Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Мотыга, лейка… Меч?! Копье???
Полное название: Rune Factory: a Fantasy Harvest Moon
Жанр: Simulation/Action-RPG
Разработчик: Neverland, Co.
Платформа: NDS
Год выпуска: 2006
Количество игроков: 1
… это Harvest Moon, только с мечом в руках.
Й.Хасимото
Й.Хасимото
Было это сравнительно давно… Или сравнительно недавно? Нет, подождите, сравнительно давно – 14 лет назад – вышла первая Harvest Moon на SNES. А сравнительно недавно уже серия Harvest Moon отметила свое десятилетие. И надо сказать, отметила со вкусом.
Площадкой для «проведения банкета» выбрали карманные консоли нового поколения – уже снискавшие успех и явно располагающие к новшествам и экспериментам. Еще больше к экспериментам располагала недавняя Harvest Moon DS, получившая, при всех своих достоинствах, порцию критики от фэндома: дескать, смахивает на GBA-продукт с вкраплениями тактильного контроля (каковых на тот момент действительно было в избытке), а дизайнер персонажей – тот вообще отлынивает везде, где только может. И хоть недовольные находятся всегда, но у этих недовольных тоже есть еще деньги в кошельках! Следовательно, с целью «освежить» устоявшийся концепт чуть более, нежели в предыдущих «лунах», и заодно с помпой отметить круглую дату, было решено выпустить новую игру «с вывертом». Скажем, в футуристическом там сеттинге или в фэнтэзийном… А что? Добрая половина источников классифицирует Harvest Moon как ролевую игру, хоть и с изрядной долей условности. Так почему бы не пойти навстречу и не приблизить фермерскую сагу к RPG-реалиям?
Главное в таком деле – не переборщить, не сделать лучшее врагом хорошего. И по этому поводу пришлось понервничать, когда на PSP вышла Innocent Life: a Futuristic Harvest Moon. Сделанная на заказ умельцами из ArtePiazza (у Marvelous и без того дел было невпроворот) и посвященная исследованиям полного артефактов острова, игра задвинула фермерство на второй план, а за отсутствие положенной романтики и свадеб вообще едва не была предана анафеме в кругах харвестмунофилов. Футуристический сеттинг вылился в роботизацию и автоматизацию многих процессов, в силу чего злые языки перекрестили «Невинную жизнь» в «Ленивую жизнь». Впрочем, что взять с конторы, на счету которой больше 3D-ремейков вроде Dragon Quest 5, нежели собственных работ?
За другое, фэнтэзийное воплощение и уже на DS взялась более опытная фирма – Neverland, за которой числился весьма нестыдный сериал Lufia, несколько других интересных проектов и опыт создания ARPG-ответвлений для франчайза Shining Force. С чего же беспокоиться? Именно с того, насколько близким к их прошлым работам мог получиться результат. Ведь сама-то Harvest Moon, со всеми своими богинями, русалками и каппами, была ближе к сказке, нежели к фэнтэзи. А понятие «фэнтэзийная ARPG» живо рисовало эпические картины спасения принцесс, королевств и миров, что мирному фермерскому сериалу было еще более в новинку, чем роботы и багги. Да и Shining Force EXA/Neo, помнится, фэндому не шибко понравилась.
Впрочем, сами Neverland были настроены вполне оптимистично. И начали, как водится, с альтернативной вселенной. Никаких Mineral Town или Forget-Me-Not Valley, зато есть мощная империя Зекс (именно так рекомендуется читать Sechs Empire), которая, будучи весьма экспансивной и продвинутой в технологическом плане державой, удобно расположилась на полконтинента. И как Риму, по версии французского комикса, не давали покоя галлы, так и империи мозолил глаза скромный, но независимый сосед – королевство Норад.
Недалеко от границы этого королевства расположился тихий городок Кардия. И вот туда-то однажды забрел истощенный долгой дорогой парень. Силы оставили его прямо возле дома девушки по имени Мист – немного странной, но доброй. Впрочем, «немного странной» - эвфемизм: на просьбу странника о воде и пище добрая хозяйка вынесла ему… мотыгу и лейку. Так, с одного из наиболее удачных приколов за всю историю Harvest Moon и ее родственников, начинается Rune Factory.
