Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
WARUI ROSHIAJIN!!
Люди русские всегда были гостями в видеоиграх. Это обычно криминалы, военные или даже целая партия, терроризирующая мир своим лишь существованием. Колоритные злодеи, которые ни на кого не похожи. Наличие русских в играх может внести дополнительную прибыль. А так как значительную часть геймерского сообщества составляют американцы, бесспорно, прибыль будет. Ибо американцы родились и выросли при постоянных заявлениях СМИ об угрозе со стороны России – страны, которая никогда не уберет свои военный потенциал и политический вес в мире.
Внедрение стереотипов о русских начиналось с незапамятных времен. Но существует один пробел в истории. Пробел, который удивляет немало. И он заключен в эпохе 8-битных и 16-битных домашних игровых систем. Конечно, там есть русские персонажи отдельно, выполняющие юмористическую или колоритную роль (Зангиев, Сода Попинский и т.п.). Но чтобы напрочь отсутствовала игра про злую р усскую армию, про злое русское правительство – это новость.
ПЛАТФОРМЫ ПРОВАЛИВШЕЙСЯ ПРОПАГАНДЫ
ало кто мог тогда предсказать, что игровая индустрия может служить источником информации, в т. ч. и пропаганды. Причем пропаганда может быть либо топорной, либо несущей версию определенных событий с нужного угла. При этом иногда игра может считаться пропагандистской по причине информации, которая занесена внутри и имеет основу, взятую из пропаганды. Примером последнего типа игр служит стратегия на ПК Command & Conquer: Red
Alert, сюжет которой основаны на «мантрах» об истории СССР в целом.
До середины 90-х домашние игровые системы были лишены «чести» воспитания детей и подростков и внедрения небывалого уровня патриотизма и ненависти к противникам своей страны. Причина кроется в том, что эпоха домашних приставок от Nintendo и Sega миновала временной отрезок Холодной войны, когда отношения между
США и СССР становились напряженными, а СМИ подхватывали это. Из-за этого на NES не вышла уйма игр, где требовалось закалить американца на защиту от «красных», потому игроизация, например, фильма «Red Dawn» была бы совсем мимо кассы, а американская игровая индустрия зиждилась пока на кривеньких играх для персональных компьютеров. Основная масса игровых развлечений для домашних приставок создавалась в Японии. Как ни удивительно, характерный для этой страны менталитет не позволил создать игры, смысл которых заключал-
ся в простом «перебить плохих и злых русских». Игры такой тематики от японского производителя можно пересчитать по пальцам, и их еще надо упорно искать, а также сравнивать с остальными играми на Famicom и Mega Drive количественно.
ПРУССКИЙ МАРШ КОНАМИ
Игровая индустрия в Японии первой половины 80-х годов специализировалась на играх, которые удовлетворяли фантазии целевой аудитории в лице школьников. Таким образом они могли поиграть за сантехников дровосеков, рыцарей и даже коммандо. Антагонистами служит либо полная абстракция, либо буйная фантазия разработчиков. Никакой идеологической подоплеки не имели практически все игры, созданные в Японии. Однако какая-нибудь студия может использовать кое-какие «недетские» атрибуты для своих проектов, чтобы показать себя с «серьезной» стороны.
Студия Konami часто вдохновлялась образами «Империи зла». Стоит взять, например, игру Jackal 1986 года выпуска, где одноименный спецотряд спасал военнопленных от специфического противника с множеством фортификаций и бронетехники. При переносе на домашние 8-битные системы игра пополнилась еще несколькими атрибутами этой самой «Империи Зла». В данном случае игра стала называться не иначе как «Последний приказ:
Красная крепость», а финальным боссом стала уже не крепость, а огромный танк, вобравший в себе множество черт известных советских танков (ходовая часть от Т-72, все остальное от Т-55). Но до этого Konami выпустила еще одну аркадную игру – Green Beret, она же Rush'n' Attack. Несмотря на свою простоту, все же она имеет некоторые вопросы касательно графики и сюжета.
Игра Green Beret вышла на аркадных автоматах в 1985 г. Несмотря на данный факт, оригинальная версия поставила
себе задачу соблюдать политкорректность, свойственную Японии по отношению к «странам меньшим». Сразу наблюдается полное отсутствие внятной символики и вообще какого-нибудь намека на существование русских.
Лишь красные флажки отдают минимумом того намека. Однако существует гипотеза, что игра была сделана
отнюдь не для мирового рынка.
В американской версии под названием Rush'n' Attack, становилось ясно, где зеленые береты устраивали диверсию.
Это Советский союз. Там, где изначально были абстрактные красные флажки Аэрофлота, появились понятные каждому красные звезды, иногда даже с белой окантовкой. Даже само название является омонимом словосочетанию Russian Attack. Объясняется данный конфуз просто – на посту президента США был Рейган, и он требовал, чтобы каждая мультимедиа закалила морально американца, чтобы смог дать отпор «красной угрозе». Еще недавно вышел фильм «Красный рассвет», давший толчок данному течению обстоятельств.
