Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
FIFA Football 2003

В США игра вышла под названием FIFA Soccer 2003.
Другое название игры FIFA 2003.
FIFA Football 2003

Жанр спортивных симуляторов можно назвать в игровой индустрии самым стабильным. Его не лихорадит от многочисленных громких анонсов, революционные прорывы в области игрового процесса и графики здесь тоже большая редкость. Из года в год ряд компании методично выпускают на рынок несколько десятков улучшенных версий своих старых спортивных игр. Помимо другой цифры в названии, эти продукты отличаются от своих предшественников лишь некоторыми косметическими доработками в области геймплея и внешнего вида. Неискушенным геймерам эти нововведения могут показаться мелкими и незначительными, но настоящие поклонники спортивных игр находят их столь важными, что могут провести с игрой целый год до выхода очередной версии. Все вышеизложенное очень точно подходит к одной из наиболее известных и популярных спортивных серий — FIFA от Великой и Ужасной ЕА Sports. Вот уже почти десять лет игры под этой маркой появляются на прилавках, постоянно улучшаясь, совершенствуясь и постепенно приближаясь к идеалу. Сегодня я хочу рассказать вам о FIFA 2003 — самой последней на данный момент части этой серии Игра вышла на всех современных игровых приставках, обойден вниманием только почивший в базе Dreamcast, впрочем, на нем игры серии FIFA никогда и не выходили: SEGA предпочитала делать спортивные симуляторы самостоятельно. Сегодняшний разговор пойдет о версии для PSone. Почему именно о ней, а не о версии для какой-либо из консолей нового поколения? По двум очень веским, на мой взгляд, причинам. Во-первых, в нашей стране количество новых приставок на душу населения еще не очень велико, а во-вторых, сомнительно, что F1FA 2004, которая должна появиться на PSone ближе к концу этого года, сильно изменится в лучшую сторону по сравнению с описываемой здесь версией. Как бы то ни было, FIFA 2003 безусловно достойна нашего внимания, ведь создать на столь пожилой игровой системе, как PlayStation, игру, ничуть не уступающую своей увлекательностью версиям для более мощных приставок, — уже подвиг.

Встречают по одежке
Наивно было бы предполагать, что FIFA 2003 для PSone сможет хотя бы приблизиться качеством визуального оформления к версиям игры для приставок нового поколения. И пусть кудесники виртуального пера из ЕА Sports давно уже снискали славу великих оптимизаторов программного кода и мастеров вытягивать из любой игровой системы все ее возможности, но даже они в данном случае оказались бессильны. Хотя, надо сказать, что к чести разработчиков внешняя составляющая со времен откровенно провальной FIFA 2002 все-таки изменилась в лучшую сторону. Особенно хорошо это заметно при взгляде на трибуны: детально проработанные стадионы, внешний вид которых полностью соответствует их реальным прототипам, действительно способны внушить ощущение присутствия на настоящем футбольном матче. Иной раз начинает казаться, что сидишь не дома в уютном кресле, а находишься там, на стадионе. Вокруг тебя отчаянно машут шарфами и флагами болельщики, грохот барабанов и крики фанатов заглушают все остальные звуки... А вот на главных действующих лиц игры — собственно, футболистов — возможностей пер-PlayStation явно не хватило. Детализация игроков осталась на прежнем уровне, вполне приемлемом для консоли с таким огромным стажем, но ущербном по сравнению с последними достижениями технического прогресса. Игрокам явно недостает плавности движений: ведут ли они мяч к воротам противника или вбрасывают его из-за боковой линии —трудно отделаться от ощущения, что игра «притормаживает». Положение не спасает даже технология motion capture («захват движения»), ставшая неотъемлемой частью не только серии FIFA, но и всех спортивных симуляторов, выпускаемых ЕА Sports.

