Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Руководство по использованию PSX Multi Converter.
Желание иметь под рукой на кассете/винчестере/флешке/компакте (нужное подчеркнуть) любимые мелодии из любимых игр рано или поздно посещало многих. Автор ещё помнит, как с упоением записывал с динамиков старого телевизора «Горизонт» на диктофон полюбившиеся саундтреки из Castlevania, Darkwing Duck, Daiku no Gen San и Nekketsu Kakutou Densetsu. А после с не меньшим упоением прослушивал их уже на дешёвенькой магнитоле (какие в то время прямо-таки заполонили рынок нашей страны). С приходом на нашу матушку-Землю такого великого явления как эмуляция всё стало гораздо проще: для обожателей NES-музыки (таких, как ваш покорный слуга, например) Кевин Хортон (Kevin Horton) изобрёл формат NSF, а поклонники Мега Драйва получили в своё распоряжение GYM. 16-битка от «Большой N» также не была обойдена вниманием энтузиастов – из SNES-ромов музыка «экспортируется» в файлы формата SPC. Не думаете же вы, что первой консоли от Sony в этом плане досталась роль бедного родственника.
PlayStation выделяется среди других ретроприставок не только своей «молодостью», но и полезной универсальностью: 2D и 3D, MIDI и AudioCD… Умельцы даже научили консоль проигрывать MP3, причём, как программным, так и аппаратным образом. Разработчикам игровых проектов такой расклад не мог не нравиться, в связи с чем мы, простые смертные геймеры, сами того не осознавая, сталкиваемся с самыми различными видами ресурсов, припрятанными в недрах игр для любимой 32-битки. Теперь благодаря трудолюбивому японцу Fyiro и их мы с вами можем повынимать к чёртовой бабушке! Встречайте же виновницу торжества – PSX Multi Converter!
Признаться честно, до знакомства с героиней данной статьи у автора не было целенаправленного стремления выдирать музыку из PlayStation-игр, как это было в его детстве с NES-играми и продолжилось на компьютере позднее (хотя и Sony’вский игровой аппарат в тот жизненный период значил для него не меньше). Но как только узнал, глаза, что называется, загорелись.
Одним из главных преимуществ PSX Multi Converter’а является его «плагинность» - схема работы, аналогичная схемам, к примеру, ePSXe и WinAmp’а, с уклоном к последнему. В случае с PsxMC аллегория такова: ядро программы выполняет исследовательскую функцию, а плагины – собирательскую. Проще говоря, базовая часть сканирует диск/образ, а соответствующие PSR-добавки (именно такое расширение имеют плагины для японского конвертера, вопреки сложившимся «DLL-традициям») последовательно анализируют: «а нет ли здесь моего подведомственного формата». Если, например, STR-плагин обнаруживает в прочитанном участке видеоролик, после завершения сканирования он представит последнего в удобном для конечного пользователя виде. Соответственно, SEQ-плагины занимаются исключительно MIDI-наборами, XA-дополнения – «волновыми» ресурсами, которые потом можно «конвертнуть» в WAV, ну а под непонятным расширением TIM скрываются обыкновенные картинки, лёгким мановением руки превращающиеся в BMP-изображения. В комплекте с утилитой даже есть плагины, разработанные специально для вытаскивания особых ресурсов из Chrono Cross и Final Fantasy 7. Как видите, в этом отношении всё просто до безобразия.
Чувствую, у некоторых уже зачесались руки и некоторые другие части тела, возвещая о желании поскорее разобраться с этим узкоглазым экземпляром. «Что ж, приступим» ©. Вполне очевидно, что для начала программу PSX Multi Converter нужно скачать – совершаем сиё действо на этом сайте. На момент написания материала последняя версия – 3.23. К сожалению, данное детище японопрограммистской мысли (о как завернул!) не относится к числу freeware-программ, а посему trial будет работать без жалоб в течение месяца (после чего, как вы уже сами догадались, придётся либо заплатить азиату, либо искать в Сети... сами понимаете). Впрочем, забудем на время об этом не совсем приятном обстоятельстве и перейдём к непосредственному ознакомлению вас, дорчитателей, с героем обзора. А начать его хочется с беглого осмотра нашего пациента. После первого запуска PsxMC попросит вас указать, в каком именно приводе находится подопытный диск/образ. Просто выберите из списка нужный дисковод, а позже при надобности его всегда можно будет поменять из настроек.
