Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Pinball: Be Informed!

В 90-е все залипали в сериал «Элен и Ребята». А те высокоразвитые личности, которые утверждали, что смотреть такое ниже их достоинства, смотрели его еще больше, записывали серии на видак и обклеивали тумбочку тематическими наклейками. Желтенькие такие. В «Элен» частенько показывали некий игровой автомат, за которым расслаблялись герои сериала. Он не был похож на «Денди» или «Морской Бой» и поэтому завоевал мое пристальное внимание — я не понимал, что это и как оно работает. Из-за недостатка информации мои «раскопки» пришлось заморозить вплоть до появления более-менее пристойного модемного Интернета. И только потом, прорубив 20-килобайтное окно в Америку, я, наконец, понял, что это за зверь такой — пинбол. Отсутствие русскоязычных источников информации только подогревали мой интерес, я чувствовал себе первооткрывателем…

Pinball: Be Informed!
Тот самый пинбол — «Rolling Stones» (Bally, 1980) В основном стол снимали с ракурсов, которые не позволяли увидеть игровой процесс. В те редкие моменты, когда камера была поднята достаточно высоко, зритель видел, что на поле... ничего не происходит. Кри-Кри играл запоем, аж подпрыгивая, но при этом флипперы оставались неподвижными, а шарика не было видно (пример — 6 серия, 7-я минута)


Прошло 12 лет

Эля, ты все делаешь не так! Не нужно отбивать шарик при любой возможности, старайся поймать и удержать его на флиппере!
С зажатым шаром всегда есть время осмотреться и сделать прицельный выстрел, ОК? Ты же сама хотела, чтобы я тебя научил. Стоп, стоп, никогда не нажимай одновременно кнопки обоих флипперов! Анализируй, на какую сторону стола попадет шарик и жми соответствующий флиппер, ОК? Нет, нет… стой, ты куда?! Ну и ладно! Я взял телефон и отшил её окончательно. Дура, ничего не понимает в играх! Шестидесятикилограммовый груз ответственности свалился с моих плеч, открывая заманчивые перспективы, высвобождая уйму свободного времени, которое можно потратить на что-то действительное стоящее. На пинбол! Я расскажу вам, не тая, обо всех основных моментах развития этого уникального явления в истории игровых развлечений. Пинбол — это вам не яблочный компот! Пинбол — это культурный феномен и, возможно, самый лучший аркадный жанр в истории игровых развлечений.

Pinball: Be Informed!
High Speed (Williams, 1986)


В 1777 году французы развлекались, как могли. Обычный люд придумывал нехитрые забавы (судя по всему, дошедшие до наших дней в виде редемпшен-автоматов в стиле «дай зверьку молотком по башке» и «попади шариком в дырку»), в то время как местные олигархи уже не знали, как развлечь гостей на регулярных приемах и торжествах.

В один знаменательный день (впрочем, знаменательным он стал лишь спустя десятилетия, тогда же это была просто очередная пьянка) брат короля Луи Четырнадцатого устраивал очередной фуршет в замке Багатель. Гвоздем программы стала новая игра, смысл которой заключался в закатывании бильярдных шаров в лузы, доступ к которым преграждали расставленные по наклонному полю кегли. Игра велась при помощи бильярдного кия.
Отскакивая от кеглей и бортов стола, шар менял траекторию движения и создавал рандомный эффект, который пришелся по нраву абсолютно всем. Игру, недолго думая, назвали «Багатель».

Pinball: Be Informed!
Вечеринка в самом разгаре!


Любой фанат пинбола мечтает если уж не жить, то хотя бы побывать в Чикаго или Лас-Вегасе. В России, как говорится, делать нечего. Если в США обслуживание пинбольных автоматов могут осуществлять отдельные фирмы (вплоть до замены вышедших из строя компонентов на новые, благо там достать можно практически все что угодно — от флипперов до подложек и рамп), то на родине водки автомат будет жить ровно столько, сколько позволит первоначальная сборка, хотя при наличие мозгов и Ebay эту проблему можно исправить, но… но нет.

