Список других тем в категории:
- Фотографии материнских плат SMD/Genesis
- Видео игрового процесса (композитное соединение)
- Mega AMP - универсальная звуковая схема для SMD/Genesis
- Идентификация начинки SMD/Genesis по серийному номеру
- Моды для SMD/Genesis консолей
- Количество проданных 16-битных консолей Sega
- Разгон центрального процессора Motorola 68000
- Фоновый шум консолей SMD/Genesis
- Помощь в покупке консолей SMD/Genesis
- Анализ звука (PSG и FM сравнение, качество звучания)
- FAQ по SMD/Genesis
По всем вопросам пишите: omonim2007@gmail.com
Предыстория.
В 1995 году я стал счастливым обладателем консоли Sega Mega Drive 2. О, как же я был счастлив, как же классно я проводил время за игрой в доступные на тот момент игры! После 8-битного клона Lifa эта консоль стала для меня дверью в новый мир, в новую эпоху моей (ретро) деятельности.
Наигравшись вдоволь в одиночку, я стал ходить обмениваться опытом к друзьям, а также начал всё чаще посещать пункты обмена картриджей, коих в моем родном городе на тот момент было аж целых четыре. И примерно в это же время я обратил внимание на то, что "не все консоли одинаково хороши". Например, я заметил, что играя дома в "Dune: the Battle for Arrakis" не слышно некоторых звуков, к тому же из телевизора доносилось сильное фоновое шипение, поэтому для нормальной игры приходилось выворачивать звук почти на максимум. Потом у меня была уже вторая приставка, а потом и третья - вот они звучали намного лучше, да и изображение было более приятным.
И лишь спустя много лет я понял, что тема качества выводимой консолью картинки и воспроизводимой ей музыки - это не просто ностальгия по хорошему старому. Это очень хороший повод погрузиться в историю и попытаться понять и раскрыть всё то, что прошло в своё время мимо нас. Давайте попытаемся разобраться с разновидностями моделей оригинальных 16-битных консолей компании Sega, обратим пристальное внимание на качество изготовления материнских плат, качество применяемых материалов и микросхем, сравним качество изображения при композитном соединении и звука разных ревизий консолей.
Для проекта я начал приобретать 16-битные консоли SMD/Genesis всех моделей и типоразмеров, дабы провести честное тестирование с последующей записью игрового процесса. Давайте же, уважаемые ретрогеймеры, раз и навсегда разберемся в вопросе выбора самой лучшей ревизии консоли SMD/Genesis!
Sega Genesis Model 1 (NTSC-U)
Genesis Model 1 с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS»
Существует два варианта исполнения консолей Genesis Original (первые модели) с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS»: одни из них после включения консоли сразу же загружают игру, а другие сначала показывают экран с надписью «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd» и только потом загружают игру. Отличие между ними в том, что вторая разновидность приставок оснащена системой TradeMark Security System (TMSS), которая представляет собой загрузочное ПЗУ объемом 2 Кб. Во время запуска консоли TMSS проверяет в картридже с игрой наличие определённого лицензионного кода, выдаваемого только официальным разработчикам. Если игра обладает необходимой лицензией, то TMSS выведет на экран надпись о том, что игра лицензирована и запустит её, а если нет – запуск становится невозможен. Внедрение TMSS произошло в ответ на попытки некоторых производителей в лице Tengen (позже - Time Warner), Accolade, Codemasters, Wisdom Tree и даже Electronic Arts (именно этой компании, кстати, и принадлежит методика взлома лицензированного контента Sega) выпускать и продавать не лицензированные игры.
Ранние приставки Genesis Original без системы TMSS станут отличным выбором для тех игроков, кому нужна поддержка нелицензированных картриджей.
Определить наличие или отсутствие системы TMSS можно по номеру FCC ID на нижней крышке корпуса приставки.
У приставок без TMSS идентификатор FCCID всегда длиннее:
- Genesis Original с системой TMSS имеет номер FCC ID: FJ8USASEGA
- Genesis Original без системы TMSS имеет номер FCC ID: FJ846EUSASEGA
Ревизии материнских плат консолей Genesis первых моделей с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS»:
- Без системы TMSS: VA2, VA3
- С системой TMSS: VA6
Все консоли с материнскими платами ревизий VA2, VA3, VA6 помимо надписи HDG оснащены EXT портом на задней панели:
На всех материнских платах консолей Genesis первых моделей с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS» используется видео кодер Sony CXA1145. Он преобразует видеосигнал из нативного RGB в композитный формат стандарта NTSC 3.58. Качество выводимой картинки:
- VA2, VA3. Чистое и довольно сильно размытое изображение с яркими цветами, но в целом очень хорошее и приятное. Все эти системы имеют дефекты в изображении, известные как «радужные разводы» (часто говорят просто «радуга», «rainbow banding») и «вертикальные полосы» («jail bars»), то есть на экране прослеживаются вертикальные полосы и радужная закраска на определенных участках или на отдельных объектах (см. скриншоты ниже). Лучше всего это заметно на сплошных белых, серых или синих участках. Интенсивность полос и закраски разнится от консоли к консоли, и это можно (точнее, нужно) просто игнорировать. Основные причины таких дефектов: ущербность формата NTSC по сравнению с PAL, разводка элементов на материнских платах в районе видео кодера (так называемая "обвязка" видео кодера), отработавшие свой срок службы конденсаторы. Существует три основных способа избавиться от перечисленных выше графических дефектов:
1. Использовать RGB подключение (обычно это происходит через SCART RGB интерфейс телевизора) к приёмнику. В этом случае происходит нативный вывод изображения из видео чипа (VDP) консоли без посредников, при этом на выходе получается максимальное качество изображения. В большей степени это относится ко вторым моделям, так как для большинства первых моделей при SCART подключении искажения всё равно остаются.
2. Подключить к консоли расширение Sega Genesis 32X и воспользоваться возможностями его видео кодера (он берёт на себя задачи по обработке и выводу композитной картинки на экран после сопряжения консолей). Здесь можно скачать пример видео игрового процесса без 32X модуля и с ним на примере консоли Genesis 2 VA3 с видео кодером Samsung SKA2195D.
3. Сделать S-Video мод и выводить изображение по S-Video интерфейсу. Качество картинки в этом случае практически такое же, как и при SCART RGB подключении. Здесь можно скачать видео игрового процесса без S-Video мода и с ним на примере консоли Genesis 2 с платой VA3 и видео кодером Sony CXA1645.
Ниже представлены скриншоты с типичными артефактами, описанными выше (лучше открывать картинки в отдельных вкладках в полный размер):
Ниже представлены скриншоты японской консоли Sega Mega Drive (первая модель) с платой VA1 без с установленного модуля Sega Genesis 32X (слева) и с ним (справа), лучше открывать картинки в отдельных вкладках в полный размер:
Самой лучшей игрой для максимально быстрого определения качества выводимого консолью композитного сигнала является "Ayrton Senna's Super Monaco GP II", уже на третьей секунде вы всё поймете о вашей приставке (ниже показан скриншот, сделанный во время работы первой модели японской Sega Mega Drive с платой VA0, видео кодер Sony CXA1145):
- VA6: Для этих плат характерно всё то же, что и для VA2, VA3. Так как видео кодер у платы такой же, то все те же артефакты изображения вроде «радуги» и вертикальных полос характерны и для неё. Правда стоит отметить, что на этой ревизии степень искажений хоть и незначительно, но всё же меньше, сказывается доработка обвязки видео кодера.
