Навигация по сайту
Случайная игра

Вступай!!!
Облако тегов
Карманная Персональная Консоль

КПК#0: Предисловие

Здравствуйте! Прошу минутку внимания. Ну, две… ладно, десять. Сегодня на повестке дня в Romomania Test Lab не совсем обычная тема.

Если в рамках передачи «Сто к одному» провести опрос о причинах возникновения хэндхелдов, то среди ответов будет с большим отрывом лидировать один – мобильность… или, если хотите, «карманность» любимых развлечений. Истинно! В наш гиперактивный век всю жизнь в четырех стенах проводят только пенсионеры и хикикомори. Все остальные могут, хотят, или должны куда-то двигаться, где-то находиться… вне дома! В конце концов, родной дом – это место, куда всегда можно вернуться. А чтобы не преуменьшать ценность сего свойства, желательно вдобавок, чтоб человеку было откуда возвращаться домой. Иначе неинтересно.

Но в дороге тоже надо что-то делать, помимо дремы и философских размышлений о вечном. А скучнее всего порой в дороге бывает поклоннику видеоигр, который это время с бОльшим удовольствием провел бы, глядя не на мелькающие за окном березки (или что там еще мелькает), а на экран родного телевизора. Где показывают похождения червяка Джима, Синоби или Дональда Дака с его собственной режиссурой и постановкой трюков. А у игровых магнатов, поверьте, тоже душа болит: если клиент постоянно в разъездах, сколько же времени он НЕ проводит за приставкой! Значит, одну игру он будет проходить не в пример дольше, и за следующей в магазин пойдет не в пример позже. Непорядок-с.

Поэтому так повелось на стезе эволюции: за NES – GameBoy, за SNES – GameBoy Advance, за PSX – PSP, и даже многострадальная N64 реинкарнируется в миниатюрную DS.

Еще большую отраду для геймера (и гораздо меньшую отраду для производителей) представляет тот факт, что все вышеперечисленное в той или иной степени эмулируется. Как на компьютере, так и на консолях нового поколения. Равно как и на сопутствующих им хэндхелдах. Однако владельцам последних двух примеров и без эмуляции хватает чем заняться (надо как минимум для приличия пройти «родной» диск/картридж, за который отдал столько денег), а вот владельцам ПК приходится сложнее.
ПК с собой не унесешь. И в карман не положишь. Единственное спасение – обзавестись ноутбуком. Ибо там тоже Windows, и чаще всего тоже XP.

Впрочем, кроме ноутбука, который сам с некоторым трудом влезает в сумку, не говоря уж о кармане, есть и другие варианты.

Скажем, КПК. Если говорить, что КПК хорош для работы, это очень даже верно. Компьютер в миниатюре, как-никак. Но если говорить, что он хорош ТОЛЬКО для работы… по крайней мере, ни один ретро-геймер не поверит. Особенно после того, как собственными руками утрамбует на карту памяти больше тысячи ромов для NES, столько же ромов для GameBoy – и убедится, что суммарно вышеназванное богатство занимает менее 500 Мб.

Дело за малым – за эмуляторами. Тоже для Windows. Только уже не XP, а Mobile.

Эмуляторам для этой платформы, которые позволяют владельцу КПК сунуть в карман сразу несколько приставок и вагон картриджей к ним, и будет посвящен сей небольшой цикл статей.

Тем, кто берет КПК сугубо во имя священного ретро-геймерского долга.

Согласно гороскопу на всю эру Водолея и советам умных людей, подобная покупка предполагает ряд минимальных требований. Если в вашей свинье-копилке недостает сбережений на последнюю раскрутую модель по цене того же ноутбука (это уже называется «брать с запасом», в ожидании грядущей когда-нибудь эмуляции GameCube), купленный девайс должен иметь:
• ОС Windows Mobile 2003 и выше
• Процессор со скоростью 200 МГц
• ОЗУ объемом 50 Мб
• Экран с разрешением 240х320
• Джойстик и набор кнопок (судите сами, на чем вам будет удобнее играть, а количество клавиш для разных консолей вы уже знаете)

Дополнительно рекомендуется прикупить карту памяти объемом не менее 1 Гб (в комплекте, как правило, идет карта на 64-128 Мб). Для эмуляции PS лучше все 2 Гб, в силу «тяжеловесности» образов.