Pinball: Be Informed!
В Лас Вегасе находится самый крупный музей пинбола — Pinball Hall of Fame. Это некоммерческая организация
объединившая нескольких коллекционеров и существующая исключительно на пожертвования неравнодушных к пинболу людей. Все сотрудники музея — волонтеры. Pinball Hall of Fame содержит свыше 200 пинбольных автоматов разных лет и является местом паломничества для фанатов всего мира.



«Багатель» понадобилось всего пару лет, чтобы распространиться по всей территории Франции. Во время войны за независимость французские солдаты по долгу службы были частыми гостями в Америке. И столики для игры в «Багатель» стали отличным способом разнообразить армейские будни. Так игра попала в Новый Свет.

На протяжении многих лет «Багатель» успешно распространялась по всей Америке. Вскоре популярность игры достигла той отметки, по достижении которой ушлые американские бизнесмены начинают предпринимать решительные действия. Случилось это в 1869 году. Американский изобретатель Монтегю Редгрейв начал производство столов для игры в «Багатель» на своей фабрике в Огайо. Свой изобретательский талант он в полной мере проявил уже в 1871 г., запатентовав устройство, ставшее первым шагом в развитии пинбола. По сути, это изобретение представляло собой пусковой механизм для шарика в виде металлической спирали, в итоге заменивший кий. Игроку можно было всего лишь потянуть за пружину и наблюдать за непредсказуемыми приключениями метающегося по полю шарика. Игра стала более азартной и динамичной, а само изобретение Редгрейва успешно используется в пинбольных автоматах и по сей день. Называется оно планджер (plunger).

Pinball: Be Informed!
Классический вариант планжера. Есть и другие — например, в форме пистолета или обычной кнопки.


Вскоре после введения в «Багатель» планджера с игрой стали происходить и другие изменения. Игровое поле (столик) уменьшилось в размерах, что сделало его более мобильным. Шарики стали изготавливать из мрамора, препятствия на поле становились более замысловатыми. Эти метаморфозы настолько изменили внешний вид и первоначальную концепцию «Багатель», что было решено назвать новую игру пинболом. В тридцатые годы в одной
только Америке насчитывалось около 150 компаний, производивших пинбольные автоматы. Центром пинбольной промышленности стал город Чикаго. В результате такого мощного бума конкуренция компаний-производителей стала набирать очень опасные обороты, в итоге на рынке осталось всего 14 фирм-производителей пинбольных машин.

Для игроков с соревновательным духом у них есть специальные пинбольные лиги и клубы. Самые значимые из них — PAPA (Professional-Amateur Pinball Association) и IFPA (International Flipper Pinball Association). Из неамериканских организаций стоит отметить Tokyo Pinball Organization (TPO) (Япония). IFPA известна своей системой World Pinball Player Rankings (WPPR), в то время как PAPA (со своей собственной системой рейтинга) наделена полномочием проводить главный чемпионат по пинболу — PAPA World Pinball Championship. Сама идея образования пинбольных
лиг родилась ещё в 1974 году, когда студентам одного из американских колледжей захотелось сделать пинбол официальным школьным спортом (наряду с футболом и баскетболом). Они образовали команды и стали соревноваться с другими колледжами, фактически воплотив свою идею «пинбол — вид спорта» в жизнь, хотя на самом деле спортом пинбол не является. Достаточно посмотреть на любого игрока «over 90 kg», стоящего за автоматом с сигаретой или кружкой пива в руке, и все становится ясно.

Pinball: Be Informed!
С недавних пор чемпионаты PAPA стали транслировать на twitch


После второй мировой войны интерес к пинболу начал стремительно возрастать. Ключевую роль в становлении современного пинбольного автомата сыграла компания, крупнейший производитель пинболов того времени. В 1947 г. Gottlieb выпускает автомат «Humpty Dumpty», где впервые были использованы флипперы (flipper) — небольшие палочки-рычаги, которые контролировал игрок при помощи нажатия кнопок на боковых сторонах стола. Флипперы размещались в нижней части игрового поля и при грамотном использовании продлевали игровое время и позволяли зарабатывать большее количество очков, не давая шарику упасть и посылая его вверх за новыми подвигами. Так пинбол превратился из непредсказуемой азартной игры (game of luck) в игру мастерства (game of skill). Отныне
игрок не выступал в роли пассивного наблюдателя, он лично принимал участие в игровом процессе, совершенствуя свои навык и технику, достигая все лучших и лучших результатов. Изобретение флипперов является знаковым событием в истории пинбола. Флипперы сделали пинбол частью американской культуры и одним из самых аутентичных игровых автоматов в истории.

