» » Атари. Основатели индустрии компьютерных развлечений
Навигация по сайту
Принимаем пожертвования

Яндекс: 410012588249319
WMR: R371578751646 (рублики)
WMZ: Z803750001922 (доллары)

Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Атари. Основатели индустрии компьютерных развлечений

Атари. Основатели индустрии компьютерных развлечений

Всем привет! Сегодня я хочу рассказать вам об истории самой известной, особенно среди ретроигроманов, компании, которая проделала путь от идеи до вершин игростроительства ещё в семидесятые годы прошлого столетия. Я говорю о компании «Атари».

Многие могут сказать, что «Атари» - это прошлый век, что сейчас эта компания уже далеко не лидер на рынке компьютерных развлечений. Да, возможно, эта точка зрения сейчас считается верной, особенно для тех, кто познакомился с компьютерными играми в конце девяностых. Но моя задача рассказать как раз о времени, когда обычным обывателям и мечтать не приходилось о компьютерных играх и, конечно же, о том, кто стоял у истоков развития этой индустрии. Чтобы картина была ясна, сразу перенесёмся в начало семидесятых.

Предыстория
В самом начале семидесятых мир впервые увидел игровую приставку. Конечно же, тогда это была непохожая на известные нам Денди, Сегу и ПлейСтейшн коробочка. Изобретателями таких аппаратов были программисты и инженеры, которые не хотели заниматься только различными расчётами, к которым и сводилась работа программиста тех времён. Но поверьте, массово эти приставки никто не производил и не разрабатывал, ведь создавались они благодаря стараниям отдельных энтузиастов.

Представьте себе, что какой-нибудь гениальный программист из Силиконовой Долины вдруг решает бросить свою рутинную работу, чтобы воплотить в жизнь идею, которую ещё никто в мире не догадался воплотить. Само собой, он не единственный, ведь где-то в другой стране, возможно, тоже есть человек, который задумался над тем же. Благодаря таким людям, среди крупных исследовательских центров проводились различные технические выставки. Вы должны представлять, что выставка призвана показать новинки индустрии, а в капиталистических странах (в отличие от СССР) ещё и для привлечения спонсоров для работы над конкретными проектами. Я рассказываю это для того, чтобы стали понятны предпосылки развития бизнеса начинающих компаний, и стал понятен вопрос, как компании находили гениальных разработчиков.

На одной из таких выставок и была показана первая игровая приставка «Odyssey», которая была разработана ещё в 1966 году, но действующую модель показали только в 1972. Эту приставку увидел Нолан Бушнелл (будущий основатель компании «Атари»), который тогда уже не был простым инженером в Силиконовой Долине, и задумался над тем, чтобы открыть своё дело, связанное с компьютерными играми, которые пока ещё не производились совсем.

Итак, в 1972 году Бушнелл основал компанию «Атари». Её сотрудниками были три человека: он сам, инженер, а впоследствии и главный разработчик игр, – Аллан Элькорн и партнёр Нолана по бизнесу - Тэд Дэбни. Последний практически сразу ушёл, считая этот бизнес неприбыльным.

Нолан Бушнелл объяснил, как появилось название компании. Его любимой логической игрой была «ГО». В игре, перед захватом группы противника, японцы вежливо предупреждали соперника: «Atari!», и Бушнелл посчитал, что это очень мощное название для компании, которая просто обязана стать легендарной. Как мы знаем, он не прогадал ни с названием, ни с выбранным направлением бизнеса.

«Pong» и начало эры компьютерных развлечений
Вдохновлённый приставкой «Odyssey» и игрой «Теннис», которая была одной из десяти на этой приставке, Бушнелл задумал тестовый проект. Он попросил Элькорна создать игрой автомат с подобной игрой. Так появился «Pong».

Автомат поставили в одном из кафе, где уже стояли автоматы с игрой «Pinball». Буквально через небольшой промежуток времени у автомата собралась толпа. На следующий день Бушнелл и Элькорн пришли в кафе, когда им позвонили, что автомат видимо, сломался, и обнаружили, что дело было не в поломке, а в том, что автомат был полностью забит монетками. Это был успех, который подтолкнул «Атари» к массовому производству игровых автоматов «Pong».

