Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
TANDY 1000
и 16 цветные игры

Один из лучших клонов IBM PC, ставший синонимом домашнего игрового компьютера.

TANDY 1000

Шел 1984 год. В Tandy Corporation, видя огромный успех платформы IBM PC, также решили создать конкурентоспособные машины и выйти с ними на домашний рынок. У компании уже были преданные пользователи, которым нужно было что-то более жизнеспособное и производительное, чем уже морально устаревшие TRS-80 Color Computer, выпускавшиеся Tandy в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
Tandy Corporation в то время имела определенный вес на рынке персональных компьютеров, хотя широко распространены были все же IBM PC/XT и IBM PCjr, a IBM PC/AT еще не был анонсирован. При этом PCjr имел намного более продвинутую графику и звук по сравнению с PC/XT компьютерами. Поэтому вполне естественно, что в Tandy при разработке своей новой модели персонального компьютера за аналог выбрали именно PCjr.
Долгие месяцы упорной работы подходили к концу, и близился день выхода новой системы в свет. Однако за пару недель до анонса системы Tandy 1000 в ноябре 1984 года стало известно, что IBM отказалась от дальнейших работ над PCjr. Руководство компании Tandy быстро изменило всю рекламную и маркетинговую политики, чтобы абсолютно абстрагировать свою модель от PCjr. Первоначально планировалось отталкиваться от всех достоинств PCjr и афишировать преимущества машин Tandy над ними, однако после признания самой IBM того, что PCjr оказался неудачной системой, пришлось выстраивать заново систему позиционирования своих компьютеров. В современных печатных изданиях можно найти такие строки: «Все, что им (Tandy) нужно было сделать, чтобы создать самого бесполезно дорогого монстра всех времен и народов - объявить свою новую модель 1000 как совместимую с PCjr. В каталогах фигурировала информация только о совместимости с MS-DOS (собственно, система такой и была) и нигде не упоминалось о совместимости с IBM РС». Однако многие потребители в то время относились к понятию «MS-DOS совместимый» как «РС совместимый».
В целом, Tandy 1000 представлял из себя довольно странную систему: графика и звук преимущественно соотносились с продвинутыми возможностями аналогичных устройств PCjr, однако разъемы для клавиатуры и джойстика отличались как от аналогичных в РС, так и в PCjr -большие, круглые разъемы DIN,

Пользователи Tandy 1000:
Компьютер Tandy 1000 SX имеет две скорости, 4.77MHz и 7.16MHz.
Даже высокая скорость вряд ли позволит вам играть в игры с использованием разрешения 320x200 x16. Существует акселератор называемый 286-Ех-press, который может осилить некоторые из этих игр.



Монитор Tandy СМ-5-750 был способен показать игроку насколько красива TGA графика на Tandy 1000.


совместимые по контактам с предыдущей моделью TRS-80. В Tandy 1000, как и в PCjr, имелся разъем ТВ-выхода RCA, поэтому пользователи TRS-80 в качестве мониторов могли продолжать и далее использовать свои телевизоры (необходимо было лишь докупить опцию - ВЧ модулятор). Из-за этого факта, а также из-за некоторых «вольностей» в дизайне (например, небольшая длина корпуса - не хватало пары дюймов, чтобы вставлять полноразмерные карты расширения) детище компании было подвергнуто справедливой критике.
Компьютеры Tandy 1000 были одними из первых РС совместимых систем, которые включали поддержку полного набора основных периферийных устройств с помощью фирменного чипа ASIC (Application-specific integrated circuit - интегральная схема, специализировавшаяся на решении конкретной задачи), расположенного на материнской плате - предтечи современных чипсетов. Все системы Tandy 1000 обладали встроенной продвинутой на тот момент цветной CGA совместимой графикой, улучшенным звуком на основе чипа Texas Instruments SN76496, совместимыми с TRS-80 Color Computer игровыми портами, стандартным флоппи-контроллером с поддержкой двух дисководов, параллельным портом для принтера. К базовым функциям относились следующие возможности (стандартные и для IBM PC, PC/XT, PC/AT материнских плат): интерфейс клавиатуры, слоты расширения, подсистемы памяти, DMA, контроллер прерываний, сокет для математического сопроцессора. Жесткие диски в то время были оборудованием класса «high end», но никак не повсеместно используемым стандартом, поэтому в домашних компьютерах Tandy 1000 многие годы отсутствовал интегрированный контроллер HDD. Чтобы иметь одинаковый с Tandy функционал, IBM PC, XT или AT требовалось, по крайней мере, не менее 4 дополнительных карт расширения: видеоадаптер, контроллер флоппи-дисков, карта расширения для поддержки последовательного и параллельного портов, звуковая карта с портом для джойстика. К тому же, пять XT слотов Tandy 1000, 1000 ТХ, 1000 SX и аналогичных моделей оставались доступными для других карт расширения. Это делало системы Tandy более гибкими и расширяемыми по сравнению с 8-слотовыми IBM XT и AT.
Более ранние модели Tandy 1000 имели композитный видеовыход и могли использоваться с цветными или монохромными мониторами, а также с телевизорами с ВЧ модуляторами. Модели Tandy 1000 и Tandy SX оснащались портом для светового пера. В отличие от большинства РС совместимых компьютеров, некоторые модели Tandy 1000 имели интегрированные в ПЗУ операционные системы MS-DOS и загружались в считанные секунды.
Все системы Tandy 1000 оснащались фирменным набором графических приложений «DeskMate».
Первоначально системы Tandy 1000 оснащались процессором Intel 8088 (впоследствии его базовая частота была повышена), а также 8086 и 80286 процессорами. Tandy 1000 (по крайней мере, все ранние представители) использовали Phoenix BIOS. Наиболее распространенными моделями были: Tandy 1000, 1000 EX, НХ 1000, 1000 SX, 1000 ТХ, 1000 SL, 1000 RL и 1000 TL.
Для большинства моделей, кроме компактных ЕХ и НХ (они не оснащались жесткими дисками), Tandy предлагали HDD в варианте «hardcards», которые устанавливались в один из слотов расширения компьютера и состояли из контроллера Western Digital и самого жесткого диска (как правило, 3,5"), смонтированных вместе на металлическом кронштейне. Хотя подобная схема обеспечивала непосредственную физическую связь между контроллером и диском, однако даже для простых внутренних операций чтения/записи были необходимы специальные утилиты для их правильного чередования, чтобы обеспечить в итоге оптимальную скорость передачи данных.