Во всех консолях с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS» на материнской плате используется дискретный FM синтезатор Yamaha YM2612, однако при более пристальном рассмотрении находятся некоторые различия в реализации звуковой схемы:
- VA2. На этих платах используется два отдельных звуковых усилителя: один - для моно контура звука через DIN выход сзади, а второй - для стерео контура звука через разъем для наушников на передней панели. Они довольно прилично фильтруют диапазон 3.39 кГц, в результате чего выводимый звук прекрасно сбалансирован – отлично прослушиваются как басы, так и высокие частоты. Есть, правда, одно исключение для игр с громким уровнем звука: в этом случае выводимый звук получается хрустящим и искажённым. В таких играх качество звука может варьироваться от великолепного и ласкающего уши до совершенно противного. Причиной всего этого безобразия является предусилитель, который имеет слишком высокий коэффициент усиления.
- VA3, VA6. На этих платах используются те же два контура звука, как и на VA2 платах, но с тремя изменениями. Во-первых, уровень предусилителя в значительной степени уменьшен, чтобы исключить искажения, вызванные чрезмерным усилением. Во-вторых, эти платы имеют немного более приглушенный звук, так как происходит более тяжелая фильтрация нижних частот в диапазоне 2.84 кГц; как результат - в играх более четко выражены басы в определённый ущерб «верхам». Наконец, схема моно микшера была изменена с простого буфера на усилитель с низким коэффициентом усиления, чтобы компенсировать снижение коэффициента усиления предусилителя.
Здесь обязательно следует отдельно оговориться о том, что в некоторых консолях Genesis Original с платами VA2 и в японских консолях Sega Mega Drive с платами VA0 и VA1 к гнезду A/V Out подводится только левый канал звука, а правый канал вовсе не микшируется. То есть для получения на таких платах правильного моно звука через DIN разъём, смешанного из левого и правого каналов, придётся брать в руки паяльник. Либо остается вариант (кстати, предпочтительный для всех первых 16-ти битных моделей Sega) выводить нормальный стерео звук из выхода для наушников с передней панели консоли, благо кабель для этих целей можно найти в любом радиомагазине.
Выводы. Что касается качества звука, то консоли Genesis Original с ревизиями плат VA2, VA3, VA6 станут отличным выбором для каждого уважающего себя ретрогеймера, так как по этой части они проявляют себя во всей красе. Напомню: на всех платах установлен дискретный FM синтезатор Yamaha YM2612. Причём на плате ревизии VA2 прослушивается большее количество верхних частот (да и диапазон за счёт этого чуть шире), чем на платах VA3, VA6, однако в играх с приличным уровнем громкости звука могут быть искажения. Платы VA3, VA6 выдают более сочные басы, не подвержены искажениям в играх с громким звуком, но имеют избыточную фильтрацию верхних частот. Что касается качества композитной картинки, то по этой части имеются критические замечания – не всё так однозначно, как хотелось бы. С одной стороны, артефакты в виде радужных огрехов и вертикальных полос можно найти на всех платах первых ревизий (американских и японских консолей). Где-то они прослеживаются в большей степени, где-то – в меньшей, а где-то и вовсе почти не заметны, но, тем не менее, эти искажения так или иначе всё равно обязательно будут присутствовать на экранах ваших телевизоров и мониторов как при композитном, так и при любом другом соединении. Стоит непременно иметь это в виду до покупки консоли! Меньше таких огрехов выдают только более поздние платы ревизии VA6 с TMSS, поэтому именно эти консоли в первую очередь рекомендуются к приобретению. Ещё один плюс в пользу консолей с платами VA6 в том, что они были выпущены позже других перечисленных ревизий, поэтому вероятность штатной работоспособности всех компонентов материнской платы у них гораздо выше. Если сверху на консоли Genesis первой модели имеется надпись «HIGH DEFINITION GRAPHICS», а при включении отображается сообщение «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd», то эта консоль имеет материнскую плату ревизии VA6, и такую консоль обязательно стоит приобрести.
Genesis Model 1 без надписи «HIGH DEFINITION GRAPHICS»
Стоит иметь в виду, что надпись на верхней крышке консоли «HIGH DEFINITION GRAPHICS» - это просто маркетинговый ход компании Sega, который абсолютно ни к чему не обязывает. В приставках, имеющих эту надпись, нет ничего такого особенного, что их явно отличало бы от других моделей приставок, не имеющих такой надписи.
Существует два вида консолей Genesis Original без надписи на корпусе «HIGH DEFINITION GRAPHICS»: одни из них имеют платы ревизий VA6.5 (номер версии на плате «IC BD M5 xxx xxxx»), в то время как другие – VA7 (PC BD M5 USA VA7). Первая группа с ревизиями плат VA6.5 отличается от предыдущего исполнения VA2...VA6 тем, что у них убран EXT порт, а вот вторая группа отличается уже очень прилично и имеет полностью новую перекомпонованную плату (результат попыток удешевить стоимость консоли), что выражается даже в изменении расположения разъемов сзади.
На фотографии ниже показана задняя панель консоли Genesis Original с материнской платой ревизии VA6.5. По маркировке она ничем не отличается от платы VA6 (все компоненты на материнской плате у них идентичные), разница - только в отсутствии EXT разъема на плате VA6.5, хотя посадочное место для него имеется, а на задней панели крышки консоли на месте разъема просто гладкая часть:
На фотографиях ниже для сравнения показаны задние панели консолей Genesis Original ревизий VA2, VA3, VA6 (вверху) и Genesis Original VA7 (внизу):
Самое главное отличие консоли с платой VA7 от всех предыдущих ревизий первых моделей в том, что разъем для БП на задней панели находится не с самого края, а на довольно значительном расстоянии от него. Следует обязательно это запомнить, так как потенциальному покупателю необходимо в первую очередь научиться опознавать консоли с платой ревизии VA7. Почему? А потому, что это самые неудачные консоли среди всех первых моделей!
Итак, существует две ревизии материнских плат, которые используются в приставках Genesis Original, не имеющих на верхней крышке надписи «HIGH DEFINITION GRAPHICS»: VA6.5, VA7.
Видео кодер: Используется исключительно Sony CXA1145
Качество изображения на платах VA6.5, VA7 с чипом Sony CXA1145 такое же, как и в VA6 ревизии приставок с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS», то есть вполне нормальное, (немного замыленное и с артефактами вроде "радуги" и вертикальными полосами), визуально оно немного лучше, чем у ревизий VA2, VA3.
FM синтезатор:
- VA6.5. На этих платах устанавливается дискретная Yamaha YM2612. Используется та же двойная схема с выводом моно и стерео звука, как и в платах Genesis Original с платами VA3, VA6. Соответственно, качество звука у них на таком же уровне (присутствует такое же небольшое "зажатие" верхов).
- VA7. Используется интегрированная в чипсет Yamaha YM3438. А вот здесь всё как нельзя плохо! Начиная с ревизии платы VA7, инженеры компании Sega начали вносить серьёзные изменения в компоновку платы. Одно из глобальных нововведений – перенос звукового FM чипа Yamaha YM2612 в одну ASIC микросхему вместе с некоторыми другими элементами (старый чип в новом корпусе получил название Yamaha YM3438). Решение на этих платах на практике оказалось очень неудачным. Из-за инженерных просчётов вся звуковая схема оказалась неверной, что в итоге выливается в откровенно плохое звучание в играх («плоский», приглушенный звук с сильными искажениями, но что хуже всего – во время работы консоли постоянно и отчётливо слышится громкое фоновое шипение). Та же участь постигла и все ранние платы вторых моделей Genesis 2 с ревизиями VA0...VA1.8. Слушать выводимый этими платами звук без жалости и слёз на глазах практически невозможно.
