Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Такая-сякая сбежала из дворца!

Полное название: Final Fantasy IX
Жанр: JRPG
Разработчик: Squaresoft
Платформа: PSX
Год выпуска: 2000
Количество игроков: 1
Такая-сякая сбежала из дворца!Такая-сякая сбежала из дворца!

Писать обзор о любой игре серии Final Fantasy – то же самое что публиковать в книгу «100 рецептов борща» сто первый рецепт. Во-первых, в этом нет никакого рационального смысла, во-вторых, есть риск повториться, и в-третьих, хоть рецептов и сто один, для читателя все равно любим будет тот, по которому борщ варила мама или бабушка. Хотя борщ он и есть борщ, в одном рецепте больше картошки, в другом есть морковка, а в третьем вместо говядины – крольчатина. Тем более что, будучи пожалуй, самой известной консольной JRPG-серией в мире – в нее либо все кто хотел уже поиграли, либо имеют представление, почему в нее играть не стоит. Потому я не ставлю целью рассказать какие-то тайны, известные только избранным, или уж тем более убедить кого-то засесть за нее сегодня, если вы по какой-то причине ее еще не прошли. Посему в этом обзоре не будет ничего, про трансы, особенности призывов, ATB и ATE, я ничего также вам не расскажу про мини-игры и то как в игре реализована прокачка профессий и умений. Я просто поделюсь своими мыслями о том, почему «девятка» оказалась такой, какой оказалась, и ее месте в ряду с другими играми серии.

«С %number% частью серии всё не так просто» - так можно начать обзор почти любой из «финалок». Пользуйтесь. Действительно, ореол некой скандальности овевает практически все части сериала, включая и спин-оффы, между прочим. Я не знаю, специально или нет, но ни одна – и не тыкайте в меня дисками с седьмой и, тем более, десятой частями – часть не принималась игроками однозначно. Провозгласив себя самой передовой JRPG, FF ввела в обиход некое эзотерическое понятие – «дух Final Fantasy». Многие об этом говорят, но мало кто внятно может объяснить. Да, в серии есть свои фишки, типа, одноименных заклинаний и вечно связанного с полетами Сида. Но на понятие атмосферности это не тянет. А уж что касается заимствований названий из различных культур – так любой, кто смотрел больше трех внутрияпонских аниме, знает как японцы любят понапихать в свои творения, заимствования из культуры гайдзинов. Ну вот чтоб не ходить далеко, в FF9 главный герой…

…ладно, давайте быстро про сюжет расскажу, чтобы потом не отвлекаться, благо если рассказывать подробно, это будет спойлер, а если коротко, то тут, как и в любой FF делов-то на абзац. В фантазийном мире, с легким налетом стимпанка, живут люди, гномы, крысоморфы, толстые «нечто» с длинными языками (которых могли только японцы придумать) и прочая подобная нечисть. Спасибо Square от всей души, что тут нет эльфов и людей-рыб, а-ля Last Remnant. Главный герой, Зидан, простой плут-актер-разбойник и просто веселый парень, очень похожий на девочку (кажется, это называется кавайный, да?), но, видимо, чтобы все же вопросов с полом не возникало, с хвостом, как у макаки. Зидан с друзьями крадут местную принцессу – которая традиционно в детстве перечитала «Принца и нищего» и ведет себя, как рубаха-парень, и по совместительству является чуть не единственной («чуть ли» - конечно, спойлер, простите) представительницей очень могущественной и древней расы… Мне продолжать? Или всё примерно понятно? Просто очень не люблю я быть настолько преступно не оригинальным. Ну так вот начинается война между двумя местными королевствами. Обычное дело для средневекового сеттинга. Равно как и то, что война на самом деле затеяна не просто так, а сами знаете для чего. Древнее зло, апокалипсис и глубинный смысл – всё как положено. Словом – традиционная JRPG. Но об этом чуть позднее. А теперь, то на чем я остановился абзацем выше. О духе FF и его наличии в FF9…

…так вот чтоб не ходить далеко, в FF9 главный герой Зидан – gitan, то есть цыган, Фрея – северогерманская богиня плодородия (привет FF7), Куджа – индуистский бог, сын Земли, отождествляемый с Марсом… Никаких спойлеров, но эта подробность, видимо, по замыслу несет нешуточный скрытый смысл. Вообще, все эти традиционные заигрывания с названиями и именами, очень мне напоминают китайские версии азбуки для детей. Наверное, японцы считают что это очень прикольно.

