Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Jurassic Park. Взгляд за кулисы

Jurassic Park. Взгляд за кулисы

Всем вам хорошо известен фильм Стивена Спилберга (Steven Spielberg) «Парк юрского периода». Мало того, что эта картина входит в число самых удачных кинопроектов мира, на ее основе еще и сделано великое множество компьютерных игр для разных платформ. Фактически, именно благодаря Jurassic Park (JP), тема динозавров в наше время стала столь популярной. Фильмы про них снимались и ранее, но Спилберг первым решил сделать по-настоящему серьезное и дорогое кино. В основу был положен сильный и хорошо продуманный сценарий Дэвида Коппа (David Коерр), основанный на книге Майкла Крайтона (Michael Crichton). На удивление натуральные характеры персонажей в то время были редкостью для фильмов подобного жанра. Никакой наигранности, минимум пафоса и поразительная естественность поведения персонажей помогли создать атмосферу современной жизни. И весь этот реальный и так хорошо знакомый нам мир сталкивается с тем, что, в принципе, тоже не назовешь фантазией — с динозаврами. В том, что ящеры предстают перед нами именно как животные, а не как некие фантастические чудовища, и заключается основная прелесть JP. Приглашенные палеонтологи консультировали съемочную группу по части внешнего вида и поведения доисторических рептилий. И хотя многие из этих советов прошли мимо ушей режиссера, большая часть из них была усвоена. В результате люди впервые увидели то, как на самом деле выглядели и двигались тираннозавр Рекс, бронтозавр и иже с ними. Успех JP1 стал неожиданностью даже для авторов. Появившись в прокате в 93-м, он побил все рекорды по кассовым сборам (920 миллионов долларов по всему миру — это не шутка), сняв все вопросы о сиквеле. Последний оказался вполне достойным оригинала. И хотя в коммерческом плане The Lost World: Jurassic Park не удалось превзойти своего предшественника, по части интересности и напряженности действия он, на мой взгляд, опередил JP1. Jurassic Park 3, который вышел совсем недавно (летом), стал большим разочарованием для фэнов. Дело в том, что «сеньор Спилберго» не изъявил желания работать над вторым продолжением мезозойских приключений. Вероятно, ему просто надоели сиквелы, однако студии Universal отнюдь не наскучило получать сумасшедшую прибыть от кассовых сборов. Единственно возможным решением было
найти другого режиссера. Им стал субъект по имени Джо Джонстон (Joe Johnston). Он вместе с отрядом среднестатистических сценаристов довел до абсурда некогда серьезную историю, превратив «Юрский Парк» в обычный action. Тем не менее, JP3 ничуть не разочаровал в плане спецэффектов. И, как вы, возможно, догадались, именно о них и пойдет речь в этой статье. Поэтому не будем больше отвлекаться и займемся делом.

Создание столь реалистичных динозавров — задача очень и очень непростая. И я уверен, что знакомство с кропотливым процессом «воскрешения» доисторических существ не менее увлекательно, чем собственно просмотр фильмов. Чтобы заставить рептилий выглядеть живыми, Спилберг решил, кроме компьютерной графики, применить так называемую аниматронику. Иными словами, авторам пришлось построить механических динозавров в натуральную величину. Кто и как сделал этих красавцев, я вам сейчас расскажу.