Важно знать! Материнские платы VA6 и VA6.5 не различаются между собой маркировкой, обе с первого взгляда можно идентифицировать по установленному главному чипу в середине платы Sega 315-5433 как VA6 ревизию. Определить более точно модель можно по тому, имеется ли EXT порт на плате или нет. Если EXT разъем имеется, то это плата VA6, а если его нет, тогда это VA6.5. На плате же V6.8 (они выпускались только в Европе) номер ревизии указан в явном виде - «IC BD M5 PAL V6.8». В некоторых источниках платы VA6/VA6.5 имеют другие названия: VA6a/VA6b, но сути это не меняет, имеются в виду те же платы. Далее на верхней фотографии изображена материнская плата с EXT портом ревизии VA6, а на нижней - без него (ревизия VA6.5):
Выводы. Что касается качества звука, то стоит остерегаться консолей Genesis Original с материнскими платами ревизии VA7, так как в плане звучания ничего хуже найти невозможно (напомню основные знаки «отличия» этой ревизии – общее низкое качество звука, большие искажения, сильное фоновое шипение). Консоли с ревизией плат VA6.5 станут отличным выбором, так как это последние модели Genesis Original с дискретным FM синтезатором Yamaha YM2612. Что касается качества композитного видео, то плата VA6.5 станет приемлемым выбором для любого ретро геймера ("радугу" и вертикальные полосы как и на платах VA2, VA3, VA6 на них, к сожалению, также никто не отменял). В любом случае среди первых моделей американского и японского регионов ничего лучше найти не получится. К звуку на платах VA6.5 никаких нареканий или претензий нет, всё звучит так же здорово, как и на японских/американских платах VA5/VA6. Если сверху на консоли Genesis Original не имеется надписи «HIGH DEFINITION GRAPHICS», а вид задней панели такой же, как для плат с идентификатором «IC BD ...», то в этой консоли установлена плата VA6.5, и такую консоль обязательно стоит приобрести.
Sega Genesis Model 2 (NTSC-U)
Вторые модели консолей Sega Genesis также делятся на две большие группы, однако определяющим различия фактором является размер материнской платы консоли: полноразмерные и неполноразмерные.
Genesis Model 2 с полноразмерными материнскими платами
Существуют следующие ревизии полноразмерных материнских плат Genesis 2: VA0, VA1, VA1.8, VA2 и VA2.3
Видео кодер:
- VA0, VA1, VA1.8. Возможны несколько вариантов: Sony CXA1145, Fujitsu MB3514 или Samsung KA2195D
- VA2, VA2.3. А здесь возможны только два варианта: Samsung KA2195D или Sony CXA1645
Определить по внешним признакам какой именно видео кодер используется в приставке - довольно трудное (если не сказать невозможное) занятие. Как правило, чип можно идентифицировать лишь только после снятия верхней крышки консоли. Однако есть и некоторые внешние признаки и закономерности:
1. Если консоль с платой VA0...VA1.8 сделана в Малайзии, то в ней используется чип Fujitsu MB3514 (очень редко - Samsung KA2195D).
2. Если консоль с платой VA2...VA2.3 сделана в Малайзии, то в ней используется чип Samsung KA2195D.
3. VA2, VA2.3, на которых написано, что они сделаны в Китае, имеют чип Sony CXA1645
4. Sony CXA1645 никогда не устанавливался на платах VA0, VA1, VA1.8
5. Если консоль с ревизией платы VA0 сделана в Японии, а вторая цифра ее серийного номера «3», то тогда на плате установлен видео кодер Sony CXA1145, если же в серийном номере на этом месте любая другая цифра, то тогда в плате используется Samsung KA2195D
6. Если консоль Genesis 2 имеет название модели MK-1631A, то внутри находится плата ревизии VA2.3
7. Китайские консоли, у которых первая цифра в серийнике 1 и третья 3, оснащены Samsung KA2195D
Также можно опираться на уже имеющуюся статистику в теме "Фотографии материнских плат" и сопоставить серийные номера с ревизиями консолей и компонентами на материнских платах.
Настало время обратить более пристальное внимание на качество выводимого на телевизоры изображения разных видео кодеров при композитном подключении:
1. Sony CXA1145. Качество изображения консолей вторых моделей такое же, как и на Genesis Model 1 с этим чипом на ревизиях плат VA6 и VA7, но иногда картинка может быть темнее, с более насыщенными цветами. Характерная особенность чипа - замыленное по всему экрану изображение (то, что оно замылено, становится понятно после сравнения с другими чипами). Поддерживает вывод по S-Video (нужен моддинг). В первых моделях использовалась версия Sony CXA1145P, во вторых - Sony CXA1145M.
2. Samsung KA2195D. Этот видео кодер на подавляющем большинстве вторых моделей с платами VA0...VA1.8 выдаёт плохое качество изображения, границы объектов сильно пикселизированы, а цвета зачастую очень тусклые. Но дело не столько даже в этом, как в том, что Samsung KA2195D на большинстве плат VA0...VA1.8 выводит изображение с тонкими вертикальными полосами, образуя некий постоянный каркас (что-то подобное делают Famicom и Dendy). Эта "решётка" делает картинку очень неприятной, полосы присутствуют на всех фонах, во всех режимах, однако не нужно путать этот дефект с вертикальными полосами других видео кодеров, там эти артефакты присутствуют только на некоторых участках экрана или некоторых сценах. Также на консолях этих ревизий, собранных в Китае, Samsung KA2195D выдаёт «радугу» и вертикальные полосы как у Sony CXA1145/CXA1645. А вот на консолях, собранных в Малайзии, картинка гораздо лучше, практически без "радуги" и вертикальных полос. Поэтому применительно к консолям, собранным в Китае (а их подавляющее большинство) можно сделать вывод, что KA2195D – самый неудачный вариант из всех применявшихся видео кодеров во вторых моделях ревизий VA0...VA1.8, к тому же он не поддерживает вывод по S-Video. Однако следует помнить, что эти слова не относятся к консолям, собранным в Малайзии (возможно, существуют и другие страны-сборщицы этих ревизий, в которых обвязка видео кодера исключает дефекты в изображении, но такие консоли пока на тестирование не попадались).
Samsung KA2195D устанавливался исключительно в NTSC-U и NTSC-J консолях вторых моделей, так как умеет выводить только NTSC изображение, поэтому он в своё время не был распространён в Европе. Один из следующих в линейке чип Samsung KA2198BD уже поддерживает вывод в PAL, поэтому в далёкие девяностые его очень активно использовали пираты в многочисленных клонах в европейском регионе.
