Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Ретроигры как хобби

Ретроигры как хобби

«Мне двадцать лет,
И я бородат»

Anonimus Рунета


Нет, мне уже давно не 20 лет, да и бородатым я бываю лишь к концу многодневных поездок куда-нибудь за город, но буквально на днях осознал, что видеоигры для меня являлись и являются чем-то большим, нежели просто вид времяпровождения. Фактически, с момента появления сети Интернет, я стал даже больше увлекаться ими (по сравнению с детскими годами), а уж участие в проектах калибра «Romomania» и нынешнего «Re-Player» просто обязывает знать всё о ретроиграх, желательно к тому же в подробностях. Т.е. фактически жанр электронных развлечений стал для меня со временем своеобразным хобби.


Вообще, если призадуматься, в СССР игры стали появляться в массовом порядке лишь в конце 80-х (с отставанием от старушки-Европы лет этак в десять). Конечно, никакие Атари и NESы до нашей страны не доезжали (ну может только вместе с вернувшимися из загранкомандировки родственниками), поэтому в основной массе это были любительские игры или, как сейчас модно говорить, хоумбрю для отечественных БэКашек, Корветов, Микрош и иже с ними. Игры, привезенные на дискетках, расползались по рукам программистов с огромной скоростью, переписывались на сходках первых региональных ПК-сообществ (не забываем и о Спектрум-комьюнити!). Так что таким вот образом к 1991-му году очень много молодых людей, имеющих доступ к БК, приобщились к этим электронным забавам. Затем шло смутное постперестроечное время, когда было совсем не до игр, после – появление сначала Денди, которая, к слову, на Западе доживала свои дни как мейнстримовая платформа, а потом уж и Сега MD со SNES'ом прибыли на наш рынок. Т.е. с каждым годом выбор игровых платформ становился все шире, сами системы и игры – более доступными, а количество «приобщившихся» росло с каждым днем.

К чему я ударился в историю в предыдущем абзаце? А всё к тому, чтобы донести мысль, что всего в России и странах СНГ можно выделить четыре основных типа ретроигроков.
Первый тип – это древляне (ну а как еще можно назвать этих мамонтов). Ну, или БК-шники (от аббревиатуры БК – бытовой компьютер). По большому счету, сейчас это люди в возрасте от 25 до 40 лет, юность и молодость которых пришлась на появлении в СССР первых компьютеров, отечественного либо заграничного производства. БК0010/11б, «Корвет», «Микроша» (да и не стоит сбрасывать со счетов счастливых обладателей Amiga или компьютеров компании Atari) – вот они, иконы, которым молятся эти люди, решившие вспомнить былые годы и удариться в ностальгию, переиграв в уже давно подзабытые шедевры 80-х/90-х годов. Трудно сказать, что таких сообществ в Рунете – море. Но этот тип ретрогеймеров – один из самых «рукастых», поэтому в Сети можно зачастую наткнуться на свежие эмуляторы БК, а также всевозможный софт и игры, написанные уже в наши дни.
Второй тип – это Спектрумисты. Старина ZX Spectrum живее всех живых, а уж на просторах нашей страны он в популярности вряд ли кому сможет уступить. Пожалуй, равный бой с ним сможет выдержать разве что Dendy, но тут опять же – у этих систем совершенно разная аудитория: спектрумисты всегда славились своим творческим потенциалом – писали программки, создавали свои игры для любимой платформы, устраивали демо-пати, в то время как адепты Денди оставались и остаются потребителями конечного продукта – непосредственно самих игр. Так что сравнивать эти системы даже в рамках «кто кого круче» некорректно. Да и само сообщество спетрумистов живет и процветает, и в Рунете представлено огромным количеством ресурсов. Причем, средний возраст любителей Спекки колеблется от 17-ти до всё тех же 40 лет, ибо даже мои некоторые знакомые перешли с ZX на ПК относительно недавно – в конце 90-х. А ведь это, между прочим, солидный срок!
Третий тип – это Консольщики. Преданные японским видеоприставкам, несущие в себе консольный дух, и обязательно начинавшие в 199… затертом году с восьмибитной Дендюшки люди (хотя более молодые представители этого типа могли начинать своё знакомство с консолями с Sega MegaDrive или даже Сони Плейстейшн). Возраст - от 12 до 30 лет. Денди, Сега, Сони – вот их девиз! Вообще игровой путь любого консольщика прост как апельсин – начинал с Денди (Сюбора, Лифы и т.п. клонов), потом была Сега Мегадрайв, затем перешел на PlayStation (или же 3DO), ну а сейчас рубится либо в PlayStation 2, либо недавно перешел на XBox 360. Именно на этих игроках держатся ресурсы вроде Emu-Land'a (крупнейший портал Рунета, посвященный консольным ретроиграм), да и наш журнал, собственно, предназначен в первую очередь для них.
Ну и последний, четвертый тип ретроигроков – это ПК-шники (или ПиСишники). Это люди, ставшие в середине 90-х счастливыми обладателями полноценного, новенького (по тем временам), мощного, многофункционального IBM PC-совместимого персонального компьютера! Возраст представителей данного типа ретрогеймеров аналогичен возрасту консольщиков. Но, почему-то между консольщиками и писишниками давным-давно пробежала кошка и вряд ли можно найти в Рунете ресурс, на котором гармонично сосуществовали бы ярые приверженцы консольных и ПК-шных ретроигр.

Как вы заметили, каждый из четырех типов сообществ любителей ретроигр – отдельный мирок со своими законами, правилами, манерой поведения и общения. Библиотеки игр просто огромны и поначалу только что пришедшие новички теряются, пытаясь попутно вспомнить, как называлась «та самая, из детства» игра и осваивая настройки эмулятора. Вообще, я порой завидую этим самым новичкам, для которых «танчики» и «черепашки-ниндзя» до сего момента оставались лишь воспоминаниями. Ведь мы (участники эму-сообществ со стажем) давно уже прошли-перепрошли все старые видеоигры, разгадали все секреты, которые в детстве так нас интриговали. То самое волшебное обаяние ретроигр для нас уже исчерпано. Остались лишь геймплей старых добрых игр и чувство стремления к новому, неизведанному (например, такие платформы как Sega Saturn или же PC Engine до сих пор для большинства, уверен, остаются малоизученными).

Для многих ретроигры стали предметом коллекционирования. Кто может себе позволить раскошеливаться в месяц на несколько тысяч рублей за кусок пластика, тот охотится за лицензионными раритетами по электронным барахолкам типа e-bay.com. Некоторые предпочитают коллекционировать ромсеты и образы игр, посредством скачивания их с трекеров (например, с undergroundgamer’а). Кто-то давно уже увлекся созданием видеопрохождений, либо участвует регулярно в различных турнирах по ретрофайтингам. Одним словом, простор для увлечений широкий – собирай игры, проходи их, создавай свои собственные! Надоело? Прошел всю свою коллекцию вдоль и поперек? А как насчет МАМЕ – эмулятора аркадных автоматов? Те же игры, но в разы лучше (т.к. создавались с расчетом на вытягивания из плебеев денег). А как насчет того, чтобы окунуться в мир ZX? Там ведь тоже много чего вкусного даже для «не посвященного» бывает!


Вообще, ретроигры вызывают чувство ностальгии и желание «переиграть» лишь в том случае, если у вас в детстве было что-либо из выше перечисленных платформ. Т.е. отрок, взращенный на третьем «пне» вряд ли захочет возиться с играми для Амиги, а человек, чье детство прошло за джойстиком от SMD, не получит наслаждения от игр для Спектрума. Да и вообще, я заметил, что именно в школе закладывается пристрастие к той или иной платформе. Например в моем классе в 1994-1996 гг был целый бум на игры для Денди. Картриджи с играми постоянно циркулировали из рук в руки, да и мы сами зачастую ходили в гости друг к другу, чтобы порубиться в TMNT 2 либо Double Dragon 3. Занятно, но после этого бума Sega MD была лишь у меня одного во всем классе, соответственно и игр для этой платформы через меня прошло не более чем полторы дюжины. PSX не было вообще ни у кого! Зато в старших классах (1998-2000 гг) одноклассники на переменках вовсю обсуждали ПК-игры – у большинства моих сверстников, да и у меня со временем, в те годы появились первые персоналки.

Так что именно этот период и сформировал мой «ретроигровой вкус» - я обожаю Денди, люблю Сегу и «old-games» для ПК, но совершенно прохладен к таким платформам как Playstation 1 и Panasonic 3DO. Причем в случае NES, Sega и ПК мне интересно не только играть в хиты из детства, но и открывать что-то новое. То, что я в те годы упустил каким-то образом мимо. Вообще, реализовывать давние мечты – приятная штука! Помню, я всегда хотел пройти Prehistirik'a, в которого играл в гостях у друга – пожалуйста, запускаем DosBox и вуаля! Играем до посинения. Мечты поиграть в Червяка Джима (который так и не дошел до моей железной Сеги в то время) и Ninja Cats (приятель ни в какую не хотел мне одалживать картридж) также были осуществлены с легкостью! В детстве у меня никогда не было лайтгана (светового пистолета тобишь) – будьте любезны, VirtuaNES к вашим услугам: курсор мышки с лёгкостью превращается… Ну, в общем, вы меня поняли.

В Интернете вот уже на протяжении многих лет пополняются «сокровищницы» ресурсов, вытянутых из ретроигр. Коллекции спрайтов (как в форме стрипов, так и в форме анимированных gif-файлов), скомпилированные карты уровней, вся музыка и звуки из игр – настоящий фанат всегда найдет этому добру применение! Ну а ежели ко всему этому еще и руки не кривые, и голова варит, то можно создать даже полноценный ремейк (или продолжение) любимой игры детства. Для любителей покопаться в ромах тоже раздолье – с каждым годом ассортимент утилит класса «в помощь ромхакеру» ширится и множится. Изменить цвет комбинезона Марио, научить его прыгать в два раза выше, запереть Баузера в клетку из кирпичей и все это дело «засунуть» в РОМ – плёвое дело! А ведь раньше это было доступно лишь китайским пиратам, да программистам-самоучкам.

Вообще, что касается ситуации с ретроиграми в России, все не так уж и плохо. Особенно всплеск интереса к ним стал проявляться в последние годы. В интернете стали появляться видеообзоры старых приставочных игр, отечественные электронщики стали зачастую вплетать в свои треки звуки из ретроигр (а некоторые так вообще полностью реализуют свой творческий потенциал в тематике «ретро», например, сочиняя и проигрывая музыку на Геймбоях, посредством трекера LSDJ). В компьютерных журналах все чаще уделяют внимание ретроиграм, в некоторых так вообще появились постоянные колонки по данной тематике. Эмуляторы с NESовским ромсетом куда только не вшивают – и в русско-китайские клоны хендхелдов, и в DVD-плееры, и еще черт знает куда. На радиорынках и магазинах, торгующих электроникой, с легкостью можно прикупить новенькую Денди или Сегу (понятное дело, в виде клона) и гору картриджей в придачу. В то же время Dreamcast, Xbox или GameCube вы долго будете искать в магазинах – их попросту уже не продают. А вот народный хэндхелд GameBoy Advance еще долго будет продаваться повсеместно и наверняка «переживет» многих своих «старших братьев» вроде того же Кубика или Wii. О популярности платформ с надписью 8 и 16 бит говорить не приходится – всюду продающиеся китайские портативные Денди-Сеги ясно дают понять, что волна интереса к ретроиграм не только не утихла, но и снова выросла в размерах. Кто-то тут говорил, что многоядерный компьютер с шикарной «видяхой» убьет старые добрые приставки? Вот вам и ответ на ваш вопрос.

Так что давайте не забывать и стараться беречь то наследие, коим является огромная библиотека ретроигр. И не только собирать их на полочке, периодически стирая пыль, но и играть в них. Ведь наверняка у каждого из вас с определенной игрой связаны какие-нибудь воспоминания из детства. А это дорогого стоит, ибо без прошлого нет и никогда не будет будущего…

Автор: Макс Тарантул
Журнал: Re-player



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 1501

Комментарии:

Оставить комментарий