Перейти к содержимому


Фотография

Анализ звука (PSG и FM сравнение, качество звучания)

Genesis sega mega drive PSG FM Yamaha Texas Instruments SN76489 YM2612 YM3438 канал

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 11

#1 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 13 Октябрь 2015 - 07:47

Список других тем в категории:
 
- Обзор ревизий консолей SMD/Genesis (основная тема раздела)

- Фотографии материнских плат SMD/Genesis
 
- Видео игрового процесса (композитное соединение)
 
- Mega AMP - универсальная звуковая схема для SMD/Genesis
 
- Идентификация начинки SMD/Genesis по серийному номеру

- Моды для SMD/Genesis консолей

 

- Количество проданных 16-битных консолей Sega

 

- Разгон центрального процессора Motorola 68000
 
- Фоновый шум консолей SMD/Genesis
 
- Помощь в покупке консолей SMD/Genesis
 
FAQ по SMD/Genesis

 
 
 
 
В этой теме я обращу внимание не столько на качество звучания PSG и FM каналов, сколько на то, каким образом и в какой мере производители игр использовали возможности аппаратной части консоли Sega.
 
Для этой задачи в качестве базы используется круто "прокачанная" консоль Genesis-2 VA1.8 USA (Indonesia,SKA2195D,315-5660-02,BA1032AF,MC68H) - AD51054819, у которой были заменены как штатные ОУ, так и штатный видео кодер. Теперь её можно описать вот так:
 
Genesis-2 VA1.8 USA (Indonesia,CXA2075,315-5660-02,OPA4134UA,MC68H)
 
 
Но самое главное, что было сделано, так это комплексная работа по анализу звуковой схемы VA1.8 платы, в результате чего сделан моддинг, который позволяет выводить и записывать звук в следующих вариантах:
 
1). Только PSG канал напрямую из чипа SN76489 (моно).
 
2). Только FM левый или FM правый каналы (или оба вместе) напрямую из главного чипа (в составе которого находится FM логика Yamaha YM3438) до их усиления и искажения операционными усилителями (ОУ).
 
3). Только PSG канал через mini-DIN разъём (моно), отдельно слева или отдельно справа, а также микс (так как PSG - моно канал, то в случае микса один и тот же поток разносится на два канала)
 
4). Только FM левый или FM правый каналы (или оба вместе) через mini-DIN разъём.
 
5). Ослабление чистого PSG канала из чипа для того, чтобы попасть в тон с тихими FM каналами, выводимыми напрямую из Yamaha чипа (реализуется посредством "переменника", который можно крутить и в режиме реального времени уменьшать громкость PSG).
 
6). Возможность комбинации FM и PSG каналов по приведенным выше вариантам, чтобы получить возможность отсекать лишние источники звука. Это пригодится для анализа звуковой схемы игр и поможет ответить на вопросы:
 
- Используется ли вообще в игре PSG часть?
- Каково соотношение PSG/FM частей звука в определённом треке игры или в заставке?
- С какого момента производители стали использовать PSG чип?
- Используется ли PSG в признанных эталонными и красивыми играх или отдельных треках?
- ... и т.д. и т.п.
 
После анализа всех игр (кроме спорта и простеньких паззлов) из OMONIM's сборки последней ревизии можно сделать вывод об использовании PSG канала играми. Под спойлером список тех игр, в которых этот канал используется. Условные обозначения:
 
Название игры (!) - все или почти все треки игры используют простой/обычный PSG
Название игры (!!) - особо выдающееся сопровождение со сложным и очень красивым PSG
Название игры (!!!) - это просто верх совершенства
Название игры (?) - PSG есть в треке первого уровня, дальше протестировать не получилось или просто не было на это времени
Название игры - есть некие неявные намёки на использование простых PSG звуков в музыкальном сопровождении
 

Игры, активно использующие PSG:

 
 
Для того, чтобы хотя бы очень приблизительно понять, что же такое PSG и нужен ли вообще качественный PSG канал в общей звуковой схеме, предлагаю скачать специально записанные видео, у которых левая звуковая дорожка является чистым левым FM из чипа Yamaha YM2612, а правая - чистым PSG. Качайте файлы и обязательно прослушивайте их в наушниках для правильного понимания PSG.
 
Также предлагаю посмотреть (качество не очень хорошее, так как Yotube перекодирует данные при импорте видео) или скачать и проанализировать видео файлы, записанные отдельно только с FM каналами без PSG части, а также видео тех же игр, но уже только с PSG каналом без FM части:

 

Только PSG часть

 

Только FM часть

 

Наверное, теперь совершенно точно становится понятно, что без качественного PSG канала в играх, активно его использующих, обойтись просто невозможно!

 

 
Сравнение качества звучания на VA2.3 платах в играх с активным использованием PSG.
 