Карманная Персональная Консоль

Таковы, еще раз подчеркну, минимальные требования. Хотя разрешение экрана, по-моему, оптимальное – ведь оно прямо пропорционально размерам самого КПК, а нам этот агрегат еще в руках держать. Версия WM влияет на дееспособность и в большей мере – на совместимость. Но опять же, если покупать новую модель, а не секонд-хэнд пятилетней давности, то там все равно будет стоять минимум WM5. Частота и ОЗУ – те, на которых без проблем пойдет тот же GameBoy. На профильном эмуле типа GnuBoy. Если вы хотите объять весь нынешний спектр эмуляции на КПК (а он пока добрался до отметки в 32 бита), цифра в 400-500 МГц избавит вас от лишнего геморроя. Другие процессоры можно попробовать разогнать на 50-100 МГц с помощью того же Pocket Hack Master. Но в таком случае сохраняйтесь почаще и будьте к готовы к неприятной необходимости перезагружать зависшую систему путем извлечения аккумулятора (ни на что другое она не среагирует). А подобную процедуру… лучше не превращать в ритуал. Не все процессоры «разгоняются» с одинаковой легкостью.

А в нашей тест-лаборатории "белой крысой" стало устройство по имени Qtek G100 , чьи плюсы – относительно небольшой размер (не больше GameBoy Color) и не самое плохое расположение кнопок (четыре спереди, плюс джойстик, плюс одна сбоку). Поскольку он и выступает в качестве основного «полигона» для опытов, приведу его характеристики:
• Процессор Samsung SC 32442X33, скорость 300 Мгц
• OC WM5
• ОЗУ – 64 Мб
• Экран 240х320
Как видите, досье в рамках стандартов, процессор - "середнячок", что мы и будем учитывать при тестировании. Скорость эмуляции зависит как от процессора, так и от самого эмулятора (добавим еще такой фактор, как присутствие/отсутствие звука), в остальном КПК-эмуляция характеризуется в большей степени фактом запуска игры и успешного вывода графики на экран.

КПК#1: Мультиплатформенные эмуляторы

А начнем мы, пожалуй, со сладкого. По принципу «хацу все и сразу». Действительно, чего искать программы на каждую приставку в отдельности, если есть эмуляторы сразу нескольких платформ?
Другое дело, что выбор мультиплатформенных эмуляторов довольно ограничен. Особенно таких, которые совмещали бы эмуляцию консолей разной мощности. И в этом плане одна программа обращает на себя максимум внимания, являясь одновременно одним из лучших на сегодняшний день мультиплатформенных эмуляторов и WM-эмуляторов вообще. А зовут ее

MorphGear

Эмулирует: NES,
SNES,
Gameboy/Color/Advance,
Sega Mega Drive,
Sega Master System,
Sega Game Gear,
TurboGrafx-16

Эта прога в свое время наделала достаточно шуму, чтобы обзавестись собственным сайтом . Потом сайт закрыли на реконструкцию, а эмулятор переехал на родительский URL, где и обретается по сей день. Сразу грустная новость: на данный момент развитие софта крайне замедлено, последнее обновление являлось миру еще в начале 2006 года. Допускаю, что у авторов могут быть прблемы с финансами (программа «шароварная», а выражение «платный эмулятор» для народа звучит не менее парадоксально, чем «живой труп»). Или со временем. Ну, вы и сами знаете, как это бывает. В любом случае, на сегодняшний день мы имеем в распоряжении версию 2.4.0.9, с которой и будем возиться.

Секрет всеядности MorphGear – в использовании различных модулей, которые ставятся поверх «оболочки». Каждый модуль отвечает за свою платформу и создается на основе реально существующего эмулятора для PC. Многие плюсы и минусы работы проистекают как раз оттуда. Часть модулей бесплатна, другие работают в тестовом режиме, покуда не будет куплен и введен пароль на каждый из них. Куплен? Ага, щас… Чую, треть аудитории в этот момент параллельно с прочтением статьи полезла в Google… (см. предыдущий абзац.)

