Навигация по сайту
Принимаем пожертвования

Яндекс: 410012588249319
WMR: R371578751646 (рублики)
WMZ: Z803750001922 (доллары)

Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Как всё начиналось

Как всё начиналось

Люди любят играть. Люди обожают, как кэрролловская Алиса, «представить себя королями и королевами» и забыть, что завтра надо идти в школу или на работу. И компьютерные игры, пожалуй, ничего нового в эту ситуацию не привнесли. Какая разница, в сущности, во что именно играть?.. Впрочем, несмотря на отсутствие качественных изменений, количественных накопилось хоть отбавляй! За прошедшие четыре десятилетия индустрия компьютерных игр успела не просто родиться из ничего и завоевать популярность, но и добраться по добытым деньгам до заслуженной и куда более «раскрученной» индустрии кино. А начиналось все очень и очень скромно...

Первый крик младенца
В далеком шестьдесят первом году двадцатого века в Массачусетском Технологическом (знаменитый MIT) на одном из мэйнфреймов (mainframe это большая электронно-вычислительная машина, на которой, в отличие от персонального компьютера, обычно одновременно работало несколько (и даже много) человек — прим. ред.) впервые родилась компьютерная игра под названием SpaceWar. Это событие осталось практически никому не известным, поскольку компьютеры тех времен были, как бы это повежливее выразить, чуть-чуть дороговаты для того, чтобы на них играть. Но, само собой, это ничуть не мешало Настоящим Программистам, работавшим на них, делать для себя игры.
Знаменитая SpaceWar была весьма любопытна с технологической точки зрения: в те времена и еще не было привычных нам растровых графических дисплеев, только текстовые терминалы и, как вершина графических возможностей, векторные дисплеи, где электронный луч на каждом кадре не бегает по строкам, а прямо отрисовывает заданные программой контуры объектов.
Суть игры-прародительницы проста: два небольших кораблика летают по экрану и стреляют друг в друга снарядами. Так что первый в мире жанр это, безусловно, аркада.

Spacewar
Первая в истории человечества компьютерная игра была написана, разумеется, студентами. В 1961-62 гг. молодой программист Стив Рассел и его товарищи по Массачусетскому технологическому институту (MIT) открыли самый бесполезный способ тратить дорогостоящее время компьютера PDP-1. Так появилась Spacewar. Задача играющего - поразить космический корабль противника, не попадая под ответный огонь и не оказываясь в опасной близости к звезде.

Adventure (Colossal Cave)
Текстовая игра Adventure, созданная в 1972 г. страстным спелеологом и поклонником настольной игры Dungeons & Dragons Уильямом Кроутером, представляет собой первый образец «интерактивного повествования». Вам предстоит исследовать бесконечные лабиринты пещеры Colossal Cave (ее реальный прототип пещера Bedqulit в штате Кентукки) в поисках сокровищ... ах да, и выхода из пещеры!

Hunt the Wumpus
Это почтенное семейство игр основано (примерно в 1972 г.) не кем-нибудь, а легендарным Кеном Томпсоном, создателем ОС Unix. В начале игры вы оказываетесь в произвольной точке пещеры, топология которой соответствует графу вершин додекаэдра. Из оружия у вас имеются всего пять «кривеньких стрел», а путь по подземелью, кроме ужасного Вампуса, преграждают бездонные ямы и полчища летучих мышей.


Коммерсанты берутся за дело
Само название «аркада», между прочим, происходит от архитектурной детали, эдакого крытого коридорчика, где традиционно размещались игральные автоматы, которым предстояло родиться практически точно через десять лет после появления SpaceWar.
В 1971 году Нолан Башнелл (Nolan Bushnell) создал и начал продавать первую коммерческую аркадную игру: Computer Space. В основе все та же SpaceWar, та же векторная графика, тот же сюжет, только вместо суперкомпьютера вполне разумный по размерам и почти доступный по цене железный ящик.
Увы, первопроходцем быть непросто, и первая попытка, как это часто бывает, провалилась. Похоже, рынок еще не созрел для такой сложной игры. Но Нолан не сдавался, он переименовал компанию в Atari (название происходит от одного из ходов в настольной игре го) и в 1972 году выпустил эпохальную вещицу, начавшую, собственно, эру коммерческих игр. Знаменитейший Pong, простенькая аркадка, где две тарелочки, управляемые двумя людьми или человеком и компьютером, отбивают мячик, стараясь удержать его на игровом поле, наделала столько шума, что и до сих пор почти каждый уважающий себя игрок при упоминании ее названия благоговейно вздыхает...
Конец почти безраздельного властвования аркад закончился в середине семидесятых: группа разработчиков во главе с Вильямом Кроутером (William Crowther) разработала игру Adventure, первую текстовую «бродилку», положив начало жанру adventure game. Adventure работала на мэйнфреймах фирмы DEC (серии КА-10). В 1976 году Башнелл продал Atari фирме Warner Communications за двадцать шесть миллионов долларов, и та ориентировала его на домашний рынок, выпуская нечто вроде современных приставок, но с единственной игрой.
А тут и другие подоспели: Стив Джобе (Steve Jobs) и Стив Возняк (Steve Wozniak). Да-да, те самые, что придумали Breakout, больше известный в наши дни по игре фирмы Taito как Arcanoid. Частота появления новинок все нарастала. В 1978 японская фирма Taito выпускает знаменитую игру Space Invaders. В 1979 разработчикам из Atari стало тесно и часть из них основало новую фирму — Activision, и началось...