Ниже для сравнения представлены записи нескольких консолей с платами VA2.3: стоковой без изменений, с проделанным PSG Fix и с установленным Mega AMP, а также для сравнения записаны видео ещё для двух консолей: первой модели SMD-1 JAP VA4 и второй модели SMD-2 JAP VA0):
 
- Genesis-2 VA2.3 USA (Malaysia,SKA2195D,315-5685,MC68H) - 452026492 (стоковая плата, без фиксов, композит)
 
- Genesis-2 VA2.3 USA (China,CXA1645,315-5685,MC68H) - 752152456 (PSG fix, CXA2075, S-Video)
 
- Genesis-2 VA2.3 USA (China,CXA1645,315-5786,MC68H) - 752066016 (Mega AMP, S-Video)

 

- Genesis-2 VA3 USA HAL (China,SKA2195D,315-5660,MC68H) - 163060941 (стоковая плата, композит)

 

- Genesis-2 VA4 USA (China,CXA1645,315-5960) - 164231335 (стоковая плата, композит)
 
- SMD-1 JAP VA4 (Japan,CXA1145,SCN68) - A10106538 DIN-Mono и Stereo_Vol10 (стоковая плата, композит)
 
- SMD-2 JAP VA0 (Japan,MB3514,315-5487-10,BA10324AF,MC68H) - G30014081 (стоковая плата, композит)
 
 
Рекомендация для сравнения прежняя: обязательно качайте видео и слушайте локально в любом плеере без использования эквалайзера. Не нужно рассчитывать, что web плагин Облака сможет точно воспроизвести музыкальную часть клипов.


Сообщение отредактировал omonim2007: 18 Сентябрь 2017 - 09:00

  • 2

#2 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 13 Октябрь 2015 - 10:57

Beyond Oasis Intro (только PSG через mini DIN):

 

 

 

 

 

Sonic 3D Blast (только PSG через mini DIN):

 

 

 

 

 

Streets of Rage 1 (только PSG mini DIN):

 


  • 0

#3 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 29 Октябрь 2015 - 19:12

Проведено полное тестирование почти всех игр (кроме папок Sport и Mini Games) на наличие активного использование PSG канала в музыкальных треках. Если в игре PSG используется только для эффектов (например как в игре Earthworm Jim), то их я не вносил в список. Считаю, что пережить "чвяк", "брым" или "бздынь" вполне можно, а вот слушать искажённую музыку во время прохождения - занятие далеко не из приятных. Список игр в шапке темы.

 

Получается, что в перечисленных играх консоли Genesis 2 с платами VA2/VA2.3 будут очень плохо звучать из-за проблем с тихим PSG, VA0...VA1.8 также будут плохо звучать по FM части, но уже во всех играх платформы, а идеальный вариант для запуска любых игр - консоли Genesis 2 с платами VA3/VA4.

 

Надеюсь, этот список будет полезным для всех, кто ценит качественную музыку.

 

Условные обозначения:

 

Название игры (!) - все или почти все треки игры используют простой/обычный PSG

Название игры (!!) - особо выдающееся сопровождение со сложным и очень красивым PSG

Название игры (!!!) - это просто верх совершенства

Название игры (?) - PSG есть в треке первого уровня, дальше протестировать не получилось или просто не было на это времени

Название игры - есть некие неявные намёки на использование простых PSG звуков в музыкальном сопровождении


  • 0

#4 kudrill

kudrill

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 34 сообщений
  • ГородСПб

Отправлено 18 Январь 2016 - 23:11

Было бы очень интересно послушать Sonic 3D Blast на VA2.3, чтобы понять на примере эталона, насколько действительно можно говорить, что на ней серьёзно искажён звук из-за несбалансированной PSG части... Можно будет записать? А то везде только первый Соник и с Наклс.
  • 0

#5 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 19 Январь 2016 - 05:04

Да, хорошо, запишу.

Я сейчас занят доведением до ума ромсета SNES, потом смогу это сделать.

 

Если вдруг через 5-6 дней ещё ничего не будет - пни меня сообщением ))


  • 0

#6 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 19 Март 2016 - 06:12

Было бы очень интересно послушать Sonic 3D Blast на VA2.3, чтобы понять на примере эталона, насколько действительно можно говорить, что на ней серьёзно искажён звук из-за несбалансированной PSG части... Можно будет записать? А то везде только первый Соник и с Наклс.

 

Я не просто сравнил качество звучания на примере одного трека, а провёл большое исследование с целью определения качества организации PSG части в звуковой схеме на плате VA2.3 (всё будет характерно и для консолей с платами VA2) по сравнению с несколькими другими консолями. Надеюсь, теперь все вопросы над "i" будут окончательно расставлены.

 

Слушайте и решайте для себя сами, насколько критично "проседание" PSG канала в деле качественного звучания.

 

Моё мнение не изменилось: Genesis 2 VA2.3 (S-Video мод) + Mega AMP рулят! Именно такую консоль должен иметь каждый ретрогеймер, считающий себя отъявленным поклонником 16-битного чуда от Sega.