Итак, перед нами предстало основное окно программы. Левая его часть предназначена не иначе как для расположения найденных программой ресурсов – музыки, картинок и видеороликов. Представлено всё это будет посредством очевидной и знакомой всем windows’кой таблички, так что разбираться с получающимися списками будет легко и приятно. В столбце Stream отображаются условные названия обнаруженных ресурсов, начинающиеся всегда со STR, а номера, судя по всему, присваиваются согласно последовательности сканирования (о том, как её задавать, чуть позже). Второй столбец показывает нам длительность звукового файла или видеоролика, следующий за ним – использованный для «расшифровки» ресурса плагин, последний же – популярный формат, в который тот или иной файл может быть переконвертирован. Под сим обширным контейнером располагается блок из девяти кнопок, назначение которых также особых вопросов вызвать не должно. Мы вернёмся к ним также позднее, а пока обратим свой взор на правую часть окна, разделённую несколькими закладками.
Первая называется Information, и этим всё сказано. Здесь программа как бы расширяет информативные столбцы левой части: показывает название использованного при «импорте» плагина, количество каналов и частоту дискретизации для звуковых отрезков, размер полотна и FPS для видеороликов. В содержимом второй (Preview) несложно узнать простенький проигрыватель, при надобности иллюстрирующий нам сущность каждого выдранного утилитой ресурса. Третья закладка (Convertion) поможет нам при желании что-то из левого списка как следует «конвертнуть» в один из популярных форматов. Из настроек здесь наличествуют лишь формат выходного файла и путь его сохранения, а конкретные опции задаются в соответствующем настроечном диалоговом окошке.
А вот на заключительной закладке (CDAZ) надо бы остановиться поподробнее. Дело в том, что предприимчивый японец также обучил программу сохранять результаты поисков в файлы-профили с расширением *.cdaz. Эти файлы содержат в себе собственно сам список найденных ресурсов, а также список применённых в процессе сканирования плагинов. Последний нужен в том случае, если вы хотите исключить из листа, например, AudioCD-треки: вам нужно будет всего лишь поснимать флажки с пунктов ненужных плагинов. Восстановление исключённых ресурсов происходит, как несложно догадаться, с помощью обратной процедуры. Для того, чтобы убрать с глаз долой ненужные ресурсы, можно также задействовать находящиеся в основном окне кнопки Movie, WAVE Audio, MIDI Audio и Bitmap (в нажатом состоянии – соответствующие объекты отображаются, в противном случае – прячутся от пользовательского взора). Создаются CDAZ-файлы сразу после окончания операции поиска: в появившемся окошке надо будет лишь указать желаемые заголовок файла-профиля и префикс из трёх букв (по умолчанию стоит... нет, не то, что вы сейчас подумали, а STR). А ежели вам лень ждать, пока ваш многострадальный привод прошерстит-таки содержимое подопытного диска, можно заглянуть в Интернет: например, здесь некий Yokke организовал библиотеку CDAZ-файлов к некоторым оригинальным версиям PlayStation-игр. В случае наличия вожделенного наименования смело качайте и кладите в папку Analyze, что вложена в директорию с PSX Multi Converter. Эта же папка служит и для хранения ваших собственных CDAZ-файлов, создаваемых на локальном компьютере. Однако учтите, что отнюдь не обязательно скачанные файлы-профили смогут работать с ресурсами т.н. «полных русских версий». Причины, думается, очевидны. Впрочем, при отсутствии соответствующего файла-профиля перед началом сканирования программа сама предложит залезть на нужный сервер. К слову сказать, на данной закладке можно не только включать/отключать результаты трудов плагинов, но и менять их местами по своему усмотрению - левая списковая часть окна, к сожалению, в функциональном отношении бедна.
Предположим, после прочтения вышенаписанного Вы уже с надеждой держите в своих руках диск с любимой 32-битной игрой. Если PsxMC уже имел возможность быть запущенным на Вашей машине до этого, то Вы наверняка указали программе, какой именно привод следует назначить в настройках в качестве основного. Если по каким-то причинам был выбран другой дисковод, не беда: заходим в диалоговое окошко настройки (кнопка PsxMC Options в основном онке либо меню «File» -> «Set PsxMC Options...»), переходим на закладку Drive и исправляем оплошность. Здесь же можно назначить интерфейс, которым утилите надо будет «общаться» с приводом. Другие опции будут нужны только на этапе конвертирования.
