Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
История FC/NES/Dendy

Space. It seems to go on and on forever. But then you get to the end and the gorilla starts throwing barrels at you.
Космос. Кажется он тянется бесконечно. Но когда добираешься до края горилла начинает швырять бомбами.
(Futurama. S01E01(1ACV01) Space Pilot 3000)


Технические характеристики:
Центральный процессор8 битный процессор Ricoh, основанный на ядре Motorola 6502 + PPU (Picture Processing Unit)
Частота процессора NTSC – 1,79МГц PAL – 1,66 МГц
Разрешение экрана256х224 (NTSC) 256x240 (PAL)
Палитра цветов 53
Количество одновременно отображаемых цветов на строке 25
Максимальное количество спрайтов на экране 64
Максимальное количество спрайтов в одной строке 8
Размеры спрайтов 8х8 или 8х16
ОЗУ2 кб
ПЗУ48 кб
Слоевая прокрутка однослойная
Минимальный/Максимальный объём картриджа192 Кбит-4Мбит
Звукпятиканальный звукогенератор


В нижеследующей статье я постарался упомянуть большинство событий связанных с вышеупомянутой приставкой или повлиявших на её создание и развитие. Хотя вполне вероятно, что всё-таки что-то было упущено из виду. Некоторые подробности были опущены специально, дабы не нагружать читателя лишней информацией. Также я не стал сильно распространяться о судьбе NES/FC в России. А написал только самые основные воспоминания. Отмазки закончились, теперь просто наслаждайтесь чтением.

В 1889 году Фусажиро Ямаути (Fusajiro Yamauchi) основал свою компанию в Киото, которая называлась Marufuku Company и занималась выпуском японских игральных карт Hanafuda. В 1907 году компания сменила название на Nintendo Koppai и начала продавать свои карты уже за пределами Киото. Слово "Nintendo", составленное из трех японских символов kanji, можно перевести как “оставленное рукам неба". Этот перевод дан на официальном российском сайте компании. Но существуют и другие переводы, такие как: “Небеса благословляют трудолюбивых”.

В 1949 компанию возглавил Хироси Ямаути (Hiroshi Yamauchi) став 3 президентом компании. До него эту должность занимали Фусажиро Ямаути и Секирио Канеда (Sekiryo Kaneda) или Секирио Ямаути.

За последующие года компания несколько раз меняла названия, пока, наконец, в 1963 она не стала называться Nintendo Co. Ltd. До это были: Yamauchi Nintendo & Co.; Marufuku Co. Ltd.; Nintendo Playing Cards Co. Ltd. (Nintendo Karuta Co. Ltd.).

В 1969 Нинтендо открывает отделение по разработке игр, которое так и называется “игры”. Офис этого отдела расположился в городе Уджи (пригород Киото).

В 70-х годах благодаря разработкам инженера Гумпей Йоко (Gunpei Yokoi) компания приступила к созданию игрушек для детей. Также была открыта игрушечная фабрика. Параллельно было создано подразделение R&D, занимающееся созданием электронных игрушек, и начался выпуск серии игрушек под названием Beam Guns.

Тем временем Гумпей Йоко создает игру под названием Ultra Hand, которая снискала очень большой потребительский успех. Также при его участии были созданы The Ultra machine (машина для выбрасывания бейсбольных мечей), Ultra Scope (маленький перископ) и Love Tester. Последний стал очень популярен в Японии. Девушка и юноша, держащиеся за руки, должны были взяться свободной рукой за рукоятки внутри машины. После этого машина измеряла, сколько "любви" протекает между ними (на самом-то деле машина всего лишь измеряла сопротивление двух тел, с любовью и эмоциями не имеющее ничего общего).

В 1973 Ямаути решает использовать пустующие в то время залы для боулинга в качестве электронных тиров с лучевым ружьём и глиняными тарелками. В создании подобного тира принимали участие Гумпей Йоко, Масаюки Уемура и Геньё Такеда. В результате их труда родилась система The Laser Clay Shooting System. На открытие тира было приглашено множество людей, но система начала давать сбои. Выход был найден Такедой, который спрятался за ящиком, контролирующим запуск тарелок и счёт. Оттуда он мог запускать тарелки и вручную изменять счёт. Таким образом создавалась иллюзия безотказной работы системы. С тех пор Laser Clay Shooting System стала главным вечерним развлечением в большинстве городов Японии.