Нолан поставил целью изготовление сотни автоматов в день. Поначалу это казалось нереальным. Но через пару месяцев цель была достигнута. Тут-то и начали поступать крупные заказы. В результате, «Pong» стал известен всему миру. Пару лет выпускались игровые автоматы с различными вариациями «Понга», а «Атари» не собиралась останавливаться и обратила взор на микросхемы.

В 1974 году было решено сделать «Pong» игрой, в которую можно поиграть дома, перед телевизором. Через год игра увидела свет. Это был очередной прорыв, потому что помимо того, что в известнейший «Pong» можно было поиграть дома, «Атари» выпускала ещё несколько игр различной тематики на игровых автоматах.

Для разработки новых игр требовались программисты, поэтому для привлечения новых сотрудников Нолан Бушнелл превратил офис компании в место, где работа казалась развлечением. У них в офисе даже было джакузи! Но внезапно радость чуть было не омрачилась бедой. На «Атари» подал в суд Ральф Бэйр, изобретатель «Odyssey». И, оказалось, что за шесть лет до «Атари» уже были придуманы компьютерные игры! Но, одно дело придумать, другое дело – развить. Несомненно, Бэйр – гениальный человек, ведь он к тому же придумал световой пистолет! Да-да! В семидесятые - это был прорыв. Но речь сейчас не об этом. «Атари» выплатила четыреста тысяч долларов компании-производителю приставок «Odyssey» «Magnavox». Ральфа Бэйра так и не назвали отцом видеоигр, несмотря на то, что его приставка была запатентована ещё в 1968 году. Нолан Бушнелл остался при своем титуле. И теперь «Атари» готовилась к новому прорыву.

Video Computer System открывает «Золотой век Атари»
Развитие компьютерных чипов позволило фирме «Атари» в 1975 году начать разработку игровой приставки. Рабочее название её было «Stella». Заметьте, что популярный эмулятор для Atari 2600 как раз и называется «Stella». По мне, это очень символично. Но не будем отвлекаться. Так вот, буквально через год выходит приставка от компании «Fairchild Semiconductor», а у «Атари» не хватает средств, чтобы закончить свою приставку. Случилось это потому, что на «Pong» и её клоны резко упал спрос, ведь домашние версии «Понга» стали в разы дешевле и вдобавок, из Японии стали поступать новые игровые автоматы с игрой «Space Invaders» от известной (теперь уже) нам компании Taito.

В это тяжёлое время Нолан Бушнелл решает продать «Атари» компании «Time Warner», пообещав, что приставка будет закончена и выпущена. Как раз это и случается в 1977 году. Приставка второго поколения, названная «Atari VCS» увидела свет.

В 1978 году Нолан покидает «Атари», встретив разногласия в намеченном пути с руководством «Time Warner». Нолан хотел не останавливаться на новой консоли и вести разработки дальше, но пока приставка была на плаву, новые хозяева «Атари» не торопились с ней расставаться. К этому времени над созданием игр для приставки работало много программистов, в результате чего игры стали намного разнообразнее. Таким образом, к приставке (которая теперь называлась «Atari 2600») пришла бешеная популярность. Компания «Атари» даже купила права на производство игры «Space Invaders». Начался «Золотой век» для компании. Нанимались новые сотрудники, которые начали работать над различными проектами. Кстати говоря, многие из проектов так и не увидели свет, а некоторые даже были убыточными.

Один из успешных проектов воплотился в играх «Asteroids» и «Battlezone». Это был очередной технический прорыв от «Атари». Дело в том, что это были первые две игры, сделанные на основе векторной графики! Векторная графика дала возможность создавать трёхмерные игры даже при малой мощности процессоров того времени. Само собой технология применялась как для приставочных игр, так и в игровых автоматах.

