» » Свежая голова – хорошо, а сломанная – лучше! (Часть 1)
Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Свежая голова – хорошо, а сломанная – лучше!
(разбор уникальных головоломок, часть 1)

Свежая голова – хорошо, а сломанная – лучше! (Часть 1)

Пролог
В наш век световых скоростей и передовых технологий все меньше времени остается на неспешную, вдумчивую игру. Примчаться с работы, схватить нашпигованный графикой FPS и раствориться в ошметках монстров – нормальный образ жизни многих “геймеров”. Даже такой интеллектуальный жанр как адвенчуры, подвергается казуализации (слово-то какое мерзкое)…
Впрочем, не квестами едиными.
Я уж позволю себе такой сомнительный тезис.

Головоломки (англ. logic/puzzles) – одно из самых древних и заслуженных направлений в индустрии. Фактически единственный (не считая симуляторов) жанр, который может спокойно существовать и вне компьютера. Когда
там появились шахматы? А криптограммы, кроссворды, лабиринты, Кубик Рубика, наконец? Картинку из кусочков (классический пазл) собирали если не все, то многие. Зачем тогда, спросите, вообще нужен компьютер?

Как и все прочие развлечения, головоломки – дитя прогресса. С расцветом игроиндустрии оцифровывались и идеи. Начиная от бесконечных вариаций “Boulder Dash”, “Soko-ban”, “Тетрисов” и прочих “Минеров” и заканчивая поколением “мистоидов”, они получали все новые формы выражения. Термин “головоломка” стали использовать для обозначения задачек в квестах; без так называемых “вставных пазлов” не обходится редкое приключение. Между тем, сам по себе жанр logic

как-то незаметно выродился. Его сегодняшний удел – shareware/freeware с приставкой “casual”.

Итак, предадимся ностальгии. С одной лишь оговоркой: ничего из вышеперечисленного в статье не будет. Т.е. знакомые названия наверняка встретятся, и не раз, однако ни к “внешним” (шахматам, картам и др.), ни к “одноразовым” (“Тетрис” и Ko), ни к “мистоидам” описываемые игры не относятся. В своем обзоре я попытался собрать самые интересные, уникальные и, что немаловажно, незаезженные головоломки. Игры, которые создавали
люди с богатой фантазией.

В первой части “разбора” я хочу рассмотреть два известнейших семейства, правивших бал на протяжении 90-х гг. и совершенно справедливо конкурировавших друг с другом. Шедевры, рожденные маленькими компаниями для больших корпораций. “The Incredible Machine” и “Lemmings”.

Семейство

“The Incredible Machine”

Ну кто же не знает знаменитое творение Джеффа Таннелла и Кевина Райана? Созданная в недрах крошечной студии “Jeff Tunnell Productions” (которая просуществовала всего 2 года), игра стала настоящей сенсацией. Наиболее
точно ее суть передана в названии русской локализации, “Невероятная механика”. Для своего времени она действительно была невероятным сборником уникальных механизмов, которые приходилось не только само-
лично собирать, но и связывать в логические цепочки. Несмотря на явное влияние “изобретений” Рубе Голдберга, “The Incredible Machine” прекрасно обходилась собственным багажом идей. Падающий шарик тревожит покой
мышки; та начинает усиленно работать лапками, крутя колесо; колесо запускает конвейер, на котором сидит кошка; кошка задевает боксерскую перчатку; перчатка толкает шарик… И так далее. Завораживающе!

Кроме того, игра успешно оперировала понятиями “гравитации”, “воздушного давления” и даже позволяла клепать собственные головоломки в мини-редакторе. Можно ли было желать большего? Разве что новых “запчастей” да побольше уровней. И сиквелы не заставили ждать… Увы, но, как это часто бывает, ничего кардинально нового в игровой процесс они не привнесли. Версия с подзаголовком “Even More” отличалась несколькими новыми деталями (в том числе и издевательским человечком по имени Mel Schlemming, явным уколом в сторону конкурента) да раздутыми уровнями, набитыми все теми же деталями. Вторая часть преподнесла улучшенную графику и профессора Тима в качестве нарратора. “Версия 3” ограничилась лишь продвинутым Windows-интерфейсом (в то время было модно реанимировать игры для работы в Windows 95), оставив нетронутыми уровни “TIM2”. О “Версии 2000” и говорить не хочется… Дизайнеры (уже без Таннелла) не озаботилась хоть какими-то инновациями. Несмотря на это, жадная до денег “Vivendi” не желает расставаться с брендом.
Следующий шаг “TIM” – тотальная мобилизация…