Изнутри Tandy 1000HX выглядит вполне стандартно для IBM PC-совместимого компьютера.


Но, даже в этом случае скорость передачи для машин на базе 8088 и 8086 процессоров была всего лишь в районе 40 Кб/с.
Несмотря на провал PCjr, система Tandy 1000 смогла стать очень успешной. Ее клавиатура, хотя и была немного неудобной, но все же не была столь ужасной, как «Chiclet» в комплекте с PCjr. Tandy продавала свои продукты в сети фирменных магазинов «Radio Shack». Для потенциальных покупателей добыть компьютер Tandy было очень просто - необходимо было просто зайти в этот фирменный магазин, а выйти - уже с компьютером Tandy 1000 (плюс, программное обеспечение и различные аксессуары в комплекте). Владельцам TRS-80, которые хотели обновить свою систему, достаточно было лишь приобрести новый системный блок, поскольку все существующие периферийные устройства (мониторы, телевизоры, джойстики, принтеры и т.д.) были полностью совместимы с Tandy 1000.


Пользователи Tandy 1000:
Некоторые игры (Commander Keen 1-6, Duke Nukem) не поддерживают видео-адаптер Tandy и требуют настоящей EGA или VGA карты для работы.
Но VGA-игры обычно работают слишком медленно на машинах, которые имеют менее 10 МГц, так что вам не очень захочется сделать это в любом случае.



Реклама модели Tandy 1000 RL, распространяемой через сеть магазинов Radio Shack.


Преимущества платформы
Итак, давайте поговорим о преимуществах Tandy 1000. В первую очередь, это поддержка продвинутой графики и звуковых возможностей PCjr. Игровые компании сразу же обратили на это внимание. В 1980-х годах было выпущено более 300 игр, которые использовали дополнительные цвета или улучшенный звук (а зачастую - их комбинацию). Это, в свою очередь, положительно повлияло на

Подключив джойстик к Tandy 1000, вы могли в полной мере насладится комфортным управлением в играх.


Tandy 1000 НХ в действии. Монитор прекрасно разместился на самом компьютере.


продажи Tandy 1000, и в компании решили, что все свои последующие модели впредь обязательно будут оснащаться улучшенной графикой и звуком.
Компания Tandy разработала и запатентовала свой собственный одноименный стандарт, и в течение нескольких лет сторонние разработчики выпускали свои продукты (игры и софт), совместимые как с системами IBM PC/AT, так и Tandy 1000. Поддержка в играх новых стандартов графики и звука навсегда изменила мир персональных компьютеров (особенно ту его часть, которая имела отношение к играм). Например, сейчас мы принимаем как должное, что в каждой игре есть звуки и музыка. Однако, в далекие 80-ые годы это был инновационный подход к геймплею, намного опередивший свое время.
А время, как известно, не стоит на месте. И вскоре, как только стандарты для видеокарт (VGA) и звуковых плат стали общепринятыми, пользователям уже не было необходимости


Пользователи Tandy 1000:
Игра «Dangerous Dave 2» при попытке запустить ее на Tandy 1000 в текстовом режиме пишет - "Эй, я не вижу здесь EGA или VGA карты. Тебе она нужна для запуска программы". После чего экран начинает скроллироваться то влево, то вправо, а нажатие клавиши «пробел» воспроизводит звуки из игры. К счастью, вы можете установить EGA-адаптер в эту машину.