Международная федерация футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Assosiation — FIFA) была основана 21 мая 1904 года в городе Париже. Тогда в состав этой организации входило всего восемь футбольных организаций. За почти сто лет своего существования FIFA объединила под своими знаменами 204 футбольных ассоциации по всему миру. На данный момент это одна из самых влиятельных и крупных спортивных организаций на планете. Ее функции очень обширны, на FIFA возложены такие глобальные задачи, как. например, популяризация футбола на планете, ответственность за проведение крупных мировых турниров, именно она разрешает спорные вопросы между спортивными федерациями и координирует их действия.


Но кое-что у FIFA 2003 не в силах были отнять даже ограниченные возможности консоли. Например, можно выбирать наиболее удачное из нескольких положений камеры, что вкупе вкупе со средствами масштабирования картинки и изменения высоты точки обзора, всегда даст играющему возможность выбрать наиболее удобный ракурс. Остались на месте и привычные сценки на движке, демонстрирующие радость футболистов после забитого гола, праведный гнев после назначения штрафного удара, уныло бредущих в раздевалку игроков проигравшей команды и радостно салютующих зрителям победителей. А вот качество звукового сопровождения в сравнении с прошлыми версиями явно шагнуло вперед. Поскольку большинство шумовых (SFX) эффектов во время матча приходится на долю зрителей, то именно им разработчики и уделили максимум внимания. Зрители теперь не ограничиваются ровным гулом — они старательно реагируют на все события, происходящие на поле, поддерживают свою команду одобрительными возгласами, скандируют «кричалки». Известно, что ЕА Sports специально засылала доверенных людей, вооруженных звукозаписывающей аппаратурой на футбольные матчи, чтобы собрать «кричалки, пыхтелки и сопелки» реальных болельщиков из разных стран во время не менее реальных футбольных матчей. Кстати, пока пишутся эти строки, в горнилах ЕА уже полным ходом куется FIFA 2004, где также будет присутствовать звук, записанный во время настоящих матчей. Может, стоит пригласить ЕА Sports к нам в Россию, чтобы они послушали, как дружно мы кричим «Спартак (Динамо, Зенит, Ростсельмаш) — Чемпион»?

Графика не имеет значения, важен сам процесс!
Будь FIFA 2003 даже самой красивой игрой на свете, без мозгов в головах виртуальных футболистов и качественного игрового процесса она не стоила бы и ломаного гроша. От качества переноса реального футбола на виртуальные просторы зависит не только количество проданных копий игры, но и престиж всей серии, о чем ЕА Sports никогда не забывала и всегда старалась улучшить свои же собственные разработки в этой области. В основном, все у разработчиков получалось, но неумолимые Скрижали Истории помнят и их ошибки. Очень многие «профессиональные» геймеры во всем мире (и я в том числе) не приняли введение в спортивный симулятор аркадных элементов. Мы еще не успели забыть FIFA 2002 World Cup, где впервые в истории FIFA и возник этот пресловутый «элемент»: некоторые игроки на поле (обычно это лучшие из реальных футболистов) получали так называемый «статус звезды», в результате чего могли наносить ужасающей силы удары, после которых мяч летел к воротам, оставляя за собой красный шлейф. Могли они и носиться по полю быстрее всякого спринтера. Таким образом, ЕА Sports пыталась привнести в игру что-то новое. Но эксперимент был признан неудачным, все разработки заморожены, а в FIFA 2003 спортивный сериал сбросил аркадную личину и вновь стал походить на спортсим. А раз так, то снова в цене такие вещи, как командная игра, правильная расстановка игроков на поле, подбор оптимального состава на каждый матч, покупка и продажа футболистов. Конечно, можно забыть обо всех этих тонкостях и просто пинать мячик в сторону супротивных ворот в надежде, что он рано или поздно туда попадет. Но все же лучше использовать в борьбе за чемпионские титулы не только рефлексы, но и голову — это не только увеличит шансы на успех, но и поможет более полно почувствовать атмосферу спортивной борьбы, которая заставляет снова и снова выводить свою команду на виртуальное поле. Возможно, мое мнение покажется субъективным, но я его все-таки обнародую: игра стала заметно сложнее. И дело не в том, что я забыл, с какой стороны следует браться за джойстик, или состарился и потерял былые скорость и реакцию. Скорее, ведомые искусственным интеллектом противники научились, наконец, действовать сообща. Не раз и не два за время общения с FIFA 2003 компьютерный AI (он же — «ИИ») демонстрировал недюжинное умение прессинговать, грамотно оборонялся, если счет был в его пользу, а в противном случае — отчаянно шел в атаку. Не раз «компьютер» демонстрировал, как полагается делать проникающие передачи и действовать во время розыгрыша стандартных положений. Ведомые процессором приставки игроки частенько вели себя так, что хотелось оглянуться и посмотреть, а не взял ли кто-нибудь в руки второй джойстик: очень уж по-человечески действует противник. Стоит добавить, что уровень сложности можно регулировать, и это не просто увеличение скорости действий противника (к чему мы, увы, уже успели привыкнуть по предыдущим играм серии): передвижение на один уровень вверх теперь заметно прибавляет ИИ и мозгов, и грамотности в тактических вопросах. Отдельно можно регулировать и скорость игры. Немного поработав с этими настройками, каждый игрок без проблем сможет подобрать себе достойного противника.