Парня Мист все же накормила, а когда выяснилось, что он топчет пересеченную и не очень местность наугад, с тяжелым случаем амнезии, с настойчивым радушием предложила ему свою ферму. Мол, я там все равно толком не работаю, а ты хоть прокормишься. Также в процессе знакомства парень получил имя Рагуна, обзавелся стартовым оснащением в размере одного (1 шт.) мешочка семян и защитил девушку от невесть откуда (и невесть кем) призванного орка, которого отправил на тот свет с помошью той же мотыги. Причем отправил на тот свет буквально: оказывается, вся местная фауна – сплошь нелегалы из смежного измерения под названием «Первозданный Лес», а заключенная в оружии и инструментах магия может безболезненно депортировать их – правда, уже в состоянии куда более болезненного нокдауна. Но, как правило, заверяет Мист, монстры в населенных пунктах вообще редкость, так что – вперед, поднимать целину!
Городок на поверку производит впечатление «урожайно-лунного». Здесь своя клиника, где отдаленно смахивающий на Боярского врач и симпатичная медсестра, своя церковь, своя библиотека с полезной информацией об игре и магазинчик, бойкая дочка владельца которого еще и отвечает за ежедневный сбор продукции с фермы. Есть богатая семейка де Сен-Кокиль, глава которой выступает в роли местного мецената, устроителя празднеств и отпетого гурмана. Мэр – в наличии, пляж с летним кафе – тоже, корм для домашней живности – аналогично… Правда, самой живности там не видно. Да и на ферме для этой живности ни намека на хлев. И потом, где СОБАКА?!!
Человека, хорошо знакомого с Harvest Moon, ждет немало подобных обескураживающих открытий. Дом традиционно обставлен по высшему разряду аскетизма, но ныне в нем не обнаруживается даже сундука для инструментов и телевизора! Впрочем, телевизор в этом измерении еще не придумали, так что в кои-то веки придется обойтись без прогноза погоды. А сундук (а также холодильник, кухню и ряд полезных аппаратов для переработки урожая) можно купить по выходным у Ивана – захожего коробейника, который здесь выполняет функции ТВ-шоппинга. Что до остальных инструментов – их дарят сами горожане. А в кузнице можно заказать их улучшенные варианты.
Однако здешний кузнец – маститый профи, у гномов обучался – не только улучшает инструменты, но и продает оружие! Меч простой, меч двуручный, копье, молот и топор – пять видов вооружения. А в библиотеку периодически привозят новые книги с целебными и боевыми заклинаниями. Зачем? Так ведь руду для апгрейда надо, как всегда, добывать из окрестных пещер. А там встречаются такие «зверюшки», от которых одной мотыгой (лейкой, удочкой и пр.) не отобьешься. Но даже с оружием в такие опасные места не пускают, на каждую пещеру нужно просить пропуск у мэра. Первую же из них позволят исследовать только, когда в достаточной мере возделаете собственное поле.
Фермерская жизнь насыщенна сама по себе: в календаре Rune Factory четыре сезона по пять недель, неделя состоит из 6 дней, а в сутках минута приравнивается к секунде реального времени. Посевы традиционно предназначены для посадки в пределах конкретного сезона, что столь же традиционно не касается травы. Зато, вразрез с традициями, Neverland заставили фермеров Норада не только поливать траву ежедневно, но и заново сеять ее после каждого урожая! Для некоторых это может стать неприятным сюрпризом, но его в значительной мере компенсирует другое новшество: здесь по грядкам с уже растущими побегами можно топтаться в свое удовольствие, что значительно упрощает аграрную деятельность. Для сбора урожая и прочих собирательских целей уже не нужна лошадь, которую заменил весьма вместительный (но не видимый на герое) рюкзак. Помогает и апгрейд инструментов: та же улучшенная лейка становится не только более вместительной, но и позволяет обрабатывать большие площади в один присест.