покупать Tandy, ведь эти системы продолжали поддерживать лишь собственные морально устаревшие стандарты. Tandy 1000 TL/3, 1000 RL/2 и 1000 RL/HD стали последними моделями компании. Большинство из них появились в каталогах 1992 года (в печатных изданиях - осенью 1991 года). Вышедшие 1000 RLX (осень 1992 года) уже были основаны на видеочипах VGA, однако оснащались старой звуковой картой PSSJ (3 голоса), как и в модели 1000 RSX.

Castlevania на х86-совместимых машинах была не менее увлекательна, чем на других платформах.


Интервью с Робертой
Ниже приводится выдержка из интервью 1984 года с дизайнером компьютерных игр компании Sierra Робертой Уильямс. Можно понять ее отношение к системам IBM PCjr и увидеть, какие изменения начали происходить в сознании игроделов и игровой индустрии в целом после выхода на рынок детища IBM:
Вопрос: Итак, чем вы планируете удивить всех нас в ближайшее время?
Ответ: В моей новой игре будет очень много инноваций! Она будет выпущена для PCjr.
Вопрос: Почему именно для этой платформы?
Ответ: Очень давно я встречалась с представителями компании IBM, они попросили меня написать приключенческую игру для анонсируемого вскоре PCjr. Игра должна отличаться от любых других проектов, выпущенных до этого, а также она обязательно должна быть рентабельной. «Моим» типом игры, как правило, является такой, когда вы сразу всё проходите, и начинать играть второй раз уже не интересно.
Вопрос: Но ведь это относится к большинству приключенческих игр, не так ли?
Ответ: Да, кроме ролевых игр. В «Ultima» или «Wizardry» можно играть снова и снова, потому что вы каждый раз в начале игры создаете нового героя, а также можете делать много разнообразных вещей в самой игре. Но это не мой стиль. По сути, IBM попросили меня пойти против моего стиля. И я не смогла придумать нового способа разнообразить игру, нежели чем сделать генерируемых персонажей. Я долго думала об этом, так как всегда хотела сделать анимированную приключенческую игру. Игра, которую я предвидела, не могла быть реализована на компьютерах того времени. Потом я узнала о новой платформе IBM PCjr, и я была действительно счастлива, получше узнав о его возможностях. И, наконец, я сделала мою анимированную

Arcanoidv Revenge of Doh выглядел при помощи цветной графической системы Tandy фантастически красиво.


«MetaI Mutant» с любым количеством цветов смотрится замечательно.


приключенческую игру.
Вопрос: Что такого особенного в PCjr?
Ответ: Он отображает до шестнадцати сплошных цветов. Хорошую анимацию с полутонами сделать очень непросто (пользуясь шаблонами для имитации различных цветов), но со сплошными цветами все гораздо проще. Кроме того, система IBM PCjr имеет больше оперативной памяти - 128 Кб, а для анимации это очень кстати. Моя игра будет доступна только для PCjr до тех пор, пока остальные системы не подтянутся к ее системным требованиям.
Вопрос: И все это будет с такой же прекрасной графикой, как и в "Dark Crystal"?
Ответ: Лучше. Графика будет просто великолепная. Главный герой будет полноцветным, и большую часть времени игры будут воспроизводиться музыка и звуки. Вы будете слышать пение птиц, скрип открывающихся дверей и так далее.
Итак, что же на самом деле произошло после этого интервью? «King's Quest» (такое название в итоге получил игровой проект Роберты) действительно сначала был анонсирован только для PCjr.
Но, когда стало известно, что системе от IBM никогда не стать успешным продуктом. Sierra быстро портировала игру на PC, и для этой платформы игра продавалась очень даже хорошо. Почему получилось сделать это так быстро? Ответ простой. Просто большинство игр Sierra в период с 1984 по 1989 годы делались на одном и том же движке-интерпретаторе (в том числе и игра «King's Quest»), и компании удалось очень быстро его портировать на другие домашние системы. Однако, «King's Quest» все же не был реиграбельным проектом, в игре было очень трудно набрать много очков за выполнение заданий, так что на практике приходилось начинать играть в нее снова и снова, чтобы получить максимальный результат.

Компактная Tandy 1000 НХ - компьютерная система вашей мечты - цветной RGB-монитор, принтер, джойстик и дисковод.



Пользователи Tandy 1000:
У Tandy 1000 почти идеальная CGA-совместимость.



Пользователи Tandy 1000:
Прокрутка экрана игры «Digger» на частоте работы процессора 7.16Mhz происходит неправильно. Для корректной работы вы должны иметь возможность переключить машину на 4,77 МГц (комманда SLOW в Tandy DOS). При загрузке игры вы можете установить медленный режим, нажав клавишу F4 сразу после POST-сигнала.



Пользователи Tandy 1000:
Некоторые игры используют растровые трюки, которые являются критичными ко времени и не будут корректно работать на внутреннем графическом адаптере Tandy из-за скорости. «Jungle Hunt» является одной из таких игр.
Она работает только на реальной CGA-машине и просто зависает на VGA.