При запуске нас встречает неизвестная доселе картина Малевича «Черный прямоугольник». Прямоугольник можно по желанию сделать белым или загрузить свою картинку в формате BMP, как на рисунке:

Карманная Персональная Консоль

Физиономии на «воллпейпере» не зря кажутся малость сплющенными – программа подстраивает изображение под размер окна. Выше идет строка меню из иконок, над ней – нетронутая панель навигации. Таков «спящий режим», с которого все и начинается.

Прежде всего заглянем в настройки. А именно – в общие настройки (Global Settings).
Карманная Персональная Консоль

Display позволяет выбрать тип видеодрайвера (Auto по умолчанию, но для некоторых игр придется вручную указывать GAPI… предварительно установленный GAPI). Можно включить отображение FPS, отключить полноэкранный режим (обычно он вызывается одним тапом в центр экрана) и развернуть сам экран в нужную сторону. С Sound ничего особенного, а вот в меню Input следует обратить внимание на «Use Virtual Pad». Проследите, чтобы здесь стояла галочка, ибо экранный геймпад во многих случаях выручает, несмотря на мелкие кнопки. Правда, при эмуляции SMD он полезен не более пятой лапы у зайца, ибо сделан по образу и подобию SNES’овского.

В разделе Tweak обязательно отмечаем «Custom File Dialog» (значительно упрощает поиск и открытие файлов), при желании изменяем папку сохранения сейвов (по умолчанию они пишутся в память КПК). Сейвы бывают как предусмотренные самой игрой (если кто ими пользуется), так и внешние – до 10 на РОМ.

Также важны две следующие опции. «CPU Trottle» можно держать на медиуме, если вы играете только в 8-битные игрушки. Значение High может ощутимо сгладить шероховатости более мощных консолей за счет чуть большего расхода аккумулятора. Тоже относится и к Thread Priority – ничтоже сумняшеся ставим ее на Highest. Time Critical лучше не надо, это сродни попытке разгона процессора и ведет к тем же побочным эффектам.

Наконец, Appearance, где можно поколдовать над уже упомянутым фоном, и Owner Information, ограничиченная именем владельца устройства. Оно должно совпадать с тем, на который вы запрашиваете код модуля, иначе открыть ничего не получится.

На каждый модуль также есть своя страница настроек, практически одинаковая для всех. Там выбирается размер экрана, наличие и качество звука (заметьте, что Low – это далеко не всегда такой уж «лоу», а скорости может добавить ощутимо), вручную выставляется значение FPS и настраивается управление. Предусмотрены скины, но я ни об одном пока не слышал.

Ну и коль скоро сами разработчики уделили достаточно внимания каждой составляющей этой мозаики, последуем их примеру и мы – и протестируем их все по отдельности.

Эмуляция GameBoy Color
Модуль VGB 3.0

Модуль, к которому нет почти никаких претензий. Кроме одной – запускаются на нем не все игры. Будьте готовы не дождаться ничего, что следовало бы за блеклым экраном загрузки. Есть ромы, которые не хотят «пахать» дальше титульного экрана, или же выдают смазанную палитру. Се ля эмуляционная ви… Ставим в блокноте пометку «есть куда расти», в целом же – зачОт. Соотношение глюков к нормальной эмуляции – примерно 1 к 60. В индивидуальном порядке оно будет зависеть от вашего ромсета, реже – от настроек драйвера, и лучше быть заранее уверенным, что проблема не в самом файле. Если дело совсем плохо, программа прямо скажет о невозможности открыть данный файл (из вредности ссылаясь на недостаток оперативной памяти, независимо от причины) и приведет в доказательство консоль. Да, здесь есть и своя консоль. Правда, много информации из нее не почерпнешь, она отчитывается строго за тот период, когда процесс эмуляции шел нормально. Ну что ж, приметим и ее на будущее.