Порт Green Beret на восьми-битные домашние системы также претерпел изменения касательно политической направленности (даже в американской убрали все намеки на русских), графики (сказать, что восьмибитка не
тянула оригинальный графон — ничего не сказать), музыки (вместо невнятных битов появилась хорошая мелодия)
и сюжета. По сюжету главная задача беретов уже не спасение военнопленных (она стала второстепенной, судя по американскому мануалу), а уничтожение ракетной базы, немного похожей на РЛС Дон-2Н. Графика, опять же, получила ограничения в цвете, из-за чего значительная часть деталей пропала. Скажите, кто-нибудь догадался, что в первой миссии главный герой сражается с русскими? Эти самые «русские» внешне скорее походят на прусских гренадеров середины XVIII в. Такие ассоциации закрепляются в миссии в порту, где моряки со своими портупеями похожи на участников «Октоберфеста». Может, следовало игру назвать Prush’n Attack?
«Let's Kill Some Russians»
Японцы никогда не старались всерьез что-то «донести» через игры. Игровые студии делают развлечение для
определенной аудитории — и это единственный приоритет зачастую. А когда условия требовали вынужденно
добавлять русских — разработчики добавляли, как это было с Golgo 13 от VIC Tokai (главный герой посещал
Берлин и поэтому мог находиться под прицелом КГБ).
Но всегда выходят исключения — студия Kyuko сделала хороший ран-н-ган Crossfire.
Crossfire могла быть расширенной игроизацией «Рэмбо». Главный герой раскидывает вражеских солдат как котят, и это все устраивается в социалистических государствах (кроме Колумбии, там борьба с наркомафией), плюс Афганистан. Правда, у второй и третьей части «Рэмбо» с реализмом будет получше, но перейдем к делу.
В большей части игры главный герой опустошает тылы социалистических войск. Но основные успехи делает, как ни странно, вертолет, который под конец каждой миссии уничтожает все объекты. Во Вьетнаме можно столкнуться с любопытными экземплярами советского танкостроения. У тех угловатая башня, не схожа ни с одним известным типом советских танков.
Прага дает следующие открытия. Оказывается, русские оккупанты успели застроить город небоскребами, а реки
использовали в качестве отстойника для известных в мире субмарин. Поначалу вообще можно было подумать, что эти самые отстойники находятся в канализации, если бы не появляющийся иногда задник с теми самыми небоскребами. Проклятые русские.
Следующая локация имеет название Владиво. Что это за название такое, догадались многие игроки. Все же, игра
была распространена только на Дальнем Востоке и в странах СНГ, и всем понятно, с чем имеем дело — с Владивостоком. Художники также продемонстрировали свое видение городов социалистических стран. Владивосток не просто порт, а местный Нью-Йорк Империи Зла. Правда, отличие есть — тут швартуют не корабли с эмигрантами, а целый Тихоокеанский флот, который вертолет глав-героя забомбит под конец. Одним из боссов является танк в подземке. Если вы ожидали что-то схожее на Т-55, вы будете разочарованы. Это не то французский «Шар», не то немецкий «Панцер», если вы понимаете, о чем я. Кстати, стоит упомянуть о смене одежды главного героя. По лютым морозам Владивостока он бегает в зимней одежде.
После Колумбии идет Афган. Военная база сделана в стиле «Рэмбо III». Танки на заднем плане поражают изумительным камуфляжем из синего и пустынного цветов. Но на самом деле такой камуфляж реально существовал в советской армии в 70-х годах, так что не придерешься. Но самая главная особенность базы — это то, как русские
оккупанты старательно хранят буддистскую атрибутику. Просто, господи. Статуи Будды в любой непонятной ситуации начинают атаковать, и ГГ приходится повандалить.
КРАСНАЯ ЗОНА ЗАПАДНОГО ГЕЙМДЕВА
На Sega Megadrive экшен-игр со злыми русскими почти не наблюдается. Такое положение мало чем отличается от того же Famicom. Но такие игры все же есть, хотя они и узки в плане охвата целевой аудитории. Так получилось, что студии, которые на самом деле имели квалификацию в создании игр, занимали не те жанры. Это были либо симуляторы, либо артхаус для другой аудитории (см. Red Zone). Поэтому «клюквенные» игры на приставке оказались непопулярными, а данный временной период — незначительным в общем развитии. И это была уже не эпоха, в которой американские игровые студии не имели какого-либо опыта в программировании, а совсем другая.
Студия Zyrinx, которую можно описать как компанию создателей демосцен, после Sub-Terrania выпустили новую игру, которая выжимала все соки из игровой приставки — Red Zone. На самом деле, напрасно будет думать, что Zyrinx выпустила игру для широкой аудитории. Ведь вся игра представляет собой интерактивную демосцену с различными техническими новшествами, которую игры на SNES никогда не осилят в принципе. Ради демонстрации
новых возможностей студия ее и сделала.
Red Zone имеет простой сюжет: коммунистические ваньки во главе с Иваном Ретовичем захватили власть в стране с
характерным именем Zyristan и начали угрожать демократии уничтожением мира в труху через 24 часа. Но вопреки
«клюквоведам», сюжет не имеет особой важности, ибо можно с таким успехом и исламских террористов добавить. Благо в Red Zone техника ни о чем — только знакомые силуэты МиГ-21 замечены, все остальное — ноунейм.