King's Quest I на Tandy 1000 кажется графическим совершенством.



Пользователи Tandy 1000:
Версия игры «Ghostbusters» для PCjr/Tandy использует режим 160x200x16 для игрового поля и 320x200 для счетчика. На Tandy не-8088 вы должны перейти в медленный режим, чтобы избежать артефактов в отображении растровых эффектов.



Пользователи Tandy 1000:
Когда у меня еще была Tandy 1000, я всегда выбирал в играх режим графики Tandy, так как он по сравнению со стандартными CGA/EGA-режимами выглядел существенно лучше.



Пользователи Tandy 1000:
В игру «Thexder» я играл на моей Tandy 1000 SX системе и у меня не было возможности увидеть ее с EGA-графикой. Но когда я попробовал ее запустить на Pentium с EGA-картой я оказался совсем не впечатлен. Мне больше нравится Tandy-графика, потому что она более красочная. EGA-графика имеет более высокое разрешение, но не настолько, думаю, чтобы оправдать сокращение количества цветов на экране. Не говоря уже о 3-х голосовой звуковой системе Tandy, имеющей поддержку гораздо лучше звучащей музыки и эффектов (и это не сработает, если вы используете EGA-графику).


Звук
З-голосный звук Tandy (три отдельных звуковых канала и 16 уровней громкости для каждого из них) был приличным шагом вперед по сравнению с обычным динамиком PC. Сейчас это не кажется чем-то особенным, но в те времена новая звуковая система абсолютно изменила представление пользователей о возможностях современных устройств. Вскоре уже во многих компьютерах внутренний динамик стал вырождаться в пользу более современных устройств. Хотя звуковой чип в системе Tandy не был столь же навороченным, как SID в Commodore 64, однако по сравнению с обычным внутренним динамиком прогресс был более чем очевидным.

Графика.
16-цветная палитра графической подсистемы PCjr и Tandy не была совсем уж удивительной. Это были те же 16 цветов, как и в обычном текстовом режиме. Но какая же огромная разница в картинке создавалась по сравнению с PC! Лишь бегло посмотрев на скриншоты, вы сможете увидеть обоснование инновациям IBM - графика PCjr и Tandy 1000 была равна или превышала возможности любого другого домашнего компьютера того времени.
После выпуска игры «Kings Quest» Sierra навсегда оставила в прошлом 4-цветную CGA графику и сосредоточилась на более высоких разрешениях с использованием 16-цветных палитр (трюк, который они разработали еще в бытность создания CGA игр). Где-то в это же время появился стандарт EGA, но он требовал наличия дорогостоящих видеокарт. Владельцы систем PCjr и Tandy 1000 вообще не были разочарованы фактом появления этого нового видеостандарта, так как уже давно наслаждались красочным изображением на своих мониторах и телевизорах в разрешении 320x200x16.

«Barbarian» во всей TGA-красе.


Пройдите все локации до конца и вернитесь обратно.


Пользователь Tandy 1000:
У меня был Tandy 1000 ТХ с СМ-5 RGB-монитором. Для тех, кто никогда не играл на подлинном RGB-мониторе с Tandy - вы потеряли довольно много. Разница в изображении огромна даже на CGA-графике. Когда я запустил «Thexder» на СМ-5 - я был поражен - «Thexder» на Tandy выглядел просто потрясающе (намного лучше, чем на современных мониторах). Я бы сказал, это выглядело как нечто среднее между TGA (Tandy) и VGA на СМ-5. Это утверждение верно не только для «Thexder», но и для всех игр с Tandy-графикой. «Тпе Bard's Tale» так же смотрится удивительно на Tandy RGB-мониторе. Вы должны увидеть это, чтобы поверить. «Thexder», в частности, имеет более голубые тона, за счет чего вы ощущаете большее погруженние в игру.
Вы будете поражены, попробовав «Thexder» для Tandy и поняв, как он должен на самом деле играться. Честно говоря, я играл в «Thexder» на РС-88 и других компьютерах, но они больше похожи на EGA версии. Tandy-версия выглядит лучшей на сегодняшний день. Хотя РС-88 версия звучит лучше (и Apple Ligs тоже).