Карманная Персональная Консоль

Впрочем, если ром тормозит при загрузке – не спешите разочарованно переключаться на другой. Секунды полторы может уйти на загрузку… скина к игре. Эдакая своеобразная «компенсация» за возможные неудобства и за выставленный по умолчанию размер экрана. Да, если вы захотите играть на экране большего размера, лицезрением тематической «оболочки» придется пожертвовать. Картинка может быть статичной или чуть изменяться на протяжении игры (как в той же Another Bible, где суммарно представлено два скина).

Скины подключаются автоматически и НЕ аналогичны скинам самой программы (которые, если судить по экранам настроек, потенциально можно выбирать индивидуально на каждый модуль). Источник сего "богатства" - эмуляция Super Game Boy, но наличие скина-рамки зависит прежде всего от игры (но не от того, эмулируете ли вы обычный GB или Color), зачастую от локализации рома… но даже две версии одной игры, выпущенные в одном регионе, могут отличаться в этом плане. Так, к примеру, God Medicine эмулируется без скина, а вот в God Medicine FB он уже появляется.

Из настроек модуля наибольший интерес представляет опция Colorise – она влияет на скудную цветовую гамму ранних GB-игр. Не забудьте поставить галочку на Image Smoothing (я сделал это только недавно, а до этого все дивился, отчего в некоторых играх изображение начинает корчить из себя хамелеона). SuperGB Support - эмуляция того самого присной памяти переходника, который позволял играть на SNES в "геймбойские" игры, обрамляя их в красивые картинки для заполнения экрана; здесь опция отвечает за отображение тех самых картинок-скинов. Звук, насколько может себе позволить эмуляция маломощной консоли, обставлен с помпой. Можно безбоязненно держать его на отметке High, включать и отключать отдельные каналы и вообще чувствовать себя ужасно крутым. В каковом настроении мы и переходим к следующему модулю.

Эмуляция NES
Модуль iNES 3.0
Карманная Персональная Консоль

Ага, здесь экран побольше будет , так что скинов не ждите. В остальном разрешается прослезиться, увидев на экране наладонника до боли родного Марио. И прочих, и прочих…

А чтобы организм не слипся от такого счастья, добавим несколько ложек дегтя по вкусу.

Ложка дегтя №1: несмотря на то, что использовалась опять-таки далеко не бета-версия модуля, проблемы с эмуляцией те же. Или все, или ничего, или Пикассо. Пикассо ранний, голодный и злой. Ранит своим коварством Asterix – нам показывают безукоризненнные титульный экран и заставку. Однако при попадании на любой уровень вместо четких очертаний ландшафта получаем «аццкую» светомузыку, в которой неудачными аппликациями выглядят чудом уцелевшие спрайты живых объектов. В такие минуты кажется, что слово «маппер» на ретрогеймерском жаргоне скоро приобретет ругательный оттенок… Вместо Death race предлагается любоваться романтической чернотой экрана – похоже, что не только у PC-эмуляторов этот хитрый РОМ вызывает изжогу. В паре-тройке игр появляется глюк с управлением, когда игра идет, но на нажатия кнопок (реальных или экранных) не отвечает.

К счастью, под категорию «все» подходит абсолютное большинство игрушек. Хотя соотношение тут чудится в пределах 1 к 55. Впрочем, стоит ли нам дурить себе голову математикой? Подобный расклад верен в нашей Test Lab (где маниакально запускается один ром за другим из), но у пользователя, выбирающего игру наугад, шансы на неудачу гораздо меньше! Единственное подобие закономерности, которое удалось разглядеть: чаще проблемы возникают с многоигровиками и с японскими версиями головоломных (и не особо понятных без владения языком) игрушек. А Марио – он не подведет.

А теперь ложка дегтя №2: турбо-кнопок здесь нет и не предусмотрено!

Слыхал я краем уха, что оригинальная Famicom вроде тоже не обладала подобными атрибутами изначально. Значит, японцам привычнее играть в шутеры, медленно, но верно травмируя пальцы. Но простите, где тогда мелкие прыжки в платформерах? Очереди пуль в Contra и ее клонах? С вашего позволения, процитирую Станиславского: «НЕ ВЕРЮ!»

Но даже если это правда, а я – упрямый баран, не отнять того факта, что нам с вами турбо-кнопки гораздо привычнее. И их отстутствие в той же «Контре» весьма ощутимо.