Игры серии:
* “The Incredible Machine” (1992)
* “The Even More Incredible Machine” (1993)
* “The Incredible Machine 2” (1994)
“The Incredible Machine 3” (1995)
* “Return of the Incredible Machine: Contraptions” (2000)
* “The Incredible Machine: Even More Contraptions” (2001)

Что ж, как видим, оригинальная задумка оказалась слишком оригинальной даже для самих авторов. Впрочем, я покривлю душой, если умолчу об одном шикарном ответвлении…

“The Incredible Toon Machine”

Кому в голову пришло вывернуть механизм “The Incredible Machine” наизнанку, перетащив действие в мультяшную вселенную? Да все той же “Jeff Tunnell Productions”. Только дизайнером на этот раз выступил некто Крис Коул. И хотя за основу были взяты старые декорации, нужную изюминку придавал им неповторимый антураж. Все, от составных головоломки до радужного меню, было насквозь пропитано юмором. Пианино, подвешенное вместо груза; злобный гоблин за катапультой; дракончик, изрыгающий пламя; чихающий пистолет и напомаженная слониха, истерично вопящая при виде мышей… Безумный и, вместе с тем, ужасно веселый мир вышел совсем непохожим на столь привычный нам “мир TIM”.

Главным же открытием стала сладкая парочка, Сид & Эл. Вальяжный кот синей расцветки и желтый носатый мышонок жили по всем законом “Тома и Джерри”. Да-да, именно жили – ни один уровень “Toon Machine” не обхо-
дился без их участия. Том (т.е. Эл) пытался сцапать за хвост Сида (аналога Джерри); тот, в свою очередь, всячески измывался над бедным котиком. Таким образом, у игрушки появилось нечто вроде сюжета. Соответственно, и зада-
ния начали сводить к различным насущным проблемам: довести Сида до норки, сбросить наковальню на Эла… По всем законам мультяшек. А какое удовольствие было наблюдать за зверушками! Следуя логике аниматоров, они
разваливались на кусочки, обугливались, с треском врезались в стены, считая звездочки над головой, взмывали в воздух на пузырях от жвачки, дразнили друг друга – в общем, развлекались в свое (и наше) удовольствие.

Замечательная серия, к сожалению, не получила большой огласки и была прикрыта вместе со студией. Да и “серией”-то ее сложно назвать – “TITM” была фактически еще одним Windows-римейком, щеголявшим обновленной оболочкой и рядом новых уровней. Но, по крайней мере, это было настоящее развитие идеи “The Incredible Machine”, безо всякой там халтуры.

Игры серии:
“Sid & Al’s Incredible Toons“ (1993)
“The Incredible Toon Machine” (1994)

“Chain Reaction”

Будете смеяться, но и эта игра имеет непосредственное отношение к оригинальной TIM. Точнее, к ее авторам. Устав от “работы под каблуком”, Таннелл и несколько его сотоварищей организовали собственную независимую студию “GarageGames”, где и поныне правят бал. Что ж, неудивительно, что одной из первых игр новорожденной фирмы стала почти идентичная копия заслуженной классики. Большинство деталей и механизмов перекочевали в “Chain Reaction” без изменений. С одним лишь нюансом: на смену кошкам/мышкам пришел крутой фиолетовый панк по кличке MC. Его-то и нужно “прогнать” через своеобразный лабиринт, набитый агрегатами. Персонаж, что характерно, никак не реагирует на бесконечные тычки и удары, неподвижно сидя в ракете. Приятная трехмерная оболочка, редкие “новинки” и небольшая длина, конечно, уберегли “Chain Reaction” от рутины и самоповторов, однако особой оригинальностью в ней, увы, не пахло.