Да, тут есть и эйдолоны, и муглы, так что если когда вы слышите: «Купо!» - отвечаете: «Ня!» - определенно здешний мир вам понравится.

Учитывая, что Сакагути, адекватно оценил возможности PSX и, чтобы третья и последняя игра в этом поколении консолей вышла красивее и круче предыдущих, послал к чертям всю эту жуть с магией в футуристическом мире, а решил сделать картинку пёструю и яркую, а сюжет сказочно-мрачноватый. В конце концов, что за JRPG без драмы? Получилась интересная, правда виденная нами уже тысячу раз, сказочная история, снова с анимешными человечками, снова с проходами о дружбе, любви и обмане. Не предлагающая нам переосмыслить наше бренное существование на Земле, но и не пустая белиберда о борьбе Добра со Злом.

И вот тут мы подходим, к разоблачительно-детективной части этого обзора. Небезызвестный сайт Metacritic выставил игре гроссмейстерские 94%, что, поясню для непосвященных, делает игру автоматически Божественной и обязательной к не просто ознакомлению, а преклонению и жертвоприношениям девственниц. Игра понравилась всем авторитетным критикам. На изъяны, конечно, указали, но настолько по-доброму, что не умилиться нельзя. Что же тут такого необычного. А необычно тут вот что.

Игра совершенно не запомнилась спустя десятилетие. Она не разошлась на мемы, цитаты, отсылок к ней вы не найдете в современных играх даже на Wii и NDS. Эта чудо-игра мало у кого является любимой даже в линейке FF. Хотя казалось бы… Что же с игрой не так?

Хиро Сакагути, как известно, назвал девятую часть своей любимой FF. Более того – по его мнению, она близка к идеальной FF. То есть читай, идеальной JRPG. И я с ним, что удивительно, согласен! Многие считают, что точкой бифуркации для Сакагути стали Spirits Whithin, а я убежден, что переломом стала именно FF9. А ведь у них немало общего если присмотреться. SW также в целом понравился критикам, но в прокате провалился. Но вернемся к FF9.

Сакагути сел делать действительно идеальную JRPG старой школы. И сделал. FF9 – это компиляция всего того, чего достиг жанр за всё время существования. Более того, недостаток и или нет, но FF9 вобрала в себя всё что можно было вобрать из многочисленных однотипных ролевушек эпохи 8-16 битных приставок. Логично что революции не произошло. Америка не была открыта, и велосипед изобретен не был. Более того, по дистанции оказалось, что оригинальные, в той или иной степени, идеи у Сакагути закончились еще на седьмой и восьмой частях. Начиная с девятой – все проекты Сакагути были добротными продуктами, но не более. И Blue Dragon, и Lost Odyssey были качественными переложениями давно изъезженных идеи и сюжетов, оставаясь вполне играбельными проектами. Проблеск в виде участия в создании Kingdom Hearts можно списать, на последнюю возможность вернуться в высшую лигу, которая не была реализована. Традиционная JRPG оказалась раздавлена резко выросшим авторитетом совсем не традиционных FF7 и FF8, которые мгновенно стерли из памяти геймеров более ранние части, закрепив всех в убеждении как должна выглядеть настоящая FF.

И все таки, во всей этой истории меня больше всего заинтересовало именно такое восторженное отношение критиков. Подобные казусы я замечал неоднократно. Несмотря на то, что обычно когда идет речь об оценках, говорят о том, что игра получила незаслуженно низкие оценки. Случаи когда критики переоценили игру крайне редки. Но есть одно интересное исключение. Resident Evil 4 и FF12 на PS2, Vargant Story и FF9 на PSX, Pokemon Black&White 2 на NDS – какие три момента есть общие во всех этих играх? Первый – всё это хорошие игры, но никак не шедевры игровой индустрии. Второй – все эти игры, получили очень высокие оценки от прессы. И третий – барабанная дробь – все эти игры выходили в тот момент, когда приставки следующего поколения либо уже лежали на прилавках, либо вот-вот были на подходе. Все это наводит на нехорошие мысли о продажности игровой прессы. И это только верхушка айсберга. Можно провести несложное упражнение, для этого надо всего лишь пробежаться по спискам игр выходивших в последние полгода перед запуском нового поколения на какой-нибудь консоли. А затем сверить свои ощущения от игры в них, с оценками, например Famitsu. Логично, что с одной стороны на излете в играх из консолей выжимают все соки, а с другой – рынок уже разогрет к запуску консоли новой, и геймеры не торопятся тратить накопленные деньги для новой приставки на новые игры для «старушки» поколения фактически предыдущего. Данный тренд мы увидим совсем скоро, когда со сцены будут уходить XBox 360 и PS3. Мы увидим действительно самые технологически продвинутые игры на этом железе, многие из которых получат незаслуженно хорошую прессу и на какое-то время замедлят падение продаж игр этого поколения консолей.

