Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Принц Психоделической Персии

Полное название: Prince of Persia
Жанр: Platformer
Разработчик: Broderbund
Платформа: SNES
Год выпуска: 1992
Количество игроков: 1

Принц Психоделической Персии…со времени выхода оригинального Принца Персии прошло 3 года, а страсти по ней до сих пор не утихают. Оригинал пройден вдоль и поперёк, изучен не менее любопытно, чем таблица Менделеева – но и сегодня время от времени файл prince.exe запускается на компьютерах не только любителей старины (да и ветеранов игрового мира, в частности) – но и армии фанатов данной серии в целом. А откуда такая любовь?
Вот бегает по экрану фигурка, которую надо довести до выхода, по пути минуя ловушки вроде шипов из пола, и сражаясь со стражниками, блокирующими путь далее. Если по героя попали пару раз мечом, или он упал с высокого уступа, то исследуя уровень, натыкаемся на кувшинчики с лечебным снадобьем, и пьём их содержимое, после чего – снова бежим выполнять задание…кстати, а что там от нас требовалось? Ах да – один Визирь возомнил себя шибко умным, и решил присвоить себе царство (тобишь, Персию), пока султана нету дома. Чтобы это выполнить – был придуман хитроумный план: женить на себе принцессу. Насильно, ага – дав ей час на размышление, иначе – секим-башка. А принцесса же надеется, что её любимый спасёт её от грязного старикашки…не зная, что этот самый любимый УЖЕ находится в темнице…
…да, завязка простая – похоже на одну из сказок сборника «1000 и 1 ночи». Правда, сам создатель игры, Джордан Мехнер, в Иране (современная… кхем… Персия, скажем так) не был, и воспроизводил нужные ему элементы для сюжета по памяти. Но тогда это оказалось настолько затягивающее, что играли в Принца все. От мала - до велика. Сам игровой процесс тоже не был сильно замудрён – но ему и не надо было таким быть. Потому как игра демонстрирует, сколько порой нужно минимума, дабы получить максимум.
…точнее, демонстрировала в 1989 году, в момент выхода на Apple II. И вот тогда, на фоне популярности Принца, понеслись портирования на самые разные платформы. Появились всем хорошо известные порты на NES, Sega MegaDrive/Genesis, Sega Mega CD, PC Engine CD… SAM Coupe, Game Boy, Amiga… ну и не будем забывать один из самых популярных портов. DOS версия. После релиза которой, в 1991 году, количество людей, сидящих перед мониторами, заметно прибавилось, как и число запусков заветного prince.exe. А ведь и до сих пор этот самый заветный файл включается время от времени на компьютерах игроков – как ветеранов, начавших свой игровой путь с 1989 года, так и фанатов серии. Ведь есть же что-то притягательное в игре, которой уже стукнуло ни много ни мало – 20 лет…
…но не об этом речь. Сегодня я хочу рассказать о несколько необычном порте Принца. Причём настолько необычном, что одновременно играешь и удивляешься – это не похоже на оригинал 1989 года! Разработчики порта, компания NCS, решила пойти чуть дальше обычного портирования, и добавить кое-чего от себя, чтобы и игралось интереснее, а самое главное – держало перед экранами телевизоров, с джойстиками в руках. Что интересно – концепт игры остался неизменным. А вот его исполнение было переработано… не кардинально, но переработано, чтобы понять при первом взгляде на игру – это необычный Принц.
Это Prince of Persia на Super Nintendo/Super Famicom.

Conflicts for throne: good vs evil

Но ведь если приглянуться – схема игры осталась такой же, как и на Apple II? Хотя бы сюжетно? Угу, так и есть. С небольшими поправками – немного даже с перебором.

…султан Древней Персии отправился на войну. Во время его отсутствия визирь Джафар правил железным кулаком тирании и террора… и при этом, буквально негодовал от взгляда на принцессу, «чья красота была подобна полной луне во время безоблачной ночи», и которая уже встречалась с молодым путешественником с торгового корабля. Разумеется, тот не был принцем по всем законам – но это не мешало дочери всемогущего султана весело проводить с ним время, пока она не поняла, что любит его. Но как подобается канонам игр этого жанра, «оглянуться не успеешь, как и песенке – конец!» Визирю стукнула переработанная мочевым пузырём соответствующая жидкость в голову, и тот решил полностью стать правителем Персии, женившись на принцессе. Надо полагать, что любви все возрасты покорны…и в один день, за юношей, во время его очередного свидания с принцессой, явилась стража, которая потащила его в темницу, по приказу Джафара. Как не упирался юноша – но сделать он ничего не мог. Как и его возлюбленная…
…к которой вечером пришёл Джафар, в предложении руки и сердца. Но, разумеется, в ответ последовала мощная фраза «Уйди, постылый!». Разозлившись, Джафар сотворил заклинание, в результате которого перед принцессой появились большие песочные часы. Это означало только одно: нужно было сделать выбор за 2 часа, пока сыпался песок в часах. Или замуж за Джафара, или смерть. Сам же старикашка, с одними только одному Аллаху ведомыми мыслями в голове, ушёл, предвкушая победу и скорую женитьбу. Но ведь не знал он, что принцесса надеялась на скорое появление своего возлюбленного, который спасёт её от мерзкого старикана… впрочем, как и принцесса не знала, что у её любимого – крупные неприятности в темнице.
Пока принцесса решалась вопросом «Быть или не быть…?!», её любимого… зверски избили. Палками. Для начала приковали руки в кандалы, висящие на стене – а ноги не тронули. После чего и был начат процесс экзекуции. Били недолго, но зато с озверением – по телу и по почкам. Ещё за нос взяли, подёргали (зачем?), и нанесли заключительный удар с размаху – по голове. Принц потерял сознание – и его потащили по холодному, каменному полу в тёмные дворцовые казематы… тобишь, темницу. Садисты эти охранники, скажу я вам…

И вот на такой, немного неприятной, ноте, и начинается игра. Уже проскакивают намёки на то, что мы увидим в игре…пускай и непонятные.

Персия. Но с другой точки зрения

Итак, мы начинаем наше путешествие по загадочному миру древней Перс… стоп-стоп-стоп! Какому ещё миру? За пределы темницы и дворца нас не выпускают – в оригинальном Принце можно было увидеть лишь часть неба с балконов во дворце, и в покоях принцессы – а так всё. Ни шагу в сторону. Но здесь хитрые умы из NCS нашли весьма элегантный выход из этого положения: несмотря на то, что за пределами дворца и темницы не побегаешь, разработчики дополнили и улучшили картинку, используя пускай и не по полной программе возможности SNES – но всё же постарались на славу. С чего начать?

Принц Психоделической Персии Для начала – внешний вид игры схож с оригиналом по стилю, но здесь же и отступает от него. Обратите внимание на палитру – она более насыщена и контрастна, причём на мой взгляд – более чем версии на Genesis & Sega CD. Уровни здесь смотрятся очень красиво для здешнего антуража, будь то подземелье или даже локации при выходе из него (даже не знаю, как их назвать). А чего только стоит 10 уровень, когда попадаешь в некое подобие вулканической пещеры, где можно заметить буйство красных красок и их оттенков, переливающихся на все лады! Причём, чем дальше игрок проходит – тем более красивый дизайн встречается на пути (здесь особенно нужно выделить 19 и 20 уровни, тоесть, уже финал игры). Переливающиеся факелы, трещинки в стенах, текстуры плит, по которым Принц бегает, или задний план…всё сделано качественно, пускай и не везде в стиле Принца (например – подземелье возвышается над вулканической пещерой?)