  • 0

#7 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 20 Март 2016 - 07:42

Добавил видео на youtube с: отдельно FM каналами и отдельно PSG каналом.

 

Теперь можно сравнить нужность каждой из частей


  • 0

#8 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 28 Март 2016 - 05:37

Добавил для сравнения PSG<->FM звуковой части в новых играх ещё две консоли:

 

- Genesis-2 VA3 USA HAL (China,SKA2195D,315-5660,MC68H) - 163060941 (стоковая плата, композит)

 

- Genesis-2 VA4 USA (China,CXA1645,315-5960) - 164231335 (стоковая плата, композит)

 

В принципе, считаю на этом миссию по сравнению качества звука почти выполненной. За всё время исследования на вторые модели мы обратили максимальное внимание, на первые - достаточное внимание. Я надеюсь, что среди вас нет желающих покупать первые модели ради моддинга звука (да-да, есть у всех первых моделей небольшой грешок, о котором я ещё не упоминал, но мы всё же оставим их эталоном, с которым нужно сравнивать все последующие ревизии начиная с VA7 плат первых моделей)? Сам я отношусь к большой категории ретро фанов, кто склонен считать нормальные ревизии первых моделей эталоном, которым никакое хирургическое вмешательство не нужно ))

 

Может быть единственное, что ещё добавлю, так это дополнительные тесты в новых играх для японских первых моделей с платами VA0 или VA1. Но, это будет позже, пока таких консолей нет в наличии.


  • 1

#9 kudrill

kudrill

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 34 сообщений
  • ГородСПб

Отправлено 31 Март 2016 - 23:07

Начну с того, что выражаю глубочайший респект проделанной работе! Я действительно под впечатлением!!

 

Все хотелось обстоятельно засесть за прослушку этой темы и наконец выдался свободный вечер :lol:.

Конечно самое крутое - это было прослушать спецвидео с разделением каналов!! Супер-полезная вещь для анализа темы. Теперь хоть стало понятно, что из себя представляет FM, а что PSG часть)). Рекомендую всем слушать вначале именно эти видяхи, т.к. затем намного проще отследить и выделить те места, где нужно искать потенциальные различия в звучаниях конкретных игр на разных ревизиях.

 

Для меня самым эталонным сравнением из того что записано стал RoadRash3. На мой взгляд, именно на нем очень явно заметна приглушенная PSG часть, от чего музыка игры на стоковой VA2.3 в целом звучит действительно по дурацки. Особенно после того как просмотреть спецвидео с разделением, где четко слышно как сильно включается PSG, и какая сложная мелодия по нему выдается. Начинается она с 43й, а затем еще круче усиливается с 56й секунды! Когда запускаешь стоковый VA2.3 после VA3/4 или пофиксенных плат - всё совсем так. Особенно в этих местах. А в самой игре отчётливый показатель - это громкость свисточков в мелодии первого уровня. На стоковой VA2.3 всё очень тихо.

 

Еще послушал HeavyNova, Pocahontas, QuackShot. Первая - на BA10324AF - ну это просто мозг на тёрку. Реально, почётное звание эталона плохости звучания заслужено на100% ;) А вот на VA2.3 мне показалось не так разительно отличается. Pocahontas - тоже не явно. QuackShot - музыка почти восьмибиточка))) хотя на ней тоже могу сказать, что VA 2.3 совсем по-другому звучит в сравнении VA3/VA4. Но поскольку звучание восьмибитное - непонятно, хуже ли оно. Просто другое.

 

К каким играм ещё стоит прислушаться??

И у меня остался вопрос: а как же Sonic3D Blast))? Что его не записал для сравнения? Или где-то в другом месте есть?


  • 0

#10 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 01 Апрель 2016 - 05:32

Спасибо за развёрнутый ответ!

Надеюсь. что вся проделанная работа поможет каждому фану Sega сделать правильный выбор!

 

Видео с Соником доступно просто по ссылке на общую папку с видео здесь, (в подпапке PSG), надо в списке выбрать стоковую плату с серийником 452026492. Ну и скачать таким же образом файлы у соседних консолей с VA2.3 платами.

 

Эта, кстати, моя самая редкая и дорогая консоль, она уже продана ((

Всё-таки в Малайзии умели собирать как надо - ни полос, ни радуги (почти), отличная консоль получилась!


  • 0

#11 Петр

Петр

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 18 сообщений

Отправлено 08 Январь 2017 - 14:54

omonim2007

Перезалей пожалуйста записи звучания стоковой  SMD-2 JAP VA0, увы недоступно.


  • 0

#12 omonim2007

omonim2007

    Продвинутый пользователь

  • Журналисты
  • PipPipPip
  • 1 452 сообщений

Отправлено 08 Январь 2017 - 16:14

Подправил.

Странно, что ссылка не работала...

Ничего особенного за последние полгода не делал ))


  • 0





Темы с аналогичным тегами Genesis, sega mega drive, PSG, FM, Yamaha, Texas Instruments, SN76489, YM2612, YM3438, канал

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика