Навигация по сайту
- Игры / Образы
- Игры на русском языке
- Коды / Советы / Секреты
- Наши переводы
- Наши проекты
- Игры на русском языке (OnLine)
- Эмуляторы
- Обзоры игр
- Информация
- Статьи
- Интервью
- Мануалы / Инструкции
Случайная игра
Вступай!!!
Облако тегов
Показать все теги
Рыцарь в белом смокинге
Полное название: Michael Jackson's Moonwalker
Жанр: Maze game/Beat 'em up/Platformer/Shooter game
Разработчик: Emerald Software/Keypunch Software/Sega
Платформа: Аркандный автомат, Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, MS-DOS, MSX, ZX Spectrum, SMD/SMS, Game Gear, Virtual Console
Год выпуска: 1989/1990
Количество игроков: 1-3/1/1-2
А ведь если задуматься – что делает игру воистину культовой? Не думаю, что только один срок давности с момента выхода игры – есть те, срок давности которых перемахнул 20- и 25-летний срок давности, а интереса к ним не возникает. Посмотрите на ту же Spacewar. Ну и что, что она старая? Она разве стала от этого хуже? Или какой-нибудь текстовый квест из серии Zork. Помните одну интересную строчку? You are likely to be eaten by a grue. Сколько раз вы на неё натыкались, если и натыкались? Ну вот, и я о том же.
Но если вы подумали, что я буду обозревать здесь что-то очень сильно старое, то сделаю небольшую поправку: эта игра относительно молода, несмотря на свой возраст (а ей уже лет 20 будет точно). Причём игра связана с очень известным исполнителем, песни которого узнаваемы уже чуть ли не с первой ноты. Догадались?
Правильно. Michael Jackson’s Moonwalker.
Походка вспять
Наверное, большинство из вас смотрело фильм 1988 года, под названием Michael Jackson Moonwalker? По сути, это не столько фильм, сколько нарезка клипов с участием певца. Но это утверждение несколько обманчиво – с первой минуты начинаешь втягиваться в творящееся на экране. Но больше всего удовольствия, наверное, зритель получает при просмотре второй половины фильма, где уже начинает проскакивать сюжетная линия.
Некто Фрэнки ЛиДео (обыгрыш Фрэнка ДиЛео, одно время бывшего менеджером MJ), глава мафиозной преступной группировки, а также – известный под прозвищем Mr. Big, в исполнении Джо Пеши (герою которого в «Один дома» Кевин паяльной лампой сделал голову более гладкой), хочет подсадить всех детей мира на наркотики. Однако об этом случайно узнаёт Майкл, и его друзья - троица бездомных детей (Кэти, Шон и Зик). Тем не менее, Mr. Big узнаёт, что его замысел раксрыт, и отдаёт приказ прикончить паршивца в белом смокинге, заодно захватив ту тройку детишек для осуществления его плана.
Однако, не на того напали, господа мафиози.
Мистер Джексон – это вам не хухры-мухры, а всё-таки МАЙКЛ ДЖЕКСОН.
Причём в том смысле, что если обычному человеку в одиночку одолеть мафию практически невозможно, то MJ способен на самые настоящие чудеса. Например, превратиться в автомобиль и с бешеной скоростью помчаться на мафиозо, или стать чёрным котом и быстренько ретироваться от угрозы.
И, наверное, самое большое чудо – это Майкл Джексон, превращающийся в робота. Который в считанные секунды устраивает в логове Mr. Big’а самый настоящий ахтунг, да такой, что обиженным из того логова не уходит никто. В прямом и переносном смыслах. Да и сам Мр. Биг получит лазером в подарок.
После чего дети в сопровождении Майкла отправляются на его же концерт. Хэппи-энд, не иначе.
Но я бы слукавил, если бы не упомянул одну немаловажную деталь фильма. MJ не MJ без своих… танцев. Песни песнями, но мне больше всего запомнился фрагмент со Smooth Criminal в «Клубе 30», подпольном клубе, похожем на игровые заведения 1930-х годов. В самом начале Майкл уже приковывает к себе внимание, вынимая монетку и большим пальцем отправляя её в музыкальный автомат – и монета падает в щель для монеток, даже не задев края. И это с другого конца заведения. После чего и начинается танец. Ладно бы, танцуй один Джексон – так нет, танцевать там стали ВСЕ. Причём во второй половине фрагмента, когда началась, на мой взгляд, самая мощная часть песни, я не мог поверить глазам – до чего же движения были отточены, аккуратны, а самое главное – абсолютно плавные, без рывков! Поэтому лично я считаю Smooth Criminal самой лучшей частью фильма.