Игры серии:

“Chain Reaction” (2003)

Другие любопытные клоны

Как и любая интересная идея, “The Incredible Machine” может похвастаться рядом клонов. Самые любопытные из них перечислены ниже:

“Eets: Hunger. It’s Emotional”
Крайне симпатичная игрушка, которую сами авторы (“Klei Entertainment”) позиционируют как “веселая смесь “Lemmings” и “The Incredible Machine”. И в этом есть большая доля правды. Правда, “лемминг” здесь всего один – маленький головастый зверек Eets, вечно голодный и вечно… гм… движущийся. Принцип “игры от второго лица” (т.е.
indirect control) свойственен и этому миляге. От нас же требуется лишь расставлять на его пути всевозможные “девайсы” (вроде бомб или плюющихся китов) и вовремя активировать их. Тем самым в дело вступает технология
“TIM”, а сама игра приобретает этакий головоломно-аркадный окрас. Главной же особенностью, вынесенной в подзаголовок, являются “таблетки настроения”. Проглотив их, животинка тут же меняется в лице (морде), начиная хищно порыкивать, пугливо озираться или прыгать от радости. Соответственно меняется и ее поведение. Очень позитивная и веселая игра, которая, несмотря на “независимый характер”, уже собрала неплохую прессу.

Игры серии:
“Eets: Hunger. It’s Emotional” (2006)

“Enigmo”

Эти занятные игрушки были изначально заточены под “Macintosh” (собственно, вторая часть до сих пор не имеет PC-адаптации), и их немедленно записали в Macхиты. Заслуженно? Как знать. По сути, весь игровой процесс сведен к переливанию жидкостей. Разноцветные жидкости, капля за каплей, просачиваются сквозь систему различных воронок и отражателей к заветной цели. А цель одна: заполнить сосуд требуемым количеством капелек. Инструментарий не особо большой, уровни не шибко разнообразны, графика не блещет, но вот само действие… зачаровывает! Наблюдать за падающими капельками под конец рабочего дня – чем не повод расслабиться? Сиквел
же хвастается более продвинутой 3D-картинкой и, конечно, новыми деталями. Чего прибавилось, а чего убавилось, думаю, сможем проверить уже скоро.

Игры серии:
“Enigmo” (2003)
“Enigmo 2” (2006)

Семейство “Lemmings”

“Lemmings” и по сей день остается одной из самых известных и узнаваемых головоломных игр. Разработанная сотрудниками молоденькой “DMA Design” (да-да, той самой, что позже ушла с головой в “GTA”), она была портирована едва ли не на все существующие платформы. В 2006 году игрушка добралась даже до PlayStation Portable – говорят, очень неплохой римейк.

Но вернемся к той самой первой версии 91-го года. Собственно, задатки шедевра в ней были налицо: необычная концепция (смесь головоломки, стратегии и т.н. indirect control – иначе говоря, “игры от второго лица”) вкупе с
ужасно милыми зеленоволосыми существами идеально подходила для всей семьи. Крошечные лемминги, друг за другом топающие к выходу, и впрямь не оставляли никого равнодушными. Умирали зверушки часто и легко, с жалобным писком, но при этом без капли крови. Задания иной раз поражали изуверской логикой, и просчитывать шаги приходилось с точностью до пикселя. Зато на выбор предлагали несколько уровней сложности. Самая настоящая семейная игра, притом еще и совершенно уникальная.

В основе, как уже говорилось, лежал контроль за вечно движущимся народцем. Глупышки не умели ровным счетом ничего, разве что тупо двигаться вперед. Приходилось выбирать одну из девяти специальных команд (рыть, строить мостик, лезть на отвесную стену и т.д.) и быстро вылавливать курсором нужного крошку. Окружение, как правило, легко деформировалось (еще одна инновация в копилку), поэтому главную сложность представляло ограниченное число тех самых “умений” и способность правильно координировать действия между существами.
Ну и, конечно, ряд смертельных опасностей, вроде отвесных пропастей или жарящего огня.
Последовавший набор уровней и т.н. “Рождественские выпуски” ничем кардинальным не отличались, разве что в “Holiday Lemmings” звучали сопутствующие мотивчики, а сами существа щеголяли милыми красными шапочками с помпонами (прям ути-пути). В дальнейшем на свет появился Windows-римейк (привет, “TIM”!), куда в порезан-
ном виде вошли “Lemmings” и ее адд-он. Переломным моментом стал официальный сиквел, “The Tribes”. Игра вышла настолько свежей и непохожей на оригинал, что покупатели как-то растерялись и… растеряли весь интерес к серии. А между тем “Lemmings 2” вышла не просто лучшей игрой серии – она на полном основании может претендовать на звание лучшей головоломки! Нет, тут нужен отдельный абзац.

