Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Halcyon – мимолётная одиссея

Halcyon – мимолётная одиссея

В прошлом номере нашего журнала вы, уважаемые читатели, могли прочитать статью о замечательной игре Dragon`s Lair. В этом номере я хотел бы рассказать историю, которая, как выясняется, тесно переплетена с предыдущей. Итак, на волне успеха вышеупомянутой игры, использующей, как мы знаем, в качестве носителя информации лазерный видеодиск (LD), один из её создателей – Рик Дайер – решил создать собственную игровую консоль. И не просто игровую приставку, а интерактивную игровую систему. Рик являлся президентом фирмы Advanced Microcomputer Systems, которая затем была преобразована в RDI Video Systems. Благодаря неплохой прибыли, которую принесли продажи Dragon`s Lair, фирма смогла хорошо себя зарекомендовать на рынке индустрии видеоигр. Появилась возможность реализовать эту идею. Релиз новой консоли был запланирован на январь 1985 года.
Для тех, кто не читал предыдущий номер, кратко расскажу историю, которая в конечном итоге и привела к созданию этой консоли:

Рик Дайер был одним из многочисленных фанатов текстовой игры Adventure – одной из старейших компьютерных игр, созданной ещё в 1975 году. Игра представляла собой некий виртуальный лабиринт, для путешествия по которому было необходимо вводить текстовые команды. А игровые сцены рисовались исключительно в воображении игрока. Тут то Рику и пришла в голову идея добавить иллюстрации к каждой игровой сцене. Он реализовал её с помощью компьютера, использующего перфоленту для вывода информации. Затем он усовершенствовал технологию, используя фильмоскоп, создав специальный диафильм, который позже был синхронизирован с магнитофонной записью, где рассказчик описывал каждую игровую сцену. Это своё детище он назвал «Машина фантазий»(The Fantasy Machine). C появлением лазерных дисков он понял, что сможет реализовать свой проект, используя эту новую, на тот момент, технологию. Он пытался представить свой проект потенциальным производителям игр, но презентация провалилась. И вот теперь казалось, что проект мог быть успешно реализован.

Итак, что же представляла собой новая консоль?
«Вы верите в магию? Вы поверите». Так гласил рекламный листок готовящейся к релизу консоли. Давайте начнём с названия, думаю, сразу всё станет понятно. Оно происходит от HAL 9000, вымышленного компьютера с искусственным интеллектом, созданного культовым английским писателем-фантастом Артуром Кларком в произведении «Космическая одиссея», на основе которого не менее культовый режиссёр Стэнли Кубрик в 1968 году снял знаменитый фильм «Космическая одиссея 2001 года».
HAL9000 был способен не только распознавать речь и зрительные образы, общаться на обычном языке, но также читать по губам, создавать предметы искусства, проявлять эмоции. Именно к этому и стремился Рик Дайер, создавая свою консоль. Естественно достичь таких высот, которые были у HAL9000, технически не представлялось возможным, но кое-чего добиться всё же удалось. Система могла распознавать человеческий голос, синтезировать человеческую речь. По сути, консоль могла взаимодействовать с человеком и позиционировалась как думающее устройство, электронный член семьи, если хотите. Если пользователь включал систему, она приветствовала его, а затем просила произнести своё имя. После этого система обращалась к пользователю по имени. Так же она была способна периодически задавать и другие вопросы по истечении определённого промежутка времени, дабы общение происходило более плодотворно. Да, для 1985 года это был своеобразный NextGen. С точки зрения технических возможностей того времени, консоль могла бы стать самым продвинутым игровым устройством. Но этого, к сожалению не произошло. Почему? Ответ на этот вопрос я дам позже, а пока давайте познакомимся с техническими особенностями устройства.

Консоль состояла из двух блоков. Первый из них - компьютер Halcyone. Он базировался на процессоре Z80, включал в себя 64 Кб памяти, распределяемой между RAM и ROM. Специально написанная операционная система использовала математические возможности процессора, чтобы консоль могла распознавать человеческую речь. Кроме того, компьютер был оборудован специальным чипом синтеза речи Vortax. Благодаря включенному в операционную систему особому алгоритму озвучивания текста консоль имела некоторый словарный запас и могла корректно произнести несколько сотен слов, посредством упомянутого выше чипа. Также на борту имелась энергонезависимая память, позволяющая хранить данные о голосе пользователя и данные о состоянии игры. Чтобы вернуться к незавершённой игре, достаточно было просто назвать своё имя. Компьютер так же имел гнездо для специального игрового картриджа, к нему подключалась клавиатура, был разъём для подключения головной гарнитуры (наушника с микрофоном). А через последовательный порт к нему подключался второй блок — блок обработки видеоконтента. Представлял он из себя проигрыватель лазерных дисков Pioneer LD-700, который должен был идти в комплекте под брендом Halcyon. Хочу заметить, что со вторым блоком не всё было так просто. Изначально, по задумке создателя, в качестве второго блока должен был использоваться так называемый CED-проигрыватель. Был в своё время (1981-84 гг.) такой формат воспроизведения видео, разработанный корпорацией RCA.

