» » Перспективы игрового рынка приставок (2001 год)
Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Перспективы игрового рынка приставок

Перспективы игрового рынка приставок (2001 год)

В ближайший осенне-зимний сезон неминуемо ожидается обострение «войны консолей нового поколения». Очевидно, что ни Nintendo, ни Microsoft не отложат релизы своих приставок — ведь пропустивший рождественский период продаж фактически лишит себя шансов на успех. Не менее очевидно и то, что осень-зима не решат исход войны — сражение будет вестись, прежде всего, за удачный старт, то есть за право участвовать в настоящей войне. Решаться судьба рынка будет уже в 2002 году, а судьями окажутся не столько покупатели (они — лишь зрители) или же производители приставок (их работа закончится с релизом), а разработчики игр. Они же, в первую очередь, будут руководствоваться Именно итогами «старта», то есть перспективами той или иной консоли.

Что же мы будем иметь к концу года? Попробуем методом научного тыка (подчеркиваю — научного) предсказать судьбу систем и игр, над которыми трудятся сейчас наши кумиры. Попробуем, основываясь на имеющейся информации, понять, на чем и во что мы будем играть в 2002 году,
Независимые разработчики — те, от которых ничего не зависит?

Sega

Как известно, Sega прекратила производство Dreamcast и распродает оставшиеся 2 млн. систем по сниженным ценам. Если не случится ничего непредвиденного, то аккурат к осени эти запасы кончатся, что удачно вдвойне: все потенциальные покупатели успеют приобрести DC за весну/лето, а сама компания избавится от приставок, спрос на которые упадет еще больше после релиза GameCube и Xbox. В 2002 году место Dreamcast займет цифровой видеомагнитофон, выпускаемый английской компанией Расе. Кроме Dreamcast, в него будет встроен весьма вместительный винчестер, на котором и будут храниться игры. Вряд ли это устройство получит распространение в России, но Sega собирается поддерживать его, а, значит, и Dreamcast. Пользуясь случаем, не могу не сказать пару слов о причине смерти Dreamcast. Цитирую статью одного из западных журналистов: «У Dreamcast было все — отличные игры, мощное железо, хорошая рекламная поддержка, доброжелательное отношение прессы. Единственная проблема приставки — то, что ее никто не покупает». Dreamcast погубило то, что приставке почти сразу навесили ярлык неудачника, а повлиять на общественное мнение можно только при наличии очень толстого кошелька... Sony может позволить себе работать два года в убыток, Microsoft публично заявила, что способна и на большее, а возможности Nintendo давно превышают ее потребности в рекламе в несколько раз. Но если в убыток работает Sega, то на этом сразу же сосредотачивается внимание разработчиков и покупателей. Аркадное отделение «Сеги» по-прежнему занимает около 40% рынка в Японии, однако оно попросту не может постоянно спонсировать продвижение консоли. В любом случае Dreamcast 2 появится только в том случае, если Sega найдет себе достаточно богатого партнера, который и займется производством железа. Сейчас же Sega по словам Чарльза Белфилда (президент Sega of America) «из гадкого утенка превратилась в прекрасного лебедя». Со своей мультиплатфор-менной стратегией компания может значительно влиять на исход войны консолей, распределяя свои игры между системами на самых выгодных условиях, которые только могут предложить независимому разработчику. Не забывает Sega и о Dreamcast, поддержка которого продолжится как минимум до зимы 2001/2002 года. Как распределятся проекты Sega?
1) Sega полностью поддерживает Game Boy Advance, ее игры для Mega Drive получат второе рождение на этой портативной системе. Лучший пример— Sonic Advance.
2) На PSX появятся римейки игр для MD (все тот же Sonic) и для Saturn (!). Пока неизвестно, что конкретно имеется в виду, но кандидатами могут быть NiGHTS, серия Panzer Dragoon, Shining Force 3 (который был недавно переиздан для Saturn по просьбе покупателей).
3) На PS2 появятся: Virtua Fighter 4, Crazy Taxi (только первая часть), Space Channel 5 и др.
4) На Xbox выйдут продолжение Jet Grind Radio, Panzer Dragoon и др. (всего 11 игр).
5) Пока неизвестно, что Sega готовит для GameCube, но возможно, что поддерживать эту систему она будет.
6) На Dreamcast выйдут Sonic Adventure 2, Shenmue 2, Phantasy Star Online 2 и
Crazy Taxi 2.
Поддерживаемые платформы (здесь и далее условно расставим их в порядке уменьшения приоритета): Dreamcast, Playstation 2, Game Boy Advance, Xbox.

