Внешний вид устройства Everdrive N8.
Флэш-картридж Everdrive-N8 представляет собой довольно компактное и красиво оформленное решение, которое по сравнению с обычными печатными платами для NES/Famicom иначе как футуристичным или техногенным не назовешь. Даже в сравнении с другими флэш-картриджами можно отметить, что такого количества чипов нет ни на одном другом устройстве от украинских разработчиков! Однако все это многообразие микросхем, тем не менее, очень гармонично располагается на печатной плате синего цвета (текстолит печатных плат всех другие устройств выполняется, как правило, в зеленом цвете).
Everdrive N8 может быть заказан на официальном сайте продавца в странах СНГ как в виде только печатной платы, так и в корпусе с фирменной наклейкой.
Напомню про самое главное преимущество флэш-картриджа над обычными картриджами: однажды установленный в консоль флэш-картридж может больше никогда из нее не извлекаться, а в случае необходимости записать новые игры, можно просто вытащить MicroSD карточку, записать на нее ромы, вставить обратно и продолжать использовать устройство. Однако это только то, что касается удобства, ведь плюсов у устройства еще очень и очень много, основные из которых следующие:
- Экономия денег на том, что не нужно покупать оригинальные картриджи (ценники на некоторые игры достигают просто космических высот).
- Вся библиотека игр консоли на одном устройстве (на SD карту объемом 1 Гб помещается весь ромсет системы NES).
- Возможность запускать на приставке современные переводы игр (ромхакинг), а также homebrew софт и игры.
- Функция Save State, помогающая проходить трудные места в играх.
Заявленные производителем характеристики устройства:
- Поддержка систем Famicom, NES, Twin Famicom, а также большинства NES и Famicom клонов (для использования Famicom устройства на NES консоли необходим специальный переходник Famicom > NES; соответственно, NES версия устройства для использования на Famicom консоли также требует переходник - NES > Famicom).
- Функция Save State! (появилась, начиная с версии ОС v.8.0, анонс 01.11.2013)
- Поддержка NES и FDS ромов.
- Частичная поддержка маппера MMC5, чего вполне достаточно для запуска игры "Castlevania III".
- Автоматическая смена сторон дискет для образов дискет Famicom Disk System.
- Расширенные возможности аудио (только при запуске флэш-картриджа на оригинальных консолях Famicom или AV Famicom).
- Поддержка кодов Game Genie.
- Автоматическое копирование сохранений на MicroSD карту. При этом нет необходимости нажимать кнопку сброса перед выключением системы (FDS является единственным исключением, необходимо нажать кнопку сброса на системе, чтобы вернуться в главное меню раньше, чем выключится система, в противном случае FDS данные будут потеряны).
- Расширение поддержки мапперов (mapper) с помощью обновления ПО (с каждой новой версией количество поддерживаемых игр увеличивается).
- Поддержка файловых систем FAT/FAT16/FAT32.
- Поддержка MicroSD (SD и SDHC) карт до 32 Гб.
- Быстрая загрузка файлов игры (примерно 2...4 секунды).
- Возврат в каталог с последней запущенной игрой после перезагрузки приставки.
- Возможность изменить функции кнопок навигации в файловом меню (A/B или B/A).
- поддержка 512K PRG для мапперов 2, 34.
- USB порт для homebrew (ОПЦИОНАЛЬНО).
Аппаратная часть Everdrive-N8:
- Мощный чипсет Cyclone II FPGA.
- 2 х 512 Кбайт SRAM памяти для PRG и CHR данных.
- 128 Кбайт энергонезависимой памяти для сохранения данных на MicroSD карту.
- Max II CPLD для обработки FPGA реконфигурации, а также организация BIOS, SD и USB интерфейсов.
- 1Mb flash BIOS.
- Регулятор напряжения шин CPU и PPU (для регуляции рабочих уровней 5 вольт NES и 3.3 вольт Everdrive-N8).
Тестовый стенд.
Тестовый стенд был собран на основе ноутбука Lenovo T61, к которому через внешний тв-тюнер Aver Media Galaxy подключалась консоль AV Famicom (NTSC-J). Подключение осуществлялось через RCA интерфейс оригинальным AV-кабелем.