Впрочем, мы (игроки) прекрасно понимаем, что такой фильм вряд ли останется в стороне от урожайной нивы игропрома. Тем более в конце 80-х, когда Майкл круто поднялся в гору, но на этом не остановился. Поэтому спустя некоторое время после появления фильма, появились видеоигры, созданные по мотивам фильма. И теперь, когда мы немного знаем о фильме (уверен, найдутся среди читателей те, кто фильм вообще не смотрел), – обратимся к играм. Да, я знаю, что SMD-версия игры так и просится вперёд. Но тут я сделаю немного иначе – MJM была не только на аркадном автомате и SMD, но и на ряде компьютеров. Так что с них и начну.
Amiga, Amstrad CPC, Atari ST, Commodore 64, MS-DOS, MSX, ZX Spectrum
Эти версии, надо признать, несколько странные по своей природе. Они не являются полностью платформерами или скроллерными битэмапами – это вертикальные лабиринтные бродилки с примесью шутера. Ну и немного платформера и битэмапа в придачу. Что в них особенного?
Ну, для начала – то, что от нас требуется сделать. Здесь, в первую очередь надо… найти по частям костюм зайца. Да-да, тот самый костюм, в котором Майкл убегал от своих фанатов. Причём его надо собирать в строгом порядке – начиная от ботинок и штанов, заканчивая головой. Если вы найдёте перчатки, без штанов вы их не наденете. Маразм. Но что больше удивляет – сам Майкл ничего не может сделать, потому как на карте с вами разгуливают его фанаты, и если один из них дотронется до вас – придётся всё начинать с самого начала. Приходится терпеть – ведь ничего другого не поделать.
Далее, мы добыли своего рода мотоцикл, и теперь ездим туда-сюда, дабы уничтожить партию наркотиков Мистера Бига. Причём довольно оригинально – ПЕРЕЕХАВ её. Кстати, точно так же можно переезжать мирных фанатов. Несколько кровожадно, не находите? И так далее.
Графически и в плане звука что-то было нормой, что-то нет… ведь разница между платформами была не максимальная, но игралось по-разному. Поэтому неудивительно, что об этой игре на домашних ПК (того времени) мало кто знает.
Положим эти игры обратно на полку и перейдём к одной из известных версий.
Arcade
(WOOO!)
(WOOO!)
Как и на домашних ПК, заставка показывает нам анимацию походки Майкла, после чего бросаем монетку и начинаем играть. Сразу отмечу – играть можно ВТРОЁМ, так что веселье гарантировано. Один игрок управляет Майклом в белом смокинге, второй - в чёрном, третий же – в красном. Такое своего рода «Джексон – трио», но не спешите улыбаться, думая о самой нелепости одновременного присутствия трёх Джексонов на экране! При правильном согласовании игры все недруги улетают быстрее, чем появляются.
Из вступительного комикса на экране видно, что Мр. Биг в курсе, что о его планах уже знают Майкл с детьми, и требует «ВЗЯТЬ ИХ!». И теперь начинается сама игра.
Изометрический битемап, при этом экран автоматом идёт в нужном направлении, как бы говоря – «вот туда нам и надо идти». Правда, в этот же момент мы слышим чей-то едкий смех, и на Майкла нападают бандюги с пистолетами и лазерным оружием. Чем будет отбиваться наш главный герой?
Магией. Совершенно верно. Поскольку бойцовские качества и навыки MJ в игре не раскрыты (просто не видно, может ли он без всяких магических штучек засветить простым ударом кулака в морду противнику), то здесь показана своего рода «магическая сущность» Майкла. Он выпускает некие электромагические (иначе не могу назвать, извините) облачка из своих ладоней (при этом, если зажать кнопку атаки ненадолго, то Майкл будет копить энергию в руках, пока она у него не закрутится в спиралеобразном вихре, и вот тогда нужно её отпустить, иначе атака сорвётся и надо копить заново; при правильной атаке облачко будет и мощнее, и дальнобойнее), или в ближнем бою кружиться на месте, описывая вокруг себя некую синюю линию (не иначе, магическую). При этом нужно аккуратно следить, чтобы Майкл не попал под пули/лазер.