Konami

Широко разрекламированный проект для PS2 под названием Zone of Enders провалился (особенно в сравнении с успехом появившегося примерно в то же время Onimusha), но в мощности основных козырей компании — Metal Gear Solid 2 и Silent Hill 2 — не сомневается никто. В свое время Konami заявляла о поддержке Хbох и даже грозилась выпустить под него версии MGS и SH. Время идет, скрины из, скажем, Silent Hill 2х демонстрируются, но первоначальный пыл прошел. Теперь компания считает, что наименее рискованным решением будет сосредоточиться на поддержке Game Boy Advance и PlayStation 2. Финансовых проблем у Konami нет, в особенности после впечатляющего успеха Duel Monsters для Game Boy Color, так что можно не беспокоиться за качество или сроки релиза MGS2. Главное — чтобы Konami не занялась исключительно разработкой своих «золотых жил» — простеньких, но жутко популярных игр для GBC и музыкальных аркад. Платформы: Game Boy Advance, PlayStation 2, Xbox.

Capcom

Onimusha, самый дорогой проект для PS2, одновременно оказался и самым продаваемым — эта вариация на тему Resident Evil стала первой игрой для PS2, разошедшейся тиражом в 1 млн. копий. Аналитики, впрочем, считают что этот успех запоздал — ведь консоль существует уже год! А на PSX, Saturn, N64 и Dreamcast практически сразу (обычно — при релизе) выходили игры, достигшие такого результата. Тем не менее, Capcom может только гордиться. На данный момент идет работа над Onimusha 2, геймплей которого должен значительно отличаться от того, что имелось в оригинале. Не забыт и «Резидент» — в разработке находятся RE0 и RE4, причем первый выйдет эксклюзивно на GameCube.
Capcom известен как наиболее верный союзник Sega, всегда активно поддерживавший Dreamcast играми и до сих пор анонсирующий новые проекты для него. Когда-то президент Capcom даже заявлял, что его компания будет делать игры для DC, даже если Sega откажется от своей приставки. Дело тут не только в принципе, просто Capcom чрезвычайно удобно сначала делать игры для аркадной системы Naomi, а потом в течение месяца портировать на DC и продавать более-менее стабильным тиражом. Разработка игр под Naomi/DC обходится гораздо дешевле, чем под PS2, да и главный козырь компании — двумерные аркады и файтинги — удобнее делать именно под сеговским железом. Однако появилась новая проблема — рынок аркадных автоматов лихорадит, доля Capcom неуклонно снижается. И компания официально заявила, что хоть и не уходит с рынка аркад, сосредотачивать свои ресурсы будет, прежде всего, на системах нового поколения (т.е. GC и PS2). Стоит также отметить, что Capcom на пару с Enix являются наиболее ярыми противниками вхождения Microsoft в рынок игровых приставок. Хотя противниками назвать их сложно — ведь они просто считают, что у MS в Японии практически нет шансов.
Платформы: Playstation 2, Dreamcast, Game Boy Advance, GameCube.

Namco

Soul Calibur 2 выйдет на PS2, туда же отправится и большинство других проектов компании. Как и раньше, Namco в первую очередь поддерживает приставки Sony, изредка проводя эксперименты, вроде релиза SC на Dreamcast. Но можно с уверенностью сказать, что GameCube станет объектом таких экспериментов — иначе Nintendo просто не разрешит Namco делать игры для GBA. Интересно также и то, что Namco работает над продолжением серии Tales of X для PS2. Как и все другие подобные проекты (Star Ocean 3, Lunar 3, Suikoden 3, Wild Arms 3), игра выйдет именно на PS2, но вот информации о сроках или геймплее на момент написания статьи не было.
Платформы: PlayStation 2, Game Boy Advance, GameCube.

