Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Биты и байты
Аппаратное обеспечение

Биты и байты

В этом номере мы начинаем новую рубрику об аппаратном обеспечении, альтернативах связке “Windows-PC”, секретах настройки “железа”, подборе конфигураций и апгрейде. Мы также будем объяснять технические термины и рассказывать о том, почему обязательно надо купить новую видеокарту. Но наша первая статья будет посвящена краткой истории компьютеров.

Когда в наши дни люди думают о компьютере, они, в первую очередь, представляют себе серый ящик с клавиатурой, мышью и монитором, отдавая, таким образом, дань IBM PC образца 1981 года. Но на самом деле этот компьютер – не первый и не единственный в своем роде. Со дня появления первого “электронного мозга” Z1, созданного в 1934 году Конрадом Зюсом (Konrad Zuse), и до момента возникновения самого быстрого на сегодняшний день компьютера Earth Simulator Center, который в 2002-м соорудила компания NEC, с теоретической производительностью 40 Террафлоп, прошло немало времени, и технология сделала такой скачок, какой многим и не снился . Мы рассмотрим самые важные изобретения с точки зрения пользователя ПК и игрока, не забывая, естественно, о наших любимых адвенчурах.

После создания Z1, Конрад Зюс продолжил работу и в 1941 году явил миру первый программируемый компьютер Z3. Он состоял из 2600 реле и выполнял одну операцию умножения за три секунды. Первым американским компьютером был Mark 1 (1944), его создатель, Говард Айкен (Howard Aiken), заложил в него способность выполнять четыре базовые арифметические операции. Весил этот компьютер 35 тонн. ENIAC все еще знаменит – этот гигант был первым цифровым компьютером, и в нем вместо реле было использовано 18 тысяч электронных ламп. Его построили Джон Преспер Эккерт (John Presper Eckert) и Джон У. Мачли (John W. Mauchley) в 1946, он был быстрее Mark 1 в тысячу раз.

У электронных ламп были значительные недостатки: им было необходимо очень много электроэнергии, они часто выходили из строя и работали медленно. Через год после появления ENIAC, Уильям Брэдфорд Шокли, Джон Ардин и Уолтер Хаузер Бриттен (William Bradford Schockley, John Ardeen and Walter Hauser Brittain) изобрели транзистор – это стало началом революции в электронике. А через одиннадцать лет Джек Сен-Клер Килби (Jack St. Clair Kilby)
из Texas Instruments (а не Intel!) изобрел первую интегральную схему, основу современных микросхем.
В 1971 году Intel создала первый “центральный процессор” (CPU), Intel 4004, а двумя годами позже – Intel 8008, который был использован в первом персональном компьютере, MITS Altair 8800. Впервые компьютер был достаточно “дешев” и компактен для домашнего использования. Компьютерных игр, или лучше сказать, видеоигр для таких “крутых” машин не было, хотя первая “игра” была изобретена физиком, Уилли Хигинботемом (Willy Higinbotham),
страстным игроком в пинбол и заядлым курильщиком, работавшим на Национальную Лабораторию Брукхэвена (Brookhaven National Laboratory) и занимавшимся ядерными исследованиями в Аптоне, штат Нью-Йорк. На дне открытых дверей в 1958 году он решил удивить посетителей и присоединил осциллоскоп к “небольшому” лабораторному компьютеру, сделал две коробочки с кнопкой и рукояткой и благодаря помощи Роберта В. Дворака (Robert V. Dvorak) написал небольшую программу: длинная горизонтальная линия внизу экрана ограничивала
“поле”, маленькая вертикальная линия была “сеткой”, а оригинальным названием этого почти неизвестного революционного изобретения было “Теннис для двоих” (“Tennis for Two”).

В 1966 году Ральф Бир (Ralph Bear), немец по происхождению, записал идею того, над чем он уже долгое время размышлял. Он назвал это “Домашней Телеигрой”. Через год эта система была создана и включала в себя несколько игр (настольный теннис, волейбол, футбол) и даже световой пистолет для “стрельбы по большим пикселям”. На рынок, правда, эта разработка в своей изначальной форме не вышла. Компания под названием Magnavox купила лицензию в 1970-ом, а в 1972-ом, после некоторых технических усовершенствований, выпустила первую игровую
приставку Odyssey. В том же году, человек по имени Нолан Бушнель (Nolan Bushnell) основал компанию Atari (на японском это означает “шах и мат”, термин из игры го). Он случайно оказался на презентации Odyssey и адаптировал пинг-понг для этой приставки для своей приставки. До этого он успешно проделал то же с игрой “Computer Space”, созданной по мотивам игры “Space Wars!”, разработанной в Массачусетском Технологическом Институте (MIT) в
начале 60-х. Так, вместе с “Понгом” родились аркадные игры, и с тех пор им сопутствует успех.

