Навигация по сайту
Follow Us
Funding Request

If you like what we are doing, please consider supporting us.

Support Via Patreon

Visit Our Patreon Profile

Visit our Patreon profile and become a patron.

Any amounts raised will directly support the development of our current and upcoming projects.

Thank you very much!

Принимаем пожертвования

Яндекс: 410012588249319
WMR: R371578751646 (рублики)
WMZ: Z803750001922 (доллары)

Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Такая-сякая сбежала из дворца!

Полное название: Final Fantasy IX
Жанр: JRPG
Разработчик: Squaresoft
Платформа: PSX
Год выпуска: 2000
Количество игроков: 1
Такая-сякая сбежала из дворца!Такая-сякая сбежала из дворца!

Писать обзор о любой игре серии Final Fantasy – то же самое что публиковать в книгу «100 рецептов борща» сто первый рецепт. Во-первых, в этом нет никакого рационального смысла, во-вторых, есть риск повториться, и в-третьих, хоть рецептов и сто один, для читателя все равно любим будет тот, по которому борщ варила мама или бабушка. Хотя борщ он и есть борщ, в одном рецепте больше картошки, в другом есть морковка, а в третьем вместо говядины – крольчатина. Тем более что, будучи пожалуй, самой известной консольной JRPG-серией в мире – в нее либо все кто хотел уже поиграли, либо имеют представление, почему в нее играть не стоит. Потому я не ставлю целью рассказать какие-то тайны, известные только избранным, или уж тем более убедить кого-то засесть за нее сегодня, если вы по какой-то причине ее еще не прошли. Посему в этом обзоре не будет ничего, про трансы, особенности призывов, ATB и ATE, я ничего также вам не расскажу про мини-игры и то как в игре реализована прокачка профессий и умений. Я просто поделюсь своими мыслями о том, почему «девятка» оказалась такой, какой оказалась, и ее месте в ряду с другими играми серии.

«С %number% частью серии всё не так просто» - так можно начать обзор почти любой из «финалок». Пользуйтесь. Действительно, ореол некой скандальности овевает практически все части сериала, включая и спин-оффы, между прочим. Я не знаю, специально или нет, но ни одна – и не тыкайте в меня дисками с седьмой и, тем более, десятой частями – часть не принималась игроками однозначно. Провозгласив себя самой передовой JRPG, FF ввела в обиход некое эзотерическое понятие – «дух Final Fantasy». Многие об этом говорят, но мало кто внятно может объяснить. Да, в серии есть свои фишки, типа, одноименных заклинаний и вечно связанного с полетами Сида. Но на понятие атмосферности это не тянет. А уж что касается заимствований названий из различных культур – так любой, кто смотрел больше трех внутрияпонских аниме, знает как японцы любят понапихать в свои творения, заимствования из культуры гайдзинов. Ну вот чтоб не ходить далеко, в FF9 главный герой…

…ладно, давайте быстро про сюжет расскажу, чтобы потом не отвлекаться, благо если рассказывать подробно, это будет спойлер, а если коротко, то тут, как и в любой FF делов-то на абзац. В фантазийном мире, с легким налетом стимпанка, живут люди, гномы, крысоморфы, толстые «нечто» с длинными языками (которых могли только японцы придумать) и прочая подобная нечисть. Спасибо Square от всей души, что тут нет эльфов и людей-рыб, а-ля Last Remnant. Главный герой, Зидан, простой плут-актер-разбойник и просто веселый парень, очень похожий на девочку (кажется, это называется кавайный, да?), но, видимо, чтобы все же вопросов с полом не возникало, с хвостом, как у макаки. Зидан с друзьями крадут местную принцессу – которая традиционно в детстве перечитала «Принца и нищего» и ведет себя, как рубаха-парень, и по совместительству является чуть не единственной («чуть ли» - конечно, спойлер, простите) представительницей очень могущественной и древней расы… Мне продолжать? Или всё примерно понятно? Просто очень не люблю я быть настолько преступно не оригинальным. Ну так вот начинается война между двумя местными королевствами. Обычное дело для средневекового сеттинга. Равно как и то, что война на самом деле затеяна не просто так, а сами знаете для чего. Древнее зло, апокалипсис и глубинный смысл – всё как положено. Словом – традиционная JRPG. Но об этом чуть позднее. А теперь, то на чем я остановился абзацем выше. О духе FF и его наличии в FF9…

…так вот чтоб не ходить далеко, в FF9 главный герой Зидан – gitan, то есть цыган, Фрея – северогерманская богиня плодородия (привет FF7), Куджа – индуистский бог, сын Земли, отождествляемый с Марсом… Никаких спойлеров, но эта подробность, видимо, по замыслу несет нешуточный скрытый смысл. Вообще, все эти традиционные заигрывания с названиями и именами, очень мне напоминают китайские версии азбуки для детей. Наверное, японцы считают что это очень прикольно.