Ходим по уровням, спасаем детей (ту самую тройку, правда, её участники немного размножились), уничтожаем врагов/боссов/зомбей (да-да, один из уровней – кладбище, где наглым образом окопалась нежить), и добираемся до логова мистера Бига. При этом Майкл может превращаться в робота, если он встретит и подберёт шимпанзе Бабблса (кстати, это животное – реальный питомец MJ). Такой робот может стрелять лазерами, ракетами, и тоже копить свою энергию для более мощной атаки. К слову, у каждого игрока специальная атака своя (если я не путаю).
Но более эффективный момент – это зачаровывание врага танцами. А именно – стоит нажать на кнопку специальной атаки, и все враги на экране станут плясать под песни MJ, который в этот момент освещён мощным лучом света из непонятно где расположенного прожектора. Тем не менее, поспеть за главным героем враги не могут, отчего погибают, попросту не выдержав ритм и темп. Зрелище эффективное и завораживающее, при этом Майкл иногда может бросить свою шляпу, которая пролетит по траектории круга (или даже цифры 8) уничтожая всех противников.
Разумеется, всё это под великолепную музыку Майкла Джексона. Кто не знает Bad, Smooth Criminal, Beat It, Another Part of Me? А в игре это настолько гармонично, что начинаешь иногда автоматом двигаться в такт. Не только слуху приятно, но и начинаешь чувствовать ритм и темп. Чего, кстати, противники сделать не в состоянии.
Аркадная версия, на удивление, стоит на порядок выше, чем компьютерные версии. В ней чувствуется, что ты управляешь MJ, и он вовсе не беззащитен, как можно подумать на первый взгляд. А учитывая одновременную игру втроём и несложный геймплей – расслабление обеспечено. Тем более под такую музыку.
Правда, немного удивляет возглас MJ в начале каждого уровня, когда мистер Биг держит в захвате очередного ребёнка. Его «OOOWWW!» (или что-то подобное) я немного затрудняюсь понять – а вообще, о чём он? Или это такое STOP?
Но не одним аркадным автоматом известна игра. SEGA не была бы SEGA, если бы не перенесла игру на свои приставки для тех, кто не может по какой-либо причине сыграть в аркадную версию. Поэтому игра появилась ещё на 2 платформах (точнее, на трёх, но версия Wii не является предметом для обзора, потому как она ещё не вышла и, скорее всего, будет портом с SMD) – а именно, Sega Master System и Sega Mega Drive. Поскольку первый порт основан на втором, давайте рассмотрим оба сразу.
Sega MegaDrive/ Sega Master System
(HOOOOOO!)
(HOOOOOO!)
По непонятным причинам Сега почему-то отказалась от концепции изометрического скроллерного битэмапа, как на аркаде, поэтому было решено сделать битэмап-платформер. И как это выглядит на деле?
По мнению игроков, версия SMD не только не уступает аркадной, но в чём-то даже превосходит ее. Версия же для SMS – примерно такая же, как и на SMD, только звук восьмибитный. А так – особой разницы между ними нету. Но об этом – ниже.
В принципе, сюжетно игра подаётся почти что так же, как и на аркаде, с тем отличием, что нету комиксов и вставок. Здесь Moonwalker следует более простой дорогой – игра начинается в Club 30. Причём с того же фирменного жеста MJ, когда он бросил монетку в музыкальный автомат. И вот уже видны различия между аркадой и SMD.