3. Fujitsu MB3514. На большинстве NTSC плат картинка светлее и менее насыщенная, чем таковую выводят Sony CXA1145/CXA1645, а также заметна лёгкая пикселизация по краям объектов. На изображении, выводимом консолями с этим чипом, имеются всё те же "радужные" эффекты и вертикальные полосы при композитном соединении, то есть всё так же, как и у Sony CXA1145/CXA1645. В общем и целом, этот чип можно охарактеризовать как «неплохой аналог видео кодеру Sony CXA1145». Его реализация на NTSC консолях не столь выдающаяся, как на PAL или ASIA PAL платах, где изображение гораздо темнее, а цвета насыщеннее. В пользу Fujitsu MB3514 говорит то, что его используют все более поздние модели приставок компании Sega (среди них Genesis Nomad и Sega CDX). Fujitsu MB3514 электрически полностью совместим с Sony CXA1145 и поддерживает вывод по S-Video (нужен моддинг).
4. Sony CXA1645. Этот видео кодер в консолях Sega пришёл на смену модели CXA1145, во всех поздних ревизиях вторых моделей устанавливался именно он. Sony CXA1645 выдаёт яркое и очень резкое изображение, цвета очень ясные и насыщенные, однако "радуга" и вертикальные полосы всё так же портят изображение на экране при композитном соединении. Найти разницу между Sony CXA1145 и Sony CXA1645 на экране довольно просто, так как последний выдаёт очень резкую и яркую картинку, а CXA1145 очень сильно её замыливает. Из очевидных недостатков чипа можно указать лишь такой артефакт, проявляющийся только при композитном соединении, как dot crawl (полупрозрачные точки по краям объектов). Sony CXA1645 поддерживает вывод по S-Video (нужен моддинг).
5. ROHM BH7236AF. Самые поздние модели Sega Mega Drive 2 с платами VA4 в Европе оснащались ROHM BH7236AF (найти эти видео кодеры пока удалось только на этих платах). Проверить качество изображения этого чипа в NTSC режиме пока нет возможности, но в стандартном PAL он выдаёт очень приличную, максимально качественную картинку. Из минусов можно отметить чрезмерную резкость изображения, а также проявление на экране искажения dot crawl. Поддерживает вывод по S-Video (нужен моддинг).
Как отмечалось выше, dot crawl (дословно переводится как "ползающие точки") - это артефакт при композитном соединении, когда на определённых участках картинки можно видеть полупрозрачные постоянно движущиеся точки по краям объектов. В общем виде выглядит это примерно так:
Dot crawl эффект применительно к консолям довольно трудно поймать, но всё же это возможно. Ниже показан скриншот из игры "Lightning Force". Обратите внимание на выделенные области. С правой стороны (композитный режим) красная полоска представляет собой динамичную постоянно бегущую вправо сущность, состоящую из попеременных светло-оранжевых и красных точек. Хотя на самом деле эта полоса должна быть статична, что подтверждается просмотром сцены при подключении консоли по S-Video или SCART RGB.
Примерно такой же эффект можно наблюдать в кат-сцене перед началом первого уровня в "Comix Zone": там есть две похожих полосы сверху и снизу экрана, которые в композитном режиме также постоянно куда-то бегут вправо, хотя при подключении по S-Video эффект сразу же пропадает:
Внимание! Как показали практические исследования, картинка, которую выводит консоль с видео кодером Samsung KA2195D на экран телевизора (как CRT, так и LCD), отличается в худшую сторону от той, которую удалось получить на тв-тюнере. На представленных ниже скриншотах (и везде в этой и других темах раздела) взяты изображения из игр с помощью тв-тюнера AverMedia Galaxy. Имеется предположение, что устройство использует какой-то аппаратный фикс, который позволяет выводить гораздо лучшую картинку на экран, нежели чем она есть на самом деле на экранах кинескопных ТВ. Далее описание и все выводы будут вестись исходя из того, что вы подключили консоль к телевизору, то есть качество изображения плохое.
Ниже представлены скриншоты, полученные при композитном соединении разных NTSC приставок:
Genesis-2 VA1.8 USA (Malaysia,MB3514,315-5660,BA10324AF,MC68H)
Genesis-2 VA3 USA (China,CXA1645,315-5700,MC68H)
Genesis-2 VA4 USA (China,CXA1645,315-5960)
Genesis-2 VA3 USA (China,CXA1145,315-5660,MC68H)
Genesis-2 VA3 USA HAL (China,SKA2195D,315-5660,MC68H)
Как видно невооружённым взглядом, худшее качество при композитном соединении на тв-тюнере показывает консоль с Fujitsu MB3514, лучшее - приставка с Samsung KA2195D. А оба видео кодера от компании Sony CXA1145 и CXA1645 выдают примерно одинаковое изображение (CXA1145 несколько замыливает картинку, CXA1645 - излишне резко её показывает). Sony CXA1145 и CXA1645 превосходит по качеству MB3514, однако уступает KA2195D. На телевизоре расстановка сил будет такая: на первых местах оба кодера Sony, затем - Samsung KA2195D, и только потом идёт Fujitsu MB3514.
FM синтезатор:
- VA0, VA1 и VA1.8. Используется интегрированная Yamaha YM3438. Разводка звука здесь такая же, как и в материнской плате ревизии VA7 первой модели. Фактически, эти разные по типоразмеру консоли используют одну и ту же материнскую плату. Поэтому все те нелестные слова, которые были написаны про первые модели с платами VA7, характерны и для этих плат. В общем случае звук на платах VA0...VA1.8 очень плохой, а степень «плохости» определяется установленными операционными усилителями (ОУ, всегда устанавливаются парно) на плате:
* BA10324AF: наиболее частый гость на вторых моделях (встречается почти на всех материнских платах ревизии VA1.8), звучит «очень плохо», максимально искажая звук, также этот чип создаёт сильные фоновое помехи и шипение;
* LM324: более-менее приемлемый вариант, у которого имеется только один большой недостаток - "сверчки" на низких частотах (если в игре активно не используются низы, то бишь ударные, тогда почти никаких искажений не слышно), фоновое шипение меньше, чем у предыдущего ОУ;
* C324G: самый предпочтительный вариант из трёх ОУ, он практически не искажает звук (эффект "сверчка" еле-еле различим), а фоновое шипение самое низкое, однако встретить эти ОУ очень сложно, так как плат на их основе выпускалось очень мало.
Скачать и сравнить примеры звучания разных ОУ в играх можно по ссылкам: C324G (консоль SMD-2 ASIA PAL VA0), LM324 (консоль SMD-2 ASIA PAL VA1, также по этой ссылке доступны видео файлы, снятые после замены штатных ОУ на OPA4134UA), BA10324AF (консоль SMD-2 ASIA PAL VA1.8, также по этой ссылке доступны видео файлы после CCAM мода).
Эталонной игрой для определения ущербности звука является "Heavy Nova", по первым же аккордам в заставке станет понятен уровень искажений по вине ОУ. Ниже представлены ссылки для сравнения:
- Heavy Nova (U) [SMD-2_JAP_MB3514_315-5487-10_BA10324AF] - G30014081 (ужас под названием BA10324AF)
- Heavy Nova (U) Head_Stereo_10 [SMD-1_JAP_VA4_CXA1145_JAPAN] - A10106538 (стоковая консоль Sega Mega Drive Model 1 с платой VA4, стерео выход)
- Heavy Nova (U) [USA_VA2.3_SKA2195D_MALAYSIA] - 452026492 (стоковая консоль Genesis Model 2 с платой VA2.3)
- Heavy Nova (U) [USA_VA2.3_CXA1645_CHINA_MegaAmp_unf] - 752066016 (эталонное звучание с Mega AMP)
Внимание! Следует обязательно оговориться про субъективное восприятие звука отдельно взятым человеком. Очень сложно найти даже двух людей, которые, услышав один и тот же звук, сделают одинаковые выводы. Поэтому все сказанное выше про качество звука исходя из установленных операционных усилителей - довольно субъективное мнение, которые вы после прослушивания можете как разделить, так и не разделять.