В настройках вывода изображения тюнера Aver Media Galaxy был выбран режим Progressive, что позволило выводить картинку на дисплей с прогрессивной разверткой, а затем записать видеофайл в уже удобном для просмотра виде, без необходимости дополнительно проводить деинтерлейсинг. Видео игрового процесса доступно в самом низу обзора.
Подготовка к первому запуску.
Перед первым использованием устройства необходимо закачать с официального сайта файлы операционной системы и закинуть их в распакованном виде на MicroSD накопитель в корневую папку "EDFC". Внимание: скопированные в корень MicroSD карты файлы ОС не будут активированы, и флэш-картридж при запуске консоли выдаст сообщение об ошибке!
На момент написания обзора текущая версия ОС была за номером 11.1
Копировать ромы на карточку памяти можно как в корень, так и в каталоги, главное – в распакованном (!) виде. Рекомендую разбить игры тематически по папкам для последующего удобства при навигации. Ниже вы найдете ссылку на мою авторскую работу по сортировке ромов специально для запуска на FLASH устройствах.
Если вы все правильно сделали, то после установки флэш-картриджа в слот приставки и включения кнопки питания, консоль оживит перед вами столь долгожданный список папок и файлов с MicroSD карты.
Описание ОС, интерфейса. Управление и навигация по меню.
В окне отображается 20 ромов, а внизу пишется полное название подсвеченного файла (если название игры не вмещается в отведенной строке файлового браузера, то именно здесь можно узнать его полное название). Следующий или предыдущий листы с 20-ю играми активируются по нажатию стрек джойстика «Вправо»/«Влево».
При нажатии кнопки «Select» появляется главное меню, в котором доступны следующие пункты:
1. Options.
a). Audio mix volume (может принимать значения HI или LO). Включение/отключение поддержки расширенного аудио (то есть, поддержки специальных внешних звуковых чипов в картриджах). Опция реально включает поддержку дополнительных звуковых чипов только при использовании флэш-картриджа с оригинальной консолью Famicom или AV Famicom. Стоит отметить, что в разных версиях ОС эта опция работает по-разному: сейчас тенденция сводится к тому, что опция уже не просто включает/выключает поддержку расширенного аудио, которое теперь всегда включено, а устанавливает разный уровень громкости и порядок каналов. Посему вывод можно сделать примерно такой: в определенной версии ОС нужно два раза запустить игру с поддержкой расширенного аудио на разных опциях HI и LO и просто на слух определить, как она лучше звучит.
б). File sorting (on или off). Эта опция включает или отключает сортировку каталогов по алфавиту.
в). Reset to game (ON или OFF). Если выбрано [ON], то после нажатия на кнопку «Reset» консоль автоматически запустит последнюю игру из памяти флэш-картриджа, если выбрано значение [OFF], то после перезагрузки перед нами появляется файловый браузер флэш-картриджа.
г). Swap A/B. Принимает значенияONили OFF. В режиме ON происходит изменение функций кнопок навигации в файловом меню.
д). Save State. Принимает значенияONили OFF. Опция отвечает за включение режима Save State, который позволяет сохранять текущее состояние игры (снимок экрана), чтобы в нужный момент к нему можно было возвратиться и продолжить играть с того же места. Образ файла сохранения сбрасывается на MicroSD карточку и загружается автоматически при повторной загрузке рома в память.
e). Save State Key. Назначение горячих клавиш для создания текущего состояния игры.
ж). Load State Key. Назначение горячих клавиш для загрузки ранее сделанного состояния игры.
2. Cheats.
В этом меню вводятся чит-коды к играм. Для выбора чит-кода необходимо зажать кнопку «B» и нажимая «Влево»/ «Вправо», выбрать соответствующий символ. Нажатие кнопки «Select» активирует или деактивирует действие Game Genie кодов.
3. Device Info.
Полная информация о версии операционной системы (OS ver: 11), версии BIOS (Bios ver: 2), а также другие параметры(Cpld ver: 1, Adate: 17.02.2013, Atime: 15:58). Все данные написаны b запечатлены конкретно для моего случая.
4. Mapper Info.
Информация обо всех поддерживаемых в данной ревизии ОС мапперах. В текущей рассматриваемой мной версии за номером 11.1 доступна поддержка 105 (!) основных мапперов (по моим подсчетам, это покрывает около 99% ромов, а остающийся неподдерживаемый 1% - в основном японские игры или продукты, использовавшие MMC5 маппер). При этом фича Save State поддерживается 30 мапперами, соответствующие номера подкрашены желтым цветом.
