Список других тем в категории:
- Обзор ревизий консолей SMD/Genesis (основная тема раздела)
- Фотографии материнских плат SMD/Genesis
- Видео игрового процесса (композитное соединение)
- Mega AMP - универсальная звуковая схема для SMD/Genesis
- Идентификация начинки SMD/Genesis по серийному номеру
- Моды для SMD/Genesis консолей
- Количество проданных 16-битных консолей Sega
- Разгон центрального процессора Motorola 68000
- Помощь в покупке консолей SMD/Genesis
- Анализ звука (PSG и FM сравнение, качество звучания)
- FAQ по SMD/Genesis
Статья в стадии написания!
В этой небольшой теме я постараюсь описать очень важную составляющую любого устройства, воспроизводящего музыку или звуки, а именно - фоновый шум при работе. Значение шума или гула и их порог являются очень важными параметрами при восприятии нами в том числе картинки на экране.
Но для начала немного теории, давайте разберёмся с понятиями частоты (высоты) и громкости (силы) звука.
Звук характеризуют такими понятиями, как высота и сила. Высота оценивается в герцах (Гц) и означает число колебаний в секунду. Диапазон воспринимаемых человеческим ухом частот находится в пределах от 15 ... 16 до 20 000 ... 22 000 Гц. Различные части диапазона воспринимаются ухом неравномерно. Лучше всего слышны волны средних "речевых" частот и особенно в зоне 500 ... 2 000 Гц, хуже - крайние участки диапазона, то есть ниже 50 Гц и выше 10 000 Гц. Ультразвуки (частота свыше 20 000 Гц) и инфразвуки (частота ниже 16 Гц) даже не воспринимаются ухом. Кстати, вот что интересно: собственная частота колебаний барабанной перепонки равна приблизительно 1 000 Гц (или 1 кГц), и в большинстве случаев приятными для нас звуками являются именно те, которые звучат с аналогичной частотой ("голос" дождя, леса, моря, журчащей воды, а также монотонные, тихие напевы колыбельных песен). Что же касается силы звука, то она измеряется в единицах, называемых белами, на практике применяется единица измерения, равная десятой доле бела, - децибел (дБ). Область слухового восприятия силы звука находится в пределах от 0 до 140 дБ. Шум в 20-30 дБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которою невозможна жизнь. Вообще же изменение звука на 1 дБ - это примерно наименьшее изменение, которое может уловить ухо. Когда сила звука достигает 120 дБ, то ухо уже не только слышит звук, но и чувствует давление.
Одной из форм представления звука является спектральная диаграмма, которая представляет собой графическое отображение распределения мощности среди спектральных составляющих в данный момент времени (точнее, модуль его отклонения от нулевого положения).
Децибел - логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений. Величина, выраженная в децибелах AdB, численно равна десятичному логарифму безразмерного отношения физической величины к одноимённой физической величине, принимаемой за исходную, умноженному на десять:
, где A - измеренная физическая величина, A0 - величина, принятая за базис (0 дБ).
Часто за 0 дБ принимается либо самый тихий слышимый звук, либо самый громкий звук, который может воспроизвести устройство. В нашем случае 0 дБ - как раз максимальный пороговый уровень громкости, поэтому меньшее значение в дБ является более громким, а это значит, что гул или фоновое шипение при этом громче.
Ниже представлена спектральная диаграмма, полученная при анализе звуков игры Contra на консоли SMD-2 с платой VA1.8 ASIA и Mega AMP на борту. Слева - низкие частоты, справа - высокие, величина в дБ выше - громче, ниже - тише.
Неприятный фоновый шум консоли (фактически, это белый шум), из-за которого искажается восприятие игрового процесса, находится в диапазоне 50 ... 60 Гц, поэтому именно на эту частоту на графике следует обратить особое внимание.