Capacitance Electronic Disc (CED) — дословно ёмкостный электронный диск. Внешне CED были очень похожи на виниловые диски. Они выпускались в больших пластиковых «cuddy»-контейнерах. Контейнер полностью вставлялся в проигрыватель, где автоматика доставала из него 25-сантиметровый диск, содержащий 60 минут видео. Затем контейнер изымался, а диск оставался на воспроизведении, после чего, в обратном порядке вставлялся снова в контейнер. Сигнал с диска снимался с помощью иглы. Воспроизведение такой записи заключалось в изменении электрической ёмкости между электродом, расположенным на кончике воспроизводящей иглы, и металлической плёнкой видеодиска. Для воспроизведения нужен был плеер SelecaVision, который был значительно дешевле проигрывателей LD, да и по объёму записываемой информации CED в два раза превосходил LD. Однако в то время CED жёстко соперничал с крайне успешным форматом VCR — видеокассетными магнитофонами. Война форматов была им проиграна. В итоге к 1984 году плееры SelectraVisions продавались по цене всего лишь $149, а потом были и вовсе сняты с производства. В связи с этим печальным фактом, пришлось адаптировать консоль под проигрыватели LD, что привело к существенному удорожанию проекта. Из-за этого первоначально заявленная розничная цена консоли была примерно 2500$, а это, согласитесь, довольно дорого. Чтобы хоть как-то снизить цену устройства, рассчитывалось, что потребитель сможет покупать отдельно компьютер Halcyon, а в качестве второго блока подключить к нему свой LD-проигрыватель. Для этого система была сделана совместимой с разными моделями LD-проигрывателей.

Ну, а как дело обстояло с играми? Давайте посмотрим.
Для первоначального релиза было запланировано выпустить шесть игр. Но реально вышли только две из них. Это были игры Thayer's Quest и NFL Football. Игры состояли из нескольких отдельных компонентов. Первый из них – это специальный картридж, в памяти которого хранилась вся «логика» игры. Второй компонент — носитель аудио- и видеосигнала, как вы уже поняли, им был LD. Ну и остальные — мануал по игре, плюс специальная накладка для клавиатуры.

Вот так вот всё непросто! Идём дальше.
Итак, картридж. Он представлял собой 16Кб съёмной памяти ROM, где хранились данные, необходимые для правильной работы системы с конкретной игрой, ведь для каждой игры картридж был уникальный. Там же хранилась лексика игры, необходимые данные для синтеза и распознавания речи, данные об инвентаре, отображаемых очках и т.п.
На диске LD была записана вся анимация игры, а также звуковой ряд. Специальная накладка на клавиатуру использовалась, чтобы индивидуализировать клавиатуру в зависимости от выбранной игры. Клавиатура была небольшая, мембранного типа. Чувствительность у неё была довольно высокая, но она не особенно применялась непосредственно в игре, т.к. управление было голосовым.

Игровой процесс любой игры сводился в основном к наличию или отсутствию голосовой команды от играющего в определённые моменты игры. Перед началом игры игрок должен был произнести в микрофон слова «да» или «нет», которые сохранялись, а затем сравнивались с образцами голосов, предварительно записанных в память устройства, чтобы впоследствии Halcyon мог распознать команды от играющего. Микрофон в гарнитуре использовался с системой подавления шумов. Всё это вместе позволяло консоли распознавать любые голоса с довольно высокой вероятностью. При невозможности распознать команду, или же её отсутствии в течение некоторого времени, консоль предлагала повторить команду. Таким образом, в процессе игры при распознавании той или иной команды запускалась соответствующая анимационная сцена и звуковая дорожка. Кроме того, у консоли была предусмотрена система подсказок, которые генерировались в зависимости от ситуации. К примеру, в игре Thayer's Quest, консоль могла подсказать игроку зайти в правильную дверь, если он несколько раз подряд выбрал неверный путь (что приводило к его смерти).
Чтобы «разбавить» однообразие компьютерного голосового синтезатора, консоль могла произносить различные, но одинаковые по смыслу фразы. К примеру, она могла попросить игрока напечатать своё имя на клавиатуре, а могла попросить и произнести его.
Вот такая необычная консоль должна была выйти на рынок игровой индустрии в начале 1985 года. Но, к сожалению, будущее у Halcyon было печальным. Свою роль в её крахе сыграли различные факторы. Во-первых, как я уже писал выше, это слишком высокая цена. Далеко не каждый мог позволить выложить 2500$, пусть даже за такое технически продвинутое устройство. Во-вторых, это катастрофическое снижение популярности формата LD как носителя информации на фоне повсеместного распространения формата VHS (правда, фильмы на LD всё же выпускались вплоть до 2001 года). Ну и, в-третьих, это мировой кризис индустрии видеоигр, пришедшийся как раз на 1983-84 годы и приведший к банкротству многие компании по производству видеоигр. Не миновала эта участь и RDI Video Systems. Компания обанкротилась. По разрозненным данным известно, что в продажу вышло не более десятка экземпляров консоли Halcyon. Сейчас эта игровая система является раритетной и пользуется огромным спросом среди коллекционеров.

На этом позвольте закончить, надеюсь, было интересно!

P.S. Чтобы более полно ознакомиться с играми, которые готовились к выпуску для Halcyon, зайдите на страничку консоли, расположенную на сайте проекта Dragon`s Lair, где вы сможете услышать звук и посмотреть видео из упомянутых игр.
Обе игры, вышедшие для Halcyon, были выпущены на аркадных автоматах (в которых использовали LD), а впоследствии и на DVD. И теперь у вас есть счастливая возможность поиграть в эти и другие игры с помощью эмулятора лазерных дисков под названием Daphne. Ничего не напоминает? Да-да, это имя принцессы из Dragon`s Lair!
P.P.S. По иронии судьбы сама игра Dragon`s Lair не была включена в ассортимент игр, готовившихся к выпуску на консоли Halcyon, из-за проблем с лицензированием.
P.P.P.S. А по этой ссылке вы можете скачать запись передачи «Компьютерные хроники» («The Computer Chronicles») от 1985 года. В ней участвует Рик Дайер и вместе со своим коллегой представляет Halcyon в студии программы.
P.P.P.P.S. Название консоли произносится как «хэлсион»!

Автор: Destro
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 2163

Комментарии:

Оставить комментарий