Речь в этом обзоре пойдёт об интересном устройстве InDRIVE (128MXSPI v. 3.00) производства RAM Factory. Флэш-картридж предназначен для воспроизведения игр библиотек Sega Mega Drive / SMS / 32X.
Внешний вид устройства
Внешний вид флэш-картриджа вполне стандартен и вписывается в концепцию современных устройств подобного типа. На фотографиях девайс представлен во всей своей красе:
Стоит обязательно упомянуть следующий факт: InDRIVE может быть заказан на сайте разработчика только в виде печатной платы, фирменных корпусов не предусмотрено, поэтому рекомендую заранее подготовиться ко всему и найти ненужный картридж, который сможет стать донором для своего более современного и технологичного "коллеги".
Самый интересный вопрос, которым я задался сразу же после распаковки посылки: зачем сверху картриджа две кнопки? Ведь у всех конкурентов максимум одна - для паузы в SMS играх. Все сомнения развеялись после начала тестирования, вторая кнопка - для принудительного сброса и перехода картриджа в главное меню, так как картридж не поддерживает вход в меню после стандартной перезагрузки кнопкой Reset на консоли.
Заявленные производителем характеристики устройства:
- 8 или 16 Мегабайт встроенный ром памяти, не требует подключения к ПК.
- Опционально в картридже 1 или 2 модуля SPI которые позволяют работать с картами памяти SD/SDHC/MMC/MMCmobile/microSD.
- 32 Килобайта энергонезависимой сегнетоэлектрической памяти или памяти, поддерживаемой батареей. Автоматическое сохранение / восстановление памяти.
- Семь типов встроенных мапперов, в том числе реализован маппер для хаков Mortal Combat объемом до 10-ти мегабайт, реализован маппер Super Street Fighter II, опционально реализована поддержка сохранений в EEPROM (до 1Кб), к примеру можно сохраняться в NBA JAM.
- Поддержка файловых систем FAT12/FAT16/FAT32.
- Поддержка SEGA MASTER SYSTEM игр (реализован стандартный маппер SEGA 315-5365).
- Поддержка обновлений операционной системы с карты памяти.
- Поддержка длинных имен файлов.
- Сортировка по именам файлов и по размеру.
Тестовый стенд.
Тестовый стенд, как и для всех других тестов проекта, был собран на основе ноутбука Lenovo T61, к которому через внешний тв-тюнер Aver Media Galaxy подключались консоли Sega Mega Drive 1 регионов PAL, US, JAP и даже клон SMD-2 из 90-х (почему использовалось так много консолей, станет ясно чуть позже). Подключение во всех случаях осуществлялось через RCA интерфейс AV-кабелем (видео + моно аудио).
Внимание! Учитывая, что флэш-картридж не имеет аппаратного Mega Key (хотя и поддерживает запуск ромов любых регионов на любых приставках), ромы «чужого» региона, скорее всего, покажут нам надписи типа: "эта игра разработана только для PAL региона и ...". Ниже в результатах тестирования мы еще подробнее остановимся на работе Mega Key, а точнее - на работе картриджа без этой опции.
В настройках вывода изображения устройства Aver Media Galaxy был выбран режим Progressive, что позволило выводить картинку на дисплей с прогрессивной разверткой, а затем записать видео файл в уже удобном для просмотра на PC виде, без необходимости проводить сглаживание (антиалиасинг). Ссылку на видеозапись навигации по меню и самого игрового процесса вы можете увидеть в самом низу обзора.
Подготовка к первому запуску.
Перед началом использования флэш-картриджа нет необходимости закачивать на карту памяти файлы операционной системы, так как последняя зашивается в устройство хардверно и стартует независимо от наличия карт памяти в разъемах. Для обновления операционной системы необходимо закачать свежую прошивку и скинуть ее в корневую папку "Upgrade". При следующей загрузке загрузке флэш-картридж увидит эту папку и спросит нас о необходимости сделать апгрейд: следует лишь нажать кнопку "А" и дождаться процесса прошивки (это занимает примерно около минуты). На данный момент самая свежая прошивка имеет версию 2.1D (от 06.06.2014).
Копировать ромы на карточку памяти можно как в корень, так и в каталоги, главное – в распакованном (!) виде. Рекомендую разбить игры тематически по папкам для последующего удобства навигации. Ниже вы найдете ссылку на мою авторскую работу по сортировке ромов Sega Mega Drive / 32X и SMS специально для запуска на FLASH устройствах.
Если вы все правильно сделали, то после установки флэш-картриджа в слот и включения кнопки питания, консоль оживит перед вами столь долгожданное начальное меню.
Описание ОС, интерфейса. Управление и навигация по меню.
Select ROM.
Options, Reformat Slots Memory.