Обязательно стоит отметить, что для всех плат VA0, VA1, VA1.8 характерно фоновое шипение, независимо от используемых операционных усилителей (цепочка в сторону увеличения качества звучания: BA10324AF->LM324->C324G). Единственный способ узнать тип операционного усилителя на плате – посмотреть невооруженным взглядом на его маркировку, сняв верхнюю крышку и защитный экран приставки:
- VA2, VA2.3. А вот на этих платах (и только на них среди всех Genesis Model 2) используется дискретный звуковой чип Yamaha YM2612. По сравнению с предыдущими "плохими" моделями VA0…VA1.8 качество звука на них гораздо лучше: практически полностью убрано фоновое шипение, да и в целом всё звучит почти так, как это было на поздних ревизиях первых моделей. Но всё же звук не так совершенен, как на первых моделях Genesis с платами VA2…VA6.5. Основная проблема в том, что на VA2, VA2.3 плохо сбалансирована громкость канала PSG по сравнению с FM частью, а также PSG канал очень искажённый. Это ошибка инженеров Sega, которые занимались компоновкой материнской платы, PSG часть на этих платах неправильно соединена с общей звуковой схемой. Как результат - звуковое сопровождение во многих играх звучит не совсем правильно. Особенно ощутимы огрехи при воспроизведении игр Sega Master System, а также при запуске игр для SMD/Genesis, активно использующих PSG (самый простой пример для понимания ущербности - звуки сбора бонусов главным героем в игре "Earthworm Jim", на приставках с платами VA2/VA2.3 они почти не слышны на фоне музыки). Стоит отметить, что PSG огрехи на платах VA2, VA2.3 не столь критичны, чтобы можно было говорить о фатальной ошибке инженеров Sega при компоновке платы, однако для требовательных игроков это может стать препятствием к приобретению таких плат.
Внимание! Существует довольно простое решение проблемы с неправильным подключением PSG канала к общей звуковой схеме на платах VA2, VA2.3, но для этого придётся взять в руки паяльник и внести небольшие изменения в структуру материнской платы. Подробнее это описано в соответствующей смежной теме, посвящённой моддингу. Сравнить звук платы VA2.3 до мода, устраняющего эти проблемы, и после него можно по следующей ссылке.
Что же вообще такое этот PSG канал и как он звучит? Здесь вы сможете скачать специально записанные видео, у них левая звуковая дорожка является чистым левым FM из чипа Yamaha, а правая - чистый PSG канал. Оба канала получены из специально "прокачанной" для подобных экспериментов приставки. Качайте файлы и обязательно прослушивайте их в наушниках для правильного понимания PSG.
Ниже для сравнения представлены записи нескольких консолей с платами VA2.3: стоковой Genesis Model 2 без изменений и модов, консоли с проделанным PSG Fix и ещё одной приставки с установленным Mega AMP, а также для сравнения записаны видео ещё для четырёх консолей разных поколений (первой модели SMD-1 JAP VA4 и вторых моделей SMD-2 JAP VA0, Genesis-2 USA VA3, Genesis-2 USA VA4):
- Genesis-2 VA2.3 USA (Malaysia,SKA2195D,315-5685,MC68H) - 452026492 (стоковая плата, без фиксов, композитное соединение)
- Genesis-2 VA2.3 USA (China,CXA1645,315-5685,MC68H) - 752152456 (сделан PSG fix, установлен видео кодер Sony CXA2075, сделан S-Video мод)
- Genesis-2 VA2.3 USA (China,CXA1645,315-5786,MC68H) - 752066016 (установлен Mega AMP, сделан S-Video мод)
- Genesis-2 VA3 USA HAL (China,SKA2195D,315-5660,MC68H) - 163060941 (стоковая плата, композитное соединение)
- Genesis-2 VA4 USA (China,CXA1645,315-5960) - 164231335 (стоковая плата, композитное соединение)
- SMD-1 JAP VA4 (Japan,CXA1145,SCN68) - A10106538 DIN-Mono и Stereo_Vol10 (стоковая плата, композитное соединение)
- SMD-2 JAP VA0 (Japan,MB3514,315-5487-10,BA10324AF,MC68H) - G30014081 (стоковая плата, композитное соединение)
- SMD-2 JAP VA0 (Japan,MB3514,315-5487-10,BA10324AF,MC68H) - G30014081 (установлен Mega AMP, сделан S-Video мод)
Рекомендация для сравнения: обязательно качайте видео и слушайте локально в любом плеере без использования эквалайзера.
После прослушивания и сравнения звучания базовой консоли с VA2.3 платой и двумя другими модифицированными консолями (с PSG fix и Mega AMP) совершенно точно становится понятно, что без качественного PSG канала в играх, активно его использующих, обойтись просто невозможно. Игр, активно использующих этот канал, довольно большое количество - примерно около 65% от всей библиотеки. Поэтому приведу однозначную рекомендацию всем владельцам Genesis Model 2 с платами VA2/VA2.3 - обязательно сделайте хотя бы PSG fix мод своему 16-битному другу, а лучше установите на плату Mega AMP мод. Ваша консоль после этих процедур зазвучит как никогда прежде!
Genesis Model 2 с уменьшенными материнскими платами
Если перевернуть такие консоли и посмотреть на нижнюю крышку, можно увидеть отличия от систем с полноразмерными платами: сквозь вентиляционную решётку на нижней крышке просматривается материнская плата, которая заканчивается на расстоянии примерно 25% от края крышки.
Уменьшенная материнская плата внутри консоли:
Существуют следующие ревизии неполноразмерных материнских плат Genesis Model 2: VA3, VA4
Видео кодер:
- VA3. В этих платах возможен один из трёх вариантов: Sony CXA1145, Samsung KA2195D или Sony CXA1645
- VA4. Используется исключительно Sony CXA1645
Внимание! Стоит отметить про одно исключение из общего правила: на платах VA3 чип Samsung KA2195D выводит лучшую картинку, чем на платах VA0…VA2.3, примерно такую же, как и на консолях с платами VA2/VA2.3, собранными в Малайзии. Тем не менее, если очень хорошо присмотреться, то можно и здесь найти очень-очень лёгкую "радугу" и совсем незначительные вертикальные полосы.
Внимание! Также стоит отдельно оговориться и о чипе Sony CXA1645 применительно к платам VA3/VA4:
- VA3. На этих платах кодер Sony CXA1645 обеспечивает не самое лучшее качество изображения, причём картинка на выходе ничем не лучше той, которую выводит Sony CXA1145 (только резкость получше, но это особенность самого кодера). Очень заметны как "радуга", так и вертикальные полосы.
- VA4. На этих платах изображение такое же яркое и резкое, как и на платах Genesis Model 2 с материнскими платами VA2, VA2.3 с этим же чипом, однако "радуга", вертикальные полосы и эффект dot crawl присутствуют и здесь в полной мере.