В 1974 отделом R&D была создана система Wild Gunman, послужившая прототипом для создания в дальнейшем световых пистолетов, используемых с игровыми приставками. Дикий стрелок состоял из проекционной системы, использующей 16 мм пленку с фильмом. Пленка показывала стрелка, появляющегося на алее. Игрок должен был застрелить его быстрее, чем стрелок сделает выстрел.

История FC/NES/Dendy
В 1975 Ямаути удалось получить лицензию на производство и продажу игровой видеосистемы Oddysey от Magnavox в Японии. Но в скором времени контракт был разорван из-за желания Хироси попробовать свои силы в индустрии видеоигр.

В 1977 при поддержке компании Mitsubishi Electrics Нинтендо выпускает ряд собственных игр, таких, как: Color TV Game 6, Color TV Game 15, Color TV Block Kuzushi, Color TV Racing 112.

В 1978 в Nintendo появляется подразделение, специализирующееся на производстве и продаже игр для аркадных автоматов.
История FC/NES/Dendy
В 1980 компания открывает свой филиал в США. Президентом компании Nintendo of America в Нью-Йорке стал Минору Аракава (Minoru Arakawa). В то же самое время Гумпей Йоко создаёт первую портативную консоль под названием Game & Watch (клоны таких поделок в СССР назывались Электроника). Самыми первыми играми на ней стали Ball, Parachute и Fire. Немногим позже появились Popeye, Mickey Mouse и Zelda.

История FC/NES/Dendy
В том же 1980 компания начинает разработку игровой приставки, поддерживающей картриджи с возможностью их замены. Подобная идея делала игровые приставки очень доступными для конечного потребителя. Ведь теперь не надо бы было каждый раз ради новой игры покупать новую консоль, а достаточно было бы лишь сменить картридж с игрой. В Японии уже начали появляться аналогичные продукты, поэтому перед группой разработчиков во главе с Масаюки Уемура (Masayuki Uemura) была поставлена задача - создать конкурентоспособную приставку, способную вытеснить все остальные поделки, благодаря своей мощи и низкой цене.

Когда была сформирована концепция архитектуры будущей консоли у Нинтендо просто не хватило средств для производства необходимых микрочипов. На помощь пришла компания Ricoh, согласившаяся выпускать необходимые три миллиона микрочипов в течении 2-х лет.

Так как изначально будущий товар был ориентирован на детей, Ямаути решил сделать приставку максимально похожей на игрушку. Для этого были выбраны цвета будущей консоли - красный и белый, были закруглены острые углы приставки, а также были созданы маленькие джойстики. Клавиатура просто игнорировалась по тем же причинам.

История FC/NES/Dendy
AV Famicom


В 1981 году, из-за провала аркадного автомата с игрой Radar Scope (в игре надо было просто тупо мочить всё, что движется), по просьбе президента компании, Сигерю Миямото (Shigeru Miyamoto) разработал игру Donkey Kong. Главного героя звали Jumpman. А главной его задачей было спасение девушки Полин из цепких лап злой гориллы Кинг-Конга. В скором времени главный герой сменил имя на Марио. Прототипом этого персонажа стал Марио Сегали (Mario Segali), глава одного из нинтендовских офисов, предоставивший Сигерю помещение под офис. В том же 1981 корпорация IBM выпустила свой первый персональный компьютер.

История FC/NES/Dendy
Famicom Data Recoder


Изначально игра пользовалась очень низким спросом в Америке, так как американские дистрибьюторы не могли понять смысла игры. Но после того как в неё начали играть обычные люди, продажи поднялись до невиданных высот, как в США, так и в Японии. На волне успеха было создано продолжение Donkey Kong Jr. Здесь уже Марио похищал обезьяну, а миссия её спасения доверялась юному отпрыску Кинг-Конга.

В 1982 году офис Nintendo of America переехал из Нью-Йорка в Сиэтл. В это же время на Нинтендо подает иск в суд кинокомпания MCA за использование одноимённого с их фильмом персонажа. Нинтендо приходится нанять адвоката Говарда Линкольна (Howard Lincoln), который и выигрывает дело. В 1985 он становится председателем совета директоров Nintendo of America.

В 1983 году на аркадных автоматах вышла игра Mario Bros., в которой участвовали два известных нам персонажа Марио и Луиджи. Главной задачей игроков было уничтожение всех врагов на уровне. Чуть позже были выпущены также Donkey Kong 3 и Popeye.
История FC/NES/Dendy
15 июля 1983 года компания Nintendo выпустила свою первую 8-битную игровую приставку под названием Family Computer, сокращенно Famicom с 3-мя играми для нее: Donkey Kong, Donkey Kong Junior и Popeye. Приставка стоила всего лишь 7800 йен (что-то около 100$).

