Перед тем, как вы начнете читать эту тему, рекомендую ознакомиться с материалом, написанным мной ранее по предыдущей ревизии картриджа, так как в этом обзоре я остановлюсь только на доработках и новых функциях, появившихся во второй версии Super Everdrive v2, а также проведу очень интересное тестирование картриджа в играх с поддержкой чипа DSP-1. Как вы уже догадались, этот чип будет впаян в флэш-картридж и активирован из меню. Генеральный план - успеть все сделать до Нового Года и как-то приурочить эту работу к большому празднику. В следующем году будем ждать новинок от krikzz, Masyanya и других разработчиков, но что-то мне подсказывает, что кардинальных изменений или супер-новых фич мы в 2014 году не увидим. Но я буду очень рад, если окажусь не прав в своих прогнозах.
Принципиальный вопрос для меня лично (думаю, и для многих из вас тоже): как долго krikzz будет терпеть и сдерживать себя от разработки и выпуска флэш-картриджа для Super Nintendo, который функционально положит на лопатки SD2SNES? Конечно же, это будет сделать очень нелегко, учитывая все реализованное на данный момент в продукте немецкого разработчика, но предпосылок к такой мега-разработке на самом деле очень много. Вот лишь некоторые из них:
1. Во-первых, ikari_01 не ведет форум и не занимается поддержкой устройства, и все пользователи вынуждены делиться опытом или перенимать его друг у друга или же постить темы на форуме продуктов Everdrive. Других вариантов нет.
2. Во-вторых, темпы, с которыми идет работа над обновлениями ОС, оставляют желать лучшего. Одна-две записи в год от ikari_01 - это совсем не то, что от него ждут покупатели.
3. В-третьих, ikari_01 в принципе не идет на контакт и нигде невозможно найти способ задать ему вопрос лично (я пытался это сделать через стандартную форму на сайте sd2snes.de - безрезультатно).
4. В-четвертых, что-то подсказывает мне, что ikari_01 расшевелится только тогда, когда krikzz поставит под сомнение его работу выпуском такого же быстрого и функционального устройства, аналогичного Mega Everdrive по фичам (Save State, глубокое и функциональное меню и т.д.).
5. В-пятых... Недавно выяснилось, что у ikari_01 в ноябре родился ребенок, так что теперь я точно уверен: в будущем году подвижек по направлению новой ОС не будет, что подразумевает отсутствие в ближайшее время внедрения функционала специальных чипов, находящихся в разработке (Super FX-1, Super FX-2).
Скажу честно, что мне Mega Everdrive нравится немного больше, чем SD2SNES. Даже несмотря на красивое меню, даже несмотря на продвинутый функционал в плане поддержки спец. чипов у последнего. Mega Everdrive как-то ближе к моей белорусско-русской душе. Уж очень мне хочется увидеть устройство а-ля Mega Everdrive для SNES!
Может быть, мы все же увидим такого "титана" в следующем году? Предлагаю проголосовать в теме и выдать нашу петицию krikzz'у!
Итак, вторая версия картриджа для Super Everdrive недавно увидела белый свет! Событие это не стало очень большим, но все-таки оно довольно значимое. Предлагаю вспомнить выводы после тестирования устройства первой ревизии, обратим внимание только на недостатки, так как цель обзора - увидеть результаты работы над ошибками разработчика. Итак, ранее мне не понравились три момента:
1. Нет поддержки игр со специальными чипами.
2. Слишком долгая загрузка ромов (которая при самых неблагоприятных случаях может доходить вплоть до 2 минут).
3. Отсутствие регионального Mega Key. В связи с этим некоторые ромы так и не удалось запустить на моей PAL системе. В частности, очень не хватает возможности поиграть в «Ninja Gaiden Trilogy».
Сейчас я могу также добавить и 4-й пункт, уже исходя из опыта, накопленного за время тестов в 2013 году:
4. Медленная загрузка ромов в память.
Если первый и третий пункты остались нетронутыми, дабы не составлять конкуренцию более дорогому устройству SD2SNES, то вот на второй и четвертый пункты мы обратим особое и пристальное внимание.
Заявленные производителем характеристики устройства:
- Поддержка SD/MMC карт объемом до 32 Гб.
- Работа с файловыми системами FAT16 и FAT32.
- Возвращение в меню после нажатия на Reset консоли.
- Поддержка GameGenie кодов.
- Максимальный размер рома 7 Мбайт (в первой ревизии - 6 Мб).- 32 килобайт энергонезависимой памяти для сохранения игровых данных на SD карту. - этот момент я уточняю
- Поддержка сохранений. Эта функция работает в тех играх, в которых такая возможность предусмотрена (картриджи с батарейками).
- Игровые сохранения копируются на SD карту и загружаются автоматически при запуске игры.
- Картридж совместим с PAL и NTSC консолями SNES, Super NES и Super Famicom.
- Имеется возможность установки чипа DSP-1 (путем самостоятельного впаивания) и поддержки соответствующих игр.
- Операционная система картриджа загружается с SD карты (ранее прошивалась в ROM устройства).
- Для работы устройства не требуется подключение к компьютеру и не нужно никакое дополнительное ПО, необходимо просто скопировать нужные ромы на SD карту и вставить ее в картридж.
- Последняя записанная в память игра остается там и после обесточивания картриджа, поэтому нет необходимости перезаписывать ее в память опять во время следующего включения консоли.
- USB порт для homebrew разработчиков [ОПЦИОНАЛЬНО].