В конце семидесятых залы игровых автоматов начали прикрывать, так как стали поступать жалобы от родителей, чьи дети прогуливали занятия, проводя в игровых залах практически всё время, также был отмечен рост преступности, якобы связанный с игровыми залами. В результате, в одной только Америке резко возросли продажи домашних игровых приставок настолько, что появился стимул массово выпускать огромное количество игр. Но эта массовость повлияла и на работу компании «Атари». Несколько именитых программистов, которые придумали и сделали основные хиты для приставки «Atari 2600» увидели, что их труд не ценится руководством, ведь бешеные прибыли с продаж картриджей никак не сказывались на гонорарах разработчиков самих игр. В результате программисты стали уходить из «Атари» и основывать свои собственные компании по производству игр для приставки «Атари».

Одной из таких компаний стала «Activision», которую основали три программиста из «Атари». Эта компания сделала много известных игр для приставок в начале восьмидесятых, а с появлением персональных компьютеров, таких как Commodore и ZX Spectrum, стала выпускать игры и для них. Но вернёмся к «Атари».

Начало восьмидесятых стало для компании временем потерь хороших кадров. Начались судебные разборки с новыми сторонними компаниями-производителями игр и «Атари». Та же «Activision» сумела выиграть судебную тяжбу, длившуюся почти два года. «Атари» ничего не оставалось, как разрешить сторонним компаниям выпускать для их приставки игры. Это был третий этап в стремительном развитии индустрии компьютерных игр, ведь компании сделали кучу хитов, давших приставки очередную волну популярности, а впоследствии удачные порты на другие платформы и даже серии игр.

Поиски нового
Наводнённый различными продуктами, рынок компьютерных игр начал потихоньку разваливаться. Произошло это потому, что многие компании выпускали просто очень некачественные игры, прикрываясь сильными названиями. Это могли быть игры по фильмам, по комиксам. Раскрученное название фильма или комикса заставляло покупать игру, которая впоследствии просто оказывалась бесполезной тратой денег. Поэтому, начиная примерно с 1982 года на «Атари» выплеснулась волна недовольства, хотя «Атари» практически не имела отношения к производимым сторонними компаниями играм. Однако, результат всего происходящего всё-таки стал плачевным. «Time Warner» продала «Atari», а американский рынок компьютерных игр попросту обрушился.

Но вернёмся немного назад. В семидесятых, в «Атари» работал небезызвестный человек Стив Джобс. После ухода из «Атари», он основал фирму «Apple». В «Атари» Стив трудился над созданием домашних компьютеров, и теперь вы понимаете, почему «Apple» начинала именно с компьютеров. Весь разговор я веду к тому, что в середине семидесятых в «Атари» уже задумывались над созданием домашних компьютеров. И когда на рынке появились «Apple», «Commodore» и другие восьмибитные компьютеры, «Атари» просто обязана была выпустить продукт, который смог бы с ними конкурировать.

Помимо всего прочего мир увидел знаменитую приставку из Японии «Famicom», известную в США как «NES», а у нас как «Денди». В 1983 году эта приставка открыла третье поколение игровых консолей. В то время «Атари» уже вовсю занималась разработкой собственного восьмибитного компьютера, который должен был отлично конкурировать с Apple и подобными машинами. Первая восьмибитка, которая, по сути, превратила консоль «Атари 2600» в компьютер с улучшенными характеристиками графики и более мощным процессором появилась на рынке ещё в 1979 году. Было выпущено две базовых модели: «Атари 400» и «Атари 800» с четырьмя килобайтами ОЗУ и восьмью соответственно. В течение пары лет эти машинки довольно хорошо продавались, но для конкуренции с «NES» этого явно было недостаточно.

