Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
30 лет Amiga
В этом году подружке исполняется 30 лет! А что за подружка-то? Стыдно не знать такую легенду!
Да, да, это я тебе, пользователь Windows и Iphone! Знакомьтесь: мать целого поколения пользователей, создатель отдельной субкультуры – CommodoreAmiga!
Скрин из знаменитой демы.
4 января 1984 года ЭрДжи Майкл и Дэйв Морс впервые устроили демонстрацию возможностей Amiga, показав знаменитую дему «Boing ball», где шар, разрисованный красными и белыми квадратами, летал по экрану, с грохотом ударяясь о его края. Плавность движения шара и очень реалистичный звук повергли всех в восторг.
Шар, сказать честно, и правда наделал много шума вокруг этой небольшой машинки — «Амига» стала идолом, синонимом суперкомпьютера, революцией. Хотя от демонстрации до серийного производства прошел целый год, и Apple в 1984 уже успела сманить на свою сторону вкусным Macintosh 128, Amiga дала знать, кто в доме хозяин, хоть и с небольшим опозданием.
Джей Майнер и его пес.
Несколькими годами ранее
Идея о принципиально новом компьютере зародилась еще в 1979 году. Джей Майнер, инженер Atari, предложил руководству концепцию абсолютно «другого» домашнего компьютера на сверхсовременном процессоре Motorola 68000, но, как это обычно бывает, у руководства нашлось куча причин отказаться от неразумного проекта. А неразумным его считали из-за того, что на рынок вот только вчера «слили» Atari 400 и Atari 800, и еще не известно, пойдут ли продажи или нет. Тем более, что новая концепция может быть конкурентом существующего, да плюс ко всему совершенно новая платформа на процессоре другой архитектуры… Да и зачем что-то новое, если Atari и так занимает царское ложе в царстве 8-битных компьютеров, а производить 16-битные, в лучшем случае, рано. Позже руководство Atari заплакало кирпичами — они ошиблись. Фанатик дела — фанатик во всем.
Рабочий стол Macintosh 128 и Amiga A1000.
Джей Майнер ушел из Atari и занялся разработкой микросхем по заказу. В этом же году из Atari ушли и другие ведущие сотрудники, среди которых был Лерри Кеплен, который позже создал Activision (наверно тоже в представлении не нуждается). Лерри предложил Майнеру создать собственную компанию. Сказано — сделано. На пост директора свежесозданной Hi-Torro был утвержден Дейв Морс. Майнеру удалось привлечь инвесторов (смешно, но инвесторами были три дантиста из Флориды), стартовый капитал Hi-Torro составил 7 миллионов долларов. В атмосфере строгой секретности началась разработка «другого компьютера». Но ведь шило утаить сложно, и руководство пошло на хитрость: официально Hi-Torro занималась разработкой игровых контроллеров для существующих компьютерных платформ, а параллельно — теневой разработкой будущей Amiga.
Интересный факт: при разработке контроллера-доски (как предполагалось, для симулятора серфинга) Amiga Joyboard сотрудниками была написана игра для нее «Zen Meditation», где надо было сидеть на этой доске неподвижно. После работы сотрудники любили играть в свою же игрушку и пить пиво, сидя на этой доске. Позже в окне программного сбоя AmigaOS выходило сообщение «Guru Meditation».
А при чем тут, собственно, компьютер? А при том, что им занималась вторая команда компании. Весь проект велся под кодовым именем Lorraine — по имени жены Морса. Каким же светлым казалось будущее платформы Майнеру… Но в нашем мире ничего просто не бывает. Для поддержки со стороны инвесторов приходилось пускать им пыль в глаза, имитируя разработку новой игровой платформы, которая утрет нос Atari (наивные… не забыли еще, кем были инвесторы?). Hi-Torro разрабатывали только «железную» часть платформы, освободив себя от софтописания, оставив это сторонним фирмам, что, в принципе, правильно. Внутрикорпоративные распри по поводу ориентации платформы вынудили создать будущую легенду в виде игровой приставки, которая при необходимости могла превращаться в полноценный ПК. В 1982 году происходит ребрендинг Hi-Torro из-за судебного иска японской Torro, выпускавшей садовую технику. И вот перед нами уже благозвучная «Amiga Incorporated», а проект Lorraine — просто «Amiga».