Поскольку игра теперь в 2Д-перспективе, то двигаемся мы слева направо и наоборот, открывая двери/окна/багажники/надгробия/кусты, и так далее, в поисках Кэти (Зик и Шон в игру не попали). Точнее, если можно так сказать – в поисках «Кэтей». Их много, и их всех надо найти. Тогда к вам на плечи сядет Бабблс и укажет, куда идти на встречу с мистером Бигом. При этом нужно быть строго на земле, потому что игра по непонятным причинам не желает признавать один только экран – нужно встать ногами в определённое место. Тогда выйдет наш злобный супостат, похихикает (без голоса), обронит уже в который раз за игру свою любимую (и единственную) фразу «You’ll never catch me!» (мол, хрен меня поймаешь) и уйдёт. А на его место выйдут враги, которых мы встречали на уровнях. Обычные гангстеры, панки-отморозки, собаки (да-да, собаки тут есть тоже), зомби и солдаты мистера Бига. Но, как и на аркаде, не надо думать, что MJ беззащитен. Он атакует всё той же магией, но уже из ног (при ударе ногой вылетает синяя магическая… пыль?.. которая действует на врагов вроде удара кулаком). В прыжке уже наносится удар рукой, от которой тоже исходит пыль. Но тут стоит учесть, что пыль эта появляется до тех пор, пока полоска здоровья зелёная или жёлтая. Если же она красная (что говорит о критическом состоянии здоровья MJ), то никакой пыли не будет. Вот как раз таки тогда-то Майкл и будет бить кулаком, который если и эффективен, то только в ближнем бою. При этом здоровье отнимается во время магического танца, который тоже никуда не делся, причём на успешное выполнение этой атаки уходит половина имеющегося здоровья. И то, кстати, не всех врагов теперь атака эта убивает. Поэтому игрок сам решает, чем ему удобнее молотить врага.
Никуда не делся и робот, в которого превращаешься теперь уже не при подборе Бабблса, а при ловле счастливой звезды (lucky star, к которой Майкл часто прибегал в фильме). И то сия звезда появляется только, когда находишь детей в определенной последовательности. Ловите момент, пока не упустили.
Место действия тоже не изменилось, даже с переходом в двумерную плоскость. Всё тот же клуб, улица снаружи, кладбище и логово мистера Бига. Разве что только добавлены пещеры с запутанными ходами. А также был добавлен новый последний уровень, где Майкл превращается в корабль–истребитель – и отправляется на поединок с мистером Бигом. Выглядит отлично – графика не изменилась, даже перейдя в 2Д. Стиль такой же узнаваемый, как и на аркаде. Правда, анимация врагов немного страдает (ведь как ни крути, а игровой автомат мощнее приставки), но сам Майкл сделан отлично. Танцы врагов под его музыку немного более изящны – например, гангстеры первого уровня теперь будут В ТОЧНОСТИ повторять движения Майкла. Чего уж говорить про остальных…
Звук, хотя он и не является сильной стороной игры, всё же хорош. Звук пыли, открытия двери, выстрелы лазеров, телепортация и всё остальное – сделано хорошо. Ну а музыка… знаете, несмотря на моё личное мнение, что музыка на аркаде лучше звучит, на Сеге она все равно восхитительна. Инструменты звучат почти что достоверно, нигде нету никаких «буксовок» или «огрехов». Сам же саундтрек ничуть не изменился со времён аркады. Народ, правда, вроде того же АВГНа, удивлялся, почему на кладбище играет Another Part of Me вместо Thriller (причём там анимация танцев такая же как и в клипе Thriller), но лично я большой проблемы в этом не вижу. Вообще. Правда, говорят, что в первой версии картриджей Thriller всё-таки был (а у тех, кто играет на эмуляторах – REV00), однако мне слышать её не довелось.
Управление не вызывает никаких нареканий, потому как на нажатия кнопок Майкл реагирует почти что мгновенно. И магия, и удары, и прыжки, и действия – всё сделано, как подобает. Кстати, если зажать B и идти в противоположную сторону – Майкл будет делать свою «лунную походку». Правда, практического её применения в игре я не заметил. Может быть, это для того, чтобы дать игрокам понять, что в игре она есть, иначе игру зря назвали Moonwalker? Скорее всего, хотя на все 100% я этого утверждать не буду.
Вот, по версии SMD прошлись.
А что касается Master System – да практически копия SMD, разве что игра стала чуть посложнее. Например, вот вы открываете дверь, а там бандит с ножом, и вы не можете уклониться от его удара. Далее, здесь Майкл применяет только рукопашный бой – никакой пыли. Впрочем, магический танец остался, в комбинации «вверх+кнопка атаки». Графика поражает, даже для 8-битной системы, потому как сам Майкл анимирован В ТОЧНОСТИ ТАК ЖЕ, как и на SMD. Враги же двигаются чуть резче, но это не сильно заметно. Музыка теперь перешла в восьмибитный формат, но звучит всё так же узнаваемо. Разве что только глубины не хватает. Но ведь мы говорим об игре для платформы старшего поколения, не так ли (SMS была приставкой 3-го поколения)?