Немного статистики
Изобилие реально существующих футбольных команд и футболистов уже стало неотъемлемой частью серии FIFA, так что об этом, в принципе, можно даже не упоминать. В FIFA 2003 нам повезло — ничего не изменилось, все более или менее именитые клубы и сильные сборные команды в игре присутствуют, их составы на 100% соответствуют спискам конца 2002-го года (игра была выпущена в начале ноября), некоторых именитых футболистов даже можно узнать в лицо.

Спросите, в чем же заключается обещанное везение? Все дело в том, что все эти приятные поклонникам футбола вещи находились под угрозой. После выхода игры FIFA 2002 World Cup один из самых известных и высокооплачиваемых футболистов планеты — голкипер сборной Германии Оливер Кан грозился подать в суд на ЕА Sports за незаконное использование его имени в игре. Учитывая авторитет Кана, а также тот факт, что его поддержали и некоторые другие футболисты, скандал мог закончиться для разработчиков очень серьезными неприятностями. Потом, правда, Оливер признался, что ему просто не понравились действия его виртуального воплощения в рамке ворот. Якобы виртуальный Кан пропускает такие мячи, которые его прообраз берет «одной левой». Обозленный немец решил отстоять свою репутацию и заварил всю эту кашу. Но нам повезло, скандал замяли, ЕА Sports по-прежнему является обладателем лицензии на использование названий клубов и имен футболистов в своих играх, а страж ворот немецкой сборной в FIFA 2003 сохранен. Интересно, а доволен ли Оливер Кан «своими» действиями в новой игре?

Вместо эпилога
Ну вот и подошел к концу мой рассказ об этой игре, пришла пора подводить итоги. Честно говоря, очень не хочется. Хотя ЕА Sports и собирается выпустить на PSone очередную часть спортивного сериала — игру FIFA 2004, весьма сомнительно, что разработчикам удастся добавить еще какие-то новшества к тем, что были реализованы в описанной здесь игре. Технический прогресс не стоит на месте, теперь игры под маркой FIFA будут радовать игроков на других, более продвинутых, консолях. Что ж, период жизни серии на PSone оказался весьма и весьма удачным: именно здесь были окончательно определены параметры лучшего симулятора футбола — теперь пора штурмовать новые высоты! Ну а тем, кто пока не обзавелся какой-либо из систем нового поколения, я бы посоветовал обязательно попробовать именно эту игру. За ней можно прекрасно провести время, и она все еще остается лучшей в своем жанре, к тому же, именно на FIFA 2003 заканчивается целая глава в истории развития симуляторов футбола.
Black Warrior

Журнал: Великий Дракон №63



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2049

Комментарии:

Оставить комментарий