Но не единой игрой сомнительной клюквенности богата «Сега», ибо до этого студия Microprose и издатель Electronic Arts пытались двинуть на рынок свои… симуляторы. Во что школьникам играть, кроме как в игровые симуляторы? Но они настроены были на поддержание выучки американцев, быть готовыми дать сопротивление советским войскам, авиации и флоту. А вообще, для досуга милитаристов все это сделано. Симуляторы были созданы на
энтузиазме разработчиков, увлеченных военной литературой времен Рейгана. Даже Сид Мейер руководил
разработкой игры по книге Тома Клэнси Red Storm Rising, но это уже другая история.
Но среди всех симуляторов только две игры оказались «в тему» – M-1 Abrams Battle Tank и 688 Attack Sub от Electronic Arts. Здесь открыто показываются боестолкновения США и СССР без лишних подробностей.
В первой игре экипажу танка M1 Abrams предстоит способствовать сопротивлению наступающим советским силам в т. н. «Фульдском коридоре» — возможной зоне боевого столкновения войск на границе ФРГ и ГДР.
Противниками выступают так и легкая бронетехника, так и танки. Но есть еще и вражеские противотанковые ракетные установки (ПТУР) и нечто под аббревиатурой FST. Это Future Soviet Tank, обросший мифами в военных журналах того времени. Но на самом деле таким именем называли Т-72Б обр. 1989 г. и Т-80У. Как ни странно,
в этом симуляторе есть возможность покинуть танк, и за это дается целая вариация геймоверов. Покидание поля сражения в тех или иных ситуациях позлит начальство по-разному: отстранит с должности, отстранит с должности, высказав сарказм («Ты оставил на поле боя дорогущий танк, так держать, мы все умрем!») или расстреляет с пистолета прямо в офисе.
688 Attack Sub — симулятор подводной лодки. Игра удивляет возможностью выбора игры за советский экипаж атомной подводной лодки «Лира» (Alfa), но с ограниченным вооружением по сравнению с американским аналогом класса Los Angeles. Также имеются визуальные отличия. В данном случае интерьером подлодки не ограничилось. Все надписи возле кнопок и переключателей переведены на русский язык. Кроме того, имеется русская озвучка, однако она произносится словно каким-то латиносом. Эти «Выбираю цель» и «Делаем анализм, Капитанэ» вы не забудете никогда. Когда игра закончится геймовером, демонстрируется карточка с изображением Ленина и надписью «Товарищ, флот уполномочен заявить вам» (к сожалению, на английском).
AESTETICA SOVIETICA
Иногда имидж армии «Империи Зла» привлекает игровых разработчиков. И это не всегда должны быть американские авторы своих симуляторов. И другие программисты поняли это. Советские вертолеты, например, оказались настолько причудливы, что разработчики давали их не обязательно родной авиации. В игре P.O.W.: Prisoner of War присутствует вертолет Ми-24 с аутентичным внешним видом, а в отмененной игре Sunman (прочитать о ней можно в прошлом выпуске) боссом-вертолетом выступал настоящий советский Ми-28.
Студия Camerica выпустила игру, полностью построенную на советской теме – MiG-29 Soviet Fighter. Сложная аркада (но не так, как Gunnac и другие эталоны хардкора) на удивление оказалась одной из крайне редких качественных игр от американского производителя. Советской темой пропитано буквально все: меню, интерфейс, надписи, имена, музыка и игровые спрайты. Помимо знаменитого истребителя МиГ-29, в игре есть разные бомбардировщики. Это и Ту-22, и Ту-95, и М-4, и даже старичок Ил-28. Сам сюжет на удивление неклюквенный: советский летчик должен ликвидировать Мировую террористическую армию полковника Крэкова (Crackov можно звать Дуровым). А в конце придется обезвредить атомную бомбу, сброшенную с уничтоженного бомбардировщика неизвестной модели.
ЭПИЛОГ
Когда наступила эпоха новых поколений, а американская игровая индустрия смогла развиться до приемлемого уровня, игры с присутствием русских солдат как злодеев стали выпускаться чаще. Стоит ли упоминать, что развитию «русской темы» поспособствовали события в Первой Чеченской войне? К чему эта война? Просто после объявления западных СМИ о «подъеме русского национализма» стало модно делать игры, в котором Россия делает оккупацию за оккупацией.
Примерами таких игр являются iM1A2 Abrams, Soviet Strike. Но однозначно подняла тему «злых русских» игра Command & Conquer: Red Alert. С этих пор мы не обделены играми про «злых русских». И пока есть опыт в геймдеве и прибыльная тематика, тема будет «мусолиться» до бесконечности. Мы можем снова увидеть треш про
российских диктаторов-оккупантов, снова самоиронию на тему «злой» России. Никуда не деться теперь.
Автор: Владислав Саргаз
Журнал: DF Mag #5
Вам может быть интересно прочитать:
Игры с упоминанием России и СССР для игровых приставок