Единственное, что немного может принести удивление – бледность спрайтов врагов. Нет, разумеется, к Принцу это не относится (благо сам Принц нарисован здесь с тюрбаном на голове, и выглядит более… мускулистым, что ли) – анимация героя не подкачала, как и остальных оппонентов – но выглядят они как-то не совсем по меркам SNES. Даже не знаю, почему так вышло… скорее всего, разработчики решили сэкономить на производительности игры. Потому что кое-где подтормаживания всё-таки встречаются в некоторых интенсивных событиях, когда на экране несколько объектов сразу. Впрочем, это не сильно раздражает, и встречается это не так уж и часто. Поэтому здесь это можно пропустить.

Действительно, Принца сильно приукрасили на SNES – «одета» игра очень хорошо, даже не смотря на ощущение, что всё-таки чего-то игре в визуальном плане не хватает. Но учитывая, что на разных приставках Принц выглядит по-своему, то нельзя сказать, что это мелкий пакостный недостаток. Уже за анимацию разработчикам нужно выразить благодарность. И не малую…
А кстати, глядя на игру, замечаешь, что в игре не совсем «персидский» стиль. Тут он разбавлен с другим стилем, может быть – не совсем удачно подобранным, но опять-таки, разработчик сделал так, как ему виднее. Результат? Необычный…

Внутренний контроль…

Тут хочу заметить, насколько управляется наш протеже по ту сторону монитора/телевизора. В отличие от DOS/Macintosh/Sega, где Принц почти точно выполняет нужные функции в момент нажатия кнопок/клавиш, здесь герой реагирует быстрее, чем в других версиях. Нажали на кнопку прыжка+сторону направления – Принц туда и прыгнет, нажали на кнопку шага+сторону направления – Принц медленно сделает аккуратный шаг вперёд. Такая реакция на нажатие кнопок спасает игрока до смертельного столкновения с гильотиной/шипами/падением в пропасть.
Никуда не делись приседания вперёд – присел, и зажав направление «вниз», нажимаешь кнопку нужной стороны направления, отчего Принц, как лягушка, будет прыгать из положения «от пола» вперёд. Удобно, если дверь закрывается, а со всего разбегу через неё не проскочишь.
Во время же поединков – тоже просто. Одна кнопка – блокировка вражеского меча, другая – выпад игрока. Также можно наступать/отступать.
Немного, но удобно, особенно если учесть расположение джойстика в руке/кнопок на джойстике. Тут разработчик – молодцы, что поработали с управлением, потому как запоздалая реакция Принца на нажатие джойстиковой кнопки может привести и к гибели Принца, и к злости игрока, и к разбиванию контроллера об стену со всеми вытекающими событиями. Мелочь, но приятно. Особенно, когда вспоминается клавиатура Apple II…

Внутренний голос подсказывает… да не прыгать – музыку не выключать…

Звук, в отличие от предыдущих портов Принца, кардинально отличается от того звукоряда, который мы слышали в других портах/инкарнации Принца. Начнём со звуков ходьбы глав. героя. Звуки слышатся звонко, с небольшим эффектом эха (тоесть, слышен небольшой гул) – на уровнях темницы это создаёт соответствующую атмосферу. Хотя, и на других уровнях это задаёт нужный тон. Остальные звуки не подкачали – тут и звонкий стук гильотин, и скрежет шипов из пола, и механический скрип дверей, и характерное «надавливание» плиты, и грохот разбившейся плиты, и правдоподобные глотки из кувшинов, и… ой, тут можно перечислять долго. Если говорить вкратце – здесь звуки не похожи ни на один из предыдущих звукорядов Принца, но зато они передают видимое на экране. Правда, одной вещи я понять не могу. Почему, когда Принц наносит удар мечом в воздухе, слышен гулкий звук? Ладно, когда клинки скрещиваются – это понять можно, но ведь меч сам по себе не тяжёлый, да и Принц не наносит им удар со всей силы? Недоработка… впрочем, это уже придирки. Не думаю, чтобы кто-то всерьёз задавался этим вопросом во время игры.