Начало конца
Мы прекрасно понимаем, что приставка и компьютер – совершенно разные вещи. Тем более, это хорошо понимала и «Атари». Ей требовался продукт, который затмит «Coleco Vision», а как мы уже знаем, вскоре на арену должна была выйти абсолютно хитовая консоль, я бы даже сказал консоль-бестселлер среди восьмибитных машин. Да, я имею ввиду «Денди». Но пока она не появилась, «Атари» уже разработала приставку, которая была создана на основе компьютеров «Атари 400» и «Атари 800». Но из-за того, что компания продолжала упорно поддерживать свою «Атари 2600», модель 5200 получилась очень сырой в техническом плане. Было множество проблем с программной совместимостью, кроме того, на ней не запускались игры с «Атари 2600», и даже выпуск специального адаптера для картриджей от «Атари 2600» не помог продажам «Атари 5200». В результате получилась провальная приставка, которой «Атари» практически и не стала заниматься. А ведь всё могло получиться, потому что в это же время (1982-1983 годы) «Атари» выпускала новые модификации восьмибитных компьютеров. Это были машины серии «XL», ставшей модернизацией «Атари 400-800». Но, к сожалению, неудачная маркетинговая политика компании не дала «раскрутить» эти модели, по сравнению с успешными восьмибитками других компаний.

К 1985 году «Атари» всё-таки немного реабилитировалась, выпустив успешную модель компьютера «Atari ST» и модернизировав серию «XL» до серии «XE». Впоследствии большинство игр, намеченных на приставку «Atari 5200» были воплощены для машин серии «XE», также для этой серии «Атари» выпустила много полезных периферийных устройств. Что касается компьютера «Atari ST», то он полноценно конкурировал со всем известной «Amiga», производства компании «Commodore» и компьютером «Macintosh» от «Apple». Плюсом был встроенный полноценный MIDI-интерфейс, который позволил использовать машину в профессиональных музыкальных целях. Известные группы, такие как «Kraftwerk» и «Queen», а также такие музыканты, как Жан Мишель Жарр использовали «Atari ST» в своей работе. Благодаря этим машинам появились всем известные секвенсоры «Cubase» и «Logic».

Учитывая, что восьмибитные компьютеры от «Атари» выпускались вплоть до 1991 года, фирма держалась на плаву и упрочняла свои позиции, хотя это уже были последние рывки на потерянном рынке компьютерных развлечений.

Последние разработки
В 1984 году была запущена пробная версия консоли «Atari 7800», которая должна была сменить игровую приставку «Atari 5200». Двумя годами позже, начались официальные продажи этой консоли. К сожалению, «Атари» не смогла вернуть себе даже части былой славы. По идее, эта модель должна была стать чем-то средним между приставкой и компьютером. Для неё даже выпускались клавиатуры, дисководы и принтеры. Но уж больно сильны были конкуренты в лице компаний «Нинтендо» и «Сега». Кроме того, консоль выпустила для «Атари» сторонняя компания «General Computer Corporation».

В конце восьмидесятых, «Атари» решила заняться портативными устройствами. Примечательно, что довольно успешным оказался IBM-совместимый компьютер «Atari Portfolio», выпущенный в 1989 году. Это было очень удобное устройство с картами расширения, ЖК-дисплеем и операционной системой DOS на борту. Компактное устройство не имело ничего лишнего, зато благодаря картам расширения могло служить различным целям. В фильме «Терминатор-2» Джон Коннор даже использует «Атари Портфолио» для взлома банкомата и открытия замка в лаборатории «Cyberdyne Systems». Таким образом, мы наглядно видим, что компьютер мог спокойно соединяться с обычными машинами, используя параллельный интерфейс (нам он известен как LPT).

В этом же 1989 году на рынок была выпущена портативная игровая консоль «Atari Lynx». Хочу отметить, что в то время портативные консоли имели ряд недостатков: малый ресурс батарей, большой, по сравнению с современными портативными приставками, размер и высокую цену. «Lynx» была не исключением. И в начале девяностых на рынке шла борьба двух портативных консолей – «Atari Lynx» и «Sega Game Gear». Последняя победила, благодаря грамотному маркетингу (опять-таки маркетинг подводит нашу «Атари») и продуманной рекламной компании.