Pinball: Be Informed!
Humpty Dumpty. Кстати, существует множество техник контроля шара флипперами (всевозможные перепасовки и т.д.)


К слову об аутентичности. Современные игровые автоматы и видеоигры стремятся к реалистичности. Чем круче графика и эффект присутствия — тем успешней окажется проект. Автомобильные рули и педали, присобаченные к кабинету, перестрелки на световых пистолетах… даже простая компьютерная бродилка использует заранее заготовленный инвентарь из «портфолио повседневности» (ведь в этих бродилках есть дома, люди и прочие параллели с реальным миром). Так или иначе, все нынешние видеоразвлечения основаны на реальной жизни с минимумом креатива. Я не говорю, что это плохо, просто последние пару десятилетий индустрия видеоигр обеднела на дизайнерские идеи, инновации и революции. Совершенствуется только оболочка и подача продукта. Пинбол
же полностью аутентичен. Здесь свои законы, свои правила и свои клише. Отрываться от полиции на Феррари в «The Getaway», спасать планету от пришельцев в «Attack From Mars» и продвигаться по иерархической лестнице мафии Нью Джерси в «The Sopranos» вам придется совсем не так, как вы привыкли — без руля, педалей и огнестрельного оружия. В вашем распоряжении целых два флиппера — правый и левый.

Pinball: Be Informed!
Terminator 2: Judgment Day (Williams 1991) Штука на фото называется «рампой»—шар закатывается на «горку» и потом напрявляется желобом в нужное место. Рампы — очень значимый элемент современного пинбола.


Следующие три десятилетия принято называть «золотым веком пинбола». В середине 70-х годов появились первые микропроцессоры, и пинбольные автоматы наделили музыкой, звуковыми эффектами, а позже и синтезированной речью. Компании Bally и Williams наиболее успешно реализовывали потенциал новых технологий и запатентовали огромное количество изобретений, применяемых в производстве пинбольных столов и по сей день. В автомате
«Firepower» (Williams, 1980) был впервые реализован «многошаровый режим» — специальная призовая игра с одновременным участием нескольких шаров на поле. В пинболе «Black Knight» (Williams, 1980), ставшем хитом 1980
года, были использованы два нововведения: двухуровневое игровое поле и технология «magna-save», позволявшая игроку задержать магнитным полем падающий в «пропасть» шар. Однако в начале 80-х годов технический прогресс повлиял на пинбольную индустрию не самым лучшим образом. Начиналась новая эпоха — эпоха видеоигр. На производство видеоавтоматов (например, «Asteroids») уходило намного меньше средств, а спрос на них был огромен.
Впервые за многие годы игроки столкнулись с чем-то новым и неизведанным — с миром компьютерных игр. У пинбола появился сильный конкурент. В конце 80-х произошло очередное «обновление состава» фирм-производителей пинбольных столов. Одни компании закрывались, другие продавали свои права, появля-
лись новые, например, Capcom Pinball. Титаны бизнеса — фирмы Bally и Williams — слились в одну (Bally/Williams).

Pinball: Be Informed!
«Firepower» (Williams 1980). В конце 70-х годов специалистами было определено примерное соотношение факторов мастерства и удачи в пинболах: 80%мастерства и 20% удачи. Не думаю, что сейчас эти цифры сильно изменились, но замечу — чем старее и изношенней автомат, тем выше поднимается фактор удачи.


Pinball: Be Informed!
Все тот же T-2, вид с «изнанки» .


Куда уходят старые, отработавшие свой срок пинбольные автоматы? Где они находят свой последний приют?. Определенно, какая-то часть списанных машин разбредается по домам коллекционеров или разбирается на запчасти, но каждый pinball wizard лелеет надежду, что когда-нибудь, в один прекрасный день, на заброшенном складе или в антикварной лавке, по чудесному стечению обстоятельств, наяву, а не во сне, он найдет свой кусочек истории.