WHO’S BAD?
Несмотря на свою некоторую… э… непохожесть на битэмапы, игра всё же является в достаточной степени оригинальной (впервые вижу, чтобы врагов, вооружённых чуть ли не по последнему слову техники, побеждали магия и танцы). Сам MJ принимал участие в проекте, в качестве дизайнера игры – и она так и дышит его присутствием. Конечно, мы все помним своего рода «разгромный обзор» от AVGN, но как по мне – Нерд немного переборщил. Не такая уж игра и сложная или надоедливая (видать, ему в руки SMS-версия не попадала). Она зачаровывает уже с самого начала. И знаете, хотя игра и лишена серьёзности (одолеть зомби или каких-нибудь роботов танцем? Простите – перебор-с), в ней есть нотка. Музыка, движение, ритм, стиль, а самое главное – отсутствие того насилия, которое можно видеть в некоторых битэмапах вроде Final Fight. Не зря в одно время в Moonwalker играли чуть ли не наповал, ой не зря…
Выражаясь же проще, игра – отличная, не только для фанатов певца, но и для тех, кто ищет немного «нестандартный» битэмап. Простая, увлекательная, и в то же время – замечательная…
… если бы не одно «но». И в данном случае, оно решающее.
25 июня 2009 года Майкл Джексон умер.
И в этот момент остановилась целая эпоха.
Разумеется, были злопыхатели, которые в какой-то степени радовались его смерти, были и разные «шутники», но скорбящих фанов было больше. Они воистину переживали. Ведь Майкл обещал сделать в общей сложности около 50 выступлений по миру, под названием This Is It Tour (Турне «Вот и всё»), после которого Майкл решил уйти на заслуженный покой (тут вот какое дело – Джексон изначально решил выступить с 10-ю концертами в лондонском «О2 Arena», но поскольку билеты разметали уже в первый день, как горячие пирожки, пришлось добавить ещё 40 выступлений). Однако смерть помешала этим планам.
Некоторые люди спрашивают себя – а смог бы Майкл сделать 50 концертов? Ответ на этот вопрос неизвестен до сих пор. Но лично мне кажется, что смог. Такому человеку это по плечу.
Знаете, лично я не являюсь фаном Майкла или его музыки. Но после его смерти я прослушал несколько песен и решил заняться его дискографией. У него в песнях были темы и расовой терпимости, и дружбы, и любви. Причём Майкл любил детей (по словам некоторых друзей певца, он и сам был как ребёнок). Которые потом стали частью всем известного скандала о растлении малолетних. И если хотите знать – я не верю, что он был виновен. Были и судебные заседания, были и разбирательства – но Джексона оправдывали из-за недостатка улик. Даже те, кто в какой-то момент бросал в адрес Джексона подколки, вроде известного рэппера Эминема, позже признавали что он – «легенда поп-музыки». Да что там легенда – КОРОЛЬ! Его музыка действительно какая-то необычная, не от мира сего. Возможно, я преувеличиваю – но повторяю, я не был его фаном и не являюсь. Кто знает, может быть, стану в будущем…
…но и эти слова подчёркивают, что ценить человека по-настоящему начинают, к сожалению, уже только ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ. Вот и сей случай не исключение. После кончины Джексона спрос на SMD-версию Moonwalker повысился (говорят, на eBay цена картриджа достигает 72,5 долларов. Может быть, уже выше сейчас?). А после был анонс новой игры для PS3, Xbox 360 и Wii - Michael Jackson: The Experience, где можно будет как петь его песни (с помощью Kinect или PS3 Move), так и танцевать в его стиле (будет даже отдельная «тренировочная школа» для изучения движений). Разработчиком выступает известная студия Ubisoft.
… покойся с миром, Майкл Джозеф Джексон. Ты сумел обессмертить себя своим искусством – песнями, танцами, голосом… и ты доказал, на что способен человек, если он сможет поверить в себя и будет заниматься тем, что любит, при этом не останавливаясь ни перед чем, ни перед какими-либо трудностями, для достижения своей цели. Ты любил заниматься тем, чем занимался на сцене. Пускай твои песни останутся в наших сердцах, памяти и душе. Потому что в них раскрывается красота искусства. ТВОЕГО искусства.
THIS IS IT.
…OR…
…WHO’S BAD?
Автор: Jake Crusher
Журнал: Re-player