За чем приходится следить в процессе работы, так это за здоровьем. Здесь предлагается целая система – вы ведь не забыли, что речь вообще-то об RPG? Вместо параметров «выносливость» и «усталость» Рагуне даны две шкалы: HP и RP. Первая – здоровье, которое (вместе с рядом других параметров RPG-пошиба) растет по мере повышения уровня персонажа. А вот RP – это rune points, рунная энергия. Она тратится буквально на ВСЕ, что делает герой с инструментом, оружием или книгой заклинаний в руках. Но если магия по истощении RP становится практически недоступной, то в остальных аспектах их заменяет показатель здоровья. Трудоголиков, которые и здоровье свели к нулю, ждет госпитализация, а что ждет игрока, истощившего обе шкалы (или лишившегося последних крупиц здоровья в неравном бою) в пещере, где докторов и клиник нет… догадайтесь сами.
Уровень RP никогда не поднимается выше отметки 100, но использование оружия, магии и инструментов повышает соответствующие навыки, влияющие главным образом на расход рунной энергии. «Заряжая» предметы для дополнительного эффекта (проще говоря, зажав кнопку B), вы тратите больше сил, но и сам навык повышается чуть быстрее. Использование экипировки, превышающей по уровню соответствующий навык, также выльется в дополнительные энергозатраты. Ну, и заработанная хроническим недосыпанием простуда имеет свойство истощать молодой организм в считанные [игровые] часы.
Силы можно восстанавливать и с помощью еды – купленной, а чаще приготовленной собственноручно. Игра дает для этого широкий спектр возможностей, включая книги рецептов (за ними опять же пожалуйте в библиотеку), кулинарный потенциал растет с каждым приготовленным блюдом и измеряется отдельным навыком, а полученные блюда, помимо восстановления небольших порций RP и раздачи вкусных подарков всем, кому не жалко, чреваты временными бонусами к характеристикам. Наконец, эффективнейшим средством восстановления сил остается источник в виде местной бани, однако им можно пользоваться лишь раз в день.
Готовка – не единственное, чем можно занять себя дома. После дорогостоящей, но основательной перестройки дома герой получает в свое распоряжение собственную фармацевтическую лабораторию, мини-кузницу для оружия и станок для прочей экипировки. Именно там придется изготавливать лучшие предметы в игре, которые в ассортименте магазинов так и не появятся. Это и качественное оружие, и чудодейственные лекарства и витамины, и куда более мощные инструменты. И если для обеда зачастую хватало пойманной на пирсе рыбы, покупного молока и помидоров со своего огорода, то за материалами для прочих ремесел придется с головой погружаться в явление, называемое dungeon crawling.
В пещерах царит action-RPG чистой воды, с боевой механикой в духе Secret of Mana и таинственными машинами, генерирующими монстров различных форм, классов и стихий. Одни кусают, другие стреляют, третьи бодают, четвертые потчуют файерболами и одаривают нехорошими «статусами» вроде яда, частичного паралича или магической печати. Многие «горячие точки» можно при желании обогнуть, но ведь именно в сражениях добывается опыт, навыки и самые разнообразные трофеи! При этом пещера, представляя из себя полноценный донжон (с сюжетным боссом, для конфронтации с которым требуется предварительная зачистка всех генераторов в пределах ОДНОГО визита), предлагает и другие виды времяпрепровождения. Здесь также можно ловить рыбу, здесь можно добывать уже упоминавшуюся руду и самоцветы, здесь можно… огородничать?
Именно так. Дух Harvest Moon преследует героя и игрока по пятам, в какие бы дебри те ни пускались. И возделывание плодородных участков в донжонах оправдывает себя на все сто. Во многом потому, что каждая пещера имеет свой постоянный микроклимат и позволяет выращивать «сезонные» семена круглый год. Но главная цель такой работы – маленькие «рунные фабрики», давшие название игре. Их можно создавать и на ферме – каждые девять созревших овощей дают один сгусток энергии (rune orb), восстанавливающий силы заметно убедительнее, чем любая еда. Три-четыре «шарика» с легкостью заменяют посещение сауны. Фокус лишь в том, что несобранный урожай продолжает генерировать эти сгустки ежедневно, и воспользоваться этим преимуществом в пределах собственного земельного надела мешают как сезонные ограничения, так и собственные меркантильные соображения. А в пещерах можно и НУЖНО насаждать на каждом этаже несколько делянок самых дешевых (опять-таки из меркантильных соображений) овощей и использовать их сугубо для «подзарядки».