Square

Всеобщий любимец на данный момент работает над двумя десятками игр. Скажете, это много? Но половина из них — римейки, половина оставшихся появится только на Wonderswan Color (портативная система, вышедшая пока лишь в Японии). После весны-осени 2000 года, когда каждый месяц выходила новая игра, наступил вакуум. Bouncer для PS2 оказался обычным beat'em up'ом и был разгромлен в игровой прессе. Гонки, спортивные игры... нет, совсем не этого мы ждем от Square. Римейки Final Fantasy на Wonderswan Color может и хорошо, но далеко. FFX — хорошо, но мало. Final Fantasy XI — игра, в первую очередь, сетевая, а по Phantasy Star Online (по подобию которой создается FFXI) мы знаем, что оффлайновый режим значительно уступает по интересности исконно однопользовательским играм. Что будет? Возможны два варианта. Либо Square анонсирует новые RPG для PS2, либо компания договорится-таки с Nintendo (что маловероятно) и будет создавать игры для GBA (что выгодно, в первую очередь, Square) и GameCube (а Nintendo будет требовать именно эксклюзива). Для Xbox же останутся, скорее всего, те и только те игры от Square, которые портируются на PC. Об эксклюзиве говорить не приходится, более того — порты на PC появляются обычно на год-два позже, чем оригиналы на приставках. Но почему же все-таки Square не начала разработку хороших RPG под PS2 уже сейчас? Дело в том, что производство RPG стоит дорого, а производство ролевых игр под приставки нового поколения обойдется еще дороже, так что Square просто не потянет много крупных проектов, да еще и под разные системы. Финансовое положение компании и так подорвано фильмом Final Fantasy: The Spirits Within, недаром ведь его сиквел отменен еще до релиза первой части. Платформы: PlayStation 2, Wonderswan Color.

Железо.
Кто сильнее слон или кит?

Какой вопрос чаще всего задают геймеры? «Что круче?!», «Какая приставка самая мощная?» Не дождавшись вразумительного ответа, они сами начинают разбираться в заявленных спецификациях систем и придумывают этот ответ. Но он чаще всего неверен. Почему? Мало того, что системы отличаются по архитектуре, так еще и их компоненты слишком различны для того, чтобы их можно было напрямую сравнивать. Классический пример — центральный процессор (CPU):
Dreamcast: Hitachi SH4 — 200Mhz
Playstation 2: Emotion Engine — 300Mhz
GameCube: PowerPC — 400Mhz
Xbox: Pentium 3 — 733Mhz (возможно, что к релизу будет еще быстрее).
(Заметим, что и консоли выходят именно в таком порядке).
Вроде бы ответ на вопрос, чей процессор самый производительный очевиден. Ан, нет. На самом деле распределение таково: Xbox, DC, GC, PS2. Почему? Да потому что количество мегагерц тактовой частоты давно уже не определяет производительность CPU. Тот же SH4 выполняет четыре инструкции за один такт (в том числе и операции над 128-битными регистрами), а пентиумный процессор тратит несколько тактов на одну инструкцию. Объяснение грубое, но понятное. Далее. Благодаря Emotion Engine приставку PS2 сочли суперкомпьютером, впрочем, к этому званию близки и GC с DC. (А вы, «Xbox — крут!») Заблуждение развеял? Замечательно. Только вот хотелось бы отметить, что сравнивать процессоры приходится все равно по косвенной информации — нет единого теста, по которому бы они прогонялись. Кто-то меряет производительность в GFLOPS, кто-то -в MIPS. Но это хотя бы более-менее объективные данные, да и предоставляют их не разработчики приставок, а производители процессоров. И сразу же развею еще одно заблуждение: CPU в современных компьютерах (а, тем более, в приставках) не является решающим компонентом. Да, процессор PS2 делался с таким расчетом, чтобы и через пять лет обгонять писишное железо, но подобная производительность пока попросту не востребована. Но чем же тогда можно мерить «крутость» приставки? Наверное, производительностью в 3D?! Измеряется она всегда в количестве полигонов в секунду, так что сравнить приставки можно будет запросто! Но не все так просто, господа.
Dreamcast — 3 млн. полигонов (в реальных играх, среднее)
PS2 — 80 млн. (пик, без текстур, теоретич.), 20 млн. (пик, со всеми эффектами, теоретич.)
GC — 12 млн. (среднее, со всеми эффектами, демки)
Xbox — 125 млн (пик, без текстур, теоретич.), 30 млн. (пик, со всеми эффектами, теоретич.) Единица измерения одна, однако условия измерения отличаются. Как видите, сравнивать можно только PS2 и Xbox, да и то это сложно — ведь архитектура графической системы у них абсолютно различна.