Поддержка новых стандартов в играх
После 1988 года производители игр стали поддерживать улучшенную графику и звук и рекламировать это на упаковках с играми. Но в период с 1984 по 1987 годы эта поддержка никак не афишировалась, а если у вас не было PCjr или Tandy 1000, то визуально или на слух вы бы совсем никак не определили, что перед вами инновационная игра с поддержкой самых современных стандартов.
Благодаря таким технологиям, многие пользователи могли видеть и слышать все то, что было скрыто от обладателей систем вроде PC/AT. Люди в те годы были готовы отдать многое, чтобы насладиться поддержкой нового (на тот момент) аппаратного уровня графики и аудио после долгих 4 лет CGA и PC-спикера.
Ниже перечислены некоторые популярные игры того времени и продвинутые возможности в них:
* На начальной заставке с названием игры «Rendezvous with Rama» звучит счет.
* В игре «Boulderdash» (и его вариациях) отображались полноцветные палитры, а также использовались расширенные звуковые эффекты во время игры.
* РС версия «Three Stooges» использовала 16-цветную графику, оцифрованный звук и 3-голо-сую музыку на Tandy 1000.
* «Starflight» изначально поддерживал только 16-цветную графику через композитный выход CGA в PCjr и Tandy. Более поздняя версия поддерживала EGA, но эта версия была выпущена в тот момент, когда игра уже потеряла свою популярность, и ее очень трудно было найти в продаже.
* Каждая не-VGA игра, созданная компанией Sierra с 1984 года поддерживала продвинутую графику и музыку PCjr и Tandy 1000.
* «Pirates!» от Microprose использовала небольшие фрагменты 3-голосой музыки в разных частях игры.
* «Touchdown Faatball» от Epyx еще в 1984 году поддерживала оцифрованный звук, но - только на PCjr и Tandy 1000 с их звуковыми чипами. А вообще эта игра была выпущена только для PCjr (звук нормально воспроизводился и на Tandy 1000, но графика почему-то не отображалась).

Компьютер Tandy 1000 использовал великолепный графический адаптер, но и CGA-игры («Star-blade» с альтернативной палитрой), работавшие на этой машине, выглядели здорово.


Это тоже лишь CGA-графика, но как она смотрится!


Пользователи Tandy 1000:
Tandy 1000 SX имеет пять 8-битных ISA-слотов. К сожалению, карта под них должна быть не длиннее 10 дюймов.


Минусы платформы.
Режимы 16-цветной графики были для программистов настоящим кошмаром. Хоть они и похожи на CGA тем, что также являлись чересстрочными, но делались в четыре прохода вместо Двух.
Другой «подножкой» IBM было желание сэкономить деньги на видеопамяти: когда пользователь переходил в расширенный режим графики, память для него заимствовалась из RAM в верхней свободной части - при этом доступный для операционной системы объем уменьшался на 32К (при базовых 64 Кб!). К тому же, если в этой области памяти уже были какие-то данные (программы, процессы), то при инициализации графического режима система просто подвисала. Вот почему в те времена можно было видеть подобное в описании к играм: «Требуется 256 Кб для EGA, 384 Кб для Tandy ».
Благодаря интегрированному в PCjr и Tandy 1000 видеовыходу с композитным разъемом RCA можно было получить 16-цветную графику даже в таких играх, которые явным образом не поддерживали продвинутые режимы PCjr и Tandy 1000, но поддерживали 16-цветный композитный режим (который «переводил» режим 640x200x2 в режим 160x200x16). «Starflight», «California Games» и другие игры поддерживали подобную трансформацию, пользователи в этом случае получали реальные 16 цветов. Подобная трансформация активно использовалась и в системах Apple II.
Tandy 1000 и 1000 HD на самом деле работали с немного более медленной частотой, чем 4.77MHz - тестирование показывало примерно 4.6 МГц вместо 4.77 МГц.

Пользователи Tandy 1000:
Я до сих пор сталкиваюсь с играми, которые не работают с клавиатурой Tandy 1000.


Очень многие пользователи хотели сказать отдельное «спасибо» IBM за то, что они не предусмотрели в PCjr некоторые важные компоненты и технологии (например, DMA - прямой доступ к памяти) и сделали невозможным запуск определенных программ в случае, когда оперативная память была занята под нужды графического адаптера. Перечисленные выше минусы - результат огромного желания IBM уменьшить издержки при производстве.
Tandy была серьезным игроком на рынке до конца 80-х годов, но уже в начале девяностых дела компании стали идти хуже. В конце концов, в 1993 году компания продала свое компьютерное подразделение AST Computers, после чего выпуск всей линейки компьютеров Tandy был прекращен. Основная причина поражения -невозможность конкурировать в условиях динамично развивающегося компьютерного рынка. Жалкая участь ждала главного игрока на рынке последних десяти лет - после расформирования компании в магазинах «Radio Shack» начали продавать компьютеры других производителей - бывших конкурентов.

Overkill имеет впечатляющую графику.


Пользователи Tandy 1000:
Большинство старых Tandy-систем не только не имело поддержки EGA, но установка EGA-карты в систему Tandy иногда оказывалась невозможной.


