Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Спасайся, кто может!

Название: Guwange
Жанр: хм… shoot’em up
Разработчик: Atlus / Cave
Платформа: Аркадный автомат
Количество игроков: 1-2
Год выхода: 1998
Размер рома: 17.4 mb

Часть первая (филосовско-ностальгическая)
Спасайся, кто может!

То, что японцы — мастера на все руки, известно всем и каждому. А то, что они большие доки в игростроении — не удивит никого и подавно. Как ни крути, Япония — самая играющая страна и за всю историю геймдева, в стране Восходящего солнца было выпущено, наверное, столько игр, сколько было выпущено пуль по ненавистным боссам во всех пройденных нами шутерах. Но иногда, разгребая пыльные залежи старых ромов на каком-нибудь сайте, натыкаешься на такие бриллианты, что хочется встать в полный рост, и, размахивая очередной, нежданно найденной шедевральной антикварностью, заорать во весь голос:

— Доколе?!.. Доколе современные девелоперы будут пичкать нас вторичными, сырыми и недоработанными игрушками, когда каких-нибудь пять-шесть лет назад, при значительно более скромных програмных и системных возможностях, выходили такие игры, от которых оторваться было невозможно?… Когда о 3-D только мечтали, когда слово «шейдер» звучало как нечто неприличное, а способности современных движков могли присниться разве что в кошмарном сне при неудобной позе, да и то, со страшного перепоя?… Когда весь геймплэй строился только на идее, атмосфере и играбельности, трёх китах любой игры, будь она компьютерная, настольная или напольная?!…

Подобные невесёлые вопросы хоть раз наверняка возникали в голове каждого поклонника эмуляторов после прохождения какой-нибудь очередной ископаемой, но от этого не менее увлекательной, игрушки. Время не властно над вечными ценностями, и, слава Богу, что есть люди, которым не жаль времени и сил на бескорыстное создание эмуляторов и перекодировку старых игр, и, слава Богу, что находятся люди, готовые юзать всё это шароварное добро, получать свою порцию ностальгии и хорошего настроения и поминать добрым словом как создателей старых игр, так и тех, кто сделал сегодня доступным для нас то, что, казалось, утеряно безвозвратно.

Вы спросите, а к чему столь долгое и туманное вступление? Да к тому, что, безусловно, среди старых игр масса жемчужин, шедевров, родоначальников целых жанров и направлений. Однако среди них нередко встречаются шедевры. Недооцененные. Игры, которые, при всём их новаторстве и потенциале, по тем или иным причинам так и не заслужили почёта, уважения и соответствующего внимания геймерской общественности. Чаще всего это связано с коммерческой составляющей игростроения. Всё-таки это индустрия, и если какой-либо продукт не пользуется массовым спросом, то какие бы гениальные идеи не были заложены в него — самому продукту (а иногда и его создателю) прямая дорога в trash bin, то бишь в забытьё. Именно об одной из таких игр мне бы и хотелось вам поведать.

Часть вторая (информационная)
Компания Cave — известный разработчик аркадных игр, а в сотрудничестве с Atlus, ими в течении нескольких лет было выпущено несколько весьма хитовых шутеров. В частности, в 1998 году с их стапелей был спущен успешный шут’эм ап ESP Ra.De, а годом ранее увидел свет знаменитый хит DoDonpachi сиквел не менее угарного Donpachi). Вероятно, коммерческий успех вышеназванных проектов был столь велик, что Cave, во главе с чиф-программером Цунеки Икедой и продюсером Кеничи Такано, решили выдать на-гора нечто эдакое, нестандартное, новаторское. И вот, в далёком 1999 году, на свет появился Guwange. К сожалению, мне неизвестна участь этого шутера в самой Японии. Однако, судя по рейтингу популярности на различных ром-сайтах, можно сказать, что не так уж много людей спешат скачивать эту игру. Рискну предположить, что коммерческая судьба этого проекта оказалась весьма незавидной. И далее мы попробуем разобраться, почему ж так сталось…

Часть третья (эмоциональная)
Очевидно, что лучшие вещи получаются тогда, когда делаются с вдохновением, от души и ради собственного удовольствия. То, что Guwange сделана с любовью — не вызывает никакого сомнения! Сохранив всё лучшее, что присуще классике жанра, разработчики попытались внести новую струю в, казалось бы, забуксовавшее на одном месте направление. Но, обо всём по порядку.

Действие игры происходит в Японии, в Эпоху Муромачи, то бишь в период с 1333 по 1573 годы. Время было неспокойное, конфликтное, и, как бы выразились сегодня — беспредельное. Власть предавалась роскошной жизни и разврату, будучи полностью безразличной к государственным делам, что и привело к полному бардаку внутри государства. А итогом тяжёлого налогового бремени и непрекращающейся борьбы за власть стала затяжная хроническая гражданская война. Эпоха Муромачи — это эпоха хаоса и всеобщего смятения. Именно в такое смутное время и происходят события игры Guwange.