FM синтезатор:
- VA3. Используется интегрированная Yamaha YM3438 (входит в состав главной микросхемы)
- VA4. GOAC (Genesis On a Chip) версия Yamaha YM3438 (входит в состав единственной микросхемы на плате)
На обеих платах звук хорош практически так же, как и на Genesis Model 1 ревизий VA2...VA6.5 за исключением того, что верхние и средние верхние частоты очень сильно приглушены, что на практике в некоторых играх приводит почти к полному "задавливанию" звуков этой частоты. Можно отметить, что в целом на VA3 плате звуковой баланс очень хорош, а по качеству звука эта плата очень близка к Genesis первых моделей (кроме, конечно же, неудачной VA7 - она не в счёт), в то время как на VA4 FM часть не так правильно сбалансирована и звучит несколько громче нормального уровня, заглушая PSG.
Теперь что касается реализации GOAC. На плате VA4 впервые стал использоваться совершенно новый подход в организации компонентов на материнской плате, где все многочисленные элементы объединены в одном чипе (CPU + аудио часть + другие ASIC компоненты). В этих платах уровень фонового DAC шума минимален, он даже ниже, чем в платах Genesis Model 1 с дискретным чипом Yamaha YM2612, а выводимый звук практически такой же хороший, как и на VA3 платах.
Выводы. Не рекомендуется вообще связываться с консолями Genesis Model 2 на полноразмерных платах ревизий VA0, VA1 и VA1.8 из-за больших проблем со звуком (да и по видео части к ним тоже очень большие нарекания). Из вторых моделей желательно приобретать либо варианты с полноразмерными материнскими платами ревизий VA2/V2.3, либо с неполноразмерными платами VA3/VA4, так как в плане звука у них всё практически (по сравнению с первыми моделями) в полном порядке. Стоит иметь в виду, что из всех вторых моделей только на платах ревизий VA2/V2.3 установлен дискретный звуковой чип Yamaha YM2612 (всё было бы просто здорово, если бы не нарекания к тихой и немного искажённой PSG части), а в платах VA3/VA4 звуковая часть интегрирована в ASIC микросхему, однако её настройки очень сильно фильтруют верхние и средние верхние частоты, при этом на VA4 платах FM часть громче, чем должно быть на самом деле, поэтому PSG канал глушится на этом фоне. Самую лучшую картинку на тв-тюнере обеспечивают платы VA2,VA2.3, собранные в Малайзии, а также VA3 с видео кодерами Samsung KA2195D, а вот чипы Sony CXA1145 и CXA1645 довольно сильно "полосят" и выдают "радугу"), на телевизоре же в композитном соединение чипы Samsung не будут блистать качеством, для такого подключения лучше использовать чипы от Sony. Для VA4 плат с видео кодером Sony CXA1645 характерны всё те же проблемы плюс dot crawl эффекты, что и для Sony CXA1145 на всех первых моделях - "радугу" и вертикальные полосы на них никто не отменял. На платах VA3 с видео кодерами CXA1145 и CXA1645 качество картинки на тюнере примерно такое же, как и на четвёртой ревизии платы с кодером CXA1645, и оно хуже, чем выводимая Samsung KA2195D картинка на консолях с платами VA2,VA2.3, собранными в Малазйии, и на всех VA3, а если вы планируете играть на телевизоре, то предпочтение стоит отдать консолям с чипом Sony.
Из всех Genesis Model 2 лучшим выбором для почитателей оригинального сеговского звука (как на первых моделях, с реверберацией и затуханием) будет покупка консоли с полноразмерной материнской платой ревизий VA2/V2.3. Вы получите максимальное качество видео и звука (следует обязательно помнить про проблему с тихой PSG частью, которая лечится модом, вывод сделан с учётом того, что мод на плате уже сделан или будет сделан после покупки).
Звук неполноразмерных материнских плат ревизий VA3/VA4 также весьма качественный, с минимальным уровнем фонового шума, однако у них довольно сильно задавлены "верхи", нет у них и присущей дискретным чипам Yamaha реверберации и затухания (отсутствует знаменитая синтезаторная "аналоговость"). Однако если вы не знаете, какой видео кодер установлен в консоли с платой VA3, тогда лучше сконцентрироваться на поисках консоли с VA4 платой, так как её начинка совершенно одинаковая и представляет собой GOAC вариант с интегрированным звуком и видео кодером CXA1645, "кот в мешке" в данном случае абсолютно исключён. Различия между платами VA3 и VA4 не столь разительные: звук у них практически одинаковый с перевесом в строну VA3 ввиду лучше сбалансированной громкости FM и PSG контуров.
И теперь самый главный вопрос: как внешне отличить приставку с платой VA3 от приставки с платой VA4? Всё очень просто. Первый признак: все VA4 платы имеют в серийном номере третью цифру 4, а все третьи ревизии имеют третью цифру 3. Второй признак - отличные нижние защитные экраны. Если перевернуть консоль и посмотреть внимательно на нижний металлический защитный экран (он отлично просматривается сквозь решётчатые отверстия в нижней крышке), то у VA4 он будет с двумя перфорированными отверстиями, которых на консоли с платой VA3 нет (у этих ревизий нижний экран сплошной). Ниже показана консоль с платой VA4:
Ещё раз упомяну о том, что для консоли Genesis Model 2 с платами VA2/VA2.3 существует простой PSG fix мод. Если вы хотите получить максимально качественный звук на второй модели Genesis и при этом хорошо владеете навыками пайки, то можно приобрести такую консоль и сделать аудио мод. Полученный экземпляр по качеству звука не будет уступать первым моделям Genesis. Подробно этот мод описан здесь.
Однако если вы до мозга костей считаете себя отъявленным ретрогеймером и желаете получить от консоли максимальную отдачу в плане звучания, тогда вам стоит воспользоваться наиболее продвинутым звуковым модом из всех возможных на данный момент – Mega AMP от Ace (доступны v1 и v2 ревизии). Подробнее об этих модах можно узнать из смежной темы с исследованием нескольких разных вариантов исполнения плат Mega AMP.
Sega Genesis Model 3 (NTSC-U)
Sega Genesis Model 3 - очень неудачное урезанное решение, компрометирующее не только все предыдущие версии плат, но и компанию Sega в целом.
Ревизии материнских плат Genesis Model 3 консолей: VA1, VA2.
Вверху показан разъём для картриджа в Genesis Model 3 с платой ревизии VA1, а внизу – с платой VA2.
Внешне все консоли Genesis Model 3 выглядят абсолютно одинаково, поэтому для определения ревизии материнской платы без снятия верхней крышки придётся открыть шторки разъёма для картриджа и посмотреть на дорожки, ведущие к слоту, сравнивая с тем, что вы видите на фотографиях выше. Также явно отличить ревизию VA1 от VA2 можно по запуску игры «Virtua Racing»: если после включения питания консоли появляется надпись «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd», значит это ревизия VA1, а если экран тёмный, то это VA2.
Стоит отметить, что на платах VA2 есть маленькая надпись номера ревизии справа вверху около слота картриджа:
Видео кодер. На всех платах используется исключительно чип Sony CXA1645. Качество картинки отличное, оно даже чуть лучше, чем на Genesis Model 2 с платой VA4. Изображение на Genesis Model 3 более яркое и резкое, хотя при появлении надписи «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd» и заметна незначительная пикселизация. Проверить наличие "радуги" и вертикальных полос пока не представляется возможным ввиду отсутствии этих консолей на тестировании, однако можно сделать предположение с вероятностью 99%, что они будут присутствовать.