После нажатия вожделенной кнопки “Open and Analyze CD-ROM” вам, как уже было отмечено выше, предстоит ответить на вопрос, желаете ли вы заглянуть за CDAZ-файлом на сервер или же произвести поиск «своими» силами. Для самостоятельного сканирования отвечаем на вопрос отрицательно, после чего перед глазами предстанет диалоговое окошко выбора плагинов. Комбинируете в соответствии с вашими нуждами: например, ежели вам нужна только «волновая» цифровая музыка, оставляете с включёнными флажками XA- и CDDA-плагины. При использовании принципа «всё как есть» (то есть, все флажки остаются на своих местах) ничего плохого не случится, но процесс сканирования, понятное дело, подзатянется.
Теперь остаётся только ждать, пока шкала деятельности утилиты не достигнет своего апогея. Как вы понимаете, время этого самого ожидания прямо пропорционально объёму диска/образа. Когда PsxMC справится с возложенной на неё миссией, она автоматически создаст в папке Analyze разметочный CDAZ-файл и попросит дать оному имя и префикс. Поэтому в том случае, если в будущем вам опять понадобится обратиться к ресурсам отсканированной игрушки, не надо будет заново производить поиск, а всего лишь ответить на очередной вопрос программы кнопкой «This CDAZ is adopted».
Итак, сканирование произведено, файл-профиль занял своё место на винчестере, а в левой части окна уже расположился список найденных связкой «PSX Multi Converter + выбранные плагины» ресурсов. Разумеется, в том случае, если последние по зубам PSR-файлам. А те, что находятся в комплекте с версией 3.23 (а также с более ранними) ещё далеки от совершенства: мало того, что «родной» SEQ-плагин создаёт совершенно пустые MIDI-файлы, так ещё и остальные плагины из некоторых игр не могут извлечь ни единого ресурса. Первая недоработка проявилась у автора, в частности, с Nekketsu Oyako, вторая же – с GunGage и Road Rash 3D. Впрочем, при работе с великим множеством других PlayStation-игр PsxMC равных пока нет. Чтобы просмотреть, что представляет собой тот или иной ресурс, достаточно щёлкнуть по нужному пункту и перейти на закладку Preview. TIM-изображения отображаются сразу же в окошке, а для прослушивания/просмотра звукового/видеофайла пользуемся привычным донельзя инструментарием «Play/Pause/Stop/Next/Previous». Здесь присутствуют даже масштабирование изображения (от 1/2х до полного экрана; задействуется всё это добро благодаря верхней кнопочной панельке) и три режима проигрывания – Normal Play (единократный «прогон» мультимедиа-файла), Loop Play (аналог всем знакомого Repeat’а) и All Stream Play («прогоняться» будет вся последовательность ресурсов, начиная с проигрываемой в данный момент). Единственное, что разочаровывает – ничтожная стабильность встроенного проигрывателя при движении ползунка позиции по времени. Ну куда это годится, если каждый второй случай передвижения слайдера заканчивается досадным зависанием программы? Наши нервы в этом случае спасает лишь то, что CDAZ-файлы сохраняются автоматически после каждого сканирования.
А вот с составлением последовательностей на очередь конвертирования японец малость перемудрил (в чём мало удивительного - жители странцы Восходящего Солнца склонны многое усложнять). Представьте, что вам нужно перевести в «человеческий» (с точки зрения писишника) формат один-единственный ресурс из левого списка. Что вы сделаете? Правильно, выделите мышью желаемый объект и нажмёте кнопку «Start convert...» в нижней части основного окна. И что же вы после этого увидите? PSX Multi Converter начнёт последовательно конвертировать каждый файл, находящийся в списке. Сразу предостерегу вас от периода недоумевания по этому поводу: дабы перегнать в удобные форматы выбранные ресурсы, из списка для начала придётся удалить все остальные. Странная реализация спископостроения, не правда ли? Но и это не беда – каждый из нас может вспомнить множество других, более нелепых казусов разработчиков ПО. К тому же, в нашем распоряжении знакомая клавиатурная комбинация Ctrl+A, выделяющая весь список разом, а также отключение выделения отдельных файлов посредством «Ctrl + щёлчок по нужному пункту». Хотя мне ли вас учить? :)
Ну и к заключительному этапу нашей статьи – к настройкам собственно конвертора. Слава эмуляционному богу, здесь практически никаких подводных камней обнаружено не было. В этом отношении всё, напротив, куда более логично и понятно. На первой же закладке настроечного диалогового окна можно уточнить, в какие из форматов программе нужно конвертировать те или иные типы ресурсов. Правда, назвать PsxMC изобилующей разными форматами может только законченный оптимист – если для CG-роликов формат AVI фактически является монополистом во многих отношениях, то уж WAV для «волновых» звуковых ресурсов и BMP – для изображений – далеко не всегда оправданный выбор. Неужели в Японии не настолько распространены MP3 и JPG? Дальнейшее конвертирование в эти форматы, понятное дело, более-менее опытным пользователям ПК труда не представит, но как быть с остальными? Да и зачем вынуждать на эту, пусть и незначительную, но мороку? В любом случае, автор надеется, что в будущих версиях программы (если таковые будут иметь место) Fyiro добавить в программу поддержку и других форматов.