«Бытует мнение, что Amiga проект был назван не просто так. Если ставить в алфавитном порядке лидеров рынка, то Amiga будет выше, чем Apple и еще выше, чем Atari (Apple в свое время тоже выбрала такое название, чтоб быть впереди Atari)».
В 1983 г. разработчикам пришлось обратиться к новым инвесторам (дантисты поняли, что деньги лучше вкладывать в зубы, а не в процессоры и флоппики). На этот раз ими стали потенциальные конкуренты из Atari. У «Атари» были планы на выпуск приставки с аналогичным процессором, а в обмен на вложенные деньги компания хотела получить эксклюзивное право на использование разработанного в Amiga дизайна (сроком на один год). Контракт был подписан. Но Atari опять пришлось рыдать кровавыми слезами — рынок был перенасыщен всякого рода игровыми приставками, причем несовместимыми друг с другом, и с качеством игр ниже, чем подошва у Била Гейтса в те года.
Начался Великий Крах Видеоигр 1983 года. Кстати говоря, Atari сама открыла ящик Пандоры — как раз в 1983 году вышел фильм Стивена Спилберга «Инопланетянин». Atari потратила миллион долларов на рекламу игры по фильму, но разработка была начата лишь за 6 недель до выхода игры. Само собой, за такой срок сделать что-то путное нереально. Игра провалилась в продажах. Вернее, на старте продаж ее раскупали, но потом следовали возвраты. Магазины отказывались от реализации этой игры, а игроки окончательно потеряли доверие к консольным играм. Вся партия «Инопланетянина» была погребена на пустоши Мексики.
Руководство Warner (именно они были хозяивами Atari), будучи в здравом уме и трезвой памяти, поспешило избавиться от убыточного подразделения (еще бы, Atari теряла по 1 млн. $ в день). Вот тут-то на сцене появился незабвенный Commodore International.
Его участие в этой драматической истории пришло со сменой руководства. Джек Трэмил (к слову говоря, еще и основатель этой фирмы), сошедший с поста директора Commodore, быстро сколотил собственную фирму Tramel Technology и потянул в нее бывших коллег из Commodore для разработки дешевого и мощного компьютера. Работа была почти закончена к лету 1984 г. Феноменально быстро, не так ли? Скорее, тут имело место банальное воровство разработок Commodore бывшими сотрудниками. Трэмил также выкупил убыточную Atari, впоследствии где был найден контракт с Amiga inc. А контракт-то был слаще сахара — Amiga inc. обязалась предоставить готовую разработку к 1983 году, но так как финансирования не было, проект был заморожен. Atari дала на разработку 500 тыс. долларов с условием, что если за месяц не будет сдан проект, она выкупит все их акции по бросовым ценам. Заманчиво? Еще бы. Просто так заиметь две платформы сразу с минимальными затратами.
Не желая быть во власти узурпатора, Amiga inc заключает договор с Commodore, где значилось, что Commodore погашает все долги Amiga inc и выделя-
ет средства на завершение проекта Lorraine. Договор был выгоден обеим сторонам: Commodore получал наработки «Амиги» и ограждал Трэмила от выпуска перспективной платформы. Казалось бы, что с финансовыми проблемами было покончено, но конец был только отсрочен на 10 лет. В самом начале 1984 г. на американской выставке CES была произведена первая демонстрация Lorraine широкой публике.
Компьютер до сих пор представлял собой груду печатных плат и множество проводов, но все это старательно было спрятано под стол, на котором оставили только монитор. Самой большой проблемой на этой демонстрации было обеспечение вентиляции системы — пространство под столом никак не вентилировалось, и оборудование могло в любую секунду выйти из строя, но, к счастью, этого не произошло.
Когда Стиву Джобсу показали прототип, он сказал: «Что-то я вижу здесь слишком много микросхем!». В январе того же года он представил свой первый
Macintosh, вынимая его из небольшой сумки, чтобы подчеркнуть его компактность.