Следом «Атари» разработала свой последний компьютер, но не последний продукт. Машина называлась «Falcon» и просуществовала на рынке всего лишь год. Внешне модель напоминала уже известные компьютеры серии «XE», но вот начинка немного поменялась. Причем «немного», наверное, мягко сказано. Дело в том, что «Falcon» был оснащён не только центральным процессором, но и мощнейшим по тем временам сопроцессором, что делало машину на порядок мощнее конкурентов. Правда, на цене это тоже отразилось.

Не знаю, может, «Атари» чувствовала, что эра восьмибитных компьютеров заканчивается, а, может, просто отдала дань моде, но, как я уже сказал, в 1993 году компьютеры «Атари» перестали выпускаться совсем. Само собой, игровой рынок развивался, на нём стали появляться мощные приставки, игры с более совершенной графикой, нежели старые восьмибитные поделки. И вот, как это вполне ожидаемо, «Атари» выпускает свою приставку пятого поколения – «Jaguar». Но и тут «Атари» ждал крах продаж. Компания «Sony» выпустила знаменитую «PlayStation». Выбор игр для приставки от «Sony» был куда выгоднее, а носителем был компакт-диск, против картриджа у «Атари Ягуар». И даже выпуск дискового носителя не спас продажи «Ягуара». Но приставка «Jaguar» нашла всё-таки своих поклонников, которые сами создали неплохую базу любительских игр для неё. Так приставка стала популярной уже много позже времени, когда она была на рынке. Неудачные продажи последней приставки «Атари» заставили фирму уйти с рынка консолей. Несколько операций по перекупке, делению и объединению, разрознили компанию до нескольких филиалов, каждый из которых занимался больше разработками игр под эгидами других именитых софтверных гигантов. Что произошло с компанией в результате, я обозначу в конце.

А сейчас, несколько хронологических моментов, которые можно свести воедино по результатам деятельности компании. Попробуем разбить историю «Atari» на несколько этапов:

1. Atari Incorporated (1972-1984) – первый успех с игровыми автоматами «Pong», успешные продажи консоли «Atari VCS» («Atari 2600»), выход множества культовых игр, развитие рынка видеоигр, появление восьмибитных машин.

2. Atari Corporation (1984-1996) – разработки новых машин, которые должны были держать «Атари» во главе рынка компьютерных развлечений. Время, когда «Атари» перестала быть успешной настолько, что от мощного гиганта в области компьютерных развлечений осталось только имя. Имя это было куплено в конце девяностых, когда для «Атари» наступил следующий период.

3. Atari Interactive (1998-2001) – период, о котором я намеренно не рассказывал. Итак, что же случилось с компанией «Атари», когда она перестала быть производителем железа? «Атари» в качестве имени стала принадлежать компании «Hasbro», в качестве её подразделения. Теперь это было просто юридическое название. Рынок требовал новых программных продуктов. Вот здесь и пригодились компании, которые могли выпускать игры и программы. «Atari», как бренд, видимо, уже не могла существовать самостоятельно.

В конце 2001 года название «Atari» фактически выкупила известная фирма «Infogrames». К этому времени Атари поддерживалась за счёт того, что состояла из небольших холдингов, каждый из которых занимался разработкой игр. Правда, ничего серьёзного не производилось, «Атари» всегда выступала как соразработчик какой-нибудь известной команды. Европейский, американский филиал и другие холдинги были объединены «Infogrames»в более крупные компании «Atari Inc.», «Atari Europe» и «Atari Interactive Inc.» В этом виде бренд «Atari» существовал до 2009 года, игроки стали замечать логотип Атари и на дисках с компьютерными играми. А в 2009 году названия всех компаний «Infogrames» объединила в одно - «Atari SA». В неё также вошли несколько других компаний-производителей игр. Я не стану вдаваться в подробности, какие именно, ведь интереснее будет узнать напоследок другое событие из жизни современной «Атари». В апреле 2010 года ушёл в отставку главный инженер «Atari SA» - Дэвид Гарднер, а его место занял легендарный основатель «Атари» Нолан Бушнелл.

Автор: tipa
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 770

Комментарии:

Оставить комментарий