И наконец, последняя ложка дегтя: эмуляции светового пистолета также не наблюдается. Хотя согласитесь, использование стилуса в таком качестве вкупе с небольшим экраном доставляло бы минимум азарта.

Эмуляция Sega Master System и Game Gear
Модуль: MasterGear 2.0
(на справочном экране дополнительно указывается версия модуля – 1.01)
Карманная Персональная Консоль

Единственный модуль, который отвечает за две плаформы. В принципе, если учитывать схожесть начинки у этих платформ (вплоть до обратной совместимости носителей), то особо удивляться нечему. Качество эмуляции, на фоне предудущих подопытных – более приятный сюрприз.

Впрочем, допускаю, что дифирамбы петь еще рано. Из научной вредности снова используем метод «прополки». Итог – сухие цифры: из 100 с лишним ромов SMS и 20 ромов Game Gear запустились и оказались играбельны… все. Ни зависаний, ни дребезжания SFX (кроме тех, что дребезжали, должно быть, и на самой консоли), ни графических глюков. Может, это и стоит за цифрами 1.01 в версии модуля? Дай Бог, чтобы со всем ромсетом было также, хотя в целом уже неплохо! Меню настроек не отличается от модуля iNES и посему не представляет интереса. Экран для Master System по умолчанию чуть уже, чем для NES, экран Game Gear - аналогичен Gameboy'евскому, но без намека на скрины. Хотя кто знает, может, мне они просто не попались?
Вот так, дешево, но стабильно. ЗачОт!

Эмуляция TurboGrafx-16
Модуль Hu-Go 2.00
Карманная Персональная Консоль

А вот этот, с позволения сказать, модуль способен здорово испортить настроение.

Вроде и основа для модуля не из худших, и сама консоль без особых вывертов... И драйвера два раза переключались вручную... И все без толку.
Вначале было протестировано четыре игры (на тот момент больше под рукой не было):
• Cadash [J]
• Kiki Kaikai [J]
• TAITO Chase H.Q.
• Samurai Ghost
Запустилась и показала себя играбельной лишь последняя.
Казалось бы, чего убиваться в начале теста, ужель черных экранов до этого не видали? То-то и оно, что черных экранов нет и в помине. Вместо этого первые две игры сразу "накрываются" вместе с эмулятором. В случае с Chase H.Q. нам дозволяется полюбоваться на заставку и вступление к первой миссии. Затем – та же история. И хуже всего – при последующем штурме с расширенным ресурсом в 50 ромов «Самурай-призрак» так и остался единственным триумфатором…

Притом все игры безукоризненно идут на ПК-эмуляторах, включая тот самый HuGo. Это обстоятельсво не дает возможности свалить проблему на устройство или файлы. Одна альтернатива: или экспериментатору КРУПНО не повезло с ромсетом, или эмуляция данной платформы, мягко говоря... недоработана. В любом случае, впечатление не из приятных. В эмуляторе сидит баг, и баг вредный. Дождемся ли мы версии, где он будет исправлен?

Samurai Ghost демонстрирует хорошую картинку и звук, разворачивается на экране едва ли не шире всех остальных платформ. Не все, как говорится, потеряно. Остается только ждать...

Эмуляция Sega Mega Drive
Модуль Generator 0.35
Справедливо настораживает использованная версия эмулятора – если даже более отточеные образцы не показывали в предыдущих случаях стопроцентного результата, чего ожидать сейчас?

«Предчувствия его не обманули». Жаль, искренне жаль, что разработчики не воспользовались (или не смогли воспользоваться) кодом всенародно любимых Kega и Gens. Может, таким образом хотели поддержать развитие эмуля, который и на WinXP эмулирует пока что далеко не все? В таком случае нам остается опять-таки надеяться на светлое будущее.