Первый конвейерный компьютер Amiga 1000 был представлен в 1985 году. На внутренней части корпуса были автографы всех, кто принимал участие в разработке, а так же отпечаток лапы собаки Майнера. Что он нам предлагал?
Процессор Motorola 68000, ОЗУ 256 Кб (поздние выпуски комплектовались 512 Кб), звуковой чип с поддержкой семплов и AmigaOS 1.0 с вытесняющей
многозадачностью. Неплохо. Но Атари представила свой Atari ST, собранный на том же процессоре, но с устаревшим музыкальным сопроцессором YM‑2149, с разрешением экрана 320х200. Не блещет мощами, но ценовая политика «Атари» позволила ей держать верха еще год.
В 1986-м была представлена Amiga A2000, выполненная в Tower-корпусе, а также и упрощенный вариант А500 для домашнего пользования. Тут же была продемонстрирована технология AutoConfig (как всегда, была успешно сперта другими и теперь более известна как plug-and-play). Модель А500 позиционировалась как полностью домашняя и была выполнена в виде моноблока системный блок-клавиатура — так выглядело подавляющее большинство домашних компьютеров (в 80-х цены на домашние ПК были весьма высоки, поэтому большинство компьютеров подключалось к телевизору — можно было сэкономить на покупке монитора). Из-за цены ниже 1000 $ А500 стала предметом вожделения пользователей, которые все чаще уходили с 8-битных платформ на новые 16-битные. Вообще, Amiga подразделялись на 2 категории — домашние (с цифровым кодом меньше 1000) и профессиональные (цифровой код больше 1000). С этими двумя новинками к Amiga и пришли успех и популярность. В журнале Amiga Guide было интересное сравнение Amiga и РС, взятое из книги Дмитрия Михайлова «Амига № 1». PC — огромный завод, где директор вместо руководства носится от станка к станку, пытаясь все сделать сам. В Amiga же он руководит, а всё, включая вывод звука, реализовано в железе. Первый софт не блистал быстродействием и качеством, так как был портирован с других платформ. Первой программой, выжимающей из Амиги все соки, был графический редактор Deluxe Paint, изданный компанией Electronic Arts. Когда компания Great Valley Products выпустила свой акселератор на процессоре Motorola 68030 для А2000, эмуляция Mac OS оказалась быстрей, чем ее исполнение на любом реальном Macintosh. Apple быстро исправились, но это было неприятной новостью для них.
Переломным моментом можно считать 1988 год, когда продажи Амиги переплюнули продажи Atari. Atari навсегда была свержена с вершин Олимпа. Это еще обуславливается тем, что игры, выпускаемые на Амиге, были технически невозможными на компьютерах Atari. В приступе агонии Atari подает свой последний иск на Commodore, в котором говорится, что изначально Майнер вынашивал свои идеи в их лабораториях, и это значит, что Atari должна получать процент от продаж «Амиги». Естественно, этот нелепый иск не был удовлетворен. «Амига» процветает. Выпускаются модели А3000 и А500+ на новых, более мощных чипсетах, комплектуются винчестерами и новой ОС. В том же году Commodore сделала свой первый шаг к пропасти. Компания решила попробовать себя на поприще игровых приставок. Как подсказывал опыт других производителей приставок, конечная стоимость должна быть ниже, чем полноценного компьютера. Было принято решение взять Amiga А500 и засунуть в корпус от видеомагнитофона. Так был рожден CDTV — первая игровая приставка Commodore.
Amiga A500 в фильме «Преданные» 1988 г. и его старший брат Amiga А2000 в фильме «Кукловод 2» 1990 г.
Но народ-то не обманешь — мало кто хотел покупать устаревшее железо, тем более со старой версией ОС, хоть и с CD-приводом. Двумя годами позже мост под ногами Commodore затрещал еще сильнее: была выпущена модель А500+, которая по сути являлась упрощенной версией А500. Надо было что-то срочно предпринимать. В спешке истина не рождается, и Commodore подтвердила это еще раз. Новая бюджетная Amiga А600 была готова к лету 1992 и представляла собой классический корпус (моноблок клавиатура-компьютер) с отсутствующим цифровым блоком (!)