А вот музыка здесь – хороша. ОЧЕНЬ хороша. Как и звук, она не является повтором музыки из предыдущих портов Принца, но здесь она сделана, на мой взгляд, великолепно. Начиная от несколько тёмного и мрачного (по атмосфере) трека 3 начальных уровней игры, заканчивая последним уровнем и поединком с Джафаром. На каждые 3-4 уровня выделяется одна музыкальная дорожка, которая действительно великолепно вписывается в интерьер уровня, отчего за всю игру я ни разу не пожалел, что не выключил музыку. Особенно мне понравился трек 16 уровня – некая «психоделика» на восточный мотив, передающая тревогу – вроде бы, уже близко к концу, но что-то тут не так… тревога, какая-то… ну а на четвёртом – ощущение, что попал в какую-то какофонию паники и неуверенности…
Разумеется, музыка не звучит в именно персидском стиле, и не отражает музыку стран Ближнего Востока – но кто знает, какой на самом деле персидский стиль? А точнее – стиль Персии того времени? Даже в Apple II оригинале музыка на заднем плане не играла на протяжении всей игры – лишь местами проскакивало несколько небольших музыкальных вставок, как раз в стиле Ближнего Востока. Тем более, хочу заметить, здесь ощущается какая-то примесь…что-то неестественное, и, я бы сказал – нехарактерное Персии. Что именно? Затрудняюсь ответить. Впрочем, ответ, если он и есть, то думаю, что будет немного в другом местоположении.

Вперёд, удар, ещё удар… бегом, прыжок, присесть, вскочить…

Думаю, что это местоположение кроется именно здесь. Именно здесь кроется причина не только любви к самой игре…но и того, почему игра не похожа ни на один из портов. С чего начать?

Принц Психоделической Персии Первое. Уровни здесь более запутанные, чем в оригинале. Те, что перешли в игру из Apple II, были либо немного модифицированы, либо не тронуты вообще. Что же касается остальных – разработчикам хочу выразить своё почтение. Например, во второй середине игры появляется такое, чего от Принца не ждёшь вообще. Пример – тот самый 10 уровень. Куда падает Принц после столкновения своим двойником. Там враги – одни бессмертные скелеты, которых можно либо победить, спихнув в лаву с высоты, либо вырубить мечом и убежать дальше. Затем, вроде бы на 16 уровне есть телепорты, с помощью которых Принц перемещается по уровню, оказываясь в недоступных ранее местах, но при этом – необходимых для прохождения игры, а для игрока - незнакомых (конечно, ведь игрок не видел абсолютно ВЕСЬ уровень). Это, с одной стороны, создаёт ещё большую запутанность для игрока, но с другой – уровень становится интереснее и разнообразнее. Разумеется, если учитывать то, что нужно запоминать на ходу, какой телепорт куда ведёт.

Второе. Интенсивность поединков. Ранее, в поединках можно было только блокировать/ударить. Здесь же происходит некоего рода «сражение на мечах» - если во время удара противника нажать блок, и сразу же – удар, то Принц, отразив вражеский меч, сам в тот же момент нанесёт удар, и если противник не среагирует – потеря единицы жизни ему гарантирована. А если же враг достался более сильный, то тут поединок может затянуться, впрочем, ненамного – достаточно нажимать на удар/блок, и через некоторое время даже самый сильный соперник свалится бездыханным на пол. Исключением является разве что сам Джафар, но к нему надо применить несколько другую тактику.

Третье. Ассортимент ловушек был расширен, отчего садистская часть игры стала обогащённой и несколько более пикантной (как и весь аспект садизма в игре). Помимо стандартных шипов из пола/гильотин/пропастей/скрытых ловушек, здесь имеются также огненные ловушки, сгустки магической пыли (назовём их условно «магические дезинтеграторы»), лава (но только на 10 уровне) и давилки (у которых, собственно, одна цель – раздавить игрока, с чем они справляются безукоризненно, если игрок дал маху). Да и вообще, мест, где может умереть Принц – много, и смерти очень часто происходят при первом прохождении игры.