Итак, как обычно, нам на выбор предлагается три героя. К сожалению, мои познания в японском языке равны нулю, а юзать мне довелось только японскую версию (возможно, европейской не существует вообще), посему, обозначить героев поимённо я вам не смогу. Среди трёх предлагаемых персонажей (слева направо):

Некий, явно закалённый в боях воин, неопределённого возраста, в жутковатой красной маске с рожками. Можно только догадываться, что он скрывает под маской.
Милая девочка-подросток. Такую нередко встретишь во всевозможных японских аниме и мангах в качестве главной героини.
«Юноша бледный со взором горящим». Не знаю, как вам, а мне он показался кем-то похожим на Гарри Поттера, только на японский манер.
В комплекте с героем вы получаете некоего напарника, который явится по первому Вашему зову и поможет в наиболее тяжких моментах игры тем, что усилит Вашу огневую мощь. Если Вы выбрали Воина, то в напарники получите тучного однорогого демона, если выбрали Девочку — то вашим партнёром станет белый волк, если Юношу — получите в нагрузку подозрительной наружности носатого зелёного «клоуна». Для вызова напарника во время игры достаточно на некоторое время зажать кнопку стрельбы. Ваш партнёр — важная составляющая сюжета, и концовка игры напрямую будет связана с его персоной. Поэтому сразу хорошенько его рассмотрите и запомните «в лицо». Кроме того, в вашем арсенале — традиционный «супер-удар», уничтожающий все летящие на вас пули и всех бегущих на вас врагов. Единственный нюанс — этот самый супер-удар — направленный. То бишь, с его помощью вы уничтожите только то, на что его направите, а не всё, что есть живого на экране, как в других шут’эм апах. Как это частенько бывает, по ходу игры вам придётся собирать золотые монетки, которых здесь буквально кучи, и ловить вылетающие из тел поверженных врагов бонусы. Они усилят ваше оружие, и добавят неуязвимости. Ну, что ж, перса мы выбрали, монетки в чрево автомата запихнули… Жмём кнопку «старт».

Нашему вниманию предлагается небольшая, полуанимированная манга, в которой нам разжуют, какого беса мы будем продвигаться по локациям, уничтожая всё, что шевелится. Завязка сюжета банальна до слёз — некие непрошенные гости ворвались в ваш тихий мирный дом и похитили вашего близкого родственника (кого именно, зависит от того, какого героя вы выбрали). На кой им сдался ваш родственник — а Босс его знает! Вот с этим вопросом мы и отправимся на поиски этого самого Босса. Согласитесь, такое мы видели уже тысячу раз, и этим нас не удивишь.

А вот теперь переходим к вкусностям. Первое, что обращает на себя внимание — это некоторая блеклость графики. Нет, это не от того, что игра старая. Так было задумано изначально! Не знаю, возможно, художники пытались стилизовать графику под древнюю японскую акварельную живопись, но всё, что вы увидите на экране, изображено в мягких «пастельных» тонах. И, если вы — фанат термоядерных, кислотных расцветок а-ля Marvel Vs. Capcom, то такое цветовое решение наверняка вас отпугнёт. Меня же это поначалу озадачило, а потом — понравилось. Ведь, несмотря на «мягкость» картинки, спрайты врагов очень чёткие и хорошо различимые. И даже когда весь экран заполняется летящими в вас пулями — вы легко ориентируетесь в пространстве, и ни один вражина не пройдёт незамеченным.

А вот взрывы — просто замечательные! Сочные, яркие, кроваво-красные… Таких красивых взрывов я не встречал ни в одном шутере. Уж не знаю, как удалось в 2-D создать такие «объёмные» и «вкусные» взрывы, но когда очередная вражеская морда разрывается на части таким живописным образом — сердце наполняется тихой радостью и «чувством глубокого морального удовлетворения». Сами локации, да и все действующие лица, изображены в 2D, однако картинка в целом стилизована под изометрию. То есть, такое ощущение, что вы наблюдаете за происходящим с низко летящего вертолёта. В процессе игры вашего протагониста вы видите со спины. Герой как герой, ничего особенного. Но враги… И вот на этом самом месте мне бы хотелось снять простреленную шальными пулями каску и долго-долго целовать пыльные кроссовки дизайнеров. Похоже, что дизайнерам игры Guwange дали задание создать самых отвратительных врагов, которых они только могут себе представить. Проходя игру первый раз, я ловил себя на том, что переставал стрелять (чтоб разлетающиеся по всему экрану пули не мешали созерцанию), и внимательно разглядывал бегущих на меня гадов. Тут вам и обычные человекоподобные «воины тьмы» (конные и пешие), и некие жуткие гибриды людей и животных, деревянная неуклюжая «бронетехника» и прочие механизмы уничтожения, повозки в свиной упряжке… Не хочу раскрывать все тайны, будете играть — сами увидите! Поверьте, эту игру стоит пройти только ради того, чтоб «насладится» безграничной фантазией дизайнеров. Отдельный поклон и поцелуй создателям игры — за дизайн боссов, но об этом чуть ниже.