Частью программного обеспечения пользоваться стало невозможно. Еще одну ложку дегтя подкладывал тот факт, что в А600, по сути, не было ничего нового. Это лишь еще одна попытка слить старое железо в массы.
Надо было как-то успокоить разгневанную толпу, и в Commodore не придумали ничего умнее, как сказать, что все предыдущие модели были бюджетными, а в скором времени будет выпущена по-настоящему обновленная и мощная «Амига». Случилось все в с точностью до наоборот: народ перестал покупать недавний слив и ушел в режим ожидания новой «Амиги». Продажи упали, и Commodore чуть было не обанкротилась.
Пока Amiga металась в поисках лучшего решения, IBM PC со своим консерватизмом начали занимать ниши домашних компьютеров. Даже свеженький чип АGA, использовавшийся в новеньких А1200 и А4000, не мог вытягивать видеорежимы, которые стали привычными для «писюков». Политика Commodore была такова, что выпускать железо под свои компьютеры могла только она, в то время как на РС выпускали комплектующие все, кто хотел. Это сказывалось на цене конечного устройства. Хоть сама «Амига» уже и отошла на второй план за счет слабого процессора и высокой цены, она разошлась по миру миллионным тиражом. Цены на РС-совместимые комплектующие стремительно падали. Более шустрый собрат А4000
с его процессором в 25 МГц и 2–16 Мб ОЗУ тоже уже не мог спасти ситуацию.
В 1993 году Commodore предпринимает еще одну попытку выйти на рынок консолей со своей Amiga CD32. Фишка ее была в том, что это одна из первых
консолей с CD-приводом.
Дела пошли в гору, приставка захватила почти половину консольного рынка в Европе. Пошел новый поток денежных средств. Commodore пыталась выжать все соки из старой платформы путем модернизации А500+, А600 и CDTV. Этот последний промах заставил компанию начать процедуру банкротства. Помимо этого 20 июня 1994 г. Джей Майнер скончался от инфаркта. Неопределенность будущего «Амиги» заставила отвернуться от платформы крупных производителей программного и аппаратного обеспечения.
Сразу же после банкротства Commodore большая часть компьютеров Amiga пропала с полок магазинов. Как обычно и бывает, руководство и разработчики думают совершенно по-разному. Commodore позиционировала «Амигу» как игровой домашний компьютер, поэтому он плохо продавался для офисных работ и рабочих станций, в то время как РС был предназначен «для всего». Метание Commodore в новых идеях тоже сделало свое дело, в итоге Amiga не стала ни игровой машиной, ни рабочей станцией, ни сервером. Можно так сказать, что платформу загубил неправильный
маркетинг Commodore, и хотя к 1994 г. у нее уже были новые концепции компьютера, спасти его это уже не могло. Концепции «Амиги» впоследствии были скопированы на другие платформы, зачастую под другими названиями (intuition → multimedia, autoconfig → plug and play, genlock → альфа-канал, чипсет, блиттер, copper и другие). Патенты Commodore были раскуплены в краткое время конкурентами и заинтересованными компаниями. После банкротства Commodore торговая марка Amiga пошла по рукам. Сначала в 1995 г. ее приобрела компания Escom, которая успела выпустить новую версию Amiga OS 3.1 (а также какое-то время продолжала выпускать модель А4000), но вскоре сама обанкротилась. Затем — Gateway. Правда, попытки оживить славное имя еще ни разу не привели к успеху. Из-за заимствования концепций пользователи «Амиги» начали агрессивно относиться
ко всему, что «не Амига» — слишком много концепций позиционируется сторонними компаниями как некий прорыв и сенсация.
Тем не менее, даже после официальной смерти «Амиги» она не забыта пользователями. С начала 90-х годов она стала и остается любимицей демосценеров, энтузиастами пишется софт, разрабатываются новые комплектующие. Но «Амига» как дорогое вино — чем старше, тем дороже. Сегодня можно купить А1200 тысяч (рублей) эдак за 8–10, а А4000 и вовсе стремится к цене игрового ПК.