Device info.
Процесс загрузки рома.
Управление немного отличается от привычного способа по другим картриджам, местами оно даже неудобно. Главное неудобство: основной управляющей кнопкой сделана кнопка "Start", хотя у других производителей это всегда кнопка "A". Причем поменять настройку кнопок нет возможности, а нажимать "Start" каждый раз - очень неудобно.
Другой момент - кнопка отмены "B" в файловом меню всегда выносит нас на самый верхний уровень к списку интерфейсов карт памяти. Это очень осложняет навигацию, особенно если использовать многоуровневые папки, как это сделано во всех моих сборках-сортировках по жанрам.
Поначалу я решил, что это только мне одному неудобно, но затем залез на официальный форум и увидел там очень похожие комментарии. В общем, не только меня такой расклад кнопок путает
Посыл автору устройства - необходимо, по крайней мере, сделать поддержку переназначения кнопок. Реально, кнопку "Start" для управления использовать очень неудобно. Также просьба доработать и роль кнопки "B", чтобы она отменяла только последнее действие кнопки "Start" (в будущем, надеюсь, это будет "A"), например, чтобы после ее нажатия мы выходили на уровень выше в файловом меню, а не сразу к списку интерфейсов. Нажать несколько раз "B" для выхода к интерфейсам - гораздо удобнее и не вызывает нареканий.
Тестирование игр Sega Mega Drive.
Первой для тестирования была подключена оригинальная японская SMD-1 (NTSC-J), первый запуск и разбиение памяти проводились на ней. Обо всем подробнее ниже.
Должен сразу отметить, что архитектура решения кардинально отличается от рассмотренных нами ранее устройств серии Everdrive. Это заметно по меню, по принципу работы, по загрузке ромов в память и т.д. Посмотрите видео и вы поймете, что я имею в виду.
Первый момент: вся флэш-память картриджа доступна для записи и хранения ромов. То есть, в зависимости от исполнения устройства (8-16 Мб), вы сможете записать одновременно до 8 или до 16 Мб полезной информации (то есть, несколько игр) и потом мгновенно загружаться в них. Принцип работы следующий: первоначально мы имеем просто пустую флэш-память определенного объема и должны сначала ее отформатировать, разбив по сегментам (или более привычно - по килобайтам) желаемого размера. Например, у меня на тестировании был экземпляр с 16 Мб встроенной памяти, и память я разбил примерно такими кусками: 5 Мб + 4 Мб + 3 Мб + 2 Мб + 1 Мб + 512 Кб. 5 Мб - для самого большого рома Street Fighter, а остальные куски - с расчетом на запись игр определенного объема, каждую в свою ячейку. Все эти операции делаются в разделе Options -> Reformat SLOTS Memory.
Итак, мы выбрали нужные объемы и разбили память в соответствии со своими пожеланиями, теперь можно отправляться в корневое меню и выбрать пункт RUN Loaded ROM, в котором затем появится список интерфейсов считывания информации: External Slot (SD разъем сверху) и Internal Slot (microSD внутри корпуса, если таковой имеется в картридже).
После первого обращения к карте памяти ОС проиндексирует его содержимое и отобразит список прочитанного. На данном этапе я не заметил никаких проблем: навигация происходит быстро, никаких подвисаний/зависаний/замираний я не заметил.
После поиска и выбора нужного рома, ОС предложит нам записать его в определенный сегмент памяти, а уже после выбора сегмента начинается непосредственная запись игры в память с последующим воспроизведением.
Что касается скорости копирования... Она невысока. Я бы оценил ее на уровне Everdrive MD v2, но уже Everdrive MD v3 работает чуть пошустрее (возможно, это чисто мое субъективное ощущение). Запись игры объемом 4 Мб продолжается примерно одну минуту, так что во время загрузки больших ромов точно есть время встать и сходить в другую комнату по более важным делам.
Итак, мы сходили за чашкой чая со сладостями, принесли все это хозяйство за наше рабочее место, можно продолжать дальше... Тем более, что игра Dune американского региона уже почти загрузилась в память.
Я поднял глаза на экран монитора и увидел то, чего в бытность пользования флэш-картриджами раньше никогда не видел: сообщение о том, что игра предназначена для запуска на приставке другого региона. Вот это интересная новость! У меня почему-то всегда было понимание, что US и JAP ромы взаимозаменяемы на приставках 16-бит, однако нет. Это справедливо только для SNES, для Sega Mega Drive же все гораздо сложнее. Я попробовал первые попавшиеся 10-20 игр американского региона на запуск и... лишь 2-3 из них запустились нормально. Затем я попробовал около 6-7 игр европейского региона - ни одна не заработала. Печальный результат и первый вывод для потенциального покупателя флэш-картриджа InDrive: японская оригинальная SMD приставка будет самым худшим выбором для игры (использовать ее можно будет только для запуска переводов японских ромов, но их очень и очень мало на этой платформе).