FM синтезатор. На всех материнских платах используется GOAC версия Yamaha YM3438. Качество звука:
- VA1. Так как Genesis Model 3 – урезанная версия приставки, вся звуковая схема в которой была полностью изменена, и в результате мы имеем на выходе лишь моно звук. Тем не менее, на качество это не влияет, звук такой же (если даже не более классный), как и у лучших представителей Genesis первых и вторых моделей. Из особенностей можно отметить не такой явный и сочный бас, а также незначительное фоновое шипение. Но шипение, в той или иной степени, присутствует на всех платах первых и вторых моделей.
- VA2. Качество звука в целом такое же, как и на платах Genesis Model 3 с платами VA1, только фонового шипения почти нет. Можно отметить и некоторые нюансы: басы на VA2 стали громче, да и уровень громкости PSG канала стал заметно выше.
Выводы. Если у вас есть какие-то особенно веские причины, чтобы купить именно Genesis Model 3, тогда настоятельно рекомендуется приобрести модель с платой ревизии VA1. Именно для этой платы можно сделать моддинги, которые добавят поддержку Game Genie, игры «Virtua Racing», конвертера Sega Master System и совместимость с играми для Sega 32X. Всё, что удастся сделать с платой VA2 – только добавить поддержку Game Genie и игры «Virtua Racing» (это делается одним модом). Также для обеих плат можно сделать и звуковой стерео мод. Но логичнее подумать о том, а зачем это вообще нужно? Зачем покупать приставку, которая выводит только моно звук и не совместима с некоторыми играми и оригинальными дополнениями? Окончательный вердикт – настоятельно не рекомендуется вообще связываться с консолями Genesis Model 3 независимо от ревизии их материнских плат.
Sega Genesis Nomad (NTSC-U)
Насколько на данный момент известно, имеется лишь одна ревизия материнской платы для Genesis Nomad консолей, которая именуется: IC BD VENUS SUB USA (кодовое название платы - VENUS)
Видео кодер. На всех платах используется кодер Sony CXA1645. Качество изображения на внутреннем экране устройства оставляет желать лучшего, но в 1990-е годы ничего лучшего на рынке просто не было, поэтому в дороге вам просто придётся мириться со всеми недостатками тех ранних LCD. Качество же композитной картинки, наоборот, очень хорошее, сравнимое с консолями Genesis Model 2 с платами VA2, VA2.3 на этом же чипе. Вертикальные полосы в играх отсутствуют напрочь, и даже эффекты "радуги" минимальны. Также я обратил внимание на лёгкие помехи в изображении, как будто сигнал ловится на телевизионную антенну, и к изображению добавляются аналоговые шумы (возможно, это характерно только для имевшегося у меня на тестировании экземпляра), что может несколько расстроить, если вы очень привередливы к качеству картинки.
FM синтезатор. На всех материнских платах используется Yamaha YM3438. Качество звука - это довольно серьёзный момент, который тяготит вниз представленный портативный продукт. В Genesis Nomad реализована совершенно другая, отличная от других систем Genesis, звуковая схема. Что касается интегрированной составляющей, то на внутренний динамик консоль выдаёт очень слабый звук почти с нулевыми басами, при этом заметно очень сильное фоновое шипение. Если отбросить сильное фоновое шипение (скорее всего, его источником является VDP), то общее качество звука более-менее приемлемое. С AV выходом дела обстоят лучше, даже тип звучания становится очень похож на первые модели плат до VA7, однако сильное фоновое шипение заметно и при этом типе подключения. Да что тут ещё скажешь, если даже при прослушивании звука с выхода для наушников доносится это противное шипение! Хотя общий уровень звука с выхода для наушников громче, чем при AV подключении, однако и фоновое шипение у него также сильнее, к тому же добавляются ещё и электрические наводки.
Выводы. Если у вас есть какие-то особенно веские причины, чтобы купить именно портативную консоль от Sega в лице Genesis Nomad, тогда настоятельно рекомендуется ознакомиться со всеми её минусами заранее, чтобы после покупки не оказалось, что вы не готовы к этим "сюрпризам" (примитивный внутренний LCD экран, сильное фоновое шипение звука). Как и Genesis Model 3, не лишена проблем совместимости и Genesis Nomad. Понятное дело, к этой портативке не может быть подключена Sega CD, также не удастся заставить её работать в паре с дополнением Genesis 32X и конвертером Sega Master System. При этом стоит отметить, что игру "Virtua Racing" консоль способна запустить на "ура". Конечно же, существует возможность решить на железном уровне проблемы совместимости и с Sega 32X, и с конвертерами SMS, но решение вопросов по части Sega 32X не доставит особой радости, так как на внутреннем дисплее в играх для 32X не будет показываться фоновый слой (на телевизоре же через композитный выход всё будет отображаться корректно). Однако самый главный минус устройства - эргономическая составляющая встроенного LCD экрана. Уже после нескольких минут игры глаза начинают очень сильно уставать, а после нескольких часов начинает болеть голова. При подобных частых нагрузках на мозг и глаза вскоре можно обнаружить значительные проблемы со зрением. Подобный эффект, кстати, оказывает и Sega Game Gear. Что и не удивительно, ведь LCD экраны у них примерно одного класса паршивости (по современным меркам, ведь в 1990-е на рынке ничего лучшего просто не было).
Sega Genesis CDX (NTSC-U)
На данный момент американская консоль Genesis CDX и её европейский аналог в лице Sega Multi-Mega исследованы довольно слабо в силу своей небольшой популярности и малого количества выпущенных экземпляров. Поэтому вся информация ниже носит лишь информативный характер на основании тестирования одного экземпляра. По мере появления большего количества этих консолей в нашей тестовой лаборатории описание будет дополняться.
Видео кодер. По имеющейся на данный момент информации, на всех консолях используется исключительно Fujitsu MB3514.
Качество видео в целом очень приличное, картинка чистая, однако присутствует некоторая пикселизация на определённых объектах. Видео немного темнее и насыщеннее, чем на других системах SMD/Genesis, но в целом оно очень похоже на то, что выдаёт этот видео кодер на других приставках в композитном режиме (при условии, что обвязка видео части выполнена очень качественно).
FM синтезатор. Используется интегрированный вариант Yamaha YM3438.
Звуковая схема Genesis CDX выполнена таким образом, что назвать производимый ею звук "странным" - это почти ничего о нём не сказать. Система выдаёт очень слабые басы и средние частоты, как будто бы в схеме используется какой-то дополнительный фильтр плохого качества в нижнем диапазоне. Фильтрация прилично ухудшает звуковое сопровождение. Если знать, как правильно должны производиться звуки и музыка в играх, то слушать Genesis CDX очень и очень трудно. Вторая большая проблема - низкий уровень звука на выходе при любом типе соединения, который примерно в два раза тише подавляющего большинства консолей Genesis первых или вторых моделей. Несмотря на то, что в наушниках басы будут звучать немного лучше, однако и при этом способе подключения бедность звуковой картины сразу же врывается в уши.
Выводы. Если у вас есть какие-то особенно веские причины, чтобы купить именно Genesis CDX, тогда настоятельно рекомендуется ознакомиться со всеми её минусами в плане звука заранее, чтобы после покупки не оказалось, что вы не готовы к этим неприятным "сюрпризам". Учитывая текущую стоимость консоли на вторичном рынке, достигающую нескольких сот или даже тысяч американских долларов, однозначно НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ приобретать её в домашнюю коллекцию. Думается, даже самый отъявленный ретро фанат не отважится на такой беспрецедентно неразумный поступок.