С таким запасом можно было бы вообще проводить в пещерах уйму времени, если бы не потребность в отдыхе… Но погодите, авторы предусмотрели и это! Обзаведясь спальным мешком и очистив помещение от нежелательных соседей, можно провести ночь прямо в пещере. Учитывая, что они тут одна другой крупнее, это весьма полезно. Правда, польза от такого сна (измеряемая в количестве восполненного здоровья) напрямую зависит от качества спальника и от опять-таки отдельного навыка.
Но я снова слышу резонный вопрос со стороны фэндома: «где моя СОБАКА?!!» Действительно, вот уж где друг человека пригодился бы как охранник. И если уж на то пошло, где все коровы, куры, овцы?.. В пещерах, друзья мои, в тех самых пещерах.
С монстрами ведь необязательно воевать. Практически с каждым можно подружиться. И если вы уже построили отдельным заказом хлев (а лучше несколько и с подземными этажами каждый!), этот представитель фауны пойдет к вам жить. Конечно, процесс приручения может оказаться довольно опасным – объект надо упорно гладить рукой в специальной перчатке, пока не подобреет… и не перестанет грызть/жарить/отпиливать вашу ногу. Но некоторые из одомашненных питомцев дают молоко, яйца, шерсть и мед, другие могут помогать с поливкой, заготовкой дров и сбором урожая, на третьих можно ездить верхом. И все они без исключения способны сопровождать вас в пещерах в качестве боевых товарищей. Чем добросовестнее вы ухаживаете за прирученными монстрами, тем больше они к вам привязаны, чем больше их привязанность – тем качественнее молоко, полевые работы и помощь в бою. Учтите только, что голодные питомцы вносить лепту в ваше хозяйство откажутся напрочь, в город (и даже к себе домой) живность нельзя пускать ни под каким предлогом, а владеющие магией монстры в бою будут использовать ее за счет вашей же шкалы RP.
Конечно, не обошлось здесь и без конкретного сюжета, который может похвастаться определенной эпичностью. Другое дело, что продвижение по сюжету… не столь необходимо? Именно это можно предположить, исходя из отсутствия каких-либо временных рамок в игре… но, с другой стороны, именно по сюжету герой получает доступ к новым донжонам с новой фауной, новыми находками и возможностями. В сюжет и сопутствующие ему сайд-квесты укладываются многие моменты из жизни города, включая вашу потенциальную женитьбу. Между прочим, не в пример «урожайным лунам», здесь более десятка потенциальных невест на выбор, причем последняя появится в городе лишь после завершения сюжетной линии. Методы ухаживания также изменились, к каждой девушке нужен особый подход и даже особый подарок, чтобы сделать ей предложение. Единственное послабление содержится в календаре, где разработчики любезно разметили все дни рождения горожан заранее и позволили просматривать события всех сезонов в любой момент. В остальном – поддерживать отношения с жителями города, узнавать их характер и тайны, влиять на их судьбы, при желании – устроить свадьбу и через год внести вклад в местную демографическую ситуацию придется Рагуне. И игроку вместе с ним.
В сумме этот «юбилейный» спин-офф предоставил поклонникам Harvest Moon свежий взгляд на старую концепцию, а любителям action-RPG – ролевую игру, которая отнюдь не сводится к прокачке и спасению принцесс. В ее активе – привлекательная графика с привлечением аниме-стилистики и «пастельных» фонов, частичная озвучка (которая, правда, выполнена куда ярче в оригинале, в силу чего и был создан undub-патч) и запоминающаяся музыка. А в минусе – по большому счету, лишь ограниченное употребление стилуса и немного корявый интерфейс (хотя за отдельные элементы управления содержимым рюкзака и он достоин всяческих похвал). Но главное достоинство игры в том, что ей удалось синтезировать две разные игровые концепции в практически бесшовный геймплей. И пусть не все сделано на высшем уровне, но любому проекту найдется куда расти, не так ли? Был бы спрос на его развитие.
А спрос был. И игра в скором времени получила прямой сиквел на Wii (Rune Factory Frontier), который помещал многих уже знакомых героев в новое место действия и в центр новой истории. Но еще раньше на DS вышла Rune Factory 2 – при этом официально закрепив за этим ответвлением статус самостоятельного игрового сериала. Но о ней речь пойдет уже в следующей статье.
Автор: StarkilleR
Журнал: Re-player