Подери серии: Tandy 1000
Оригинальный Tandy 1000 был довольно большим компьютером размером почти с IBM PC, для снижения веса поверх стального шасси одевался пластиковый корпус. Компьютеры Tandy 1000 использовали собственный порт клавиатуры (8-контактный разъем DIN), а также 2 порта для джойстиков (с использованием 6-контактных разъемов DIN) на передней части корпуса. На задней части имелись: разъем для RGB монитора (стандартный 9-контактный разъем, совместимый с CGA/EGA мониторами), композитный RCA-подобный видеовыход, один RCA монофонический линейный аудио разъем, порт для светового пера, разъем для подключения параллельного принтера. Порт принтера соответствовал старому стандарту Centronics, он не был полностью совместим со стандартным параллельным портом IBM PC. В системе присутствовал стандартный 5,25" флоппи-дисковод с поддержкой дискет двойной емкости, он шел с дополнительным отсеком для установки второго 5,25" привода (все это было доступно в магазинах «Radio Shack»). Дисководы использовали устаревший способ выбора режима master/slave с помощью перемычек, а не более продвинутый способ IBM с перекрестным кабелем. 128 Кб оперативной памяти были стандартным объемом, имелась возможность увеличить ее с помощью плат расширения до 640 Кб. Операционные системы MS-DOS 2.11 и DeskMate 1.0 включались в базовую поставку. Как и в PCjr, на материнской плате Tandy 10000 не было контроллера DMA, но в отличие от систем IBM, чип DMA мог быть добавлен с помощью платы расширения. Хотя Tandy 1000 имел три ХТ-совместимых слота расширения (с некоторыми небольшими различиями), ранние платы расширения для памяти могли использовать только два из них, достигая итогового объема 640 Кб.
Позже вышла новая ревизия Tandy 1000 - модель Tandy 1000А, в которой были исправлены многие ошибки, добавлена поддержка карт расширения для загрузочных дисков, а на материнскую плату добавлен сокет для опционально устанавливаемого математического сопроцессора.

Tandy 1000 HD.
В базовых Tandy 1000, как и в большинстве продаваемых домашних компьютеров того времени, не было жесткого диска. Tandy 1000 HD - это, по сути, обычный Tandy 1000 с установленным жестким диском. Были доступны два варианта устройств - объемом 10 или 20 Мб.

Tandy 1000 EX.
Tandy 1000 EX был разработан как IBM совместимый персональный компьютер начального уровня. Это была компактная система, которая оснащалась клавиатурой и встроенным в корпус компьютера 5,25" дисководом. Такой форм-фактор должен был хорошо подойти пользователям, которые переходили на Tandy с таких домашних компьютеров, как Commodore 64 и Atari 800XL. 5,25" флоппи-дисковод располагался на правой боковой стороне компьютера. ЕХ позиционировался как система для новичков, в декабре 1986 года он продавался за 1000$ в сети магазинов «Radio Shack». EX и НХ были одними из самых популярных в линейке Tandy 1000 из-за своей низкой стоимости.
В ЕХ был установлен 8088 процессор с частотой 7,16 МГц (при необходимости, для совместимости, можно было понизить его частоту до 4,77 МГц), а также один внутренний 5,25" дисковод. Внешний дисковод мог быть подключен к порту на задней стенке компьютера. ЕХ и более поздние системы линейки Tandy 1000 обладали одной полезной функцией - они могли загружаться с любого устройства как со второго диска (диск «В:\» мог быть выбран в качестве загрузочного при старте системы).

Комплект дискет, идущих вместе с Tandy 1000, включал графическую ооолочку DeskMate.


Графику в Golden Axe на Tandy 1000 вполне можно спутать с VGA на не слишком четком мониторе.


Tandy 1000 НХ

Tandy 1000 НХ - больший брат модели EX. В основном, они были одинаковы, но в НХ модели присутствовал 3,5" дисковод вместо 5,25", а также интегрированная в ROM операционная система DOS 2.11, которая была доступна в случае, если в системе не было никакого загрузочного устройства. Как и в Tandy 1000 ЕХ, здесь также использовался процессор 8088 с частотой 7,16 МГц, который обеспечивал значительный прирост в производительности. Для совместимости со старыми приложениями его частота могла быть понижена до 4,77 МГц (скорость процессора 4,77 МГц в IBM PC и IBM PC/XT моделях была стандартной и являлась определяющей при идентификации системы как IBM совместимой).
Память компьютера могла быть расширена до 640 Кб. Карты расширения для 1000 НХ (и 1000 ЕХ) были электрически совместимыми с ISA, но использовали контактный, а не краевой разъем. Их назвали «Plus Card» («плюс карты»). Конструкция разъема позволяла им быть меньше (и дешевле), чем стандартные карты ISA и укладываться одна над другой, а не подключаться к отдельным разъемам материнской платы. Эти аспекты дизайна освобождали много пространства и позволяли устанавливать до трех таких карт в небольшой отсек компьютера Tandy. Вскоре в «Radio Shack» стали продаваться адаптеры, которые позволяли устанавливать «Plus Card» в стандартные слоты ISA, такие же, как в больших моделях Tandy 1000. В дополнение к 5,25" отсеку, в НХ модификации был еще один 3,5-дюймовый отсек в корпусе. В задней части корпуса был порт, который позволял пользователям подключать внешние 360 Кб 5,25" или 3,5" 720 Кб дисководы гибких дисков.
Tandy 1000 НХ поставлялся без жесткого диска и без возможности его установки. Однако вскоре для НХ в продаже стали доступны HDD от сторонних поставщиков. Однако, в любом случае, дизайн ЕХ и НХ не позволял с легкостью добавить жесткий диск.
Настройки BIOS этой модели могли быть изменены так, чтобы вместо поиска загрузочного сектора DOS в ROM система попыталась загрузиться с дисковода. Большинство версий MS-DOS без проблем работало с 1000 НХ, включая DOS 3.x и некоторые более поздние версии. Однако, в среде DOS 4.0 существовала определенная причуда, которая не позволяла этой версии ОС нормально работать на системах Tandy 1000 НХ.