«Вторая часть Мерлезонского балета» — собственно игровой процесс. Что нам, как правило, предлагают обычные стандартные скролл-шутеры? Управление неким летательным аппаратом (самолёт, вертолёт, космолёт…) и движение снизу вверх (гораздо реже — слева направо). Guwange же предлагает нам нечто совсем иное (и в этом — одна из его прелестей). Во-первых, перемещаться нам доведётся на своих двоих. То есть, вроде бы, как в играх класса beat’em up. Однако, кулаками помахать не дадут, позволят только палить из огнестрельного оружия. Значит, всё-таки, shoot’em up… Во-вторых, двигаться нам доведётся во всех направлениях. Нет, о свободе перемещения даже не мечтайте, это вам не пгт Сан-Андреас. Игра всё-таки аркадная, да и Его Величество Скрипт никто не отменял. Поэтому, экран сам будет заботливо вести вас по локации в нужную сторону, но это движение будет происходить в разных направлениях!!! Причём, за один уровень направление будет меняться несколько раз!!! И от вас его движение не зависит никак. Хочешь не хочешь, а идти придётся только так, как задумано разработчиками. Снизу вверх, а потом — справа налево… Слева направо, потом вверх и немного вниз… А чаще всего — по какой-то замысловатой траектории!!! Признаюсь, такого я не встречал ни в одном скролл-шутере.

Так вот, по моему субъективному мнению эта самая фишка с движением в разных направлениях и отпугнула фанатов скролл-шутеров от Guwange. Ортодоксальные геймеры попросту не приняли такого безобразия. Да уж, конечно… Куда приятней лететь по прямой, как доска, траектории, навстречу тёплому ветру… И очень жаль, что эта идея так и не получила дальнейшего развития. А ведь именно такие вещи (ИМХО) и вносят определённый элемент непредсказуемости в достаточно всё-таки однообразный геймплей шут’ем апов… И эх…

И ещё один момент. Опять-таки, благодаря «непрямолинейному» продвижению, будут возникать ситуации, когда часть врагов окажется у вас за спиной! А стрелять вы можете только вперёд, и уничтожить врагов позади себя не сможете, как бы этого не хотелось… Уж не знаю, зачтёте вы это в достоинства игры или в её недостатки, но подобного в скролл-шутерах я тоже не припомню. Я бы всё-таки посчитал это достоинством и одной из фич Guwange, так как возникают дополнительные сложности в маневрировании, когда приходится уклоняться от десятков несущих смерть снарядов, летящих на вас со всех сторон.

«Третья часть Мерлезонского балета» — боссы! Боссы достаточно разнообразны, ведут себя абсолютно по-разному и по-разному (но одинаково омерзительно) выглядят. И вот вам ещё одна из фишек Guwange — все герои (точнее, вражины) очень правдоподобны. В том плане, что воспринимаются не как некий набор пикселей на экране, а как живые, реально существующие персонажи, со своим характером и со своей судьбой. Признаюсь, некоторых мне было даже жалко убивать, до того «симпатичные»… Боссы также перемещаются по локации во всех направлениях, причём каждый — по-своему. По традиции они нелегко поддаются аннигиляции, а некоторые представляют собой нечто вроде матрёшки. Вы вроде бы уже с ним расправились — ан нет, из него выпрыгивает второй, поменьше, пошустрее… Так что, попотеть на боссах придётся основательно. Самый последний Босс (именно так, с большой буквы) заслуживает особого внимания. Скажу честно, игру проходил уже раз двадцать, и знаю её практически наизусть, но всякий раз, когда на экране появляется он — чувствую неприятный холодок по спине… Это ж надо такое придумать… Кошмар… Это я о его внешнем виде. Поверьте, на это стоит посмотреть! Последний Босс — самый толстокожий, и более того — в нём прячутся ещё двое, которые будут появляться по очереди. Пройти его (их) без повреждений — крайне тяжело, у меня пока не получилось, хотя я знаю как минимум одного маньяка, который всю игру прошёл на одном кредите… Следовательно, игра хоть и сложная, но достаточно честная!