Тем временем в суровом настоящем выявляются черные и белые полосы. Увы, черных чуть больше. Да, совместимость с аппаратными возможностями в целом радует – при установке уже упоминавшейся Sound Quality на Low эмуляция проходит с нормальной скоростью на 300 МГц (а на отдельных форумах стращали, что ниже 530 – уже, мол, не то!). Однако совместимость с играми очень невысока. Слишком уж часто при тестировании эмулятора мы сталкиваемся с «черным экраном», уже знакомыми безобразиями по графической части… А вылеты из программы обильно посыпают солью оставленные от результатов Hu-Go раны. Особенно противоречивые чувства будут раздирать поклонников знаменитых игровых серий. Нормально эмулируется Sonic the Hedgehog III и в то же время элементарно не справляется с воспроизведением SFX Sonic Spinball. Не вызывают нареканий вторая и четвертая части Phantasy Star, зато попытка загрузить третью возвращает нас несолоно хлебавши на экран Today. Почти стабильно идет Shining Force II, но графика в ее приквеле – зрелище не для слабонервных…
Карманная Персональная Консоль

Опять же, экран. Здесь и только здесь мы получаем экран, который по умолчанию НЕ вписывается в «стандартные» 240х320 пикселей . По крайней мере, в портретном режиме. Увеличить можно, но дальше некуда. Приходится пользоваться опцией Auto Scale, но тогда получается, наоборот, довольно мелко. Поменять ориентацию экрана мешает мысль, что тогда не будет появляться стандартный экранный геймпад. С другой стороны, от него не так много пользы! Да, эмуляция SMD не в последнюю очередь требует достаточного количества аппаратных кнопок. Ведь программа назначает раскладку по стандарту, и не удивляйтесь, если некоторые клавиши окажутся записаны под абсолютно неизвестным вам (и вашему наладоннику) кодом. Верой и правдой служащий нам в данный момент Qtek может быть полезен только в «трехкнопочных» играх. Экранные кнопки, повторю еще раз, не помогут, их не переназначишь. На SNES есть кнопки А, В, Х и Y. Аналогично распределяются одноименные клавиши «сеговского» джойстика, а С и Z попросту остаются за бортом.

Ну, что здесь еще сказать? Если ваш приоритет в эмуляции – Сега, то при покупке КПК не забудьте сосчитать кнопки на нем. И оценить их расположение. Так, чтобы хватило, скажем, на шестикнопочный Mortal Kombat III Ultimate (который – и я надеюсь скрасить этим печаль хотя бы некоторых читателей – оказался в числе «стабильных» ромов).

Эмуляция SNES
Модуль Snes9x 1.43-WIP
Карманная Персональная Консоль

А вот здесь уже есть отчего воспрять духом. Наконец-то имя, которое заслуженно у всех на слуху! Причем версии 1.43 (лично я до сих пор пользуюсь версией 1.39 – и то никаких жалоб не имею).

Во второй раз после знакомства с модулем MasterGear можно вновь употребить выражение «стабильная эмуляция». Звук, графика, управление – ни один из протестированных ромов не вызвал сложностей в этом плане. Что касается скорости… Многое опять же решается, если разумно соотнести возможности процессора с обилием звуковых настроек. Еще одна немаловажная деталь – опция Max ROM Size. Игры размером в 8 Мб на консоли встречаются, мягко говоря, не часто. Однако именно такой параметр, судя по всему, помогает избавиться от большого торможения в ромах наподобие Final Fantasy IV . Плюс убавляем звук до значения Low – и играть можно без помех. А Нобуэ Уэмацу все равно можно хоть на патефоне слушать – впечатлений не убудет.

Эмуляция Gameboy Advance
Модуль VGBA 3.0

Последний штрих в портрете MorphGear, последний и самый серьезный рубеж, поскольку говорим мы в данном случае о тридцатидвухбитной консоли.

Конечно, основной камень преткновения для эмулятора (не важно чего и на чем) – это графика. Адванс выдавал и выдает видео в основном на 16 бит, так что проблем тут заведомо меньше, чем с той же Playstation. Однако даже при таких условиях игры с их объемами и примочками здорово напрягают процессор. И не забудьте о способности программы все ромы (включая GBA) открывать из архивов! Этим может похвастать пока далеко не каждый эмулятор на КПК. Хотя извлечение из архива мало что изменит. Как и изменение качества звука в данном случае.