Пользователи Tandy 1000:
На Tandy звук и графика были лучше. Если бы мне пришлось выбирать между EGA-машиной и Tandy я бы выбрал Tandy в любой день недели.


Tandy 1000 SK/TX
Tandy 1000 ТХ был очень похож на Tandy 1000 - он имел аналогичный корпус, а в комплекте шла похожая клавиатура. Основным отличием в конфигурациях было использование в модели ТХ процессора 80286, в остальном же он был практически идентичен первой модели. Несмотря на использование 80286 процессора, система по-прежнему относилась к классу XT, а не AT, так как процессор 80286 работал с 8-битной шиной данных, как и предыдущие Tandy 1000 модели, а также имел 8-битные слоты расширения в XT-стиле. В такой конфигурации система не поддерживала защищенный режим, не могла исполнять 16-разрядные вычисления, не производила операции ввода-вывода за один цикл шины, но все же она действительно была более производительной (за счет поддержки новым процессором специальных инструкций в режиме реальных адресов). В модели ТХ был 3,5" внутренний дисковод гибких дисков, дополнительно мог устанавливаться 5,25" дисковод. Спереди были порты для двух джойстиков, клавиатуры, а также регулятор громкости с 1/8" разъемом для наушников. Задняя часть была почти такой же, как и у Tandy 1000, за исключением лишь того, что порт для светового пера был заменен на последовательный порт RS-232. Объем базовой оперативной памяти 640 Кб мог быть расширен до 768 Кб, с добавлением выделенных специально для видеоадаптера 128 Кб. Компьютер поставлялся вместе с комплектом ПО Tandy «DeskMate».
Tandy 1000 SX был младшим братом модификации ТХ и, в основном, являлся обновленным переизданием самой первой модели - Tandy 1000. Он оснащался процессором 8088-2 с частотой 7,16 МГц и 384 Кб оперативной памяти (с возможностью расширения до 640 Кб). Компьютер поставлялся с одним или двумя 5,25" внутренними дисководами, имел, как и оригинальной Tandy 1000, порт для светового пера, спереди были регулятор громкости и разъем для наушников. В комплекте с 1000 SX на 5,25" 360 Кб дискетах шли MS-DOS 3.2 и «Deskmate 2». Версия MS-DOS была модифицирована только для Tandy 1000, она включала версию BASICA (Microsoft Advanced GW-BASIC) с поддержкой расширенных графических режимов CGA (они же - Tandy Graphics или TGA) и трехголосого звукового оборудования Tandy 1000.
Все внутренние флоппи-дисководы для 1000 SX и ТХ были устройствами с поддержкой дискет двойной емкости. Tandy 1000 SX и ТХ были первыми моделями в линейке Tandy 1000, которые имели встроенный контроллер DMA. Ранние модели (1000/1000А, 1000 HD, 1000 ЕХ и 1000 НХ, как и IBM PCjr) не имели контроллера DMA, но могли быть оснащены им дополнительно. Контроллер DMA для ЕХ и НХ моделей поставлялся в качестве карты расширения типа «Plus», а для моделей 1000, 1000А и 1000 HD - обычной картой расширения ISA, и продавались или самой Tandy или же другими сторонними компаниями. Добавление чипа DMA увеличивало быстродействие и улучшало совместимость Tandy с компьютерами IBM PC.