Финальная и самая современная фаза эволюции пинбольного автомата начинается с начала 90-х годов. Именно тогда в игру был введен матричный дисплей (Dot Matrix). Матричный дисплей вносил большое разнообразие в игру, информировал игрока о текущем состоянии стола, отображал красивую и плавную анимацию и даже позволял играть в отдельные мини-игры на своем экране.

Pinball: Be Informed!
Super Mario Bros (Gottlieb, 1992) Видеорежим, в котором... ну, вы поняли. С появлением матричных дисплеев в
пинболах стали появляться так называемые «пасхальные яйца» (Easter Eggs) — сюрпризы от разработчиков. Больше всех отличилась компания Williams — почти во всех их автоматах 90-х годов были спрятаны коровы. Отыскать их можно было чаще всего при нажатии определенной комбинации кнопок-флипперов или активируя определенные режимы во время игры.


Компания Williams стала абсолютным лидером на рынке, осваивая новые технологии наряду с успешными бизнес-ходами (например, лицензирование популярных кино/музыкальных тем). Не желая сдавать позиций видеоиграм, Williams выпускала исключительно качественные и интересные автоматы, ставшие классикой пинбола. Самым успешным автоматом в современной истории стал «The Addams Family», побивший все мыслимые рекорды продаж (было продано свыше 20 200 столов, а через два года выпущено еще 1000 автоматов в виде переиздания «Addams Family Gold»). В 1993 году вышел в свет автомат «Twilight Zone», поставивший рекорд по количеству запатентованных инноваций, присутствующих в одном пинбольном столе. Однако в конце 90-х годов продажи пинбольных автоматов продолжали неуклонно падать. Практически все фирмыпроизводители вышли из бизнеса. В 1999 г. эта участь постигла и Williams, которая сменила профиль деятельности и стала выпускать для казино. Перед уходом Williams, объединив усилия с выдающимися дизайнерами пинбольных автоматов, предприняла последнюю попытку удержаться на плаву, выпустив два новых стола под маркой «Pinball 2000». Эти столы демонстрировали абсолютно новый подход к конструированию пинбола и получили довольно теплые отзывы от публики, но, к сожалению, этого оказалось недостаточно. Выход Williams из бизнеса завершил главную и лучшую пинбольную эру. Но история пинбола на этом не заканчивается! С 1999 г. и по сей день в мире существует только одна компания, которая регулярно выпускает новые пинболы — STERN, все в том же Чикаго. Возглавляет её Гари Стерн,
сын легендарного Сэма Стерна. Компании не удалось повторить успеха пинболов 90-х, однако вся продукция этой фирмы отличается добротностью исполнения и любовью к пинболу, которая и позволяет STERN удержаться в седле
в столь кризисное для жанра время.

Pinball: Be Informed!
Funhouse (Williams, 1990). Руди умеет говорить, вращать глазами и даже глотать шар!


Pinball: Be Informed!
Steve Ritchie играет в свое новое творение. Этот дядька — один из самых крутых дизайнеров пинбола (Black Knight,
Terminator 2, Star Trek: The Next Generation). На самом деле, вы с ним давно знакомы — он озвучил Шао Кана в классических играх серии Mortal Kombat и именно ему принадлежит идея написания слова «Kombat» (вместо «Combat»).


Завершить рассказ я хочу словами обычного американца с одного из форумов, посвященных пинболу:

«Эта эра ушла навсегда без шансов на возвращение. С финансовой точки зрения аркады более не жизнеспособны. Нынешний рынок «прогнулся». Пинболы больше не конструируют, основываясь только на дизайнерской фантазии. Современные машины используют лицензии популярных шоу и фильмов («Шрек», например).
В сегодняшних аркадах стоят видеоавтоматы и детские «долбани крота»-игры выдающие билеты, в обмен на которые вы можете получить мягкую игрушку. Нашу последнюю «тру»-аркаду закрыли около четырех лет назад (в 2003-м, если я не ошибаюсь). Те длинноволосые ребята в рок-н-ролльных футболках выросли и завели собственные семьи, а на месте старого бильярдного зала с сомнительной клиентурой, четырьмя пинбольными автоматами и закусочной теперь стоит малярная кладовая».


Pinball: Be Informed!
На настоящий пинбол я пока не заработал. Склеил из бумаги.


Журнал: DF Mag #4



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2832

Комментарии:

Оставить комментарий