«Четвёртая часть Мерлезонского балета» — озвучка и музыка. Что ж, вероятно господа разработчики, ведомые неугомонными Кеничи Такано и Цунэки Икедой, решили сделать игру, не похожую ни на что! Это касается и музыки. Сравнить её можно… хм… с саундтреком к какому-то фильму. Очень нестандартная для компьютерной игры музыка. Все музыкальные темы достаточно яркие, разноплановые, и при этом совершенно не грузящие, мелодии ясные и запоминающиеся, с лёгким японским привкусом. Помню, меня очень удивило, когда на третьей локации, где побоище происходит ночью, заиграла медленная и красивая, я бы даже сказал, задушевная мелодия. На экране такой массакр творится, а музыка лирическая… До меня только потом дошло, что композитор ставил целью озвучить не действие, происходящее на экране, а озвучить местность, где всё это происходит… Очень нестандартное решение для шут’ем апа, где, как правило, звучат однообразно-бодренькие псевдо-героические умца-умца… Всю музыкальную дорожку создал Масахиро Кусуноки (он же писал музыку для ESP Ra.De, и ещё для кучи других игр), и его работа привносит неповторимый шарм в атмосферу игры. В свой хит-парад я бы включил ту самую, медленную мелодию из третьего «ночного» уровня (просто прекрасная музыка), титульную тему (которая играет при выборе героя и задаёт отличный настрой для игры) и финальную, (ту, что звучит на финальных титрах). Остальные мелодии также подобраны очень удачно, великолепно дополняют атмосферу и абсолютно не приедаются. Озвучка тоже на высшем уровне — выстрелы, взрывы… Мне особенно понравился звук попадания снарядов в тело героя (за которого вы играете) — эдакий смачный «чмяк». Просто физически ощущается, как пули безжалостно впиваются в живую сочную человеческую плоть. А также очень понравилось, что постоянно, непонятно откуда, доносятся едва слышные стоны, детский смех, какие-то шорохи, плач… Если играть в наушниках — весьма способствует созданию должной «жуткой» атмосферы. Справедливости ради, стоит заметить, что вышеуказанные дополнительные звуковые фишечки были вмонтированы в музыкальные трэки, но так ли это, в конце концов, важно…

После уничтожения финального боса вы снова посмотрите коротенькую полуанимированную мангу, в которой вам расскажут, чем закончились все ваши мытарства. Концовка тоже не совсем стандартная, и разнится в зависимости от выбранного вами перса. И обязательно досмотрите до конца финальные титры, точнее — ролик, который будет прокручиваться во время титров. У вас появится повод пройти игру снова :-)

Часть последняя (резюмирующая)
Вывод об этой незаурядной игрушке вы сделаете сами, когда пройдёте её! Поэтому смело качайте, тем более дистрибутив занимает меньше 20 мегабайт, что для такой игры — совсем немного. Могу сказать только одно: Guwange — игра культовая, а как и любая культовая вещь, она способна вызвать как безграничное обожание, так и полное неприятие. Это работа, в которой чувствуется некий особый дух и любовь создателей. Наконец, это просто ураганный шут’ем ап, с необычной захватывающей атмосферой и потрясающей реиграбельностью. И даже если вы, пройдя её один раз, так и не поймёте моих восторгов по поводу этой игры — мой вам совет, не поленитесь, пройдите её ещё раз. Ведь в любом случае, мы имеем дело с хардкорным, и при этом весьма небанальным и новаторским скролл-шутером, обладающим уникальной и убедительной атмосферой, с массой новых идей и нестандартных решений. Которые, увы, так и не были в своё время оценены по достоинству. Как и любая стоящая вещь, она требует осторожного и неоднократного к ней обращения, и каждый раз, гарантирую, вы будете находить в ней что-то новое.

Геймплей: Не оторваться!
Графика: Вам нравится Босх?
Звук / Музыка: Идеальные
Сложность: Попивая пивко и тыкая одним пальцем — не пройдётё!
Управление: Если количество пальцев на обеих руках у вас больше четырёх — справитесь!
Сюжет: Попытка (возможно, первая и единственная в своём роде) создания хоррор-скролл-шутера…
Реиграбельность: (ИМХО) Нереально высокая

Много драйва, вражин, золотых монеток, красивых взрывов
Мало сиквела, продолжения, ещё одной части…

Вердикт
Хит, с так редко встречающейся в скролл-шутерах атмосферой

P.S: Скриншоты не прилагаются, потому как это чудо надо видеть своими собственными глазами.

Ну, вот… Собирался написать кратенький обзор, а в итоге получилось объяснение в любви в трёх томах с прологом и эпилогом. И — эх, как редко такое случается…

Автор: Hammer
Журнал: Game Bit



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2017

Комментарии:

Оставить комментарий