Производство роботов
Понятное дело, радиоуправляемого T-Rex'a не купить в магазине, его нужно соорудить самостоятельно. Задача эта была поручена лучшим в мире специалистам по части осязаемых спецэффектов из студии Стэна Уинстона (Stan Winston Studio, далее SWS). Несмотря на свой громадный опыт, сам Стэн Уинстон признается, что сборка гигантских рептилий оказалась самым серьезным вызовом за всю его карьеру. Вот как это обычно происходит. Начинается все традиционно на столе дизайнера, который, переговорив с палеонтологами, рисует набросок будущего чудища. По нему художники слепят сначала миниатюрный, а позже более крупный глиняный макет. Следующий шаг — увеличение фигурки до масштаба один к одному. Если лепить заново руками модель, скажем, спайнозавра, то на это уйдут месяцы. К счастью, на выручку приходят современные технологии. С помощью специальных цифровых камер макет сканируется и его объемный образ переносится в компьютер. Затем в дело вступает агрегат, который маленькими ножиками автоматически вырезает из пенопласта куски будущего динозавра. Получившийся конструктор нужно собрать воедино. Но и это еще даже не половина дела, поскольку скульптура — это лишь грубый шаблон.
Впереди самая кропотливая работа. Гладкую поверхность пенопластового хищника нужно превратить в шкуру. Для этого команда художников вручную, одну за другой, вырезает на теле динозавра чешуйки. После того как поверхность доведена до кондиции, ее заливают эпоксидной смолой, чтобы получилась прочная форма, с помощью которой будет создаваться кожа. Внутренняя сторона формы обмазывается глиной, слой которой должен будет определять толщину будущего эпидермиса. Глина покрывается стекловатой и удаляется. Последняя стадия: промежуток между смолой и ватой заполняют поролоном, который и станет той самой шкурой. Для придания прочности к ее внутренней стороне приклеиваются куски материи. Получившаяся оболочка обладает всеми свойствами настоящей кожи, то есть растягивается и деформируется.
Ориентируясь на внутреннюю форму динозавра, инженеры разрабатывают механическую куклу. Ее каркас, состоящий из металла, пластика и графита, почти в точности повторяет скелет реального животного. Гидравлика и электроника, которые заменяют динозавру мышцы, делаются отдельно и прикрепляются к каркасу, только когда все отдельные элементы готовы.
Самый ответственный этап — сборка. Необходимо соединить вместе все детали так, чтобы они не мешали друг другу при движении. Подключив все системы к дистанционному управлению, специалисты начинают тестировать машину, чтобы убедиться в том, что все работает нормально. Только после тщательной отладки на готового робота аккуратно надевают шкуру. Важно растянуть ее равномерно, чтобы при движениях не возникали ненужные складки или разрывы. Но в некоторых местах складки все-таки нужны. Их делают намеренно. Другой интересный трюк, который применили сотрудники SWS — это шнуры, которые, будучи прикрепленными к «костям», выглядят в точности как сухожилия. В момент закрепления на скелете, кожа уже большей частью раскрашена. Однако некоторые штрихи наносятся и на готовую куклу. Художники SWS не используют обычных красок. Вместо этого они применяют хитрое клейкое вещество, которое хорошо держится на поверхности и не сходит даже при сильном физическом воздействии. Получившийся динозавр, естественно, не умеет ходить, до этого техника еще не доросла. Ноги механическому ящеру заменяет тележка, которая возит его по съемочной площадке. Контролируется игрушка, как уже говорилось выше, дистанционно. Движениями того же спайнозавра управляли одновременно шесть специально обученных людей-кукловодов. Один отвечает за голову и челюсти, другой — за глаза и язык, третий — за лапы и так далее. При использовании аниматроники необходимо строго соблюдать технику безопасности. Роботы (в особенности это касается крупных, вроде тираннозавра и спайнозавра) очень опасны. Они наделены силой, ничуть не уступающей настоящим динозаврам. Эти милашки вполне способны разорвать на части легковой автомобиль, поэтому обращаться с ними нужно очень аккуратно. Не менее важно поддерживать необходимые условия для их работы. Дело в том, что роботы управляются радиосигналами, которые могут совпадать с частотами мобильных телефонов. Страшно даже представить, что случится, если одна из таких громадин выйдет из-под контроля. В связи с этим, павильон, где идет съемка, всегда тщательно закупорен и окружен охраной. Электропитание — это еще одна сложность. К городской розетке десятитонный механизм не подключишь, поэтому приходится использовать автономные источники энергии, обеспечивающие отсутствие перепадов напряжения.
Из-за наличия электроники динозавры боятся влаги. Решить эту проблему сложно, но возможно. Стэн Уинстон вспоминает, что в JP1 в сцене с тираннозавром Спилберг настоял на наличии дождя. Перед началом съемок «Затерянного мира» Уинстон попросил режиссера воздержаться от осадков.

Спилберг «послушался» и вместо дождя организовал целый водопад. В JP3 Джо Джонстон пошел еще дальше своего предшественника и погрузил спайнозавра с головой в реку. Зная о наличии этого эпизода, страдальцы из SWS были вынуждены почти полностью отказаться от использования электроники.