На самом деле, если вернуться в 2000 год и представить себе реалии того времени, то объяснить столь высокие оценки FF9 очень даже можно. Например, критики, оценивая каждый элемент игры могли рассуждать так:

Геймплей – 9, не прикопаешься. В JRPG, и в FF особенно, вообще не приветствуются какие-то эксперименты (привет FF13 из прошлого в будущее). Всё на своих местах. Одну-две интересные особенности добавили, то есть какое-то новшество есть.
Графон – 10, именно так должны были выглядеть все игры выходившие на этом железе. Ну а как? Все соки из консоли выжали, понадобилось четыре диска, ролики, задники, герои, анимация – всё на высшем уровне.
Звук – 10, ну потому что это Уематсу. А Уематсу – если кто не знает, и это правда, как раз и есть тот самый дух Final Fantasy. В конце концов никто и не собирался соперничать с Чайковским и Бетховеном.
Сюжет – 9, «минус один» потому что ждали продолжения банкета в стиле FF7 и FF8. А вообще отличный сюжет, в меру интригующий, в меру запутанный. Спасибо за то что для FF9 не нужно выпускать отдельную книжку, (как это было с FF8) в которой разработчики объясняют тонкости сюжета. Здесь всё сказано в игре. И это прекрасно.
Герои – 9, в этой части впервые нормально прописали характеры не только главных героев, но и второстепенных сопартийцев. Злодей, конечно, так себе, но харизматичные негодяи - это вообще высший пилотаж.

Как-то так. Подчеркну, так игру могли оценивать с позиций 2000 года. Спустя годы, разумеется всё встало на свои места. И геймплей, до безобразия слишком стандартный, и прокачка куцая. Графон вообще во времени всегда в цене падает. Музыка оказалась незапоминающейся, и пусть Уематцу сколько угодно говорит, что музыка для FF9 – его лучшая работа. В памяти поклонников его лучшие работы - Eyes on Me и великолепный One-Winged Angel, не имеют отношения к девятой части. Слово «традиционный», как известно, стало ругательным эпитетом в отношении сюжета. А герои были обвинены в излишней инфантильности, присущей героям игр еще тех времен, когда игры всё еще делали с прицелом на подростков, и не прочухали, что экономически гораздо выгоднее делать игры для в разы более платежеспособных взрослых.

Чудо заключается же в том, что Final Fantasy 9 – это действительно самая лучшая классическая JRPG и по сей день. Игра, в которая олицетворяет собой всё до чего смог вырасти жанр за свою, на тот момент почти пятнадцатилетнюю историю. Выражаясь экстравагантно, это такой fusion из классических сюжетных поворотов и клише, вписанный в традиционную игровую механику, с вкраплениями оригинальных идей. Иными словами, если вы хотите увидеть, как в идеале выглядит стандартная японская ролевушка, имеет смысл ознакомиться с этой частью игровой серии.

Самое любопытное, это то, что Final Fantasy 9, если уж быть честным, единственная игра серии, включая и последующие выпуски, имеет право называться «Последней фантазией». До нее были «первая фантазия», «вторая фантазия», еще какие-то игры, которые можно было обозвать как угодно (что вообще в стиле японского паблишинга). Но девятая часть стала именно последней фантазией за всю историю сериала. После нее будут банальная и попсовая FF10 с попыткой развить идеи коммерчески успешных FF7 и FF8, созданная для монетизации FF11, нарочито серьезная FF12, чрезмерно футуро-технологическая FF13…

Поэтому если подходить с точек зрения формализма, Сакагути не врет. Final Fantasy 9 – идеальная Final Fantasy.

Автор: BAZER
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 3256

Комментарии:

Оставить комментарий