Царство игр
Конец семидесятых и самое начало восьмидесятых очень и очень быстро показали, что время компьютерных игр пришло всерьез и надолго. Индустрия в эти годы благополучно взяла крупный рубеж: продано игровых товаров на сумму больше одного миллиарда долларов (а если пересчитать эту цифру на современные доллары, получится около двух с половиной миллиардов), в том числе было продано около 300000 приставок и игровых автоматов.
Namco изобретает игру, дожившую до наших дней практически без изменений: великий Рас-Man и до сих пор регулярно реализуется на разных платформах и в разных видах.
Atari тоже не стояла на месте и выпустила Asteroids. Да и в остальных жанрах застоя не намечалось: среди приключенческих игр выделялся классический текстовый квест от Infocom под названием Zork (впоследствии переросший в серию); все в том же 1980 вышла первая игра из серии Ultima... А на следующий год бум достиг вообще невообразимого размаха. Продаж уже больше, чем на шесть миллиардов долларов, игры так и сыпались: Donkey Kong от Nintendo, Galaxian, Centipede, Tempest, сестричка Pac-Man'a по имени Ms.Pac-Man...

Гадкий утенок
В 1981 произошло не слишком заметное поначалу, зато впоследствии полностью перевернувшее мир, событие: IBM впервые представила публике персональный компьютерам PC.
И понеслось... Да как понеслось. Моментально стали образовываться фирмы, ориентированные исключительно на домашние компьютеры: Sierra On-Line, Broderbund, Electronic Arts. Но в 1983 году всех ждал суровейший кризис, продлившийся несколько лет. Фирма Mattel потеряла 225 миллионов долларов, столько, сколько ей удалось заработать за все предыдущие четыре года. Atari тоже столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Coleco вообще рухнула. К 1984 году общий объем игровой индустрии составлял всего около 800 миллионов долларов.
Правда, несмотря на грустные условия, рождались и шедевры, ставшие чуть позднее основой для нового подъема. Например, Sierra On-Line выпустила первую игру из серии King's Quest, сохранившей популярность и до сих пор. Время шло, компьютеры потихоньку становились все мощнее, игры красивее и походить на сегодняшние. Начал широко применяться видеоадаптер VGA, а потом и SVGA, и показ 256 цветов вместо 16 очень сильно поднял качество графики. Хорошо это было? Наверное, да, хотя, откровенно говоря, после выхода Тетриса в 1988 году погоня за интересностью игр явно ослабела, заменившись погоней за зрелищностью.

Rogue
Разработанная в начале восьмидесятых на основе настольной игры Dungeons & Dragons Rogue стала "родоначальницей" целого направления игр, получившего в ее честь название roguelike. Ее элементы легко обнаружить во множестве современных хитов от Diablo до Unreal. Именно в Rogue впервые появилась случайно создаваемая компьютером игровая «вселенная», а игрок получил почти безграничную свободу перемещения и действий.

Core War
«Войны в памяти» - развлечение для настоящих программистов. Ну кто еще способен получать удовольствие от написания и отладки ассемблерной программы-воина, уничтожающей соперников в памяти виртуального компьютера? Описание правил и примеры «воинов'' были впервые опубликованы автором игры А.К.Дьюдни на страницах журнала Scientific American в мае 1984 г.


С начала девяностых почти одновременно «пошел» бум и в играх для PC, и для приставок. К примеру, одна только фирма Nintendo в 1992 году продала товара на 7 миллиардов долларов (из них на 4,7 миллиарда в США) и получила большую прибыль, чем все американские кино- и телестудии, вместе взятые.
Далке начался период, который мы сейчас называем современным: появился мультиплеер, поддержка Internet, онлайновые миры, столько всего, что в небольшой обзорной статье не перечислишь. Да и не надо, наверное: дело все-таки не в том, во что именно мы играем, а в том, зачем и почему мы это делаем...
Павел Гродек

Материалы любезно предоставлены Виртуальным компьютерным музеем Э.Пройдакова, раздел «История компьютерных игр».
От редакции. Желающие более подробно познакомиться с историей развития видеоприставок, могут прочитать статью в 51-м номере «Великого Dракона».


Журнал: Великий Дракон №54



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 846

Комментарии:

Оставить комментарий