- корпус с отверстием для SD карты, нет отверстия для USB разъёма.
Что сразу бросается в глаза:
- Теперь размер загружаемого файла увеличен, поддерживаются ромы до 7 Мб включительно.
- Поддержка GameGenie кодов. Не знаю, как вам, а мне эта функция не кажется весьма полезной, так как ломать игры я не люблю и никого к этому не призываю. Но вот для "забугорных" людей это весьма важный момент.
- Имеется возможность установки чипа DSP-1 (путем самостоятельного впаивания) и поддержки соответствующих игр. По предварительным данным, для установки чипа во второй ревизии сокращается набор дополнительных компонентов, но на этот счет я все напишу позже, только когда сам на практике все пройду и во всем лично "убедюсь".
Итак, прогресс в серии Everdrive по направлению Super Nintendo есть, krikzz не стоит на месте - можно констатировать увеличение или улучшение ключевых функций устройства, что есть несомненный плюс для потенциального покупателя. С другой стороны, такого рода новости являются нерадостными для тех, кто уже успел купить первую ревизию устройства (прецеденты имеются, почитайте посты в темах на официальном форуме). Однако, дамы и господа, все мы с вами живем в реальном современном динамичном мире, поэтому предлагаю все же воспринимать такого рода новости адекватно.
После довольно продолжительной паузы я рад представить вам новый старый флэш-картридж в обновленной модификации с установленным DSP-1 чипом на борту! Донором стала оригинальная PAL'овская игра Pilotwings. Жалко её, конечно, но... Но теперь можно будет играть не только в нее, но и во все другие игры, которые производились с этим чипом на борту. Кстати, забегая вперед, сообщу - игры, при производстве которых применяли PCB c ревизиями чипов DSP-1A/1B, также без проблем работают теперь на устройстве Super Everdrive v2!
А теперь немного фотографий модифицированного флэш-картриджа:
Все игры с чипом DSP-1 теперь работают в штатном режиме! Напомню, ранее при запуске этих ромов на Super Everdrive я наблюдал просто черный экран.
Чип DSP-1:
- Armored Trooper Votoms: The Battling Road [РАБОТАЕТ]
- Battle Racers [РАБОТАЕТ]
- Bike Daisuki! Hashiriya Kon - Rider's Spirits (запланировано к проверке)
- Final Stretch [РАБОТАЕТ]
- Lock On/Super Air Diver [РАБОТАЕТ]
- Michael Andretti's Indy Car Challenge [РАБОТАЕТ]
- Pilotwings [РАБОТАЕТ]
- Super Air Diver 2 [РАБОТАЕТ]
- Super Bases Loaded 2 / Super 3D Baseball / Korean League [РАБОТАЕТ]
- Super F1 Circus Gaiden [РАБОТАЕТ]
- Suzuka 8 Hours [РАБОТАЕТ]
- Syutoko Battle Racing 2 (Shutoko Battle 2: Drift King Keichii Tsuchiya & Masaaki Bandoh) [РАБОТАЕТ]
- Syutoko Battle Racing 94 (Shutoko Battle '94: Keichii Tsuchiya Drift King) [РАБОТАЕТ]
Чип DSP-1A:
- Ace Wo Nerae! 3D Tennis [РАБОТАЕТ]
Чип DSP-1B:
- Super Mario Kart [РАБОТАЕТ]
- Ballz 3D [РАБОТАЕТ]
Итак, наконец-таки я добрался до обзора и смог записать видео игрового процесса всех DSP-1 игр на моем теперь уже не просто модном, а супермодном картридже.
Обратите внимание, насколько сейчас стали быстро сохраняться SRAM файлы на карту памяти - процесс занимает не более 1-2 секунд (пару раз при загрузках это будет видно). Хорошая работа над ошибками!
Видео записывалось по S-Video, фильтр - прогрессивная развертка.
Хочется также отметить такую немаловажную деталь: за все время тестов ОС ни разу (!) не дала усомниться в ее надежности. Ни одного зависания, ни одного глюка, ни одной проблемы - всё работает как часы. И это при том, что версия операционной системы до сих значится как 1.0!
Выводы.
Новая ревизия картриджа Super Everdrive является значимым эволюционным шагом вперед, хотя, признаюсь, сразу без тестирования этого можно и не заметить. ОС теперь грузится с карты памяти, а значит риск повредить картридж при использовании почти равен нулю (да и сама загрузка ОС стала на порядок быстрее), загрузка ромов проходит гораздо более шустро, игровые сохранения пишутся не более 1-2 секунд, появилась поддержка ромов размером до 7 Мб, простая интеграция чипа DSP-1 (и как результат этого - полная поддержка всех DSP-1/A/B игр системы).
Да, SD2SNES на данный момент умеет еще больше и делает все еще быстрее, но теперь разница уже не такая большая и не так она, прямо скажем, заметна. Два больших минуса относительно SD2SNES - отсутствие Mega Key и отсутствие поддержки чипов DSP-2, DSP-3, DSP-4, ST010 и CX4 (из которых только CX4 представляет ценность, так как его используют Мега Мэны X2 и X3). В остальном же никаких серьезных разрывов на дистанции я не вижу.
Надеюсь, мой обзор поможет вам определиться с выбором флэш-картриджа!
Играйте только на оригинальном железе, ведь только при таком способе гарантировано истинное погружение в настоящий мир ретро-шедевров! Никакие эмуляторы не заменят вам этого!