Да, тут есть и эйдолоны, и муглы, так что если когда вы слышите: «Купо!» - отвечаете: «Ня!» - определенно здешний мир вам понравится.

Учитывая, что Сакагути, адекватно оценил возможности PSX и, чтобы третья и последняя игра в этом поколении консолей вышла красивее и круче предыдущих, послал к чертям всю эту жуть с магией в футуристическом мире, а решил сделать картинку пёструю и яркую, а сюжет сказочно-мрачноватый. В конце концов, что за JRPG без драмы? Получилась интересная, правда виденная нами уже тысячу раз, сказочная история, снова с анимешными человечками, снова с проходами о дружбе, любви и обмане. Не предлагающая нам переосмыслить наше бренное существование на Земле, но и не пустая белиберда о борьбе Добра со Злом.

И вот тут мы подходим, к разоблачительно-детективной части этого обзора. Небезызвестный сайт Metacritic выставил игре гроссмейстерские 94%, что, поясню для непосвященных, делает игру автоматически Божественной и обязательной к не просто ознакомлению, а преклонению и жертвоприношениям девственниц. Игра понравилась всем авторитетным критикам. На изъяны, конечно, указали, но настолько по-доброму, что не умилиться нельзя. Что же тут такого необычного. А необычно тут вот что.

Игра совершенно не запомнилась спустя десятилетие. Она не разошлась на мемы, цитаты, отсылок к ней вы не найдете в современных играх даже на Wii и NDS. Эта чудо-игра мало у кого является любимой даже в линейке FF. Хотя казалось бы… Что же с игрой не так?

Хиро Сакагути, как известно, назвал девятую часть своей любимой FF. Более того – по его мнению, она близка к идеальной FF. То есть читай, идеальной JRPG. И я с ним, что удивительно, согласен! Многие считают, что точкой бифуркации для Сакагути стали Spirits Whithin, а я убежден, что переломом стала именно FF9. А ведь у них немало общего если присмотреться. SW также в целом понравился критикам, но в прокате провалился. Но вернемся к FF9.

Сакагути сел делать действительно идеальную JRPG старой школы. И сделал. FF9 – это компиляция всего того, чего достиг жанр за всё время существования. Более того, недостаток и или нет, но FF9 вобрала в себя всё что можно было вобрать из многочисленных однотипных ролевушек эпохи 8-16 битных приставок. Логично что революции не произошло. Америка не была открыта, и велосипед изобретен не был. Более того, по дистанции оказалось, что оригинальные, в той или иной степени, идеи у Сакагути закончились еще на седьмой и восьмой частях. Начиная с девятой – все проекты Сакагути были добротными продуктами, но не более. И Blue Dragon, и Lost Odyssey были качественными переложениями давно изъезженных идеи и сюжетов, оставаясь вполне играбельными проектами. Проблеск в виде участия в создании Kingdom Hearts можно списать, на последнюю возможность вернуться в высшую лигу, которая не была реализована. Традиционная JRPG оказалась раздавлена резко выросшим авторитетом совсем не традиционных FF7 и FF8, которые мгновенно стерли из памяти геймеров более ранние части, закрепив всех в убеждении как должна выглядеть настоящая FF.

И все таки, во всей этой истории меня больше всего заинтересовало именно такое восторженное отношение критиков. Подобные казусы я замечал неоднократно. Несмотря на то, что обычно когда идет речь об оценках, говорят о том, что игра получила незаслуженно низкие оценки. Случаи когда критики переоценили игру крайне редки. Но есть одно интересное исключение. Resident Evil 4 и FF12 на PS2, Vargant Story и FF9 на PSX, Pokemon Black&White 2 на NDS – какие три момента есть общие во всех этих играх? Первый – всё это хорошие игры, но никак не шедевры игровой индустрии. Второй – все эти игры, получили очень высокие оценки от прессы. И третий – барабанная дробь – все эти игры выходили в тот момент, когда приставки следующего поколения либо уже лежали на прилавках, либо вот-вот были на подходе. Все это наводит на нехорошие мысли о продажности игровой прессы. И это только верхушка айсберга. Можно провести несложное упражнение, для этого надо всего лишь пробежаться по спискам игр выходивших в последние полгода перед запуском нового поколения на какой-нибудь консоли. А затем сверить свои ощущения от игры в них, с оценками, например Famitsu. Логично, что с одной стороны на излете в играх из консолей выжимают все соки, а с другой – рынок уже разогрет к запуску консоли новой, и геймеры не торопятся тратить накопленные деньги для новой приставки на новые игры для «старушки» поколения фактически предыдущего. Данный тренд мы увидим совсем скоро, когда со сцены будут уходить XBox 360 и PS3. Мы увидим действительно самые технологически продвинутые игры на этом железе, многие из которых получат незаслуженно хорошую прессу и на какое-то время замедлят падение продаж игр этого поколения консолей.