В первый год жизни консоль считалась ненадежной из-за обилия глюков и ошибок. Тогда Нинтендо снова выпустила систему, но уже с переработанной материнской платой. В последствии система заняла около 90% японского рынка. По официальным данным было продано более 60 млн. приставок и более 500 млн. игр. Поскольку выход консоли произошёл вскоре после страшного кризиса игровой индустрии, многие критики именно ей приписывают возрождение игрового рынка, так как удачные аппаратные характеристики и богатая библиотека игр вызвали интерес, как у потребителей, так и у инвесторов, отвернувшихся было от игровой индустрии после краха.
История FC/NES/Dendy

Приободрённый таким успехом Ямаути решает завоевать рынок Северной Америки, желая продавать там Famicom под именем Nintendo Enhanced Video System. Для этого он начинает сотрудничать с Atari. Но сделка оказывается сорванной, так как Атари в то время занималась продвижением собственной системы Atari 7800.
История FC/NES/Dendy
В 1984 Нинтендо начинает продавать лицензии на производство игр (Nintendo Seal of Quality) для Famicom. Первыми обладателями лицензий стали Namco, Taito, Capcom и Konami. Каждый лицензионный картридж снабжался чипом 10NES. Аналогичный lockout chip стоял в самой приставке и не давал играть в игру, если на картридже с ней отсутствовал 10NES. Но данная защита была взломана в 1988 году свежеобразованной компанией Tengen, возникшей путем слияния Namco и Atari. Они просто выпустили аналогичный чип и стали пихать его во все свои нелицензионные продукты. После чего обе компании начали судиться. Дело было закрыто в 1991 и последнее слово осталось за Nintendo. А в 1989 другая компания Color Dreams нашла лазейку в законе об авторском праве и стала клепать свои игры и продавать их по низким ценам. Но их игры получали самые унизительные оценки от геймеров. Из-за этого компания сменила имя на Wisdom Tree и стала выпускать игры на религиозную тематику. Но и это её не спасло. Самым интересным было то, что чип стоял только в NES, поэтому для Famicom пиратская продукция продавалась повсеместно. Последней официальной игрой выпущенной для приставки считается Wario's Woods (Wario no Mori).

Компания Codemasters создала для приставки устройство именуемое Game Genie. Этот девайс позволял взламывать программный код игры и изменять его по своему усмотрению. При этом не требовалось абсолютно никаких навыков программирования.

Для расширения графических возможностей картриджей Nintendo разработала чипы Multi-Memories Controllers или Memory Management Controllers (MMC). Эти чипы расширяли возможности приставки, позволяя создавать игры, которые на стандартном “железе” не работали. С появлением эмуляторов их стали именовать мапперами.

В июне 1985 Нинтендо представляет свою консоль на выставке Consumers Electronic Show. Приставка теперь была в совершенно новом корпусе и имела название Nintendo Entertainment System. Более того, к этому времени для Famicom уже были выпущены клавиатура, беспроводные джойстики, кассетный магнитофон и даже картридж с Famicom Basic (Family Basic). Последний представлял собой версию языка программирования BASIC для создания программных продуктов на Famicom. В комплекте с картриджем шли специальная клавиатура и книжка с инструкциями. Программы написанные на этом языке могли быть сохранены с помощью Famicom Data Recorder. К сожалению Famicom Basic был не совместим с FDS.
История FC/NES/Dendy
Famicom Modem


C 18 октября 1985 в Нью-Йорке начались продажи NES. А с февраля 1986 они охватили всю территорию США. Nintendo выпускала NES в двух вариантах. В комплектацию первого по цене в 249$ помимо самой приставки входили R.O.B. (Robotic Operation Buddy), два джойстика, световой пистолет, Gyromite (игра для R.O.B.), Duck Hunt и Super Mario Bros. Второй комплект стоил всего 199$. В него входили сама консоль, два джойстика и игра Super Mario Bros. В 1986 году для японской версии консоли был выпущен девайс под названием Famicom Disk System (FDS). Он позволял читать гибкие диски. Помимо FDS для приставки был выпущен специальный модем. С его помощью можно было присоединиться к серверу Nintendo и скачать небольшое количество программ, а также почитать анекдоты, новости и советы по прохождению.
История FC/NES/Dendy
Популярность консоли была настолько высокой, что в 1987 году на телевидении была запущена передача Nintendo Fun Club News. Из-за той же популярности рынок стал наводнен всевозможными китайскими подделками NES. Нинтендо пыталась бороться с ними, но безуспешно. В итоге единственным лицензионным клоном Famicom стала консоль Famicom Twin от компании Sharp (именно из этой компании и пришел в Nintendo Масаюки Уемура).