"Ну ладно, это нас не остановит", подумал я и начал собирать другой комплект на базе оригинальной SMD-1 NTSC-U региона, попросту сказать, на Genesis 1. C этого момента времени я стал проверять только ромы своего региона, так как надоело смотреть на надписи непригодности рома для используемой приставки, а ведь процесс записи в память не быстрый, прямо скажем.
И вот здесь устройство проявило себя во всей красе. Никаких явных или неявных проблем обнаружить не удалось, все пишется, читается на отлично. За время тестирования, кстати, не было ни одного зависания по вине ОС, и это радует. В первую очередь был проверен 5 Мб Street Fighter - работает без проблем, 10 Мб хак Mortal Kombat - без проблем, другие игры US региона - без проблем. Все же я проверил на запуск несколько EU ромов для успокоения души - не заработали... Идем дальше.
Следующий этап - проверка на SMD-1 EU. Здесь тоже все штатно, без глюков и видимых проблем, писать особо нечего, все работает, здесь только положительные эмоции. Также запустил несколько японских переводов и американских ромов - ничего не запустилось. Ну, да ладно, этого и следовало ожидать.
И вот совершенно случайно, перекапывая свои запасы консолей и аксессуаров, мой взор пал на клон SMD-2 из 90х... И я решил проверить его в деле, ведь хардверная региональная принадлежность у него JAP PAL! И вот здесь меня ждала самая большая радость: консоль в паре с картриджем на "ура" взяла все ромы EU и JAP регионов, а также все, что имеет постфиксы UE или W в названии ромов по версии GoodGen. Только US ромы не под силу такой связке, и то вынужден констатировать, что даже некоторые американские ромы такой региональный гибрид взял. Следующий важный вывод: оптимальной базой для использования картриджа InDrive станет консоль-клон из 90-х, имеющий гибридную региональную принадлежность (JAP PAL). Конкретно в моем случае картридж просто идеально вписывается в концепцию домашнего решения, так как в моей SMD-2 не работает Reset, но это не проблема - у картриджа ведь для сброса используется своя кнопка. Вот это второй жирный плюс (первый - использование всего объема внутренней памяти) перед другими устройствами.
Тестирование игр 32X и SMS.
По техническим причинам тестирование этих ромов откладывается. В будущем сюда будут добавлены результаты о проделанной работе.
Ромсеты для всех ретро платформ вы всегда можете найти на моей странице проекта, посвященному сортировке игр по жанрам. Именно эти сборки я использую при тестировании всех флэш-устройств
Видеозапись процесса тестирования:
Поддержка.
Версии ОС для рассматриваемого флэш-картриджа периодически обновляются, поэтому постоянно следите за новыми версиями программного кода на официальной странице разработчика флэш-картриджа. Также имеется официальный форум, где вы всегда сможете найти ответы на интересующие вас вопросы. Разработчик устройства всегда на связи и довольно оперативно ответит вам на интересующий вопрос.
Выводы.
Устройство по цене и функциям может позиционироваться как конкурент Everdrive MD v3. Причем с предыдущей версией Everdrive MD v2 он конкурировал очень серьезно и на равных, но после доработки krikzz'ом своего продукта и изданием совершенно новой ревизии, теперь InDrive выглядит на фоне Everdrive MD v3 уже менее привлекательно. Виной тому отсутствие жизненно важной фичи Mega Key.
В то же время, я вынужден констатировать и тот факт, что аналога функционалу InDrive в виде записи в флэш-память нескольких ромов одновременно на рынке просто нет. Фактически, можно одновременно загрузить в память до 6-10 игр и потом запускать их мгновенно в любое время без перезаписи памяти, как это делается у конкурентов.
Личное впечатление от использования: мне картридж InDrive очень понравился. И хотя я уже много разных устройств повидал (и более продвинутых, и менее продвинутых, и просто убогих, и весьма выдающихся), но все же он оставляет очень хорошее впечатление. Своего пользователя-геймера или ретро фаната он точно найдет.
Плюсы относительно Everdrive MD v3
+1 Работа с полным объемом внутренней флэш-памяти (хранятся несколько ромов одновременно)
+1 Много настроек в меню
+1 Поддержка больших ромов (до 10 Мбайт)
+1 Сброс с последующим входом в меню осуществляется отдельной кнопкой на устройстве
Минусы относительно Everdrive MD v3
-1 Отсутствует Mega Key
-1 Не возвращается в меню после нажатия Reset на консоли
-1 Дольше грузит ромы
Сообщение отредактировал omonim2007: 23 March 2015 - 15:28