Jurassic Park. Взгляд за кулисы

Как вы думаете, кто сейчас торчит из пасти этого компьютерного тираннозавра? Я подскажу: это жидкий терминатор Т-1000 из второй части одноименного фильма. Вместо того чтобы проектировать новую трехмерную модель человека, дизайнеры из ILM просто нацепили боксерские шорты на готового киборга. В отсутствии находчивости их не обвинишь.


Компьютерная графика
В деле воссоздания динозавров компьютерная графика сыграла еще более значительную роль, нежели роботы. Именно благодаря ей, древние животные по-настоящему ожили. Придя на премьеру JP1, люди были действительно поражены, поскольку никогда раньше им не приходилось видеть ничего подобного. Представьте себе, рептилии не только двигались невероятно плавно, они еще выглядели совсем как живые. К чему эти надменные ухмылки? Да, сейчас мы действительно уже успели пресытиться подобными вещами. Но представьте себе ощущение зрителей в далеком 93-м, когда народ во всем мире только-только начинал переходить с 8-битных на 16-битные приставки. А благодарить за такой прорыв в области цифровых спецэффектов мы должны студию Джорджа Лукаса (George Lucas) Industrial Light & Magic (ILM). На счету этой конторы уже тогда было множество достижений: Star Wars, Back То The Future, Terminator 2 и так далее. В первоначальные планы Спилберга не входило столь широкое использование виртуальных технологий. Он собирался применить 3D всего лишь в пяти сценах. Постепенно выполные модели были очень сложны и для обработки их анимации в реальном времени не хватило бы мощности даже современного (на тот момент) суперкомпьютера. В процессе редактирования же использовались сильно упрощенные версии основных моделей без текстур и мелких деталей. На рендеринг одного кадра JP1 уходило в среднем два-четыре часа. Кадры же особо сложных сцен, вроде нападения тираннозавра, генерировались до шести часов. Получившееся видео накладывалось на отснятые декорации и совмещалось с образами актеров, позировавших до этого на фоне зеленого экрана. Вся работа над спецэффектами всех трех частей «Юрского парка» была проделана на графических станциях Silicon Graphics. При создании динозавров первого фильма сотрудники ILM использовали как самодельные программы, так и редакторы других компаний. Моделирование и текстурирование производилось с помощью Alias и Viewpaint, анимация делалась в Softimage, а рендеринг осуществлялся в Renderman. В случае с JP3 удалось обойтись всего одним графическим пакетом, который совместил в себе функции всех вышеперечисленных. Он называется Maya. Программа эта широко применяется для разработки спецэффектов кино и игр, поскольку и на данный момент является, пожалуй, самым совершенным инструментом создания трехмерной анимации. К примеру, Gran Turismo 3 для PlayStation 2 тоже была целиком сделана в Maya.

Jurassic Park. Взгляд за кулисы

Аниматроника в Jurassic Park выполнена просто великолепно. Роботы выглядят практически безупречно, и только пересматривая «Затерянный мир» раз в 20-й, я заметил явный дефект. Мышцы челюстей тираннозавра, которые при закрывании пасти должны сокращаться, вместо этого складываются гармошкой!


Эволюция динозавров
Компьютерные технологии развиваются с бешеной скоростью. Нам, геймерам, это особенно хорошо известно. Железо дешевеет, программное обеспечение совершенствуется, а дизайнеры набираются опыта, который они реализуют в очередных кинопроектах. Прогресс этот отлично иллюстрирует трилогия «Парк юрского периода». Рептилии «Затерянного мира» разительно отличаются от тех, что мы видели в JP1, где динозавры временами двигались отрывисто и немного неестественно. Текстуры их были, по современным стандартам, весьма однообразными, что подчеркивалось скудными по нынешним временам эффектами освещения. Все это почти полностью было исправлено в продолжении. Существенно улучшенное качество ЗD-графики в «Затерянном мире» позволило использовать компьютерные эффекты значительно чаще. В финальном эпизоде «прогулки» тираннозавра по Сан-Диего удалось почти полностью отказаться от аниматроники. В JP3 внешний вид рептилий достиг своего апогея. Сложность их моделей по сравнению с JP2 возросла в целых три раза. Удивительно естественны движения всех животных, а текстуры — это просто сказка. Однако, какими бы продвинутыми ни были визуальные технологии сегодня, полностью подменить реальность им пока не под силу. И это, к сожалению, так и не смог уяснить Джо Джонстон. В отличив от Спилберга, который очень аккуратно планировал сцены с компьютерными ящерами, мистер ДД решил не мелочиться. В его фильме камера постоянно приближается к трехмерным динозаврам, обнажая их полигонную сущность.