При том, что видеоигры 70-х и 80-х были созданы для телеэкранов с низким разрешением и использовали яркие цвета, компьютеры могли выводить один лишь текст. Мониторы компьютеров, с лучшим разрешением и монохромной картинкой, требовали совершенно других игр. Да и аудитория была другая. Те, у кого был доступ к компьютерам, являлись взрослыми профессионалами, а приставки были ориентированы на подростков. Грегори Иоб (Gregory Yob) в 1972-м в Дартмуте создал текстовую игру “Hunt the Wumpus”. Игрок, вооруженный пятью стрелами, отправлялся исследовать пещеры. В каждой пещере можно было найти подсказки, а целью игры было поразить Вампуса.

Чуть позже, в том же самом году Уилли Краутер (Willie Crowther) сделал следующий шаг: на языке программирования Фортран он создал игру “Adventure”, также известную как “Advent” или “Colossal Caves”. Краутер был фанатом настольной игры “Dungeons” и отправил игрока охотиться за сокровищами в Мамонтовую пещеру, штат Кентукки.
Также как и “Hump the Wumpus”, “Adventure” стала популярной в Arpanet, военной, а затем и научной компьютерной сети, созданной в 1969. Потомка этой сети мы все хорошо знаем – это Internet.

Первым широко распространенным персональным компьютером, любимым пользователями и игроками, стал Apple II. Эта машина появилась на рынке в 1977 году и, претерпевая огромные изменения, сохранила популярность примерно до 1984 года. Но чьи же умы стояли за Apple? Стивен Возняк (Steven Wozniak) родился в 1950-м в Сан-Хосе, а Стив Джобс (Steve Jobs) – в 1955-м в Сан-Франциско. Они были знакомы со старших классов школы.
Оба были аутсайдерами, ботаниками, как сказали бы некоторые, и оба интересовались электроникой. После выпуска Возняк стал работать на Hewlett-Packard, а Джобс пошел в Atari. Уже в 1975-м Стивен Возняк хотел сконструировать свой собственный домашний компьютер в компьютерном клубе Homebrew в Пало-Альто. Он уже разработал компилятор Fortran’а и интерпретатор BASIC’а, но на прототип у него не было денег. Сначала он хотел использовать процессор Intel 8080, но цена в 179 долларов была слишком высока. Тогда Стивен решил взять Motorola 6800, но и этот микропроцессор стоил дорого. В поисках альтернативы он обнаружил процессор 6502 от компании MOS Technology. Этот процессор почти не уступал аналогичному от Motorola, но стоил всего 25 долларов! У собранного компьютера было только 8 килобайт оперативной памяти, для ввода и вывода вместо обычных перфокарт использовались клавиатура и телевизор. Стивен продал 220 экземпляров новинки! На встрече в компьютерном клубе Homebrew, где проходила демонстрация собранного компьютера, Стивен Возняк встретил Джобса, и они вместе решили рискнуть и основать собственную фирму. Так первого апреля 1976 года появилась компания Apple Computer. Apple I продавался плохо, его базовая конфигурация стоила “всего” 666,66 долларов, и с
ним было связано еще много проблем. Возняк занялся усовершенствованием, и через год появился Apple II. У этого компьютера был цветной дисплей, поддержка звука, оперативная память варьировалась от 4 килобайт до 48-ми. Также у этой машины было восемь слотов расширения, что позволяло использовать дополнительное оборудование вроде стриммера, дисковода (чуть позже) или принтера. По сегодняшним меркам это звучит странно, но в операционной системе этого компьютера не было ошибок, кроме единственного неверного сообщения о неисправности. Вы можете спросить, в чем же состояла работа Джобса? Возняк занимался аппаратным и программным обеспечением, а вотчиной Стива Джобса был маркетинг во всех его проявлениях, к примеру, он занимался дизайном внешнего вида компьютера. Начальная цена Apple II была довольно высока – 1298 долларов, но Возняк и Джобс в первые несколько месяцев все равно продали около 300 компьютеров. Многие годы большинство (адвенчурных) игр в первую очередь выпускались для Apple II (особенно в США).

