинально и начинает приедаться.
Но это все бы ничего, но вот дальше на свет появляется трехмерный «Batman & Robin» Нет, товарищи, поклонники бедолаги Бэтмена такого не заслужили. В ВД номер 40 опять же Агент Купер подробно расписал судьбу нового несчастного творенья, принять и понять которое смогли очень немногие.
Последний шанс утвердиться на «Соне» был у игрушки «Batman Beyond: Return of the Joker» (еще она вышла на Nintendo 64). Никакого особого восторга она не вызвала, но, по крайней мере, и не сильно выделялась в худшую сторону.
Мультяшный трехмерный экшн, не имея возможности похвастаться ни отпадной графикой, ни сногсшибательным сюжетом, ни какими-то революционными новшествами в плане движка, тем не менее провальным не стал. Новые времена — новые игры, скажете вы. Новые игры — старые проблемы, отвечу я. Итак, PS2 уже на ходу, и пора ей обзавестись собственным «Бэтменом». Так и есть — не так давно вышел «Batman: Vengeance". На этот раз за основу сюжета взят полнометражный мультфильм про похождения Черного Летучего Ужаса. Ну казалось бы — мощнейшая приставка, полная свобода для фантазии — ну чего вам, товарищи из Ubi Soft, еще надо-то?! Похоже, мозгов. Как иначе объяснить то, что главная проблема в игре — управление? А еще камера. Казалось бы, уже даже -Пара Крофт отучила своего оператора пить во время съемок, а тут — все с нуля. Чего стоит только поворот на 180 градусов! К вам кто-то подкрался сзади, вы оборачиваетесь и... видите рожу Бэтмена во весь экран. И кулаки, которые ее бьют. И так случается довольно часто. Или вот графика— ну вроде Бэтмен частенько раньше только на этом и выезжал, так ведь тоже все неоднозначно. Игру явно пытались подогнать под ко-миксовый стиль, но комикс — он и есть комикс, он должен быть на бумаге, ну по крайней мере, на плоской поверхности. А тут 3D. И, скажем, умышленно не детализованные здания и прочие крупные сооружения смотрятся местами просто ужасно, в то время как визуальные спецэффекты на очень даже приличном уровне, а герои нарисованы красиво и движутся плавно, всем своим видом показывая эффективность применения технологии motion capture.
Вызывают нарекание и некоторые моменты геймплея. В частности, рядовых гадов теперь мало просто зверски избить, их надо еще и арестовать (помните игрушку «Судья Дредд»? Кто не помнит — загляните в 24-й номер и прочитайте статью Lord'a Hant'ы). иначе они просто встанут и пойдут окучивать вас дальше. А арест врага в 3D, как и собственно избиение, дело непростое. Особо нервные за полчаса игры израсходуют весь свой запас матерных ругательств. Но зато, чтоб отойти и успокоить нервы, нам дадут покататься на бэт-мобиле и бэтмолете. Итог печален — этой игре судьба суперхита в очередной раз не уготована. Но лучик надежды есть — я имею в виду намеченный на осень 2003 года выход уже анонсировавшейся в ВД «Batman: Dark Tomorrow». Сдержанный оптимизм связан, прежде всего, с тем, что очередной лажи Юбисофту просто не простят, а более к сказанному в 59-м номере добавить пока практически нечего, хотя желающие могут посмотреть в сети рекламные ролики игры.
Еще есть реализации на GB, GBC, GBA и N64. Геймбойколоровская «Batman: Chaos In Gotham» вернула нас к двумер-ности и, надо признать, сделала это очень удачно. В таком виде комиксовый Готэм смотрится очень даже хорошо, игра, в общем, довольно динамичная и интересная. Про нинтендовскую версию «Beyond» сказать чего-то особенного нечего.
5. Печальный итог?
Что ж, увы, очевидно, что игровая карьера одного из самых старых и знаменитых борцов с преступностью складывается не очень удачно. Но ничего, время все расставит по местам, делать окончательные выводы будем потом, а пока имеем то, что имеем — супергероя с запятнанной по вине производителей в игровом мире репутацией. Хотя, подводя уже окончательный итог, хочется сказать, что Бэтмен — это что-то большее, чем банальный супергерой. И даже неудачные реализации игр с его участием все равно не затеняют главного — его самобытности и самоценности.
Molotov
Журнал: Великий Дракон №63