В ранних 90-х Нинтендо выпустила видоизменённый Famicom под названием AV Famicom или New Famicom (сама компания называла консоль просто Famicom, два других названия придумали пользователи). У приставки были видоизмененные (не только внешне, но и технически) джойстики, в частности из второго контроллера был убран микрофон. Гнезда аудио/видео RF были заменены на AV, отсюда и название.

Кстати NES и Famicom различаются не только дизайном. У них были разные разъемы для картриджей. В первой были удалены 2 контакта, позволяющие картриджам иметь свои чипы для расширения звуковых возможностей приставки. Также различными были контроллеры. У FC они были неотсоединяемыми и присоединялись сзади. В NES же джойстики подключались спереди, и в случае поломки их легко можно было заменить новыми.

Для обеих систем были выпущены дополнительные средства управления, используемые в определенных играх. Хотя самым популярным из них стал лишь световой пистолет (NES Zapper). Из других поделок можно назвать R.O.B. (маленький робот, который мог шевелить руками, если его поворачивали к телевизору – для него было выпущено всего две игры: Gyromite и Stack-up), Power Pad (специальный коврик с кнопками, на которые надо было наступать), перчатка-геймпад Power Glove, требующая для своей работы видеомагнитофон и Uforce – сенсорный контроллер, который фиксировал движения руки над своей поверхностью.

История FC/NES/Dendy
Ах да я забыл упомянуть об одном важном изобретении, связанном с FC/NES. Главой нинтендовского отделения по перспективным разработкам R&D 3 Геньё Такедой был изобретен battery back-up. Это был специальный блок памяти, помещаемый на картридже, и позволявший сохранять игру. Питался он от долгосрочной батарейки. Новое изобретение помогло избавить геймеров от записывания огромного количества длиннющих паролей (те, кто проходил Little Ninja Bros. не на эмуляторе, а на приставке меня поймут). При помощи этой технологии впоследствии были созданы карты памяти для современных консолей.

После 1990 года NES стала считаться самой продаваемой консолью за всю историю видеоигр. После 1995 года из-за появления более мощных консолей, а также из-за уменьшающихся продаж и недостатка новых игр Nintendo of America официально прекратило поддержку приставки. Несмотря на это японское отделение нинтендо продолжало продавать Famicom вплоть до октября 2003 года.

В 1993 Нинтендо издаёт NES 2. Так как консоль была выкинута на рынок накануне Рождества, то её розничная цена составила всего 49$. Это была последняя попытка вернуть внимание покупателей, давно уже переключившихся на SNES. Новая консоль стала более покупаемой из-за того, что разница в цене с NES составляла всего 10$. Внутренние аппаратные средства NES 2 оставались чрезвычайно неизменными от ранней модели NES, за исключением удаления гнезд видеовыходов RCA (существенное отличие от AV Famicom), и удаления чипа 10NES. Также был удален аудиовыход, в который можно было подключать наушники и музыкальный центр, и сделан закрывающийся слот для картриджей (в обычной NES использовалась ZIF система смены картриджей). Снаружи же NES 2 (как и её джойстики) была переделана так, чтобы стать похожей на североамериканскую SNES. Дизайн был разработан Лэнсом Барром (Lance Barr).

Игровая приставка NES была настолько популярна, что Nintendo решила выпустить несколько аркадных автоматов со схожим “железом”. Так появились Play Choice 10, Versus Uni System/Versus Dual System, Nintendo Classic, Nintendo Super System и Triforce. Особой популярностью эти автоматы стали пользоваться в США. Кстати, с такой же начинкой были выпущены компьютеры Duo FC и Duo FC Plus.

История FC/NES/Dendy
Twin Famicom

За всю историю приставки для нее было выпущено громадное количество игр. Отсюда начали свое шествие такие монстры, как Final Fantasy и Dragon Quest. Именно на NES выходили такие хитовые игры, как Duck Tales, Chip & Dale, Battle City, Darkwing Duck, Super Mario Bros., The Legend of Zelda, Double Dragon. Я думаю, этот список Вы можете продолжить и сами. Ах да, чуть не забыл, некоторые игры имели встроенные редакторы уровней - это позволяло игроку полстраивать игру под свои запросы. Примеры таких игр: Lode Runner, Battle City, Excitebike и Dezaemon. Хотя, если подумать, то последний можно назвать полноценным Game Maker'ом.
История FC/NES/Dendy
Когда пришла пора эмуляции приставки человек по имени Кевин Хортон (Kevin Horton) разработал новый формат звуковых файлов NSF и NESM. Файлы, записанные в этих форматах, содержали музыку, вытащенную из NES ромов, и при воспроизведении звучали так же, как и на самой приставке.