Крупнейший производитель компьютеров в мире, компания IBM, обратила внимание, что настольные компьютеры становятся все более и более популярными. На “судьбоносной встрече” в августе 1981-го менеджеры фирмы решили провести эксперимент и дали Филипу Эстриджу (Philip Estridge) задание разработать за год свой вариант ПК. Из-за крайней ограниченности в ресурсах, Эстридж использовал оборудование сторонних производителей и даже
программное обеспечение третьих лиц. С выбором процессора дела также обстояли не лучшим образом.
Motorola 68000 был очень быстр – столь же быстр, как и индустриальные компьютеры IBM ценой в 100 тысяч долларов. Эстридж, который хотел использовать 16-битный процессор для конкуренции с 8-битными компьютерами, был вынужден взять самый медленный (!) процессор – Intel 8086. 12 августа состоялась презентация IBM PC. Его архитектура была открытой, все компоненты могли быть заменены, и только BIOS был защищен копирайтом IBM. И
это было очень хорошим решением.

В 80-е компьютерные рынки были очень разными. В США серьезные игроки играли на персональных компьютерах Apple II и IBM PC и их клонах, а подростки играли на приставках. В Европе же ситуация была иной. Apple там не был популярен, а IBM PC использовался только для работы. Для PC было выпущено несколько игр, но особой популярности они не достигли, а после грандиозного краха консольного рынка перед тем, как Nintendo выпустила свою приставку NES (которая так и не стала по-настоящему популярна в Европе), и игроки, и пользователи покупали так называемые домашние компьютеры, в особенности две модели от компании Commodore Business Machines
(CBM). Человека, создавшего их, звали Джек Трамиль (Jack Tramiel). Трамиль, польский еврей, эмигрировал в США после Второй мировой войны и основал свое дело, начав в 1958-м году выпускать пишущие машинки, мебель для офисов, а несколькими годами позже, после визита в Японию, первые в Америке карманные калькуляторы. В 1977 году Commodore выпустила первый компьютер, PET (Personal Electric Transactor). Пять лет и несколько моделей спустя, CBM сделала самый популярный домашний компьютер, Commodore 64, проданный, по разным источникам, в количестве от 20 до 30 миллионов копий.

В том же самом году, когда был анонсирован C64, Джеем Майнером, Ларри Капланом и Дэвидом Морсом (Jay Miner, Larry Kaplan and David Morse) была основана компания Hi Toro. Их целью было создание новой системы для видеоигр, которая бы заинтересовала и инвесторов, и разработчиков. В 1983-м, в год великого кризиса, они почти закончили свой ПК, который выглядел как система для видеоигр, и переименовались в Amiga – по-испански это значит “подруга”. В 1984-м новый компьютер все еще не был закончен, а денег становилось все меньше и мень-
ше. Джек Трамиль в поисках преемника C64 купил Amiga. В июле 1985-го новый бренд, Amiga 1000, был представлен изумленной аудитории в Центре Линкольна в Нью-Йорке. Трамиль не был доволен тем, что его продукция пользовалась успехом лишь в сфере развлечений, он хотел захватить рынок профессиональных бизнесменов. Это привело к серии ошибок, которая закончилась банкротством CBM в 1994-м. Но, несмотря на это, у домашних компьютеров Commodore и сейчас огромное число фанатов, которые весьма активны и по сей день.

Конечно, эта статья не может рассказать обо всех крупных событиях, произошедших в компьютерной индустрии за последние десятилетия. Но я надеюсь, что она дает общее представление о тех предпосылках, благодаря которым сложилась сегодняшняя ситуация с аппаратным и программным обеспечением. Кто не помнит свой первый компью-
тер или первую игру? Как бы выглядела Windows без графической оболочки типа Mac OS или Amiga Workbench? Большинство пионеров сгинуло за эти годы, но следить за новинками не менее интересно, чем изучать историю компьютерного мира. Все новые и новые события происходят в этом мире, все время появляются новинки, от Gameboy до трехмерных дисплеев. И все мы знаем, что до того момента, когда мы сможем играть в адвенчуры на холодеке или подключать мозги к киберпространству, еще очень далеко.

Журнал: The Inventory



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2047

Комментарии:

Оставить комментарий