Во-первых, игрушка обзавелась каким-никаким, но сюжетом. Не вдаваясь в подробности (которых, по сути, и нет): разлетелся древний камушек по белу светушку, и 12 разных лемминг-племен ищут его. По белу светушку. Звучит не
очень впечатляюще, да. Но оцените масштабы! Каждое из племен проживало в собственном мире, представленном отдельной темой: джунгли, египетские пирамиды, заполярье, пляжный курорт, цирк...
Был даже “классический уровень”, для ностальгирующих эстетов. На каждый такой уровень, кстати приходилось по десять этапов и в общей сумме давало 120 головоломных комнат. Причем на этот раз мы могли не жертвовать леммингами – спасти разрешалось все 60 экземпляров! За это и золотую медальку вручали. На случай горькой утраты приходилось довольствоваться серебром или медью.

Естественно, возросло и количество “умений”. Да как возросло! В общей сложности их насчитывалось более 50 штук. Представьте себе масштабы. Отныне существа могли заниматься всем чем угодно: прыгать, плавать, парить на дельтаплане, метать копья, крутиться волчком и даже устраивать целые концертные номера, с песнями и плясками. На экране творилось что-то невероятное – конечно, в рамках десяти навыков (больше на уровень не выдавалось). Вдобавок, графика и движок были полностью обновлены, декорации дополнены разными агрегатами для взаимодействия (вроде пушек или веревок), а знакомые по “TIM” сила ветра и гравитация только добавляли задору. Потрясающая вышла игра, да только обилие всего-всего отпугнуло игроков.

Следующую часть, “All New World”, разработчики выплюнули на последнем издыхании. И вышла она, надо сказать, совсем вялая, полностью провалившись в продажах. Леммингов без видимых причин раздули в размерах, племена сократили до трех штук (на самом деле, в планах было продолжить линейку еще тремя играми, по три племени
на игру), число умений урезали, разрешив, однако, “подбирать” навыки с земли (чрезвычайно корявая процедура), да вдобавок еще присобачили гадкую беготню от врагов. Игралось оно так же ужасно, как звучало, а потому отчаявшаяся “DMA” продала права на серию своему издателю, “Psygnosis”.

Тот, в свою очередь, долго куковать не стал, и уже в 95-м свет увидела “Lemmings 3D”. Из названия вполне естественно вытекает суть игры: милые лемминги полностью отрехмерились, а игроки получили возможность не только управлять камерой, но и “вживаться” в человечков, наблюдая мир их глазами. Ощущения, прямо скажем, необычные. С другой стороны, “Clockwork Games” (новый разработчик) вернули как “классическое” племя, так и 9 “классических” умений. Последовавшая “Lemmings Paintball” от “Visual Sciences” продолжила разложение в рядах: игрушка практически утратила всю “пазловость”, превратившись в некое подобие нынешних “казуалок” из Интернета. От одного до пяти леммингов сажались на некую изометрическую территорию, после чего мы (самым
что ни на есть direct control-ом) начинали водить малышей по лабиринту, опускать рычаги, возить их на шариках и стрелять краской по вражеским леммингам. Такое вот переосмысление идей, просидеть за которым больше часа ну никак не получалось.

Финальным аккордом были классический 2D-платформер (!) “Adventures of Lomax” (очень приличный, но совсем не мозголомный) и вялый клон оригинальной игры “Lemmings Revolution” от самой “Psygnosis”. Геймплей претендовал на некую оригинальность: существа бродили вокруг сферического валика, а некоторые способности иногда
зависели от племени (скажем, ходить по воде могли только водные лемминги). Впрочем, на этом оригинальность исчерпывалась, равно как и история легендарного издателя. Доделывали “Lemmings Revolution” впопыхах, после чего “Psygnosis” с чистой совестью прикрыла свои двери. Rest, как говорится, in peace.