С некоторой долей сожаления констатируем: 300 мегагерц в данном случае маловато. То есть будет и видео, и аудио, но – с разной степенью прерывистости. Опять же, на игровой процесс это будет влиять по разному. Даже некоторые «гоночные» игрушки вроде F-Zero и диснее-пиксаровской Cars оказываются довольно играбельны при таком раскладе.
Карманная Персональная Консоль

А вот там, где графические мощности хэндхелда были задействованы на полную катушку, с применением 3D, все становится гораздо сложнее. Driv3r поддается игре, хотя и с ярко выраженным эстонским акцентом – однако звук отказывается эмулироваться напрочь. Похожим образом обстоят дела в Starsky & Hutch и Crazy Taxi (которые используют аналогичное сочетание трехмерной графики и не ограниченного строго сценарными рамками игрового пространства), и в 007 – Nightfire, представляющей из себя классический FPS. И в силу характеристик используемого девайса уже нельзя с точностью сказать, объясняется ли это недостатком самого модуля или же просто бессилием «железа».

Еще, возможно, кому-то понадобится увеличить размер экрана – он, кажется, узковат, особенно в сравнении с остальными модулями. Видимо, также предназначался главным образом для горизонтальной развертки. Равно как и его прототип, впрочем.

Зато радует совместимость с большим количеством ромов. Конечно, подвергнуть модуль тщательной экспертизе, как его «родственника», не удалось (ромсет пока гораздо скромнее, нежели на GB/GBC). И все же из ста с лишним ромов, которые запускались на эмуляторе, не капризничал ни один. И кнопки все удалось пристроить.

Общая оценка: 4 И я жду не дождусь времен, когда мы все сможем с чистой совестью поставить будущим версиям твердую пятерку. Только бы эти версии были. А то еще пару лет молчания – и мы, вконец прослезившись, пойдем оплачивать эти несчастные модули уже в качестве гуманитарной помощи.

А теперь об альтернативах. Конкретнее, об одной и единственной, но зато бесплатной. И весьма любопытной на первый взгляд. И весьма странной на второй, третий и все последующие. Речь идет о

YameCE

Эмулирует: NES,
SNES,
TurboGrafx-16,
GameBoy/Color

Карманная Персональная Консоль

Знакомьтесь: имя – YameCE, разработчик – Smart Solutions, дата выхода и сайт пожелали остаться неизвестными. В силу последнего обстоятельства программа бесплатно распространяется по городам и весям Интернет-пространства в виде установочного CAB-архива или голого EXE-файла. Установка из архива дает довесок в виде пары NES’овских ромов на пробу и таинственное приложение “keyboard_bs”. Назначение и природа последнего также неизвестны, хотя все антивирусные программы к нему также претензий не предъявляют. Да и вообще много загадочного в эмуляторе, который в режиме ожидания сворачивает строку навигации КПК на самый низ и вверх ногами, а в диспетчере задач отображается как сугубо «TG-16 Emulator»! А режим ожидания здесь сам по себе с вывертом: вместо картинки или статичной черноты геймеру предлагается скоротать время за… с позволения сказать… одним из самых укуренных клонов Space Invaders. Почитать, что ли, справку? Еще один сюрприз: в графе Help нас ожидает остроумное «Please help me».

Остроумие – это хорошо, но вкупе с бесплатностью программы начинаешь настораживаться. Тем более, что по всему Интернету ходит одна и та же версия – 0.38g.
Карманная Персональная Консоль

Приглядимся повнимательнее. Интерфейс здесь неплохой , большинство опций доступно в несколько тапов. Однако при выборе рома выясняется, что система сканируется «дедовским» (по меркам КПК-индустрии) способом – читается весь список каталогов, и лишь затем можно как-то отфильтровать его. Проблема в том, что даже последняя фильтрация не сохраняется в памяти, заставляя игрока каждый раз тратить время при переключении игр.