Натуралисту на заметку
Палеонтология, дети, эта такая наука, которая изучает вымершие формы жизни и, в частности, динозавров. Должен сказать сразу, что дисциплина эта неточная. По окаменевшим костям можно лишь строить предположения о внешнем виде и поведении допотопных обитателей Земли. Многое из того, что мы привыкли считать истиной, является теориями и догадками. Но и это не может служить оправданием немалого количества искажений, допущенных создателями Jurassic Park. Самая откровенная ложь, пронизывающая все три части картины, связана с велоцерапторами. Хищники с таким названием действительно существовали в природе 67 миллионов лет назад. Но с теми чудищами, с которыми сталкиваются герои «Юрского парка", их мало что роднит. Настоящие велоцерапторы были ростом всего в 60 сантиметров и имели куда более скромное телосложение. Запомнившиеся многим по первой части фильма дилофозавры на самом деле не умели плеваться кислотой и были значительно крупнее — их высота достигала трех метров. «Парк юрского периода 3» — это отдельная история.

Тираннозавры, пугавшие нас своими габаритами в «Парке юрского периода», на самом деле были далеко не максимального размера, поскольку длина их составляла всего 11 метров. Но буквально недавно в Монтане был откопан скелет длиной в 13 метров. Разница очень существенная. Отныне T-Rex'a с полным правом можно считать самым крупным хищником, когда-либо жившим на этой планете. По размеру, как нам теперь известно, он превосходил даже спайнозавра и гигантозавра.


Свежеиспеченное умение рапторов говорить, даже трудно прокомментировать. Но и это далеко не единственный пример бурной фантазии сценаристов. Физические возможности многих динозавров были ими сильно преувеличены. В первую очередь, это касается нового главного монстра — спайнозавра. Этот ящер, конечно, был силен, но не до такой степени, чтобы загрызть тираннозавра. Обитал он преимущественно в прибрежной зоне, вероятно промышляя рыбой. Не менее смехотворно с научной точки зрения и изображение птеранодонов. Несмотря на внушительный размах крыльев (девять метров), эти хищники весили не более тридцати килограммов и, следовательно, не могли бы подняться в воздух с взрослым человеком в когтях. Ученые до сих пор не уверены относительно того, умели ли птеранодоны вообще летать или же они просто парили на потоках воздуха. Кстати говоря, многим нашим читателям наверняка интересно, насколько близка к реальности идея воссоздания реальных динозавров. Как ни странно, теоретически это возможно. Зафиксировано немало случаев обнаружения элементов ДНК древних существ, причем подавляющее большинство из них было найдено именно в чреве насекомых, заключенных в янтаре. Ползая по поверхности земли десятки миллионов лет назад, букашки заглатывали вместе с пищей частицы современных себе животных, после чего попадали в смолу и каменели. На сегодняшний день ни одна из многочисленных попыток полностью восстановить двойную спираль не увенчалась успехом. Но шансы остаются, поэтому надежда жива.

Послесловие
Напоследок немного новостей. Выход четвертой части фильма уже ни у кого не вызывает сомнений. Есть даже небольшой повод для оптимизма: доподлинно известно, что режиссировать его будет не Джо Джонстон. Кто же тогда? Очередной новичок, или же Спилберг решит реабилитировать серию? Рано или поздно мы это узнаем. А пока что, позвольте откланяться. Будьте здоровы, играйте в игры, смотрите фильмы, полощите рот после еды, да пребудет с вами Сила.
Mac Fank

Журнал: Великий Дракон №56



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 1313

Комментарии:

Оставить комментарий