Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Atari Lynx
Если когда-нибудь наш журнал будет проводить конкурс на звание самой упорно наступающей на одни и те же грабли компании среди разработчиков игр и производителей игрового железа, вне всякого сомнения Atari обойдет всех конкурентов с гигантским отрывом. За многолетнюю историю своего существования, достойную отдельной статьи, титановый лоб Atari перепробовала все виды грабель, до которых только дотянулись ее ноги, а сама компания стала рекордсменом по числу провальных разаработок. Несложно догадаться, что и хендхелд Atari Lynx, о котором речь пойдет ниже, не стал исключением. Но, что самое удивительное, глядя на эти впечатляющие размахом безумства, редкий разработчик в сфере игровой индустрии внял предупреждению. Иначе объяснить массовое повторение ашипок Atari разработчиками других хендхелдов просто невозможно. Впрочем, нельзя не отметить с удовлетворением, что сейчас реинкарнированная Atari таки взялась за ум, бросила свои дурацкие заигрывания с железом и начала нас, геймеров, приятно удивлять вещами вроде недавнего Farenheit. Видимо грабли, наконец-таки, продолбили металлический лоб и, через образовавшуюся дырку, в мозги новых владельцев компании стали поступать свежие идеи.
Маленькое отступление от темы. Кто не знает - Atari, не смотря на явно японское название, на самом деле является чистокровной янки. Компания была создана в США в 1972 году Ноланом Бушнеллом. Изначально она называлась маловнятно – "Syzygy". В переводе на человеческий язык эта абракадабра означала прямолинейную конфигурацию трех астрономических тел. Самое забавное, что Бушнелла от этого безумного названия заставила отказаться не элементарная человеческая логика, а то, что оно уже было запатентовано. Ну, как говорил капитан Врунгель, как вы яхту назовете – так она и поплывет. Что и подтвердилось в дальнейшем. А Бушнелл поскрипел мозгами за партией в го и выдал название ATARI, кое является термином из этой увлекательной игры.
Но, вернемся же к тем временам, когда Atari еще не отказалась от идеи производить собственное игровое железо. В ныне далеком 1989 году компания, в очередной раз получив по лбу отдачей от авантюры с Atari XE Game System, как обычно провалившейся в продаже по причине морального устаревания (даже не то что устаревания, а скорее смерти), и разлаявшись вдрызг с Nintendo, решила утереть нос последней и выдать на гора хендхелд-убийцу нинтендовского Gameboy. И, что характерно, ей это почти удалось. Кстати, в детстве потенциальный киллер откликался на имя Handy Game и был разработан еще в 1987 году компанией Epyx. Жадная Atari выкупила проект с потрохами и переименовало его в Atari Lynx.
Рассмотрим сводные тактико-технические характеристики этого девайса:
Процессор: 16 Mhz, две штуки
Память: 64 KB
Разрешение экрана: 160x102 рх, 4096 (!!!) цветов
Носитель информации: Картриджи
Звук: 4 канала, по 8-bit DAC каждый канал (32 bits), стерео в наушниках, моно без.
Порты: Наушники -mini-DIN 3.5mm stereo, ComLynx, 9V DC, 1A Power.
Многопользовательские возможности: до семнадцати (!!!) игроков
Размер (в дюймах): 10,75" x 4.25" x 1.5" (9.25" x 4.25" x 2" для Lynx II)
Питание: шесть AA батареек
Продолжительность работы: около 4 часов (Lynx II – до 6 часов)
Элементы управления: крестовина, кнопки A и B, 2 кнопки OPTION, PAUSE, питание вкл/выкл (в версии LYNX II добавлены кнопки включения и включения подсветки)
Да, вы не ошиблись, Atari Lynx был первым хендхелдом с цветным экраном, а в его электронную начинку входил два чипа, работавших по принципу сопроцессоров, прозванные Майки и Сьюзи. Более того, по своим техническим параметрам он мог уделать не только ближайшего конкурента Gameboy, но и домашние консоли. Некоторые фанаты Atari Lynx небезосновательно считают его первой игровой 16-битной системой. Доподлинно известно (и этот факт страшно бесил руководство Atari), что при создании Atari Lynx применялись наработки, использованные в культовом домашнем компьютере Amiga. Получившийся хендхелд обладал, помимо вышеуказанных революционных особенностей, следующими фишками: аппаратное масштабирование и «разрушение» спрайтов, что позволило реализовать на приставке игры в изометрии, уникальные для того времени возможности заливки полигонов, а также совершенно безумная инновационная возможность ComLynx, позволяющая объединять между собой до семнадцати линксов для совместной игры (хотя большинство игр была рассчитана максимум на восемь игроков). Вот это был действительно зверюга.