Президент Konami, к примеру, считает, что Хbох будет лишь незначительно быстрее PS2, разница лишь в том, что на PS2 программисты вынуждены самостоятельно реализовывать такие эффекты как тени и сглаживание (antialiasing). Можно еще долго рассуждать о том, кто же круче, но вывод все равно будет таков (на этом сходятся и независимые разработчики): PS2, GC и Xbox примерно равны, но Dreamcast заметно отстает. Пусть пока игры для DC (второе и третье поколение) превосходят по качеству большинство игр для PS2, они все уже достигли предела DC, развиваться дальше некуда. Остальные же приставки, повторюсь, равны. Все зависит от качества игр, поддержки разработчиками и количества вложенных денег.

Игры

Наиболее интересные проекты (подтвержденные на момент написания статьи)
GameCube
Too Human Mario Zelda Metroid
Resident Evil 0 (Capcom)

PlayStation 2
Final Fantasy X (Square)
Onimusha 2 (Capcom)
Resident Evil 4 (Capcom)
Silent Hill 2 (Konami)
Metal Gear Solid 2 (Konami)
Devil May Cry (Capcom)
Virtua Fighter 4 (Sega)
Gran Turismo 3 A-spec

Xbox
Malice
Jet Set Radio Future (Sega)
Dead or Alive 3 (Tecmo)
Panzer Dragoon (Sega)

Dreamcast
Crazy Taxi 2
Shenmue 2
Sonic Adventure 2
Phantasy Star Online 2
Headhunter (Amuze)
Heroes of Might&Magic 3 (3DO)

He определились с платформой
(или возможно портирование):
Dragon Quest 8 (Enix)
Mortal Kombat 5 (Midway)
Ridge Racer 5 (Namco)
Tekken Tag Tournament (Namco)
Crazy Taxi 3 (Sega)
Grandia 2 и продолжение (GameArts)
Farnation (Sega)
Продолжения Shenmue, Sonic Adventure, Skies of Arcadia (Sega)

Так кто же победит?

•Sony•
Несмотря на все промахи Sony (проблемы с железом, проблемы с производством, отсутствие конкурентоспособных игр в начале жизни приставки) PlayStation 2 все равно пока является наиболее надежной консолью с точки зрения разработчиков. 10 миллионов проданных систем, стабильный уровень продаж и поддержка всех независимых производителей игр — с этим стоит считаться. Однако, у PS2 есть и свои недостатки. Первый — чрезвычайно высокая себестоимость игр, из-за чего большинство разработчиков используют PS2 просто как очень быструю PSX. Крупные компании могут позволить себе направить нужные ресурсы для создания хитов, однако из этого вытекает и второй недостаток: постоянные откладывания релизов. А ведь «в анонсы не поиграешь». Следующая проблема — низкие продажи игр для PS2. Подсчитано, что треть покупателей используют приставку в качестве эмулятора PSOne, еще треть — как дешевый DVD-проигрыватель. Но все равно, хотя суммарные продажи игр для PS2 достаточно велики, результаты по конкретным играм почти всегда плачевны. Проблема кроется в... слишком активной поддержке приставки разработчиками! Деньги геймеров делятся между более чем 250-ю средненькими играми, каждая из которых почти не приносит дохода (в лучшем случае). Обычно на рынке видеоигр два одновременно выпущенных хита не снижают продажи друг друга — геймеры попросту покупают обе игры, но здесь-то хитов пока нет. Люди просто выбирают из того, что есть, хоть что-то, во что можно поиграть, но тратиться на сразу несколько игр не имеет смысла. Поэтому многие компании могут предпочесть приставки от Nintendo или Microsoft, потому что там, по крайней мере, есть шанс продать свою игру. Но, повторюсь, все эти проблемы второстепенны. У PS2 уже есть солидная пользовательская база, а осенью будут либо завершены, либо показаны в играбельном виде несколько действительно хитовых проектов. Но если взглянуть с другой стороны, то можно заметить, что ныне Sony находится в том же положении, что и Sega год назад (вспомните ЕЗ'2000, где было показано около 100 игр для DC!). Смогут ли Nintendo или Microsoft сделать с PS2 то же самое, что сделала Sony с DC? Шансы есть, хотя и не слишком большие. Да, и не забывайте о том, что на PS2, как и на DC год назад, нет ни одной хитовой RPG!