Судя по списку, эмулятор распознает ромы NES, GB, PCE (ROM) и звуковые файлы в формате SND. На самом деле читаются также ромы SNES и GBC. Причем любой файл необходимо предварительно извлечь из архива, если он был запакован. Программа ясно «видит» ZIP-файлы, но запускать их отказывается.
Карманная Персональная Консоль

Впечатление создается такое, что эмулятор и впрямь затачивался в первую очередь под PC Engine. Об этом свидетельтвует и схема в настройках управления , и развернутые параметры эмуляции для этой консоли, вплоть до изменения частоты эмулируемого (не КПКшного!) процессора. Экран «углубленных» настроек для той же NES выглядит настолько скромнее, что и углубляться некуда. На SNES их (настроек) нет вообще. Что ж, картина самая что ни на есть радужная, учитывая редкость эмуляторов TG-16 для WM… Цены бы не было этой проге, если бы… если бы все еще и работало.
Карманная Персональная Консоль

На практике она умудрилась поставить нашу Test Lab в неловкое положение. Попробуй-ка опиши процесс эмуляции, когда ровным счетом ничего не эмулируется! Лишь Kiki Kaikai порадовал титульным экраном на одной частоте, а Chase H.Q. – на другой. Во всех остальных случаях – пустой экран. Причем программа о чем-то напряженно думает, забывая отправить игрока на очередную партию в «космическо-ковбойский» макабр. Чаще всего додумывается до того, что звисает сама и полностью отключает звук на всем устройстве. Последнее касается системы и тех медиапроигрывателей, что покрепче; те, что послабее, вообще отказываются читать что-либо звукосодержащее до вынужденно-спасительного Soft Reset. Как видите, результаты еще хуже, чем в MorphGear! Можно, конечно, сослаться на особенности разных устройств (в коем аргументе всегда есть доля истины) – но боюсь, что дело в зловещих цифрах 0.38. Которые g. Поди гадай теперь, что обозначает эта «g»…
Карманная Персональная Консоль

И ведь видно, что писалось все претенциозно, с размахом! Есть тут и обширная сэйв-система, и функция снятия скриншотов, и запись звука в двух форматах, и опции сетевой игры… В смысле, в настройках есть. Первые три пункта работают и сейчас. Насчет последнего ничего пока не ясно. Как и насчет некоего подобия будильника, который прикрутили к GameBoy. Но ведь старались люди!
Карманная Персональная Консоль

Хорошо, попробуем остальные консоли. В случае с GameBoy и NES уровень совместимости почти совпадает с модулями MorphGear. Вплоть до того, что оба эмулятора с готовностью выкладывают скрины к GB-играм и стопорятся все на тех же многоигровиках и головоломках для NES. Правда, с некоторыми отличиями: в том же «Астериксе», например, большая часть пейзажа «уцелела». Отсутствие персонажа на скриншоте – это, к слову, глюк не эмуляции, а встроенного скриншотмейкера – в отдельных случаях он и GB-скины умудряется стирать напрочь.
Карманная Персональная Консоль

В чем YameCE выигрывает уже сейчас, так это в настройке турбо-кнопок (Auto Fire). Причем на отдельных «джойстиках», которые можно по своему усмотрению подключать на время каких-нибудь воздушных баталий. И играть себе с комфортом… Покуда игра неожиданно не зависнет. С последующей знакомой нам схемой «глушения» всего устройства.

А большинство протестированных ромов висло на пятой или на десятой минуте игры. Пара штук стойко держалась все двадцать. Но, по-видимому, эта «радость» носит абсолютно спонтанный характер.

Карманная Персональная Консоль

Наконец, то же самое мы наблюдаем в играх для SNES. Кстати, программа с большим скрипом открывает объемистые ромы. SFX в них не слышно вообще, а результат в конечном итоге один.

Общая оценка: 2 Вот уж действительно: кто-нибудь, please help him! Или “her” – не знаю, кто именно стоит за этими трагическими строками в разделе «Help». Если авторы выйдут из продиктованной обстоятельствами спячки и реализуют все заявленное в меню хотя бы наполовину – в нашем распоряжении будет ДВА хороших мультиплатформенных эмулятора. А пока – нам остается все то же. Ждать и надеяться…

Или же попытать счастья с эмуляторами отдельных консолей. О которых я, с вашего позволения, расскажу в другой раз.

Автор: Ник Хантер
Журнал: Romomania



Вернуться
  • Комментарий: 0
  • Просмотров: 1973

Комментарии:

Оставить комментарий