В Россию приставка пришла аж в 1993 году, как раз в эпоху расцвета пиратских аналогов. Несколько свежеиспеченных студентов МГУ решили немного подзаработать и создали свою фирму “Steepler”. Они же заключили соглашение с заводом “Тензор”, на котором и начали производить приставки и картриджи. Ранее неизвестную консоль окрестили Денди, а её символом стал белый слонёнок. И понеслось. Отовсюду стала звучать реклама: “Денди, Денди, мы все любим Денди! В Денди - играют все!” Повсеместно стали открываться магазинчики, торгующие приставками и картриджами. Ну а знаменитый картридж 9999999 in 1 я, думаю, помнят все.

На волне охватившей народ “дендемании” были созданы передача “Новая реальность” и журнал “Видео-Асс Dendy” (с 6 номера он стал называться “Видео-Асс Dendy. Новая реальность”, с 19 “Видео-Асс Великий Dракон”, а с 26 просто “Великий Dракон”). Журнал просто зачитывался до дыр, ибо он стал самым первым в России журналом, посвященным видеоиграм.

Стали появляться геймерские фан-клубы и сообщества. Появился натуральный геймерский сленг. Ведь только в России, тот же “Battle City” известен как “Танчики”. Более того, это слово теперь стало применимо ко всем играм, связанным с танками.Число пройденных игр стала приравниваться числу звездочек на погонах. Особо продвинутые даже составляли свой "послужной" список. Между геймерами постоянно обсуждалось прохождение самых сложных моментов игр. Забавен тот факт, что хотя приставка была одинаково популярна, как у взрослых, так и у детей, взрослые всеравно пытались оторвать чадо от экрана, пользуясь глупейшей отмазкой – мол, консоль садит кинескоп, и телик потом придётся выбрасывать. Хотя я до сих пор помню, как мы с отцом устраивали настоящие соревнования по игре в “Танчики”.

Огорчал ещё тот факт, что помимо Денди на рынке присутствовало огромная куча китайских подделок. Так, например, у меня приставка называлась BT. Пиратские консоли и картриджи не смущали российских людей, которым было абсолютно всеравно - в какой стране это было сделано, главное, чтобы это было интересно. Из-за этого обладатели некоторых моделей китайских приставок довольствовались игрой без звука или видели игры лишь в черно-белом варианте. Ещё одной проблемой были постоянные смены блоков питания и джойстиков. Считалось, что нельзя играть на приставке более 2 часов, иначе блок может сломаться, что на самом деле так и бывало. Джойстики тоже расходились на раз-два. В итоге молодое поколение, вооружившись отверткой и паяльником, пытались сами починить их. Чаще всего, конечно, приходилось покупать новый, благо они продавались отдельно. Но бывали и исключения. Так, например, мой друг, наловчившись чинить дендевские джойстики, чуть позже смог починить и PSOne контроллеры.
История FC/NES/Dendy
Очень радует тот факт, что в России приставка и не умирала вовсе. До сих пор на рынках многих городов продаются всевозможные модифицированные вариации Денди. И хотя у молодого поколения геймеров это слово вызывает лишь улыбку, для геймеров старой школы - Денди значит гораздо больше.

Ну и как это уже стало традицией, наше повествование заканчивается словами Сергея Супонева из передачи Новая Реальность: "Что ни говорите, а 8-битный формат хоронить рано. Действительно, игры для Денди уверенно занимают место в разделе "Классика". И через несколько лет, в каждом доме или, по крайней мере, в каждом районе будет своя библиотека компьютерных игр. И когда библиотекарь или, вернее, картриджетекарь спросит у вас: "Чего бы вы хотели посмотреть?", Вы ответите: "Я, пожалуй, пойду в отдел "Классики" - классической игровой литературы. Именно там и будут находиться 8-битные игрушки". Согласитесь, что эти слова вызывают ностальгию и умиление.

В статье были использованы материалы (текст и фотографии) огромного количества российских и зарубежных сайтов. К сожалению, я не могу перечислить их все, потому что банально их не помню.

Автор: Dizzy
Журнал: Альманах историй



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 3191

Комментарии:

Оставить комментарий