Sega Mega Drive Model 1 (PAL)
Sega Mega Drive Model 1 с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS / STEREO SOUND»
Идентифицировать по внешним признакам наличие или отсутствие TMSS в этих PAL моделях невозможно. Проверить наличие TMSS можно лишь после включения консоли или если посмотреть номер ревизии непосредственно на материнской плате:
- Платы без TMSS: VA4
- Платы с TMSS: VA6
Видео кодер. На всех материнских платах ипользуется Sony CXA1145
Внимание! Здесь стоит оговориться, что на платах всех консолей европейского региона качество картинки выше, чем на любых первых американских и японских моделях. Изображение очень яркое и насыщенное, хотя и немного размазанное (замыленность - бич видео кодера Sony CXA1145), но самое главное - нет никаких дефектов изображения (вертикальные полосы и «радуга» полностью отсутствуют), характерных для первых моделей NTSC консолей. Поэтому с точки зрения качества изображения европейские консоли Sega Mega Drive более предпочтительны для приобретения, нежели чем их американские или японские аналоги.
FM синтезатор. На всех материнских платах: дискретная Yamaha YM2612. Качество звука идентично платам VA3...VA6.5 в консолях Genesis Model 1.
Sega Mega Drive Model 1 без надписи «HIGH DEFINITION GRAPHICS / STEREO SOUND»
Во всех PAL консолях без надписи «HIGH DEFINITION GRAPHICS / STEREO SOUND» имеется система TMSS.
Ревизии материнских плат в этих консолях: VA6.5, V6.8
Видео кодер:
- VA6.5. Исключительно Sony CXA1145
- V6.8. Возможен один из двух вариантов: Sony CXA1145 или Fujitsu MB3514
FM синтезатор:
- VA6.5, V6.8. Устанавливается исключительно дискретный синтезатор Yamaha YM2612. На платах используются те же усилители, что и в моделях плат консолей с надписью «HIGH DEFINITION GRAPHICS / STEREO SOUND», поэтому звук у них идентичен.
Выводы. По сравнению с американскими Genesis, первые модели в PAL регионе показывают гораздо более качественную картинку (очень сочные цвета, никакой радуги и полос). Небольшим минусом является более низкая скорость видеопотока (50 кадров у PAL против 60 у NTSC собратьев), однако во многих играх разработчики правильно вносили изменения в код игр, и пагубности от такого "даунсемплинга" почти не заметно. Настоятельно рекомендуется приобретать Sega Mega Drive Model 1 консоли европейского региона с материнскими платами ревизии VA6.5/V6.8.
Sega Mega Drive Model 2 (PAL, ASIA)
Вторые модели консолей Sega Mega Drive Model 2 с PAL и ASIA платами, как и американские Genesis Model 2, делятся на две большие группы, и разделяющим фактором также является размер материнской платы: полноразмерные и неполноразмерные.
Sega Mega Drive Model 2 с полноразмерными материнскими платами
Существуют следующие ревизии полноразмерных материнских плат: VA0, VA1, VA1.8
Видео кодер:
- VA0, VA1, VA1.8. Возможны два варианта: Sony CXA1145 или Fujitsu MB3514 (это теоретическое предположение, так как на данный момент в моей лаборатории было слишком мало консолей с этими платами).
Определить по внешним признакам, какой именно видео кодер используется в приставке, довольно трудное занятие. Как правило, чип можно идентифицировать лишь только после снятия верхней крышки консоли.
FM синтезатор:
- VA0, VA1 и VA1.8. Используется интегрированная Yamaha YM3438. Разводка звука здесь такая же, как и в материнской плате ревизии VA7 первой модели. Фактически, эти разные по типоразмеру консоли используют одну и ту же материнскую плату. То есть, все те нелестные слова, которые были написаны про первые модели с платами VA7, характерны и для этих плат. В общем случае звук на платах VA0...VA1.8 очень плохой, а степень «плохости» определяется установленными операционными усилителями (ОУ) на плате, всё как и для Genesis Model 2 консолей (BA10324AF - наиболее плохой вариант, максимальное искажение звука и сильное фоновое шипение; LM324 - более-менее приемлемый вариант, у которого имеется только один большой недостаток - "сверчки" на низких частотах, фоновое шипение поменьше, чем у предыдущего ОУ; C324G - самый предпочтительный вариант ОУ, так как он практически не искажает звук, эффект "сверчка" еле-еле различим, а фоновое шипение самое низкое).
То есть, для PAL и ASIA плат характерно всё то же самое, что и для Genesis Model 2 консолей с аналогичными платами. Только следует ещё добавить про дополнительные искажения звука в не оптимизированных для 50 Гц играх (а такие экземпляры имеются).
Sega Mega Drive Model 2 с уменьшенными материнскими платами
Если перевернуть такую консоль и посмотреть на её нижнюю часть, сразу же можно увидеть отличия от систем с полноразмерными платами: сквозь вентиляционную решётку на нижней крышке явно просматривается материнская плата, которая заканчивается на расстоянии примерно 25% от края крышки. Ниже показана фотография платы Sega Mega Drive 2 с платой VA4 ASIA:
Видео кодер:
- VA4. Возможны два варианта: Sony CXA1645 или ROHM BH7236AF (консоли, собранные в Китае, оснащались преимущественно микросхемами Sony, ранние консоли на Филиппинах - также микросхемами Sony, а в поздние консоли на Филиппинах устанавливались видео кодеры ROHM).
FM синтезатор:
- VA4. Используется GOAC (Genesis On A Chip) версия Yamaha YM3438
Выводы. Всё, что было сказано выше в соответствующем разделе относительно Genesis Model 2, характерно и для европейских или азиатских вторых моделей. На данный момент ревизии плат вторых PAL/ASIA моделей очень слабо изучены, так как предложений на рынке недостаточно. Однако совершенно точно можно сказать, что все европейские и азиатские Sega Mega Drive Model 2 с платами VA4 при композитном соединении дают очень резкое и яркое изображение, за которое придётся платить искажениями вида dot crawl (присутствует и на Sony CXA1645, и на ROHM BH7236AF).
В будущем по мере поступления новых консолей и их тестирования раздел будет пополняться информацией.
Sega Mega Drive Model 1 (NTSC-J)
Продолжение смотрите в следующем сообщении...
Особая благодарность:
- Ace за многолетнюю работу над темой Telling apart good Genesis 1s and Genesis 2s from bad ones, ставшей прототипом для моей работы. Многие тайные знания и уникальные фичи по большей части почерпнуты оттуда.
- oamru за аудио и видео моды, установку Mega AMP, ремонты и всяческую помощь по "железной" части.
- Pixel-NTSC за аудио и видео моды, разработку и установку Mega AMP собственного производства, ремонты и всяческую помощь по "железной" части.
- kudrill за предоставленные для тестирования очень редкую консоль Sega Mega Drive 2 с платой VA4, а также консоль Sega Mega Drive 2 с ОУ C324G.
- deadhorn21 за предоставленные для тестирования очень дорогие и редкие консоли Sega CDX и Sega NoMad, а также Genesis 2 с платами VA2.3 и VA3.
- alexeorl за предоставленную для тестирования консоль Sega Mega Drive с платой VA4.
- Следующим пользователям разных форумов за любезно предоставленные фотографии их консолей: npc87, ...
Сообщение отредактировал omonim2007: 26 December 2024 - 15:08