На самом деле, если вернуться в 2000 год и представить себе реалии того времени, то объяснить столь высокие оценки FF9 очень даже можно. Например, критики, оценивая каждый элемент игры могли рассуждать так:

Геймплей – 9, не прикопаешься. В JRPG, и в FF особенно, вообще не приветствуются какие-то эксперименты (привет FF13 из прошлого в будущее). Всё на своих местах. Одну-две интересные особенности добавили, то есть какое-то новшество есть.
Графон – 10, именно так должны были выглядеть все игры выходившие на этом железе. Ну а как? Все соки из консоли выжали, понадобилось четыре диска, ролики, задники, герои, анимация – всё на высшем уровне.
Звук – 10, ну потому что это Уематсу. А Уематсу – если кто не знает, и это правда, как раз и есть тот самый дух Final Fantasy. В конце концов никто и не собирался соперничать с Чайковским и Бетховеном.
Сюжет – 9, «минус один» потому что ждали продолжения банкета в стиле FF7 и FF8. А вообще отличный сюжет, в меру интригующий, в меру запутанный. Спасибо за то что для FF9 не нужно выпускать отдельную книжку, (как это было с FF8) в которой разработчики объясняют тонкости сюжета. Здесь всё сказано в игре. И это прекрасно.
Герои – 9, в этой части впервые нормально прописали характеры не только главных героев, но и второстепенных сопартийцев. Злодей, конечно, так себе, но харизматичные негодяи - это вообще высший пилотаж.

Как-то так. Подчеркну, так игру могли оценивать с позиций 2000 года. Спустя годы, разумеется всё встало на свои места. И геймплей, до безобразия слишком стандартный, и прокачка куцая. Графон вообще во времени всегда в цене падает. Музыка оказалась незапоминающейся, и пусть Уематцу сколько угодно говорит, что музыка для FF9 – его лучшая работа. В памяти поклонников его лучшие работы - Eyes on Me и великолепный One-Winged Angel, не имеют отношения к девятой части. Слово «традиционный», как известно, стало ругательным эпитетом в отношении сюжета. А герои были обвинены в излишней инфантильности, присущей героям игр еще тех времен, когда игры всё еще делали с прицелом на подростков, и не прочухали, что экономически гораздо выгоднее делать игры для в разы более платежеспособных взрослых.

Чудо заключается же в том, что Final Fantasy 9 – это действительно самая лучшая классическая JRPG и по сей день. Игра, в которая олицетворяет собой всё до чего смог вырасти жанр за свою, на тот момент почти пятнадцатилетнюю историю. Выражаясь экстравагантно, это такой fusion из классических сюжетных поворотов и клише, вписанный в традиционную игровую механику, с вкраплениями оригинальных идей. Иными словами, если вы хотите увидеть, как в идеале выглядит стандартная японская ролевушка, имеет смысл ознакомиться с этой частью игровой серии.

Самое любопытное, это то, что Final Fantasy 9, если уж быть честным, единственная игра серии, включая и последующие выпуски, имеет право называться «Последней фантазией». До нее были «первая фантазия», «вторая фантазия», еще какие-то игры, которые можно было обозвать как угодно (что вообще в стиле японского паблишинга). Но девятая часть стала именно последней фантазией за всю историю сериала. После нее будут банальная и попсовая FF10 с попыткой развить идеи коммерчески успешных FF7 и FF8, созданная для монетизации FF11, нарочито серьезная FF12, чрезмерно футуро-технологическая FF13…

Поэтому если подходить с точек зрения формализма, Сакагути не врет. Final Fantasy 9 – идеальная Final Fantasy.

Автор: BAZER
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 1212

Комментарии:

Оставить комментарий