•Nintendo•
Все программисты компании приведены в боевую готовность и спешат доделать хотя бы несколько хитов к релизу GameCube. Именно такова политика Nintendo — надо, чтобы покупатели сразу могли понять, чем эта приставка отличается от конкурентов. Все ошибки N64 учтены, хиты времен NES и SNES вытащены из чуланов и проходят переработку в соответствии с требованиями современного рынка. На GameCube выйдут Mario, Zelda, Metroid — уже этого достаточно для того, чтобы фанаты Nintendo купили приставку. Есть еще и армия поклонников Покемона — этого добра тоже будет достаточно. Наконец, GBA рассчитан на соединение с GC, и Nintendo собирается подтянуть продажи GC за счет покупателей портативной системы. Nintendo, как и Sega, может поддерживать приставку только за счет своих собственных игр, но, в отличие от Sega, у нее есть еще и деньги для продвижения своих продуктов. А вот с независимыми разработчиками проблема. Кто-то просто не хочет конкурировать с продукцией местных first party, кто-то не нравится самой Nintendo, кто-то считает, что его игры не подходят для аудитории N64 и GC (пример — Konami). Политика Nintendo всегда была странной, но вот зато и провалы можно пересчитать по пальцам одной руки, так что будем полагать, что Nintendo знает, что делает. У GameCube сложился имидж хорошо сбалансированной (цена, производительность, легкость программирования) приставки, но вот по поводу игр есть два абсолютно противоположных мнения. Одни (в основном — фанаты Nintendo) считают, что на GC сразу же появятся несомненные хиты, и копят деньги на приставку. Другие не видят в списке релизов ничего, что могло бы их заинтересовать. Есть и оригинальное мнение о том, что сама Nintendo не собирается делать GameCube чем-то большим, нежели «придаток» к Game Boy Advance. Зачем пытаться стать лидером, когда намного надежнее и выгоднее сохранить и приумножить свою постоянную аудиторию?
И еще хотелось бы отметить, что GameCube почти наверняка не сможет стать народной российской приставкой. Причина — носитель информации (mini-DVD), который используется только в GC. Ни обычные сидюки, ни DVD в приставку попросту не влезут, так что пиратам придется выбирать между PS2 и Xbox.

• Microsoft •
Если кто-то предрекал Хbох скорый и болезненный провал, то он ошибался. Microsoft смогла купить одних, заинтересовать других и заставить подумать третьих. Так дела обстоят в США. Однако, судьба рынка видеоигр решается прежде всего в Японии. Именно поэтому весенняя выставка TGS была так важна для MS, и почти наверняка присутствие компании на осеннем TGS будет еще значительнее. Продукция майкрософтских first-party не заинтересовала японцев вообще, но это было скомпенсировано заявлениями сразу нескольких мелких и средних японских разработчиков о поддержке Хbох. Крупные либо отмалчиваются, в фоновом режиме что-то делая для Хbох на всякий случай (Konami), либо открыто высмеивают приставку (Capcom, Enix). Но шансы у Хbох есть. Вполне возможно, что Square сделает-таки версию Final Fantasy XI для Хbох. Авторы MSR (лучший автосимулятор для DC) уже сейчас создают для Хbох игру, обгоняющую по графике третью часть Gran Turismo... Сама Sega разрабатывает 11 игр для Хbох. Electronic Arts грозится портировать на Хbох все свои хиты для PS2.
У ХЬох сложился имидж самой мощной приставки нового поколения. В чем-то это верно, но, как я уже говорил, все приставки, кроме DC, примерно равны. То, что консоль разрабатывает Microsoft, влияет на отношение к ХЬох двояко. С одной стороны, геймеры и разработчики посмеиваются над Windows и MS, а с другой, их попросту гипнотизирует тот факт, что за дело взялся лично Билл Гейтс, который еще ни разу не проигрывал. Как говорится, «если понадобится, он может просто купить победу». А если победа Хbох предрешена, то почему бы и не начать делать игры под приставку (пойти в магазин и сделать предварительный заказ)?
Wren

Журнал: Великий Дракон №54



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 3593

Комментарии:

Оставить комментарий