5. About.
Здесь мы можем узнать, что разработчиком устройства под названием «Famicom/NES Toy» является krikzz (biokrik@gmail.com, http://krikzz.com), а также прочитать краткое руководство по назначению кнопок джойстика для управления флэш-картриджем.
Следует отметить, что нажатие кнопки «Start» в главном файловом меню автоматически запускает последнюю активную (ранее выбранную для запуска) игру.
Для выбора и запуска игры необходимо навести курсор на файл и нажать кнопку «B», а в появившемся меню выбрать один из 3-х пунктов:
- Select and Start. Выбор и мгновенный запуск игры.
- Select Only. Игра загружается в память флэш-картриджа, после чего готова к запуску в удобный для нас момент по нажатию кнопки «Start».
- Rom Info. Показывается информация о роме с игрой, где в частности указаны: номер маппера, RPG Size, CHR Size, используются ли игрой сохранения (параметр Memory: No, RAM+BAT), параметр Mirror (H или V), а также отображается самая главная информация – поддерживается ли ром в данной версии ОС флэш-картриджем (Supported или Not Supported).
Эмпирически исследовав старт игр, можно сказать, что реальное время загрузки ромов – около 2…3 секунд, в зависимости от размера файла. Это гораздо меньше заявленных производителем данных, что нас может только радовать! Об активных операциях чтения или записи данных нам сообщает световой индикатор красного цвета в передней части флэш-картриджа.
Время старта ОС после включения питания – около 1 секунды, то есть практически сразу же после включения приставки мы попадаем в главное файловое меню. Если же включена опция «Reset to game», то после перезапуска консоль мгновенно запустит выбранную игру, абсолютно без задержек!
Тестирование игр.
Итак, давайте перейдем к самой важной части описания – тестированию игр самых разных жанров. Давайте попытаемся узнать, на что же способно новое детище от украинских разработчиков!
Условия, в которых происходили испытания, благоприятными не назовешь, так как для запуска были выбраны исключительно переводы игр на русский и английский языки. Чего там говорить – если они будут нормально запускаться, то и основные оригинальные ромы будут работать нормально (собственно, на них работоспособность устройства и должна была проверяться в штатном режиме разработчиком).
Среди ромов были выбраны игры самых разных жанров: платформеры, шутеры, бит’ем-апы, шмапы, РПГ, стратегии и т.д. Совместимость с переведенными ромами просто феноменальная: практически все, что запускается на современных эмуляторах, запускается и на Everdrive-N8! Параллельная проверка совместимости с обычными ромами никаких нареканий также не вызывает, все игры, заявленные как работоспособные, функционируют должным образом.
Согласно информации SkinnyV с официального форума (более подробную информацию смотрите в приложенном к обзору pdf файле), на данный момент в версии ОС 11.1 на Everdrive-N8 не могут быть запущены только *.unf ромы, а также следующие игры:
Несовместимые игры (в версии ОС 11.1):
Текущий ромсет NES для флэш-картриджей можно найти здесь.
Видео игрового процесса (в версии s2m4 от 11.03.2013):
Save State в действии (в версии 11.1 от 14.10.2014):
Поддержка.
Версии ОС и прошивок для разных типов флэш-картриджей периодически обновляются, поэтому постоянно следите за всеми изменениями в этой ветке официального сайта разработчика. Также на сайте имеется форум, где вы всегда можете задать интересующие вас вопросы как разработчику, так и другим участникам.
Послесловие.
После первого запуска консоли с Everdrive-N8 исключительно для проверки работоспособности, я только спустя 2 часа смог оторваться от консоли и осознать, насколько же я теперь счастлив! Сколько приятных воспоминаний из детства нахлынуло на меня: я вспомнил то время, когда часами напролет проходил мои любимые игры: «Super Mario Bros.», «Jungle Book», «Power Blade», «Dracula», «Jackal», «Dream Master» и многие-многие другие. Я уверен, что эти положительные воспоминания иногда являются той малой частью, которая нам нужна для наполнения, для того, что продолжать вдохновенно работать и творить в жизни!