Возникшая впоследствии компания Amiga Inc. выписала производителям компьютеров Eyetech Group и A-Eon Technology право на выпуск новых компьютеров под брендом AmigaOne — это были уже машины на базе PowerPC. Но былой популярности им уже не сыскать. Слишком много времени прошло.
The end? Может быть, но не сейчас. Amiga Inc. предложила бельгийской корпорации Hyperion Entertainment заняться разработкой новой операционной системы Amiga OS 4, за что та и взялась. Это привело к множеству скандалов и судов, но в 2009 году Hyperion и Amiga Inc., кажется, окончательно договорились о распределении прав.
А Amiga OS 4 продолжает существовать (сейчас поддерживаются только процессоры PowerPC) — последний стабильный релиз состоялся 30 апреля
2010 года. Воскрешение как-то затянулось. Дальше — лучше: в 2009 г. Hyperion Entertainment и компания A-Eon Technology объявили о заключении сделки, нацеленной на создание принципиально нового компьютера под брэндом Amiga — AmigaOne X1000, который будет работать под управлением Amiga OS 4. Заявленные системные требования выглядят вполне презентабельно для нынешних времен: процессор PA Semi Dual-core PA6T‑1682M, 2,0 ГГц номинально (1,8 ГГц стандарт) PowerISA v2.04+; специальный сопроцессор «Xena» 500 МГц XMOS XS1-L2 124. Видеокарта ATI Radeon R700, 2 Гб оперативной памяти, 500-Гб жёсткий диск, 7.1-канальное HD-аудио. И какое-то сумасшедшее количество разъёмов — одних только USB будет 10 штук.
Но не всегда возрождение славного имени идет на пользу. В 2010 появилась свежеиспеченная компания Commodore USA. Она возобновила производство популярных в недалеком прошлом компьютеров Amiga, С64 и VIC. Сказать, что это были преемники старой гвардии, увы, нельзя. Со своими предками они не имели ровным счетом ничего общего, кроме названия. Новая «Амига» являлась маленькой коробочкой а-ля Mac Mini с начинкой Intel Core i7, видеокартой NVIDIA GeForce GT 430, 16 Гб оперативной памяти, приводом Blu-ray и жёстким диском 1 Tб. Все это «чудо» крутилось на на собственной ОС с громким названием Commodore OS Vision, которая по сути является обычной сборкой дистрибутива Linux.
Мало того, все это обойдется в 2495 вечнозеленых, а за 34 5$ можно приобрести отдельно корпусок с приводом и вставить свое железо. В реализации
ремейкового С64 был сохранен консерватизм — он выпускался в классическом корпусе своего старого собрата, но имел более слабое железо, чем «новая» Amiga. Опять-таки, данный факт является простым желанием срубить денег на названии именитого бренда и ностальгирующих пользователях.
AmigaOne X1000 в работе.
C 1997 года и постоянно обновляется софтина Amiga Forever — эмулятор той самой «Амиги» с набором всего софта и игр, выпущенных для классической «Амиги», последнее обновление было в 2014 году.
Подводя итоги, можно задать вопрос: а в чем же был гений «Амиги»? А вот в чем:
— это первый компьютер, где начали внедрять сопроцессоры — таким образом, ЦП был практически не нагружен;
— это первый компьютер с вытесняющей многозадачностью;
— графические режимы HAM — на одном экране можно выводить несколько областей с различными разрешениями;
— музыкальный сопроцессор — первый, на котором была «железная» поддержка сэмплов;
— прямой доступ к памяти (Chip-RAM) любым сопроцессором — обращение к памяти происходило без участия ЦП;
— использование Fast-RAM — память только для ЦП.
Говоря проще, на своем процессоре в 7 МГц он вытворял такое, где более продвинутые IBM PC тормозили со своими 100 МГц. Цветной дисплей с возможностью отображать 4096 цветов для 1985 года — настоящая фантастика, даже «Макинтош» был монохромным. На Amiga считались эффекты в Babylon 5 и морфинг 3D-моделей в Terminator 2. Кто знает, как сложилось бы все, если бы Commodore дожила до сегодняшних дней — может быть, революции делала бы не только Apple?
by Роман Валеев
Журнал: DF Mag #6