Игры серии:
“Lemmings” (1991)
“Oh, No! More Lemmings!” (1991)
“Holiday Lemmings” (1991-1994)
“Lemmings 2: The Tribes” (1993)
“All New World of Lemmings” (1994)
“Lemmings 3D” (1995)
“Lemmings Paintball” (1996)
“The Adventures of Lomax” (1996)
“Lemmings Revolution” (2000)

Любопытные клоны

Серия “Lemmings” оставила заметный след в индустрии, несмотря на то, что из семи игр (не считая аддонов) по-настоящему известной была лишь оригинальная часть. Достаточно большое число подражателей так и не смогло повторить ее успеха. Но кое-кого мы все же отметим.

“Humans”
Пожалуй, по оригинальности эти игрушки не уступали самим “Леммингам”. С одной лишь оговоркой: “Lemmings” случились на год раньше. А потому “клоны” не то что звезд с неба – камней со дна морского не хватали. Так и сгинули в стенах “GameTek”.

Между тем, концепции заметно отличались. Вместо милых леммингов теперь вышагивали глуповатые пещерные люди. Да не просто шагали, а проходили процесс эволюции! Управлять надлежало небольшой группой товарищей (до 8 человек), которые никуда не торопились, тихо стоя на месте. Т.е. никакого “индиректа” не было и в помине: хватай нужного человечка и беги обыскивать территорию в поисках веревки или факела. В процессе хьюманы осваивали разные виды орудий (всего 4 штуки), строили живые пирамиды и просто развлекались. Шесть этапов и
куча подуровней, набитых непростыми головоломками, в конце концов, становились слишком однообразными. Но взаимовыручка, немалая доля экшна, пазловый геймплей и весьма корявое управление с клавиатуры сделали свое
дело – игра была замечена и коекому даже полюбилась.

Первые две части, по сути, ничем не отличались. Зато третья умудрилась сменить движок, а заодно и насытить процесс рядом новшеств. Помимо полностью мышиного управления (слава богу!), в “Humans 3” появились различ-
ные виды человечков, каждый – со своими “умениями”. Так, маги могли колдовать в свое удовольствие, варвары вовсю махали топором, ну и далее в том же духе. При этом сами уровни сохранили былое однообразие, а неуклю-
жий экшн по-прежнему не давал насладиться игрой. И ее забыли. Сегодня уж редко кто вспомнит об этом милом клоне…

Игры серии:
“Humans” (1992)
“Humans 2” (1993)
“Humans 3” (1995)

“Gruntz”
“Gruntz” – замечательный пример “правильного” развития заведомо ущербной идеи. Эта приятная игрушка была сделана во времена разгульной молодости “Monolith”, когда та еще не успела впасть в зависимость от высокобюджетных экшнов. Что характерно, клонированию подверглась наиболее сомнительная часть “Леммингов” – “Lemmings Paintball”. И знаете, таланты не подкачали. Из игрушки получилась настоящая “конфетка”!

Очередная незамысловатая сюжетная линия где-то повторяла “The Tribes”: очаровательный народец грантзы носился в поиске кусочков амулета, попутно вызволяя своего волнующегося Короля из плена. Неизменным препятствием выступало племя враждующих грантзов, которые, собственно, и удерживали Короля в стенах форта. При этом вся атмосфера приключения была насквозь пронизана детскостью. Недотепы, постоянно бормотавшие что-то под нос, вышли еще более милыми и ути-путиными, нежели стайки леммингов.

Они искренне радовались находкам и с готовностью выполняли поручения; они с воплями кидались на надувные мячи и увлеченно катались на заводных машинках, смешно “брррь”икая. Весь антураж был абсолютно несерьезным, как вы уже успели заметить. В отличие от скучной “Lemmings Paintball”, уровни “Grantz” пестрели деталями и всевозможными головоломками. Координация действий была актуальной как никогда. Вдобавок ко всему, исчезло дурацкое ограничение по времени – словом, все “минусы” “Lemmings” трансформировались в “плюсы”. Умопомрачительные “z” в конце каждого названия добавляло шарму и без того развеселому миру. Впрочем, кого-то такая “детскость” могла и смутить – когда-то в этом обвиняли и самих “Леммингов”. Как бы там ни было, из “Gruntz” вышла замечательная семейная игра, которая, однако, не сыскала популярности в народе. У нас ее издавали под заголовком “Месть карапузиков”, и локализаторы основательно потрудились, чтобы угробить все очарование гадким переводом…

Игры серии:
Gruntz (1999)

Журнал: Охота на точки



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 1587

Комментарии:

Оставить комментарий