Из других опций закладки Basic Options отметим приоритет процесса конвертирования и поведение утилиты при обнаружении файлов с совпадающими названиями: Overwrite – перезапись имеющегося файла подготовленным к копированию, Error – сообщение об ошибке, выдаваемое в этом случае программой, Notice – выведение окошка выбора «перезаписать/пропустить». В каждой из четырёх закладок, касающихся форматов конвертирования, имеется поле, куда можно прописать путь сохранения конечных «перегнанных» файлов. Но есть и более углубленные опции. На страничке «to AVI» можно выбрать стандарт сжатия CG-роликов и даже конкретные его настройки. Для звуковых потоков видеороликов указываются те же настройки, что и на закладке «to WAVE» - всем знакомые частота дискретизации, количество каналов и bits per sample.
Кстати...
* в комплекте с программой идёт автономная утилита для редактирования CDAZ-файлов профилей под названием CDAZ Editor. Не сказать, что она значительно превосходит по функциональности соответствующую закладку основной программы, но новоявленным коллекционерам CDAZ-файлов, скорее всего, будет полезна;
* PsxMC умеет не только производить полновесные операции сканирования дисков/образов на предмет наличия на них мультимедиа-ресурсов, но и работать с единичными представителями последних. Для выбора конкретного файла, будь то STR-, XA-, MOV- или CSTR-файл, достаточно нажать кнопку «Open...» в нижней левой части основного окна.
* по истечении trial-срока программа отключает возможность конвертирования, а также ограничивает длительность предпрослушивания/предпросмотра звуковых и видеоресурсов до половины их итоговой длины.
* характеристики PSR-плагинов, «прикрученных» к программе, проверяются на закладке PSR в настройках PsxMC. Там же по желанию можно задать базовый приоритет каждого из них в процессе сканирования.
Достоинства:
+ сама по себе бесценна в кругах фанатов PlayStation; аналоги, если и есть, нервно курят в местах общественного пользования.
+ плагинная система, расширяющая функциональность программы в отношении форматов ресурсов;
+ интеграция в утилиту полезного изобретения - CDAZ-формата файлов-профилей игр; входящий в состав дистрибутива автономный CDAZ-редактор;
+ возможность открывать ресурсы «родных» для PlayStation мультимедиа-форматов без предварительного сканирования диска/образа.
Недостатки:
- встроенный проигрыватель «вешает» программу почти при каждом передвижении временного ползунка;
- недоработанный SEQ-плагин (MIDI), входящий в состав дистрибутива; готовые сконвертированные MIDI-файлы на поверку оказываются нерабочими;
- неудобное составление списков ресурсов для конвертирования;
- всего лишь по одному конечному формату конвертирования для «волновых» звуковых и графических ресурсов;
- файл справки составлен на японском языке;
- trial-статус программы (что ни говорите, а для нас, россиян, это ещё надолго останется в категории недостатков).
Итог:
Прочитав всё вышенаписанное, вы сумели убедиться, что ничего сложного в PSX Multi Converter нет. Конечно, есть ряд неудобств и недоделок, допускаемых японским спецом вот уже несколько версий подряд. Но даже в их досадном присутствии на данном этапе развития эмуляции равных PsxMC не сыщется. От лица всей редакции рекомендую нашим читателям – а особенно бывшим и нынешним владельцам PlayStation – поскорее поселить героиню обзора на своих винчестерах и использовать её в своей эмуляционной жизни. Как говорится, Use & Enjoy!
Автор: Полтергейст
Журнал: Romomania