Так, спросите вы, что же такого надо было натворить, чтобы уложить в гроб забвения ТАКОГО монстра? Да всего-то ничего, сущий пустяк. На Atari Lynx было выпущено всего около ста игр, добрая половина из которых явилась банальными портами со старых консолей Atari. Остальное по мелочи: огромный, хотя и стильный, корпус (какой-то идиот из маркетингового отдела в ходе фокусного опроса своей подслеповатой бабушки вдруг узнал, что большие корпуса больше нравятся людям – как результат большая часть необъемного корпуса Lynx была заполнена воздухом). Всего четыре часа работы на шести батарейках типа АА против десяти часов на четырех таких же батарейках у GB. Плюс проблемы со скоростью загрузки игр. Плюс гораздо более высокая цена, нежели чем все у того же GB. И, повторюсь, главное – практически полное отсутствие поддержки разработчиками игр. За выпуском мощного хендхелда, реального убийцы GB, последовали идиотские эксперименты на почве переноса устаревших игр и отказ от поддержки сторонних игроделов. Игры, адекватные техническим возможностям Atari Lynx, можно было пересчитать по пальцам.
Что в итоге? Лихорадочные попытки спасти положение (в 1991 году вышел Atari Lynx II с исправлением незначительными технических огрех) ни к чему не привели, и к середине девяностых Atari Lynx предали забвению. Вот такая вот печальная и поучительная история о том, как безграмотная рыночная политика Atari сгубило одно из ее лучших детищ. Имевшее, хочу заметить, огромный потенциал.
Что Atari Lynx оставил в наследие нам, эмуляторщикам? Вышеупомянутую сотню игр, найти большую часть которых в сети несложно. Относительно полный список этого добра с описаниями и скриншотами находится здесь: pscd.ru. Для разнообразия отметить можно следующие игры: Dracula The Undead, Battlezone 2000, Dynolimpics, Power Factor, APB, Rygar. На Lynx в свое время обитали и такие серии как Strike, Double Dragon, Gauntlet, Lemmings, Ninja Gaiden.
Эмулируется Atari Lynx лучше всего Handy (помните, как называлась первая версия Lynx от Epyx?) и MESS. Откровенно говоря, они есть единственные реально делающие это программы. И играть лучше в маленьком окошке, если только вас не возбуждает вид гигантских пикселей.
За недолгое время своего существования революционный Lynx стал очередным наглядным пособием от Atari на тему "Как урыть собственный потенциально прибыльный проект без помощи конкурентов". Однако, как это часто бывает, в двадцать первом веке Atari Lynx приобрел культовый статус. Не смотря на то, что на хендхелд было выпущено мизерное количество игр, фанаты этого девайса здравствуют до сих пор. Роясь в Нете в поисках информации об оном, я обнаружил форум, на котором распродавали партию практически новеньких линксов, видимо случайно затерявшихся в ельцинские времена где-то в Карякии вместе с партией гуманитарной помощи. Надо сказать, разлетались они только в путь, хотя сам народ жаловался, что достать картриджи практически невозможно. Но это у нас. А за бугром, учитывая, что большая часть игр для Lynx так и осела на складах непроданной, пока это не является проблемой. Более того, небезызвестная Википедия утверждает, что в мире до сих пор существует группы людей (например Songbird и вовсе позиционирует себя как фирма), пишущие игры к Atari Lynx и вполне успешно их продающие. Вот такая вот вторая жизнь несостоявшегося революционера.
Автор: Jo Riverman
Журнал: Romomania