Четвёртое. В игре присутствует так называемый «режим практики». Сделан он для тех, кто по каким-либо причинам не играл в Принца раньше/хочет освежить в памяти принципы игры/получше ознакомится со SNES’овским управлением как исследуя уровни, так и в бою. Конечно, всех новшеств игры там не показывают, но во всяком случае, чтобы понять смысл игры – этого вполне достаточно.

Пятое. В игре появились БОССЫ. Например, на одном из уровней вы встретите воительницу-амазонку, или некий аналог крестоносца, у которого здоровья больше, чем у рядовых стражников – но и мечами работают мастерски. А на одном из уровней – боссом является некий многорукий гигант, прыгающий на игрока (меча у него нет). Экзотика, скажу я вам.

Шестое. Сразу скажу – это, по сути дела, мелочь. Вместо одного часа даётся целых 2. Что, в принципе, и неудивительно – в оригинале было 12 уровней, а здесь их – 20. Причём, поскольку Принц часто погибает, то такой запас времени полезен, но с другой стороны – начинаешь нервничать, когда уже в n-нный раз не можешь перелететь через пропасть/зацепиться за уступ/преодолеть ловушку.

Седьмое. Здесь также можно сделать ловушки своими помощниками. Скажем, вот вы сражаетесь со стражником – а сзади вас яма с шипами. Что делать?
А ответ простой – игрок напирает на стражника, отчего оппоненты меняется местами, и блоками, парирующими удары врага…Принц сталкивает стражника в эту самую яму. Особенно полезно это если нужно быстро пройти уровень, и без сильных потерь здоровья. Тоже самое можно делать и с пропастями/гильотинами.

В остальном же Принц не изменился. Всё те же прыжки над пропастями и уклонения от ловушек, всё те же сражения со стражниками, и всё те же скоростные забеги по уровням между плитами, открывающими решётки, и самими решётками. Как и те же решения головоломок, вроде заклинивания решёткооткрывающих плит падающими ломающимися плитами. В этом игра осталась верной своему оригинальному источнику на Apple II, за что её и считают классикой, обошедшей множество платформ. А её порт для SNES – уникальным.

И даже в том аспекте, что в игре, помимо персидского стиля (в основном - визуального), в игре используется примесь…индийского стиля. В частности, многорукий гигант чем-то напоминает индийского бога Шиву (кто там сказал Mortal Kombat 3?) – а визуально отдаёт каким-то гибридом персидского и индийского. Тут, как пример, можно привести 19 уровень (там практически максимум изыска на всю игру), ну и 16-17-18. Остальное не так сильно выделяется…

RUN, PRINCE, RUN! AND DON’T STOP!

Сказать, что Принц несильно изменился на SNES – недооценить игру. Сказать, что Принц стал хуже на SNES – значит, не понять всех тонкостей игры/бросить игру, даже толком не начав её. Ну а если сказать, что игра осталась такой же, как и раньше – просто не заметить то, что в ней появилось.
Разумеется, не всем могут понравиться всякие нововведения вроде новых уровней/боссов/телепортов и так далее – сославшись на то, что, мол, в оригинальном Принце их не было. Но тут нельзя винить разработчиков – ведь практически на каждой платформе, куда был портирован Принц, игра мало чем выделяется на фоне оригинала, а здесь была предпринята попытка разнообразить игру, придав ей новые идеи и возможности – конечно, возможно (ВОЗМОЖНО!) не все они удались на славу – но то, что Принц на SNES обрёл несколько новое тело и обновил свой дух, признать можно. И ведь с того времени, когда вышла игра, интерес к ней до сих пор не потерян у большинства игроков. Часто можно обнаружить себя вставляющим картридж с игрой в приставку/загружающим ром в эмулятор…и только одно это служит доказательством, что Принц воистину бессмертен. На любых платформах. В том числе, и на SNES.

PS. Ах, да. Забыл сказать. Сцена избиения Принца стражниками в американской версии была вырезана. Наверное, чтобы не травмировать психику малолетних игроков. Японская же версия была нетронута. И при этом – крови нету ни там, ни там…

Автор: Jake Crusher
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2103

Комментарии:

Оставить комментарий