Tandy 1000 SL, SL/2, TL, TL/2, TL/3
Компьютеры Tandy серий SL и TL были обновленными моделями по сравнению с SX и ТХ соответственно. Помимо переработанного корпуса и материнской платы с большим количеством интегрированных компонентов, SL и TL предлагали более современные видеокарты Hercules Graphics, способные оперировать в разрешениях 640x200x16 и поддерживающие монохромное видео в разрешении 720x350, а также обладали более продвинутым звуковым чипом с поддержкой 8-битного моно ЦАП/ АЦП. С задней стенки исчез композитный выход. Звуковой чип ЦАП/АЦП (который стал впоследствии известен как «Tandy DAC») был аналогичен по функциональности подключаемым к параллельному порту стандартным устройствам, таким например, как Disney Sound Force. Однако, в отличие от них, он был интегрирован в материнскую плату, поддерживал DMA и частоту дискретизации до 48 кГц. Хотя функционально «Tandy DAC» превосходил возможности даже 8-битного «Sound Blaster» от Creative, однако он так и не получил широкого распространения среди разработчиков программного обеспечения. Графический режим 640x200x16 на практике использовался очень редко, так как он не поддерживался системой на уровне BIOS. В модели TL использовался встроенный контроллер дисковода гибких дисков, исчезли параллельный порт и порты для джойстиков.
Tandy 1000 SL и SL/2 имели на борту Intel 8086 процессор с частотой 8 МГц. SL серия имела небольшой, но заметный прирост производительности по сравнению с предыдущими моделями Tandy 1000, основанными на 8088 процессорах, благодаря 16-битной шине процессора в сочетании с чуть более высокой тактовой частотой. SL поставлялся с предустановленными 384 Кб оперативной памяти, тогда как SL/2 имел 512 Кб. В обеих системах количество памяти могло быть доведено до 640 Кб, хотя операционная система могла использовать только 576 Кб.
Tandy 1000 TL и TL/2 оснащались процессорами Intel 80286 с частотой 8 МГц, в то время как в TL/3 устанавливались процессоры Intel 80286 с частотой 10 МГц. Эти компьютеры имели 640 Кб памяти с возможностью расширения еще на 128 Кб (этот объем использовался в качестве видеопамяти для набортной ETGA - Enhanced TGA). Под словом «enhanced» («расширенный») имелась в виду поддержка разрешения 640x200x16. Так как память выше 640 Кб выделялась только для нужд интегрированного адаптера, ее нецелесообразно было расширять при установленном VGA-совместимом адаптере. Примечательно, что TL/3 имели контроллер гибких дисков с поддержкой дискет высокой плотности, хотя поставлялись с дисководами, которые поддерживали лишь 3,5" диски с двойной плотностью. Кроме того, в моделях TL/2 и TL/3 имелись 8-битные XT IDE порты, не совместимые со стандартными AT IDE жесткими дисками.
Так как TL модели относились к машинам класса XT, в них невозможно было установить или использовать дополнительную память (XMS). Хотя вполне можно было использовать расширенную память (EMS) в сочетании с 8-битной LIM EMS картой памяти для программного обеспечения, которое поддерживало расширенную память.
SL и TL поставлялись с MS-DOS 3.3 и DeskMate 3 в ПЗУ, а также оснащались микросхемой EEPROM памяти для хранения настроек BIOS (она обеспечивала те же функциональные возможности, что и современная CMOS NVRAM). Ранние же модели Tandy 1000, как и IBM PC или PC/XT, использовали DIP-переключатели для настройки параметров запуска BIOS. Системы Tandy могли запускать «нормальный» MS-DOS 3.x, 5, 6 или Windows 2 и 3.0, хотя и в реальном режиме. Как и на других подобных машинах, запустить MS-DOS 4 на Tandy SL и TL было очень проблематично.

Tandy 1000 RL, RL/HD. RLH, RSK
Tandy 1000 серий RL/RLX/RSX относились к линейке малогабаритных домашних компьютеров. RL и RL/HD оснащались процессором 8086 с частотой 9,56 МГц, 512 Кб оперативной памяти (расширяемой до 768 Кб, из которых 128 Кб отводилось для нужд видеокарты), менее габаритными клавиатурой и мышью (порты для которых были похожи на порты PS/2, но не были совместимы с ними), двунаправленным параллельным портом, улучшенной графикой, звуком Tandy DAC и жестким диском.
Tandy RLX позиционировался как система «среднего класса» линейки RL. В нее устанавливался 286 процессор с частотой 10 МГц, и, в отличие от других машин Tandy 1000, основанных на 286 процессорах, он поддерживал до 384 Кб расширенной памяти. Тем не менее, RLX не был полностью АТ-совместимой машиной, так как имел 8-битную шину ISA и только 8 IRQ (прерываний). В качестве звука использовался все тот же 3-голосый звуковой чип Tandy DAC, расширенное видео было заменено графикой VGA класса. Графический адаптер имел только 256 Кб памяти и был ограничен режимом 640x480x16. RLX оснащался дисководом 1,44 Мб 3,5", имел 512 Кб предустановленной памяти, которая могла быть расширена до 1 МБ (модель с предустановленным HDD оснащалась 1 Мб оперативной памяти).
В модели RSX устанавливался процессор 80386SX с частотой 25 МГц, имелись два 16-разрядных ISA слота, AcuMos SVGA видеоадаптер, AT совместимый IDE-интерфейс и стандартные PS/2 разъемы для клавиатуры и мыши. Этот компьютер был полностью совместим с IBM 386, он мог использовать до 8 МБ оперативной памяти, а в качестве звукового чипа использовался хорошо знакомый по предыдущими моделям 3-голосый Tandy DAC.

Автор: Игорь Шидловский
Журнал: Emulators Machine



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 3483

Комментарии:

Оставить комментарий